Рудольф карнап биография кратко

Обновлено: 05.07.2024

Рудольф Карнап (нем. Rudolf Carnap ); (18 мая 1891, Вупперталь, Германия — 16 сентября 1970, Санта-Мария, Калифорния, США) немецко-американский философ и логик, ведущий представитель логического позитивизма и философии науки.

Содержание

Биография

Преподавал в Венском университете (1926—1931), профессор немецкого языка в Карловом университете (1931—1935). Карнап активно участвует в Венском кружке и в разработке идей логического эмпиризма. С 1935 года — в США. Профессор Чикагского (1936—1952) и Калифорнийского (с 1954 года) университетов. Член Национальной академии наук США. В общественной жизни США Карнап выступал как решительный противник расовой дискриминации и военных действий США во Вьетнаме.

Философия

Опираясь на Витгенштейна и Рассела, Карнап считает предметом философии науки анализ структуры естественнонаучного знания с целью уточнения основных понятий науки с помощью аппарата математической логики.

У Карнапа было четверо детей от первого брака, закончившегося разводом в 1929 году.

Р. Карнап – немецкий и американский философ, развивавший идеи логического атомизма и позитивизма.

Биография Рудольфа Карнапа

Рудольф Карнап родился в 1891 году в Ронсдорфе, в Германии. Его родители были протестантами и глубокого верующими людьми, но вместе с тем не лишенными толерантности. Отец Иоганн Карнап был успешным фабрикантом, он самостоятельно смог нажить капитал и создать свое дело, начиная как простой ткач. Мать Карнапа была учительницей и происходила из академической среды. В детстве Рудольф находился на домашнем обучении, кроме того много времени проводил с родственниками матери, в частности в 1901 году участвовал в археологической экспедиции своего дяди в Греции.

После смерти отца в 1898 году, семья Карнапов переезжает в Бармен, где Рудольф поступает в гимназию. Его главным интересом в этот период является физика, изучение которой он продолжает в Йенском и Фрайбургском университетах. В тоже время он знакомится и с философией – трудами Канта По данной теме мы уже выполнили реферат Этика Канта подробнее и неокантианцев, в лице Бруно Бауха, а также с теорией математической логики Фреге.

Научные изыскания Карнапа прерываются началом Первой Мировой войны. Придерживаясь достаточно пацифистских взглядов и не одобряя войну, Карнап вместе с тем испытывает патриотический порыв и считает необходимым отдать долг родине, в следствии чего поступает на службу. Проведя в армии три года будущий философ получает возможность вернуться к своим изысканиям в физике – ему дают разрешение на обучение и исследовательскую работу в Берлинском университете, где он знакомится с Эйнштейном По данной теме мы уже выполнили реферат Альберт Эйнштейн подробнее , еще только начинающим свою преподавательскую деятельность.

Готовые работы на аналогичную тему

После окончания войны Рудольф вновь обращается к изучению философии и знакомится с трудами Б. Рассела по логическому атомизму, которые оказывают на него глубокое воздействие. Оно легко прослеживается в его диссертационной работе посвящённой проблемам времени и пространства, которую физики назвали слишком философской, а философы чересчур физической. С этого момента Карнап забрасывает физику и целиком посвящает себя изучению философских вопросов под руководством Бауха.

В США Карнап продолжает развивать собственные философские взгляды, постепенно полностью переосмыслив основы логического атомизма, от которых он отталкивался в начале пути. Также он вел преподавательскую деятельность в Чикагском, Калифорнийском и Принстонском университетах. Умер Карнап в 1970 году.

Основные философские взгляды Рудольфа Карнапа

Рассматривая творческий путь Карнапа, можно выделить три периода развития его философских взглядов:

  • неопозитивистский период,
  • синтаксический период,
  • семантический период.

Второй период характеризуется сосредоточением философа на синтаксической структуре и логике философских выражений. Карнап по-прежнему отказывает философии в собственном значении, сводя ее исключительно к логическому языку, с помощью которого должно правильно излагаться всякое знание. Главная роль при этом отводится синтаксической составляющей, т.е. полноте высказываемых предположений (наличии всех необходимых частей), а также и верному взаимному расположению.

Третий период философского творчества характеризуется некоторым отходом от логического формализма, переориентацией с синтаксиса на семантику. Карнап критически переосмысливает и отказывается от ряда своих ранних убеждений. Он приходит к выводам о том, что действительность все-таки не может быть описана с помощью ограниченной и формальной модели которой оказывается логический язык, начинает разрабатывать философию смыслового значения высказываемых предложений, а также логику индуктивного знания.

Принцип верификации

Одним из наиболее известных достижений Карнапа, относящихся к раннему периоду его творчества, является разработка принципа верификации в рамках Венского кружка. Исходным положением для его разработки стало понимание философии как особой области человеческого творчества, которая не относится ни к науке, ни к искусству, ни к религии. Однако выделяя философии особое место, Карнап обесценивает ее, он указывает на то, что философия является попыткой выражения мировоззрения философа, которая в конечном итоге не дает ни научного, ни эстетического знания о мире, а потому бессмысленна. Для Карнапа философия имеет ценность и право на существование лишь в той степени, в которой она способна служить науке.

Всего Карнап выделяет пять видов предложений, из которых 3 являются допустимыми и 2 неверными:


Рудольф Карнап (нем. Rudolf Carnap ); (18 мая 1891, Германия — 16 сентября 1970, Калифорния, США) немецко-американский философ и позитивизма и философии науки; преподавал в Венском университете (1926-31), профессор философии Германского университета в Праге (1931-35); с 1935 — в США; профессор Чикагского (1936-52) и Калифорнийского (с 1954) университетов; член Американской Академии Наук .

Опираясь на Б. Рассела, Карнап считает предметом философии науки анализ структуры естественнонаучного знания с целью уточнения основных понятий науки с помощью аппарата математической логики.

В творчестве Карнапа выделяются три этапа.

В первый период (до начала 30-х гг.) Карнап активно участвует в синтаксических связей между понятиями и теориями, отрицая возможность научного обсуждения вопросов, касающихся природы реальных объектов и их отношения к предложениям языка науки. Карнап развивает теорию язык расширенного исчисления предикатов с вероятностную логику, развивает формализованную теорию индуктивных выводов (в частности, выводов по аналогии), разрабатывает теорию семантической информации .

Логический позитивизм (или логический эмпиризм), отвергающий метафизику и стремящийся найти истину о мире исключительно с помощью естественных наук, обязан своим названием двум главным тезисам: 1) решение философской проблемы требует логического анализа языка, на котором формулируется проблема, и поэтому логика играет центральную роль в философии; 2) любая значимая теория, не являющаяся чисто логической или математической, должна быть доступна эмпирической проверке. Широко известна работа Карнапа Преодоление метафизики посредством логического анализа языка (Die Überwindung der Methaphysik durch logische Analyse der Sprache, 1932). Труды философа содержат тщательную разработку этих тезисов и образуют широкий теоретический базис для их применения; в них также разрабатываются инструменты логического анализа в философии. Среди работ Карнапа, посвященных логике и семантике, – Логическая конструкция мира (Der logische Aufbau der Welt, 1928); Очерк логистики (Abriss der Logistik, 1929); Логический синтаксис языка (Der logische Syntax der Sprache, 1934; англ. авторизованное издание – The Logical Syntax of Language, 1937), Основания логики и математики (Foundations of Logic and Mathematics, 1939), Исследования по семантике (Studies in Semantics, v. 1–2, 1942–1943), Значение и необходимость (Meaning and Necessity, 1947), Введение в символическую логику и ее приложения (Introduction to Symbolic Logic and Its Applications, 1958), а также другие книги и множество статей. Анализ Карнапом философских проблем, включая обсуждение принципа проверки, содержится в его сочинениях, посвященных теории познания и философии науки.

Читайте также: