Русь и хазария проблема взаимоотношений кратко

Обновлено: 07.07.2024

Еврейское присутствие в Северном Прикавказье фиксируется уже на рубеже I тыс. н. э. На протяжении I-VII вв. численность еврейского населения в этом регионе увеличивается, что связано с закатом Иудеи и смещением мировой экономической активности в сторону Шелкового пути, а также с экспансией исламского арабского Халифата на Ближний Восток.

В VII веке в ходе завоевания Ирана арабским Халифатом могущество иудеев на востоке было серьезно подорвано, иудейское население постепенно мигрирует в Византию, Европу и Хазарию. В 723 году византийский император Лев Исаврянин издал указ об обязательном крещении евреев. Часть из них притворно перешла в христианство, но многие другие предпочли бежать в Хазарию.

Первоначально Хазария была тюркским ханством, господствовавшим над местными племенами благодаря своему военному превосходству. Евреи постепенно осваивались на плодородных землях Хазарии в качестве грамотных людей, занимая все более важные посты и должности при хазарской знати.

Выбор верхушкой хазар государственной религии иудаизма позволял им сохранять самостоятельное положение между исламским арабским миром и христианской Византией.

Вокруг Кагана сомкнулось кольцо избранных - иудейских раввинов. Ниже располагались выходцы из Хорезма, из числа которых набиралось чиновничество и элитная гвардия. Хорезмицы принесли с собой ремесла , военные знания в области вооружения и строительства крепостей.

Процесс перераспределения богатств и ресурсов между Европой, Византией и Востоком, в частности, шел по линии трансконтинентальной торговли мехами и рабами вывозимых из северо-восточной Европы в обмен на арабское серебро, китайский шелк и византийские паволоки.

Хазарский Каганат контролировал рынки рабов, мехов и арабского серебра, господствуя на основных речных торговых магистралях – Волге, Доне, Днепре, бассейне Черного и Каспийского морей. На Волге Хазария контролировала ее устье (Итиль), на Днепре хазары наложили дань на киевских полян.

Судя по кладам куфических монет, главной торговой магистралью хазар был Дон. Безопасность на Дону обеспечивалась укрепленным Саркелом и системой хазарских крепостей.

С Дона торговый путь шел к Оке, оттуда к Верхней Волге и далее в Приладожье и на Балтику к варягам. Сидевшие по Оке под властью хазар вятичи уже в IX веке аккумулировали массу серебра за услуги по транзиту мехов и рабов.

В пользу того, что работорговля в IX веке занимала определяющее место в связях Запада с Востоком, свидетельствует то, что именно она приносила наибольшие доходы и прибыли.

Стоимость раба на севере не превышала 1,5 марки или 100 дирхемов, что составляло приблизительно 300 г. серебра. В Византии же он стоил в три раза дороже, а на Арабском Востоке разница могла возрасти до пяти раз. Наибольший доход приносила торговля рабынями. Пленницы из северных земель ценились особенно высоко. Белая рабыня, совершенно ничему не обученная, могла быть продана за 10-15 тыс. дирхемов, т. е. в 200 раз дороже первоначальной цены [Паранин В.И. Историческая география летописной Руси. - Петрозаводск., 1990, c. 86].

Источником обогащения Востока в торговле с Русью было неравенство меновой торговли, при использовании основным средством денежного обращения арабской валюты – серебряных дирхемов. Арабское серебро наводняло славянские и скандинавские земли вплоть до XI века, когда истощились восточные серебряные рудники.

Сами славяне вначале обходились меховыми деньгами кунами (мордочки куниц) и ногатами (беличьи лапки и ушки). [1] С появлением сильных княжений на Руси, в качестве денег стали использоваться гривны (200 гр. серебра), ее крупные обрубки – рубли и более мелкие части резаны. В IX веке одна славянская гривна по весу была равна 25 арабским дирхемам.

Об огромных масштабах волжской торговли в 923 году писал арабский посол и путешественник Ибн-Фадлан . С ним в низовья Волги прибыл громадный караван в составе 3 тыс. лошадей, не считая верблюдов, 5 тыс. торговцев, слуг и охраны. Торг со славянами шел прямо у волжских берегов.

Ибн-Фадлана поразили многочисленные украшения молодых славянок, особенно монисты и гривны на их шеях из чистого золота и серебра. Бесхитростные славянки с радостью меняли свои бесценные украшения на яркую восточную бижутерию - бусы из цветного стекла и крашеной обожженной глины. Одна зеленая бусина стоила 1 дирхем, за который славяне отдавали 18 (! – Авт.) беличьих шкурок [Соловьев С.М. Сочинения в 24 томах. - М., 1988, т. I, пр. 401, с. 320]. Мех куницы оценивался в 2,5 дирхема за шкурку.

По летописцу, поляне, обижаемые древлянами и другими соседями, без сопротивления подчинились хазарам и согласились выплачивать им дань. Под 859 г. летописец перечисляет славянские племена, платившие дань хазарам. Это пограничные со степью племена – поляне, северяне, вятичи, радимичи - занимавшие практически половину территории восточных славян.

Шиллинг - общее название ряда западноевропейских монет. Как монета, шиллинг чеканился в Германии с XIV века, в Дании и Нидерландах - с XV, в Англии - с XVI века. Чеканенная в Германии в XIV веке монета в 1 шиллинг имела вес 1,39 г серебра.

Железо в те времена было редкостью и весьма ценилось. Из него изготовлялись прежде всего земледельческие орудия - наральники, сошники, мотыги, косы, серпы; орудия труда - топоры, тесла, скобели; бытовые орудия – ножи, шилья, гвозди, пряжки, подковы, а из оружия – наконечники стрел, копья.

Как известно, уровень ремесленных навыков полян позволял им лишь лепить из глины убогую кухонную утварь. К настоящему времени найдено лишь два меча с клеймом славянского кузнеца. Из тысяч раскопанных курганов на землях древней Руси, курганы с находками мечей единичны.

По данным археологии, на территории древнего Киева мечи в обычных захоронениях не обнаружены. В погребениях, условно относящихся к дружинным, найдены немногочисленные предметы вооружения: железные наконечники копий, дротиков, стрел, ножи, один кинжал и один боевой топорик [Каргер М. К. Древний Киев. - М.-Л., Т. 1, 1958, c. 161].

Считать, что каждая семья полян имела дорогой меч, совершенно несерьезно. Несмотря на это очевидное обстоятельство, Л.Н. Гумилев, в свойственной ему безапеляционной манере, утверждал: "Дань мечами [хазарам] могла иметь только один смысл: у полян было изъято оружие. не обогащение было за счет полян было целью хазар, но лишение тех военного потенциала. Но такая акция возможна только в результате победоносной войны, о которой летописец не проронил ни слова" [Гумилев Л.Н. Сказание о хазарской дани// Русская литература. 1974. №3]. По существу, фантазии Л.Н. Гумилева являют собой фальсификацию древнерусской истории.

Археологи не обнаружили никаких укреплений вокруг поселений славян эпохи пеньковской культуры, лишь позднее возникают немногочисленные укрепленные городища, что зримо подтверждает мирный образ жизни славян тех лет. Предположение о том, что хазарские поработители разоружили каждый дым (дом) полян, отобрав у них мечи, совершенно нелепо. Столь же нелепо предположение о том, что поляне за серебро покупали франкские мечи у приезжих купцов-русов, чтобы потом отдавать их хазарам в виде дани.

Это зримо иллюстрируется летописной миниатюрой из Радзивиловской летописи, где два хазарина-иудея берут дань у полян. К левому хазарину подводят группу связанных славянских девушек, к которым хазарский иудей похотливо тянет свои ручонки.

Хазары — тюркоязычное кочевое племя, проживавшее на территории Восточного Предкавказья (современный Дагестан) и основавшее собственную империю – Хазарский каганат. Современники печенегов и половцев.

До 7-го в. хазары были довольно малочисленным племенем и входили в состав разных более крупных племенных империй, в частности Тюркского каганата. Однако после того, как этот каганат распался, хазары создали свое собственное государство — Хазарский каганат, — которое уже имело определенное влияние на ближайшие территории и было достаточно крупным.

Культура и обычаи этого племени изучены недостаточно, но ученые склонны считать, что жизнь и религиозные ритуалы хазар мало отличались от традиций других племен, проживающих по соседству. До основания государства они были кочевниками, а затем начали вести полукочевой образ жизни, на зиму оставаясь в городах.

История Хазарского каганата

Хазарский каганат образовался, предположительно, в 650 г., когда один из наследников последнего правителя из группировки Нушиби перебрался на территории, населенные хазарами, и основал там свое государство, подчинив себе местные хазарские племена. После того как в 958 г. распалось еще одно крупное государство — Западный каганат, — Хазарский каганат стал фактически единственным крупным государством на территории Юго-Восточной Европы.

Основав свое государство, хазары немного изменили образ жизни и стали более оседлыми, они занимались скотоводством, продавали рабов на местном рынке и периодически совершали походы на ближайшие земли.

С развитием государственности изменился и взгляд на религию. Первоначально хазары были язычниками и придерживались традиций других тюркских племен, однако позднее стали появляться многочисленные сторонники христианства и иудаизма, которые некоторое время вполне мирно уживались с язычниками. Позднее Хазарский каганат окончательно принял иудаизм — во многом на это повлияли торговые отношения с другими соседними государствами, которые хазары активно развивали после основания государства.

Завоевания и отношения с соседями

Как и многие племена того времени, хазары занимались завоеванием чужих земель и регулярно совершали походы на территории соседей. Хазарский каганат смог подчинить себе такие племена, как вятичи, радимичи, северяне, поляне, — после перехода их под власть каганата племена вынуждены были платить постоянную дань. Подчинение этих племен Хазарскому канату продолжалось до тех пор, пока они не были освобождены князьями Древней Руси.

Русские князья вели достаточно долгую борьбу с хазарами, которая приносила переменный успех. Одним из самых знаменитых столкновений двух государств можно считать поход князя Святослава на Хазарский каганат, состоявшийся в 964 г. Союзниками русских в этом походе выступили печенеги, с которыми Святослав неоднократно воевал. Русское войско дошло до столицы Хазарского каганата и сокрушило там местного правителя и его армию, захватив по пути несколько крупных городов.

Конец Хазарского каганата

Хазарский каганат распался в 969 г., однако сами племена продолжали существовать. В 980-х гг. русичи ушли с территорий хазар, и правители племени, до этого прятавшиеся в районе Каспийского моря, смогли вернуться на свои земли. Однако взамен на возможность вернуться и помощь со стороны еще одного государства — Хорезмы — хазары вынуждены были платить дань и принять ислам. Позднее, в 985 г., князь Владимир вернулся на территории бывшего Хазарского каганата и вновь подчинил племена себе. Позднее хазары стали подчиняться власти Волжской Булгарии.

Уже к середине 11-го в. остатки хазарского государства и Волжская Булгария окончательно распались после нашествия половцев. В 1024 г. оставшиеся хазары приняли участие в междоусобице русских князей, они воевали на стороне Мстислава. Еще некоторое время в летописях упоминались хазары, в последний раз в связи с походами Вещего Олега, пойманного и плененного хазарами и отданного в Византию.


Поводом для этой статьи послужили комментарии к одной из предыдущих. Именно благодаря адекватным читателям, пишущим интересные и содержательные комментарии, часто и появляются новые мои статьи. Так что еще раз хотелось бы поблагодарить моих читателей, не только читающих мои статьи, но и адекватно излагающих свое мнение в комментариях к ним.

Взаимоотношения Руси и Хазарского каганата при князе Олеге

Собственно в чем суть вопроса? Историк Гумилев выдвинул версию, что при князе Олеге сохранялась зависимость Руси от Хазарского каганата. В качестве доказательств он в частности приводит войну Олега против Византии, а также поход неизвестных Русов на Каспий, о котором я писал вот тут. Таким образом, по версии Гумилева, Хазарский каганат чужими руками воевал со своими соперниками - Арабскими державами и Византией.

Косвенным доказательством Гумилев также считает арабские дирхемы, которые были в ходу у Хазар, не чеканивших собственных монет, и которые находят археологи в частности Ладоге, Тимирево и Киеве. По мнению Гумилева варяжская дружина Олега не могла противостоять Хазарской коннице и Олег вынужден был действовать в интересах Хазар.

Что лично мне в этой версии кажется спорным. Во первых - во времена Ярослава Мудрого союзные ему скандинавы сражались с кочевниками вполне успешно, да и политика самого Ярослава привела к разгрому последних. Об этом развернуто я писал в отдельной статье. Во вторых - у Олега был собственный стимул идти на Византию. Как правильно было упомянуто во время спора в комментариях - результатом похода Олега стало заключение торгового договора. Это не был банальный грабеж. Олег явно все время преследовал далеко идущие цели. Объединял разрозненные славянские племена, заставил считаться с собой греков. В третьих - не прослеживается связи Русов совершивших поход в Каспийское море и Киевской власти. Нахождение же кладов арабских монет, как я считаю, является следствием активной торговли по речной системе от низовьев Волги и Каспия до Ладоги и Балтийского моря.

Взаимоотношения Руси и хазарского каганата при князе Игоре

Начнем с похода на Каспий. Его точно не мог совершить Игорь с подачи Хазарского каганата. Хотя бы потому, что придя к власти он занят ее укреплением - например он подавляет мятеж древлян.

Гумилев считает, что поход хазарского бека Песаха на Киев в 940 году имел целью сохранение зависимости Руси от Каганата, а также принуждение Игоря к походу на Византию, который он и совершил в 941 году неудачно и более удачно в 943 году.

Личное мое мнение по этому поводу такое — поход Песаха не был таким успешным как считает Гумилев. Киев взят не был, а Игорь и сам собирался на Византию и его поход имел целью заставить греков выполнять условия договора с Олегом. В этом случае интересы Руси и Хазар просто временно совпали.



Ну и самое главное — если Русь все время была зависима от Хазарского каганата откуда при князе Святославе у нее вдруг взялись силы не просто дать им отпор, а полностью уничтожить каганат как государство? Ведь первый же поход Святослава на Саркел имел огромный успех! А второй его поход на Булгар и Итиль и вовсе привел к распаду и гибели Каганата!

Цепочка событий заставляет сделать вывод, что больше похоже на то, что появление в регионе новой силы в лице Вещего Олега меняет расстановку сил. Поляне, Радимичи. Уличи перестают платить дань Хазарам и усиливают объединение племен созданное Олегом. Договор заключенный Олегом с Византией еще больше усиливает Русь. Хазарский каганат наоборот постепенно слабеет. Бунт мусульманской общины, о котором пишут в связи с походом на Каспий, свидетельствует о внутреннем расколе в каганате. Наконец Русь при Святославе усиливается настолько, что его дружины входят в хазарские земли как нож в масло. Хазары не оказывают ожесточенного сопротивления - их бек Иосиф просто бежит, как и остальная иудейская верхушка.

Поляне платят дань хазарскому кагану. Радзивиловская летопись XIV век.

Поляне платят дань хазарскому кагану. Радзивиловская летопись XIV век.

Почему так случилось? Для того, чтобы понять это, нам нужно прежде всего вспомнить о том, каковы же были эти отношения.

Этнически Хазария представляла из себя конгломерат тюркских и финно-угорских народов, ведших полукочевой образ жизни. Зимой хазары проживали в городах, в теплое же время года кочевали и обрабатывали землю, а также устраивали регулярные набеги на соседей.

German Map of the Khazar Khaganate

German Map of the Khazar Khaganate

Во главе хазарского государства стоял каган, происходивший из династии Ашина. Власть его держалась на военной силе и на глубочайшем народном почитании. В глазах простых язычников-хазар каган был олицетворением Божественной силы. Он имел 25 жен из дочерей правителей и народов, подвластных хазарам, и еще 60 наложниц.

Каган являлся неким залогом благополучия государства. В случае серьёзной военной опасности хазары выводили перед противником своего кагана, один вид которого, как считалось, мог обратить врага в бегство.

Примерно в IX веке в Хазарии реальная власть переходит к правителю которого источники титулуют по-разному – бек, пех, царь. Вскоре появляются заместители и у царя – кундуркаган и джавшигар. Впрочем, некоторые исследователи настаивают на версии, что это – лишь титулы тех же кагана и царя.

Подобные же отношения сохраняются и после принятия хазарами иудаизма – по разным датировкам это происходило между 740 и 860 годами. В Куябе (будущем Киеве), бывшем тогда пограничным городом Хазарии, примерно в IX веке возникает еврейская община. Письмо о финансовых злоключениях одного из ее членов, некоего Яакова бар Ханукки, написанное в начале Х века – первый аутентичный документ сообщающий о существовании этого города.

Письмо Яакова бар Ханукки, жителя Куябы, X век

Письмо Яакова бар Ханукки, жителя Куябы, X век

Происхождение этого названия таково. В Талмуде упоминается загадочная субботняя река Самбатион (или Саббатион), обладающая чудесными свойствами. Эта бурная, перекатывающая камни река совершенно непреодолима по будним дням, но с наступлением времени субботнего отдыха она затихает и стано вится спокойной. Евреи, живущие по одну сторону Самбатиона, не имеют возможности перейти реку, поскольку это было бы нарушением шабоса, и могут лишь переговариваться со своими соплеменниками по другую сторону реки, когда она затихает. Поскольку точное местоположение Самбатиона не указывалось, члены окраинной киевской общины отождествили себя с теми самыми благочестивыми евреями.


Император Феофил

Император Феофил

Примерно в 882 году пришедший из Ладоги конунг Руси Олег убивает Аскольда и Дира и захватывает Куябу, делая его КИЕВомЪ.

Хазары отвечают на это самой настоящей экономической блокадой. Клады арабских монет, в изобилии встречающиеся на территории бывшей Киевской Руси, свидетельствуют – примерно в середине 80-х годов IX века арабское серебро перестаёт поступать на Русь.

В те же годы большая армия Русов вновь появилась на Каспийском море и захватила город Бердаа. Однако восстание местного населения и эпидемии привели к провалу этого похода.

Она оказывается связанной с именем Русского князя Святослава.

Записсь за 966 год:

В 966 году Святослав воротился в Киев и более уже никогда не возвращался в Подонье, переключив своё внимание на Болгарию. Возвращаясь оттуда, он и погиб в 972 году. Таким образом, у Хазарского каганата появился шанс не только выжить, но и вернуть былую мощь.


«В Хазарской стороне есть город, называемый Самандар. Я спрашивал об этом городе в Джурджане в год (3)58 (968 – 969 годы. – ). и сказал тот, кого я расспрашивал: “Там виноградники или сад такой, что был милостыней для бедных, а если осталось там что-нибудь, то только лист на стебле. Пришли на него русийи, и не осталось в нем ни винограда, ни изюма. А населяли этот город мусульмане, представители других религий и идолопоклонники, и ушли они, а вследствие достоинства их земли и хорошего их дохода не пройдет и трех лет, и станет, как было.

Восточный поход князя Руси Святослава и связанные с ним события подвели черту под многолетним соперничеством Руси и Хазарского каганата за гегемонию в Восточной Европе. Этот поход привел к установлению нового баланса сил в Поволжье, Подонье, на Северном Кавказе и в Крыму. Результаты походов 965 – 969 годов были следующие.

Хазарский каганат не прекратил свое существование, однако ослабел и утратил большую часть зависимых территорий. Власть кагана распространялась, по всей видимости только на собственный домен и, может быть, на часть прибрежного Дагестана куда вернулись беглецы из Дербента и Мангышлака.

Очень скоро хорезмийцы в лице эмира Ургенча ал-Мамуна решили, что обращение хазар к исламу – недостаточная плата за оказанную помощь, и оккупировали земли каганата. Вероятно, именно с этого времени в Ургенче появляется группа хазар-христиан и евреев, чье наличие зафиксировали путешественники XII – XIV веков. Потомками этих хазар могло быть существовавшее до недавнего времени в Хорезме племя Адаклы-хызыр (или Хызыр-эли). Данными о принадлежности Тмутаракани в 70 – 80-е годы мы не располагаем.

Наиболее распространена точка зрения, что город перешел в руки касогов. Возможно также его подчинение Византии. Впрочем, нельзя еще полностью исключать и существования в городе хазарского княжества, о чём свидетельствует колофон из коллекции известного караимского историка и собирателя рукописей А. Фирковича, считающийся фальшивкой.

Что касается Саркела и Подонья вообще, то эти земли могли как оставаться под контролем Руси, так и отойти обратно к хазарам. Еще один вариант – существование там асскоболгарского княжества.

Вероятнее всего, именно этот поход и привел к исчезновению Хазарского каганата. После этого мы уже ничего не слышим о Хазарском государстве с центром в Итиле.

Однако это не принесло Руси особой пользы. Место хазар заняли печенеги и половцы, заставившие Русь оставить ранее обжитые земли в низовьях Днепра, на Среднем и нижнем Дону.

Читайте также: