Рождение альтернативной культуры кратко

Обновлено: 28.04.2024

2. Культурное развитие народов Советского Союза и русская культура

Пути развития отечественной науки

Особенно впечатляющие успехи в конце 1960-х — начале 1980 -х годов были достигнуты советской наукой, прежде всего в области физико-математических и естественно-научных зна­ний. Завоеванные в те годы советскими учеными передовые позиции и сегодня, по прошествии уже более двух десятилетий непрерывных реформ и перестроек, позволяют России оставать­ся среди наиболее развитых в научном отношении держав.

Раскол в среде интеллигенции. Рождение альтернативной культуры

Культурная жизнь страны по-прежнему отличалась динамиз­мом и многообразием. Советское искусство продолжало ока­зывать свое воздействие на жизнь общества, пользоваться авторитетом во всем мире. В 1965 г. М. Шолохов становится лауреатом Нобелевской премии. Мировой славы и признания добились мастера советского балета М. Лиепа, Е. Максимова,

В. Васильев и др. Зрительской симпатией и любовью пользо­вались фильмы советских кинорежиссеров С. Бондарчука, Ю. Озе­рова, Л. Гайдая и др. Среди художников большую известность в эти годы получают А. Шилов, И. Глазунов и др.

Развитие советского искусства, в еще большей мере, чем развитие науки в этот период определялось многообразием

В. Белов В. Чивилихин и Л. Леонов (в центре). 1970 г.

Николай Михайлович Рубцов (1936-1971) — выдающийся русский поэт, родился в с. Емецке Архангельской обл. (в тот момент Архангельская обл. с Вологодской обл. составляли единую Северную обл.). ОтецМ.А. Рубцова родом из вологодского села Самылково, работал продавцом в сельпо, в дальнейшем возглавил Отдел рабочего снабжения в местном

леспромхозе, мать —А. М. Рычкова. В 1942 г. умирает мать поэта, отца призывают на фронт, сам Н. Рубцов оказывается в детдоме. В 1950 г. он заканчивает семилетку и поступает в Тотемский лесной техникум. Не окончив лесотехникум, летом 1952 г. Рубцов перебирается в Архангельск. Год работает угольщиком на тральщике. В 1953 г. поступает в г. Кирове в горно-химический техникум. Осенью 1955 г.

«Россия, Русь! Храни себя, храни!

Смотри, опять в леса твои и долы Со всех сторон нагрянули они,

«Вот как просто попасть в богачи,

Вот как просто попасть в первачи Вот как просто попасть в палачи:

Мое поколенье молчит по углам,

Мое поколенье не смеет петь,

Мое поколенье чувствует боль,

Но снова ставит себя под плеть.

Мое поколение смотрит вниз,

Мое поколение боится дня,

Мое поколение пестует ночь,

А по утрам ест себя.

Нараставшая конфронтационность в отношениях между властью и определенной частью интеллигенции, а также внут­ри самой интеллигенции, являлась симптомом неблагополучия в развитии духовной сферы в СССР. Большое количество лю­дей, рожденных уже после революции, воспитанных при новом режиме, многое получивших от существовавшей в стране власти, тем не менее, превращались в непримиримых против­ников советского строя, советского мироустройства и образа жизни. Более того, часть интеллигенции готова была отверг­нуть весь исторический путь, проделанный Россией за многие столетия ее существования, а в качестве морального кумира выбирала себе ценности, которыми жил западный мир. С дру­гой стороны официальная культура, несмотря на видимые успехи, все больше теряла свое влияние на людей, все больше отдалялась от реальной жизни, превращалась в декорацию, призванную скрыть существовавшие в обществе проблемы и противоречия. Противоречия культурного развития, так же как и противоречия в прочих сферах жизни советского обще­ства, не носили фатального характера, но для их преодоления требовалась воля и новые, действенные механизмы взаимо­действия между государством и его гражданами.

Неудовлетворенность части советского общества происходящим в стране способствовала формированию диссидентского движения. Большую роль в развитии движения инакомыслящих сыграли реабилитированные после XX съезда, а так же потомки репрессированных при Сталине видных партийных деятелей — неширокая, но политические опытная прослойка советского общества. Среди наиболее значимых диссидентских организаций в эти годы действовали Инициативная группа защиты прав человека в СССР, Комитет прав человека в СССР, Революционная партия интеллектуалистов Советского Союза, Союз борьбы за возрождение ленинизма, Союз борьбы за демократические права, Московская Хельсинская группа и др. В их деятельности в первую очередь участвовали деятели науки, искусства, литературы, а также студенческая молодежь, рабочие, отдельные представители номенклатуры и офицерства. Вместе с тем, общая численность диссидентского движения была крайне невелика: по оценкам, принадлежащим самим диссидентским авторам — не более 10 тыс., в то время как по подсчетам современных историков — менее тысячи человек. К числу знаковых фигур в диссидентстве могут быть отнесены академик А. Сахаров и писатель А. Солженицын, в работах которых идеология диссидентства получила свое наиболее полное и комплексное отражение.

Диссидентское движение в те годы было неоднородным. Современная историография выделяет в нем несколько тече­ний. Прежде всего, это правозащитное движение, начало ко­торому было положено в 1968 г., когда в Москве 7 представи­телей столичной интеллигенции вышли на Красную площадь в знак протеста против ввода советских войск в Чехословакию. Далее в литературе называются различные религиозные груп­пировки (в которые входили приверженцы всякого рода тота­литарных сект и нетрадиционных для народов России рели­гиозных сект таких, как евангелисты, адвентисты, баптисты и пр.). Особенно массовым течением диссидентства являлись разного рода сепаратистские движения, которые ставили сво­ей целью разделение народов СССР по национальным кварти­рам. Своеобразным явлением в диссидентстве становится возникновение объединений, декларирующих необходимость возвращения к подлинным социалистическим или даже ком­мунистическим ценностям.

В конце 1960-х — начале 1980-х годов возрастает между­народная активность РПЦ. В 1972 г. патриарх Пимен посетил глав ряда Православных Церквей. В последующие годы визи­ты продолжились. На встречах глав Православных Церквей обсуждались вопросы церковной и международной жизни. Позитивно развивались прямые контакты с древними Восточ­ными Церквями. Патриарх нанес визиты главам армянской, эфиопской и других Церквей данной вероисповедной ориен­тации. Из-за позиции Ватикана по вопросу об унии ослаб диалог с католиками. Противоречивые оценки и в те годы, и в наши дни вызывает экуменическая деятельность РПЦ в рамках Всемирного совета Церквей, особенно активизировав­шаяся в тот период, как считается, по инициативе митро­полита Никодима (Ротова). В 1975 г. на V генеральной ассам­блее ВСЦ сразу пять представителей Московской Патриархии были избраны в состав ЦК ВСЦ, один из них стал членом Исполкома ВСЦ. Митрополит Никодим занял один из шес­ти президентских постов, после его смерти в 1978 г. этот пост перешел главе Грузинской Православной Церкви като­ликосу Илии II.

Новое оживление различных сторон религиозно-церковной и общественно-просветительской деятельности РПЦ приходит­ся на начало 1980-х годов. В эти годы начинается подготовка к празднованию 1000-летия крещения Руси, что заставило государство несколько смягчить антицерковные ограничения. В 1981 г. уменьшились налоги на доходы священнослужителей, которые прежде рассматривались как налоги на частнопред­принимательскую деятельность, а теперь — как налоги на свободные профессии. Если прежде они достигали 81% от сум­мы дохода, то после снижения — составили 69%. В 1980 г. Церкви наконец было дано разрешение открыть завод и мас­терские церковной утвари в Софрине, а Издательский отдел Московской Патриархии из нескольких тесных помещений Новодевичьего монастыря, где он ютился долгие годы, переехал в благоустроенное современное здание. В мае 1983 г. Советом Министров СССР Московской Патриархии был передан москов­ский Свято-Данилов монастырь для создания в нем духовно­административного центра. На его восстановление было запла­нировано затратить 20 млн руб., в действительности расходы значительно превысили эту сумму и составили около 100 млн руб. В период церковного оживления начала 1980-х годов про­исходит канонизация новых святых, устанавливаются новые церковные праздники (Собор Костромских святых, Собор Смо­ленских святых, Собор Сибирских святых, Собор Белорусских святых и некоторые другие), вводятся новые церковные награ­ды (ордена Андрея Первозванного, св. Ольги и св. Даниила). Возрастает интерес к Церкви со стороны общественности.

Высокие достижения советской науки и культуры в конце 1960-х — начале 1980-х годов во многом были обусловлены состоянием отечественной системы образования. В этот период советская школа становится самой массовой и демократической в мире: в СССР система образования давала одинаково качественное образование и детям из семей представителей высшей номенклатуры, и детям рядовых советских граждан, благодаря чему формировалась единая для всех социальных слоев культурная среда. Новому уровню задач, решаемых школой, способствовал начатый в середине 1960-х годов переход ко всеобщему среднему образованию. Он был завершен в течение нескольких лет и в Конституции 1977 г. закреплялось право граждан на получение бесплатного среднего образования. Большинство юношей и девушек получало полное среднее образование, закончив десятилетнюю школу. Кроме того, для желающих получить среднее образование совместно с выбранной профессией, существовала развитая сеть про­фессионально-технических училищ, техникумов и других специализированных учебных заведений.

Как и во всем советском обществе, в системе образования накапливались болезненные противоречия. Одно из них было связано с тем, что в прежние годы десятилетка традиционно нацеливала своих выпускников на продолжение обучения в высшей школе. После того, как десятилетняя форма обучения сделалась общей, количество желающих получить высшее об­разование резко увеличилось. Но вузы могли принять не более четверти вчерашних выпускников, в то время как остальная их масса должна была после окончания школы идти работать. Тем самым назрела потребность готовить учащихся к трудо­вой деятельности не только в специальных учебных заведе­ниях, но и в общеобразовательной школе. С 1970-х годов начинается политика по усилению в школах профориентации и налаживанию профподготовки. Заканчивая школу, выпуск­ники теперь имели на руках не только аттестат о получении среднего образования, но и какую-либо специальность. Од­нако отладить механизм трудового воспитания школьников и подготовки их к будущей трудовой деятельности оказалось чрезвычайно непросто.

Мы одиноки и носим в глазах

Лед и усталость.

Все идеалы втоптаны в прах,

Свидетельством нарастающего в обществе идеологического вакуума стали и рост националистических настроений, и повальное увлечение восточной экзотикой: от древнекитайской философии до мистических культов.

В целом, вопреки усилиям властей во второй половине 60-х — начале 80-х гг. происходило постепенное формирование новой культуры, неподконтрольной режиму. Либеральная интеллигенция все более расходилась с властью, что приводило ее к поддержке движения инакомыслящих.

Ратушинская, Ирина Борисовна

Ирина Ратушинская (родилась 4 марта 1954) — русская поэтесса, писательница, диссидент.

Ирина родилась в Одессе, окончила физический факультет Одесского университета.

Благодаря заступничеству Рейгана, Тэтчер, Миттерана была досрочно освобождена (в 1986 году). Вскоре с мужем покинула СССР и поселились в Англии.

В конце 1990-х годов ей было возвращено Российское гражданство. В настоящее время проживает в Москве.

Основные произведения

Повесть АРЖАКА "Говорит Москва" представляет собой злобный пасквиль на советскую действительность. Советский Союз в этом произведении показан как огромный концентрационный лагерь, где народ подавлен, запуган, озлоблен. По мысли автора, он так обработан "психологически", что слепо подчиняется всяческому разнузданному произволу властей, помогает им проводить в жизнь самые дикие мероприятия, отбрасывающие страну чуть ли не к первобытному состоянию.

События развертываются вокруг чудовищного авторского вымысла о том, что будто бы указом Верховного Совета СССР от 1960 года воскресенье, 10 августа, объявляется "Днем открытых убийств". Указ этот, с издевкой утверждает автор, является логическим продолжением начавшегося процесса демократизации страны, . неизбежной мерой легализации убийств, которая лежит в самой сути учения о социализме.

Омон Ра вобрал в себя все достоинства, присущие произведениям Пелевина: непредсказуемый сюжет, глубокий смысл и оригинальность символики. Этот роман, как большинство пелевинских книг, оставляет читателю широкое поле для поиска трактовок.Омон Ра — это история о советском мальчике Омоне Кривомазове, с детства мечтающем о небе, который поступил в летное училище, а потом попал в отряд космонавтов, готовящихся к полету на луну. Но не стоит забывать, что автором этого произведения является концептуалист и постмодернист Виктор Пелевин, а это означает, что все не так просто. Более того, все очень и очень сложно.Как уже говорилось выше, интерпретировать этот роман можно по-разному. На мой взгляд, одной из задач, которую ставил перед собой Пелевин при написании этого произведения, была попытка обличить тоталитарную систему, существовавшую в Советском Союзе. Космос, являющийся центральным образом в романе — это коммунизм. Детство Омона проходит в пространстве, до краев заполненном различной космической символикой: кинотеатр Космос, металлическая ракета, стоящая на сужающемся столбе титанового дыма, фильмы и песни о летчиках, мозаика на стене павильона, изображавшая космонавта в открытом космосе, пионерлагерь Ракета. Все это очень напоминает вездесущие шедевры советского агитпропа, сулящие скорое светлое будущее. В этой связи напрашивается аналогия с советскими людьми, которые ради мифического светлого завтра (космоса), готовы не замечать блевотную действительность (Землю).Одним из ключевых для понимания романа моментов является эпизод с картонным звездолетом, висящим в столовой пионерлагеря. Омон и его друг Митек решили выяснить, есть ли кто-нибудь внутри него или нет. Оказалось, что там находится пластилиновый человечек. Когда ракету делали, начали с этого человечка. Слепили, посадили на стул и наглухо облепили со всех сторон картоном. Но самое интересное, что там не было двери. Снаружи люк нарисован, а изнутри на его месте — стена с какими-то циферблатами. Отсутствие двери, замкнутое пространство, обклеенное картоном,— все это невольно вызывает ассоциации с тоталитарной системой, лишавшей человека свободы. Также в лагере Ракета произошел еще один немаловажный эпизод. Омон, проползая в противогазе по длинному коридору, приходит к интересным умозаключениям: Еще через несколько метров мои слезы иссякли, и я стал лихорадочно искать какую-нибудь мысль, которая дала бы мне силы ползти дальше, потому что одного страха перед вожатым было уже мало. Аналогии напрашивается сами собой: мысль, дающая силы ползти, — коммунизм, придуманный для советских людей, живущих в ужасных условиях (ползущих в противогазе), на тот случай, если карательная система (вожатый) перестанет их пугать.

Этот роман до последних страниц разворачивается как история о мистификации: советская власть обманывает свой народ и мировое сообщество, запуская в космос корабли на весьма своеобразной автоматической тяге , но в итоге выясняется , что даже и не в космос — огромные усилия производятся для того, чтобы создать у жертвы впечатление , будто она побывала на Луне. Так зачем же государству все это надо? Подполковник из училища им. Мересьева говорит, что мы тут готовим не просто летчиков, а в первую очередь настоящих людей. Человек, готовый совершить подвиг, пусть даже и невидимый , по словам Урчагина, необходим стране, так как он питает её главную силу. Государство в Омоне Ра — это грандиозное мистическое бутафорское сооружение благодаря всепроницающему обману, где стираются все грани человеческой индивидуальности и личность мыслится единицей всеобщего, топливом, нужным чтобы на далекой Луне взвилось знамя победившего социализма. Важную роль в романе играет музыка. Неслучайно, несколько страниц посвещены диалогу Омона и Димы Матюшевича о группе Pink Floyd. OVERHEAD THE ALBATROS было написано Димой на листе бумаги, который он повесил над своей койкой. Эти строки взяты из песни Echoes, которая может служить звуковой дорожкой ко всей книге. Одиночество и безысходность сквозят в музыке Pink Floyd. Образ одинокой птицы, летящей над огромным океаном, перекликается с сюжетом книги. Интересна композиция произведения. Весь роман показывает взросление Омона Ра. Его можно разделить на четыре части. Конец каждой из них ознаменован появлением супа с макаронными звездочками, курицы с рисом и компота. Инициация Омона завершается тем, что он выбирается из лунохода (отказывается от мечты о коммунизме), поняв сущность тоталитарной системы. Но финал все-таки остается открытым, что характерно для творчества Пелевина: Однако надо было решать, куда ехать. Я поднял глаза на схему маршрутов, висящую на стене рядом со стоп-краном, и стал смотреть, где именно на красной линии я нахожусь.Что выберет Омон Ра: нажать на стоп-кран или просто сменить маршрут? Ответа Пелевин не дает.

Билет № 9

1. Проблема нравственного выбора и ответственности в произведениях Б.Васильева.Борис Львович Васильев р. 1924

А зори здесь тихие- Повесть (1969)

Май 1942 г. Сельская местность в России. Идет война с фашистской Германией. 171-м железнодорожным разъездом командует старшина Федот Евграфыч Васков. Ему тридцать два года. Образования у него всего четыре класса. Васков был женат, но жена его сбежала с полковым ветеринаром, а сын вскоре умер.

Путь к озеру Вопь лежит через болота. Васков ведет девушек по хорошо известной ему тропке, по обе стороны которой — трясина. Бойцы благополучно добираются до озера и, затаившись на Синюхиной гряде, ждут немцев. Те появляются на берегу озера только на следующее утро. Их оказывается не двое, а шестнадцать. Пока немцам остается около трех часов ходу до Васкова и девушек, старшина посылает Лизу Бричкину обратно к разъезду — доложить об изменении обстановки. Но Лиза, переходя через болото, оступается и тонет. Об этом никто не знает, и все ждут подмоги. А до тех пор девушки решают ввести немцев в заблуждение. Они изображают лесорубов, громко кричат, Васков валит деревья. Немцы отходят к Легонтову озеру, не решаясь идти по Синюхиной гряде, на которой, как они думают, кто-то валит лес. Васков с девушками перебирается на новое место. На прежнем месте он оставил свой кисет, и Соня Гурвич вызывается принести его. Торопясь, она натыкается на двоих немцев, которые убивают ее. Васков с Женей убивают этих немцев. Соню хоронят.

Через много лет седой коренастый старик без руки и капитан-ракетчик, которого зовут Альберт Федотыч, привезут на могилу Риты мраморную плиту.

В списках не значился, роман,Часть первая

Так кончился первый день войны, и он не знал, скорчившись на грязном полу костела, и не мог знать, сколько их будет впереди… И бойцы, вповалку спавшие рядом и дежурившие у входа, тоже не знали и не могли знать, сколько дней отпущено каждому из них. Они жили единой жизнью, но смерть у каждого была своя.

Аннотация. В статье исследуется феномен альтернативной культуры. Как особые социально-культурные проявления рассматриваются акционизм, девиантное поведение, маргинальная культура, неформальные объединения. Представлена типология основных неформальных объединений. Определено влияние неформальных объединений на социальные процессы.

Аннотация.В статье исследуется феномен альтернативной культуры.Как особые социальнокультурные проявления рассматриваютсяакционизм,девиантное поведение, маргинальная культура, неформальные объединения. Представлена типология основных неформальных объединений. Определеновлияние неформальныхобъединенийна социальные процессы.

Ключевые слова:культура, субкультура, девиантное поведение, маргинальность, неформальные объединения.

В современном обществе наблюдается многообразие культурных ориентаций, направлений развития и форм культуры. Современная культура представляет собой сложное структурное образование в центре которогоосновная культура и множество субкультурных процессов и явлений. Современная культура (и субкультуры) формируются под влиянием Социально культурных, политических, экономических и психологических процессов.С точки зрения определения основных составляющих современной культуры, её можно представить следующим образом. 1.Традиционная культура –базируется на достижениях прошлого, на ценностях и образах составляющих базовые основы жизни и вековую народную мудрость.

2.Элитарная культура –основана на высших достижениях в области культуры и искусства, образцах и формах светской повседневной культуры. Эту культуруназывают высокой.Для неё характерны свобода и некоммерческая направленность, глубина постижения смыслов, духовная ориентация смысложизненных целей. 3.Массовая–актуальная современная культура, удовлетворяющая интересы и потребности большого количества людей, ориентированная на усреднённые вкусы и ценностные представления людей. Современная культура состоит из вариативно взаимодействующих составных частей, каждая из которыхимеет свою специфику. Взаимопроникая и дополняя друг друга,они одновременно и разнообразно проявляются в обществе и составляют основную культуру. На основе этих культур развивается авангарднаякультура опережающих социальных групп, экспериментальная, стремящаяся идти нетрадиционным путём и использующая оригинальные формы самовыражения. Авангард есть во всех сферахдеятельности от искусства до политики.

Социальные масштабы альтернативной культуры могу быть различными.1.Индивидуально личностный масштаб культуры человека характеризуется поведением, отклоняющимся от общепринятых норм, в силу индивидуальных особенностей личности.2.Коллективный –проявляется в том, что некая группа людей живёт, действует и самовыражается не по принятым в обществе нормам культуры.3.Социально –групповые формы альтернативной культуры; например, культура творческой интеллигенции, богема, молодёжная субкультура.4.Массовые формы проявления альтернативной культуры –когда наступает кризис в культурном развитии общества, и массы людей действуют вопреки существующим официальным нормам и представлениям.Наиболее распространенной формой проявления альтернативной культуры являются неформальные объединения. Субъективные причины возникновения неформальных объединений:

протест против навязывания официальной культуры;поиск оригинального пути социально –культурного развития; потребность в самовыражении и создании нового в культуре общества;желание привлечь к себе внимание и самоутверждение;подражание западным течениям и формам социальнокультурной деятельности;личные представления и убеждения человека;Неформальные объединения возникают как по объективным, тоесть социальным и культурно –историческим причинам, так и по субъективным –связанным, преимущественно, с потребностями личности.Неформальные объединения привлекают внимание, преимущественно, молодёжи, начиная с подросткового возраста. Для молодёжи свободное время является сферой самовыражения и особой ценностью, причём для значительной части молодёжи характерны радикальные взгляды на жизнь и современную культуру. Стремление освоить новое, следовать необычному,или внести свой вклад в изменение сложившихся стереотипов, тоже побуждает молодёжь к альтернативным, неформальным социокультурным проявлениям.Основные признаки неформальных объединений:отсутствие официальной регистрации объединения, то есть неформальный статус;отношения строятся на основе личных интересов людей, входящих в неформальные объединения; неформальные объединения отличаются от официальных альтернативностью социальных и культурных ориентаций.

Неформальные организации формируются часто стихийнов сфере досуга, поэтому главный признак участия в них –свобода.Деятельность объединений нередко связана с отдыхом, общением людей, стремлением к самореализации, саморазвитию и самовыражению.Основные разновидности неформальных объединений.объединения в русле хип –хоп культуры: брейк –данс, скейт –борд, рэпперы, райдеры, граффити, отчасти байкеры;музыкальные: роккеры, металлисты, музыкальные фанклубы;объединения образа жизни: клаберы, мажоры, рейверы;социально –ориентированные: Союз прогрессивной молодёжи Самары, экологисты; религиозные и духовно –культурные объединения: секты, объединения духовного развития;политизированные: национальнопатриотические объединения, антиглобалисты, анархисты, неофашисты, скин –хеды, национал –большевики, авангард красной молодёжи;маргинальные: гопники, сатанисты, растоманы; объединения криминальной направленности;объединения здорового образа жизни, физкультурнооздоровительной и экстримальноспортивной направленности;неформальные объединения художников, музыкантов, литераторовРазвитие общества вызывает к жизни новые неформальные объединения, что является своеобразной реакциейлюдей на социальные процессы и способствует развитию культуры общества.В социальных сетях создаются виртуальные группы по различным интересам, участники которых обмениваются информациейиобсуждают различные вопросы.

Неформальные объединения, в зависимости от отношения к основной государственнообщественной культуре,подразделяются на следующие группы.

Асоциальные, не наносят вреда обществу, т.е. ориентированы на удовлетворение собственных социальных и культурных интересов. Это преимущественно объединении по интересам. Хопперы –движение которое включает в себя несколько направлений в русле хипхоп культуры. Представители этой культуры в поведении, внешности, одежде и образе жизни подражают западу. Это своеобразный городской фольклор постидустриального общества.

Альтернативные движения, как форма проявления социальнокультурной активности, является наиболее эффективным механизмом,обеспечивающим эволюционную трансформацию культурных стереотипов, обеспечивающим синхронизацию различных сфер общества и социокультурную динамику.

Содержание и формы альтернативных культур в совокупности создают многоликую картину современных социокультурных вариаций и намечают контуры культуры будущего.

В практике социальнокультурной деятельности властным структурам необходимо поддерживать связь с альтернативными социальнокультурными объединениями. Следует корректировать деятельность радикально настроенных объединений и общностей. Оказывать поддержку позитивно и прогрессивно настроенным группам и сообществам

Новое в культуре может возникать как неформальная, альтернативная социальнокультурная инициатива, котораяотличается от сложившейся основной культуры, но с течением времени альтернативные течения вплетаются в общую ткань культуры или постепенно исчезают и становятся историей.

Ссылки на источники1.Фирсов М.В.Теория социальной работы / М.В. Фирсов, Е.Г. Студёнова.–М., 2001.432 с.2.Социальная педагогика / Под. ред. М.А. Галагузовой. –М., 2000. –416 c.

Культурная жизнь страны по-прежнему отличалась динамизмом и многообразием. Советское искусство продолжало оказывать свое воздействие на жизнь общества, пользоваться авторитетом во всем мире. В 1965 г. М. Шолохов становится лауреатом Нобелевской премии. Мировой славы и признания добились мастера советского балета М. Лиепа, Е. Максимова, В. Васильев и др. Зрительской симпатией и любовью пользовались фильмы советских кинорежиссеров С. Бондарчука, Ю. Озерова, Л. Гайдая и др. Среди художников большую известность в эти годы получают А. Шилов, И. Глазунов и др.

Стихотворения Рубцова “Тихая моя Родина”, “Русский огонек”, “Видения на холме” и многие другие проникнуты искренней любовью к Родине, лиричны и глубоки. Рано ушедший из жизни, поэт словно предвидел нелегкое будущее своей страны, которую уже вскоре будут ждать новые испытания:

“Россия, Русь! Храни себя, храни!

Смотри, опять в леса твои и долы

Со всех сторон нагрянули они,

Иных времен татары и монголы…”

В то же время, конец 1960-х — начало 1980-х гг. становится временем развития совсем другой литературы, культуры совсем иной нравственной направленности. Именно в развитии искусства, прежде всего литературы, сказалось зарождение новой генерации представителей интеллигенции, настроенной реформистски по отношению к существующему в СССР общественному строю и его ценностям. В центре внимания художников этой формации остается маленький человек, с его особым, замкнутым мирком. Метущийся, не находящий места, но не способный бросить открытый вызов, этот человек глубоко несчастен. Между ним и действительностью — пропасть. Отчужденность рождает в этом человеке непонимание, непонимание — злость ко всему окружающему и тайный протест против чужого благополучия. Нередко творческие искания отдельных деятелей культуры приводили их к вполне определенной политической позиции неприятия не только советского образа жизни, стремлению через свое творчество бросить ему вызов, но к отрицанию традиционных русских жизненных устоев. Концентрированным выражением этих настроений становится фраза лирического героя одного из написанных уже в эмиграции произведений Абрама Терца (А. Синявского): “Россия — сука”.

Своеобразным гимном художественного протеста, в котором звучит нежелание молчать и мириться с окружающим заснувшим миром, становится стихотворение А. Галича “Старательский вальсок”, написанное им на самом излете хрущевской “оттепели” и предварявшее эпоху брежневского “застоя”:

“Вот как просто попасть в богачи,

Вот как просто попасть в первачи

Вот как просто попасть — в палачи:

Промолчи, промолчи, промолчи!

Любопытной особенностью “второй”, “оборотной” культуры, становится вовлеченность в ее орбиту не только открытых противников режима, но и людей, обласканных властью, имеющих признание и высокий социальный статус. Близки к идеям “альтернативного искусства” были А. Вознесенский, Р. Рождественский, Е. Евтушенко, сатирик М. Жванецкий, многие другие мэтры официальной советской культуры. На рубеже, отделяющим официоз от нелегальности, например, продолжает свое развитие бардовская песня. Не только Галич, но и такие известные поэты-исполнители как В. Высоцкий, Ю. Ким, Б. Окуджава и др. становятся настоящими героями т.н. “магнитофонной революции”. Записи их песен, часто критически изображающие советскую действительность, распространялись среди населения на магнитофонных записях, слушались, переписывались, обсуждались. В этом же ряду стоит участие некоторых крупных представителей официальной культуры в деятельности самиздата или близких к нему по духу изданий. В частности, в подготовке нашумевшего альманаха “Метрополь”, помимо никому неизвестных авторов приняли участие В. Аксенов, Ф. Искандер, А. Битов, Б. Ахмадулина и др.

Стремления к альтернативности распространились не только среди литераторов. Живопись, кино, театр, эстрада — здесь тоже авторы стремились осмыслить свое критическое отношение к происходящему и выразить свои мысли в художественной форме. Влияние культурного инакомыслия распространяется и на молодежную среду. Здесь это особенно наглядно проявилось в росте популярности на волне “магнитофонной революции” среди определенной части молодежи джаза и рока. С середины 1960-х гг. в стране начинают распространяться записи “Битлз”, “Роллинг Стоунз” и др. западных рок-групп. Увлечение западной музыкой чаще всего не ограничивалось эстетическими пристрастиями, влияло на стиль жизни, поведение, образ мышления. Постепенно в подражание западным, возникают советские рок-группы: “Машина времени” А. Макаревича, “Аквариум” Б. Гребенщикова, “Звуки Му” П. Мамонова. В дальнейшем к ним присоединяются “ДДТ”, “Воскресенье”, “Алиса”, “Кино”, “Круиз” и др. Советский рок становится важным элементом культурного андеграунда — т.е. культуры, балансирующей на тонкой грани не разрешенного официально и официально запрещенного. Духовный мир творцов и потребителей этой “духовной реформации” постарался выразить в одной из своих песен лидер “Алисы” К. Кинчев:

Мое поколенье молчит по углам,

Мое поколенье не смеет петь,

Мое поколенье чувствует боль,

Но снова ставит себя под плеть.

Мое поколение смотрит вниз,

Мое поколение боится дня,

Мое поколение пестует ночь,

А по утрам ест себя.

Нараставшая конфронтационность в отношениях между властью и определенной частью интеллигенции, а также внутри самой интеллигенции, являлась симптомом неблагополучия в развитии духовной сферы в СССР. Большое количество людей, рожденных уже после революции, воспитанных при новом режиме, многое получивших от существовавшей в стране власти, тем не менее, превращались в непримиримых противников советского строя, советского мироустройства и образа жизни. Более того, часть интеллигенции готова была отвергнуть весь исторический путь, проделанный Россией за многие столетия ее существования, а в качестве морального кумира выбирала себе ценности, которыми жил западный мир. С другой стороны официальная культура, несмотря на видимые успехи, все больше теряла свое влияние на людей, все больше отдалялась от реальной жизни, превращалась в декорацию, призванную скрыть существовавшие в обществе проблемы и противоречия. Противоречия культурного развития, так же как и противоречия в прочих сферах жизни советского общества, не носили фатального характера, но для их преодоления требовалась воля и новые, действенные механизмы взаимодействия между государством и его гражданами.

Читайте также: