Россия и югославский кризис кратко

Обновлено: 02.07.2024

В ситуации нестабильности эти наиболее важные в мировых процессах государства пытаются упрочить (или вернуть) свои позиции. Это связано с утратой Россией статуса сверхдержавы и переход в разряд держав региональных и с положением США, которые в ходе многолетней борьбы, увенчавшейся успехом, остались единственной реально признанной сверхдержавой в мире. Россия пытается опровергнуть свое нынешнее положение, США стремятся доказать прочность своего (это вызвано растущим влиянием Китая и объединённой Европы, в которой особенно важную роль начинает играть объединённая Германия). Если принимать во внимание важную роль США и Российской Федерации в современном мире, то кажется странным, что литература по теме российско-американских отношений в югославском конфликте практически отсутствует, или минимальна.

Следует отметить несколько различный подход к этой проблеме двух президентских администраций - Буша и Клинтона. Буш придерживался более осторожной концепции, Клинтон действовал и продолжает действовать решительно. Вероятно, сказывается разница эмоционального восприятия ситуации и смена поколений в американской политической элите: Билл Клинтон - первый американский президент, родившийся после II Мировой войны и не участвовавший ни в какой другой (во время Вьетнамской он учился в Оксфорде). Человек, никогда не видевший в реальности результатов военных действий, решается на применение силы гораздо легче, чем тот, кто испытал её действие на себе. Впрочем, несмотря на все старания, Дж.Бушу не удалось удержаться на осторожной позиции: у сверхдержавы нет выбора. Признание Словении, Боснии и Хорватии в декабре 1991 года стало началом втягивания США в этот конфликт.

Что касается позиции России в конфликте, то внутренней проблемой страны было уже упомянутое слишком тёплое отношение к сербам. Официальная же точка зрения России на проблему была несколько вялой, хотя дипломатически верной: не стоит предпринимать никаких действий, которые могут привести к эскалации конфликта и расширению боевых действий на территории Боснии. Лучше действовать путём переговоров и убеждений.

Если говорить о последовательности политического курса, то стоит отметить, что у США он был стабильно направлен на защиту своих национальных интересов. Политика России такой последовательностью не отличалась: сначала предпочиталось следование в фарватере политики Запада (что объясняется финансовой зависимостью России от западных партнёров, например, США), лишь через некоторое время пришло осознание собственных целей на Балканах. Активно действовать России удалось только в период Сараевского кризиса в феврале 1994 г. (разразившегося после взрыва на сараевском базаре, в результате которого погибло около 70 человек), когда НАТО потребовала отвода тяжёлого вооружения на 30 км от города. Сербы не соглашались на ультиматум, пока не вмешались российский президент Б.Ельцин и его специальный представитель по бывшей Югославии В.Чуркин. При жёсткой позиции США и угрозе бомбовых ударов, России удалось занять весьма выгодное положение. Благодаря действиям российских политиков кризис был разрешен.

После этого позиции России как миротворца усилились, что создало предпосылки для попытки созыва в Москве международной конференции по урегулирования боснийского кризиса. Но из-за недостаточно продуманной организации конференция сорвалась, и в Россию прибыл только президент Сербской республики С.Милошевич. Таким образом, Россия утратила инициативу, которая сразу же вернулась в руки США.

21 ноября 1995-го года президенты Югославии, Хорватии и Боснии и Герцеговины завершили 2 недели интенсивных переговоров, заверив своими инициалами документ, ставший позже известным, как Дейтонские соглашения. Это была неоспоримая сенсация. Мало кто рассчитывал, что президенты трех, по сути, враждующих государств, помещенные в казарменные условия военно-воздушной базы в американской глубинке рядом с городком Дейтон, подпишут мир. Прежде эти же три лидера провалили несколько мирных конференций в мировых столицах и несколько вариантов планов примирения, включавших разделение Боснии. Планов, подготовленных метрами дипломатии - лордом Оуэном и бывшим Госсекретарем США Сайрусом Венсом.

История двухнедельной конференции под Дейтоном в штате Огайо уже относится к апокрифам современной дипломатии. Рассказывают, например, что специальный посланник президента США Ричард Холбрук - ныне представитель США в ООН, сумел добиться успеха, почти изолировав трех президентов от внешнего мира, отбросив дипломатические условности и прибегнув к прямому давлению и уговорам. Он даже пригрозил не дать самолет желавшим улететь раньше времени делегатам. Политологи же говорят, что два обстоятельства положили конец боснийской войне: боевые успехи мусульмано-хорватской коалиции и готовность НАТО применить силу для ограничения атак сербов на мусульманские города. Так или иначе, перемирие в Боснии наступило с первым днем начала конференции, а через 16 дней три президента подписали документ, которым были недовольны все три стороны: сербы, которым позволили сохранить их псевдореспублику в составе федерации, но на лишь 49 процентах ее территории и лишь при условии признания федеральной, то есть, сараевской власти. Были недовольны и боснийские мусульмане, поскольку страна оказалась расколотой, а у них нет уверенности в том, что их партнеры по государству - хорваты, не захотят раскроить их совместную часть Боснии надвое. И были разочарованы и хорваты, которые не реализовали надежд на присоединение к Хорватии.

Парадоксы Дейтонского соглашения. Заключительный этап переговоров о мире в Боснии и Герцеговине проходил под сильнейшим нажимом американской дипломатии. Разыгравшиеся аппетиты хорватской и мусульманской сторон, представленных соответственно Ф.Туджманом и А.Изетбеговичем, не раз заводили их в тупик. Боснийских сербов представлял президент Сербии С.Милошевич, у которого возникли крупные разногласия с их руководством. Три недели "выкручивания рук" завершились подписанием 21 ноября 1995 г. соглашения, которое отразило новую расстановку сил в мире, в Европе и на Балканах. В основу его легли предложения контактной группы, ухудшенные развитием событий в минувшее лето. В принципе это был "мирный" диктат, навязанный силой НАТО.

Соглашение, состоящее из общей части и одиннадцати приложений, в которых излагается суть достигнутых договоренностей, можно условно разделить на две части: блок военных проблем и проблемы гражданского урегулирования. Для поддержания военного перемирия на территорию Боснии вводился крупный контингент натовских сил - 60 тыс. солдат, почти половина из которых американцы. На силы НАТО возлагалась обязанность контроля за разведением конфликтующих сторон, соблюдения границ их разъединения. Силам НАТО предоставлялись все полномочия по контролю за выполнением соглашения. Среди гражданских проблем выделялось по своей значимости положение, предусматривавшее номинальное сохранение единства Боснии и Герцеговины. Намечались контуры ее будущей конституции. Это государственное образование должно состоять из двух частей - Мусульманско-Хорватской Федерации и Республики Сербской. Провозглашалось намерение возвратить беженцев в места их прежнего проживания, соблюдать права человека и провести выборы в общие органы Боснии и Герцеговины. Внимательное изучение Дейтонского соглашения обнаруживало много внутренних противоречий в его положениях. Босния и Герцеговина никогда в прошлом не существовала как единое независимое государство, а всегда была только провинцией в рамках других государств - Турецкой империи, Австро-Венгрии и Югославии. Поставив целью сохранить ее единство, соглашение дало на деле мощный толчок дальнейшему ее этническому расслоению, причем не на две, а на три части. Постановка заведомо невыполнимой цели свидетельствует скорее о наличии тайных замыслов, которые породили и другие парадоксы и противоречия соглашения. Они ясно проявились за период, истекший со времени его подписания.

За прошедшее время проведены в жизнь военные положения соглашения. Войска НАТО размещены в Боснии. Конфликтующие стороны разведены. Там теперь больше не стреляют. Но мира на этой территории не наступило. Напротив, растет разочарование и пессимизм даже у таких лиц, каким является Карл Бильдт, ответственный представитель ЕС, наделенный полномочиями по реализации невоенных аспектов Дейтонского соглашения.

Участие России в операциях по установлению и поддержанию мира в Бывшей Югославии

В 90-х годах Югославия продемонстрировала всему миру, к чему при несколько ином стечении политических обстоятельств мог привести распад бывшего Советского Союза: на территории составных частей бывшей Югославии разгорелись затяжные и кровопролитные гражданские войны при распаде вертикали государственной власти, острой проблеме беженцев и вынужденном вмешательстве мирового сообщества.

На различных территориях и землях (Босния и Герцеговина, Хорватия, Восточная Славония, Союзная Республика Югославия, Македония, Албания, примыкающая акватория Адриатики и др.) с 1992 г. развернулся целый комплекс операций, в которых приняли участие ООН, ОБСЕ, НАТО, ЕС, ЗЕС, а также целый ряд стран в качестве участников коалиций по проведению отдельных операций.

При этом ряд операций носил характер принудительных действий (морская и воздушная блокада части территории бывшей Югославии, отдельные компоненты операции в Албании, воздушная операция давления на СРЮ и др.). Другая часть операций носила характер предупредительного развертывания (Македония). Были и операции и их отдельные компоненты, которые соответствуют классическому пониманию миротворчества (например, пост-дейтонская организация выборов в Боснии под международным контролем и др.). Не все из этих операций проводились собственно ООН (см. главу 1 о роли ОБСЕ, НАТО и ЗЕС в отдельных операциях), а некоторые (воздушная операция оказания давления на власти СРЮ) и вовсе не имели мандата ООН. В целом комплекс операций в бывшей Югославии и Албании внес немало новшеств и изменений в практику миротворчества ООН.

Масштаб и сила российского контингента, принявшего участие в операциях в этом регионе (менявшиеся с 900 военнослужащих в 1992 г. до максимального числа в 1500 чел. в 1994 г. и несколько превышающие 1000 чел. в настоящее время) являются хотя и значительными, скажем, в сравнении с операциями в Молдове и Южной Осетии (в 2000 г. там дислоцированы 460 и 462 российских миротворца соответственно), однако далеко не решающими. Для сопоставления достаточно упомянуть, что только наземный компонент сил операции СФОР составлял 33400 военнослужащих разных стран, не считая гражданских лиц.

Однако во многих отношениях участие России в операциях в бывшей Югославии было и остается уникальным.

В-четвертых, на сотрудничество России с другими странами и организациями в проведении операций в бывшей Югославии наложили существенный отпечаток противоречия по линии Россия-НАТО в связи с расширением НАТО и действиями НАТО без мандата ООН в СРЮ в 1999 г. Если говорить шире, миротворческое сотрудничество в Югославии было и остается под влиянием пересечения и столкновения интересов великих держав на Балканах и в Европе в целом.

В 1994 году 554-й Отдельный мотострелковый батальон был усилен 629-м Отдельным мотострелковым батальоном, и общее количество российских военных в Югославии достигло 1500 чел. на 95 боевых бронированных машинах.

Когда 15 декабря 1995 г. Совет Безопасности ООН принял резолюцию 1031 по бывшей Югославии, российский контингент получил новый статус, изменил свою структуру (бригада) и масштаб. Прежде всего, в связи с принятием в РФ в том же году нового закона об участии российских контингентов в миротворческих операциях, вопрос об участии российских миротворцев в операции ООН был вынесен на обсуждение российского парламента. Федеральное собрание РФ подтвердило решение об участии России в операции[ii], а в середине февраля 1996г. Президент РФ увеличил своим указом разрешенную численность контингента до 1600 человек[iii].

Выполняемые в Боснии российским контингентом задачи включали также контроль на пяти блок-постах, патрулирование многочисленных дорог и территорий, разведку, обыск и проверку объектов. На протяжении участия в операциях SFOR/IFOR в 1997-1999 гг., в которых по согласованию с ООН лидирующую роль играли силы НАТО, российская бригада не была вовлечена в массовые бои. Потери 4-х человек убитыми и 11 ранеными произошли в основном в результате подрыва на минах.

При этом очевидно, что Россия реагировала не только и не столько на события в самой бывшей Югославии (хотя противодействие бомбардировкам было последовательным и поддерживалось общественным мнением внутри России), сколько на вытеснение России из процесса принятия кардинальных решений по проблемам общеевропейской безопасности (к которым, несомненно, относилось решение о бомбардировках югославской территории).

Следует реалистично осознавать, что российское руководство не отстранялось от применения военной силы в Югославском конфликте вообще, и признания необходимости принудительных действий, в том числе в отношении правительства С.Милошевича, в частности. Политическая проблема состояла прежде всего в нарушении Североатлантическим альянсом (и руководством ряда западных держав) правил и процедур принятия решений по вопросам применения силы в международном сообществе. Как только через 11 недель после начала бомбардировок Совет Безопасности ООН все-таки сумел принять согласованную резолюцию относительно международной операции в Косово и СРЮ, российское военно-политическое руководство настойчиво вернуло российский контингент в состав международных сил вмешательства (знаменитый рейд десантников под руководством генерала Заварзина из Боснии в аэропорт Приштины в Косово). Сотрудничество России и НАТО по линии миротворчества было немедленно разморожено. При этом, хотя бомбардировки как тип воздействия на правительство С.Милошевича были прекращены, иные принудительные элементы в операции (например, строго контролируемое эмбарго на поставку сторонам конфликта оружия) сохранились.

Выделение российскому контингенту в Косово зоны ответственности в преимущественно албанском секторе привело к затрудненному выполнению миротворческих функций, частичному блокированию элементов контингента местным населением. Тем не менее, Россия вернулась в число стран, активно участвующих в миротворческом процессе в бывшей Югославии.

Операции в бывшей Югославии показали необходимость (и возможность) тесного политического взаимодействия широких групп держав в режиме реального времени разворачивающегося конфликта (речь идет не только об относительно успешном поддержании консенсуса в неоднозначных условиях странами НАТО, но и о практике согласования решений в ad hoc коалициях стран, производивших операции в Боснии, Албании, Косово). Это важный пример для России, которой необходимо задействовать механизмы политических консультаций и поддержания консенсуса среди стран ОДКБ.

Развал Югославии происходил почти в одно время с распадом Советского Союза, и это стало фактически настоящей международной катастрофой. В этот период в конечном счете произошло отделение вновь провозглашенных государств, серьезные военные конфликты и интервенции стали следствием постепенного распада единой страны. Развал происходил достаточно долго: с 25 июня 1991 года до 17 февраля 2008 года.

Развал Югославии

Причины распада Югославии

Периоды стабильности на Балканах были недолгие, а войны бесконечные и жестокие. Здесь сталкивались жизненные интересы множества национальностей, так и не объединившихся в нацию. Политические амбиции здесь так и не нашли компромисса, а три религии человечества так и не примирились с существованием.

После того как перестала существовать Австро-Венгерская империя, в 1918 году было создано Королевство сербов, хорватов и словенцев. Спустя 10 лет название сменилось на Королевство Югославия. В его состав входили 6 сегодня независимых государств:

  • Македония (македонцы, албанцы, турки);
  • Черногория (черногорцы, сербы);
  • Сербия (сербы, албанцы, венгры, черногорцы);
  • Босния и Герцеговина (БиГ) (боснийцы, сербы, хорваты);
  • Хорватия (хорваты, сербы);
  • Словения (словенцы);

Республики Югославия

После Второй мировой войны Балканы попытались жить одной большой и дружной семьей, но эксперимент со страной Югославией, которую сумел создать и связать своим политическим гением Иосип Броз Тито, не выдержал испытание временем и демократией.

Республиканские элиты, жаждущие власти, растащили федерацию на кусочки. Тащили все сразу и в разные стороны, как по команде. Слободан Милошевич с трибуны Гаагского суда заявил, что Югославия не распалась. Это государство было разрушено планомерно, насильственным путём и военными действиями.

Причины распада Югославии:

Бои в Косово

  • экономический кризис, охвативший страну. Высокая инфляция и внешний долг, безработица и миграция населения на заработки;
  • со смертью Тито новое руководство не нашло действенных методов управления государством. Партийно-бюрократические элиты стремились отсоединиться от центра;
  • историческая память народа о геноциде усташей по отношению к сербам и посягательство албанцев на всю территорию Косово;
  • различия в уровне жизни в разных частях государства;
  • противоречия на религиозной основе.

Югославский кризис девяностых можно назвать новым этапом не только геополитического передела Европы, но и пересмотром международных отношений и международного права.

Выход из состава Словении и Македонии

Югославия — центральное государство Балканского полуострова. Оно находилось на геостратегическом пути Средиземноморья и Малой Азии, но главное — оно было независимо.

В январе 1990 года состоялся последний съезд Союза коммунистов Югославии. Он завершился расколом по национальному признаку. В республиках на референдумах к власти пришли националистические партии. 25 июня 1991 года парламенты Словении и Хорватии первыми объявили о независимости и провозглашении государственного суверенитета.

Силы обороны Словении

Силы обороны Словении — 36 тысяч нелегально вооруженных бойцов — при помощи местной полиции блокировали подразделения югославской армии прямо в гарнизонах.

Европейский союз тут же потребовал от законной югославской армии оставаться в казармах и не оказывать сопротивление сепаратистам. 20 июля состоялся вывод войск Югославской народной армии из Словении.

7 июля 1991 года при посредничестве ЕС, под жестким давлением Германии Словения вышла из федерации. В декабре этого же года, вопреки Хельсинской декларации о нерушимости европейских границ, Германия официально признала независимость Хорватии и Словении. Это явилось последним дестабилизирующим фактором, который нарушил хрупкое равновесие на Балканах.

Относительно спокойно вышла из состава Югославии самая бедная республика — Македония. 8 сентября 1991 года в Македонии был проведён референдум. 74% населения проголосовали за независимость, и в 1992 году Македония отделилась от Югославии.

Сегодня массовая безработица, низкий уровень доходов населения и присутствие огромного количества криминализированных косовских беженцев не дают правительству страны поднять национальную экономику хотя бы до уровня конца восьмидесятых годов.

События в Хорватии

В Хорватии начиная с 80-х годов уже действовали так называемые организации народной защиты, по сути, первые со времен Гитлера нацистские вооруженные формирования.

Усташи — хорватские фашисты

Усташи — хорватские фашисты — во время Второй мировой войны в составе вермахта отличались особой жестокостью по отношению к мирному населению. Нацистское руководство Хорватии развернуло чудовищный геноцид, жертвами которого стало полтора миллиона сербов.

Вождем и идеологом хорватского национального движения 90-х годов стал Франьо Туджман. Он сделал все, чтобы восславить усташей и провозгласить Хорватию только для хорватов.

Живущие на территории Хорватии сербы не стали дожидаться повторения событий Второй мировой и 19 декабря 1991 года провозгласили свою Республику Сербскую Краину. На проведенном референдуме её население проголосовало за выход из состава Хорватии и присоединение к Республике Сербской.

Заинтересованные политики обвинили Милошевича в разжигании межнациональной вражды и сепаратизме. В результате давления он подписал соглашение о выводе войск и размещении сил ООН. Соглашение предусматривало разоружение краинских сербов, что делало их беззащитными перед хорватами. Сербская Краина объявила о своей независимости, но не Хорватия и никто иной ее не признали.

Заручившись поддержкой США и Германии, Туджман в одностороннем порядке объявил об окончании миротворческой миссии ООН. В 1995 году, при попустительстве голубых касок, хорватская армия прорвала оборону Сербской Краины и в считаные дни захватила всю территорию. В ходе наступления была проведена крупнейшая этническая чистка сербского населения республики. В ноябре 1995 года Сербская Краина перестала существовать.

Война в Боснии и Герцеговине

Войну в Боснии и Герцеговине называли самой жестокой войной в Европе со времен Второй мировой. Здесь все проблемы многонациональной страны, а главное, международного участия в её расчленении, проявились с наибольшей остротой.

Война в Боснии и Герцеговине

12 мая 1992 года скупщиной Республики Сербской было принято решение о создании своей армии. Возглавил её генерал Ратко Младич. Весной 1992 года состоялся референдум о независимости всей Боснии и Герцеговины. Сербы стали его бойкотировать, они не захотели выходить из состава Югославии. Они заявили о неповиновении новому правительству. Движение неприсоединения возглавил поэт и врач Радован Караджич.

В марте девяносто второго года в БиГ вспыхнули военные столкновения, которые привели к гражданской войне. Первый крупный конфликт случился в Сараево. Части югославской армии, которые подлежали выводу, были блокированы вооруженными силами боснийских мусульман и подверглись неспровоцированному минометному обстрелу.

28 мая подразделения армии Младича ответили артиллерийским обстрелом кварталов, где проживали мусульмане. Вскоре под их контролем находилось уже 70% территории. Всю ответственность за обстрел Сараево Запад возложил на союзную республику Югославию. Война шла всех против всех: мусульман-боснийцев, хорватов и сербов. Численность миротворческих сил была увеличена до 35 тысяч человек.

Мировое сообщество подвергло страну экономической блокаде, направленной прежде всего против сербов. Под давлением извне в августе 1994 года Югославия закрыла свой кордон с Сербской республикой и разрешила допуск на свою территорию международных наблюдателей, осуществлявших контроль за границей.

В армии БиГ к этому времени было около двадцати тысяч наемников из мусульманских стран. Солдаты удачи из стран Европы воевали на стороне хорватов, славянские и другие добровольцы сражались в армии Младича.

Осенью 1995 года правительство БиГ впервые за время конфликта пошло на признание автономии сербской общины. В ответ Хорватия и Сербия согласились на признание Боснии и Герцеговины. Переговоры стали базой для дальнейших соглашений между этими тремя политическими силами по вопросам окончательного определения границ и завершения территориальных споров. Но военные действия не прекратились. Ход войны решили натовские бомбардировки.

Завершение конфликта и мирные соглашения

14 декабря 1995 года в Париже лидер боснийских мусульман, президент Сербии и президент Хорватии подписали мирный договор, согласованный на военной базе США в Дейтоне и поэтому названный Дейтонскими соглашениями.

Соглашения предусматривали:

В Республике Босния и Герцеговина размещался контингент НАТО

  • в Республике Босния и Герцеговина размещался контингент НАТО численностью 60 тыс. человек;
  • государственное устройство Боснии и Герцеговины должно было включать в себя две республики: Федерацию Боснии и Герцеговины и Республику Сербскую;
  • лиц, попавших под обвинение Международного трибунала по бывшей Югославии, запрещалось принимать на государственные должности в стране;
  • обязанности главы государства должен был выполнять Президиум, состоящий из трёх человек — по одному от каждого народа.

27 апреля 1992 года остатки Югославии — Сербия и Черногория — объединились в Союзную Республику Югославию. Здесь обошлось без национальной дискриминации, и это была последняя попытка сохранить союз братских славянских государств. Позже Черногория приобрела независимость, и распад закончился.

Православные сербы так и остались бельмом на глазу нового мирового порядка, а значит, для Запада война так и не была окончена.


Одним из виновников конфликта являлся НАТО, который был заинтересован в свержении социалистического строя в Югославии и активно поддерживал сторонников сепаратизма.

Первый этап кризиса (июнь 1991 – декабрь 1995 гг)

В 1991 году Югославия распадается на несколько независимых государств. О своей независимости последовательно сообщают Словения, Хорватия, Босния и Герцеговина, Македония. Черногория и Сербия объединяются в Союзную Республику Югославия.

Сложно разобраться самому?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Первыми из состава СФРЮ вышли Хорватия и Словения – 25 июня 1991 года, после чего на территорию Словении были введены военные подразделения Югославской народной армии, которые покинули территорию страны только осенью 1991 года. Но на территории Хорватии, где было достаточно много сербских анклавов, гражданская война продолжалась до января 1992 года и военные подразделения принимали участие в конфликте на сербской стороне. В декабре 1991 года сербское население Хорватии объявило о создании независимой Республики Сербская Краина и настаивало на выходе из состава Хорватии.

Когда стало ясно, что процесс развала СФРЮ необратим, о стремлении отделится заявила Македония. Ей удалось выйти из состава Югославии бескровно, но в соседней Боснии и Герцеговине, имевшей пестрый состав из православных сербов, католиков-хорватов и босняков-мусульман разгорелся жестокий вооруженный конфликт. В итоге боснийское большинство объявило о создании независимого государства Босния и Герцеговина.

27 апреля 1992 года Сербия и Черногория объединились в Союзную Республику Югославия, ставшую правопреемницей СФРЮ.

В 1995 году при активном содействии НАТО ситуация в БиГ резко ухудшается. Боснийская сторона нарушает условия перемирия, конфликт переходит в вооруженную стадию, в которой натовская авиация наносит ряд ракетно-бомбовых ударов по анклавам боснийских сербов.

В августе 1995 года авиационные удары наносятся также и по объектам на территории Сербской Республики. Одновременно с этим правительство Хорватии объявляет о непризнании Республики Сербская Краина и присоединении ее территории.1 ноября 1995 года в Дейтоне (США) при участии президента США между лидерами Сербии, Хорватии и БиГ были подписаны Дейтонские соглашения, закрепившие распад СФРЮ и образование независимых и суверенных Союзной Республики Югославия, Словении, Хорватии, Македонии, Боснии и Герцеговины.

Второй этап (конец 1995 – начало 2000 гг)

Первое время стороны придерживались условий Дейтонских соглашений. В то же время в регионе присутствовала миротворческие миссии ООН и НАТО. Со временем контингенты НАТО от политики сдерживания перешли к активному проведению операций с использованием военной силы, первая из которых была проведена в БиГ.

Не нашли что искали?

Просто напиши и мы поможем

Третий этап (1996-1998 гг)

Четвертый этап (2001-2004 гг)

К 2001 году ОАК перенесла боевые действия на территорию Македонии. Но под давлением европейских стран лидеры ОАК были вынуждены отступить и подписать мирное соглашение с правительством Македонии. Для усиления влияния в регионе по инициативе США в 2004 году в Косово были направлены дополнительные подразделения НАТО, благодаря которым до сих пор удается сохранять относительное спокойствие в Боснии и Герцеговине.

Пятый этап (2003-2005 гг)

В 2003 году Союзная Республика Югославия была переименована в Государственный Союз Сербии и Черногории по типу конфедерации, где обе республики получили равные права. Но в 2006 году в обоих республиках прошел референдум, после чего Союз прекратил свое существование, а на политической карте Европы появилось два новых государства – Черногория и Сербия.

Читайте также: