Классификация и причины конфликтов кратко

Обновлено: 02.07.2024

2.2. По признаку степени длительности и напряженности конфликты могут быть:

– бурными быстро текущими;

2.3. По признаку субъектов конфликтного взаимодействия различают следующие виды конфликтов:

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

2.4. По признаку социальных последствий все конфликты разделяются на две подгруппы:

– конструктивные (функциональные, т.е. способствующие принятию обоснованных решений и развитию взаимоотношений);

– деструктивные (дисфункциональные, т.е. препятствующие эффективному взаимодействию и принятию решений).

2.5. По признаку предмета конфликты разделяются на:

– реалистические (предметные, т.е. вызванные неудовлетворением определенных требований участников или несправедливым, по мнению одной или обеих сторон, распределением между ними каких-либо преимуществ или направленные на достижение конкретного результата);

– нереалистичные (беспредметные, т.е. имеющие своей целью открытое выражение накопившихся отрицательных эмоций, обид, враждебности, когда острое конфликтное взаимодействие становится не средством достижения результата, а самоцелью).

2.6. По признаку источника возникновения различают конфликты двух видов:

– объективно обусловленные (т.е. возникающие в сложной противоречивой ситуации взаимодействия людей);

– субъективно обусловленные (т.е. связанные с личностными особенностями конфликтующих сторон или с ситуациями, создающими преграды на пути удовлетворения их стремлений, желаний, интересов).

2.7. По признаку сталкивающихся ценностей или интересов конфликты могут быть типа:

2.8. По признаку возникновения все конфликты можно разделить на:

– запланированные, которые объединяют спровоцированные и инициативные.

2.9. По признаку эмоциональности конфликты могут быть:

2.10. По признаку управления конфликты разделяются на:

2.11. По признаку затухания конфликты бывают:

– прекращающиеся под влиянием средств противоборствующих сторон;

– прекращающиеся при вмешательстве внешних сил.

Таким образом, классификация конфликтов позволяет ориентироваться в их специфических проявлениях, а следовательно, помогает оценить возможные пути их разрешения.

  • Причины конфликтов – это явления, события, факты, ситуации, которые предшествуют конфликту и, при определенных условиях деятельности субъектов социального взаимодействия, вызывают его.

Причины конфликтов раскрывают источники их возникновения, определяют динамику протекания.

Все причины конфликтов условно можно разделить на две группы – общие и частные.

1. Общие причины проявляются так или иначе практически во всех возникающих конфликтах. К ним относятся следующие:

1.1. Социально-политические и экономические – т.е. связанные с глобальными противоречиями в политике и экономике (противоречия между бедными и богатыми, между консерваторами и радикалами);

1.2. Социально-демографические причины связаны с различиями в установках и мотивах людей разного возраста, пола, этнических групп. (противоречия между отцами и детьми, между мужчинами и женщинами, между коренным и некоренным населением);

1.3. Социально-психологические причины, т.е. такие, которые отражают противоречивый характер взаимоотношений людей в группе (противоречия между лидером окружением, между изгоем и группой);

1.4. Индивидуально-психологические причины отражают несходство индивидуальных психологических характеристик личности (противоречия между способными и неспособными людьми, между темпераментными и заторможенными личностями).

2. Частные причины непосредственно связаны с конкретным видом конфликта. Они могут иметь производственный и личный характер:

2.1. Производственные причины связаны с профессиональной деятельностью людей. Наиболее распространенными среди них являются:

– Распределение ресурсов, когда их размер ограничен, а необходимость разделения ведет к обидам и недовольству;

– Взаимозависимость задач, когда деятельность одного работника или руководителя зависит от деятельности другого работника или группы;

– Противоположность функционирования, выражающаяся в формулировке противоречивых задач у различных подразделений на производстве;

– Нечеткость функциональных обязанностей сотрудников приводит к ситуации, когда одному подчиненному дают противоречивые указания несколько начальников;

– Порочные круги управления выражаются в том, что функции, власть и ответственность в организации вообще не распределены;

– Различия в целях, взглядах и представлениях обычно проявляются по мере роста организации, проявления в ее составе специализированных подразделений;

– Различия в способах достижения целей могут привести к конфликтам, если руководители подразделений не выработают соглашения о приемлемых и неприемлемых методах работы (элемент корпоративной этики);

– Неудовлетворительные коммуникации сводятся к искажению информации, а в отдельных случаях и использованию ложной информации (дезинформации).

2.2. Личные причины обычно связаны с состоянием здоровья, жилищно-бытовыми условиями, семейными отношениями и бытовыми проблемами конкретного человека, как участника конфликта.

  • Динамика конфликта представляет собой последовательную смену определенных стадий, характеризующих процесс развертывания конфликта во всерме6ни от возникновения конфликтной ситуации до разрешения конфликта в целом. Динамика конфликта находит свое отражение в понятиях этапов конфликта и фаз конфликта.
  • Этапы конфликта отражают существенные моменты, характеризующие развитие конфликта от его возникновения и до разрешения. Знание основного содержания каждого из этапов конфликта необходимо для его прогнозирования, оценки и выбора технологии управления этим конфликтом. Всего различают пять основных этапов конфликта. Рассмотрим их содержание.

1. Возникновение и развитие конфликтной ситуации. Конфликтные ситуации возникают не сами по себе, они создаются одним или несколькими субъектами конфликта и являются предпосылками конфликтов. Характер конфликтных ситуаций в производственной сфере и основные их проявления сведены в таблицу 1.

ТИПЫ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ

Характер конфликтной ситуации

Недобросовестное исполнение обязанностей

– нарушение трудовой дисциплины

Неудовлетворительный стиль управления

ошибки в подборе и расстановке кадров

ошибки в организации контроля

просчеты в планировании

нарушение этики делового общения

Неадекватное представление о конкретных ситуациях

неправильные оценки, суждения о действиях других субъектов

ошибки в выводах относительно конкретных ситуаций

Индивидуально-психологические особенности личности

нарушение принятых корпоративных правил взаимоотношений

нарушение этики делового общения

Низкая профессиональная подготовка

неспособность принять адекватное решение

Осознание происходит на базе выявления признаков конфликта. Исследования позволили установить три основных признака конфликта, позволяющих квалифицировать ситуацию, как конфликтную:

  • Конфликтоген – это слово, действие или бездействие, способствующее возникновению и развитию конфликта на этапе перехода к конфликтному взаимодействию.

Причем важно отметить, что одиночный конфликтоген, как правило, не способен непосредственно привести к конфликту. Для этого нужна цепочка конфликтогенов, когда на слово или действие в наш адрес мы стараемся ответить более сильным конфликтогеном. Рая таких цепочек приводит к эскалации конфликтогенов.

Выделяют три основных типа конфликтогенов:

стремление к превосходству;

проявление агрессивности;

проявление эгоизма.

  • Инцидент – это стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта. Другими словами, инцидент представляет собой внешние условия проявления конфликтогенов.

4. Развитие открытого конфликта. На этом этапе участники конфликта открыто заявляют о своих позициях и выдвигают требования. Вместе с тем они могут не осознавать собственных интересов и не понимать сути и предмета конфликта. Эти действия участников конфликта называют конфликтным поведением. Конфликтное поведение может развиваться в трех направлениях:

4.1. Открытая борьба – наиболее острая форма конфликтного поведения, связанная со стремлением всеми средствами получить максимум желаемого;

4.2. Отказ от конфликтного взаимодействия сводится к увеличению дистанции, а затем и полному исключению контакта с инициатором конфликта;

4.3. Компромисс или ведение переговоров на основе взаимных уступок.

5. Разрешение конфликта представляет собой предуготовленный характером взаимодействия исход или итоговое резюме полученных вознаграждений и понесенных потерь. Возможны два типа конфликта и два метода их достижения:

5.1. По типу исходов различают:

5.2. По методам разрешения конфликтов различают:

– педагогические (беседа, убеждение, просьба, разъяснение);

– административные (увольнение, наказание, принуждение).

  • Фазы конфликта непосредственно связаны с его этапами и отражают динамику конфликта с точки зрения реальных возможностей его разрешения. Основными фазами конфликта являются:

1. Начальная фаза;

3. Пик конфликта;

Фазы конфликта могут повторяться циклически. При этом возможности разрешения конфликта в каждом последующем цикле сужаются. Взаимосвязь этапов и фаз конфликта приведена в таблице 2.

Классификация конфликтов довольно обширна, ведь те или иные противоречия могут возникать в самых разных коллективах и ситуациях. Кроме того, в разрешении споров огромную роль играет их природа.

Сущность и классификация конфликтов

Большинство специалистов определяют конфликт как способ разрешения тех или иных противоречий, которые стали следствием разногласий, несовпадения интересов, мировоззрений и так далее. Между участниками данного процесса непременно возникает напряженность и негативные эмоции.

Каждая из сторон конфликта твердо отстаивает свою позицию, не желая идти на уступки или же пересматривать свое мнение. При этом обязательным условием является несовместимость точек зрения сторон или их полное противоречие. Также стоит отметить, что подобные ситуации могут возникать не только между индивидами, но также и между их группами, а также внутри одной личности.

Определить наличие конфликта можно по его основным признакам, а именно:

  • противопоставление двух точек зрения касательно одного и того же вопроса;
  • активное противодействие, сопровождающееся эмоциональным напряжением;
  • наличие активных субъектов, которые постоянно поддерживают конфликтную ситуацию в активной фазе.

Стоит отметить, что многообразие ситуаций, вызывающих противоречие, отражает классификация видов конфликта. Она может быть основана на следующих признаках:

  • длительность (затяжные, краткосрочные, единовременные);
  • объем (личные, локальные, глобальные);
  • источник (ложные, субъективные, объективные);
  • средства (насильственные, пассивные);
  • форма (внутренние, антагонистические, внешние);
  • характер (спонтанные, намеренные);
  • по сферам жизни (семейные, этнические, политические, экономические).

Понятие и классификация конфликтов являются предметом изучения такой науки, как конфликтология. С ней неразрывно связаны психология, социология, философия и другие области знаний.

классификация конфликтов

Типы конфликтов

Психологами была разработана следующая классификация типов конфликтов:

  • подлинный - существует на самом деле и образуется на почве реальных проблем или вокруг конкретных вещей;
  • случайный - возникает спонтанно и не бывает продуманным заранее (может разрешиться молниеносно или же перерасти в серьезную проблему);
  • смещенный - когда в ходе конфликта решается не та задача, которая находится на поверхности, а скрытые или завуалированные вопросы;
  • неверный - когда конфликт возник без видимых на то причин из-за недопонимания или же невнимательности одной из сторон;
  • латентный - существует на самом деле, но до конца не осознается индивидами, из-за чего не переходит в открытое противостояние;
  • ложный - не имеет под собой объективных причин, а возникает на почве эмоциональной напряженности или личной неприязни.

Каждый из приведенных выше типов может быть применен к тому или иному классификационному признаку. Они встречаются как в частной или общественной, так и в политической и экономической жизни.

классификация социальных конфликтов

Причины возникновения конфликтов

Возникновению конфликтной ситуации всегда предшествует какой-то толчок. Он может спровоцировать столкновение интересов, которое в дальнейшем будет развиваться по определенному сценарию. Наиболее распространенная классификация причин конфликта выглядит следующим образом:

  • Объективные причины:
    • распределение материальных или иных ресурсов (каждая из сторон стремится получить наибольшую выгоду, вследствие чего возникает противоречивая ситуация);
    • пересечение задач (когда люди выполняют те или иные функции, которые могут соприкасаться или противоречить друг другу);
    • противоречие целей (люди, коллективы или подразделения, которые взаимодействуют друг с другом, могут ставить перед собой ориентиры, которые могут противоречить друг другу);
    • способы достижения целей (индивиды, взаимодействующие в рамках одного коллектива, могут иметь разные взгляды на достижение результата);
    • нарушение коммуникаций (в результате неправильно организованных связей могут возникнуть противоречия и неточности).
    • неблагоприятная психологическая обстановка (в коллективах с недружелюбной атмосферой и плохой организацией достаточно часто возникают конфликтные ситуации);
    • адаптация новых членов коллектива (споры могут возникнуть из-за неприятия индивида или же из-за его неподобающего поведения); (соблюдение или несоблюдение их личностями, взаимодействующими в одной команде, а также разное их понимание);
    • разница поколений (конфликт возникает из-за несовпадения или противопоставления ценностей, присущих людям разных возрастов);
    • территориальность (разногласия между обитателями различных территорий ввиду несовпадения устоев и порядков);
    • деструктивный лидер (преследуя свои личные цели, вносит разлад в работу коллектива);
    • респондентная агрессия (индивид, столкнувшись с неприятностями или трудностями, вымещает свое недовольство и агрессию на окружающих).
    • когнитивные процессы (в ходе жизнедеятельности и восприятия информации у людей может формироваться различная оценка тех или иных ситуаций);
    • особенности характера (в силу своего воспитания и мировосприятия, а также психологического состояния индивид может вступать в противоречия с окружающими).

    Зная основные причины, которые приводят к возникновению конфликтных ситуаций, можно своевременно принять целесообразные меры по их недопущению или устранению.

    классификация межличностных конфликтов

    Функции конфликтов

    С каждым годом все более широкой становится классификация конфликтов. Функции конфликтов могут быть как положительными, так и отрицательными. К первым относят следующие:

    • в ходе конфликта может разрешиться проблема или же иссякнуть противоречие между сторонами;
    • в процессе противостояния могут проявиться скрытые качества личности, о которых раньше окружающим не было известно;
    • благодаря тому, что дается выход отрицательным эмоциям, в дальнейшем напряженность ослабевает;
    • конфликт - это своего рода ступень к новому этапу межличностных отношений;
    • в том случае, если индивид отстаивает общественное мнение в ходе противостояния, его авторитет может значительно возрасти;
    • для личности участие в конфликте может быть полезным в плане поиска своего места в социуме, а также самореализации.

    Классификация конфликтов демонстрирует нам их распространенность, а также неизбежность. Но, к сожалению, среди их функций встречаются также и негативные:

    • создание психологического напряжения в коллективе;
    • высокий риск насилия в ходе обострения противоречия;
    • стрессовые ситуации негативно сказываются на состоянии здоровья;
    • в результате конфликта могут быть разрушены прочные межличностные и прочие связи;
    • снижение результативности коллективной и индивидуальной работы;
    • вырабатывается привычка к ссорам и насилию.

    Можно сделать вывод, что конфликт нельзя расценивать как исключительно отрицательное или исключительно положительное явление. Это довольно многогранная ситуация, которая при грамотном управлении может быть переведена в конструктивное русло.

    классификация современных конфликтов

    Классификация социальных конфликтов

    Социальный конфликт возникает вследствие разногласий между индивидами, проживающими или осуществляющими свою деятельность в определенных общественных рамках. Причиной может стать несовпадение интересов, противоположная постановка целей, а также несовместимость убеждений и ценностей. Классификация социальных конфликтов выглядит следующим образом:

    • В соответствии с количеством участников:
      • внутриличностные - возникают в том случае, когда перед индивидом стоит дилемма касательно принятия важного решения;
      • межличностные - столкновение интересов нескольких людей;
      • межгрупповые - несовпадение точек зрения по определенным вопросам среди нескольких коллективов.
      • горизонтальные - между людьми из одной социальной или профессиональной прослойки;
      • вертикальные - противоречия между подчиненными и вышестоящими (также может идти речь о социальных классах);
      • смешанные.
      • объективные - имеют перед собой конкретные причины, которые являются явными или легко устанавливаются;
      • субъективные - обусловлены особенностями характера или мировоззрения противоборствующих сторон.
      • созидательные - в ходе разрешения конфликта становится возможным принятие конструктивного решения;
      • разрушительные - вносят разногласия и разрушают существующую систему.
      • рациональные - возникают вокруг конкретных предметов или вопросов;
      • эмоциональные - имеют исключительно личное значение.
      • краткосрочные - быстро разрешаются;
      • долгосрочные - не угасают на протяжении длительного периода времени.
      • мирные;
      • вооруженные.
      • спровоцированные преднамеренно для поднятия той или иной проблемы;
      • возникшие спонтанно.
      • прогрессивные - вносят нечто новое в развитие общества;
      • регрессивные - возвращают ситуацию в предшествующее положение.
      • политические;
      • экономические;
      • этнические;
      • бытовые.

      Категория социальных конфликтов является одной из наиболее важной для изучения, ведь она пронизывает все сферы жизнедеятельности человека. Кроме того, данные ситуации могут быть спроецированы на более серьезные проблемы для выработки аналогичных решений по ним.

      основные классификации конфликтов

      Межличностные конфликты

      Под межличностным конфликтом подразумевают столкновение индивидов, возникшее в результате тех или иных разногласий. Камнем преткновения в данном случае может стать противоположность интересов, целей или мировосприятия. Классификация межличностных конфликтов следующая:

      • По направлению:
        • горизонтальные конфликты - возникают между людьми одинакового статуса, которые не связаны отношениями подчинения;
        • вертикальные - могут сложиться между индивидами вследствие классового или служебного неравенства.
        • конструктивные - приводят к выработке рациональных решений;
        • деструктивные - приводят к разрушению налаженных связей.
        • деловые - возникают в процессе профессиональной деятельности исключительно вокруг деловых вопросов;
        • личностные - основаны на неприязни индивидов друг к другу или же на пересечении собственных интересов и целей.
        • скрытые - сохраняется напряженность, но не происходит явного противостояния между конфликтующими сторонами;
        • открытые - вступление в активное противодействие.
        • эпизодические - возникают внезапно и разрешаются достаточно быстро;
        • длительные - не прекращаются на протяжении определенного периода (могут перетекать то в открытую, то в скрытую фазу).

        Классификация межличностных конфликтов может рассматриваться как самостоятельно, так и во взаимодействии и пересечении с прочими разновидностями.

        сущность и классификация конфликтов

        Вооруженные конфликты

        Вооруженный конфликт, как понятно из его названия, представляет собой противостояние с использованием оружия тех или иных видов. Они могут быть разной направленности, локализации, а также иметь прочие отличия. Классификация вооруженных конфликтов может быть представлена следующим образом:

        • В соответствии с целями:
          • справедливый (когда целесообразность применения вооружения признана международными организациями);
          • несправедливый (когда оружие является лишней и неоправданной мерой).
          • локальные (проходят строго в границах определенной территории);
          • региональные (затрагивают значительную территорию и нередко могут стать следствием локальных столкновений);
          • глобальные (в них, как правило, бывают вовлечены несколько государств, решающих таким образом свои территориальные или же ресурсные и политические споры).

          Вооруженные конфликты нуждаются в первую очередь в прогнозировании, что позволит своевременно принять те или иные решения по их недопущению или устранению.

          Конфликты в рамках организации

          Трудовой коллектив - это, пожалуй, наиболее благоприятная среда для возникновения споров и разногласий. Классификация конфликтов в организации имеет следующий вид:

          • по уровням организации противостояния могут быть горизонтальными, вертикальными или же смешанными;
          • в соответствии со сферой возникновения они могут иметь как деловой, так и личный характер (могут также совмещать в себе эти два признака);
          • по степени проявления конфликты могут быть как скрытыми, так и явными, имеющими реальное проявление (второй вариант более предпочтительный, так как он ускоряет разрешение ситуации);
          • исходя из характера, можно выделить как объективные (имеющие под собой реальный повод) конфликты, так и субъективные, основанные исключительно на индивидуальных взглядах;
          • в соответствии с последствиями конфликты могут быть конструктивными и деструктивными.

          Управление конфликтными ситуациями

          Неотъемлемой частью современной действительности является такое понятие, как конфликт. Классификации конфликтов, управление конфликтами представляют собой объективную необходимость. Это позволит держать их под контролем и эффективно разрешать. Индивид имеет возможность оказывать непосредственное воздействие на динамику и ход противостояния.

          Цель управления конфликтами сводится к тому, чтобы повернуть деструктивный конфликт в конструктивное русло или же не дать созидательному противостоянию стать разрушительным. Также стоит отметить необходимость предвидения подобных ситуаций с целью их недопущения. В некоторых же случаях споры могут быть искусственно спровоцированы для решения определенных организационных задач или снятия скрытой напряженности в коллективе. Классификация конфликтов в данном случае должна быть обязательно учтена.

          Управление конфликтными ситуациями включает в себя ряд понятий:

          • урегулирование - поиск альтернативы, благодаря которой будут в той или иной степени удовлетворены интересы всех противоборствующих сторон, а также будет частично или полностью снято напряжение;
          • разрешение - это полное устранение причины конфликтной ситуации или же поиск компромисса, который сделает ее неактуальной или незначительной;
          • прогнозирование - умение предвидеть наступление противоречивой ситуации на основе имеющихся данных;
          • предупреждение - принятие комплекса мер по недопущению развития конфликта и перехода его в открытую форму;
          • стимулирование - создание атмосферы, которая бы спровоцировала конструктивное противостояние или спор.

          Классификация конфликтов играет немаловажную роль в управлении спорными ситуациями. Иногда именно от данного фактора может зависеть выбор комплекса мер.

          классификация типов конфликтов

          Выводы

          Классификация современных конфликтов демонстрирует нам их разнообразие и многочисленность. Те или иные противостояния и столкновения интересов встречаются практически во всех сферах человеческой жизни. Это и побуждает ученых и психологов вплотную заниматься изучением конфликтных ситуаций, ведь спор, возникший между несколькими индивидами, может быть спроецирован и на более масштабные противостояния. Это позволяет вырабатывать эффективные методики урегулирования и разрешения. К сфере управления конфликтами также могут быть отнесены такие действия, как прогнозирование и предвидение, предупреждение и намеренное стимулирование.

          Основные классификации конфликтов затрагивают самые главные сферы жизни человека. Важнейшую роль играют межличностные противостояния, которые встречаются практически повсеместно. Вступая в трудовую деятельность, человек непременно столкнется с организационными конфликтами. Более глобальное значение имеют межрегиональные и межгосударственные противостояния, которые могут перерасти в фазу вооруженных, если вовремя не будут приняты меры по их урегулированию.

          Конфликт — это естественное явление в межличностных отношениях. Противоречия возникают на работе, в семье, личной жизни и даже внутри одного человека. Они помогают людям понимать друг друга, самих себя. Результат разногласий — развитие отношений или распад, прогресс или регресс личности.

          Определение и признаки

          Определение и признаки

          • противоречивость мнений, идей, потребностей;
          • активность участников (осознание проблемы, начало борьбы).

          Социология рассматривает конфликт как способ разрешения противоречий, процесс противостояния участников. Психология определяет сущность социального противоречия как отсутствие согласия между сторонами.

          Любой тип противоречия сопровождает конфликтность одного или обоих участников. Она сочетается с такими качествами, как ригидность, демонстративность, сверхточность, чрезмерная рациональность, агрессивность, максимализм, лживость. Они могут проявляться вместе или по отдельности.

          Структура

          • относительность (субъекты по-разному воспринимают проблему);
          • ограниченность (борьба за деньги, власть, статус, внимание);
          • связь со временем.

          Кроме того, в структуре противоречия психология выделяет конфликтную ситуацию, инцидент и образ конфликтной ситуации. Ситуация — совокупность объективных условий и причин. Инцидент — конкретные действия одной из сторон, которые возмутили другую. Образ ситуации — субъективное видение проблемы.

          Типология и классификация

          • по природе возникновения (национальные, этнические, межгосударственные, социальные, организационные, внутриличностные, семейные);
          • по направленности и условиям (участники находятся на одном уровне в какой-либо иерархии или на разных, принадлежат к одной группе или разным);
          • по последствия (разрушающие и укрепляющие);
          • по количеству участников (внутригрупповые, межгрупповые, межличностные, внутриличностные, между личностью и группой).

          Подтипы могут относиться сразу к нескольким типам. Например, семейный конфликт может быть одновременно укрепляющим и межличностным.

          Структура

          1. Локальный тип. Это военное противоречие, которое без урегулирования превратится в полноценную войну.
          2. Межличностный конфликт. Это противоречие характеров, взглядов, желаний, интересов двух людей. Возникает как на фоне объективных причин (ограниченность ресурсов), так и на фоне субъективного непринятия.
          3. Конфликт между личностью и группой. Возникает при несоответствии поведения человека нормам группы. Пример: непринятие ученика одноклассниками.
          4. Межгрупповой конфликт. Чаще возникает в подростковой, молодежной среде. Пример: противоречие неформальных групп, субкультур, футбольных фанатов.
          5. Конфликт интересов. Это такое противоречие людей, которое не затрагивает знания, точки зрения.
          6. Внутренний конфликт. Это противоречие между мотивами, интересами, чувствами, ценностями одной личности. Чаще причина кроется в противоречии социальных ролей. Например, когда роль семьянина требует находиться вечером с семьей, а роль руководителя принуждается задержаться на работе.

          Ролевой конфликт можно назвать конфликтом принадлежности. Это противоречие, вызванное двойной принадлежностью (к разным группам). Среди ролевых разногласий встречаются такие виды: межролевое, внутриролевое, ситуационно-ролевое.

          Типология и классификация

          Отдельного рассмотрения заслуживает двуединый конфликт. Это противоречие в искусстве, которое предполагает два связанных между собой типа: локальный и глобальный. Например, конфликт двух героев и конфликт поколений. По форме конфликты бывают скрытыми, открытыми, активными и пассивными. При скрытом типе стороны подавляют свои чувства, испытывают внутреннее напряжение и неудовлетворенность, которая выливается в плохое выполнение обязанностей, равнодушие. Открытый тип бывает активным и пассивным. В первом случае человек прямо говорит о своем недовольстве, что выливается в ссоры, скандалы, драки. Во втором случае человек уходит от проблемы в мир фантазий или зависимостей.

          Выделяемые функции

          • улучшает взаимопонимание между партнерами, снимает напряжение;
          • способствует самопознанию сторон и развитию отношений;
          • помогает проверить отношения на прочность;
          • способствует саморазвитию участников за счет поиска аргументов и откровенности, признания истинных мотивов поведения, желаний и целей.

          Деструктивный конфликт опасен. Он делает психологический климат неблагоприятным, подрывает самоуважение и уважение участников, негативно отражается на самооценке, работоспособности, доверии. Деструктивный тип приводит к разрушению отношений и личности, эмоциональному выгоранию участников.

          Причины и стадии

          Причина возникновения конфликта — неудовлетворенные потребности личности или группы, оскорбление личных или групповых интересов, ограничение деятельности, активности, развития субъекта. Основные причины конфликта:

          Типология и классификация

          1. Субъективные, или психологические особенности мышления и мировоззрения участников.
          2. Объективные: недостаток информации, ограниченный объем ресурсов, изъяны в законах.
          3. Организационно-управленческие: проблемы, связанные со структурой, составом, функциональностью группы.
          4. Социально-психологические: разное понимание социальных ролей, неадекватное представление о себе и оппоненте, о ситуации, неблагоприятный психологический климат, барьеры в общении.

          Согласно теории конфликта в социологии, он развивается в четыре стадии. Начинается с конфликтной ситуации, притом она не всегда осознается участниками. Позже противоречие осознается, субъекты выбирают тактику поведения, которая поможет им выиграть. И последняя стадия — разрешение.

          Способы разрешения

          Причины и стадии

          Разрешение бывает полным и частичным. При полном устраняются внутренние и внешние факторы, при частичном убираются внешние причины, но сохраняется внутреннее напряжение субъектов. По способам разрешения конфликты бывают компромиссными и насильственными. Для первого типа характерно несколько вариантов разрешения, в каждом из которых обе стороны меняют цели, условия, сроки и иные составляющие противоречия. Насильственный тип предполагает разрушение субъектов или отказ одного из них от борьбы. Пути решения конфликта:

          Причины возникновения конфликтов

          1. Избегание. Участник старается достичь своей цели путем игнорирования проблемы, избегания конфликтных ситуаций.
          2. Принуждение. Один из участников занимает жесткую позицию, настаивает на своем, не воспринимает доводы оппонента, принуждает подчиниться.
          3. Сглаживание. Субъект идет на уступки ради сохранения хороших отношений, достижения более важной и глобальной общей цели.
          4. Компромисс. Это взаимные уступки сторон.
          5. Конфронтация. Обе стороны придерживаются своего мнения, урегулировать разногласия сможет только третья сторона.
          6. Сотрудничество. Поиск альтернативного решения, которое устроит обе стороны.

          Для урегулирования конфликта нужно определить его вид, причину и особенности, понять мнения сторон, устранить объективный раздражитель (если возможно). Нужно вывести из ситуации конфликтных людей и конфликтное общение. Если проблема в разногласиях мнений, то необходимо превратить общение в деловые переговоры. Если проблема в неправильном восприятии ситуации, то нужно изменить отношение к ней, взглянуть под другим углом. В этом помогут новые факты и данные, которыми оппонент поделится во время обсуждений.

          Конфликты в организации

          Рабочие конфликты заслуживают особого внимания. Основанием возникновения спора на рабочем месте является:

          Классификация конфликтов

          • ограниченность ресурсов;
          • взаимозависимость задач;
          • различия в целях, взглядах, представлениях;
          • дефицит информации или ее искажение;
          • невыполнение заявленных обещаний;
          • психологическая несовместимость.
          1. Признать наличие проблемы. Необходимо составить описание предмета, объекта, момента возникновения разногласий.
          2. Сгруппировать причины конфликтов. В организации они отличаются тем, что обычно базируются на сплаве объективных и субъективных факторов.
          3. Детально изучить позиции сторон.
          4. Определить стратегию разрешения.

          Для разрешения противостояния на работе иногда достаточно перевести конфликтующих сотрудников в разные отделы. Или изменить корпоративную культуру, стиль руководства.

          Что же такое конфликт, каковы условия его зарождения, кто может являться его участником и существуют ли методы его разрешения. Обо всем этом мы как раз и поговорим в продолжении этой публикации. Садитесь поудобнее, мы начинаем.

          Конфликт

          Что это такое?

          1. ссора;
          2. разногласие;
          3. столкновение;
          4. поединок;
          5. противостояние;
          6. баталия.

          Для полного понимания сначала необходимо дать определение указанному социальному явлению.

          Итак, конфликт – это способ разрешения противоречий, возникающих на почве несоответствия суждений, целей, интересов, выводов, умозаключений, мнений или взглядов на те или иные аспекты.

          Этот процесс характеризуется тремя основными признаками:

          Конфликт девушек

          1. Суть заключается в противоборстве двух и более субъектов.
          2. Сопровождается выбросом негативных эмоций со стороны участников, а также действиями, которые могут выходить далеко за рамки общепринятых правил и норм поведения.
          3. Возникает исключительно в процессе социального взаимодействия участников друг с другом.

          Конфликт это..

          Какие типы и виды конфликтов существуют

          В зависимости от метода разрешения конфликты подразделяются на:

          1. Компромиссные. Разрешение конфликтных ситуаций в данном случае осуществляется путем поиска наиболее подходящего обеим сторонам компромисса. При этом одна или обе стороны должны извлечь пользу из ситуации в виде компенсации за моральный вред/материальный ущерб. Пример: за срыв оговоренных сроков поставки продукции поставщик обязуется снизить расценки на свои услуги;
          2. Антогонистичные. Противостояние разрешается путем разрушения структурных конструкций (словесных, поведенческих, эмоциональных) участника, который проиграл противоборство. Второй вариант – отказ стороны от дальнейшего участия в поединке. Пример: победа в предвыборной гонке.

          Дурачество

          Типы конфликтов различаются по сфере, в которой они проявляются, степени выраженности, направленности, числу сторон, а также потребностям. Но обо всем по порядку.

          Сфера проявления конфликтных ситуаций

          Из наиболее распространенных типов конфликтов по характеру их проявления можно отметить:

          Конфликт на галстуках

          1. организованный (предусмотрена иерархическая структура, обязанности и права сторон четко регламентированы);
          2. экономический (основан на противоречиях экономического характера, борьбы за ресурсы, скидки, права, льготы);
          3. социальный конфликт (противостояние отдельных субъектов, групп или общностей людей с учетом предварительного усиления их интересов относительно спора);
          4. Сглаживание. Стороны (или одна из сторон) демонстрируют друг перед другом свое согласие с выдвинутыми претензиями (требованиями, просьбами). К инструментам метода сглаживания можно отнести клятвы, извинения, согласие на выполнение обязательств, обещания.
          5. Уклонение. Один из субъектов противостояния или обе стороны пытаются избежать непосредственного столкновения. Если оно все-таки произошло, тогда фигуранты (оба или один) будут бездействовать (не идти на переговоры, не соглашаться на обсуждения) в надежде полностью избежать конфликта или отсрочить его возникновение, к примеру, чтобы выиграть время для тщательного анализа обстоятельств.

          Рукопожатие

          Эта статья относится к рубрикам:

          Комментарии и отзывы (7)

          Конфликт — это всегда столкновение интересов, люди редко когда могут аргументированно отстаивать свою точку зрения, а другие не всегда способны принять объективную реальность, вот и возникают конфликты.

          Хорошо, если это бытовой уровень, но ведь конфликты могут возникать и между государствами, тогда начинается война, а за примером и далеко ходить не надо, недавняя война между Арменией и Азербайджаном, хорошо, что они не ядерные державы.

          Я вообще — человек неконфликтный. Не понимаю, почему многие люди вместо того, чтобы нормально всё обсудить начинают друг друга оскорблять или унижать. Может я отстал от жизни? Мне вот интересно, а много ли таких людей, как я?

          Нас с детства учат бояться и избегать конфликтов. Это приводит к тому, что люди не могут за себя постоять, предпочитая смириться и подчиниться.

          Есть такие люди, которые сами создают конфликты, потом получают по мордасам и бегут жаловаться — настоящие провокаторы.

          У некоторых конфликт может и десятилетиями длиться, например Израиль и арабский мир, последний не признает Израиль как государство, по крайней мере, в сегодняшних границах.

          Вот с кем точно не надо конфликтовать, так это с начальством, уж слишком в разных весовых категориях находятся руководители и их подчинённые.

          По-моему, источник всех конфликтов кроется в человеческой гордыне, эгоизме и амбициях. И каждый считает правильным только своё мнение.

          Серьезный взгляд

          Наверное, не существует таких отношений, в которых возможно было бы полностью избежать конфликтных ситуаций. Люди вступают в конфликты везде: на дороге, в магазине, на работе, дома. Даже самые близкие люди хотя бы изредка конфликтуют между собой, эмоционально выясняя отношения и стремясь доказать собственную правоту. Избежать этого невозможно. Но если хорошо понимать природу конфликтов, то можно значительно уменьшить их количество и минимизировать негативные последствия. Сегодня мы подробно разберём, что такое конфликт, почему они возникают, какими бывают, как их грамотно предотвращать и прекращать. Начнем.

          Что такое конфликт?

          Конфликты существуют на разных уровнях, но мы сегодня рассматриваем их исключительно как бытовое явление – выяснение отношений между двумя людьми. Склонность вступать в эмоциональный спор, постепенно переходя на грубость, заложена в нас природой. Вы можете убедиться в этом, наблюдая за детьми, которые конфликтуют часто и весьма эмоционально, несмотря на то, что никто их этому не учил. Жизнь без конфликтных ситуаций просто невозможна. Но каждому под силу научиться избегать конфликтов, а если они всё же возникают – быстро завершать их, сохраняя достоинство.

          Почему возникают конфликты?

          Несмотря на бесконечное разнообразие конфликтных ситуаций, в качестве основной причины чаще всего выступает одно (или несколько) из следующих обстоятельств:

          1. Неадекватная самооценка. Возникновение конфликта может спровоцировать как завышенная, так и заниженная самооценка. В первом случае человек всегда уверен в собственной правоте, во втором – склонен злиться и накапливать обиды (читайте также: как повысить самооценку?).

          2. Неправильное понимание ситуации. Заблуждение – одна из главных причин споров, перерастающих в конфликты. Обладая непроверенной информацией, человек уверен, что собеседник заблуждается, поэтому изо всех сил старается переубедить его.

          4. Дискриминация. Людям свойственно дискриминировать тех, кого они воспринимают чужими. При этом они сильно возмущаются, если дискриминируемый человек посмеет отстаивать свои права (более подробно о дискриминации читайте в этой статье).

          5. Конкуренция. В нашей природе заложена борьба за ресурсы, социальное положение и возможность произвести потомство. И эта конкуренция может провоцировать конфликты не только между чужими людьми, но даже между близкими друзьями.

          Любой из перечисленных факторов может стать причиной конфликта, если кто-то посчитает, что его интересы серьезно задеты. Довольно часто кажется, что конфликт возник неожиданно и на ровном месте, однако он всегда нарастает постепенно. И если уметь вовремя замечать нежелательные предпосылки, конфликта практически всегда можно избежать.

          Признаки конфликта

          Чтобы однозначно понимать, что такое конфликт и как его идентифицировать, необходимо запомнить три основных признака, которые обязательно должны у него присутствовать:

          1. Биполярность (оппозиция). Данное явление возникает, когда два человека отстаивают противоположные точки зрения в споре, который интересен обоим. Наличие противоположности позиций ещё не подразумевает конфликта, но является предпосылкой для него.

          3. Наличие субъектов. Конфликт это не просто ситуация, а форма взаимодействия двух субъектов между собой. Обычно вероятность перерастания спора в конфликт зависит от конфликтности (то есть, наличия конфликтного мышления) субъектов.

          Виды конфликтов

          Существует большое количество разновидностей конфликтов на разных уровнях. Их классификацией занимается конфликтология – научная дисциплина, изучающая закономерности возникновения, протекания и затухания конфликтных ситуаций. Конфликты психологической природы чаще всего классифицируют по таким признакам как:

          • количество сторон (внутренний, межличностный);
          • продолжительность (краткосрочный, затяжной, разовый, повторяющийся);
          • сферы жизни (семейный, бытовой, рабочий);
          • источник (объективный, субъективный, ложный);
          • наличие насилия (насильственный, ненасильственный);
          • характер возникновения (спонтанный, намеренный).

          Важной особенностью конфликтов является то, что они редко удерживаются в рамках одного вида. Поскольку в конфликтных ситуациях люди поступают иррационально, конфликт быстро перетекает во все сферы, в которых люди взаимодействуют. И это одна из важнейших причин популярной рекомендации о том, что нежелательно работать с близкими родственниками.

          У некоторых из перечисленных типов конфликтных ситуаций присутствует также внутреннее деление на виды. Например, рабочий конфликт может быть вертикальным (между начальником и подчинённым) и горизонтальным (между коллегами одного ранга). Семейный конфликт может быть супружеским, детско-родительским, сиблинговым (между родными братьями и сёстрами). Рассмотрим наиболее распространенные виды конфликтов подробнее.

          Внутренний конфликт

          Может показаться, что понятие внутреннего конфликта противоречит утверждению, что конфликтная ситуация невозможна без участия двух сторон. Однако в данном случае обе стороны присутствуют в сознании одного человека, который не может определиться с собственными желаниями, целями и приоритетами. Идея внутреннего конфликта личности положена в основу многих литературных произведений, её любили описывать Гоголь, Достоевский, Толстой, Чехов и другие русские писатели.

          Семейный конфликт

          Рабочий конфликт

          Во многих современных компаниях запрещено разглашать размер собственной зарплаты – согласно контракту, за это положен крупный штраф и прочие санкции. И одна из важнейших причин для этого – стремление руководства избежать горизонтальных рабочих конфликтов в штате.

          Горизонтальные конфликты часто возникают на пустом месте. Начинается всё обычно с мелочи – один сотрудник не так глянул на другого, не поздоровался или случайно толкнул в буфете. После этого неприязнь постепенно нарастает, сотрудники могут начать распускать сплетни друг о друге. Часто подобные ситуации ведут к конфронтации не только между двумя людьми, но и между небольшими группами, сплотившимися вокруг них. Поскольку это негативно сказывается на качестве работы, решать подобные ситуации должно начальство.

          Бытовой конфликт

          Это одна из наиболее обширных групп. К бытовым относятся конфликты, возникающие на дорогах, в очередях, в общественном транспорте и в любом другом месте, где люди сталкиваются между собой, конкурируют за ресурсы или банально мешают друг другу. Для деревень характерна ситуация, когда семьи дружат с теми, кто живёт через несколько домов, но враждуют с соседями. Это типичный бытовой конфликт, который часто начинается с какой-то мелочи вроде дерева, кидающего тень на грядку, и перерастает в затяжную вражду на десятилетия.

          Способы завершения конфликтов

          Конфликт можно завершить разными способами: разрешить, урегулировать, погасить, устранить причину или найти устраивающий обе стороны компромисс. Иногда конфликт завершается, поскольку вместо него возникает новый. Рассмотрим основные варианты завершения конфликтов.

          Разрешение

          Данный исход обычно становится результатом взаимного стремления сторон спора к мирному урегулированию ситуации. Он включает следующие этапы:

          1. Определение сторон конфликта.
          2. Определение мотивов каждой стороны.
          3. Определение истинной причины спора.
          4. Совместное выяснение того, как стороны видят конфликт.
          5. Сбор мнений со стороны.
          6. Поиск и реализация наилучшей стратегии разрешения конфликта.

          Урегулирование

          Данный вариант подразумевает привлечение незаинтересованного лица, которому доверяют оба участника спорной ситуации. Регулятор должен взвесить все аргументы и найти решение, которое будет справедливо для обеих сторон конфликта. Обычно данный процесс включает следующие этапы:

          1. Определение истинных причин конфликта.
          2. Определение полномочий привлеченного регулятора.
          3. Поиск реальных мотивов конфликта (чтобы понимать не только причины, но и цели участников).

          Затухание

          Часто конфликт просто надоедает участникам и затухает, однако это не означает, что он прекратился. Обычно он просто переходит в скрытую форму, и между сторонами сохраняется напряжение. Обычно затухание происходит по следующим причинам:

          1. снижение значимости объекта спора;
          2. отвлечение сторон на другие проблемы;
          3. истощение сторон.

          Устранение причины

          Здесь всё очевидно. В некоторых ситуациях обсуждение позволяет понять проблему и просто устранить её так, чтобы это устроило все стороны конфликта. Иногда решение может быть достаточно радикальным. Например, если два сотрудника конфликтуют, одного из них могут перевести в другой отдел.

          Трансформация

          Иногда в процессе конфликта возникает новая конфликтная ситуация. Участники переключаются на неё, частично или полностью забыв о старом объекте спора.

          Как предотвращать конфликты

          Если вы хорошо понимаете, что такое конфликт и как он возникает, вы сможете не допускать его во многих ситуациях. Существует большое количество техник, позволяющих смягчать обстановку. Мы рассмотрим несколько наиболее простых и в то же время эффективных:

          1. Общее дело. Лучше всего данный способ работает с детскими конфликтами. Если дети в семье или группе начинают конфликтовать, их можно объединить, заняв интересным и увлекательным делом.

          2. Развитие эмпатии. Важно уметь сопереживать другим людям. Это позволит лучше понимать мотивацию оппонента. Совершая поступок, который вам не понравился, другой человек наверняка тоже о чем-то думал, чего-то хотел. И нельзя считать это действие предосудительным только потому, что оно вошло в конфликт с вашими интересами.

          3. Развитие уважения к другим личностям. Этот пункт перекликается с предыдущим. Нужно считаться с окружающими и понимать, что они наделены такими же правами.

          4. Внимание на достоинства оппонента. Если больше думать о положительных чертах человека, с которым возникли противоречия, найти примирение будет гораздо проще.

          • Управлять своими эмоциями и контролировать импульсы
          • Преодолевать сложные эмоциональные ситуации
          • Понимать чувства и мысли собеседника на более глубоком уровне
          • Общаться с вашим окружением более эффективно
          • Управлять конфликтами
          • Выстраивать гармоничные отношения

          Автор курса — Олег Калиничев. Эксперт по невербальному поведению, эмоциональному интеллекту и распознаванию лжи. Аккредитованный тренер Paul Ekman International. Управляющий директор Paul Ekman International в России (PEI Russia).

          1. Предпринимателям, руководителям, топ-менеджерам;
          2. Тем, кто работает с клиентами, менеджерам среднего звена, фрилансерам;
          3. Всем, кто занимается воспитанием детей;
          4. Любому, кто хочет усовершенствовать свое общение с окружающими.

          Обучение состоит из 4 блоков:

          1. Эмоции. Основы;
          2. Эмоциональная устойчивость и эмоциональная гибкость;
          3. Социальная эффективность;
          4. Построение гармоничных отношений.

          Как проходит обучение:

          1. Смотрите видеолекции;
          2. Выполняете самостоятельные задания для закрепления материала;
          3. Участвуете в вебинарах и обсуждаете сложные моменты;
          4. Проходите тестирование по изученному материалу;
          5. Завершаете интенсив и получаете сертификат.

          Более подробно о данном курсе Вы можете узнать по ссылке.

          Заключение

          Читайте также: