Возрождение и гуманизм в западной европе кратко

Обновлено: 30.06.2024

Возрождение (Ренессанс) считается эпохой переходной от Средневековья к Новому времени. Отличительными чертами культуры Ренессанса являлись: светский (нерелигиозный) характер, гуманизм, обращение к античному культурному наследию.

Культура Возрождения возникла и эпоху, когда в условиях возросшей деловой активности на первый план выдвигалась человеческая личность, обязанная своими успехами и положением не знатности предков, а уму, знаниям, усилиям. Человека уже не устраивали многие сословно-феодальные порядки, церковно-аскетическая мораль, традиции.

Центром мироздания был объявлен не Бог, а человек как часть природы, как наиболее совершенное ее творение. Переживания человека, его внутренний мир, его земная жизнь становятся главными темами литературы и искусства. Стал формироваться идеал гармоничный, свободной, всесторонне развитой творческой личности.

Великие гуманисты.

Еще одним величайшим писателем-гуманистом был Уильям Шекспир, великий английский драматург. Главным принципом его произведений являлась правда чувств.

Культура эпохи Возрождения отличается чрезвычайным богатством и многообразием содержания. Творцы культуры того времени — ученые, художники, писатели — были разносторонними людьми. Неслучайно их называют титанами, как древнегреческих божеств, олицетворявших могучие силы природы.

Итальянец Леонардо да Винчи прославился как живописец, автор величайших произведений. Портрет Моны Лизы (Джоконды) воплотил представление людей эпохи Ренессанса о высокой ценности человеческой личности. В области механики Леонардо сделан первые попытки определять коэффициенты трения и скольжения. Ему принадлежат многочисленные проекты ткацких станков, печатных машин и т.д. Новаторскими были конструкции летательных аппаратов, проект парашюта. Он занимался астрономией, оптикой, биологией, ботаникой. Анатомические рисунки Леонардо являются изображениями, позволяющими судить об общих закономерностях строения организма.

Испанский художник Эль Греко воспринял традиции византийского искусства. Его картины выделяются глубокой психологической характеристикой персонажей. Другой испанский живописи, Диего Веласкес, в своих работах изображал правдивые сцены из народного быта, выдержанные в темном колорите и отличающиеся жесткостью письма. Религиозным картинам художника свойственны народность и реализм типов.

Крупнейшим представителем германского Возрождения является художник Альбрехт Дюрер. Он искал новые средства выразительности, отвечающие требованиям гуманистического мировоззрения. Дюрер занимался также архитектурой, математикой и механикой.

Известным нидерландским живописцем, рисовальщиком и гравером является Питер Брейгель Старший. В его творчестве с наибольшей полнотой отразились жизнь и настроение народных масс. В своих гравюрах и рисунках сатирического и бытового характера, в жанровых и религиозных картинах художник выступал против социальной несправедливости.

Позже в Нидерландах творил величайший художник Рембрандт Харменс ван Рейн, мастер портрета, картин на библейские и мифологические темы. Высочайшее мастерство позволило художнику создавать картины, на которых свет исходил как бы изнутри изображенных людей и предметов.


Принципы гуманизма

Во 2-ой половине XIV в. важной становится классическая литература — произведения Древних Греции и Рима. Писателей этих существовавших некогда государств, считали настоящими учителями людей, выделяя Вергилия. Известно, что гуманист Гермолай Варвара (1453- 1493 гг.) сказал, что кроме Христа и литературы иных господ для него не существует.

По убеждениям гуманистов, человека следует оценивать не по тому, сколько он имеет денег, не по тому, насколько он знатен и не по тому, что сделали его предки. Они считали, что индивидуума могут охарактеризовать исключительно собственные его достижения.

Философия Лоренцо Валло имела много общего с эпикурейством. Он отождествлял природу с Богом, не допуская, что она может являться источником зла; считал, что человек хочет удовольствий, так как того требует природа. Поэтому чувственные удовольствия Валло не считал безнравственными. По мнению индивидуалиста Лоренцо, интересы окружающих должно учитывать постольку, поскольку они касаются личных удовольствий.

Гуманисты оставались добрыми христианами — посещали церковь, соблюдали посты, однако не лишали себя простых радостей.

Творчество гуманистов

Писатели-гуманисты посвящали свои произведения не одним лишь святым, но и обычным гражданам, в жизнях которых случаются плохие и счастливые моменты. Поэты читали вирши не только о блаженстве на небесах, но и о любви к женщине и Родине, о верности долгу. Земная любовь для этих людей не являлась грешной, напротив, считали это высокое чувство Божьим даром.

Произведения гуманистов прославляли благородных людей, служивших людям и родине.

Художники-гуманисты продолжали посвящать работы главным образом религии, однако Христа, апостолов и святых могли писать с реальных личностей. Бог и святые изображались в одеждах современников гуманистов на фоне чудесных земных ландшафтов. Картины гуманистов прославляли еще и человеческую красоту, красоту природы, земные радости.

В эпоху Ренессанса живописцы и скульпторы изображали человеческое тело живо и достоверно. В то время началось применение перспективы при написании картин. Творения стали живее, реалистичнее.

По убеждению гуманистов, индивидуум мог достичь в жизни всего, если действительно того хочет. По их мнению, нельзя было всецело полагаться на Бога, нужно было и самому прилагать усилия. Бог помогает тому, кто сам себе помогает. Только человек сделает свою жизнь счастливой и наполнит ее красками, считали гуманисты.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ЛЕКЦИЯ № 34 § 33. Возрождение и гуманизм в Западной Европе.

Высокое Возрождение . Высокое Возрождение считается переходной эпохой от Средневековья к Новому времени.

Отличительными чертами культуры Возрождения являлись светский (нерелигиозный) характер культуры, гуманизм, обращение к античному культурному наследию.

Культура Высокого Возрождения возникла в то время, когда на первый план выдвинулась человеческая личность, во многом обязанная своими успехами и положением не знатности предков, а собственным знаниям и уму. Человека уже не устраивали многие сословно-феодальные порядки, церковно-аскетическая мораль, традиции.

Центром мироздания был объявлен не Бог, а человек как часть природы, как наиболее совершенное ее творение. Переживания человека, его внутренний мир, его земная жизнь становятся главными темами литературы и искусства. Стал формироваться идеал гармоничной, свободной, всесторонне развитой творческой личности.

Еще одним величайшим писателем-гуманистом был Уильям Шекс пир, великий английский драматург. Главным принципом его произведений стала правда чувств.

Итальянец Леонардо да Винчи в первую очередь прославился как живописец, автор величайших произведений. Портрет Моны Лизы (Джоконда) воплотил представление людей эпохи Ренессанса о высокой ценности человеческой личности. В области механики Леонардо сделал первые попытки определить коэффициент трения и скольжения. Ему принадлежат многочисленные проекты ткацких станков, печатных машин и т.д. Новаторскими были конструкции летательных аппаратов, проект парашюта. Он занимался астрономией, оптикой, биологией, ботаникой, анатомией.

Современник Леонардо да Винчи Микеланджело Буонарроти был скульптором, живописцем, архитектором и поэтом. Период его творческой зрелости открывает статуя Давида, установленная во Флоренции. Вершиной творчества Микеланджело как живописца явилась роспись свода Сикстинской капеллы в Ватикане, воплотившая его представления о жизни и ее противоречиях. Микеланджело руководил строительством собора Святого Петра в Риме — главного собора католического мира.

Испанский художник греческого происхождения Доминико Эль Греко воспринял традиции византийского искусства. Его картины выделяются глубокой психологической характеристикой персонажей. Другой испанский живописец, Диего Веласкес , в своих работах изображал правдивые сцены из народного быта, выдержанные в темном колорите и отличающиеся жесткостью письма.

Крупнейшим представителем германского Возрождения является художник Альбрехт Дюрер . Он искал новые средства выразительности, отвечающие требованиям гуманистического мировоззрения. Дюрер занимался также архитектурой, математикой и механикой.

Известный нидерландский живописец этой эпохи — Питер Брейгель Старший . В его творчестве с наибольшей полнотой отразились жизнь и настроение народных масс. В своих гравюрах и рисунках сатирического и бытового характера, в жанровых и религиозных картинах художник выступал против социальной несправедливости.

Позже в Нидерландах творил величайший художник Рембрандт Харменс ван Рейн , автор многих портретов, картин на библейские и мифологические темы. Высочайшее мастерство позволило ему создавать картины, на которых свет исходил как бы изнутри изображенных людей и предметов.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. В чем состоит суть мировоззрения, характерного для эпохи Воз­рождения?

2. Кратко охарактеризуйте крупнейших мыслителей эпохи Возрождения.

3. Имена, каких деятелей культуры в первую очередь вспоминают наши современники при упоминании об эпохе Возрождения?

Возрождение, или Ренессанс (фр. Renaissance, итал. Rinascimento) — эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи — XIV—XVI века.

Термин Возрождение встречается уже у итальянских гуманистов, например, у Джорджо Вазари. В современном значении термин был введён в обиход французским историком XIX века Жюлем Мишле.

Общая характеристика эпохи Возрождения

Новая культурная парадигма возникла вследствие кардинальных изменений общественных отношений в Европе.

Рост городов-республик привёл к росту влияния сословий, не участвовавших в феодальных отношениях: мастеровых и ремесленников, торговцев, банкиров. Всем им была чужда иерархическая система ценностей, созданная средневековой, во многом церковной культурой и её аскетичный, смиренный дух. Это привело к появлению гуманизма — общественно-философского движения, рассматривавшего человека, его личность, его свободу, его активную, созидающую деятельность как высшую ценность и критерий оценки общественных институтов.

В городах стали возникать светские центры науки и искусства, деятельность которых находилась вне контроля церкви. Новое мировоззрение обратилось к античности, видя в ней пример гуманистических, неаскетичных отношений. Изобретение в середине XV века книгопечатания сыграло огромную роль в распространении античного наследия и новых взглядов по всей Европе.

Возрождение возникло в Италии, где первые его признаки были заметны ещё в XIII и XIV веках (в деятельности семейства Пизано, Джотто, Орканьи и др.) , но где оно твёрдо установилось только с 20-х годов XV века. Во Франции, Германии и других странах это движение началось значительно позже. К концу XV века оно достигло своего наивысшего расцвета. В XVI веке назревает кризис идей Возрождения, следствием чего является возникновение маньеризма и барокко.

Искусство эпохи Возрождения.

При теоцентризме и аскетизме средневековой картины мира искусство в средние века служило прежде всего религии, передавая мир и человека в их отношении к Богу, в условных формах, было сосредоточено в пространстве храма. Ни видимый мир, ни человек не могли быть самоценными предметами искусства. В 13 в. в средневековой культуре наблюдаются новые тенденции (жизнерадостное учение Св. Франциска, творчество Данте, предтечи гуманизма) . На вторую половину 13 в. приходится начало переходной эпохи в развитии итальянского искусства – Проторенессанса (длилась до начала 15 в.) , подготовившей Ренессанс.

На почве, возделанной мастерами Проторенессанса, возникло Итальянское Возрождение, прошедшее в своей эволюции через несколько фаз (Раннее, Высокое, Позднее) .

Около 1500 в творчестве Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Джорджоне, Тициана итальянская живопись и скульптура достигли своей наивысшей точки, вступив в пору Высокого Возрождения. Созданные ими образы совершенно воплощали человеческое достоинство, силу, мудрость, красоту. В живописи была достигнута небывалая пластичность и пространственность. Архитектура достигла своей вершины в творчестве Д. Браманте, Рафаэля, Микеланджело.

Классический идеал Высокого Возрождения, связанный с гуманизмом 15 в. , быстро утратил свое значение, не отвечая новой исторической обстановке (потеря Италией своей независимости) и духовному климату (итальянский гуманизм стал более трезв, даже трагичен) . Творчество Микеланджело, Тициана обретает драматическую напряженность, трагизм, иногда доходящий до отчаянья, сложность формального выражения.

Высокое Возрождение.Возрождение (Ренессанс) считается эпо­хой переходной от Средневековья к Новому времени. Отличитель­ными чертами культуры Ренессанса являлись: светский (нерелиги­озный) характер, гуманизм, обращение к античному культурному на­следию.

Культура Возрождения возникла в эпоху, когда в условиях воз­росшей деловой активности на первый план выдвигалась челове­ческая личность, обязанная своими успехами и положением не знатности предков, а уму, знаниям, усилиям. Человека уже не устраивали многие сословно-феодальные порядки, церковно-ас-кетическая мораль, традиции.

Центром мироздания был объявлен не Бог, а человек как часть природы, как наиболее совершенное ее творение. Пере­живания человека, его внутренний мир, его земная жизнь ста­новятся главными темами литературы и искусства. Стал фор­мироваться идеал гармоничный, свободной, всесторонне развитой творческой личности.

Еще одним величайшим писателем-гуманистом был Уильям Шекспир, великий английский драматург. Главным принципом его произведений являлась правда чувств.

Писатель красочно описывает, как мечты Дон Кихота разбивают­ся о действительность.

Итальянец Леонардо да Винчи прославился как живописец, ав­тор величайших произведений. Портрет Моны Лизы (Джоконды) воплотил представление людей эпохи Ренессанса о высокой ценно­сти человеческой личности. В области механики Леонардо сделал первые попытки определять коэффициенты трения и скольжения. Ему принадлежат многочисленные проекты ткацких станков, пе­чатных машин и т.д. Новаторскими были конструкции летатель­ных аппаратов, проект парашюта. Он занимался астрономией, оптикой, биологией, ботаникой. Анатомические рисунки Леонардо являются изображениями, позволяющими судить об общих зако­номерностях строения организма.




Современник Леонардо да Винчи Микеланджело Буонарроти был скульптором, живописцем, архитектором и поэтом. Период творческой зрелости великого скульптора открывают статуя Да­вида и статуя Мадонны. Вершиной творчества Микеланджело как живописца явилась роспись свода Сикстинской капеллы в Риме, воплотившая его представления о жизни и ее противоречиях. Микеланджело руководил строительством собора Святого Петра в Риме.

Испанский художник Эль Греко воспринял традиции визан-1ИЙСКОГО искусства. Его картины выделяются глубокой психологи­ческой характеристикой персонажей. Другой испанский живопи­сец, Диего Веласкес, в своих работах изображал правдивые сцены из народного быта, выдержанные в темном колорите и отличаю­щиеся жесткостью письма. Религиозным картинам художника свой­ственны народность и реализм типов.

Крупнейшим представителем германского Возрождения явля­ется художник Альбрехт Дюрер. Он искал новые средства вырази­тельности, отвечающие требованиям гуманистического мировоз­зрения. Дюрер занимался также архитектурой, математикой и ме­ханикой.

Известным нидерландским живописцем, рисовальщиком и гравером является Питер Брейгель Старший. В его творчестве с наибольшей полнотой отразились жизнь и настроение народных масс. В своих гравюрах и рисунках сатирического и бытового ха­рактера, в жанровых и религиозных картинах художник выступал против социальной несправедливости.'

Позже в Нидерландах творил величайший художник Рембрандт Харменс вам Рейн, мастер портрета, картин на библейские и ми­фологические темы. Высочайшее мастерство позволило художни­ку создавать картины, на которых свет исходил как бы изнутри изображенных людей и предметов.

ТЕМА 7 СТРАНЫ ЕВРОПЫ И СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ В XVI—XVIII вв.

Высокое Возрождение.Возрождение (Ренессанс) считается эпо­хой переходной от Средневековья к Новому времени. Отличитель­ными чертами культуры Ренессанса являлись: светский (нерелиги­озный) характер, гуманизм, обращение к античному культурному на­следию.

Культура Возрождения возникла в эпоху, когда в условиях воз­росшей деловой активности на первый план выдвигалась челове­ческая личность, обязанная своими успехами и положением не знатности предков, а уму, знаниям, усилиям. Человека уже не устраивали многие сословно-феодальные порядки, церковно-ас-кетическая мораль, традиции.

Центром мироздания был объявлен не Бог, а человек как часть природы, как наиболее совершенное ее творение. Пере­живания человека, его внутренний мир, его земная жизнь ста­новятся главными темами литературы и искусства. Стал фор­мироваться идеал гармоничный, свободной, всесторонне развитой творческой личности.

Еще одним величайшим писателем-гуманистом был Уильям Шекспир, великий английский драматург. Главным принципом его произведений являлась правда чувств.

Писатель красочно описывает, как мечты Дон Кихота разбивают­ся о действительность.

Итальянец Леонардо да Винчи прославился как живописец, ав­тор величайших произведений. Портрет Моны Лизы (Джоконды) воплотил представление людей эпохи Ренессанса о высокой ценно­сти человеческой личности. В области механики Леонардо сделал первые попытки определять коэффициенты трения и скольжения. Ему принадлежат многочисленные проекты ткацких станков, пе­чатных машин и т.д. Новаторскими были конструкции летатель­ных аппаратов, проект парашюта. Он занимался астрономией, оптикой, биологией, ботаникой. Анатомические рисунки Леонардо являются изображениями, позволяющими судить об общих зако­номерностях строения организма.

Современник Леонардо да Винчи Микеланджело Буонарроти был скульптором, живописцем, архитектором и поэтом. Период творческой зрелости великого скульптора открывают статуя Да­вида и статуя Мадонны. Вершиной творчества Микеланджело как живописца явилась роспись свода Сикстинской капеллы в Риме, воплотившая его представления о жизни и ее противоречиях. Микеланджело руководил строительством собора Святого Петра в Риме.

Испанский художник Эль Греко воспринял традиции визан-1ИЙСКОГО искусства. Его картины выделяются глубокой психологи­ческой характеристикой персонажей. Другой испанский живопи­сец, Диего Веласкес, в своих работах изображал правдивые сцены из народного быта, выдержанные в темном колорите и отличаю­щиеся жесткостью письма. Религиозным картинам художника свой­ственны народность и реализм типов.

Крупнейшим представителем германского Возрождения явля­ется художник Альбрехт Дюрер. Он искал новые средства вырази­тельности, отвечающие требованиям гуманистического мировоз­зрения. Дюрер занимался также архитектурой, математикой и ме­ханикой.

Известным нидерландским живописцем, рисовальщиком и гравером является Питер Брейгель Старший. В его творчестве с наибольшей полнотой отразились жизнь и настроение народных масс. В своих гравюрах и рисунках сатирического и бытового ха­рактера, в жанровых и религиозных картинах художник выступал против социальной несправедливости.'

Позже в Нидерландах творил величайший художник Рембрандт Харменс вам Рейн, мастер портрета, картин на библейские и ми­фологические темы. Высочайшее мастерство позволило художни­ку создавать картины, на которых свет исходил как бы изнутри изображенных людей и предметов.

Читайте также: