Руководитель направления должностные обязанности кратко

Обновлено: 01.06.2024

Любой проект представляет собой действие, направленное на достижение конкретных целей. Успешность проекта во многом зависит от деловых качеств руководителя, отвечающего за его реализацию. Работа обозначенного сотрудника строится в соответствии с определёнными правилами и нормами, которые прописываются в должностной инструкции руководителя проекта.

Внимание! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.

  • Бланк и образец
  • Онлайн просмотр
  • Бесплатная загрузка
  • Безопасно

Образец должностной инструкции руководителя проекта

1. Общие положения

В своей деятельности руководитель проекта опирается на:

  • действующие нормы трудового законодательства относительно управления сотрудниками;
  • распоряжения руководства;
  • правила организации;
  • положения данной должностной инструкции.

Руководитель проекта обязан обладать знаниями в следующих областях:

  • действующее законодательство Российской Федерации;
  • методические пособия, разработанные с учётом специфики деятельности конкретного предприятия;
  • материалы, необходимые для выполнения прямых должностных обязанностей;
  • правила и стандарты ведения документооборота;
  • экономическое обоснование проекта и основы его подготовки;
  • основы экономики и трудового законодательства;
  • рационализация организации труда подчинённых;
  • компьютерные программы, необходимые для реализации конкретного проекта;
  • правила пожарной безопасности;
  • действующие нормы охраны труда;
  • правила санитарии и охраны природы.

2. Обязанности руководителя проекта

Руководитель проекта обладает следующими должностным обязанностями:

  • прогнозирование результата и определение целей и задач, поставленных в результате создания проекта;
  • организация работ по созданию и реализации проекта;
  • составление списка работ, необходимых для реализации поставленных задач и определение круга сотрудников, которые будут заниматься их выполнением;
  • составление бизнес-плана, определение размера бюджета и подготовка документов, необходимых в ходе реализации проекта;
  • сбор, обработка и хранение информации, необходимой для реализации бизнес-проекта;
  • составление договоров с поставщиками и подрядчиками;
  • составление графиков проведения работ и контроль за сроками их реализации;
  • проведение деловых переговоров;
  • внесение коррективов в проект после предварительного их согласования с руководством;
  • внесение информации в базы данных;
  • организация финансового и аналитического учёта;
  • составление расчётов, методик и внесение предложений, необходимых для успешной реализации бизнес-проекта;
  • оповещение работников о нормах пожарной безопасности и охране труда. Проведение инструктажа в необходимые сроки.

3. Права руководителя проекта

Руководитель проекта помимо обязанностей обладает правами:

4. Взаимодействие с должностными лицами

Руководитель проекта взаимодействует с:

  • директором предприятия;
  • кругом подчинённых лиц;
  • в ходе исполнения своих обязанностей руководитель проекта обязан взаимодействовать с кадровой службой, сметным, правовым и другими производственными отделами;
  • в ходе осуществления своей деятельности он получает и передаёт информацию, необходимую для реализации служебных обязанностей.

5. Ответственность руководителя проекта

Ответственность возлагается на руководителя проекта за:

  • нарушение должностной инструкции наступает дисциплинарная ответственность. Этот регламент предусмотрен Трудовым Кодексом Российской Федерации;
  • нарушение внутренних правил организации, противопожарной безопасности, санитарных и охранных норм. За такие нарушения полагается привлечение руководителя проекта к различным видам ответственности вплоть до уголовной;
  • разглашение корпоративной тайны третьим лицам;
  • появление на рабочем месте в состоянии наркотического или алкогольного опьянения;
  • если сотрудник принёс предприятию материальный ущерб или совершил различные виды правонарушений, то он подлежит привлечению к различным видам ответственности вплоть до уголовной.

6. Оценка работы руководителя проекта

Работу руководителя проекта оценивает его непосредственный руководитель или генеральный директор компании. Именно эти должностные лица обязаны вносить коррективы в проект или указывать работнику на недочёты.

Корректировка и визирование инструкции

В любой момент в должностную инструкцию могут быть внесены изменения. Порядок их внесения согласовывается сторонами, если иное не предусмотрено уставом предприятия.

ДИ составляется в двух экземплярах и утверждается руководством компании. Один из экземпляров вручается руководителю проекта под роспись. Другой экземпляр необходимо хранить в архиве организации. Документ должен содержать подписи представителя высшего кадрового состава и ознакомившегося с инструкцией сотрудника. ДИ получает юридическую силу с момента её подписания сторонами.

Особенности составления ДИ

Приведенный выше образец инструкции подойдёт для руководителей проекта в любой сфере.

Должностная инструкция может корректироваться с учётом специфики сферы деятельности конкретной организации. По желанию работодателя в неё могут быть добавлены или исключены некоторые пункты.

В бланке должностной инструкции обязательно указываются:

  • персональные данные работника;
  • название организации;
  • образование и название ВУЗа;
  • опыт работы;
  • персональные данные и должность лиц, замещающих руководителя проекта на время его отсутствия;
  • название проекта, за который отвечает руководитель.

Необходимо определиться с целями и задачами проекта. От этого зависит специфика составления должностной инструкции.

Должностные обязанности

В зависимости от специфики конкретного предприятия в этом разделе отражаются именно те обязанности, за которые будет отвечать руководитель. Прописываются отдельные пункты в этом разделе и с учётом конкретных задач, поставленных перед руководителем проекта. Если в ходе исполнения в проект были внесены изменения — этот факт обязательно отражается в документе.

Права руководителя проекта

Раздел отражает права руководителя проекта, связанные с его трудовой деятельностью на предприятии. Предназначение раздела — урегулирование трудовых разногласий, возникающих по вине работодателя. С помощью этого раздела работник может доказать свою правоту. Защита прав руководителя проекта гарантируется Трудовым Кодексом и иными нормативно-правовыми актами, действующими на территории РФ.

Ответственность сотрудника

Один из обязательных пунктов инструкции. Отражает степень ответственности работника перед организацией в случае возникновения внештатных ситуаций. Поможет работодателю указать на недочёты в работе руководителя проекта. Именно этот раздел позволит восстановить права работодателя в том случае, если руководитель проекта намеренно нанёс предприятию ущерб или совершил иные виды правонарушений.

Руководитель проекта не является материально ответственным лицом. В случае причинения им ущерба организации материальная компенсация взыскивается с него в порядке гражданского судопроизводства.

Взаимодействие с другими лицами

В этом разделе указывается перечень лиц, с которыми должен контактировать руководитель проекта. Обязательно указывается круг лиц, которые находятся в непосредственном подчинении у руководителя проекта.


Обычно позицию директора по развитию открывают средние и крупные компании.
Это топ-менеджер, который отвечает за рост оборота, оптимизацию и улучшение производственного процесса, захват новых рынков или направлений. И все это не на уровне тактики или микроконтроля, а в привязке к стратегии и трансформации бизнес-модели.

Требования к образованию и опыту работы

Человек, отвечающий за развитие бизнеса, должен владеть разными навыками. Вот основные критерии успешного соискателя, которые работодатели указывают на HeadHunter:

Высшее образование в сфере экономики или финансов, желательно в крупном, ведущем вузе.

Дополнительное образование: недавно законченные курсы повышения квалификации, тренинги по профессии.

Хорошо, если есть степень MBA или Mini MBA.

Опыт релевантной работы. Лучше, если это будет штатная позиция в крупной компании, а не в агентстве. Необязательно на уровне директора, рассматривают кандидатов с опытом руководителей отделов развития.

Пригодится опыт в сфере корпоративных финансов.

Нужен успешный опыт в продвижении и продажах в релевантной отрасли.

Дополнительно: английский язык выше среднего, владение специальными компьютерными программами.

В должности директора по развитию компании видят не только эффективного профессионала, но и человека с развитыми навыками эмпатии, гибким умом и предпринимательским мышлением — нужен тот, кто хочет и может работать на результат.

Что должен знать директор по развитию

Профессия топ-менеджера по развитию многогранна, успешный специалист должен разбираться во множестве бизнес-направлений:

Способах оценки стратегической позиции компании, анализе основных рисков, выявлении зон стратегических проблем. Анализе эффективности бизнес-процессов.

Анализе рынков и регионов присутствия компании.

Определении и разработке вариантов трансформации стратегического развития бизнеса.

Оценке возможностей развития с точки зрения доступных ресурсов и операционных технологий. Анализе доступных ресурсов и ключевых показателей эффективности.

Оптимизации бизнеса в разных рыночных ситуациях, стабилизации состояния компании. Определении возможностей поведения в кризисных ситуациях.

Поиске перспективных сегментов, возможностях активного развития компании.

Реинжиниринге бизнеса при радикальном изменении стратегии. Оценке необходимости и возможностей применения инновационных решений.

Трансформации стратегических целей на уровень процессов и проектов. Их интерпретации на уровень финансовых проектов.

Стратегическом, тактическом и оперативном управлении бизнес-процессами. Определении процессов, их детализации, поиске проблем.

Трансформации целей компании на уровень бизнес-процессов. Синтезе и внедрении новых бизнес-моделей на основе трансформации стратегии компании.

Использовании матрицы распределение полномочий и ответственности.

Прогнозировании и планировании результатов. Определении проблем зон. Оптимизации процессов.

Этапах Customer Development, вариантах создания MVP, Lean startup.

Agile. Жизненных циклах проекта: водопадной и итерационной моделях.

Способах и проблемах внедрения Scrum в компании.

Вариантах внедрения инноваций в стратегию компании. Построении фабрики инноваций на базе действующего бизнеса. Создании интенсивного процесса генерации идей и их проверки.

Возможностях создания стартапов в работающем бизнесе. Планировании и прогнозировании рисков.

Директор по стратегическому развитию должен знать, как грамотно определить вектор развития компании, понимать, как оценивать состояние компании, анализировать бизнес-процессы. Уметь разработать новую стратегию, проверить ее жизнеспособность и внедрить в действующий бизнес. И ориентироваться на инновации, а для этого разобраться во внедрении современных итерационных методологий управления проектами и коллективом.

Смотрите также: Как определить управленческий масштаб

Должностные обязанности директора по стратегическому развитию

Функций у директора по развитию много, их перечень отличается в зависимости от специфики компании: в небольшом бизнесе этот специалист отвечает за анализ бизнес-процессов, а в крупном — внедряет стратегию и влияет вообще на все подразделения компании. Вот примерный и универсальный перечень должностных обязанностей:

Начинает работу в новой должности с анализа стратегии и бизнес-процессов компании, изучения рынка и отрасли, в которой работает бизнес, ищет особенности, преимущества и перспективы предприятия.

По итогам анализа формирует общую концепцию политики развития бизнеса, создает новую стратегию, прописывает и согласовывает с советом директоров и основателями основные вехи в достижении новой цели.

Затем готовит программы развития и реструктуризации для всех производственных и коммерческих процессов в компании — с учетом возможного финансового и ресурсного обеспечения.

Настраивает мониторинг расходов и доходов, запускает сбор статистики и аналитики данных, которые нужны для отслеживания эффективности нововведений.

Проводит комплексное обследование компании, изучает влияние первых шагов по внедрению новой стратегии. При необходимости корректирует концепцию развития.

Внедряет практику постоянных улучшений в процессы. Самостоятельно или с помощью приглашенных специалистов переводит необходимые бизнес-процессы с конвейерной методологии в проектную. Внедряет системы управления проектами, например, Scrum.

Готовит предложения по продвижению продукции компании на новые рынки и созданию новых направлений в бизнесе. При необходимости сотрудничает с другими топ-менеджерами и готовит план по созданию новой инфраструктуры в компании для развития новых направлений.

Презентует результаты работы совету директоров. Собирает дополнительные требования, внедряет их в концепцию развития и в процессы.

Кроме того, директор по развитию занимается стандартной управленческой деятельностью. Ему нужно наладить взаимодействие со смежными отделами, набрать подчиненных и сформировать для них KPI’s, подготовить систему развития и обучения персонала, создать поток отбора и обучения стажеров.

Дополнительно придется заниматься подготовкой документации, изучать юридические и экономические тонкости процессов. Координировать работы по реализации проектов на всех этапах, принимать управленческие решения и искать лучших исполнителей для конкретных задач. И главное — создавать инструкции и методики, чтобы основную часть работы могли делать подчиненные, а сам директор занимался стратегическими вопросами.

Вы разберетесь, как грамотно определить вектор движения компании, узнаете об объективных критериях оценки бизнеса, вариантах оптимизации и поиске путей дальнейшего развития.

В программе курса — детальный анализ бизнес-модели и всех включенных в нее бизнес-процессов, их корректировка в зависимости от плана развития. Способы тактического и оперативного планирования, возможности управления проектами и процессами с помощью методологий Agile и Scrum.

Курс будет полезен, если вы возглавляете подразделение, которое занимается созданием стратегии развития компании или планируете занять должность директора по стратегическому развитию.


Дмитрий Кузьмин Автор медиапортала Русской Школы Управления

На современных предприятиях вакансии руководителя отдела развития или директора, отвечающего за выведение компании на новый уровень, появляются не сразу. Качественные изменения и поиск новых рынков — задачи для развитых и крупных организаций.

чем занимается отдел развития

В зависимости от решаемых задач, руководитель управляет специализированным подразделением, решает стратегические задачи в локальных секторах — отдел регионального развития, технологическое подразделение, финансы, логистика и пр. Иногда должность директора по развитию более универсальна, и в его компетенции различные направления и точки роста.

При подготовке инструкции и описании должностных обязанностей директора по развитию бизнеса используют:

  • ЕКСД 2018 — редакция от 09.04.2018 (с изменениями, вступившими в силу 01.07.2018);
  • профстандарт 40.033.

Обязанности директора по развитию

работа руководителя отдела развития

Работодатель сам решает, какой документ использовать для регламентирования обязанностей. Правило не распространяется на случаи, отдельно оговоренные в ФЗ РФ и отраслевых НПА ( письмо Минтруда России от 04.04.2016 № 14-0/10/В-2253 ). Если есть прямое законодательное или нормативное указание, к должностям установлены ограничения, предусмотрены компенсации или льготы, применение профстандартов обязательно. Например, работа директора по развитию в атомной промышленности регулируется многочисленными НПА, что связано с большой отраслевой спецификой.

Ответственность за неприменение профстандартов аналогично нарушениям законодательства о труде ( ст. 5.27 КоАП РФ ).

Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни. Используйте эти инструкции бесплатно.

Обязанности

При подготовке ДИ, описывающей функции директора по развитию, опираются на:

  • положения гл. 43 ТК РФ ;
  • профстандарты, если по должности и работнику положены льготы и дополнительные выплаты;
  • устав;
  • локальные акты компании.

Для описания обязанностей используются следующие разделы, и их структура соответствует методике сборника стандартов:


Соответствующий раздел инструкции, содержащий должностные обязанности руководителя по развитию, выглядит следующим образом:

Трудовые функции директора по развитию

Второй вариант — традиционный, выглядит так:


Права и ответственность директора по развитию

Для успешного достижения стратегических целей компании, выполнения обязанностей руководитель наделяется полномочиями и ответственностью. Заключительные разделы ДИ содержат ссылки на использованные НПА, стандарт, порядок ознакомления и пересмотра документа.

Директор по развитию имеет право:

4.1. Участвовать в обсуждении проектов решений руководства организации, в совещаниях по их подготовке и выполнению.

4.2. Подписывать и визировать ……… (виды документов).

4.3. Инициировать и проводить совещания по вопросам организации закупок и контроля за их осуществлением.

4.4. Запрашивать и получать от структурных подразделений, специалистов необходимую информацию, документы.

4.5. Проводить проверки качества и своевременности исполнения поручений.

4.6. Требовать прекращения (приостановления) работ (в случае нарушений, несоблюдения установленных требований и т. д.), соблюдения установленных норм; давать указания по исправлению недостатков и устранению нарушений.

4.7. Знакомиться с проектами решений руководства, касающихся выполняемой им функции, с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности, критериями оценки качества исполнения своих трудовых функций.

4.8. Участвовать в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых им должностных обязанностей.

4.9. Требовать от руководства организации оказания содействия в исполнении его должностных обязанностей и прав.

4.10. ……… (иные права).

5.1. Директор по развитию привлекается к ответственности:

- за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации;

- за правонарушения и преступления, совершенные в процессе своей деятельности, — в порядке, установленном действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации;

- за причинение ущерба организации — в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

5.2. ……… (другие положения об ответственности).

6. Заключительные положения

6.2. Ознакомление работника с настоящей инструкцией осуществляется при приеме на работу (до подписания трудового договора).

Факт ознакомления работника с настоящей ДИ подтверждается ……… (подписью в листе ознакомления, являющемся неотъемлемой частью настоящей инструкции (в журнале ознакомления с ДИ); в экземпляре ДИ, хранящемся у работодателя; иным способом).

Руководитель отдела информационных технологий (ИТ)

Руководитель отдела информационных технологий организует работу ИТ-подразделения, решая разнообразные технологические и кадровые вопросы, принимая тактические решения и осуществляя стратегическое планирование. Эту должность занимает опытный IT-специалист, который получает запросы на цифровое обслуживание от всех сотрудников, определяет схему их удовлетворения, отдает приказы исполнителям и контролирует конечные результаты.

В некоторых фирмах руководитель службы ИТ находится в подчинении у заместителя генерального директора по IT или у другого топ-менеджера. А порой один и тот же человек может совмещать руководство ИТ-департаментом и статус заместителя гендиректора. До недавних пор целью работы ИТ-специалистов являлось внедрение цифровых технологий на предприятии, ранее работавшем фактически без использования компьютеров. Сейчас IT-отдел чаще занимается поддержанием существующей системы, ее регулярным совершенствованием, а также управлением ИТ-услугами.

Квалификационные требования

Руководитель ИТ отдела чаще всего имеет высшее образование в сфере информационных технологий. Но иногда в его дипломе указана иная техническая специальность (например, инженерная), дополняемая солидным карьерным опытом в IT-сфере. Опыт для занятия руководящей позиции требуется в любом случае – возглавить службу можно лишь после нескольких лет, проведенных на менее ответственных постах – таких как системный администратор.

Квалификационные требования к должности руководитель ИТ отдела определены в профессиональном стандарте Менеджер по информационным технологиям (Утвержден Приказом Минтруда России №716н от 13.10.2014).

Руководитель направления информационных технологий владеет знаниями в следующих областях:

  • Современное компьютерное и сетевое оборудование;
  • Различные виды программного обеспечения;
  • Программирование;
  • Способы автоматической обработки и хранения информации;
  • Средства коммуникации, интернет-среда;
  • Стандарты технической документации;
  • Базовые сведения о ведении бизнеса;
  • Трудовое законодательство;
  • Управление персоналом;
  • Основы экономики.

В каждой организации этот перечень конкретизируется, ключевые моменты формулируются в описании вакансии и должностной инструкции. Сегодня уже невозможно отлично ориентироваться во всем существующем ПО. У каждого человека есть своя специализация, которую он описывает в резюме. Руководитель ИТ инфраструктуры обязан соответствовать потребностям фирмы-работодателя. Начальник ИТ департамента учебного заведения – это не то же самое, что глава службы информационных технологий интернет-провайдера.

Функциональные обязанности

Руководитель направления информационных технологий повседневно планирует текущую работу и прогнозирует долгосрочные перспективы развития. Он участвует в подборе персонала – обычно это выражается в проведении финальных собеседований с кандидатами, предварительно отобранными кадровиками. Начальник отдела определяет полномочия всех специалистов, распределяет обязанности, отдает приказания и проверяет их исполнение. Если нужно, глава департамента инициирует переобучение работников. Также он пишет отчеты о деятельности подразделения и составляет аналитические записки.

Руководитель службы ИТ рассматривает предложения по совершенствованию инфраструктуры, поступающие как от топ-менеджеров, так и от подчиненных. Он обязан квалифицированно оценивать все идеи и прогнозировать возможные последствия их реализации. Кроме того, ему самому надо следить за новостями науки и рынка, чтобы вовремя реагировать на происходящие изменения.

Профессиональные навыки

Руководитель отдела информационных технологий: профессиональные навыки.

Глава ИТ департамента создает техническую и программную архитектуру компании, поддерживает в рабочем состоянии информационную систему, которая удовлетворяет потребности всех штатных единиц и приносит успех бизнесу. При этом он отчетливо представляет, на какой бюджет можно рассчитывать при закупке техники или найме ИТ-специалистов, как сократить расходы и в каких случаях экономия нежелательна ради сохранения качества.

Нередко начальника IT-подразделения привлекают к руководству проектами. В таком случае ему приходится в течение определенного срока уделять первостепенное внимание реализации некоей конкретной задачи.

Кроме того, руководитель информационной службы обладает способностями лидера и способен правильно обустроить общий трудовой процесс. Он располагает достаточными данными о способностях каждого профессионала, чтобы понимать – кому оптимальнее всего дать то или иное задание.

Чтобы управлять IT-подразделением, необходимо разбираться во всех нюансах его деятельности. Теоретические знания и практические умения начальника позволяют ему при необходимости самостоятельно выполнить большинство действий, которыми он руководит. Благодаря этому он может давать исполнителям ценные советы и устанавливать разумные временные рамки.

При взаимодействии с топ-менеджерами глава ИТ-направления может четко ответить на все вопросы, связанные с информационной структурой бизнеса. Он понятно формулирует суть возникших проблем и может потребовать выдачи дополнительных ресурсов или изменения неких процессов в деятельности организации.

Наконец, начальник умеет составлять документы, грамотные как с технической, так и с юридической точки зрения.

Сфера IT развивается очень динамично, карьера в постоянно меняющейся обстановке подразумевает непрерывное самообразование и повышение квалификации. Как отмечают эксперты, знания в IT устаревают в течение 3-4-х лет.

Читайте также: