Сказка про деепричастный оборот кратко

Обновлено: 07.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Сказка о деепричастии

Жил да был Глагол..

Однажды он гулять пошёл.

Он ходил по предложениям,

Делал всем он предложение:

«Встаньте рядышком со мной,

Но кому он предлагал-

Каждый смело отказал.

Рассердился тут глагол

И к наречию пошёл.

Шёл по снеговой дорожке,

Отморозил себе ножки,

Потерял он окончание,

И теперь он опечаленный.

- Эй, друзья, скорей сюда,

У меня беда, беда!

Прибежало тут наречие:

-Здравствуй, друг мой,

Что случилось тут с тобой?

Расскажи мне, дорогой!

-Потерял я окончание

И совсем я опечаленный.

Где теперь его найду?

Как теперь домой дойду?

-Не печалься, друг родной,

Поищу я под луной.

Все искали окончание,

Не нашли и опечалились.

-Как же нам, друзья, тут быть?

Как задачу нам решить?

Как глаголу нам помочь?

Чтоб не плакал он всю ночь?

Побегу я до согласных,

Может быть, они согласны?

Но какие же согласные!

Помогать нам не согласны.

Побегу-ка я до гласных,

Может быть, они согласны?

Выскочила буква Я,

согласна! Я-Я-Я1

- Встань-ка ты в конец основы.

Прочитаем! Что за слово?!

Непонятно, что случилось.

Только слово получилось!

Есть глагольная основа,

От глагола вид у слова,

И вопросы от глагола!

- Это признаки наречия,

Говорят все части речи нам,

И поставим их с Причастием.

Стали рядышком все жить.

Стали дружбой дорожить!

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 29 человек из 18 регионов
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 611 993 материала в базе

Материал подходит для УМК

Деепричастие как часть речи

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 24.01.2021 296
  • DOCX 15.6 кбайт
  • 1 скачивание
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Конечных Оксана Алексеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Новые курсы: преподавание блогинга и архитектуры, подготовка аспирантов и другие

Время чтения: 16 минут

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

В Госдуме предложили ввести сертификаты на отдых детей от 8 до 17 лет

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

В некотором царстве, в Грамматическом государстве, родилось у царя Глагола и царицы Наречия дитя. И назвали его Деепричастием. Дее- потому, что очень уж это дитя было деятельным. Бегало оно, резвилось так, что всех нянек своих за день так уморило, что падали они с ног. И вот однажды сбежало маленькое деепричастие от своих семи нянек в лес. Бегало оно там, бегало, да и заблудилось. Зарыдало оно, и пошло само не ведая куда. Набрело к вечеру Деепричастие на избушку. Жили в ней старик со старушкой. Стали они дитя расспрашивать. Но не знало оно о себе ничего. Не было у него ни лица, ни числа, ни рода, ни времени, ни наклонения, ни совершенного вида. Ведь было оно ребенком Наречия. Спрашивали ее старики:" Ты заблудилось что делая?" "Гуляя!" -отвечало дитя. "Ты попало сюда что сделав?" Убежав!" - вторило оно. Всплеснули руками старики, и уложили дитя спать до утра, ведь утро вечера мудренее. А утром слуги царя Глагола разыскали пропавшего ребенка в лесной избушке. Обрадовались старики, что дитя нашлось и вернули его домой. Наказали они царю крепко беречь свое дитя, потому что от папы-Глагола обладает оно сильной возвратностью, несовершенным видом и переходностью. Однако же Деепричастию было свойственно такое же управление, как и Глаголу, и оно стало послушным. Выросло и поумнело Деепричастие. Стало оно выполнять в предложении свою функцию обстоятельства и радовать родителей. А когда стало оно совершенного вида, то не забыло старичков и наградило их за службу.
Вот какая история случилась с Деепричастием, не даром же имеет эта форма глагола двойственную природу.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Жил-был в далекой волшебной стране всемогущий старик. Все обращались к нему за помощью , и он охотно помогал.
Как-то раз пришли к старику Глагол и Наречие, попросили они у старика нового друга себе. Но непростого , а такого, чтобы было интересно и с тем, и с другим общаться.

Задумался старик , сложная оказалась работа. Думал-думал и решил он назвать их нового друга Деепричастием, который будет отвечать на вопросы Как? Каким образом? Почему? Когда? Что делая? Что сделав? Как и у глагола , у Деепричастия можно определить возвратность и невозвратность , совершенный и несовершенный вид. А также Деепричастие , как и Глагол, сможет образовать словосочетания и с НЕ будет писаться раздельно.

А что же общего с Наречием? Как и Наречие , Деепричастие будет называть признак действия, в предложении зависеть от глагола-сказуемого. У Деепричастия можно выделить суффиксы -А, -Я, -В, -ВШИ, -ШИ , и оно обозначает добавочное действие, а в предложении является обстоятельством.
Долго колдовал старик. И вот перед Глаголом и Наречием появился незнакомец, тут же начал с ними играть , составляя предложения. Друзья поняли,что это и есть Деепричастие.

Поблагодарив мудрого человека, Глагол, Наречие и Деепричастие отправились в страну Русского языка, чтобы помогать грамотным детям строить предложения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

! Деепричастие – это особая форма глагола, обозначающая добавочное действие и отвечающая на вопросы что делая?, что сделав?, как?, каким образом?, почему?, когда.

Сказка про деепричастный оборот

про деепричастный оборот

Действующие лица: Определяемое слово Деепричастие Зависимые слова Синтаксическая роль Телохранители

Действующие лица:

В Русском государстве, в Морфологическом царстве поселилось деепричастия. Отец –глагол и мать- наречие построили дом для своего любимого приёмыша. Но чтобы он не боялся оставаться один, наняли для него запятые-телохранители. Одиночное Деепричастие

В Русском государстве, в Морфологическом царстве поселилось деепричастия. Отец –глагол и мать- наречие построили дом для своего любимого приёмыша.

Но чтобы он не боялся оставаться один, наняли для него запятые-телохранители.

Одиночное Деепричастие

Глагол в любое время мог найти своего сыночка в предложении, так как был он для него самым главным. А матери Наречие стоило только окликнуть его. И Деепричастие тут как тут! КАК? ГДЕ? КУДА. Одиночное Деепричастие

Глагол в любое время мог найти своего сыночка в предложении, так как был он для него самым главным.

А матери Наречие стоило только окликнуть его. И Деепричастие тут как тут!

КАК? ГДЕ? КУДА.

Одиночное Деепричастие

Глагол и Наречие разрешали сыночку играть с другими частями речи. Уж тут-то Деепричастие становилось главным! Он был и голящим, и водящим, и капитаном команды… Но когда папа-глагол и мама-наречие звали своего сына, то все бежали к ним вместе. Их Глагол и Наречие прозвали Деепричастным оборотом. КАК? ГДЕ? КУДА. Что делая? Что сделав? Деепричастный оборот

Глагол и Наречие разрешали сыночку играть с другими частями речи. Уж тут-то Деепричастие становилось главным!

Он был и голящим, и водящим, и капитаном команды…

Но когда папа-глагол и мама-наречие звали своего сына, то все бежали к ним вместе. Их Глагол и Наречие прозвали Деепричастным оборотом.

КАК? ГДЕ? КУДА.

Что делая? Что сделав?

Деепричастный оборот

Например: Как? Каким образом? Они шли , постоянно оглядываясь назад . |._._._._._ ._._._.__| |._._._._._ ._._._.__._._._._._._._._._._.|

Как? Каким образом?

Они шли , постоянно оглядываясь назад .

Деепричастный оборот всегда обособляется! , , Постоянно оглядываясь назад , они спешили к дому. |._._._._._ ._._._.__| |._._._._._._ ._._._._._._|

Деепричастный оборот всегда обособляется!

Постоянно оглядываясь назад , они спешили к дому.

Сказка про деепричастный оборот Тут и сказочке конец, А кто слушал, молодец! Сказка – ложь, да в ней намёк – Кто извлёк какой урок?!

про деепричастный оборот

Тут и сказочке конец, А кто слушал, молодец! Сказка – ложь, да в ней намёк – Кто извлёк какой урок?!

Делаем вывод! Деепричастие + зависимое (ые) слово(а) = деепричастный оборот [ … ,|._._._._._ |, =]. [ = ,|._._._._._ |, …]. Например, Максим , /удобно устроившись на диване/ , стал читать книгу. ( прост, повест., невоскл., двусост., полн., ослож. обособл. обстоят., выр. дееприч. об. [- = ,/…/, ].)

Делаем вывод!

Деепричастие + зависимое (ые) слово(а) =

деепричастный оборот

[ … ,|._._._._._ |, =].

[ = ,|._._._._._ |, …].

Максим , /удобно устроившись на диване/ , стал читать книгу. ( прост, повест., невоскл., двусост., полн., ослож. обособл. обстоят., выр. дееприч. об. [- = ,/…/, ].)

! Запоминаем! ДЕЕПРИЧАСТНЫЙ ОБОРОТ Не принесёт вам всем хлопот! ЗАПЯТЫЕ ему нравятся, Поэтому всегда обособляется! Ещё, чтоб не было несчастья, Выделяй и одиночные ДЕЕПРИЧАСТИЯ! Например, Папа смотрел на него , улыбнувшись . (прост, повест., невоскл., двусост., полн., ослож. обособл. обстоят., выр. один дееприч. [- = ,…, ].)

! Запоминаем!

Не принесёт вам всем хлопот!

ЗАПЯТЫЕ ему нравятся,

Поэтому всегда обособляется!

Ещё, чтоб не было несчастья,

Выделяй и одиночные ДЕЕПРИЧАСТИЯ!

Папа смотрел на него , улыбнувшись .

(прост, повест., невоскл., двусост., полн., ослож. обособл. обстоят., выр. один дееприч. [- = ,…, ].)

! Запомните! ! НЕ ОБОСОБЛЯЮТСЯ: - одиночные обстоятельства , выраженные наречиями ! стоя, лёжа, сидя, молча, нехотя, шутя, не глядя и др. - фразеологические сочетания , в состав которых входят деепричастия ! слушать раскрыв рот, работать засучив рукава, бежать сломя голову и т. п.

! НЕ ОБОСОБЛЯЮТСЯ:

- одиночные обстоятельства , выраженные наречиями ! стоя, лёжа, сидя, молча, нехотя, шутя, не глядя и др.

- фразеологические сочетания , в состав которых входят деепричастия ! слушать раскрыв рот, работать засучив рукава, бежать сломя голову и т. п.

Сравните предложения: ? Отец работал весь день засучив рукава . Отец , засучив рукава , тщательно помыл руки.

Сравните предложения:

Отец работал весь день засучив рукава .

Отец , засучив рукава , тщательно помыл руки.

Спасибо за внимание! Продолжение следует!

Спасибо за внимание! Продолжение следует!

Вы можете использовать данное оформление для создания своих презентаций, но в своей презентации вы должны указать источник шаблона : Ранько Елена Алексеевна учитель начальных классов МАОУ лицей №21 г. Иваново И обязательно указать интернет – ресурсы , которые использовались для создания шаблона: http://img-fotki.yandex.ru/get/4710/104967700.1a/0_72543_964463d0_XL фон http://www.zastavki.com/pictures/1280x800/2012/Backgrounds_Rainbow_wallpaper_035527_.jpg картинка для создания рамки

Вы можете использовать данное оформление

для создания своих презентаций,

но в своей презентации вы должны указать

Ранько Елена Алексеевна

учитель начальных классов

МАОУ лицей №21

г. Иваново

И обязательно указать интернет – ресурсы , которые использовались для создания шаблона:


-75%

Исследование лексики сказок А.С. Пушкина. Выявление роли деепричастий в текстах сказок.

ВложениеРазмер
proekty_uchenicheskie.doc 72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях

С ним приветливо шутила

И, красуясь, говорила

И царица хохотать,

И плечами пожимать,

И подмигивать глазами,

И прищёлкивать перстами,

И вертеться подбочась,

Гордо в зеркальце глядясь.

Но царевна молодая,

Между тем росла, росла.

На девичник собираясь ,

Вот царица, наряжаясь

Перед зеркальцем своим,

Перемолвилася с ним.

Она, чёрной зависти полна,

Бросив зеркальце под лавку,

Позвала к себе Чернавку.

Но невеста молодая,

До зари в лесу блуждая,

Между тем всё шла и шла

И на терем набрела.

И царевна к ним сошла,

Честь хозяям отдала,

В пояс низко поклонилась,

Между тем царица злая,

Про царевну вспоминая ,

Не могла простить ее,

А на зеркальце свое

Долго дулась и сердилась;

Наконец об нем хватилась

И пошла за ним, и, сев

Перед ним, забыла гнев,

Красоваться снова стала

Раз царевна молодая,

Милых братьев поджидая ,

Пряла, сидя под окном.

Вдруг сердито под крыльцом

Пес залаял, и девица

Видит: нищая черница

Ходит по двору, клюкой

Пес на яблоко стремглав

С лаем кинулся, озлился…

Сотворив обряд печальный,

Вот они во гроб хрустальный

Труп царевны молодой

Положили - и толпой

Понесли в пустую гору…

В тот же день царица злая,

Доброй вести ожидая,

Втайне зеркальце взяла…

"Месяц, месяц, мой дружок,

Ты встаешь во тьме глубокой,

И, обычай твой любя,

Звезды смотрят на тебя.

Ожила. Глядит вокруг

И, качаясь над цепями,

"Как же долго я спала!"

В руки он ее берет

И на свет из тьмы несет,

И, беседуя приятно,

В путь пускаются обратно,

Злая мачеха, вскочив ,

Об пол зеркальце разбив,

В двери прямо побежала

И царевну повстречала.

Сотворив – совершив какое-то действие.

Сотворив обряд печальный,

Вот они во гроб хрустальный

Труп царевны молодой

Положили - и толпой

Понесли в пустую гору…

Привздохнув – вздохнув неглубоко.

И, качаясь над цепями,

"Как же долго я спала!"

В сказке автор использует 21 деепричастие. 11 деепричастий дорисовывают действия героев, 10 – помогают более полно передать их душевное состояние. 2 деепричастия (вскочив, разбив) одновременно уточняют внешние действия и внутреннее состояние героев.

Таким образом, деепричастия помогают ярко и живописно изобразить героев сказки, показать их душевное состояние.

Читайте также: