Русская архитектура xv xvii вв кратко

Обновлено: 02.07.2024

Город Владимир долгое время был столицей. Москва была все это время пригородом.

Но в стечении обстоятельств Москва начнет застраиваться. Первое и главное сооружение — кремль. Москва строится на стечении двух рек. Москва начинает развиваться радиально-кольцевой системой.

Самый первый этап строительства был в дереве. Стены кремля были деревянные, с дозорными башнями. Стены стояли на утрамбованном грунте. Вся Москва того времени была построена из дерева. К 15 веку в Европе уже была готика, а у нас деревянное зодчество — символ сохранение традиций.

Следующий этап — белокаменная Москва. Стены стали возводить из белого камня.

Некоторые храмы стали тоже строится из белого камня. Контраст между старым деревом и белым камнем. Первые храмы напоминали архитектуру Владимира.

В конце 15 века белокаменный кремль перестраивается. Ставится красно-кирпичный кремль. Строили его итальянцы. Сохраняется преемственность в стенах кремля — сохранялась конфигурация башен. Ближе к 17 веку в Москве появляется новое кольцо — китайгородское. Оно ниже, чем стены кремля, но они широкие и массивные.

Фортификационный прием — расширение к низу. Предполагалось, что чем больше граней, тем больше возможностей для отражения атаки.

белокаменный кремль

белокаменный кремль

  • Получить ссылку
  • Facebook
  • Twitter
  • Pinterest
  • Электронная почта
  • Другие приложения

Русское деревянное зодчество 15-17 вв.

  • Получить ссылку
  • Facebook
  • Twitter
  • Pinterest
  • Электронная почта
  • Другие приложения


Жилые постройки зажиточных крестьян представляли собой несколько отдельных срубов, объединённых между собой холодными сенями. К ним же примыкали и хозяйственные постройки. Избы обычных ремесленников мало отличались от обычных крестьянских, а дома более богатых ремесленников - от более богатых крестьянских.

В отличие от каменного, деревянное зодчество решает свои задачи не средством декоративного убранства, а сложным композиционным сочетанием различных по объёму и характеру форм. Ясные и лаконичные формы деревянного зодчества давали возможность строителям быстрее, чем в камне, ставить и решать композиционные задачи.

Дворец имел 270 комнат и состоял из 7 связанных переходами хором - для царя, царицы, царевича и 4 царевен. Поставленные на подклет хоромы имели 2 и 3 этажа, при этом верхний каркасный этаж служил летним помещением. Хоромы царя были трёхчастные - сени с крыльцом делили их на жилую и парадную половины, остальные хоромы были попроще. Дворец окружала каменная ограда, поэтому он был виден только по частям, что создавало ряд сменяющихся картин. Фасады хором были обшиты тёсом, в подражание каменным стенам. Нарядность дворца усиливалась применением раскрашенной объёмной деревянной резьбы - окна 2 этажа имели наличники с разорванными фронтончиками, широко применены резные галереи и детали дверей, крыши разнообразных форм. Деревянная резьба дворца в Коломенском - результат творчества белорусских мастеров, работавших во 2/половине 17 в. у русского царя Алексея Михайловича, она является непревзойдённым образцом деревянной барочной архитектурной резьбы. (КАК СКАЗАЛ С.ПОЛОЦКИЙ - 8 ЧУДО СВЕТА).


царский дворец в селе Коломенском - первоначальный вид

План первого этажа дворца

К сожалению его первоначальный вид до нас не дошел, то было принято решение в 1990 году воссоздать дворец. Опытные специалисты исследовали сохранившиеся фундаменты и провели археологические работы. Но так как за истекшее время на месте бывшего дворца образовался природный комплекс и выросли многовековые деревья, то было принято решение перенести строительство на территорию деревни Дьяковское .
Современное строение представляет собой своеобразный макет Дворца Алексея Михайловича выполненный в натуральную величину. Все строительство выполнялось по чертежам, сделанным по приказу Екатерины II. Новое строение не является полностью деревянным: все его конструкции железобетонные и монолитные, которые затем покрывались брёвнами. Нарушена ориентация относительно сторон света. 4 сентября 2010 года состоялось открытие Юрием Лужковым воссозданного дворца царя Алексея Михайловича в Коломенском.








Своеобразные композиционные приёмы, выработанные народными мастерами деревянного церковной архитектуры, оказали влияние на развитие монументальной каменной архитектуры, особенно в 16 в. Деревянное зодчество 17 в. предстаёт даже как более сложное и многообразное по количеству созданных типов построек, чем каменное того же времени. И если в средней полосе России плотники строили деревянные 5-главые храмы (тип православного храма официально утверждённый патриархом Никоном в 1654 г.) или церкви, имитирующие простые объёмы каменных храмов, то на Севере продолжали строить шатровые храмы.

Русская архитектура

Русская архитектура – это архитектурный стиль, который был создан на территории России с момента возникновения и до сегодняшнего дня.

До принятия христианства, на Руси, главным образом преобладало деревянное зодчество. Деревянное зодчество развивалось на протяжении многих столетий и пришло в упадок с развитием технического прогресса. Зодчество воплощало в себе вкусы и предпочтения древнерусского народа.

Основным отличием русского зодчества заключалось по отношению к самому дереву. Дерево использовалось не только как строительный материал, а как материал для искусства. Качества дерева здесь не скрывались, а подчеркивались.

Главные характеристики русского деревянного зодчества, можно поместить в два критерия: мобильность и уникальность. Все дома и крепости возводились таким образом, что в случае необходимости их можно было разобрать и перевести на новое место, где их заново возводили. А уникальность зодчества заключалось в том, что при кажущейся одинаковости построек, каждая строение было индивидуальное и уникальное.

В древней Руси все здания были построены из дерева - это были храмы, крепости и укрепительные сооружения.
В конце 9 века в русской архитектуре прослеживается влияние архитектуры Византии, которую можно проследить в возведенных больших церквях. Хоть большинство возведенных церквей на территории Киевской Руси были выполненные еще из древесины, одной из первых каменных церквей была построена в Киеве возле княжеского терема как кафедральный собор.

Русская архитектура

Самым масштабным строением считается Софийский собор, возведенный в Киеве в 11 веке. Собор был возведен строителями из Константинополя, совместно с киевскими мастерами.

Русская архитектура 12-13 веков выделяется появлением крупных построек, которые отвечали запросам феодальной раздробленности после распада Киевского государства. В связи с этим, разные княжества пытались выставить себя как центр Руси, и поэтому воздвигались храмы, которые подражали Софийскому собору в Киеве и воздвигались золотые ворота.
Русская архитектура этих веков включает в себя развитие архитектуры феодальных княжеств, которые оспаривали между собой первенство, например, Владимирско-Суздальская и Новгородско-Псковская.

Благодаря тому, что мастера работали не только в своих городах, но и в сопредельных княжествах, происходил стремительный расцвет архитектуры. Были созданы исключительные по важности церкви в Чернигове. Одна из первых была возведена церковь Пятницы.

Русская архитектура

Здание церкви было традиционна – основу храма составлял квадрат с четырьмя столбами, алтарная часть размещалась в аспидах фасада. Были введены новшества в колонны, которые были без увеличения энтазиса. Была впервые введена ступенчатая форма арок купола, которая формировала возвышенное вверх строение.

Русская архитектура

Церковь Василия была воздвигнута в 12 веке и была близка по строению к церкви Пятницы. Фасад церкви был украшен кусками шлифованного камня и разноцветной майоликой. Из майолики были выложены кресты и геометрические фигуры. Купол церкви был покрыт позолотой и к углам фасада были возведены две башни.
Развитие церковной архитектуры прервалось в следствии нашествия татаро-монгол.

Русская архитектура 14 века переживает период восстановления после монгольского нашествия.
В Новгороде и Пскове раньше, чем на других территориях начались воздвигаться храмы и здания, выполненные из камня. Десятками воздвигались маленькие храмы, которые были богато декоративно украшены. В течении продолжительного периода характер застроек в Новгороде и Пскове не изменялось. Это объясняется желанием боярин сохранить суверенность от Москвы.

Для этого периода характерно развитие новгородско-псковской и московской архитектурных стилей. Московская школа имеет ведущую роль, так как Москва постепенно приобретает статус столицы. Постройки из камня приобретают ведущую значимость.

Русская архитектура

На территории деревянного Кремля, первым каменным зданием был Успенский собор, строительство которого было начато в начале 13 века и строительство производилось из белого камня. К середине 13 века деревянные стены Кремля были заменены на каменные, но при этом деревянными остались верхние стены и башни. Основная цель такой архитектуры была заключена в военном укреплении Москвы.

Данные строения были сильно повреждены при нашествии Тохтамыша, и только через сто лет (в 14-15 веках) было окончательное строительство Московского Кремля, которое дошло до наших дней.

Русская архитектура

В конце 14 века псковские мастера воздвигли храм московских правителей – Благовещенский собор. Невдалеке от Благовещенского собора был сооружен Архангельский собор, который служил усыпальницей для московских князей. Внешние настенные украшения собора, выполненные были в стиле дворцов Венеции, но при этом вся конструкция собора была выполнена в традиционной русской архитектуры.

В это же время была построена Гранитовая палата, название которое она получила от граней, украшавших стены. Палата использовалась в качестве тронного зала, и была выполнена в форме квадрата у которого стены опирались на сооруженный центральный столб.

Русская архитектура 15-17 веков характеризуется появлением новых стилей, таких как шатровый и пилонный. При строительстве много использовалась древесина, но чаще стал использоваться камень.
Здания и храмы возводили как местные мастера, так и приглашенные итальянские мастера.

Русская архитектура

Возводились крепостные сооружения в Новгороде и Туле. В Москве была построена стена Китай-города и возведен Новодевичий монастырь, при строительстве которых использовались стили старых школ.

Русская архитектура

Ярким примером нового шатрового стиля явилось строительство церкви Вознесения в Коломенском. Церковь была возведена в честь появления нового царя Ивана Грозного. В отличие от укоренившихся купольных храмов, шатровые церкви не имели в своем устройстве подпорок. Внутреннее пространство храма было увенчано шатром. По прошествии времени такие шатровые своды стали сооружаться повсеместно на Руси – над хоромами, избами и на могильных крестах.

В архитектуре все чаще стали использовать камень. И следующим технологическим прорывом стало использование кирпича красного цвета. Деревянные крепления постепенно стали заменяться на металлические, и для работ использовались подъемные механизмы.

Русская архитектура

Храм Василия Блаженного

Впервые красный кирпич был применен для строительства Храма Василия Блаженного, однако фундамент и постамент, а элементы декора были выполнены классически из белого камня. Особый труд зодчие внесли в декоративное украшение собора. Храм поражает своей сложной конструкцией и цветными шатрами.

В связи с падением Византии, на Руси активно возводят большое количество церквей и монастырей, для того чтобы Россия стала христианской твердыней для православных людей.

К середине 16 века в Москве активно сооружаются не церковные здания, такие как знаменитый Опричный двор и Александровская слобода.

Русская архитектура

Отличительные черты местного зодчества заметны исключительно в Новгороде и Пскове. Новгород в 16 веке служил защитным бастионом на северо-западной территории страны и поэтому в нем велись фортификационные строительства. Переделанный в камне Кремль в Новгороде приобрел черты Московского. К концу 16 века архитектура светских строений стала видоизменяться и принимать характерные черты московского стиля.

В Пскове в течении 16 века происходит расцвет персональной псковской школы архитектуры. Являясь цитаделью России на западе, в 16 веке все укрепительные и оборонительные псковские сооружения были радикально перестроены из камня. И только позднее на территории Пскова стали появляться пятиглавые церкви и прочие архитектурные решения, которые свойственны московскому зодчеству.

Русская архитектура 17 века стала принимать больше светский характер. Здания стали активно декорировать плитками и наличниками.

Также продолжаются возводиться шатровые церкви, такие как Успенская церковь.

Русская архитектура

Церковь Рождения Богородицы

Позднее шатровые конструкции стали носить декоративный характер нежели конструктивный свойством. Последний шатровый храм, который был построен на территории России – это церковь Рождения Богородицы. В этот период церковная власть признает некоторые доктрины неправильными и постройка шатровых храмов стало категорически запрещено. С этого момента должны возводиться только пятиглавые церкви с маковками.

В светской архитектуре также произошел сдвиг. Теперь каменные сооружения стали строиться не только для царя, но и для бояр и купцов. Цари же напротив, стали отдавать предпочтение деревянному зодчеству. Ярким творением деревянного зодчества стал царский дворец, возведенный в Коломенском, который к сожалению, не дошел до нас, однако был воспроизведен по сохранившимся записям и наглядно характеризует архитектуру данной эпохи.

В конце 17 века при возведении церквей и храмов стал использоваться новый стиль, который был назван в честь заказчика – нарышкинский. Данный стиль характеризуется соединением белых и красных расцветок для украшения фасадов и наличии этажности строений. Яркими образцами служат строения в Сергиевом Посаде, церковь Покрова.

Русская архитектура

С увеличением территории страны и окончанием набегов татар, большинство монастырей и крепостей утратили свои оборонительные функции. Именно из-за этого строительства завершались яркими украшениями. Теперь архитекторы отдавали предпочтения декоративным качествам, нежели оборонительным.

Жилые и административные дома начали строить с двумя или тремя этажами. Фундамент здания был каменным, а верхний этаж или полностью все здание предпочитали выполнять из дерева.

После выхода страны из смуты, русская архитектура наполнилась пышностью и декоративными чертами. Ярким примером служит украшение Московского Кремля шатрами и украшение стен Покровского собора живописным орнаментом. В 30-х годах 17 века был построен Теремной дворец с тремя этажами, который имел ступенчатую структуру. Изначально стены дворца были украшены росписью, а верхний этаж украшен изразцами.

Русская архитектура 18 века характеризуется появлением таких направлений как барокко, рококо и классицизм.
В начале 18 века архитектурные изменения связаны с Петром I. В архитектуре основное развитие получили развитие и улучшение внешнего вида городов. Строились театры и набережные, производятся застройки больниц, школьных учреждений и госпиталей, детские дома. Вместо деревянного материала активно используют кирпич, однако для провинциальных территорий кирпич еще долго оставался недоступен.

Именно Петром I создалась первая комиссия, которая регулировала архитектурные проекты, впоследствии она стала основным государственным органом проектирования. Огромное внимание уделяется внешнему виду города в целом – здания начинают строить с фасадами по улице, происходит прореживание построек в целях противопожарной безопасности, улицы облагораживаются. Во всех архитектурных решениях чувствуется влияние Европы и вскоре Россия выходит на европейский уровень по градостроению.

Значимым событием архитектуры становится начало строительства Санкт-Петербурга, с которого и начинаются архитектурные преобразования остальных городов. Северная столица возводилась в смешении стиля барокко и исконно русскими тенденциями. В результате получились величественные дворцы и храмы, учреждения государственной власти в стиле названным русским барокко.

После смерти Петра I в архитектуре стала проявляться направления рококо, и это можно явственно проследить в интерьерах помещений.

В конце 18 века появляется архитектурный стиль, который впоследствии был назван русским классицизмом. Данный стиль характеризуется строгими античными формами и рациональными конструкциями.

К началу 19 века стиль классицизма перестает удовлетворять эстетические потребности и на его смену приходит ампир. Этот стиль характерен укрупненными формами, строители начинают отказываться от мелких деталей и активно используют в украшениях зданий скульптуры.

Русская архитектура

Яркими примерами ампира стали Михайловский дворец, Казанский собор и многие другие строения и ансамбли в Санкт-Петербурге.

Москва, поврежденная пожаром в 19 веке, отстраивалась в направлениях ампира и классицизма под руководством государственной комиссии, которую возглавлял Бове, приемник направления ампир. В данный период был построен ансамбль Манежной площади.

Конец 19 века ознаменован приходом псевдорусского стиля, который был вызван интересом к русскому зодчеству и архитектуре 14-17 веков. Ярким примером этого стиля является Храм Христа Спасителя и большой Кремлевский дворец, которые были украшены в традициях древнерусского зодчества (резные наличники, двойные арки).

Русская архитектура

Большой Кремлевский дворец

Русская архитектура 20 века отражается в доминирующих стилях архитектуры – модерн, эклектика и другие. Стиль модерн быстро завоевывает господствующие позиции. Самая известная работа в стиле модерн – это особняк на Мало Никитской, который был основан на контрасте тектоники.

Жилые постройки зажиточных крестьян представляли собой несколько отдельных срубов, объединённых между собой холодными сенями. К ним же примыкали и хозяйственные постройки. Избы обычных ремесленников мало отличались от обычных крестьянских, а дома более богатых ремесленников - от более богатых крестьянских.

В отличие от каменного, деревянное зодчество решает свои задачи не средством декоративного убранства, а сложным композиционным сочетанием различных по объёму и характеру форм. Ясные и лаконичные формы деревянного зодчества давали возможность строителям быстрее, чем в камне, ставить и решать композиционные задачи.

интерьер русской избы

Классический интерьер русской избы.

Царский дворец в селе Коломенском

Царский дворец в селе Коломенском - первоначальный вид.
план царского дворца

План первого этажа дворца.

К сожалению его первоначальный вид до нас не дошел, то было принято решение в 1990 году воссоздать дворец. Опытные специалисты исследовали сохранившиеся фундаменты и провели археологические работы. Но так как за истекшее время на месте бывшего дворца образовался природный комплекс и выросли многовековые деревья, то было принято решение перенести строительство на территорию деревни Дьяковское.

Современное строение представляет собой своеобразный макет Дворца Алексея Михайловича выполненный в натуральную величину. Все строительство выполнялось по чертежам, сделанным по приказу Екатерины II. Новое строение не является полностью деревянным: все его конструкции железобетонные и монолитные, которые затем покрывались брёвнами. Нарушена ориентация относительно сторон света. 4 сентября 2010 года состоялось открытие Юрием Лужковым воссозданного дворца царя Алексея Михайловича в Коломенском.

Дворец в Коломенском
Царский дворец в Коломенском

Воссозданный дворец. Современный вид.

русское деревянное зодчество
дворц царя Алексея Михайловича в Коломенском

Лазаревская церковь Муромского монастыря

Лазаревская церковь Муромского монастыря.

Ярким примером деревянной архитектуры являются деревянные церкви. В 15-17 вв. основными были два типа церковных построек:

Церковь Преображения в Кижах


Церковь Преображения в Кижах.

Своеобразные композиционные приёмы, выработанные народными мастерами деревянного церковной архитектуры, оказали влияние на развитие монументальной каменной архитектуры, особенно в 16 в. Деревянное зодчество 17 в. предстаёт даже как более сложное и многообразное по количеству созданных типов построек, чем каменное того же времени. И если в средней полосе России плотники строили деревянные 5-главые храмы (тип православного храма официально утверждённый патриархом Никоном в 1654 г.) или церкви, имитирующие простые объёмы каменных храмов, то на Севере продолжали строить шатровые храмы.

Читайте также: