Россия в начале 21 в кратко

Обновлено: 02.07.2024

Став премьер-министром России, а впоследствии исполняющим обязанности президента, В. В. Путин сразу целенаправленную и дальновидную политику. Первым его мероприятием стало решение чеченского вопроса.

В августе 1999 г. начались бои с чеченскими террористами, вторгшихся в Дагестан. Вызовом для российского общества стали террористические взрывы в Буйнакске, Москве, Волгодонске, массовый захват чеченцами заложников в театре на Дубровке в Москве. В течение конца 1999 – 2000 гг. российская власть была вынуждена принимать оперативные меры, и ценой длительных усилий и заметных потерь она смогла взять под свой контроль Чечню. В боевых действиях погибло более 3 тысяч российских солдат. Однако нарастающую волну терроризма и сепаратизма была остановлена.

Успех в чеченской войне закрепил рейтинг Путина и ему удалось получить поддержку россиян сначала на парламентских, а затем и на президентских выборах 2000 г. Благодаря этому президент Путин мог опереться на депутатов парламента. В результате был немедленно принят налоговый кодекс, реформировано вертикаль власти. В конце 2000 г. принят новый закон о партиях.

Готовые работы на аналогичную тему

Успехи в экономике

Параллельно происходило существенное улучшение состояния российской экономики. Экономические успехи страны были бы невозможны без проведения ряда реформ – пенсионной, земельной, банковской, монетизации льгот. Они позволили России перейти к рыночным методам управления экономическими процессами, улучшить ситуацию в промышленности и сельском хозяйстве. Успехам российской экономики способствовал также рост мировых цен на нефть, газ и другие природные ресурсы. В результате доходы федерального бюджета возросли в несколько раз. При этом поступления от продажи энергоносителей составили почти 60 %. Выросли объемы производства промышленности, особенно оборонной (Россия стала крупнейшим экспортером оружия в мире после США). Фактически с 2000 до 2008 г. восстановлена российская автомобилестроительная, текстильная отрасли промышленности.

Значительных достижений достигнуты и в сельском хозяйстве, которое в 2000 г. впервые за почти сто лет стало рентабельным. Возросли площади технических культур – пшеницы, сахарной свеклы, картофеля, табака, рапса. В 2002 г. в России был собран рекордный в ее истории урожай зерновых культур. За год до этого был принят Земельный кодекс.

Важным этапом реформ стало трансформации судебной системы. Появился суд присяжных. Благодаря изменениям в судопроизводстве стало возможным проведение уголовных процессов над рядом российских олигархов – Б. Березовским, В. Гусинским, М. Ходорковским и др.

Постепенно в государственную собственность была возвращена большая часть стратегических предприятий и монополистов по добыче природных ресурсов.

Внешняя политика России в начале XXI века

В. Путин, возглавив Российскую Федерацию, проводил активную внешнюю политику. Российская власть сотрудничала с США, странами НАТО в вопросах мировой безопасности и борьбы с терроризмом. Российская Федерация была признана страной с рыночной экономикой.

Однако взаимоотношения России с США оставались сложными. В 1999 – 2001 гг. отношения России с НАТО были откровенно враждебными из-за войны НАТО с Сербией.

В 2001 г. в Москве было открыто представительство НАТО, а в следующем году заключен договор о сотрудничестве. Все же Россия категорически против продвижения НАТО на восток и, в частности, против вступления в эту организацию новых стран.

Чрезвычайно динамично развиваются отношения России со странами Азии, в частности с Китаем. В 2001 г. Россия и Китай заключили многосторонний договор о дружбе, добрососедстве и экономическое и военное сотрудничество. В июне 2001 г. Россия, Китай, Казахстан, Киргизия и Таджикистан создали Шанхайскую организацию сотрудничества. Это фактически новый военно-политический блок, влияние которого в мире постоянно растет.

Данная статья рассчитана на учащихся школ, готовящихся к ЕГЭ по истории. "Россия в начале XXI века" - это тема очень сложная, политизированная, резонансная. Попробуем рассмотреть ее более менее объективно, основываясь на фактах, абстрагируясь от политических дискуссий насколько это возможно.

Политическое развитие

К моменту отставки Б.Н.Ельцина (1999 год) страна находилась в тяжелом состоянии по всем показателям. С конца 1999 г. Исполняющим Обязанности Президента России стал В.В.Путин, который на тот момент был председателем Правительства. Выборы были назначены на март 2000 г., В.В.Путин на выборах одержал победу и стал новым Президентом России.

Также были приняты законы позволяющие снимать с должностей местных политиков, принимающих законы, идущие вразрез с федеральными. По сути, у регионов остались лишь полномочия в области социально-экономического и культурного законодательства. Сепаратизм значительно сократился.

В 2000 г. наконец окончательно была утверждена и символика страны, дискуссии о которой шли 10 лет. Были окончательно утверждены флаг, герб и гимн, положенный на музыку гимна СССР, но с другими словами (это был компромиссный вариант).

Также, в 2001 г. началась судебная реформа : появились мировые судьи, суд присяжных, институт судебных приставов, установлен пожизненный статус судей. Доработаны основные кодексы. Расширены права участников уголовного процесса. Наконец сформировалась единая правовая база РФ.

В.В.Путин нашел способ решить кавказскую проблему через самих людей и лидеров Кавказа. В 2003 г. в Чечне прошел референдум, на котором население высказалось за сохранение Чечни в составе РФ. Главой Чечни стал Ахмат Абдулхамидович Кадыров (правил в 2003-2004 гг., затем был Али Алханов до 2007 г. и потом – Р.А.Кадыров). Жизнь в Чечне стала постепенно налаживаться.

В 2004 г. В.В.Путин одержал победу на очередных президентских выборах. В рамках второго срока президент продолжил начатые в первом сроке реформы по выстраиванию вертикали власти. При выборах депутатов в Государственную Думу был установлен 7-процентный барьер вместо прежних 5.
В 2005 г. была создана Общественная палата.
Главный итог первых двух сроков – обретение стабильности.

Социально-экономическое развитие

Инфляция в 1999 г. составляла 36,5%. Задержки по выплате зарплат на некоторых предприятиях достигали двух лет. Тогда государство ввело своих представителей в советы директоров крупнейших монополий и начало влиять на проводимую ими политику.

В 2000 г. началась налоговая реформа. Государство стремилось через налоговые ставки влиять на производство. Было снижено налоговое давление на предприятия. В 2004 г. был отменен налог с продаж. Для физических лиц был установлен единый прямой налог в 13%.

Основными итогами экономической политики В.В.Путина в начале XXI века стали: самые высокие темпы роста за последние 30 лет, сокращение инфляции (в среднем до 7%). Но сохранялось и немало проблем.

До конца не сформировалось гражданское общество. Власть и СМИ не всегда могли найти общий язык и плодотворно сотрудничать. Постепенно под контроль государства стали попадать Федеральные телеканалы.

Серьезные реформы были проведены в сфере образования: в 2001 г. введен ЕГЭ и Болонская система. Противоречивым было развитие науки и спорта.

Усиленными темпами шло религиозное возрождение. В 2000 г. был восстановлен Храма Христа Спасителя. В 2007 г. произошло воссоединение РПЦ и Русской Зарубежной Православной Церковью (РЗПЦ).

При Д.А.Медведеве впервые были внесены изменения в Конституцию: расширены полномочия Думы (Правительство ежегодно отчитывалось перед Думой, то есть Дума имела контроль за деятельностью Правительства), увеличены сроки президентства до 6 лет и Думы – до 5 лет. Снижен парламентский барьер до 5%.

Россия относительно спокойно пережила Мировой экономический кризис 2007-2008 гг.

В 2009 г. началась всесторонняя модернизации на основе инновационных технологий с целью обретения Россией статуса мировой державы.

Во внешней политике при Д.А. Медведеве продолжалась прежняя линия.

Внешняя политика России в начале XXI века

С 2004 г. Главой МИД России является С.В. Лавров. Главная задача внешней политики России в начале XXI века – сохранение статуса Великой державы, а для этого было необходимо создать положительный образ России, популяризировать язык и культуру, бороться с международным терроризмом.

Что касается отношений с США, то Россия стремилась не дать США закрепиться в качестве единственной Великой державы в однополярном мире. В 2003 г. Россия выступила против вторжения США в Ирак.

В ответ на расширение НАТО, экспансию США в мире, Россия в 2007 г. заявила о моратории на исполнение подписанного ранее Договора об ограничении вооруженных сил в Европе (ДОВСЕ, 1990 г.).

Отношения с Востоком . В 2001 г. создана ШОС – Шанхайская организация сотрудничества (Россия, Китай, Казахстан, Киргизия, Таджикистан). С 2001 г. началось ощутимое укрепление отношений с Китаем, однако, довольно наряженными остаются отношения с Японией.

Фактически Россия является очень молодым капиталистическим государством, вектор ее развития направлен безусловно к прогрессу, однако, на этом пути страна уже столкнулись со многими трудностями как во внешней, так и во внутренней политики и со многими трудностями еще предстоит столкнуться. Но не стоит смотреть на развитие России оторвано, обособлено, абстрактно, не применяя принцип историзма. Развитие России сейчас вполне соответствует законам исторического развития молодого капиталистического государства.

Осуществлялись налоговая, судебная, пенсионная, военная и другие реформы, был решен вопрос об обороте сельско­хозяйственных и других земель. До 2008 г. продолжался рост российской экономики. Успехи в экономике позволили

Эти события вызвали решения президента В. В. Путина по дальнейшему усилению центральной власти. В конце 2004 г. был изменен порядок избрания глав регионов России. Теперь они избираются членами региональных законодательных ор­ганов по представлению президента. В Государственную думу стали избирать только по партийным спискам, проходной ба­рьер увеличен до семи процентов.

Удалось нормализовать ситуацию в Чечне. Наряду с военными мероприятиями там предпринимались меры по налживанию мирной жизни. На референдуме в 2003 г. население республики приняло Конституцию, закрепляющую нахожде­ние Чечни в составе России. В Чечне прошли выборы прези­дента, парламента.

На президентских выборах в марте 2008 г. поддержанный

В. В. Путиным Д. А. Медведев набрал более 70 % голосов пришедших на выборы избирателей.

В. В. Путин стал премьер- министром России. Со второй половины 2008 г. Россия ощу­тила на себе последствия мирового экономического кризиса. В условиях резкого спада производства, роста безработицы, падения цен на нефть и газ власти принимают меры по пре­одолению последствий кризиса.

Россия на международной арене в конце XX — начале в.ХХ1 в. После распада СССР международное положение России резко ухудшилось. Страна практически вернулась к границам XVII в., уменьшились ее население, экономический и военный потенциал. Российское руководство во главе с Б. Н. Ельциным стремилось к укреплению отношений с США и другимизападными странами. При этом продолжалась практика односторонних уступок со стороны России. Проводником этой политики был министр иностранных дел А. В. Козырев. В январе 1993 г. между Россией и США был подписан Договор СНВ-2. По нему обе стороны обязывались сократить свой ядерный потенциал на две трети, однако по факту Россия сокращала больше, чем США.

Тем временем США все более явно претендовали на роль мирового лидера. Было принято решение о расширении НАТО на Восток. В 1999 г. страны НАТО под надуманными пред­логами напали на Югославию. Одновременно ряд междуна­родных организаций при поддержке западных правительств пытались вмешиваться во внутренние дела России, в частности в ситуацию вокруг Чечни.




Все это вело к переменам во внешней политике России. Руководство страны заявило о приверженности идее многополярного мира. Расширялись связи с Китаем, Индией, Ира­ном, странами Юго-Восточной Азии, Латинской Америки. Отношения же с США и НАТО в 1999 г. значительно ухуд­шились. Премьер-министр России Е. М. Примаков, летевший с визитом в США, узнав о начале бомбардировки Югославии, приказал развернуть свой самолет назад.

Совместное противостояние международному терроризму после терактов 11 сентября 2001 г. способствовало улучшению отношений России с США, НАТО. Однако Россия в на­чале XXI в. строит свои отношения с западными, как и со всеми иными странами, исходя прежде всего из своих нацио­нальных интересов.

Политика Джорджа Буша-младшего, нацеленная на усиление гегемонии США, подрыв роли ООН и норм международного права (вторжение в Ирак без решения ООН), вызы­вала возражение российского руководства, настаивавшего на мирном урегулировании конфликтов.

Расширение НАТО, решение о размещении элементов аме­риканской системы противоракетной обороны в Чехии и Польше, вынудили Россию объявить в 2007 г. мораторий на исполнение Договора об ограничении вооруженных сил в Европе. Нормализация российско-американских отношений началась лишь после прихода к власти в США президента Б. Обамы.

Российская дипломатия при В. В. Путине продолжала действовать на всех направлениях. В 2001 г. был подписан российско-китайский договор о дружбе и сотрудничестве. От­ношения партнерства установлены с Вьетнамом, Индией и Ираном. Большое влияние приобрела Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), созданная Россией, Китаем, Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном в 2001 г.

Во взаимоотношениях со странами СНГ России пришлось решать запутанный клубок проблем. После образования самостоятельных государств на постсоветском пространстве между ними начались конфликты (армяно-азербайджанская война), во многих из них вспыхнули гражданские войны (Таджикистан, Молдавия, Грузия). Во многом благодаря усилиям российской дипломатии большинство конфликтов удалось пригасить.

В рамках СНГ было заключено немало договоров о сотруд­ничестве. Однако большинство из них оказались нереализованными. Со второй половины 90-х гг. между отдельными странами стали заключаться отдельные союзы.

Культура России в конце XX — начале XXI в. С 90-е гг. XX в. резко сократилась государственная поддержка культуры, падал культурный уровень населения. Вместе с тем по­явились новые возможности для творчества и самовыражения.

Осуществлялись налоговая, судебная, пенсионная, военная и другие реформы, был решен вопрос об обороте сельско­хозяйственных и других земель. До 2008 г. продолжался рост российской экономики. Успехи в экономике позволили

Эти события вызвали решения президента В. В. Путина по дальнейшему усилению центральной власти. В конце 2004 г. был изменен порядок избрания глав регионов России. Теперь они избираются членами региональных законодательных ор­ганов по представлению президента. В Государственную думу стали избирать только по партийным спискам, проходной ба­рьер увеличен до семи процентов.

Удалось нормализовать ситуацию в Чечне. Наряду с военными мероприятиями там предпринимались меры по налживанию мирной жизни. На референдуме в 2003 г. население республики приняло Конституцию, закрепляющую нахожде­ние Чечни в составе России. В Чечне прошли выборы прези­дента, парламента.

На президентских выборах в марте 2008 г. поддержанный

В. В. Путиным Д. А. Медведев набрал более 70 % голосов пришедших на выборы избирателей.

В. В. Путин стал премьер- министром России. Со второй половины 2008 г. Россия ощу­тила на себе последствия мирового экономического кризиса. В условиях резкого спада производства, роста безработицы, падения цен на нефть и газ власти принимают меры по пре­одолению последствий кризиса.

Россия на международной арене в конце XX — начале в.ХХ1 в. После распада СССР международное положение России резко ухудшилось. Страна практически вернулась к границам XVII в., уменьшились ее население, экономический и военный потенциал. Российское руководство во главе с Б. Н. Ельциным стремилось к укреплению отношений с США и другимизападными странами. При этом продолжалась практика односторонних уступок со стороны России. Проводником этой политики был министр иностранных дел А. В. Козырев. В январе 1993 г. между Россией и США был подписан Договор СНВ-2. По нему обе стороны обязывались сократить свой ядерный потенциал на две трети, однако по факту Россия сокращала больше, чем США.

Тем временем США все более явно претендовали на роль мирового лидера. Было принято решение о расширении НАТО на Восток. В 1999 г. страны НАТО под надуманными пред­логами напали на Югославию. Одновременно ряд междуна­родных организаций при поддержке западных правительств пытались вмешиваться во внутренние дела России, в частности в ситуацию вокруг Чечни.

Все это вело к переменам во внешней политике России. Руководство страны заявило о приверженности идее многополярного мира. Расширялись связи с Китаем, Индией, Ира­ном, странами Юго-Восточной Азии, Латинской Америки. Отношения же с США и НАТО в 1999 г. значительно ухуд­шились. Премьер-министр России Е. М. Примаков, летевший с визитом в США, узнав о начале бомбардировки Югославии, приказал развернуть свой самолет назад.

Совместное противостояние международному терроризму после терактов 11 сентября 2001 г. способствовало улучшению отношений России с США, НАТО. Однако Россия в на­чале XXI в. строит свои отношения с западными, как и со всеми иными странами, исходя прежде всего из своих нацио­нальных интересов.

Политика Джорджа Буша-младшего, нацеленная на усиление гегемонии США, подрыв роли ООН и норм международного права (вторжение в Ирак без решения ООН), вызы­вала возражение российского руководства, настаивавшего на мирном урегулировании конфликтов.

Расширение НАТО, решение о размещении элементов аме­риканской системы противоракетной обороны в Чехии и Польше, вынудили Россию объявить в 2007 г. мораторий на исполнение Договора об ограничении вооруженных сил в Европе. Нормализация российско-американских отношений началась лишь после прихода к власти в США президента Б. Обамы.

Российская дипломатия при В. В. Путине продолжала действовать на всех направлениях. В 2001 г. был подписан российско-китайский договор о дружбе и сотрудничестве. От­ношения партнерства установлены с Вьетнамом, Индией и Ираном. Большое влияние приобрела Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), созданная Россией, Китаем, Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном в 2001 г.

Во взаимоотношениях со странами СНГ России пришлось решать запутанный клубок проблем. После образования самостоятельных государств на постсоветском пространстве между ними начались конфликты (армяно-азербайджанская война), во многих из них вспыхнули гражданские войны (Таджикистан, Молдавия, Грузия). Во многом благодаря усилиям российской дипломатии большинство конфликтов удалось пригасить.

В рамках СНГ было заключено немало договоров о сотруд­ничестве. Однако большинство из них оказались нереализованными. Со второй половины 90-х гг. между отдельными странами стали заключаться отдельные союзы.

Культура России в конце XX — начале XXI в. С 90-е гг. XX в. резко сократилась государственная поддержка культуры, падал культурный уровень населения. Вместе с тем по­явились новые возможности для творчества и самовыражения.

Власть и гражданское общество. Избрание В. В. Путина Президентом России в 2000 г. положило начало новому этапу политического реформирования. Его главным содержанием стало укрепление российской государственности, ее федеративного устройства. Были учреждены 7 федеральных округов, главами которых стали полномочные представители Президента. Их задачей стало приведение местных законов в соответствие с Конституцией страны и федеральным законодательством. В короткий срок более 3,5 тыс. нормативных актов субъектов Федерации были приведены в соответствие с Основным законом страны. Это позволило усилить роль Центра на местах, укрепить федеративное устройство, возродить единое законодательное пространство страны.

Была проведена также реформа Федерального собрания. Совет Федерации стал формироваться не из губернаторов, а из представителей регионов, избранных законодательными органами и назначенных главами администраций.

Изменения коснулись и российской многопартийности. Закон о политических партиях признал таковыми лишь те организации, которые имеют массовую поддержку населения.

Начавшаяся судебная реформа призвана была обеспечить независимость суда от любого давления и в перспективе построение в России правового государства. Для решения этой задачи был введен суд присяжных, институт мировых судей, предусмотрено обеспечение федерального финансирования судов (для уменьшения их зависимости от местных властей).

Целью военной реформы стало создание профессиональной эффективной армии к 2015 г. Впервые военная реформа рассматривалась не как внутренняя проблема самой армии, а как комплексная политическая задача, затрагивающая изменение политических структур, поддержку военного производства и оборонных научных исследований, создания соответствующей инфраструктуры и бытовых условий для военнослужащих, подготовку военных кадров.

Избирательное законодательство также нуждалось в корректировке. Это показали и выборы в Государственную думу 2003 г., и выборы Президента России в марте 2004 г.

С 2004 г. начался новый этап политической реформы. Продолжая линию на укрепление вертикали власти, Президент провел административную реформу, укрупнив министерства и ведомства. Вместо прежних прямых выборов губернаторов регионов населением был введен порядок, по которому их кандидатуры стали вноситься Президентом страны и утверждаться законодательными собраниями субъектов Федерации.

Было решено проводить выборы всех уровней по-новому: президентские и местные — весной, а в Государственную думу — в декабре. Принятые поправки к Закону о политических партиях установили для них минимальную планку членства в 50 тыс. человек и значительное представительство во всех регионах страны, что исключило из активной политики небольшие политические организации. Изменилось и избирательное законодательство. Избрание депутатов по одномандатным округам было отменено. Запрещалось создание предвыборных блоков. Весь состав Думы теперь было решено формировать только по партийным спискам, на основе симпатий избирателей к самым крупным политическим партиям страны, а не конкретным кандидатам в депутаты. Был запрещен переход депутатов из одной фракции в другую и установлен более высокий избирательный барьер (7% вместо 5%).

Для обеспечения взаимодействия граждан с органами государственной власти, защиты прав и свобод, с целью контроля за деятельностью органов власти была создана Общественная палата РФ.

Укрепление властной вертикали еще более усилило регулирующую роль государства во всех сферах.

Экономика и социальная сфера. Заметные перемены произошли в экономике страны. Россия прекратила внешние заимствования, начала выплачивать долги по своим обязательствам. Начало нового века совпало с изменением конъюнктуры на энергоносители на мировых рынках. В условиях бурного роста цен на нефть Россия значительно увеличила свои золотовалютные запасы (выросшие с 13 млрд долларов в 2000 г. до 236 млрд долларов к лету 2006 г.) и поставила вопрос о досрочном погашении долговых обязательств перед кредиторами. Созданный огромный стабилизационный фонд (к лету 2006 г. — около 70 млрд долларов) играл роль главного гаранта экономики страны от серьезных кризисных потрясений.

Укрепление государства, его институтов вызвало тра­диционное для России усиление роли государства в эко­номике.

Было ослаблено налоговое бремя. Введен единый налог в размере 13% на доходы физических лиц, снижен налог на прибыль предприятий и организаций. Были предложены к обсуждению проекты законов о купле-продаже земли, новом порядке наследования имущества и др. Эти важные рыночные преобразования открывали новые перспективы перед экономикой.

В 2001 г. с учетом неблагоприятных тенденций в международной обстановке были увеличены расходы на оборону страны, разработку новейших образцов вооружения и техники. В июле 2001 г. Россия третьей в мире (после США и Японии) создала суперкомпьютер, выполняющий 1 трлн операций в секунду, в результате чего открылись перспективы разработки новейших информационных технологий и средств коммуникаций. После долгого перерыва работы российских ученых получили мировое признание. В 2000 г. академик Ж. И. Алферов был удостоен Нобелевской премии за работы по получению полупроводниковых структур, которые могут быть использованы для сверхбыстрых компьютеров. А в 2003 г. Нобелевская пре­мия была присуждена академикам В. Л. Гинзбургу и А. А. Абрикосову за работы по теориисверхпроводимости и сверхтекучести.

Усилился государственный контроль за уплатой нало­гов крупными компаниями.

Успехи в экономике сделали возможными перемены в социальной политике. В 2005 г. по инициативе Президента были приняты национальные проекты, направленные на радикальное реформирование системы здравоохранения, образования, аграрного сектора, обеспечение населения доступным жильем. В 2006 г. руководством страны были намечены перспективы преодоления демографического кризиса.

ИЗ ПОСЛАНИЯ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОМУ СОБРАНИЮ (2006):

…Еще один национальный проект был начат нами в сфере здравоохранения. Он направлен на укрепление системы первичной медицинской и санитарной помощи и профилактики, на повышение доступности высокотех­нологичных медицинских услуг.

На президентских выборах в марте 2008 г. Президентом был избран поддержанный В. В. Путиным Д. А. Медведев. В. В. Путин стал главой правительства России. Со второй половины 2008 г. Россия ощутила на себе последствия мирового экономического кризиса. Результатом его стало падение мировых цен на нефть и газ, спад производства, рост безработицы и т. д. Руководство России в 2008 — 2009 гг. принимало меры по преодолению кризиса, социальной поддержке населения.

Динамика культурной жизни. В начале XXI в. главной тенденцией в культурной жизни России стало усиление героико-патриотического начала в творчестве писателей, художников, кинорежиссеров, музыкальных исполните­лей.

Широкое распространение получили коммерческие постановки, сезонные спектакли с популярными артистами, спектакли-антрепризы. Появились и балаганные театры с характерным репертуаром.

Героями художественных произведений стали исторические персонажи, прежде критически оценивавшиеся в исторической литературе (серия картин и памятников, посвященных Николаю II и царской семье, П. А. Столыпину, генералам белой армии).

Возрождены традиции российского меценатства. На Родину стали возвращаться художественные ценности, утраченные в годы революции и Великой Отечественной войны, в том числе фрагменты Янтарной комнаты из Екатерининского дворца в Царском Селе под Петербургом.

Серия художественных выставок ведущих музеев России была организована в США, крупнейших европейских странах.

Реальности XXI в., века информационного общества, воплотились в развитии в России современных средств массовой коммуникации. Если глобальной сетью Интернет в конце 90-х гг. пользовались в России около 4 млн человек, то в 2005 г. — уже около 11 млн. Причем их число за пределами Москвы выросло вдвое. Появились интернет-кафе, позволившие пользоваться Интернетом тем, кто не имеет возможности приобрести персональный компьютер. С каждым годом росла роль электронных СМИ — новостных сайтов в Интернете и др.

Усиление государственного регулирования в начале нового века коснулось и средств массовой информации. Были внесены изменения в Закон о СМИ, усилившие государственный и общественный контроль за содержанием телепередач.

Россия в меняющемся мире. Внешнеполитическая стратегия России в 2000—2006 гг. претерпела серьезные из-rt нения. В ее основу положены принятые по инициативе Президента доктрина национальной безопасности и докт­рина информационной безопасности России.

Важным направлением внешней политики является поддержка Россией Организации Объединенных Наций, ее усилий по обеспечению мира и международной стабильности. Наша страна придает большое значение сохранению важнейших договоров в области сокращения воору­жений как одной из важнейших основ современной системы международных отношений.

В. В. Путин неоднократно призывал мировое сообщество к объединению усилий в борьбе с международным терроризмом. Его голос был услышан лишь после трагических событий в США 11 сентября 2001 г., когда террористы, захватив пассажирские авиалайнеры, направили их на здания Всемирного торгового центра в Нью-Йорке и военного ведомства США в Вашингтоне.

Россия присоединилась к усилиям США и стран Европейского сообщества по подготовке и проведению антитер­рористической операции в Афганистане. Были восстановлены прерванные в 1999 г. отношения России с НАТО.

Более энергично развивались отношения России с партнерами по СНГ. Регулярными стали встречи на выс

Нападение Грузии на Южную Осетию в августе 2008 г. было отражено вооруженными силами России в ходе операции по принуждению к миру. После этого Российская Федерация признала независимость Южной Осетии и Абхазии.

Отношения стратегического партнерства были установлены с Китаем, Монголией, Вьетнамом, Индией, многими странами Латинской Америки. Возобновились отношения на высшем уровне с Кубой и КНДР. Все более значительное влияние приобретает новая международная организация — Шанхайская организация сотрудничества (ШОС). Она была создана Россией, Китаем, Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном в 2002 г. В дальнейшем о своем стремлении вступить в эту организацию заявили такие страны, как Индия, Пакистан, Иран и др.

В праздновании в Москве 60-летия Победы в Великой Отечественной войне 9 мая 2005 г. впервые приняли участие лидеры ведущих мировых держав, в том числе Германии, Италии и Японии.

Все эти перемены свидетельствуют о том, что авторитет Российской Федерации на международной арене заметно вырос.

Читайте также: