Смысловая теория мышления о к тихомирова кратко

Обновлено: 15.05.2024

Т. Дембо (школа К. Левина) исследует препятствия на пути к решению задачи. Были выделены два типа препятствий: барьеры, препятствующие достижению цели (материальные объекты, сложность задачи или неумение испытуемого), и барьеры, которые мешают испытуемому уменьшить напряжение путем выхода из поля, т. е. путем отказа от задачи.

О.К. Тихомиров: Мыслительная деятельность по решению задачи часто развертывается в условиях конфликта мотивов (задача сама по себе интересна, но надо, допустим, вместо ее решения писать скучную статью).

Задача может быть неприятна, решаться в условиях угрозы наказания за ее нерешение. При доминировании отрицательной мотивации и появляются отказы от задачи. Отказ от задачи может принимать различные формы. Самой простой является уход из ситуации задачи (например, из ситуации психологического эксперимента).

Личность осуществляет функцию управления этапами мыслительного процесса:

Мышление как процесс решения задач

. условия, которые определяют пути реализации этого требования. В условии содержится некоторая информация, но недостаточная для решения задачи. Процесс решения мыслительной задач состоит в уменьшении . решать ради самого процесса решения задачи. Деятельность по решению задач всегда полимотивированна, т.е. побуждается многими мотивами. Задача, которая подлежит решению и которая принята субъектом, .

1. постановка задачи

2. создание оптимальной мотивации

3. ориентирование в поле задачи и на уровне достаточного и необходимого для решения

4. регулирование потока ассоциаций

5. включение образных и символических компонентов

6. осознание основных ключевых понятий, продуктивных для решения

7. регуляция критичности при оценке процесса решения

8. умение создать инициативную мотивацию (повысить личностную значимость, придать субъективный интерес задаче, бросить вызов себе или к-либо и пр.)

Операциональные смыслы по О.К. Тихомирову

Педагогическая деятельность. Решение педагогических задач

. считает, что "деятельность учителя - воспитателя по самой своей природе есть не что иное, как процесс решения неисчислимого множества типовых и оригинальных педагогических задач различных классов . подлинно человеческим смыслом, выражаясь в сотрудничестве и сотворчестве. Теперь, обратимся к учебнику педагогики Б.Т. Лихачева: ПД - особый вид общественно полезной деятельности взрослых людей, .

Этот механизм предвосхищения свойств элементов является не только средством нахождения определенного хода (т.е. смысла), но и средством быстрого отказа от некоторого хода, что также сокращает поиск в целом.

Примеры похожих учебных работ

Решение индивидуальных ситуаций участников в процессе семинара

. грации. – двигательные упражнения Решение индивидуальных ситуаций участников в процессе семинара. Каждый . o За время трудовой деятельности область научных исследований сосредоточена . сможете применять как для решения личных задач, так и для .

Методы и способы , применяемые для решения конфликтных ситуаций

. деятельности ресторана применяются разнообразные факторы и способы разрешения конфликтных ситуаций. . в итоге найти оптимальное решение в ситуации; 5) сотрудничество . Данная . является одной из основных задач формирования корпоративной культуры. Последняя .

Формирование профессиональной компетенции как способа решения проблемы профессионализации .

. компетенции как способа решения проблемы профессионализации деятельности педагога. Структура исследования соответствует цели и задачам и включает введение, . труд и в широком, и в узком смыслах слова: и как процесс обмена веществ между .

Особенности решения проблемных ситуаций учителями различного стиля взаимодействия

. своих профессионально-значимых качеств и умений. Ни одна проблемная ситуация не проходит бесследно. Каждая ситуация, требующая решения приводит либо к реконструкции деятельности, либо к реконструкции личности профессионала[9]. Долгое .

Проблема решения конфликтных ситуаций

. самого конфликта является менее интересным, чем путей его решения. Т.к. решение конфликтов и выход из конфликтной ситуации является достаточно частой задачей стоящей перед индивидом или группой. Глава 2. .

Мотивация профессиональной деятельности

. 7. Возможность наиболее полной самореализации именно в данной деятельности Обработка: Подсчитываются показатели внутренней мотивации (ВМ), внешней . Прочитайте нижеперечисленные побуждения в профессиональной деятельности и дайте оценку их значимости .

По другому теория О.К. Тихомирова называется “Смысловая теория”. Тихомиров пытался применить к мышлению теорию деятельности Леонтьева и слово смысл здесь взято из теории деятельности. Смысл есть отношение мотива к цели. Понятие смысла у Тихомирова опускается на уровень операций, у Леонтьева оно на уровне действий и деятельности.

Материалом для экспериментальных работ были шахматные задачи. Понятие смысла относилось к элементу шахматной игры, например, к шахматной фигуре. Субъективная специфика состоит в том, что каждый элемент ситуации имеет свой операциональный смысл. Операциональный смысл шахматной фигуры есть ее функциональное место в той или другой комбинации, в том или другом варианте решения, это чем-то схоже с функциональным значением у Дункера. Операциональный смысл и функциональное значение - сходные термины.

С уровня операций Тихомиров переходит на уровень действий. Здесь мыслительный процесс анализируется, как решение задачи и активно подключается понятие цель, поскольку действия соотносятся с целью. Тогда психологическая специфика решения задач в наличии целеобразования. Если есть цель, значит есть процесс целеобразования.

Тихомиров выделяет следующие виды целеобразования:

1. Процесс принятия задачи.

Это процесс субъективного присвоения материала задачи , понимания задачи, представления задачи.

2. Постановка и выделение промежуточных целей.

3. Субъективный выход за пределы поставленной цели.

Испытуемый проявляет надситуативную активность, например, решив одну задачу попросил еще другую.

Другой психологической проблемой, которая выступает на уровне действий является эмоциональная регуляция мыслительной деятельности.

Основной факт открытый Тихомировым и его учеником Юрием Виноградовым - это факт эмоционального решения задачи. Факт эмоционального решения задачи прослеживается по совпадению трех видов активности. Испытуемый решает шахматную задачу. У него регистрируется три вида активности:

Глазодвигательная активность ( он обследует поля шахматной доски и это фиксируется);

Динамика сопротивления кожи ( должна свидетельствовать о наличии эмоций).

Исследование эмоционального решения - это когда после опыта проверяется совпадение этих трех видов активности. Выяснилось что по времени совпадают следующие события:

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

В речи - наличие междометий для “ага”- реакций;

В движении глаз - резкое сужение зоны ориентировки ( сужение - это значит, что здесь мы можем говорить о наличии эвристики, значит испытуемый выбрал какой-то один вариант решения задачи о и отверг другие, т.е. применил эвристику);

Кожно-гальваническая реакция, которая считается индикатором эмоции.

Вывод: эмоция выполнила функцию эвристики. Эмоция предшествовала решению или точнее сказать его осознанию. Эвристика - это прием с негарантированным результатом, поэтому и эмоция предвосхищает как подлинное решение, так и его имитацию.

О. К.Тихомиров (1984) пишет, что если на уровне логического анализа можно, а иногда и нужно абстрагироваться от субъекта, то на уровне психологического анализа от субъекта абстрагироваться нельзя, так как и мыслит, и ориентировку осуществляет субъект. Поэтому, считает О.К.Тихомиров, недостаточно описывать реальный процесс мышления, как взаимодействие только операций анализа и синтеза, так как этот процесс включает в себя и динамику, и порождение смыслов, целей, оценок и потребностей. "Мышление возникает как процесс, включенный в жизнедеятельность, развиваясь, оно превращается в относительно самостоятельную деятельность, имеющую свои мотивы, цели, способы" (Тихомиров О.К).

В рамках смысловой концепции мышления O. K. Тихомирова была выявлена структурирующая функция мотива в мышлении. Это значит, что мотив не только побуждает мыслительную деятельность и придает ей личностный смысл, но и ее организует, структурирует.

Смысловая теория мышления О.К.Тихомирова явилась существенным прорывом в понимании мышления как процесса.

Подход к мышлению как деятельности позволил Тихомирову теоретически разработать и экспериментально исследовать такие аспекты мышления как его мотивация, целеобразование, эмоциональная регуляция. Согласно О.К.Тихомирову сам процесс решения следует понимать как формирование, развитие и сложное взаимодействие операциональных смысловых образований разного вида. Операциональный смысл (ОС) – это индивидуальная форма психического отражения, возникающая у субъекта в результате исследовательских актов и благодаря им меняющаяся на разных этапах периода, предшествующего выбору практического действия (например, хода в шахматной партии или позиции).

Выделяются ОС разного вида (элемента, ситуации, попытки, переобследования, действия) и уровней (вербализованные и невербализованные ОС).

Основное внимание О.К.Тихомировым было уделено исследованию невербализованных операциональных смыслов (НОС). Выделены их основные характеристики – объем (объем зоны ориентировки, т.е. количество обследованных глазом или рукой элементов ситуации, количество направлений поиска), структура (длительность и частота фиксаций отдельных элементов) и глубина (количество ходов, на которое испытуемый предусматривает те изменения ситуации, которых он стремится достигнуть).

34.Проблема интеллекта. Факторный подход к интеллекту. Структурно-генетический подход к интеллекту.

Способность к познавательной деятельности обеспечивает интеллект..

Интеллект можно понимать как внутреннюю психологическую структуру, которая отбирает, организует и преобразует информацию.

Но один и тот же человек может оказаться гением, например, на литературном поприще и аб­солютным бездарем в математике. Может быть интеллектов множество? Но тогда и измерений должно быть несколько.

Максимальное число — 120 интеллектуальных способностей и способностей, обеспечивающих творческое мышление, — представлено в модели Дж. Гилфорда. Модель Гилфорда представляет собой куб, каждый сектор куба — это отдельная интеллектуальная способность. Гилфорд разработал тесты, которые измеряли каждую из выделенных им интеллектуальных способностей.

Структурно-генетических подход базируется на идеях Ж.Пиаже, который рассматривал интеллект как высший универсальный способ уравновешивания субъекта со средой. Он выделил 4 типа взаимодействия субъект-среда:

1)формы низшего типа, образуемые инстинктом и непосредственно вытекающие из анатомо-физиологической структуры организма;

2)целостные формы, образуемые навыком и восприятием;

3)целостные необратимые формы оперирования, образуемые образным (интуитивным) дооперациональным мышлением;

Интеллект можно понимать как внутреннюю структуру, которая отбирает, организует и преобразует информацию. Интеллект – это приспособление для адаптации, поскольку его наличие позволяет разумно действовать, быстро адаптироваться к изменениям и обучаться. Первые тесты на интеллект были разработаны А. Бинэ и X. Симоном в 1904г. До сих пор не решен вопрос о том, сколько интеллектов у человека, ведь один и тот же человек может оказаться гением, например, на литературном поприще и аб­солютным бездарем в математике. Д. Векслер счи­тал необходимым отдельно измерять вербальный и невербальный интеллект, Р. Стенберг выделял вербальный, творческий и прак­тический интеллект. Максимальное число — 120 интеллектуальных способностей и способностей, обеспечивающих творческое мышление, — представ­лено в модели Дж. Гилфорда. Существует и много других тестов (Г. Айзенка, Д. Векслера, Р. Кеттэла, Дж. Равена, Р. Амтхауэра, Е.П. Торранса и др.), предназ­наченных для оценки интеллекта и творческого мышления, однако далеко не всегда подтверждается однозначная связь между измеря­емыми характеристиками и успешностью решения конкретных мыслительных задач. Точно установлено лишь, что низкие баллы по интеллекту (IQ ниже 90 баллов) действительно проявляются в ин­теллектуальной дезадаптации — человек не справляется с требова­ниями внешнего мира.

Когнитивный подход образован основан на понимании интеллекта как когнитивной структура, специфика которой определяется опытом индивида (Дж.Брунер, О.К.Тихомиров и др.). Сторонники этого направления проводят анализ основных компонентов выполнения традиционных тестов, чтобы выявить роль этих компонентов в детерминации тестовых результатов.

Что значит мышление психологически? Описывает ли информационный подход действительные процессы человеческого мышления или же он абстрагируется от таких его характеристик, которые как раз и являются наиболее существенными? Ответы на эти вопросы мы извлекаем не из опыта моделирования психических процессов, а из опыта теоретического и экспериментального анализа процессов мышления.

Реальные предметы, или предметы называемые, входящие в условия задачи, обладают такой важной характеристикой, как ценность, разной ценностью обладают также действия с этими предметами, т. е. преобразования ситуации. Существуют разные источники образования ценностей одного и того же элемента ситуации и разные взаимоотношения между этими ценностями. Формальное представление условий задачи (например, в виде графа или перечня знаков), отражая некоторую реальность, отвлекается вместе с тем от таких объективных (заданных субъекту) характеристик условий задачи, как соотношение различных ценностей элементов и способов преобразования ситуации, как замысел составителя задачи. Эти утрачиваемые при формальном представлении характеристики не только реально существуют, но и определяют (иногда в первую очередь) течение деятельности по решению задачи. Таким образом, психологическая и информационная характеристики структуры задачи явно не сов-падают.

Результатом мыслительной деятельности часто являются генерируемые человеком знаки (например, называние плана действий, приводящих к достижению цели), которые, однако, обладают определенным значением (например, воплощают принцип действий) и ценностью. Для решающего задачу человека значение знаков должно сформироваться, а ценность — выступать как оценка.

Объектом психологического анализа мыслительной деятельности человека могут являться: характеристики операционального смысла ситуации для решающего, смысла конкретных попы-ток решения, смысла переобследования, смысла отдельных элементов ситуации в отличие от их объективного значения; характеристики процессов, возникновения и развития смыслов одних тех же элементов ситуации и всей ситуации в целом на разных стадиях процесса решения задач, соотношение невербализованных и вербализованных смыслов различного рода образований в ходе решения задачи; процессы взаимодействия смысловых образований в организации исследовательской деятельности, в определении ее объема (избирательности) и направленности; процесс возникновения и удовлетворения поисковых потребностей; изменение субъективной ценности, значимости одних и тех же элементов ситуации, и действий, выражающееся в изменении их эмоциональной окраски (при константной мотивации); роль меняющейся шкалы субъективных ценностей в организации протекания поиска; формирование, динамика личностного смысла ситуации задачи и его роль в организации деятельности по решению задачи (Тихомиров, 1969).

Читайте также: