Герменевтика 20 века кратко

Обновлено: 28.06.2024

В ходе современных дискуссий о путях развития культурной антропологии в XXI веке многие западные исследователи приходят к выводу, что развитие герменевтической антропологии в этот период будет приоритетным. Представители этого направления пришли к полному отказу от принципа евроцентризма, когда роль субъекта в культурологии отводится западным ученым, а неевропейские общества играют лишь роль объекта. Процессы глобализации в современном мире приводят к тому, что совокупность культур различных народов и стран все больше превращается в единую глобальную культурную систему.

В связи с этим, отмечает А.П. Садохин, «наиболее перспективное направление в культурной антропологии, которое не воспринимает другие культуры как объект изучения, а признает их равноправными участниками культурно-исторического процесса, отдает приоритет пониманию других укладов жизни, систем ценностей и образа мышления, а также уделяет мало внимания объяснению социально-культурных отношений «1.

1 Некоторые историки науки рассматривают появление интерпретативной антропологии как продолжение и дальнейшее развитие символической антропологии1. В то же время развитие этого направления культурной антропологии тесно связано с появлением герменевтики и понимающей социологии.

Следует подчеркнуть, что объектно-ориентированная антропология стремилась максимально исключить влияние субъективного фактора на результаты научных исследований. Такая антропология пытается построить свою теорию в соответствии с моделью и внешним видом естественных наук. В отличие от объективистской ориентации антропологии (инициируемой работой О. Конта и его позитивной философией), понимающая (интерпретирующая, герменевтическая) антропология ставит анализ субъективных представлений в центр культурных штудий. Важно отметить, что речь идет не только о субъективных восприятиях объекта исследования — представителя той или иной культуры, но и о субъективных восприятиях самого исследователя.

Герменевтика и культурная коммуникация - Герменевтическая (интерпретативная) антропология

Герменевтика как направление в философии XX в.

Герменевтика — наука о понимании; она изучает процессы передачи информации в познании, межсубъектные, междисциплинарные и межвременные. Герменевтика возникла в 20 веке, ее основателем был Ганс Гадамер. Его предшественниками были Шлейермахер и Дильтеи. Герменевтика изучает процессы, составляющие понимание, и их стадии. Таким образом, герменевтика выявляет основное противоречие процесса понимания. Понимание всегда является как основой, так и результатом познания.

Основные идеи и принципы герменевтики как методологии социально-гуманитарного познания

Герменевтика не однородна. Обычно различают конкретное — правовое, богословское, историческое и т.д. — герменевтика, развивающая правила толкования текстов, относящихся к той или иной области знаний, и универсальная герменевтика, систематизирующая методологию толкования и понимания любых текстов, независимо от их дисциплинарной принадлежности. Представители герменевтической традиции Г. Гадамер и П. Рикер считали невозможным формализовать принципы интерпретации герменевтики. Тем не менее, техника интерпретации текста может быть представлена в обобщенном виде.

Рассмотрим основные принципы и процедуры исследования синергетического метода.

Основными процедурами герменевтического анализа являются понимание и интерпретация. Толкование (латинская интерпретация — интерпретация) — это процесс выявления значений, заложенных в тексте, как объекта исследования. Толкование — это довольно свободный творческий акт, и, как следствие, герменевтическая парадигма характеризуется терпимостью к множественным интерпретируемым результатам. В герменевтике существует две точки зрения на сущность процесса интерпретации: согласно первой, интерпретация — это реконструкция значений автора и их нахождение в исследуемом объекте; согласно второй, интерпретация — это построение собственного смысла в результате использования имманентной логики текста, который считается относительно самостоятельной реальностью по отношению к своему создателю. Интерпретация может быть объективирована — грамматическая, направленная на выявление значений с точки зрения конкретной традиции, и субъективирована — психологическая, направленная на понимание мыслительного процесса автора текста.

Формирование герменевтической философии. Философия Г. Гадамера

Традиция герменевтики утвердилась уже в средние века в интерпретации библейских текстов, помогая объяснять и интерпретировать тексты, и поддерживая перевод текстов из одной эпохи в другую.

Одним из основоположников философской герменевтики является немецкий философ Ганс Георг Гадамер. Вслед за Дильтеем и Хайдеггером, Гадамер придал герменевтике универсальный смысл, сделав проблему понимания самой сущности философии. С точки зрения герменевтики, объектом философских знаний является мир человека, который рассматривается как сфера человеческого общения. Именно в этой сфере происходит повседневная жизнь людей и создаются культурные и научные ценности[3].

Во-вторых, Гадамер рассматривает герменевтику не как способность реконструировать аутентичный (авторский) текст, а как возможность продолжения актуальной истории текста в том смысле, что каждый новый интерпретатор конструирует новый смысл и, действительно, новый текст.

Герменевтический подход

Быть способным, опираясь на свой собственный образ мышления, проникнуть в образ мышления автора, который хочет понять… понять автора лучше, чем он сам себя понимал. Ф. Шлейермахер

Герменевтика традиционно занимается интерпретацией смысла и способствует пониманию текста. Его главными пунктами были

  1. открытость толкования в принципе, которая никогда не может быть завершена.
  2. неразрывность понимания текста с самосознанием переводчика.
  3. герменевтика пыталась раскрыть внутренний смысл конкретных явлений интеллектуальной жизни и связать их с логикой развития и историческим контекстом культуры.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Герменевтика - философское направление 20в., имеющее свои истоки в теории интерпретации религиозных текстов. Герменевтика является не только подходом к интерпретации текстов, но также определенный подход к интерпретации социальной реальности. А значит, герменевтика имеет отношение к социальной философии. В переводе с древнегреческого "герменевтика" означает искусство толкования. Герменевтика ставит задачу философии в истолковании социальной реальности и феноменов культуры. Современная научная герменевтика восходит к герменевтике сакральной, имеющей более чем двадцать пять веков развития. Шлейермахер определял герменевтику как "теорию искусства понимания".

Герменевтика как способ истолкования текстов возникает в Древней Греции. В Древней Греции герменевтика была искусством истолкования речей и текстов оракулов, исторических текстов, законов. Словом, все тексты, которые были неоднозначны подлежали истолкованию, чем занималась герменевтика.

В Средневековье герменевтика приобрела более конкретное значение и стала искусством интерпретации текстов священного писания. Священное писание воспринималось как слово и наставление "божье", следовательно, кто понял это слово, тот обладает истинной. В таком ракурсе герменевтика становится не просто техникой интерпретации текстов, но методом познания истины. В средневековье истолкованием текстов занимались священники, монахи и теологи, которые часто имели авторитет в религиозном мире. Толкование текстов "отцами церкви" считалось святой деятельностью, поскольку открывало истину Бога, а сами толкования часто возводились в ранг религиозных догматов. Это является отличительной чертой религиозной герменевтики - догматичность и авторитарность.

Преобразование религиозной герменевтики начинается в 16в. в эпоху Реформации и было связано с деятельностью Лютера, Кальвина, Меланхтона, Цвингли. В герменевтику превозносятся принципы гуманитарных филологических методов и специфические теологические принципы интерпретации текста Святого Писания. Однако немецкий философ Г. Эбелинг, оценивая усилия деятелей реформации по преобразованию религиозной герменевтики, заключает, что они "не давали себе отчет в расстоянии, отделявшем их от эпохи раннего христианства . и не осознавали философско-методологическую подоплеку толкования текста . Без дальнейшей выработки общих герменевтических принципов герменевтика реформаторов оставалась декларативной и некритической и потому открыта для всякого рода спекуляций и злоупотреблений…" 1 С.Р. Абрамов "Герменевтика: история и теория метода (Краткий очерк)" - Часть первая, М: Майкоп, 2001 г.

Шлейельмахер понимал герменевтику как универсальный метод для развития гуманитарного знания. Задача герменевтики, с точки зрения философа, заключалась в анализе движения и развития человеческого духа, который заключен в религиозных и классических текстах. История духовного писания и классических текстов для Шлейельмахера была историей человеческого духа. Тот, кто обладает искусством герменевтики, должен психологически вникнуть в текст, духовно слиться с автором и таким образом ему откроется истинная суть событий или идей, отображенных автором. При этом герменевтика, по Шлейельмахеру, позволяет не просто лучше понять мнение автора, но также приобщиться к духу истории, а значит, вникнуть в суть событий, не только через призму индивидуального мнения, но с точки зрения движения мирового духа. Эти идеи Шлейельмахера продолжал философ иисторик культуры Вильгельм Дильтей (1833-1911). Он полагал, что при интерпретации религиозных или исторических текстов возникает проблема интерсубъективности. Интерпретатор переносит свою психологическую реальность на психологическое восприятие какого-либо явления или события автора текста. Таким образом, происходит двойное искажение реальности. Значит, задачей герменевта является проникновение в духовную и социальную реальность описанных автором событий. Сам же герменевт должен сохранять индифферентное отношение к описанным событиям, чтобы не искажать личным восприятием описанные события или явления.

Новое понимание герменевтики возникает в 20в и связано с экзистенциалистским направлением в философии. Развитие герменевтики в этот период связано с именами философа и писателя М. Хайдеггера, итальянского историка Э. Бетти, немецкого философа Х. Гадамера. Герменевтика стала восприниматься наиболее широко, не только как способ интерпретации текстов и универсальный метод гуманитарных наук, но как способ толкования социальной реальности и человеческого бытия. Таким образом, сферой познания герменевтики становится не только различные тексты, но сама "ткань" социального бытия.

Современная научная герменевтика включает в себя два направления: филологическая и библейская герменевтика. Два важнейших понятия современной герменевтики - это понятия традиция и экзегеза. Экзегеза -это центральное понятие всей герменевтики, характеризующее ее основной метод: объяснение посредством толкования. Экзегеза - это совокупность традиционных методик и результатов толкования текста. Задача экзегезы - это разъяснить смысл текста так, как понимал его автор. Цель экзегезы не объяснение отдельных слов и реалий, но выявление сущности, конечного смысла, сокрытого словами, раскрытие идеи в исходной чистоте. Традиция - базисный процесс в любой культуре и духовных видах жизнедеятельности человека и общества, который затрагивает язык, обычаи, обряды, ритуалы, искусство, нравы, манеры, религиозные таинства и многое другое. Традиция влияет на информацию, заложенную в тексте. Следовательно, необходимо понимание традиции для интерпретации текста.

Основная проблема, которую пытается разрешить герменевтика, - это несовпадение между потенциальными смыслами, заложенном в тексте, с пониманием текста герменевтом. Ввиду творческой свободной субъективности толкователь текста привносит в текст некий новый смысл, ранее там не находившейся. С другой стороны существует и обратная тенденция - всякое понимание текста субъектом заведомо меньше совокупности всех смыслов, заложенных в текст, так как понимание всегда субъективно, оно не может быть полным и абсолютным. Следовательно, в тексте всегда остается тайный смысл, не раскрытый герменевтом.

В рамках герменевтики не создается какое-либо целостное онтологическое учение. В лучшем случае герменевтика вписывается в созданный онтологический каркас как в философии экзистенциализма или в философии жизни. Экзистенциалисты свели философскую проблематику к вопросам человеческого существования. Философия экзистенциализма идеалистична. Основообразующей онтологической категорией в рамках этой философии выступают идеалистические категории. Эти идеалистические категории дают человеку определенные знаки, намеки в социальной реальности, разгадав которые человек сможет выбрать правильный путь. Одной из задач герменевтики и считалось нахождение и истолкования этих знаков бытия.

В философии Хайдегера одной из главных онтологических категорий являлся язык. Язык создает социальное бытие, и предметом философии становится изучение бытия, а герменевтика методом изучения этого языка и социальной реальности.

Х.Гадамер издал фундаментальный труд по философии герменевтики "Истина и метод. основы философской герменевтики". Социальная реальность создается человеческим общением. В сфере человеческого общения протекает бытие людей и формируются этические, этические, научные и духовные ценности человеческого существования. Суть философии Гадамер свел к пониманию социальной реальности ее интерпретации. Гадамер на базе развития герменевтики внес вклад в теорию гносеологии и предложил новый подход к верификации положений. Проблема понимания, строго говоря, не является проблемой только философского знания. Такая же проблема стоит во многих гуманитарных научных дисциплинах. Многие писатели и историки указывали на трудности понимания представителей различных эпох.

Гадамер применил научный подход к исследованию проблемы понимания. Разрешить проблему понимания помогает герменевтика, которая понималась как способ интерпретации текстов. Под текстом Гадамер понимал не только печатный текст, но и любая информация, с которой встречается человек и подвергается толкованию. Само социальное бытие в таком случае также становится текстом. Гадамер выделил определенные принципы толкования текстов в рамках герменевтики.

  • Гадамер ввел понятие герменевтического круга, который позволяет целостно воспринять информацию, подлежащую интерпретации. Без понимания целого невозможно интерпретировать отдельные части. Невозможно интерпретировать одно предложения, не видя целого теста - такое толкование будет неполным и ошибочным. Одно и тоже слово в разном контексте будет восприниматься совершенно по-разному. Следовательно, необходимо определить герменевтический круг, т.е. всю сферу интерпретации целиком, а затем только начинать толкование. Герменевтический круг включает не только текст, но и культурную, социальную, духовную и пр. обстановку, в которой был написан этот текст. Гадамер указывал на то, что никакое слово или предложение не может быть правильно истолковано без знания культурной и социальной среды.
  • Второй принцип герменевтики это принцип " предпонимания ". Когда создается какая-либо теория, автор уже имеет какое-либо представление о реальности, через призму которого и будет написан текст. Для более глубокого понимания текстов важно понять, если это возможно, исходные убеждения и представления автора. Предпонимание с одной стороны усложняет работу толкования, но делает конечную интерпретацию более комплексной и глубокой.
  • При интерпретации важное значение необходимо уделять языку. Язык здесь понимается ни как совокупность символов, но как национальный язык, который включает в себя особенности культуры и национального менталитета. Так, текст созданный в другой культурной традиции, усложняет задачу интерпретатора, поскольку необходимо глубинное знание культуры и истории страны для более глубокого осмысления текста. Так например, для нашего восприятия достаточно сложно понять японскую поэзию, которая в сравнении с нашей поэтической традицией кажется примитивной и нелепой. Гадамер считал, что проблема языка занимает такое место в философии 20в., как проблема сознания и самосознания в философии 19в. Гадамер дискредитировал единственный исток и начало мышления, которую постулировал еще Декарт тезисом "cogito egro sum". Это утверждение "я мыслю, значит, я существую" было положено в основу европейской традиции научно-философского мышления, а язык в этой традиции рассматривается как пассивное средство выражения мысли, содержание которой существует в неком идеальном мире. Гадамер понимал человека, как субъекта социальной реальности, который вписан в исторический и социальный контекст и который каждое мгновение сталкиваетс с проблемой истолкования социального бытия.

Современная философия включает в себя различные направления, начиная с линии американского прагматизма, который воспринимает философию как способ решения практических задач человеческого существования, заканчивая герменевтикой как способа толкования социальной реальности. Ни одно из описанных направлений современной философии не является в постиндустриальную эпоху доминирующим. Современная философия исходит из принципа плюрализма, а значит, каждое направление имеет своих последователей и право на существование.

На данном этапе развития общества трудно предсказать, по какому пути пойдет развитие философского знания. Однако наблюдается определенные тенденции. Во-первых, большинство современных философских направлений являются идеалистическими. Во-вторых, как было описано выше, сегодня наблюдается определенный возврат к религиозной философии и даже в свете стремительного развития науки отвергается вульгарный материализм. В-третьих, особое внимание современные философские школы уделяют этической проблематике. По нашему, мнению именно в сфере этики лежит дальнейший источник будущего развития философского знания. Идеологической основой капиталистического общества являются философские концепции созданные еще в эпоху раннего капиталистического развития. Это теории общественного договора и естественного права , в которых движущей силой человеческих поступков является эгоизм и стремление удовлетворения собственных интересов.

Такая философия породила культ "золотого тельца", который все еще воспевается в современном обществе. На смену "человека потребления", должен прийти "этический человек", который будет интересы общего блага ставить выше собственных эгоистических интересов, который будет ориентироваться на духовные, а не материальные ценности, для которого творческая самореализация станет выше материального обогащения. В этом русле лежит одно из возможных будущих направлений развития философии.

ГЕРМЕНЕВТИКА — направление в философии XX века, которое возникло на основе теории интерпретации литературных текстов; учение об истолковании какого-либо текста, установлении истинного его смысла и верного понимания его содержания .

В XX веке герменевтика становится самостоятельной частью методологической философии: - Мартин Хайдеггер предложил рассматривать герменевтику в экзистенцианализме не как способ познания, а как способ существования. - Ганса-Георги Гадамера герменевтика становится универсальной, объединяя теорию с практикой.

49. Позитивизм 20 века: этапы, представители, основные идеи

Позитиви́зм — философское учение и направление в методологии науки, определяющее единственным источником истинного, действительного знания эмпирические исследования и отрицающее познавательную ценность философского исследования. Позитивизм — основной тезис: все подлинное (позитивное) знание — совокупный результат специальных наук.

Основная цель позитивизма — получение объективного знания.

Позитивизм оказал влияние на методологию естественных и общественных наук (особенно второй половины XIX века).

Для Гадамера, как и для Хайдеггера, понимание есть форма первичной данности мира человеку. Оно не просто лежит в основе нашего отношения к тем или иным текстам, но в основе нашего отношения к миру. Процесс понимания текста неотделим от процесса самопонимания читающего. Но это ни в коей мере не означает, что в процессе интерпретации интерпретатор волен подвергать текст насилию, сообразуясь исключительно со своими собственными запросами. В ходе истолкования речь идет о понимании того предметного содержания (Sache), которое несет в себе текст и которое не зависит ни от наших интенций, ни от интенций автора.

Превращению герменевтики в философию противостоит привычный подход, согласно которому герменевтика была и остается теорией и методологией истолкования текстов. Такую методологию, опираясь на основополагающие тезисы Шлейермахера и Дильтея, разработал Э.Бетти, последователи которого энергично полемизируют с Гадамером, усматривая в его концепции апологию субъективизма.

Bладимир Малахов

Михайлов А.А. Современная философская герменевтика. Минск, 1984
Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1986
Гадамер Г.Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. М., 1988
Шпет Г.Г. Герменевтика и ее проблемы // Контекст. Литературно-теоретические исследования. М., 1989
Общая стилистика и филологическая герменевтика. Тверь, 1991
Кузнецов В.Г. Герменевтика и гуманитарное познание. М., 1991
Рикёр П. Конфликт интерпретаций: Очерки о герменевтике. М., 1995

Читайте также: