Легенды об основании москвы кратко

Обновлено: 05.07.2024

Настоящая дата рождения Москвы

Каждый город имеет свое свидетельство о рождении: есть имя, дата рождения и даже родители — отец-основатель и мать-земля. Так же и у Москвы.

Когда все-таки родилась Москва?

К появлению Юрия Долгорукого здесь было уже развитое поселение под управлением боярина Степана Кучки. Вероятно, что Москва уже тогда была известна, так как Долгорукий в приглашении даже не уточнил, где находится город.

Сейчас день рождения Москвы отмечают в сентябре, хотя историки установили, что впервые город упоминают 4 апреля. Как же появился этот исторический курьез? Дело в том, что впервые день рождения Москвы отмечали 1 января 1847 года, когда городу исполнялось 700 лет. Император Николай I Москву не любил, поэтому, хотя все знали точную дату основания столицы и планировали праздник на апрель, 31 декабря 1846 года император велел праздновать московский юбилей на следующий день — 1 января.

Следующий день рождения Москва отпраздновала только через 100 лет. И вновь не в апреле: Сталин сдвинул дату основания города, чтобы показать его в лучшее время года. Торжества по поводу 800-летия столицы прошли 7 сентября 1947 года с имперским размахом! Город украсили флаги и портреты вождей, отремонтировали фасады зданий, на улицах играли лучшие духовые оркестры, центр города был расцвечен иллюминацией, а завершил праздник салют.

Потом наступило затишье. Но по инициативе московских властей в 1997 году возродилась традиция празднования дня рождения столицы. Но в те же дни, как и в советское время.

7 холмов Москвы

Ключевые постройки XII века

Легенды об основании Москвы: Москва — третий Рим и порт пяти морей.

Все убо христіанскія Царства въ конецъ доидоша и снидошася во едино царство нашего великаго Государя. По пророческимъ книгамъ это есть Россійское царствіе.
Два убо Рима пали, а третій стоитъ, а четвертому не были. По истине градъ Москва именуется Третій Римъ, понеже и надъ симъ было вначале то же знаменіе, какъ надъ первымъ и вторымъ. И если оно и различно, но въ сущности одно и то же, — это кровопролитіе.
Первый Римъ созданъ отъ Рома и Ромила. Начали копать, Аліанъ здати, обретоша главу только что убитаго человека, свежая теплая кровь текла изъ нея, и лице являлось, какъ живое. Волхвы-мудрецы, искусные толкователи подобныхъ знаменій, сказали: «Сей градъ глава будетъ многимъ, но не вскоре, а по времени, после многихъ убійствъ и пролитія кровей многихъ.
Такъ и второму Риму, т. е. Константинополю основаніе и зачало было не безъ крови же, но по убійстве и по пролитіи кровей многихъ.
Точно такъ и нынешнему, сему третьему Риму, Московскому Государству зачало было не безъ крови же, но по пролитіи, и по закланіи и убійстве.

Легенды о жертвоприношении при закладке городов появились в Средневековье: говорили, что при строительстве здания нужно заложить в фундамент живое существо, и на его крови поставить первый камень. Считали, что такое здание будет стоять вечно.

Тогда же появилась легенда о расположении Москвы на семи холмах, чтобы доказать преемственность от седмихолмного Рима. Второй Рим — Царьград — в древних писаниях также называли Седмихолмным.

Пришедши в Византию, он увидел на том месте седмь гор; и повелел горы рыть, равнять место для будущаго города. Потом повелел размерить местность на три угла, на все стороны по семи верст. Во время работ внезапно вышел из норы змий и пополз по размеренному месту. Но в тот же час с высоты упал на змия орел, схватил его, полетел на высоту и исчез там из глаз на долгое время. Потом он упал вместе со змием на то же место — змий его одолел. Собравшиеся люди убили змия и, освободили орла. Царь был в великом ужасе перед этим явлением. Созвал книжников и мудрецов и рассказал им явившееся знамение. Мудрецы, поразсудивши, объяснили царю, что эта местность будущаго города назовется Седмохолмный и прославится и возвеличится во всей вселенной. Орел есть знамение христианское, а змий знамение бесерменское; а что змий одолел орла — это значит, что бесерменство одолеет христианство; а что христиане змия убили, а орла освободили, это значит, что напоследок опять Христианство одолеет бесерменство и Седмохолмнаю возмут и в нем воцарятся. Так был построен Новый (второй) Рим. Он погиб от бесерменства. Но явился Третий Рим, который, по сказанию, как христианская сила, необходимо должен победить бесерменскую силу.

На самом деле, холмов в Москве гораздо больше, так как город располагается в холмистой и богатой реками местности. Более того, со временем список холмов менялся — сейчас в него включают Воробьевы горы, которые в XVI веке даже не входили в черту Москвы. А иностранцы вообще ни одного настоящего холма в городе найти не могут. Но если выбрать наиболее вероятные 7 холмов, на которых стоит Москва, то это будут Боровицкий холм, Псковская горка, Швивая (Вшивая) горка, Ивановская горка, Тверской холм, Ваганьковский холм, Чертольский холм.

По легенде, Юрий Долгорукий ехал из Киева во Владимир и увидел посреди болота огромного трехголового зверя с многоцветной шерстью. Внезапно он растаял. Философ увидел в этом добрый знак.

Долгорукий поехал дальше и увидел город. Он решил остановиться там, но Кучка отказался впустить князя с дружиной под предлогом недостатка места в хоромах. А потом он вообще отказался подчиняться Долгорукому, говоря, что к нему идут беглецы из владимиро-суздальских вотчин, и скоро он сам станет вровень с Юрием. Князь решил взять понравившиеся земли силой. Кучку убили, а его дочь Улиту сделали женой сына Юрия Долгорукого — Андрея Боголюбского.

По другой легенде, толчком к кровопролитию стали дела амурные. Татищев указывал, что Юрий имел слабость к жене своего тысяцкого Кучки и часто к ней наведывался. И когда князь пошел на Торжок в 1147 году, Кучка отправился к врагу Долгорукого — Изяславу. Но его перехватили и убили, а на месте Кучкового села заложили город. Правда, то же самое рассказывают и о других исторических персонах.

Есть еще легенды, что основал Москву князь Олег, правивший в 879-912 годах, об отшельнике Вукале (Букале), жившем рядом с городом и предсказавшем его судьбу. Но летописи сохранили нам только одно имя — князя Юрия Долгорукого. Его официально называют основателем Москвы.

Краткая история Москвы

История Москвы в XII-XIV веках: борьба с Ордой.

Для защиты своего княжества Юрий Долгорукий в 1156 году построил Кремль и окружил его крепостной стеной, земляным валом и рвом. Еще долго территорию Подмосковья покрывали дремучие леса. Здесь в 1175 году во время одной из междоусобиц два войска двигались навстречу друг другу из Москвы и Владимира, но заблудились в дебрях и не встретились.

В 1237-1238 годах Москве впервые пришлось держать оборону: войска Батыя ворвались в город и сожгли его. За 10 лет Москву отстроили вновь. А в 1271 она стала центром самостоятельного княжества, благодаря удачному расположению на пересечении множества дорог и торговых путей.

Кстати, историки рассказывают о чуде, произошедшем во время княжения Василия I. В 1395 году Тимур (Тамерлан) подошел к Москве. Князь собрал ополчение в Коломне и перенес в город икону Владимирской Богоматери. И в тот миг, когда икона оказалась под стенами кремля, Тимур отказался от похода на Русь и повернул на юг.

История Москвы в XV-XVII веках: время самозванцев и семибоярщина.

Первая половина XV века стала чередой испытаний для Москвы. В 1408 году внезапно напал Едигей. Месяц простояв под городом, ордынцы ушли с солидным откупом. В 1417-1427 годах Москву охватила эпидемия чумы. В это время многие села опустели. Ситуация усугубилась необычайно ранним наступлением зимы и голодом в 1421 и 1422 году.

В это же время за великое княжение боролись Юрий Звенигородский (сын Дмитрия Донского) и Василий II Темный (сын Василий I), а на ослабленный город периодически совершали набеги ордынцы. После смерти Юрия Звенигородского борьбу продолжили Василий Косой и Дмитрий Шемяка. Последний не гнушался никакими средствами. Когда в 1445 году Василий Косой во время сражения с татарами попал в плен, Дмитрий воспользовался этим и объявил себя великим князем Московским. В 1447 сторонники Василия объединились и свергли Шемяку. А потом его отравил его же повар.

При Иване III вокруг Москвы объединилось большинство русских земель. Также он пригласил в Москву итальянских мастеров, и в 1485-1495 годах Кремль получил привычный нам вид.

На Иване IV род Рюриковичей закончился, и народ впервые выбрал царя — Бориса Годунова. Но 1602 и 1603 года стали неурожайными для всей страны, и голодное население рвалось к Москве, где были запасы хлеба. Людям приходилось есть собак, кошек, кору деревьев. Росла смертность, и Борис Годунов решил организовать государственные работы (например, строительство колокольни Ивана Великого), чтобы дать заработок нуждающимся. Но люди продолжали умирать, а на дорогах появлялось все больше разбойников.

В 1604 году Москва вновь стала жертвой иноземного нападения. В этот раз Лжедмитрий при поддержке поляков назвался чудом спасшимся царевичем Дмитрием. И народ его принял.

Дмитрий весьма приблизился к Москве, но вступил в нее только, когда достоверно узнал, что вся страна признала его царем, и вступление свое он совершил 20 июня. И с ним было около восьми тысяч казаков и поляков, ехавших кругом него, и за ним следовало несметное войско, которое стало расходиться, как только он вступил в Москву; все улицы были полны народом так, что невозможно было протолкаться; все крыши были полны народом, также все стены и ворота, где он должен был проехать; и все были в лучших нарядах и, считая Дмитрия своим законным государем и ничего не зная другого (о нем), плакали от радости. И миновав третью стену и Москву-реку, и подъехав к Иерусалиму — так называется церковь на горе, неподалеку от Кремля — он остановился со всеми окружавшими и сопровождавшими его людьми и, сидя на лошади, снял с головы свою царскую шапку и тотчас ее надел опять и, окинув взором великолепные стены и город, и несказанное множество народа, запрудившее все улицы, он, как это было видно, горько заплакал и возблагодарил Бога за то, что тот продлил его жизнь и сподобил увидеть город отца своего, Москву, и своих любезных подданных, которых он сердечно любил. Много других подобных речей (говорил Дмитрий), проливая горючие слезы, и многие плакали вместе с ним…

Из монастыря привезли инокиню Марфу, мать Дмитрия. Их встреча состоялась в подмосковном царском дворце — Тайнинском. Марфа признала его своим сыном.

Но Дмитрий правил менее года: за это время казна изрядно похудела, так как нужны были деньги для оплаты помощи поляков. Народ раздражала приверженность царя к иностранцам и католической вере, а поляки вели себя слишком вызывающе. За спиной у Дмитрия плел интриги Василий Шуйский. Вслух он чествовал его как государя, а шепотком называл самозванцем. В конце концов всем стало понятно, что царевич ведет себя не так, как подобает русскому государю — молится иначе, не чтит святых икон, не отдыхает после обеда. А пик недовольства вызвала женитьба Дмитрия на католичке Марине Мнишек и свадебные торжества, когда ради иноземных гостей москвичей выгнали из домов в Китай-городе и Белом городе.

Вскоре заговорщики во главе с Шуйским, который сам хотел занять царский трон, убили самозванца. Труп Лжедмитрия в маске скомороха с волынкой и дудкой в руках выставили на несколько дней у Лобного места. Затем тело сожгли, прах положили в пушку и выстрелили в ту сторону, откуда он пришел.

Вскоре появился новый самозванец. Его попытка взять Москву оказалась неудачной, но началась открытая война Польши с Россией.

Народ заволновался. Тогда бояре послали к Жолкевскому и объявили, что готовы признать русским царем сына Сигизмунда III Владислава. Составили договор. Бояре выдвинули ряд условий, по которым они должны были остаться у власти и сохранить свои имения. Договорились, что Владислав примет православие, женится на русской девушке, в ближайшем окружении оставит небольшое число поляков. Жолкевский принял эти условия, понимая, что соглашение ничего не стоит.

Люди ненавидели интервентов. А 19 марта 1611 года польско-литовские отряды вышли из Кремля и встали на Красной площади. Они требовали у извозчиков втащить пушку на башню. Один из извозчиков ударил поляка, и стража набросилась на безоружных людей. Тогда против интервентов поднялся весь город — началась народная борьба против интервентов.

С 1613 года началось правление династии Романовых. Первым на царство избрали Михаила Федоровича. А его отец — Филарет — вернувшись из польского плена, стал патриархом Московским и всея Руси.

История Москвы в XVIII-XIX веках: перенос столицы в Петербург и война с Наполеоном.

Видела Россия и стрелецкие бунты — при Федоре Алексеевиче в 1682 году, и при Петре Алексеевиче в 1698. Это была вторая попытка восстановить власть царицы Софьи, но она не увенчалась успехом. После этого стрелецкое войско упразднили.

Много изменений произошло в Москве во время правления Петра I. А в 1713 году столицу перенесли в Санкт-Петербург. При этом Москва осталась местом коронации императоров.

Наступил 1812 год. 12 июня без объявления войны французские войска переправились через Неман и вступили на русскую землю. После исторического совета в Филях Москву решили сдать без боя. Войска и жители покинули город.

А Наполеон ждал на Поклонной горе делегацию с ключами от города, как это происходило в странах Западной Европы. Напрасно. Москва была пуста. Французы слышали в огромном городе лишь звук своих шагов. Только возле Кремля гулкую тишину прервали звуки выстрелов. Это горстка храбрецов вступила в бой с наполеоновской армией. И хотя против них поставили пушки, французский император все же въехал в Кремль лишь на следующий день. После заперли все ворота крепости, кроме Никольских, возле которых поставили караул. Но это не спасло от пожара: он начался в первый же день вступления неприятеля.

Наполеон по подземному ходу покинул Кремль и к ночи добрался до Петровского путевого дворца. Через шесть дней пожар прекратился, но в нем погибло 80% городской застройки.

Прекрасный и великий город Москва более не существует. Ростопчин ее сжег. Четыреста поджигателей схвачены на месте; все они заявили, что поджигали по приказу этого губернатора и начальника полиции: они расстреляны. Огонь, в конце концов, был остановлен. Три четверти домов сожжены, четвертая часть осталась. Такое поведение ужасно и бессмысленно.

В преддверии зимы, возглавляя армию уже не солдат, а мародеров с громадным обозом награбленного, Наполеон покинул Москву. Но напоследок он приказал уничтожить Кремль и крупнейшие административные здания. Но замысел завоевателей не исполнился: помешали русские патриоты и проливной дождь, затушившие горящие фитили.

История Москвы в XX-XXI веках: парад Победы и стремительный рост.

К XX веку город полностью восстановился: появились вокзалы, многоэтажные доходные дома, магазины, банки, музеи. Открылась Московская Консерватория, на улицах появились газовые фонари, и пробежала конка, а ей на смену пришел трамвай. Железная дорога соединила Москву с Санкт-Петербургом.

В 1917 году, сразу после взятия Петрограда, революция захлестнула Москву. Встали фабрики и заводы, началась политическая забастовка. Рабочие брали в руки оружие и вместе с солдатами шли в наступление. А 25 октября 1917 года в городе установилась советская власть. В марте 1918 правительство переехало в Москву, и она вновь стала российской столицей, а в 1922 году — столицей новообразованного СССР. В 1935 москвичи спустились под землю — заработала первая линия метрополитена.

Великую Отечественную войну Москва отметила двумя парадами. Первый прошел в 1941 году, и после него москвичи отправлялись сразу на фронт. Второй — парад Победы в 1945 году.

1980 год вошел в историю проведением Олимпиады в России. Церемонию закрытия ХХII Летних Олимпийских Игр в Москве до сих пор считают одной из лучших в истории. Тогда кадры с плачущим олимпийским мишкой облетели весь мир.

1990-е вошли в память августовским путчем 1991 года, штурмом Дома правительства на Краснопресненской набережной в октябре 1993 года и масштабным празднованием 850-летия города в 1997.

А XXI век стал новой вехой в истории столицы. Москва выросла до калужской области после присоединения областей на юго-западе. Сейчас активно строят новые здания, реставрируют памятники архитектуры, благоустраивают парки, открывают пешеходные зоны. История Москвы продолжается.

Говорят, что.

. тело Лжедмитрия I разрубили на куски и выстрелили из пушки из-за таинственных событий на его могиле. После его убийства ударили небывалые морозы, и по городу поползли слухи, что мертвый ходит, а над его могилой слышатся музыка и странные голоса. Несколько раз могилу обнаруживали пустой, а тело самозванца находили за пределами Москвы. Пытались его сжечь, но не поддавался. А когда его тащили через кремлевские ворота, ветер сорвал с ворот щиты и установил посреди дороги.

 (699x432, 121Kb)

В 2012 году будет 865-летие Москвы. Понятно, что подобные цифры-юбилеи всегда несколько условны.

А.М. Васнецов. Постройка первых стен кремля
Общепризнанная дата основания нашей столицы взята из Ипатьевской летописи: под 1147 годом в ней описывается встреча суздальского князя Юрия Долгорукого и черниговского князя Святослава Ольговича, происшедшая в Москове. Но уже из того, что в 1147 г. два князя избрали этот город местом своей встречи, следует, что основан он был значительно раньше. По современным археологическим данным, Москва возникла, вероятнее всего, около 1000 лет назад. Однако точных данных о времени и, тем более, обстоятельствах ее основания нет. Отсутствие этих данных с успехом компенсируется множеством легенд, популярных и непопулярных, более или менее правдоподобных, самого различного содержания. Наиболее известные из них я хотел бы рассмотреть.

Что же касается слабых мест легенды, то одно из них видно сразу же: князь Юрий Долгорукий умер в 1157 г., за год до времени ее действия. Кроме того, согласно той же летописи, в которой упоминаются братья Кучковичи, причиной убийства ими Андрея Боголюбского была не месть за смерть Степана Кучки, а решение Андрея казнить за какой-то проступок брата своего слуги Якима Кучкова — Петра. В ответ Яким и организовал упомянутый в легенде заговор. Я думаю, реальными событиями могли быть война между Долгоруким и Кучкой, победа Юрия и, возможно, убийство Кучковичами князя Андрея. Остальное же является литературным вымыслом.

Одновременно с легендой о Юрии Долгоруком была записана и другая, согласно которой Москву основал сын Александра Невского Даниил, который отнял земли у уже упомянутого боярина Кучки и был убит за это сыновьями последнего. Эта версия почти полностью копирует предыдущую; возможно, она возникла в результате ее пересказа.

Чудесное видение упоминается еще в одной легенде, записанной тогда же. В ней также говорится о Данииле, только уже не об Александровиче, а об Ивановиче, который, в отличие от Александровича, является, скорее всего, вымышленным персонажем. Он, повинуясь видению, основал на указанном в нем месте город, получивший название Москва.

Есть и еще одна интересная легенда о начале Москвы, также записанная в XVII в. — одновременно с рассказами о боярине Кучке.
Мосох и другие персонажи
Согласно этой легенде, город основал библейский герой Мосох, сын Иафета, внук Ноя. Легенда гласит, что когда-то, в незапамятные времена, он поселился на реке, которая носит сейчас название Москва, и основал там город. Названия реки и города, по мнению автора, происходит от имени Мосоха и его жены Квы. У Мосоха и Квы был сын Я и дочь Вуза, от чьих имен происходит название реки Яузы.

Бытовала также легенда об отшельнике Вукале или Букале (тезке воеводы Степана Кучки), жившем где-то рядом с Москвой и предсказавшем городу его судьбу.
Подон и Сара.
Наконец — единственная, пожалуй, легенда, неверность которой доказана, — легенда о Саре и Подоне. Интересна она своим происхождением. Дело в том, что в 1261 г. в городе Сарай-Бату, в столице Золотой орды, было учреждено православное Сарское епископство. Вскоре по аналогии было создано Подонское епископство. Сарский епископ поддерживал тесную связь с Москвой и другими русскими городами. В Крутицах, что на Рязанской дороге, было устроено подворье для сарских епископов или их представителей, приезжавших в Москву или проезжавших в северные княжества. В конце XIII или в начале XIV в. оно превратилось в Крутицкий монастырь. Около возвышенности, на которой стоял этот монастырь, протекали две речки, одна с севера, другая с юга. Чуть позже эти речки получили названия в честь Сарского и Подонского епископств: северная стала называться Сарой, южная — Подоном.

Итак, получается целая коллекция легенд, причем довольно разнообразная. Интересно не только число основателей города, но и продолжительность самого процесса его основания: от первых веков после всемирного потопа до времени княжения Даниила Александровича. Среди описанных легенд есть такие, недостоверность которых очевидна, есть и довольно правдоподобная версия — история о Кучке и Юрии Долгоруком. Наверняка существуют и другие легенды, не попавшие в эту коллекцию. Возможно, в будущем будут найдены какие-то новые источники, которые помогут выяснить истинные обстоятельства основания Москвы и установить, какая же из версий правильна.

История появления Москвы: о чем говорят археологические находки, летописи и городские легенды

С годом основания столицы историки после долгих споров определились — 1147-й. А вот день и месяц её образования до сих пор под вопросом. По некоторым данным, этот день как раз сегодня, 5 апреля. Откуда взялась официальная дата? И настолько ли она однозначна, как уверяют учебники истории?

Память московских земель

Фатьяновская культура знаменует переход к освоению металла. В Московской области, например в Истре и Икше, археологи изучили множество могильников (захоронений) конца III тысячелетия до нашей эры. Так стало известно, что здесь жили кочевники-скотоводы, которые пользовались орудиями труда и украшениями из бронзы [1].

Очевидные признаки оседлой жизни демонстрируют памятники дьяковской культуры, которую археологи датируют более чем тысячелетним периодом — от VII века до нашей эры до VII–VIII веков нашей эры. Кости домашних животных, железные серпы и зернотёрки говорят о том, что финно-угорские племена, такие как меря и весь, активно занимались земледелием и скотоводством [1].

Наконец, земляные курганы X–XI веков учёные приписывают славянским племенам: на землях современной Москвы жили в основном вятичи, а на севере нынешнего Подмосковья, выше Клязьмы, — кривичи [1].

Следы славянских городищ находят почти во всех районах, имеющих выход к воде: Дьякове, Филях, Кунцеве, Матвеевском, Братееве, Зюзине… Самым старым московским домом считается жилище вятича-ремесленника, обнаруженное у современных Патриарших палат Кремля [1]. Вероятно, он входил в комплекс построек, окружённых треугольным рвом, который засыпали в начале XII века. Его очертания археологи выявили возле нынешнего Большого Кремлёвского дворца [2].

Ссылаясь на летописи и предания, некоторые историки даже перечисляют названия поселений вятичей, в которых узнаются имена таких современных районов, как Воробьёво, Высоцкое, Кулишки, Кудрино, Симоново, Сущёво.


Летописи: факты и вопросы

6655 год по древней традиции отсчитывался от сотворения мира; в современном летоисчислении это 1147-й. Князь Юрий (Георгий) Долгорукий, сын Владимира Мономаха, всего лишь приглашает другого князя, Святослава Ольговича, на пир. Никак не обозначены ни статус поселения, ни отношение князя к его происхождению.

Загвоздка в том, что историки доверяют этому источнику гораздо меньше: самый ранний сохранившийся список Ипатьевской летописи датируется XV веком, а Тверской — XVI веком. Есть сведения, что в 1156 году Юрий Долгорукий был в Киеве и вряд ли мог заниматься строительством на московских землях. Это даёт основание полагать, что на самом деле крепость заложил сын Юрия, Андрей Боголюбский [1].


Городские легенды

Строительство деревянных стен Кремля. XII век. А. Васнецов. 1903 год

Спорная дата

Хотя перечисленные легенды являются литературными памятниками, историки уделяли им немало внимания. Первые упоминания этих текстов встречаются у Василия Татищева. Николай Карамзин пренебрежительно называл их сказками. А вот Иван Забелин, один из первых директоров Исторического музея, не был столь категоричен: он считал, что в легендах присутствует некое рациональное зерно [5].

Наука не стоит на месте: археологические раскопки в разных районах Москвы ведутся и в наше время, и новые артефакты дают повод для продолжения дискуссии о возрасте города. Например, селище, открытое на территории Даниловского монастыря, датируется IX веком; к IX–X столетиям относят и следы построек, найденные рядом с Красной площадью. Немало вопросов вызывают и найденные старинные арабские монеты. Всё это заставляет некоторых исследователей говорить о том, что Москва может быть на 200–300 лет старше, чем по общепринятой версии, установленной Карамзиным [9, 10].

Более осторожные или скептически настроенные учёные просят учитывать несколько важных моментов. Во-первых, следует разграничить понятия. Если для поселения достаточно группы построек, то для города требуется нечто большее — наличие оборонительных сооружений, как минимум валов и рвов, и минимальной инфраструктуры, выражаясь современным языком, например мостовых [10].

Александр Игнатов

Город Москва стал частью владений великого князя.
К детям Кучки, попавшим в плен, Долгорукий отнесся милостиво, говоря, что они не виноваты в преступлении своего отца. Дочь боярина Улита была выдана замуж за сына Юрия, Андрея Боголюбского; сыновья Яким и Петр стали его слугами.

Долгое время они жили в мире и согласии, но однажды, уже после смерти Юрия Долгорукого, Улита неожиданно встретила в лесу воеводу Букала, уже глубокого старца, и узнала от него историю гибели своего отца. Рассказ Букала Улита пересказала братьям. Охваченные жаждой мести, они решили убить князя Андрея.

Александр Игнатов

Александр Игнатов

Около возвышенности, на которой стоял этот монастырь, протекали две речки, одна с севера, другая с юга. Чуть позже эти речки получили названия в честь Сарского и Подонского епископств: северная стала называться Сарой, южная — Подоном.

Еще чуть позже происхождение этих названий забылось, и появилась легенда, по которой город Москву основали некие Подон и Сара.
Итак, получается целая коллекция легенд, причем довольно разнообразная. Интересно не только число основателей города, но и продолжительность самого процесса его основания: от первых веков после всемирного потопа до времени княжения Даниила Александровича.

Среди описанных легенд есть такие, недостоверность которых очевидна, есть и довольно правдоподобная версия — история о Кучке и Юрии Долгоруком.

Наверняка существуют и другие легенды, не попавшие в эту коллекцию. Возможно, в будущем будут найдены какие-то новые источники, которые помогут выяснить истинные обстоятельства основания Москвы и установить, какая же из версий правильна.

Читайте также: