Образ бобчинского и добчинского кратко

Обновлено: 02.07.2024

Главные герои

Хлестаков Иван Александрович

Образ Хлестакова — это образ типичного представителя той дворянской молодёжи, которая служила в столичных департаментах и канцеляриях, с пренебрежением относилась к своим обязанностям и видела в службе только возможность быстрой карьеры.

Кратко характер Хлестакова можно описать так: праздный повеса и нахальный волокита, не желающий трудиться, способный лишь бойко пустословить и врать.

Подробная характеристика Ивана Александровича Хлестакова здесь.

Сквозник-Дмухановский Антон Антонович

Сквозник-Дмухановский — опытный взяточник и плут. Отношение к службе у него халатное, руководит он городом плохо, на улицах грязь, а церковь, деньги на строительство которой были уже потрачены, строиться даже ещё не началась.

Подробная характеристика Антона Антоновича Сквозника-Дмухановского здесь.

Другие персонажи

Ляпкин-Тяпкин Аммос Фёдорович

За свою жизнь судья Аммос Фёдорович Ляпкин-Тяпкин он прочитал 5 или 6 книг, поэтому считает себя очень умным человеком. Но уголовные дела, которые он рассматривает, находятся в таком состоянии, что судья не может понять, где там правда, а где ложь. Несмотря на такое отношение к службе, Аммос Фёдорович служит судьёй уже 15 лет. Он и не пытается разобраться в докладных записках, а ведёт дела в пользу тех, кто даёт ему взятки борзыми щенками. Судья считает, что брать взятки борзыми щенками, а не деньгами, — это не преступление. Его страсть — псовая охота. Кроме того, он большой охотник на догадки и гордится своим умом.

Подробная характеристика Аммоса Фёдоровича Ляпкина-Тяпкина здесь.

Земляника Артемий Филиппович

Артемий Филиппович — плут и проныра. Он услужлив и почтителен к начальству. Это двуличный человек, он лебезит перед городничим, а говоря в сторону, называет его мошенником.

Этот чиновник — кляузник и доносчик. Когда он пришёл к Хлестакову представляться, сразу начал сплетничать про других чиновников и даже предложил изложить всё это письменно.

Подробная характеристика Артемия Филипповича Земляники здесь.

Хлопов Лука Лукич


Лука Лукич Хлопов — смотритель училищ, титулярный советник. По натуре это очень нерешительный, робкий, трусливый человек. Постоянные проверки и ревизии способствуют усилению этих качеств характера Хлопова, он запуган частыми выговорами вышестоящих лиц. Когда ему пришлось разговаривать с Хлестаковым, от страха он не мог выговорить некоторые слова. Нерешительный Лука Лукич не знает, брать ли предложенную Хлестаковым сигару, а когда тот его уговорил, то стал закуривать не с того конца. Когда Хлестаков сказал ему об этом, Хлопов в испуге выронил сигару. Он боится ревизора, хотя не знает, в чём виноват, ведь он старается служить как можно лучше.

Подробная характеристика Луки Лукича Хлопова здесь.

Шпекин Иван Кузьмич

Подробная характеристика Ивана Кузьмича Шпекина здесь.

Бобчинский и Добчинский

Гибнер Христиан Иванович

Анна Андреевна

Анна Андреевна — жена городничего Сквозник-Дмухановского, большая модница, кокетка. Она очень любопытна, тщеславна. Свою дочь Анна Андреевна постоянно обрывает и ругает.

Марья Антоновна

Марья Антоновна — молодая девушка, дочь городничего. Она находится под влиянием матери и в дальнейшем, вероятно, станет такой же, как мать.

Осип — пожилой слуга Хлестакова. Он серьёзен, любит читать нравоучения для Хлестакова, но только, когда его нет рядом. Речь Осипа богата грубоватыми и простонародными словами и выражениями. С барином своим он говорит отрывисто, сурово, потому что понимает, что он легкомысленный щёголь. Осип относится к Хлестакову без уважения. Он умнее своего барина, это видно из того, что Осип смекнул, что пора из этого города убираться восвояси и посоветовал Хлестакову поскорее уезжать. Хлестаков избежал крупных неприятностей только благодаря тому, что послушался своего разумного слугу и вовремя скрылся из города. То, что они едут в деревню, очевидно, Осипу нравится, так как, по его мнению, в деревне лучше.

Подробная характеристика Осипа здесь.

Жена Хлопова

Жена Хлопова — очень разговорчивая и льстивая дама.

Отставные чиновники, почётные лица в городе

Степан Иванович Коробкин тоже поздравляет городничего, его жену и дочь с тем, что Марья Антоновна выходит замуж за Хлестакова. Поздравлять Коробкин пришёл со своей женой.

Он любопытен: спрашивает, где теперь именитый гость, куда уехал. Узнав, что городничий собирается переехать в Петербург и надеется стать генералом, Коробкин просит его оказать протекцию его сынку, которого повезёт в следующем году в столицу.

Коробкин энергичен, инициативен, вызвался читать письмо Хлестакова к Тряпичкину, когда Земляника, читая письмо, начал заикаться, дойдя до места, где написано о нём самом. Письмо Коробкин старательно дочитал до конца, хотя судья Ляпкин-Тяпкин пытался помешать, подозревая, что Хлестаков в письме высмеял его, как и других чиновников.

Жена Коробкина

Уховёртов Степан Ильич

Степан Ильич Уховёртов — частный пристав, то есть начальник полицейской части. Он выполняет распоряжения городничего, который хочет, чтобы город выглядел перед ревизором ухоженным и благоустроенным: посылает полицейских мести тротуар, разметать старый забор и т. д.

Полицейские

Держиморде и Свистунову городничий приказывает стоять на крыльце его дома и не пускать посторонних в дом, особенно купцов, которые захотят проникнуть к ревизору, чтобы жаловаться на городничего.

Бравые полицейские так и делают, особенно старается Держиморда. Но его рычащий голос, бухающий, как из бочки, услышал Хлестаков, и, узнав, что он кричит на купцов и отгоняет их, велел их пропустить к себе.

Абдулин

В записке жене городничий ей велел сказать купцу Абдулину, чтобы прислал к обеду самого лучшего вина, иначе он перероет весь его погреб.

Один из купцов, скорее всего Абдулин, особенно жаловался Хлестакову на жадность и грубость городничего.

Пошлёпкина Февронья Петровна

Всё это Пошлёпкина рассказала Хлестакову, надеясь на то, что он поможет вернуть мужа домой. Рассказ свой она щедро уснащала проклятиями городничему и всей его родне.

Жена унтер-офицера (унтер-офицерша)

Схожие черты

Бобчинский и Добчинский, имея практически одинаковые фамилии, они носят одинаковые имя и отчество – Иван Петрович. Это усиливает комический эффект, тем более они так похожи друг на друга внешне. Каждый из них представляется читателю маленьким и толстеньким, любопытным и сующим во все дела свой нос. Каждый из них имеет круглый животик, говорит скороговоркой, при разговоре размахивает руками. Оба они известные городские проныры и лгуны.

Различия Бобчинского и Добчинского

Иван Петрович Бобчинский является более живым и шустрым. О нем можно сказать, что он настоящий проныра. Добчинский же чуть более высокий, он немного серьезнее Бобчинского. У Добчинского есть двое детей. Один сын рожден до брака, но он полностью признает его свои ребенком. Жена Добчинского ему не верна, все видят ее связь с судьей Аммосом Федоровичем Ляпкиным-Тяпкиным. Добчинский является родственником городничего, а именно его кумом.

Роль персонажей в произведении

Благодаря своему умению узнавать и распространять городские сплетни, Бобчинский и Добчинский вносят в историю с приездом ревизора самую большую путаницу. Услышав абсолютно незначительные факты, они решают, что Хлестков и есть ревизор, и сообщают об этом всем чиновникам. Кашу, которую они заварили, не под силу расхлебать всему руководству города, а Хлестаков, оказавшись бесчестным подлецом, подыгрывает чиновникам. Бобчинский и Добчинский – главные смутьяны произведения, из-за которых и началась вся эта комическая история.

Автор показывает этих персонажей комичными, нелепыми. Но в то же время мы видим, насколько эти персонажи потеряны в жизни, сбиты с истинных ценностных ориентиров. Это вызывает жалость к ним. Они потеряны в своей жизни, им хочется тоже представлять власть. Всячески они пытаются доказать свою причастность к жизни города. Даже не имея необходимости, каждый из них несет взятку лжеревизору, чтобы показать, что они тоже важные лица в городе.

Внешность

Речевая характеристика

Они любят перебивать друг друга, особенно Добчинский, который добавляет в рассказ приятеля несущественные подробности. Его словоохотливый приятель повторяет его фразу и продолжает свой рассказ.

Значение фамилий Бобчинский и Добчинский

Имена и отчества приятелей одинаковые — оба Петры Ивановичи.

Роль Бобчинского и Добчинского в развитии сюжета комедии

Именно эти два персонажа были виновниками путаницы, которая произошла в пьесе. Встретив в трактире Хлестакова, слонявшегося там и внимательно заглядывавшего в тарелки посетителей, они решили, что это и есть ревизор, приехавший инкогнито, то есть тайно, под чужим именем.

Когда выяснилось, что Хлестаков не ревизор, приятели стали сваливать вину друг на друга. Каждый из них утверждал, что другой первым принял Хлестакова за ревизора.

Черты характера


Главные черты характера и Бобчинского, и Добчинского — неукротимое любопытство и страсть к сплетням. Чтобы узнать что-нибудь новенькое, они весь день бегают по городу, заходят в гости к горожанам, чтобы там услышать новость и передать её другим. Когда после завтрака в богоугодном заведении Хлестаков расхвастался, что он важный государственный человек, Бобчинский говорит приятелю, что нужно поскорее пойти рассказать Аммосу Фёдоровичу и Коробкину.

Они постоянно разговаривают с людьми, чтобы узнать от них что-нибудь новенькое. Например, о письме, полученном городничим от приятеля, Добчинский узнал от ключницы городничего Авдотьи.

Поведение при Хлестакове

Представляться мнимому ревизору Бобчинский и Добчинский пришли вместе. Не успели они представиться, как Хлестаков отрывисто спросил, нет ли у них взаймы 1000 рублей . В своих карманах они нашли немного денег — Бобчинский 40 рублей , а Добчинский 25 . Причём Бобчинский, знающий, что у приятеля в правом кармане есть прореха, говорит, чтобы тот посмотрел, не провалились ли в неё деньги.

Авторская характеристика

Н. В. Гоголь Бобчинского и Добчинского характеризует вместе, так как эти приятели очень похожи друг на друга и внешностью, и страстью к сплетням. Поэтому даже имена и отчества он дал им одинаковые — оба они Петры Ивановичи.

Неразлучность этих приятелей Гоголь подчеркнул в последней, немой сцене: они стоят, повернувшись друг к другу, с выпученными глазами и разинутыми ртами, на их губах как бы застыл вопрос друг к другу.

Вывод

Характеристика образов Бобчинского и Добчинского, представленная в статье, может быть полезной для подготовки к уроку литературы и при написании сочинений.

Говоря о Петре Ивановиче Добчинском, невозможно не упомянуть и не провести сравнение с Петром Ивановичем Бобчинским. Да, Гоголь дал этим персонажам одинаковые имена, отчества и даже похожие фамилии. Это два помещика, которые никак не связаны с государственной властью, и которых ревизор, приезжающий в город, совсем не должен волновать. Однако, на волне всеобщего помешательства и суетливой истерики, и они несут взятку ревизору, сами не понимая, зачем.

Отличительной чертой Добчинского от Бобчинского является то, что он более сдержанный. Что касается внешности, то они оба низенькие и невзрачные. Гоголь вводит этих персонажей для того, чтобы в его городе, как и во всех городах Руси, были сплетники и шуты, они всегда нужны, чтобы веселить публику. Добчинский и Бобчинский – это два главных сплетника города, которые услышат про что-то, перефразируют это с уже утрированной информацией и доложат всему городу. Отличием в этом плане Добчинского является то, что он свои сплетни докладывает с неким почётом, не начинает рассказывать ничего впопыхах, пока не войдёт полностью в комнату.

Этим двум персонажам необходимо знать свою нужность, поэтому многие ими помыкают и пользуются. Добчинский, кроме всего, выглядит солиднее, доказательством тому служит, например, ситуация, когда Бобчинский первый успел доложить Городичному о прибытии ревизора, но к Хлестакову Городичный едет с Добчинским, говоря, что так и солиднее будет, и приличнее.

Если вернуться к взятке, которую они оба несут ненастоящему ревизору, то можно сказать, что таким образом они и хотели казаться важными и нужными, даже потратив свои сбережения, хотя люди они были богатые. Возможно, они думали, что если все чиновники хотят давать взятку, то чтобы быть на их уровне, наши герои тоже должны принести взятку. Возможно, это просто эффект стадного инстинкта, потому что их ревизор никак не мог задеть или повлиять на их зажиточность, однако они всё равно пошли заниматься коррупцией.

Наличие этих персонажей делает комедию смешной, их схожесть внешне и именами вызывает эффект комичности, чего и добивался Гоголь. Несмотря на свою похожесть, персонажи разные: Добчинский более солидный и серьёзный, что и делает его индивидуальностью, а не копией Бобчинского.

История создания персонажей

Вариант 2

Добчинский – это состоятельный и богатый помещик. Он никогда не упускает возможности предстать в хорошем свете перед людьми, которые выше его по рангу. Он очень с ними обходителен и услужлив. Добчинский крайне сильно переживает по поводу приезда ревизора в город. Он хочет, что б все прошло хорошо и гладко. Петр Иванович хочет показать чиновникам, что может решить любой вопрос. И таким образом доказать им свою значимость. Именно поэтому он принимает решение дать взятку ревизору.

Петр Иванович представляет собой зрелого и взрослого мужчину. Он обладает далеко не спортивным телосложением. У него имеется большое пузо. Мужчина уже давно стал лысым. Добчинский имеет не высокий рост. Но, несмотря на свой возраст и крупное телосложение он остается шустрым мужчиной. В целом его образ выглядит серьёзно и солидно. Он в меру эмоциональный человек. Во время разговора он привык сильно жестикулировать. Петр Иванович всегда разговаривает быстро, будто куда-то сильно торопится. Иногда его речи напоминают скороговорки.

У Добчинского есть супруга. Они занимаются воспитанием двоих совместных детей. Еще Петр Иванович считается кумом самого городничего. Подобными связями мужчина очень гордится.

Добчинский является комичным персонажем. Автор сделал его образ немного нелепым, суетливым и беспомощным. Когда Петр Иванович старается услужить чиновникам и доказать свой вес в обществе, он постоянно попадает в нелепые ситуации. Гоголь Н.В. собрал в образе Добчинского все качества, с помощью которых можно высмеять поведение помещиков. Напримем, коррумпированность, излишняя суетливость, алчность, жадность и чрезмерное желание выслужиться перед вышестоящим начальством.

Биография и образ Бобчинского и Добчинского

View this post on Instagram

A post shared by Антикварный магазин (@farforio) on Nov 29, 2018 at 4:10am PST

Добчинский, в отличие от друга, семейный человек, но его брак не кажется благополучным: согласно цитатам других героев произведения, его жена тайно встречается с судьей Ляпкиным-Тяпкиным, которому даже приписывается отцовство его детей. Впрочем, сам Петр Иванович едва ли это замечает — он настолько поглощен слухами и сплетнями, что задумываться о моральном облике семьи ему некогда.

Персонажей отличает схожая манера разговаривать — эмоционально, скороговоркой, с преувеличенной жестикуляцией. Оба героя не просто собирают слухи, а еще и щедро добавляют им красок, деталей и предположений. Их истории пестрят ненужными подробностями, доказывая, что и Бобчинский, и Добчинский — невежественные обыватели, жадные до новостей, обсуждения чужих пороков и недостатков. Безграничным многословием их речи писатель подчеркивает, что оба помещика — до крайности пустые люди, которые сами не в состоянии определить, что важно, а что нет.

Принося очередную новость, герои чувствуют себя на высоте и наслаждаются общественным вниманием. Без этого отношение других действующих лиц к ним довольно пренебрежительное. Чувствуя это, Бобчинский и Добчинский заискивают и лицемерят изо всех сил.

Бобчинский и Добчинский и Иван Хлестаков (отрывок из театральной постановки)

Оба героя вместе изучают, рассказывают и наблюдают, но по ходу повествования становится ясно, что они больше соперники, чем друзья. Чтобы первым передать чиновникам весть о приезде проверяющего, они готовы перегрызть друг другу глотки. В сцене, когда персонажи объясняют городничему, что Иван Хлестаков — и есть тот самый ревизор, они без конца перебивают и критикуют друг друга: каждый хочет насладиться минутой внимания, ощутить свою ценность.

При описании этих двух характеров проявляется вся тонкость типологического мастерства Гоголя. Они похожи, но не тождественны; их несходство и соперничество сыграло принципиальную роль в роковом самообмане чиновников уездного городка. В каком-то смысле можно даже утверждать, что если бы не эти два болтливых сплетника с едва уловимыми различиями в характерах, событий пьесы просто не случилось бы.

Бобчинский и Добчинский, оба низенькие, коротенькие, очень любопытные; чрезвычайно похожи друг на друга; оба с небольшими брюшками; оба говорят скороговоркою и чрезвычайно много помогают жестами и руками. Добчинский немножко выше и сурьезнее Бобчинского, но Бобчинский развязнее и живее Добчинского.


На сцене Бобчинский и Добчинский появляются в 3 явлении 1 действия пьесы – прибегают, запыхавшись на собрание, где городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский (см. его характеристику) объявляет подчинённым о скором приезде в город ревизора.

Добчинский. Непредвиденное дело: приходим в гостиницу… Бобчинский (перебивая). Приходим с Петром Ивановичем в гостиницу … Добчинский (перебивая). Э, позвольте, Петр Иванович, я расскажу. Бобчинский. Э, нет, позвольте уж я… позвольте, позвольте… вы уж и слога такого не имеете… Добчинский. А вы собьетесь и не припомните всего. Бобчинский. Припомню, ей-богу, припомню. Уж не мешайте, пусть я расскажу, не мешайте! Скажите, господа, сделайте милость, чтоб Петр Иванович не мешал.

Бобчинский и Добчинский сообщают, что во время обеда в гостиничном трактире они видели молодого человека, который напоминает повадками ревизора. Это их предположение основано, однако, на странных и вздорных догадках – более всего на перепуге.

Отсюда понятно также, что Бобчинский и Добчинский необычайно подхватчивы ко всем местным слухам и сплетням, все их досконально знают. Сбор таких сплетней – их главное жизненное занятие.

Ничего, ничего-с, без всякого-с помешательства, только сверх носа небольшая нашлепка! Я забегу к [лекарю] Христиану Ивановичу: у него-с есть пластырь такой, так вот оно и пройдет.

Гоголь. Ревизор. Спектакль 1982 г. Серия 1

Приехав в дом городничего, Хлестаков, запьяневший после завтрака в богоугодных заведениях Земляники (см. его характеристику), разливается в хвастливых рассказах о том, каким важным сановником он служит в столице. Вместе со всеми прочими Бобчинский и Добчинский легко принимают эти выдумки за чистую монету и обмениваются почтительными замечаниями (действие 3 явление 7):

Бобчинский (Добчинскому). Вот это, Петр Иванович, человек-то! Вот оно, что значит человек! В жисть не был в присутствии столь важной персоны, чуть не умер со страху. Как вы думаете, Петр Иванович, кто он такой в рассуждении чина? Добчинский. Я думаю, чуть ли не генерал. Бобчинский. А я так думаю, что генерал-то ему и в подметки не станет! а когда генерал, то уж разве сам генералиссимус. Слышали: государственный-то совет как прижал? Пойдем расскажем поскорее Аммосу Федоровичу и Коробкину.

Судья… который только что был перед моим приходом, ездит только за зайцами, в присутственных местах держит собак и поведения, если признаться пред вами, – конечно, для пользы отечества я должен это сделать, хотя он мне родня и приятель, – поведения самого предосудительного. Здесь есть один помещик, Добчинский, которого вы изволили видеть; и как только этот Добчинский куда-нибудь выйдет из дому, то он там уж и сидит у жены его, я присягнуть готов… И нарочно посмотрите на детей: ни одно из них не похоже на Добчинского, но все, даже девочка маленькая, как вылитый судья…

Бобчинский. Такой суммы, ей-богу, нет. А нет ли у вас, Петр Иванович? Добчинский. При мне-с не имеется, потому что деньги мои, если изволите знать, положены в приказ общественного призрения. Хлестаков. Да, ну если тысячи нет, так рублей сто. Бобчинский (шаря в карманах). У вас, Петр Иванович, нет ста рублей? У меня всего сорок ассигнациями. Добчинский. (смотря в бумажник.) Двадцать пять рублей всего. Бобчинский. Да вы поищите-то получше, Петр Иванович! У вас там, я знаю, в кармане-то с правой стороны прореха, так в прореху-то, верно, как-нибудь запали. Добчинский. Нет, право, и в прорехе нет. Хлестаков. Ну, все равно. Я ведь только так. Хорошо, пусть будет шестьдесят пять рублей.

все это, как следует, я завершил потом законными-с узами супружества-с. Так я, изволите видеть, хочу, чтоб он теперь уже был совсем, то есть, законным моим сыном-с и назывался бы так, как я: Добчинский-с.

Бобчинский. Я прошу вас покорнейше, как поедете в Петербург, скажите всем там вельможам разным: сенаторам и адмиралам, что вот, ваше сиятельство, живет в таком-то городе Петр Иванович Бобчинский. Так и скажите: живет Петр Иванович Бобчинский. Хлестаков. Очень хорошо. Бобчинский. Да если этак и государю придется, то скажите и государю, что вот, мол, ваше императорское величество, в таком-то городе живет Петр Иванович Бобчинский. Хлестаков. Очень хорошо.

Добчинский. Марья Антоновна! (Подходит к ручке.) Честь имею поздравить. Вы будете в большом, большом счастии, в золотом платье и ходить и деликатные разные супы кушать; очень забавно будете проводить время. Бобчинский (перебивая). Марья Антоновна, имею честь поздравить! Да бог вам всякого богатства, червонцев и сынка-с этакого маленького, вон энтакого-с (показывает рукою), что можно было на ладонку посадить, да-с! Все будет мальчишка кричать: уа! уа! уа.

Чуть позже их голоса с поздравлениями чете Сквозник-Дмухановских звучат из общей толпы:

Голос Бобчинского. Сто лет и куль червонцев! Голос Добчинского. Продли бог на сорок сороков!

Все указывают на Бобчинского и Добчинского, которые слабо отнекиваются. Все хором клянут их в самых сильных выражениях:

Читайте также: