Россия и страны ближнего зарубежья снг одкб россия и страны дальнего зарубежья кратко

Обновлено: 05.07.2024

Страны ближнего зарубежья России образовались после распада Советского Союза в 1992 г. Всего их 14. К ним относятся те, которые были бывшими советскими социалистическими республиками. В последствии они стали независимыми государствами. Каждая из них отличается духовным, культурным, политическим направлениями. В экономическом плане они независимы от России, однако являются торговыми партнерами, наравне с европейскими странами. Стоит заметить, что до развала СССР такого термина, как "ближнее зарубежье", не существовало.

Ближнее Зарубежье: особенности понятия

Список стран

  • Литва – по площади самое большое государство Прибалтики (65,3 тыс. км 2 ). Столица – город Вильнюс. По типу правления – парламентская республика. Население - около 3 млн человек.
  • Латвия располагается в северной части Европы. Имеет общие границы с Литвой. Площадь государства – около 64,6 тыс. км 2 . Количество населения – чуть меньше 2 млн человек. Столица – город Рига.
  • Эстония – самое маленькое государство среди прибалтийских стран (площадь – более 45 тыс. км 2 ). Столица – город Таллин. Имеет границы с Россией, Латвией и Финляндией. Численность населения – около 1,3 млн человек.

Продолжение списка будет состоять из следующих государств, описание которых можно прочитать ниже в статье.

  • Азербайджан.
  • Украина.
  • Беларусь.
  • Казахстан.
  • Грузия.
  • Молдова располагается в ого-восточной части Европы. Имеет общие границы с Румынией и Украиной. Площадь государства – почти 34 тыс. км 2 . На этой территории проживает около 3,5 млн человек.
  • Армения – страна Закавказья. Столица – г. Ереван. Площадь – около 30 тыс. км 2 . Длительное время находилась в военном конфликте с Азербайджаном. Численность населения – около 3 млн человек.

Страны ближайшего зарубежья (список бывших республик Средней и Центральной Азии):

  • Узбекистан граничит с пятью государствами: с Киргизией, Туркменией, Афганистаном, Таджикистаном и Казахстаном. Занимает территорию, площадь которой чуть меньше 450 тыс. км 2 . Количество жителей – почти 32 млн человек.
  • Туркменистан – страна, которая имеет выход в Каспийское море. Столица – город Ашхабад. Площадь государства – около 490 тыс. км 2 , население более 5 млн человек.
  • Таджикистан находится в Центральной Азии. Занимает территорию в 142 тыс. км 2 . Постоянно проживает здесь более 8,5 млн человек. Столица – Душанбе.
  • Кыргызстан – страна, расположенная в Средней Азии. Имеет границы с КНР, Узбекистаном и Таджикистаном, Казахстаном. Столица – город Бишкек. Численность населения – около 6 млн человек, площадь – чуть меньше 200 тыс. км 2 .

Азербайджан

Среди стран ближнего зарубежья можно отметить Азербайджанскую Республику. Государство располагается в Восточном Закавказье и омывается водами Каспийского моря. Его территория составляет 86,6 тыс. км 2 , а население – более 9 млн человек. По этим двум параметрам Азербайджан является самым крупным Закавказским государством. Столица – город Баку.

В последние годы эта республика значительно повысила экономический уровень. Особенно это заметно, если сравнивать другие страны ближайшего зарубежья. Здесь больше всего развиты нефтяная и газовая сферы промышленности. С Российской Федерацией Азербайджан имеет не только сухопутную, но и морскую границу. В 1996 г. в соответствии с договором между этими странами был проведен маршрут Баку-Новороссийск для транспортировки нефти. А в 2006 г. в азербайджанской столице было открыто Торговое представительство России.

страны ближайшего зарубежья

Беларусь

страны ближнего зарубежья список стран

Грузия

Российская Федерация имеет дипломатические отношения и с такой страной ближнего зарубежья, как Грузия. Это государство расположено на Западном Закавказье и омывается водами Черного моря. С восточной и северной частей она граничит с Россией. Территория составляет около 70 тыс. км 2 , а население – более 3,7 млн человек. Столицей является город Тбилиси. Здесь наиболее развиты пищевая, легкая и металлургическая промышленности. После развала Союза в 1992 г. Россия с Грузией подписали Сочинский договор.

страны ближнего зарубежья россии

Казахстан

страны ближайшего зарубежья список

Украина

Из всех стран ближнего зарубежья ближе всего к России располагается Украина. Эти два государства имеют общие границы. Столица Украины – Киев. Территория составляет более 600 тыс. км 2 , а население – 42,5 тыс. жителей. Эта страна является индустриально-аграрной. Широко развиты тяжелая промышленность, металлообработка и машиностроение. С 2014 г. в восточной части государства проходят военные действия, которые привели не только к снижению количества населения, но и уровня экономики.

Вот и все страны ближнего зарубежья. Список стран в полном объеме с кратким описанием указан выше.

После распада СССР российской внешней политике пришлось осваивать совершенно новое для нее направление — так называемое ближнее зарубежье. Развитие отношений России с бывшими союзными республиками шло с одной стороны в рамках Содружества Независимых Государств, и с другой — по пути развития двусторонних отношений.

В отношениях со странами ближнего зарубежья Россия с самого начала столкнулась со многими проблемами, часть которых досталась ей в наследство от СССР (судьба долгов Советского Союза, вывод войск из Прибалтики, проблема контроля за советским адерным потёнциалом).

Важным аспектом деятельности Содружества стало определение судьбы ядерного оружия бывшего СССР. В июле 1992 г. девять государств СНГ (Армения, Белоруссия, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан, Украина, Молдавия и Туркмения) подтвердили, что поддерживают участие России в Договоре о нерас-гфостранении ядерного оружия в качестве его обладателя и заявили, что готовы присоединиться к Договору в качестве государств, не обладающих ядерным оружием. Таким образом, Россия стала полноправным правопреемником СССР по вопросу владения ядерным оружием. При этом речь шла о всем ядерном оружии бывшего СССР, включая и то, которое находшюсь на территориях Украины, Белоруссии и Казахстана. В мае 1993 г. в Лиссабоне был подписан протокол, в котором руковожители Казахстана, Украины и Белоруссии гарантировали ликвидацию ядерного оружия на своей территории. Россия, США, Казахстан и Белоруссия ратифицировали Договор, но Украина потребовала гарантий своей безопасности. В январе 1994 г. в Москве президенты США, России и Украины приняли трехстороннее заявление, в котором были даны соответствующие гарантии.

К 1994 г. российские войска были полностью выведены из стран Балтии, но в отношениях России с этими странами сохранялись другие, не менее острые проблемы. После распада СССР за пределами России не по своей воле проживали свыше 25 млн. россиян. Многие из них оказались в тяжелом положении. Большинством правительств стран ближнего зарубежья проводилась политика приоритетного развития так называемых титульных наций. Все это вызывало межэтническую напряженность и осложняло положение наших соотечественников. Они сталкивались с проявлениями бытового национализма, кадровой дискриминации, страдали от произвола административных, правоохранительных и судебных властей на местах. Их права зачастую ущемлялись при решении вопросов получения образования, медицинской помощи, трудоустройства, вероисповедания, пенсионного обеспечения, предпринимательской деятельности, оформления различного рода документов. Особенно сложным их положение было в Латвии, Эстонии, Казахстане и ряде среднеазиатских республик. Российское руководство в те годы так и не выработало четкого последовательного подхода к проблеме соотечественников за рубежом, что в итоге привело к усилению иммиграции. Несмотря на сложную экономическую обстановку в России в период с 1991 г. по 1998 г., по данным МИД РФ, из стран СНГ и Балтии в Россию возвратились около 3 млн. соотечественников.

Главными проблемами, осложнявшими российско-украинские отношения, стали проблемы Крыма, Черноморского флота и ряд политических факторов (ядерное оружие, отношение к НАТО). Из-за разногласий по Севастополю и Черноморскому флоту договор о дружбе и сотрудничестве России с Украиной был подписан и ратифицирован лишь в 1998 г.

Препятствовали стабильному развитию Содружества и осложняли взаимодействие России с государствами СНГ конфликты на этнической почве, вспыхнувшие в Молдове (1992 г.), Грузии (1992). Поиск инструментов их урегулирования привел к подписанию в марте 1992 г. Соглашения о группах военных наблюдателей и коллективных силах по поддержанию мира в СНГ. К 1993-1994 гг. фаза вооруженного противостояния в большинстве горячих точек постсоветского пространства завершилась.

Для части стран Содружества — его южного фланга, в середине 90-х годов реальным источником нестабильности и угроз стал режим талибов в Афганистане. В Таджикистане исламская оппозиция открыто апеллировала к помощи новых руководителей Афганистана. Через южные границы на территорию стран СНГ контрабандным путем ввозились крупные партии наркотиков. В сочетании с возрастанием внутренней нестабильности в Центральной Азии все это стимулировало государства СНГ на шаги по созданию эффективной системы безопасности. Выдвижение пограничных сил на таджикско-афганскую границу и сотрудничество России по охране внешних границ СНГ с Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном, Узбекистаном позволило сохранить контроль РФ над ситуацией на дальних подступах к собственным границам.

15 мая 1992 г. Арменией. Белоруссией, Казахстаном, Кыргызстаном, РФ, Таджикистаном, Узбекистаном был пописан Договор о коллективной безопасности (ДКБ). Позднее к нему присоединились Азербайджан и Грузия. В 1999 г. благодаря усилиям российской дипломатии договор был продлен на очередной срок, но при этом из него вышли три из девяти участников — Азербайджан, Грузия и Узбекистан. Разногласия между участниками договора и нехватка финансовых средств привели к тому, что общее военно-стратегическое пространство на основе ДКБ так и не было сформировано. Но договор облегчил заключение двусторонних соглашений России с участниками ДКБ и позволил урегулировать статус российских военных объектов на территории бывших союзных республик. Кроме того, положительную роль ДКБ сыграл в качестве юридической базы для создания Объединенной системы ПВО СНГ, соглашение о которой было подписано 10 февраля 1995 г.

В течение 1992-1994 гг. состав СНГ менялся. В октябре 1992 г. из Содружества вышел Азербайджан, но вновь вернулся в него в 1994, после прихода к власти Г. Алиева. В 1994 г. в Содружество вошла Грузия.

Во второй половине 90-х гг. наметились тенденции более тесной экономической интеграции России с рядом государств СНГ. 29 марта 1996 г. Россия, Белоруссия, Казахстан и Кыргызстан подписали Договор об углублении экономической интеграции и четырехстороннем таможенном союзе. Особые отношения сложились у России с Белоруссией. Практическими шагами на пути интеграции двух стран стал подписанный в апреле 1997 г. договор о Союзе России и Белоруссии и принятая в декабре 1998 г. Декларация о создании Союзного государства.

В своем развитии СНГ не оправдало ожиданий, в сущности слишком завышенных, и не превратилось в полноценную интеграционную структуру. Многие важные инициативы стран СНГ так и остались нереализованными. Разные экономические возможности, социально-политические системы, национальные интересы, недоверие и подозрительность к Москве служили серьезным препятствием на пути дальнейшего развития Содружества.

Россия должна была привыкать к новой роли бывших республик Советского Союза и к тому, что теперь ее взаимоотношения с соседями перестали быть только российской монополией, что они связаны с политикой и интересами многих других государств. Нередко Россия колебалась, переходя от невмешательства к попыткам восстановить влияние. В отношениях России с некоторыми странами было накоплено слишком много негативного и трудного опыта, который отрицательно влиял на развитие взаимоотношений. Россия как правопреемница и Советского Союза, и Российской империи, невольно была вынуждена нести ответственность за прошлые деформации, ошибки и даже преступления. Помимо стран дальнего зарубежья (Польши) это касалось в первую очередь стран Балтии.

С нашей точки зрения, к очевидным заслугам Б.Ельцина как политика и человека необходимо добавить своевременный, а для многих неожиданный уход с политической сцены, а также оптимальный в тех условиях выбор в качестве преемника такого политика, который, с одной стороны, обеспечил преемственность, а с другой, как показывает практика почти четырех лет президентства В. В. Путина, стал действительно гарантом стабильности в обществе и политиком, не только энергично взявшимся за реформы, по тем или иным причинам не состоявшимся при Ельцине, но и положившим начало исправлению многочисленных ошибок, допущенных при его предшественнике как законодательной, так и исполнительной властью.

Читайте также: