Герменевтика 20 века кратко
Обновлено: 28.06.2024
В ходе современных дискуссий о путях развития культурной антропологии в XXI веке многие западные исследователи приходят к выводу, что развитие герменевтической антропологии в этот период будет приоритетным. Представители этого направления пришли к полному отказу от принципа евроцентризма, когда роль субъекта в культурологии отводится западным ученым, а неевропейские общества играют лишь роль объекта. Процессы глобализации в современном мире приводят к тому, что совокупность культур различных народов и стран все больше превращается в единую глобальную культурную систему.
В связи с этим, отмечает А.П. Садохин, «наиболее перспективное направление в культурной антропологии, которое не воспринимает другие культуры как объект изучения, а признает их равноправными участниками культурно-исторического процесса, отдает приоритет пониманию других укладов жизни, систем ценностей и образа мышления, а также уделяет мало внимания объяснению социально-культурных отношений «1.
1 Некоторые историки науки рассматривают появление интерпретативной антропологии как продолжение и дальнейшее развитие символической антропологии1. В то же время развитие этого направления культурной антропологии тесно связано с появлением герменевтики и понимающей социологии.
Следует подчеркнуть, что объектно-ориентированная антропология стремилась максимально исключить влияние субъективного фактора на результаты научных исследований. Такая антропология пытается построить свою теорию в соответствии с моделью и внешним видом естественных наук. В отличие от объективистской ориентации антропологии (инициируемой работой О. Конта и его позитивной философией), понимающая (интерпретирующая, герменевтическая) антропология ставит анализ субъективных представлений в центр культурных штудий. Важно отметить, что речь идет не только о субъективных восприятиях объекта исследования — представителя той или иной культуры, но и о субъективных восприятиях самого исследователя.
Герменевтика как направление в философии XX в.
Герменевтика — наука о понимании; она изучает процессы передачи информации в познании, межсубъектные, междисциплинарные и межвременные. Герменевтика возникла в 20 веке, ее основателем был Ганс Гадамер. Его предшественниками были Шлейермахер и Дильтеи. Герменевтика изучает процессы, составляющие понимание, и их стадии. Таким образом, герменевтика выявляет основное противоречие процесса понимания. Понимание всегда является как основой, так и результатом познания.
Основные идеи и принципы герменевтики как методологии социально-гуманитарного познания
Герменевтика не однородна. Обычно различают конкретное — правовое, богословское, историческое и т.д. — герменевтика, развивающая правила толкования текстов, относящихся к той или иной области знаний, и универсальная герменевтика, систематизирующая методологию толкования и понимания любых текстов, независимо от их дисциплинарной принадлежности. Представители герменевтической традиции Г. Гадамер и П. Рикер считали невозможным формализовать принципы интерпретации герменевтики. Тем не менее, техника интерпретации текста может быть представлена в обобщенном виде.
Рассмотрим основные принципы и процедуры исследования синергетического метода.
Основными процедурами герменевтического анализа являются понимание и интерпретация. Толкование (латинская интерпретация — интерпретация) — это процесс выявления значений, заложенных в тексте, как объекта исследования. Толкование — это довольно свободный творческий акт, и, как следствие, герменевтическая парадигма характеризуется терпимостью к множественным интерпретируемым результатам. В герменевтике существует две точки зрения на сущность процесса интерпретации: согласно первой, интерпретация — это реконструкция значений автора и их нахождение в исследуемом объекте; согласно второй, интерпретация — это построение собственного смысла в результате использования имманентной логики текста, который считается относительно самостоятельной реальностью по отношению к своему создателю. Интерпретация может быть объективирована — грамматическая, направленная на выявление значений с точки зрения конкретной традиции, и субъективирована — психологическая, направленная на понимание мыслительного процесса автора текста.
Формирование герменевтической философии. Философия Г. Гадамера
Традиция герменевтики утвердилась уже в средние века в интерпретации библейских текстов, помогая объяснять и интерпретировать тексты, и поддерживая перевод текстов из одной эпохи в другую.
Одним из основоположников философской герменевтики является немецкий философ Ганс Георг Гадамер. Вслед за Дильтеем и Хайдеггером, Гадамер придал герменевтике универсальный смысл, сделав проблему понимания самой сущности философии. С точки зрения герменевтики, объектом философских знаний является мир человека, который рассматривается как сфера человеческого общения. Именно в этой сфере происходит повседневная жизнь людей и создаются культурные и научные ценности[3].
Во-вторых, Гадамер рассматривает герменевтику не как способность реконструировать аутентичный (авторский) текст, а как возможность продолжения актуальной истории текста в том смысле, что каждый новый интерпретатор конструирует новый смысл и, действительно, новый текст.
Герменевтический подход
Быть способным, опираясь на свой собственный образ мышления, проникнуть в образ мышления автора, который хочет понять… понять автора лучше, чем он сам себя понимал. Ф. Шлейермахер
Герменевтика традиционно занимается интерпретацией смысла и способствует пониманию текста. Его главными пунктами были
- открытость толкования в принципе, которая никогда не может быть завершена.
- неразрывность понимания текста с самосознанием переводчика.
- герменевтика пыталась раскрыть внутренний смысл конкретных явлений интеллектуальной жизни и связать их с логикой развития и историческим контекстом культуры.
Читайте дополнительные лекции:
Образовательный сайт для студентов и школьников
© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института
Герменевтика - философское направление 20в., имеющее свои истоки в теории интерпретации религиозных текстов. Герменевтика является не только подходом к интерпретации текстов, но также определенный подход к интерпретации социальной реальности. А значит, герменевтика имеет отношение к социальной философии. В переводе с древнегреческого "герменевтика" означает искусство толкования. Герменевтика ставит задачу философии в истолковании социальной реальности и феноменов культуры. Современная научная герменевтика восходит к герменевтике сакральной, имеющей более чем двадцать пять веков развития. Шлейермахер определял герменевтику как "теорию искусства понимания".
Герменевтика как способ истолкования текстов возникает в Древней Греции. В Древней Греции герменевтика была искусством истолкования речей и текстов оракулов, исторических текстов, законов. Словом, все тексты, которые были неоднозначны подлежали истолкованию, чем занималась герменевтика.
В Средневековье герменевтика приобрела более конкретное значение и стала искусством интерпретации текстов священного писания. Священное писание воспринималось как слово и наставление "божье", следовательно, кто понял это слово, тот обладает истинной. В таком ракурсе герменевтика становится не просто техникой интерпретации текстов, но методом познания истины. В средневековье истолкованием текстов занимались священники, монахи и теологи, которые часто имели авторитет в религиозном мире. Толкование текстов "отцами церкви" считалось святой деятельностью, поскольку открывало истину Бога, а сами толкования часто возводились в ранг религиозных догматов. Это является отличительной чертой религиозной герменевтики - догматичность и авторитарность.
Преобразование религиозной герменевтики начинается в 16в. в эпоху Реформации и было связано с деятельностью Лютера, Кальвина, Меланхтона, Цвингли. В герменевтику превозносятся принципы гуманитарных филологических методов и специфические теологические принципы интерпретации текста Святого Писания. Однако немецкий философ Г. Эбелинг, оценивая усилия деятелей реформации по преобразованию религиозной герменевтики, заключает, что они "не давали себе отчет в расстоянии, отделявшем их от эпохи раннего христианства . и не осознавали философско-методологическую подоплеку толкования текста . Без дальнейшей выработки общих герменевтических принципов герменевтика реформаторов оставалась декларативной и некритической и потому открыта для всякого рода спекуляций и злоупотреблений…" 1 С.Р. Абрамов "Герменевтика: история и теория метода (Краткий очерк)" - Часть первая, М: Майкоп, 2001 г.
Шлейельмахер понимал герменевтику как универсальный метод для развития гуманитарного знания. Задача герменевтики, с точки зрения философа, заключалась в анализе движения и развития человеческого духа, который заключен в религиозных и классических текстах. История духовного писания и классических текстов для Шлейельмахера была историей человеческого духа. Тот, кто обладает искусством герменевтики, должен психологически вникнуть в текст, духовно слиться с автором и таким образом ему откроется истинная суть событий или идей, отображенных автором. При этом герменевтика, по Шлейельмахеру, позволяет не просто лучше понять мнение автора, но также приобщиться к духу истории, а значит, вникнуть в суть событий, не только через призму индивидуального мнения, но с точки зрения движения мирового духа. Эти идеи Шлейельмахера продолжал философ иисторик культуры Вильгельм Дильтей (1833-1911). Он полагал, что при интерпретации религиозных или исторических текстов возникает проблема интерсубъективности. Интерпретатор переносит свою психологическую реальность на психологическое восприятие какого-либо явления или события автора текста. Таким образом, происходит двойное искажение реальности. Значит, задачей герменевта является проникновение в духовную и социальную реальность описанных автором событий. Сам же герменевт должен сохранять индифферентное отношение к описанным событиям, чтобы не искажать личным восприятием описанные события или явления.
Новое понимание герменевтики возникает в 20в и связано с экзистенциалистским направлением в философии. Развитие герменевтики в этот период связано с именами философа и писателя М. Хайдеггера, итальянского историка Э. Бетти, немецкого философа Х. Гадамера. Герменевтика стала восприниматься наиболее широко, не только как способ интерпретации текстов и универсальный метод гуманитарных наук, но как способ толкования социальной реальности и человеческого бытия. Таким образом, сферой познания герменевтики становится не только различные тексты, но сама "ткань" социального бытия.
Современная научная герменевтика включает в себя два направления: филологическая и библейская герменевтика. Два важнейших понятия современной герменевтики - это понятия традиция и экзегеза. Экзегеза -это центральное понятие всей герменевтики, характеризующее ее основной метод: объяснение посредством толкования. Экзегеза - это совокупность традиционных методик и результатов толкования текста. Задача экзегезы - это разъяснить смысл текста так, как понимал его автор. Цель экзегезы не объяснение отдельных слов и реалий, но выявление сущности, конечного смысла, сокрытого словами, раскрытие идеи в исходной чистоте. Традиция - базисный процесс в любой культуре и духовных видах жизнедеятельности человека и общества, который затрагивает язык, обычаи, обряды, ритуалы, искусство, нравы, манеры, религиозные таинства и многое другое. Традиция влияет на информацию, заложенную в тексте. Следовательно, необходимо понимание традиции для интерпретации текста.
Основная проблема, которую пытается разрешить герменевтика, - это несовпадение между потенциальными смыслами, заложенном в тексте, с пониманием текста герменевтом. Ввиду творческой свободной субъективности толкователь текста привносит в текст некий новый смысл, ранее там не находившейся. С другой стороны существует и обратная тенденция - всякое понимание текста субъектом заведомо меньше совокупности всех смыслов, заложенных в текст, так как понимание всегда субъективно, оно не может быть полным и абсолютным. Следовательно, в тексте всегда остается тайный смысл, не раскрытый герменевтом.
В рамках герменевтики не создается какое-либо целостное онтологическое учение. В лучшем случае герменевтика вписывается в созданный онтологический каркас как в философии экзистенциализма или в философии жизни. Экзистенциалисты свели философскую проблематику к вопросам человеческого существования. Философия экзистенциализма идеалистична. Основообразующей онтологической категорией в рамках этой философии выступают идеалистические категории. Эти идеалистические категории дают человеку определенные знаки, намеки в социальной реальности, разгадав которые человек сможет выбрать правильный путь. Одной из задач герменевтики и считалось нахождение и истолкования этих знаков бытия.
В философии Хайдегера одной из главных онтологических категорий являлся язык. Язык создает социальное бытие, и предметом философии становится изучение бытия, а герменевтика методом изучения этого языка и социальной реальности.
Х.Гадамер издал фундаментальный труд по философии герменевтики "Истина и метод. основы философской герменевтики". Социальная реальность создается человеческим общением. В сфере человеческого общения протекает бытие людей и формируются этические, этические, научные и духовные ценности человеческого существования. Суть философии Гадамер свел к пониманию социальной реальности ее интерпретации. Гадамер на базе развития герменевтики внес вклад в теорию гносеологии и предложил новый подход к верификации положений. Проблема понимания, строго говоря, не является проблемой только философского знания. Такая же проблема стоит во многих гуманитарных научных дисциплинах. Многие писатели и историки указывали на трудности понимания представителей различных эпох.
Гадамер применил научный подход к исследованию проблемы понимания. Разрешить проблему понимания помогает герменевтика, которая понималась как способ интерпретации текстов. Под текстом Гадамер понимал не только печатный текст, но и любая информация, с которой встречается человек и подвергается толкованию. Само социальное бытие в таком случае также становится текстом. Гадамер выделил определенные принципы толкования текстов в рамках герменевтики.
- Гадамер ввел понятие герменевтического круга, который позволяет целостно воспринять информацию, подлежащую интерпретации. Без понимания целого невозможно интерпретировать отдельные части. Невозможно интерпретировать одно предложения, не видя целого теста - такое толкование будет неполным и ошибочным. Одно и тоже слово в разном контексте будет восприниматься совершенно по-разному. Следовательно, необходимо определить герменевтический круг, т.е. всю сферу интерпретации целиком, а затем только начинать толкование. Герменевтический круг включает не только текст, но и культурную, социальную, духовную и пр. обстановку, в которой был написан этот текст. Гадамер указывал на то, что никакое слово или предложение не может быть правильно истолковано без знания культурной и социальной среды.
- Второй принцип герменевтики это принцип " предпонимания ". Когда создается какая-либо теория, автор уже имеет какое-либо представление о реальности, через призму которого и будет написан текст. Для более глубокого понимания текстов важно понять, если это возможно, исходные убеждения и представления автора. Предпонимание с одной стороны усложняет работу толкования, но делает конечную интерпретацию более комплексной и глубокой.
- При интерпретации важное значение необходимо уделять языку. Язык здесь понимается ни как совокупность символов, но как национальный язык, который включает в себя особенности культуры и национального менталитета. Так, текст созданный в другой культурной традиции, усложняет задачу интерпретатора, поскольку необходимо глубинное знание культуры и истории страны для более глубокого осмысления текста. Так например, для нашего восприятия достаточно сложно понять японскую поэзию, которая в сравнении с нашей поэтической традицией кажется примитивной и нелепой. Гадамер считал, что проблема языка занимает такое место в философии 20в., как проблема сознания и самосознания в философии 19в. Гадамер дискредитировал единственный исток и начало мышления, которую постулировал еще Декарт тезисом "cogito egro sum". Это утверждение "я мыслю, значит, я существую" было положено в основу европейской традиции научно-философского мышления, а язык в этой традиции рассматривается как пассивное средство выражения мысли, содержание которой существует в неком идеальном мире. Гадамер понимал человека, как субъекта социальной реальности, который вписан в исторический и социальный контекст и который каждое мгновение сталкиваетс с проблемой истолкования социального бытия.
Современная философия включает в себя различные направления, начиная с линии американского прагматизма, который воспринимает философию как способ решения практических задач человеческого существования, заканчивая герменевтикой как способа толкования социальной реальности. Ни одно из описанных направлений современной философии не является в постиндустриальную эпоху доминирующим. Современная философия исходит из принципа плюрализма, а значит, каждое направление имеет своих последователей и право на существование.
На данном этапе развития общества трудно предсказать, по какому пути пойдет развитие философского знания. Однако наблюдается определенные тенденции. Во-первых, большинство современных философских направлений являются идеалистическими. Во-вторых, как было описано выше, сегодня наблюдается определенный возврат к религиозной философии и даже в свете стремительного развития науки отвергается вульгарный материализм. В-третьих, особое внимание современные философские школы уделяют этической проблематике. По нашему, мнению именно в сфере этики лежит дальнейший источник будущего развития философского знания. Идеологической основой капиталистического общества являются философские концепции созданные еще в эпоху раннего капиталистического развития. Это теории общественного договора и естественного права , в которых движущей силой человеческих поступков является эгоизм и стремление удовлетворения собственных интересов.
Такая философия породила культ "золотого тельца", который все еще воспевается в современном обществе. На смену "человека потребления", должен прийти "этический человек", который будет интересы общего блага ставить выше собственных эгоистических интересов, который будет ориентироваться на духовные, а не материальные ценности, для которого творческая самореализация станет выше материального обогащения. В этом русле лежит одно из возможных будущих направлений развития философии.
ГЕРМЕНЕВТИКА — направление в философии XX века, которое возникло на основе теории интерпретации литературных текстов; учение об истолковании какого-либо текста, установлении истинного его смысла и верного понимания его содержания .
В XX веке герменевтика становится самостоятельной частью методологической философии: - Мартин Хайдеггер предложил рассматривать герменевтику в экзистенцианализме не как способ познания, а как способ существования. - Ганса-Георги Гадамера герменевтика становится универсальной, объединяя теорию с практикой.
49. Позитивизм 20 века: этапы, представители, основные идеи
Позитиви́зм — философское учение и направление в методологии науки, определяющее единственным источником истинного, действительного знания эмпирические исследования и отрицающее познавательную ценность философского исследования. Позитивизм — основной тезис: все подлинное (позитивное) знание — совокупный результат специальных наук.
Основная цель позитивизма — получение объективного знания.
Позитивизм оказал влияние на методологию естественных и общественных наук (особенно второй половины XIX века).
Для Гадамера, как и для Хайдеггера, понимание есть форма первичной данности мира человеку. Оно не просто лежит в основе нашего отношения к тем или иным текстам, но в основе нашего отношения к миру. Процесс понимания текста неотделим от процесса самопонимания читающего. Но это ни в коей мере не означает, что в процессе интерпретации интерпретатор волен подвергать текст насилию, сообразуясь исключительно со своими собственными запросами. В ходе истолкования речь идет о понимании того предметного содержания (Sache), которое несет в себе текст и которое не зависит ни от наших интенций, ни от интенций автора.
Превращению герменевтики в философию противостоит привычный подход, согласно которому герменевтика была и остается теорией и методологией истолкования текстов. Такую методологию, опираясь на основополагающие тезисы Шлейермахера и Дильтея, разработал Э.Бетти, последователи которого энергично полемизируют с Гадамером, усматривая в его концепции апологию субъективизма.
Bладимир Малахов
Михайлов А.А. Современная философская герменевтика. Минск, 1984
Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1986
Гадамер Г.Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. М., 1988
Шпет Г.Г. Герменевтика и ее проблемы // Контекст. Литературно-теоретические исследования. М., 1989
Общая стилистика и филологическая герменевтика. Тверь, 1991
Кузнецов В.Г. Герменевтика и гуманитарное познание. М., 1991
Рикёр П. Конфликт интерпретаций: Очерки о герменевтике. М., 1995
Читайте также: