Русь до крещения кратко

Обновлено: 02.07.2024

Что было на Руси до христианства, нам охотно расскажет Интернет: здесь проживали славные потомки Гипербореи, летали космические корабли виманы, обитала самая совершенная раса, написавшая Веды. А после принятия христианства всё рухнуло, разве нет? Нет.

История Древней Руси — предмет спекуляций, которые преподносят довольно убедительно. Но нам нужно смотреть на вопрос объективно, опираясь на факты.

Мы почти ничего не знаем о прошлом Древней Руси

До Крещения Руси на территории нашей страны, безусловно, что-то было. Здесь жили люди, имелась своя культура и какая-никакая цивилизация. Уже две тысячи лет высились на юге Великие Пирамиды Гизы, ещё дольше стоял на Западе Стоунхендж, да и Китай превратился в развитую, сильную страну. Об этом нам рассказывает не только археология, но и письменные источники.

Например, история Древнего Египта ведётся примерно от 30 века до Рождества Христова. А вот Древняя Русь этим похвастаться не может. У нас нет никаких записей. Первые сведения о том, как жили наши предки, восточные славяне, приходятся на IX–XI века. И чаще всего эти сведения — лишь беглые замечания иностранных свидетелей, которые толком не знали ничего о жизни славянских народов.

Эти обрывочные факты — то, на что мы сегодня можем опираться. И почва это довольно шаткая, тут нужно соблюдать осторожность.

Истории про великую славянскую цивилизацию — это фальсификации

Сперва поговорим о том, чего у восточных славян точно не было. Как ни приятно нам рисовать красивые картины о своих предках, нужно посмотреть правде в глаза. Перечислим несколько вымышленных фактов, которые не выдерживают критики.

Величайшая письменная культура, которая дала начало индийским Ведам. Пропагандистам образа мудрого славянина очень мешает репутация древнейшей культуры Индии. Опровергнуть индуизм не получается, так как сегодняшние неоязычники многое надёргали именно оттуда.

Что же им остаётся? Если источник нельзя оспорить, его нужно объявить вторичным по отношению к чему-то своему.

Что же до индийских Вед, то они вообще не индийские, а индоевропейские. Эти тексты несут в себе однозначную санскритскую черту и уходят корнями в письменную традицию, которой свыше пятидесяти веков. Ясно, что не может идти и речи, чтобы тогдашние индоарии опирались в своих сочинениях на подделки современных неоязычников.

Развитая технологическая цивилизация. Неоязычники рассказывают, что у наших предков имелись летательные аппараты и много других интересных изобретений, которые сегодня хорошенько спрятаны с возникновением христианства.

Получается, священники так напугали высокоразвитую расу? Или даже если дело было раньше, то какой смысл что-то где-то прятать?

Вимана — сказочный летательный аппарат, которым, как верят неоязычники, пользовались наши предки

Вимана — сказочный летательный аппарат, которым, как верят неоязычники, пользовались наши предки

Так или иначе, нет ни одного обломка, наскальной фрески или письменного документа, способного подтвердить факт не только технического транспорта, но даже какой-то опережающей своё время архитектуры у наших предков.

Учителя всего мира. Со слов неоязычников, Индия, шамбала и прочие духовные центры мира — всё это от славян. Друиды, кстати, тоже. Только проблема в том, что следы индусов и кельтов прекрасно прослеживаются в археологии. А вот на территории России ничего подобного нет. Здесь жили, да, но куда скромнее.

Шамбала — мифическая страна в Тибете или иных окрестных регионах Азии, которая упоминается в нескольких древних текстах, в том числе в Калачакра-тантре.

Шамбала — мифическая страна в Тибете или иных окрестных регионах Азии, которая упоминается в нескольких древних текстах, в том числе в Калачакра-тантре

Русь до христианства развивалась по той же схеме, что и другие отдалённые уголки планеты

Ничего примечательного на территории Руси до христианства не найдено. Здесь найдено несколько стоянок доисторического человека с теми же признаками, что и во всём остальном мире.

Наши предки не забегали вперёд своих современников в развитии. Начинали как охотники и собиратели, ближе к десятому веку до нашей эры задумались о том, чтобы перейти от потребляющей экономике к производящей. Так появились огороды и домашнее хозяйство.

На юге России, в Джугбе, сохранились мегалитические постройки — дольмены. Скорее всего, они — это места захоронений умерших. Датируются эти сооружения примерно четвёртым веком до нашей эры.

В этом тоже ничего выдающегося: весь мир в ту пору строил мегалиты. На Кипре даже возвели целый храм, так что русским людям тут не в чем считать себя уникальными.

О последующем развитии цивилизации наших предков говорить не приходится. Нам остались лишь курганы, которые говорят о культе предков, религиозности, но всё это общие черты того времени.

Шигирский идол — самая старая скульптура из дерева (11 тысяч лет), она изображает нескольких персонажей и, вероятно, отражает мифы нашего предка эпохи мезолита

Шигирский идол — самая старая скульптура из дерева (11 тысяч лет), она изображает нескольких персонажей и, вероятно, отражает мифы нашего предка эпохи мезолита

Наши предки — это не один народ, а несколько

История Руси очень похожа на историю Ирландии. На далёком зелёном острове тоже проживало немало людей, происходивших из разных народов. Жили они удалённо друг от друга и никогда не формировали цельное государство.

Время от времени прибывали иностранные гости, которые смешивались с местным населением, так что не всегда можно было сказать, какого же оно — лицо истинного ирландца.

Древняя Русь тоже не состояла из какого-то единого народа. Археология позволяет нам выделить несколько племенных союзов:

У всех них будто бы есть общий предок — русы, но всё это гипотезы. А ещё на территории нашей страны вполне могли селиться балтийские, иранские и многие другие народы.

Всё это происходило столь давно и описано столь скупо, что остаётся только спорить.

О Древней Руси вскользь сообщают иностранные источники IX–X веков

Иностранные источники иногда писали о наших предках. И характеристики там не лестные. Вот исламский историк X века приводит слова правителя Дербента VI века:

Современник историка, географ персидского происхождения Ибн Русте пишет:


У наших предков был богатый пантеон богов, но называть их политеистами мы не можем

Во что же верили наши предки?

У них, безусловно, имелся культ предков. Их почитание. Эта тенденция уходит корнями в глубокую древность, времена, когда жили доисторические люди. О самой религии наших предков известно очень мало. Единичные источники дают нам имена некоторых богов Перун, Чернобог, Сварог, Дажьбог, Макошь и т.д.

В летописи XV века изображён князь Владимир, но нам интересно изображение идола Перуна на горе. Оно вряд ли отвечает действительности, хотя бог точно был антропоморфным

В летописи XV века изображён князь Владимир, но нам интересно изображение идола Перуна на горе. Оно вряд ли отвечает действительности, хотя бог точно был антропоморфным

Можно предположить, что Дажьбог — это проявление божественного в виде Солнца. Но при этом ясно, что покланяются не самому светилу, а стоящему за его природой трансцендентному божеству. Это стандартная ситуация.

Макошь, вероятно — Мать Сыра-Земля, которая даёт жизнь и её же забирает. Собственно, наличие курганов и указывает на такой культ среди наших предков.

Всё это не особые черты славянских верований, а универсалии, которые были распространены во всём мире. Но какой же была сама религия? Есть три версии:

  • Единобожие. Такая схема существовала в Египте и Индии. Имелось множество божеств, проявлений энергии Всевышнего, но верующие понимали, что есть только Один главный Творец всего.
  • Многобожие. Это первая стадия деградации религии, когда божественные энергии воспринимаются как отдельные божества. Обычно именно так и описывают славянские верования. Но оснований для того нет. Людей просто вводит в замешательство множество имён. Но все они ещё ни о чём не говорят. Мы тоже по-разному называем Бога: Спаситель, Отец, Творец, Всевышний. Всё это аспекты, для каждого своё название, но это не означает, что нет Единого Бога. Тем более, что у нас есть ещё более сложная идея троицы.
  • Поклонение духам. Это стадия, когда религия превращается в магию. Уже не важно, какая вера была раньше. Бог может и есть, но где-то далеко. Он ничего не решает в этом мире. А вот человек с помощью ряда ритуальных манипуляций может воздействовать на реальность. Наличие у наших предков представлений о духах лесов, рек, домов, даёт почву для такой версии.

И всё же точку в этом вопросе поставить нельзя. Некому нам рассказать, как же всё было на самом деле.

Крещение Руси прошло жёстко, предки дорожили своей религией

Киевский князь Владимир крестил Русь насильно. Это было не столько религиозным актом, сколько холодным расчётом, стратегической необходимостью. Известно, что он выбирал, какую же религию предпочесть.

Крещение Руси — довольно неприятный эпизод в истории христианской Церкви, ибо методы для него применялись далеко не христианские. Известно, что люди до смерти стояли за старую веру, а кто-то сбегал в леса, чтобы её не предавать.

Ещё до XVII века языческие верования известны на Руси.

Собственно, христианство удалось установить только в крупнейших городах, где ситуацию можно было держать под контролем. А в отдалённых уголках Руси даже до XVII века люди оставались со своими верованиями.

Так что, на вопрос, крестились ли древние славяне потому, что их не устраивала своя вера, можно ответить однозначно: нет.

На современной картине изображено, как наши предки сваливают языческого идола

На современной картине изображено, как наши предки сваливают языческого идола

Славянская религия не вымерла, а просто прижилась в христианстве

Христианские миссионеры и первые русские священники так и не смогли искоренить верования, которые называли языческими. В своей полноте эта религия, конечно, утрачена. Но фрагментарно она сохранилась, просто став частью христианства.

Это нормальное явление. Во всём мире, ни в одной стране не найти чистого христианства. На новую традицию оказывает воздействие старая. Например, святая Бригитта Ирландская уж очень подозрительно похожа на ирландскую богиню Бригиту.

Параскева Пятница — славянская богиня, которая трансформировалась в христианскую святую

Параскева Пятница — славянская богиня, которая трансформировалась в христианскую святую

И у нас есть своя такая же — Параскева Пятница, тоже христианизированный образ древнего божества. Многие сегодняшние праздники — это переработанные языческие:

  • Радоница;
  • Масляница;
  • Вербное воскресенье;
  • Чистый четверг.

Никуда не исчезли верования в домовых, леших, водяных, русалок и прочих духов. Ни в одном из христианских канонических писаний не сказано о таких существах, но не только верующие, а даже священники пытаются сопоставить эти моменты. Самый популярный метод — объявить всё языческое бесовским, якобы исходящим от сатаны.

Это, конечно, далеко не христианский подход. Истинные верующие должны с уважением относиться к чужой религии, не важно, мёртвая она или нет. В любом случае разъединить сегодня православие с традициями наших предков невозможно, равно как и реставрировать старую религию по крупицам имеющейся информации.

Была ли на Руси письменность до крещения?

Важнейший признак цивилизации – наличие письменности. Учёные отрицают, что у славян была какая-то собственная письменность до изобретения Кириллом и Мефодием или их учениками алфавита, который мы называем кириллицей. Произошло это в конце IXвека. Но, раз появившись, кириллица очень быстро входит в обиход русских славян. Уже в 907 году русы князя Олега заключают письменный договор с Византией. И этот договор приведён в летописи на древнерусском языке. Для чего же его записывали на этом языке, если бы среди русов в то время не было грамотных людей?

Академик Борис Рыбаков в конце прошлого века привёл убедительные доказательства существования летописания в языческой Руси. Ну да, те летописи, которые потом составлялись в монастырях, впервые начали сочиняться ещё до принятия христианства! В частности, рассказ о мести княгини Ольги древлянам совершенно несовместим с христианской моралью и мог попасть в летописи только от язычников.

Кто составлял летописи в дохристианской Руси? Возможно, это были волхвы при языческих храмах. Может быть, просто грамотные люди из княжеских бояр. Мы этого не знаем. Слишком мало памятников и письменных свидетельств о языческой Руси. Факт тот, что в этой Руси была письменность, были свои грамотные люди – значит, была цивилизация.

Итак, Русь до крещения уже больше столетия пользовалась своей письменностью – по-видимому, изобретённой самостоятельно. Кириллу и Мефодию это изобретение только приписывается. Максимум, что они сделали – усовершенствовали эту азбуку. И ещё до принятия христианства в Руси стали записывать регулярные хроники политических событий – летописи. Значит, в ней были свои центры грамотности и интеллектуальная языческая прослойка.

Военное дело, дипломатия и торговля

В 860 году Константинополь был потрясён, обнаружив под своими стенами несметный флот народа Рос, то есть русов. Его сразу же отождествили с библейским народом Рос, родственником Гога и Магога, который должен появиться перед концом времён и пленить всю землю… Ведь до сих пор византийская дипломатия свысока смотрела на русов, и многие греки даже не знали или не задумывались о существовании к северу от них Русского государства. Теперь Русь в полный голос заявила о себе.

Мы можем предполагать, что первый известный в истории поход русов на Царьград был предпринят из-за обид, нанесённых в этой тогдашней столице мира русским купцам, поскольку именно по этим же причинам подобные походы, сколько нам их известно, предпринимались и в дальнейшем.

Немецкий епископ Гельмольд свидетельствовал, что русы (Ruzi) в IX веке торговали в Западной Европе вплоть до Баварии и Австрии.

Итак, больше чем за столетие до официального принятия христианства Русь вела интенсивные торговые и дипломатически сношения с большей частью тогдашнего христианского мира, а при случае могла пригрозить и могучей военной силой. В это же время арабские и персидские географы указывают на столь же частые сношения Руси с Волжской Болгарией, Хорезмом, Ширваном и другими странами исламского мира, а мусульманские города на южном побережье Каспийского моря неоднократно подвергаются нашествиям русов. Разве это не свидетельство существования могучего Русского государства, а следовательно и цивилизации?

Не следует впадать в другую крайность

Русская цивилизация IX-Xвеков находилась примерно на таком же уровне развития, что и цивилизация соседней Скандинавии, Польши, Чехии и тому подобных. И, конечно, невозможно отрицать тот факт, что принятие христианства значительно увеличило интенсивность международных культурных контактов Руси, а значит и явилось дополнительным стимулом для развития её цивилизации.

Еще больше фактов о древней Руси смотрите в ролике ниже на нашем ютуб канале. Также просим подписаться на ютуб канал, чтобы не пропустить новые выпуски и поставить лайк видео.

Приятного просмотра.

Некоторые историки полагают, что Русь еще до принятия христианства представляла собой великую цивилизацию. В доказательства приводится особый строй древних славян и культура, остатки которой действительно находят и сегодня.


Полудикие племена, по распространенному мнению обитавшие на территории Руси, никак не вяжутся с историческими свидетельствами. Греки, к примеру, описывали могучий флот славян: уникальные корабли-моноксили вмещали до 40 человек экипажа и могли плавать по морям и рекам.


Официальная история называет Рюрика первым объединителен славянских племен. Выходец из варягов якобы научил славян строить города и наладил отношения с окружающим миром.


Завершающая

Но ведь в византийских летописях сохранились другие данные. Имеется описание целого государства Русколань, во главе которого стоял Бус Белояр — и это в 368 году. Готский ученый Иродан также упоминает Буса Белояра и целый род Россомонов. Он же говорит о существовании своей письменности у славян в 4 веке.

Несостыковок в официальной истории Древней Руси хватает. Само появление государства Киевская Русь в 9 веке выглядит странным — будто без всяких предпосылок, из ниоткуда возникло оно сразу в готовой форме, вместе со сводом законов и проработанной иерархией.

А вот еще дополнение:

Русколань - возможно существовавшая держава Славян-Русов в Северном Причерноморье в Iв. до н.э. - Vв. н.э. Её центром был легендарный город Кияр, в котором находился знаменитый Храм Солнца, описанный ещё Геродотом. Волхвы в этом храме наблюдали за движением Солнца по небу и составили Древнерусский календарь. Русколань торговала с греками из причерноморских полисов, сарматами, готами и кавказцами.

В V в. н.э. во время войны с готами и гуннами, вторгнувшимися в Причерноморье из степей Казахстана, Русколань была разгромлена готами. Князь Бус Белояр попал в плен и был распят королем Винитарием. Остатки Русов ушли на север, в Поднепровье и дальше, на территорию современной России.


Христианство до крещения: первые попытки князей крестить Русь

К 10-му веку в Киеве и Новгороде, крупнейших городах созданного Вещим Олегом объединённого государства, проживало большое количество христиан. Это также подтверждается итогами археологических раскопок. Важные изменения в конфессиональном составе населения Древней Руси совпадают и с ключевым политическим событием того периода — принятием христианства княгиней Ольгой, вдовой убитого древлянами Игоря Рюриковича.

Крещение княгини Ольги.

Уже в это время намечаются серьёзные проблемы, связанные с христианством. В 959 году на Русь отправляется немецкий епископ Адальберт Магдебургский — этот визит стал результатом удовлетворения просьбы княгини Ольги, адресованной императору Германии Оттону I, касавшейся помощи в распространении христианства на русских землях. Однако миссия клириков не увенчалась успехом. Спустя некоторое время епископ вернулся на родину, а некоторые его сподвижники были убиты язычниками — считается, что не без участия сына Ольги, Святослава.

Новые попытки установить контакты с религиозными деятелями Запада зафиксированы во время кратковременного правления Ярополка Святославича, брата будущего крестителя Руси. В 979 году он обратился к папе римскому с просьбой прислать в Киев клириков для проповедей, чем умудрился обратить против себя не только языческие круги столицы, но и проживавших в городе христиан, тяготевших к восточным практикам исповедания веры. Этот недальновидный шаг во многом предопределил поражение Ярополка в борьбе с Владимиром.

3.jpg

Владимир Святославич и крещение Руси

Победивший в междоусобной войне Владимир Ярославич поначалу не планировал распространить на Руси христианство — крещению предшествовала попытка унифицировать языческие культы на подконтрольных Киеву землях. Верховным богом был объявлен Перун, возводились языческие капища. Но желаемого результата реформа не достигла: объединению земель мешало разнообразие культов, не все из которых признавали верховенство Перуна. Именно тогда Владимир задумался об обращении в одну из монотеистических религий. [Сборник: Владимир Святой]

Относительно конкретного времени крещения Владимира и киевлян в исторической науке до сих пор ведутся споры. Общепринятая дата оспаривается учёными: многие исследователи датируют обращение князя в христианство 987 годом, а события в Киеве — 990-м. Тем не менее основные события не вызывают споров. Поддержка Владимиром Константинополя в борьбе с восстанием Варды Фоки, сватовство к принцессе Анне и осада Корсуни действительно были. Как и отправка в столицу Руси миссионеров.

Прибытие в Киев византийских миссионеров.

Идиллическая картина крещения киевлян также вызывает сомнения. Так, исследователь истории церкви Олег Рапов указывает, что не все жители столицы согласились с изменениями в духовной жизни государства. Многие сторонники язычества в знак протеста против княжеской политики ушли из города в леса и активно сопротивлялись насаждению христианства. События в Киеве отчётливо показали, что христианизация Руси растянется на долгие годы и будет сопровождаться жестокими столкновениями в попытке защитить языческие капища и право на исповедание языческих культов.

Крещение Новгорода: на пороге гражданской войны

Проблемы возникли уже на первом этапе распространения христианства — очагом сопротивления стал Великий Новгород. Религиозный вопрос тесно переплетался с политическим: знатные люди бывшей столицы Руси с опаской относились к воле Киева, видя в крещении возможное ослабление своей самостоятельности. Проблемы осознавал и Владимир, поэтому в 990 году на северо-запад страны отправилась военная экспедиция под руководством воеводы Добрыни, дяди киевского князя. [Сборник: Крещение Руси]

Первоначально Добрыня и присланные из Киева клирики крестили несколько сотен согласившихся на это мероприятие новгородцев, чтобы убедить местное население в правильности этого решения. В следующем году, во время нового похода, новгородцы во главе с тысяцким Угоняем и волхвом Богомилом решили оказать киевлянам сопротивление. Началось восстание, в ходе которого язычники разгромили дом, где находился Добрыня. Тот принял решение действовать быстро — именно внезапность действий могла обеспечить ему победу над превосходящими силами восставших.

Его соратник Путята связал боем превосходящие силы новгородцев, а в это время сам Добрыня начал жечь дома язычников. Огонь быстро распространялся среди деревянных домов, что заставило восставших пойти на переговоры с киевлянами. На общегородском вече жители города позволили строить в Новгороде храмы и обещали не чинить препятствий христианским проповедникам, но креститься пожелало весьма малое количество горожан. Это не устраивало Добрыню — он начал проводить религиозные обряды насильно, используя свои войска, а также разгромил языческие святилища и капища. Киевляне праздновали победу. И хотя многие новгородцы приняли христианство лишь из страха перед властью — долгое время языческие боги тайно почитались в городе, — тем не менее Владимир Святославич праздновал победу: ему удалось подчинить своей воле второй по значимости город государства.

Новгородцы приняли крещение в реке Волхов.

Процесс крещения русских земель затянулся на десятилетия. Фактически в новую веру обратились лишь жители крупных городов, но и их верность зачастую подвергалась большим сомнениям. Пограничные же территории государства долгое время оставались языческими: так, например, племя вятичей отказывалось обращаться в христианство, по некоторым данным, вплоть до 14-го века.

После крещения бывшие языческие священнослужители и сочувствующие Перуну ушли в подполье. По всей стране возводились храмы, из Византии прибывали клирики, чтобы обучать священнослужителей из местного населения. Волхвы лишь ждали удобного случая, чтобы показать себя во всей красе, и такие возможности неоднократно предоставлялись им на протяжении всего 11-го века.

8.jpg

Самые известные языческие выступления случились спустя 50 лет после событий в Суздале. В 1071 году восстал люд Ростова и Новгорода, причём бунт случился ровно по тем же причинам, что и в Суздале — засуха, неурожай и недоверие знатным людям, которые, как казалось, утаивают съестные припасы. В обоих случаях выступления возглавили волхвы, вышедшие из подполья. Это говорит о том, что языческая вера ещё глубоко сидела в народе, ведь после крещения Руси прошло чуть меньше ста лет.

9.jpg

В Ростове, также на фоне неурожаев, в 1071 году появились два волхва из Ярославля и начали клеймить христианских священнослужителей и местную знать — мол, они виноваты во всех бедах, которые обрушились на простой люд. Собрав некоторое число сподвижников, язычники приступили к разорению окрестных погостов, особым образом указывая на знатных женщин, обвиняя их в сокрытии продовольствия. Вскоре бунтовщики дошли до Белоозера, где находился Ян Вышатич, воевода князя Святослава Ярославича. Восставшие и отряд Яна столкнулись недалеко от города, но сражение окончилось ничем. Тогда воевода обратился к жителям Белоозера и потребовал от них самостоятельно разбираться с волхвами, пока его отряд будет собирать дань. Горожане вскоре выполнили просьбу княжеского посланника, языческие священнослужители были пойманы, допрошены, а затем отданы родственникам убитых женщин.

10.jpg

Читайте также: