Рождение греческого полиса кратко

Обновлено: 02.07.2024

Греческая цивилизация имела много особенностей. Одной из них был полис. Это не просто город-государство, а уникальный тип политической жизни.

Сколько полисов было в Древней Греции?

Полис — одна из основ цивилизации Древней Греции. Первые из них появились в самой Греции и на соседних островах. В ходе колонизации полисы были основаны на островах Эгейского моря, в Малой Азии, в Причерноморье, на Сицилии, в Южной Италии, на Крите и Кипре. Самыми удаленными полисами были колонии на средиземноморском побережье Испании и Массилия в южной Галлии, а также Кирена в Северной Африке.

Мир полисов был динамичным. В IV веке до н. э. на Эвбее осталось 4 полиса вместо 12, существовавших на рубеже Архаической и Классической эпох. В том же столетии сицилийский правитель Дионисий I основал несколько новых полисов. Полисами становились также общины народов, соседствовавших с греками и перенимавших их культуру.

Сущность полиса

Проблема полиса до сих пор вызывает дискуссии ученых-антиковедов. Прежде всего, полис — это не город-государство. Полис — это гражданская община. Важной для человека была его принадлежность к полису, гражданство. Во время контактов с жителями других общин рядом с его именем ставили его родной полис.

В Античности не было противопоставления города и деревни. Полис был связан с окружающей территорией (хорой). Значительная часть граждан была крестьянами, жившими в окрестностях города.

Чтобы считаться полисом , община должна была быть и позиционировать себя государством. У полиса была армия, финансы, должностные лица, законы, гражданство. Признаками полиса обладали и некоторые входящие в него общины и даже города.

Подразделения полиса, например демы в Афинах , представляли собой полисы в миниатюре. В демах были свои должностные лица, собирались локальные народные собрания, на которых принимались постановления местного уровня.

В ходе дальнейшего развития в греческих полисах шла кодификация права, развитие фаланги гоплитов, как основы вооруженных сил. Появление гоплитской фаланги способствовало увеличению числа граждан, как защитников полиса.

Территория и население

Полис был маленьким государством. Ученые Копенгагенского центра по изучению полиса выявили сведения о территории 636 полисов. Территория около 40 полисов из этого списка не превышала 25 кв2, а территория большей части из них не превышала 200 кв2. Только 13 полисов владели территорией, превышавшей 1000 кв2. В основном, это были колонии, основанные за пределами материковой Греции.

Один из самых маленьких полисов, остров Бельбина (сейчас — остров Святого Георгия), владел территорией 8 километров в квадрате. Территория Афинского полиса, контролировавшего всю Аттику, достигала 2500 км², а территория Спарты, владевшей Лаконикой и Мессенией, — 8400 км².

У полиса были территории за пределами. В годы Афинского морского союза афинские колонии (клерухии) размещали по всей Эгеиде. Много лет владениями Афинского полиса были остров Лемнос, Имброс и Скирос.

Полисы вели учет своих граждан и метеков. В некоторых из них гражданам вручали удостоверения личности в виде табличек из свинца или бронзы. Метеки вносились в специальные списки и платили налог. Иногда списки граждан писали на каменных стелах. Это были списки совершеннолетних мужчин, подлежащих призыву в полисное ополчение.

Данные о численности населения полисов спорные и дискуссионные, потому что полных списков не велось. Исследователь феномена полиса М. Хансен опирается в своих выкладках на данные полисных ополчений. По его мнению, численность граждан, служащих в ополчении гоплитами, составляет 10% от населения. На основании этого предполагает, что население крупных материковых полисов Мегар и Коринфа в эпоху Греко-персидских войн составляло 30 и 50 тысяч соответственно.

Определяющей для эллина была принадлежность к гражданскому коллективу того или иного полиса. При существовании союзов полисов у их жителей было двойное гражданство — родного полиса и союза. Так было, например, в Ахейском союзе.

Переселившись в другой город, эллин мог жить на правах метека — свободного человека, не являющегося гражданином.

Объединение греческих полисов: синойкизм

Словом синойкизм греки называли объединение нескольких общин в один полис. Он мог заключаться в переселении жителей нескольких полисов в специально построенный новый город или переселение жителей одной общины в уже существующий, где жители другого полиса присоединялись к старому гражданскому коллективу. Синойкизм предполагал объединение территорий полисов, но не означал уничтожение самих городов.

Примером первого типа синойкизма можно назвать основание Родоса гражданами полисов Линда, Камира и Иалиса. Примером второго — присоединение аркадского полиса Эваймона к Орхомену. Прежние граждане Эваймона становились гражданами Орхомена, но сам город Эваймон продолжал существовать. В 390 году до н. э. аргосцы с помощью коринфян-заговорщиков захватили Коринф. После этого они на короткое время присоединили Коринф к своему государству.

Перед персидским завоеванием в VI веке до н. э. философ Фалес советовал грекам Ионии объединиться в один полис. На собрании ионийцев Фалес предлагал создать единый совет, который бы заседал на острове Теос. Остальные полисы сохранись бы как городские центры, но стали бы демами нового полиса.

Разрушение полиса не обязательно влекло за собой гибель населения. Иногда жителям разрешали уйти, иногда переселяли и присоединяли к своему полису, как это делали Дионисий Сиракузский и Фивы. Еще одним методом было изгнание населения без разрушения города. Например, в 431 году до н. э. афиняне изгнали жителей островного полиса Эгина и заселили остров своими колонистами.

Мягким уничтожением полиса был диойкизм — расселение. Он переставал существовать как политический и городской центр, а население переселялось в деревни. Так поступили спартанцы с Мантинеей в 385 году до н. э. Жителям полиса было приказано переселиться в деревни, из которых когда-то был создан этот полис.

Древнегреческая религия: полис и его боги

С появлением полиса растет связь гражданской общины и религии. В Архаическую эпоху начали строить храмы на общественные средства. В Архаических Афинах жреческие должности были закреплены за отдельными семьями. В течение Классической эпохи доступ к большинству из них был открыт для других афинян.

Рост полисов сопровождался усилением его контроля над религиозной жизнью. В Греции не было Церкви, как силы, конкурирующей со светской властью. Религия была под контролем полисных магистратов и связана с ними. Религиозные фестивали проходили на полисные деньги. В ходе развития полисов у них появлялись новые религиозные культы, связанные с его полисными институтами.

У многих полисов были один или несколько богов-покровителей. С ними были связаны местные религиозные культы. Эти общины использовали символику своих богов-покровителей и проводили в честь них пышные празднества. Кроме богов были полисные культы героев. В полисах, основанных в ходе колонизации, статус героя получал ойкист (основатель) колонии.

Полис – это особый тип общины в Древней Греции, состоящий как из крестьян-земледельцев, так и из городских жителей.

Структурные элементы греческого полиса

В отличие от древневосточных общинных структур, включавших только сельское население, важной частью греческого полиса было городское население.

Полис стал основной формой политической, экономической, социальной и идеологической организации древнегреческого общества, характер и особенности определяли неповторимость и своеобразие эллинской цивилизации.

Главными структурными элементами полиса, определявшими условия его существования, были следующие:

  • экономическая основа полиса – античная форма собственности;
  • институт гражданства;
  • участие всех граждан в военной организации полиса;
  • существование особых форм самоуправления коллектива граждан полиса;
  • стабильный гражданский коллектив;
  • небольшие размеры полиса;
  • замкнутый автаркичный характер экономики полиса.

Характерные особенности греческого полиса

В античной форме собственности органически сливались частная собственность и государственная, причем частная была опосредована государственной. Отсюда вытекало то, в полисе что безусловной и непременной предпосылкой права собственности на землю была принадлежность к гражданам общинного объединения. Только граждане в классическом полисе могли быть собственниками земли и каждый гражданин, в свою очередь, должен был являться собственником земли. Коллектив граждан обладал верховным правом контроля и распоряжения землей, этим основным средством производства в античную эпоху.

Институт гражданства был неотъемлемой чертой полисной государственной организации. Население состояло из полноправных, неполноправных и бесправных жителей. Но только входившие в состав общины граждане, обладали всеми правами – и экономическими, и политическими, и социальными, таким образом являясь наиболее привилегированной категорией населения. Если учитывать недостаток в Греции плодородных и возделываемых земель, институт гражданства предусматривал замкнутость и стабильность гражданского коллектива, у которого численные рамки были должны жестко контролироваться.

Готовые работы на аналогичную тему

Поэтому сам полис, как коллектив граждан землевладельцев и земледельцев, являлся верховным собственником земли и выступал гарантом земельной собственности своих членов. Только полис мог вмешиваться в отношения собственности. Государство, таким образом, существовало не над общиной, а ы вырастало из самой полисной общины, оставаясь в замкнутых рамках ее коллектива.

Следующая черта полисной организации– это участие всех граждан в полисной военной организации. Учитывая, что в полисе отсутствовала регулярная армия, потенциально все граждане являлись воинами, членами ополчения, призываемого к оружию в случае возникновения военной угрозы.

Таким образом, в классическом полисе имело место триединство члена гражданского коллектива. Он одновременно являлся гражданином, собственником и воином.

Еще одной чертой полиса были особые формы самоуправления. Объединявшее исключительно граждан Народное собрание было важнейшим институтом полисного управления, благодаря существованию которого учитывалась воля каждого гражданина полиса, обязательно входившего в его состав. Другие органы управления – суд, совет, разветвленная сеть должностей исполнительной власти, – также находились в руках коллектива и не отделялись от него. Отсюда вытекал принцип исключительности, который ставил гражданина полиса на недосягаемую высоту в сравнении с другими категориями населения.

Следовательно, кроме граждан полиса никто не имел права на владение землей на территории полиса, а также права распоряжения общественными землями, принадлежавшими коллективу. Никто, кроме граждан, не имел права участвовать в его политической и военной организации. Таким образом, члены полисной общины, как сельские жители, так и горожане, составляли сплоченный, замкнутый коллектив, хранивший и контролировавший права и привилегии своих членов. Стабильность коллектива граждан стала еще одной непременной чертой полисной организации, как и небольшие размеры полиса (он не мог расширяться без конфликтов с соседями).

Экономика полиса базировалась на сельском хозяйстве. Оно являлось главным занятием гражданина полиса. Известно, что крестьянское хозяйство обладает устойчивой тенденцией к замкнутости, к самодостаточности, или, как говорили греки, – к автаркии. Поэтому сам полис, сложенный из суммы крестьянских хозяйств, его составлявших, приобретал автаркичный характер, дававший возможность вести экономически замкнутую жизнь, без обращения к рыночным отношениям и внутренним торговым связям.

Организация греческого полиса

Планировочная схема территории греческого полиса была проста – это городской центр, окруженный сельскохозяйственной земельной округой (хора).

Хора – это территория, которая использовалась гражданами полиса для ведения сельского хозяйства.

При этом в собственно гражданский коллектив входили землевладельцы земли в хоре и горожане, сохранявшие права на владение землей на ее территории.

Таким образом, полис являлся собственником земли, и гарантом отношений между гражданами, которых надо рассматривать как совладельцев общественной земли, так и владельцев частных наделов. Полис был организатором своей политической жизни, обороны, общественных работ. Он являлся наивысшей ценностью для граждан, будучи обязательным условием их жизни.

Для своей эпохи полис был совершенной формой организации господствующего класса. Его главным преимуществом была устойчивость и широта социальной базы, так как полисная община объединяла всех собственников, как рабовладельцев, так и землевладельцев, обрабатывающих свои участки без использования рабского труда. При этом все они получали от гражданской общины гарантии собственности, а также широкий набор политических прав.

Греческий полис, или как его еще называют, город-государство является на самом деле такой формой организации общества, которую совершенно точно можно назвать полноценным политическим объединением, то есть самостоятельным государством.

Обычно полис состоял из нескольких обязательных элементов: центр города, и хора – все то, что вокруг. Почти все население греческих полисов составляли члены общин, каждый из них, по меркам греческого права был гражданином, так как имел право на землю, а также мог открыто говорить о своих политических взглядах. Для того чтобы стать полноправным членом общины недостаточно было просто быть свободным человеком, важно было с рождения иметь гражданство того или иного полиса. Наряду со свободными жителями, в полисе также проживали метэки, периэки и вольноотпущенники. Однако, город не мог жить без рабов, потому что для развития была необходима рабочая сила. Рабы были абсолютно бесправны, и потому не могли иметь никакого имущества. Даже то, что раб сделал сам, или приобрел, считалось собственностью его хозяина.

Политический строй в разных полисах варьировался от олигархии до разных видом демократии. Все происходило по решению свободных членов общины. Любой такой город имел право на то, чтобы чеканить свои собственные монеты. Независимо от политического курса, в любом полисе власть светская совпадала с властью религиозной, это являлось отличным механизмом воздействия на жителей городов. Помимо всего этого, у каждого полиса была своя армия. Она формировалась из всех граждан, достигших семнадцатилетнего возраста. Воины также не могли быть старше шестидесяти лет. Состоятельные люди образовывали тяжелую пехоту, все остальные слои населения – пехоту легкую. Для любого жителя полиса воинская служба не была тягостной повинностью, она являлась мечтой.

Вся сельская местность подчинялась центру. Непосредственно в городе люди занимались в основном ремеслом, тогда как в окраинах преимущественным занятием было земледелие. Иногда несколько центров могли сливаться, это лишь способствовало укреплению аппарата власти.

Полисы длительное время были весьма распространены в древней Греции. Это устройство привлекало тем, что все города-государства обязаны были обеспечивать всех своих граждан землей и рабами. Каждый гражданин понимал, что за пределами своего полиса их ничего не ждет, и потому они довольствовались тем, что имеют.

Греческая цивилизация имела много особенностей. Одной из них был полис. Это не просто город-государство, а уникальный тип политической жизни.

Сколько полисов было в Древней Греции?

Полис — одна из основ цивилизации Древней Греции. Первые из них появились в самой Греции и на соседних островах. В ходе колонизации полисы были основаны на островах Эгейского моря, в Малой Азии, в Причерноморье, на Сицилии, в Южной Италии, на Крите и Кипре. Самыми удаленными полисами были колонии на средиземноморском побережье Испании и Массилия в южной Галлии, а также Кирена в Северной Африке.

Учеными Копенгагенского центра по изучению полиса собрана информация о 1035 полисах, существовавших в Архаическую и Классическую эпохи. Не все они существовали одновременно. Какие-то были основаны позже, уже в Классическую эпоху. Другие, наоборот, перестали существовать до конца Классической эпохи.

1.jpg

Мир полисов был динамичным. В IV веке до н. э. на Эвбее осталось 4 полиса вместо 12, существовавших на рубеже Архаической и Классической эпох. В том же столетии сицилийский правитель Дионисий I основал несколько новых полисов. Полисами становились также общины народов, соседствовавших с греками и перенимавших их культуру. Так после кампаний Тимолеонта на Сицилии в IV веке до н. э. полисами стал ряд общин сикулов, коренного населения острова. Полисное устройство и эллинскую культуру переняло несколько десятков общин карийцев (народ, живший на юго-западе Малой Азии).

Сущность полиса

Проблема полиса до сих пор вызывает дискуссии ученых-антиковедов. Прежде всего, полис — это не город-государство. Полис — это гражданская община. Важной для человека была его принадлежность к полису, гражданство. Во время контактов с жителями других общин рядом с его именем ставили его родной полис. Российский ученый И. Е. Суриков считает важным для сущности полиса дополнение — городская гражданская община.

2.jpg

В Античности не было противопоставления города и деревни. Полис был связан с окружающей территорией (хорой). Значительная часть граждан была крестьянами, жившими в окрестностях города.

Чтобы считаться полисом, община должна была быть и позиционировать себя государством. У полиса была армия, финансы, должностные лица, законы, гражданство. Признаками полиса обладали и некоторые входящие в него общины и даже города.

Подразделения полиса, например демы в Афинах, представляли собой полисы в миниатюре. В демах были свои должностные лица, собирались локальные народные собрания, на которых принимались постановления местного уровня.

Процесс формирования полиса начался в Архаическую эпоху и развивался постепенно. В ходе Архаической эпохи в полисах формировались магистратуры (должности). На примере Афин можно увидеть, что сначала на место царской власти пришли должность пожизненного архонта. Постепенно срок этой должности сократился до года, число архонтов — до 9, а право на доступ к ней получили все аристократы.

3.jpg

В ходе дальнейшего развития в греческих полисах шла кодификация права, развитие фаланги гоплитов, как основы вооруженных сил. Появление гоплитской фаланги способствовало увеличению числа граждан, как защитников полиса.

Территория и население

Полис был маленьким государством. Ученые Копенгагенского центра по изучению полиса выявили сведения о территории 636 полисов. Территория около 40 полисов из этого списка не превышала 25 кв2, а территория большей части из них не превышала 200 кв2. Только 13 полисов владели территорией, превышавшей 1000 кв2. В основном, это были колонии, основанные за пределами материковой Греции.

Один из самых маленьких полисов, остров Бельбина (сейчас — остров Святого Георгия), владел территорией 8 километров в квадрате. Территория Афинского полиса, контролировавшего всю Аттику, достигала 2500 км², а территория Спарты, владевшей Лаконикой и Мессенией, — 8400 км².
Крупнейшие полисы, такие как Пантикапей, Сиракузы и Кирена, включали в свою территорию общины местного населения и другие города, становившиеся зависимыми от них.

У полиса были территории за пределами. В годы Афинского морского союза афинские колонии (клерухии) размещали по всей Эгеиде. Много лет владениями Афинского полиса были остров Лемнос, Имброс и Скирос.

Большинство островных полисов у побережья Малой Азии владели территориями на материке. На этих территориях находились общины местного населения или даже другие полисы.

Полисы вели учет своих граждан и метеков. В некоторых из них гражданам вручали удостоверения личности в виде табличек из свинца или бронзы. Метеки вносились в специальные списки и платили налог. Иногда списки граждан писали на каменных стелах. Это были списки совершеннолетних мужчин, подлежащих призыву в полисное ополчение. Например, на стеле в полисе Эретрия на острове Эвбея были перечислены 4000 мужчин-граждан.

4.jpg

Данные о численности населения полисов спорные и дискуссионные, потому что полных списков не велось. Исследователь феномена полиса М. Хансен опирается в своих выкладках на данные полисных ополчений. По его мнению, численность граждан, служащих в ополчении гоплитами, составляет 10% от населения. На основании этого предполагает, что население крупных материковых полисов Мегар и Коринфа в эпоху Греко-персидских войн составляло 30 и 50 тысяч соответственно.

Определяющей для эллина была принадлежность к гражданскому коллективу того или иного полиса. При существовании союзов полисов у их жителей было двойное гражданство — родного полиса и союза. Так было, например, в Ахейском союзе.

Переселившись в другой город, эллин мог жить на правах метека — свободного человека, не являющегося гражданином. Метеки не имели права напрямую участвовать в политической жизни. За какие-либо заслуги метек мог получить гражданство полиса. В качестве жеста дружбы гражданство даровали знатным и влиятельным иностранцам.

Полис мог быть зависимым от другого полиса или государства. На это были разные причины. Он мог быть завоеван более крупным соседом и сохранить автономию. Зависимый полис мог находиться на материковой земле, принадлежащей островному полису. Колония могла быть основана и существовать, как полис, зависимый от метрополии.

Объединение греческих полисов: синойкизм

Словом синойкизм греки называли объединение нескольких общин в один полис. Он мог заключаться в переселении жителей нескольких полисов в специально построенный новый город или переселение жителей одной общины в уже существующий, где жители другого полиса присоединялись к старому гражданскому коллективу. Синойкизм предполагал объединение территорий полисов, но не означал уничтожение самих городов.

Примером первого типа синойкизма можно назвать основание Родоса гражданами полисов Линда, Камира и Иалиса. Примером второго — присоединение аркадского полиса Эваймона к Орхомену. Прежние граждане Эваймона становились гражданами Орхомена, но сам город Эваймон продолжал существовать. В 390 году до н. э. аргосцы с помощью коринфян-заговорщиков захватили Коринф. После этого они на короткое время присоединили Коринф к своему государству.

Еще один знаменитый пример синойкизма — основание Мегалополя в Аркадии в 370 году до н. э. по инициативе Эпаминонда. Город построили и переселились в него представители разных общин Аркадии.

Самым знаменитым синойкизмом было легендарное объединение Аттики Тесеем. В реальности процесс был более медленным и завершился присоединением к Афинскому полису Элевсина. Тем не менее, Аттика была единым полисом, на территории которой были отдельные города и полис Элевсин.

Перед персидским завоеванием в VI веке до н. э. философ Фалес советовал грекам Ионии объединиться в один полис. На собрании ионийцев Фалес предлагал создать единый совет, который бы заседал на острове Теос. Остальные полисы сохранись бы как городские центры, но стали бы демами нового полиса. Предложение не было принято.

Синойкизм мог быть мирным или стать результатом войны. Войны влекли за собой и уничтожение полисов с последующим разделом земли между победителями, а также истреблением и обращением в рабство населения. Иногда город не разрушали, а заселяли колонистами.

5.jpg

Разрушение полиса не обязательно влекло за собой гибель населения. Иногда жителям разрешали уйти, иногда переселяли и присоединяли к своему полису, как это делали Дионисий Сиракузский и Фивы. Еще одним методом было изгнание населения без разрушения города. Например, в 431 году до н. э. афиняне изгнали жителей островного полиса Эгина и заселили остров своими колонистами. Изгнанников приютили спартанцы и поселили их в местности Фиреатида. После поражения Афин в войне жители Эгины вернулись на родину.

Мягким уничтожением полиса был диойкизм — расселение. Он переставал существовать как политический и городской центр, а население переселялось в деревни. Так поступили спартанцы с Мантинеей в 385 году до н. э. Жителям полиса было приказано переселиться в деревни, из которых когда-то был создан этот полис.

По данным М. Хансена, только 5 полисов исчезли навсегда. Другие со временем заселялись уцелевшими гражданами. Переселенцы нередко принимали идентичность, традиции и культы полиса, который заселили. Самый яркий пример полиса, восстановленного после андраподизма — Фивы. Город был разрушен Александром и его союзниками. Части жителей (кроме тех, кого пощадили завоеватели) удалось бежать. После смерти Александра царь Кассандр восстановил Фивы, куда вернулись беженцы и их потомки.

Древнегреческая религия: полис и его боги

С появлением полиса растет связь гражданской общины и религии. В Архаическую эпоху начали строить храмы на общественные средства. В Архаических Афинах жреческие должности были закреплены за отдельными семьями. В течение Классической эпохи доступ к большинству из них был открыт для других афинян.

Рост полисов сопровождался усилением его контроля над религиозной жизнью. В Греции не было Церкви, как силы, конкурирующей со светской властью. Религия была под контролем полисных магистратов и связана с ними. Религиозные фестивали проходили на полисные деньги. В ходе развития полисов у них появлялись новые религиозные культы, связанные с его полисными институтами.

У многих полисов были один или несколько богов-покровителей. С ними были связаны местные религиозные культы. Эти общины использовали символику своих богов-покровителей и проводили в честь них пышные празднества. Кроме богов были полисные культы героев. В полисах, основанных в ходе колонизации, статус героя получал ойкист (основатель) колонии.

В Потидее на щиты гоплитов наносили изображение Посейдона с трезубцем. В Афинах ежегодно пышный фестиваль Панафинеи, для которого девушки ткали священный пеплос для статуи богини. В Перинфе (район Проливов) главным культом был культ Геры — рядом с городом стоял ее храм. Покровителем Родоса считался Гелиос — его изображали на родосских монетах, в честь него раз в пять лет проводили фестиваль. Жрец Гелиоса был в Родосе эпонимом — счет годам вели по жрецам, занимавшим эту должность.

Полис был устойчивой формой государственности. Он сохранился в эпоху Эллинизма, когда полисы входили в состав территориальных государств. Позднее, эллинские полисы существовали внутри Римской империи.

Читайте также: