Россия и средневековые государства европы и азии кратко

Обновлено: 08.07.2024

Цивилизационная принадлежность Древней Руси является предметом споров. Многие считают, что Древняя Русь была ближе к западной европейской средневековой христианской цивилизации.

• Имена. Рюрик

Кем бы ни был первый правитель Русского государства, легендарный Рюрик, его потомки правили русским государством до 1598 г., когда умер Федор I Иванович, сын Ивана IV Грозного, прямой потомок Рюрика по мужской линии. Династия Рюриковичей была одной из самых долго правивших за всю мировую историю. Рюриковичи правили Россией 736 лет. (Для сравнения турецкие султаны, потомки Османа I, руководили своей страной с 1299 по 1918 г.) Многих династий хватало на несколько столетий и даже десятилетий. Пожалуй, только современные японские императоры могут гордиться своей непрерывной родословной, насчитывающей более 2500 лет.

• Инновации. Взаимоотношения государства и церкви

Многие европейские страны, включая Русь, сделали поистине судьбоносный выбор, приняв христианство. Принятие христианства Русью в 988 г. обеспечило установление брачно-династических связей с европейскими королевскими домами. Обширные международные связи имели Новгородская земля, Галицко-Волынское, Полоцкое, Рязанское и другие княжества. Русские князья были участниками многих международных коалиций, часто опирались на поддержку иноземной военной силы, предоставляли свои услуги. Большинство князей владело, кроме русского языка, греческим, немецким, польским, половецким и др. Разнообразные отношения, родственные союзы связывали Рюриковичей с соседями на востоке, особенно с половцами, однако письменных договоров с восточными соседями не заключалось.

Но христианство в западноевропейских странах и в древнерусских княжествах было разным. Владимир I принимал христианство в византийском варианте в 988 г. Уже в 1054 г. между западным и восточным христианством произошел окончательный разрыв, который сохраняется до настоящего времени[93].

Обращают на себя внимание некоторые похожие моменты в политическом развитии Европы и Руси. Древнерусское государство при Владимире I (980-1015) и Ярославе Мудром (1019–1054) представляло собой мощную раннефеодальную монархию, ни территориально, ни по ресурсам не уступавшую державе Карла Великого. Судьбы великих держав на западе и востоке Европы оказались схожими – они распались.

Русские первое жестокое поражение от монголов потерпели в 1223 г. на реке Калке, что впадает в Азовское море недалеко от устья Дона. В 1236 г. войска под командованием внука Чингисхана Батыя[96] разгромили государство волжских болгар. Зимой 1237–1238 гг. были разорены русские земли от Рязани почти до Новгорода (до него монголы не дошли 100 верст). В 1240–1242 гг. были разгромлены юго-западные и западные русские земли, включая Киев. Над русским народом нависла угроза тотального уничтожения. С 800 по 1237 г. вторжение кочевников на русские земли происходило в среднем раз в четыре года. В последующие два столетия набеги и опустошения совершались почти каждый год.

Некоторые современные авторы считают, что с установлением монголо-татарского ига, включением русских земель в состав государства Золотая Орда древняя русская цивилизация прекратила свое существование. В условиях подчинения иной культурно-исторической системе сформировался новый этнос, новое общество, новое государство – Московское, новая цивилизация, которая была ближе к Востоку, а не к Европе, как Киевская Русь. Отдельные авторы доходят до прямого обвинения Александра Невского в коллаборационизме, т. е. в пособничестве захватчикам. Указывают на то, что папа Иннокентий IV предлагал ему церковную унию с Западом, политическое сотрудничество в обмен на военную и экономическую (торговую) помощь.

• Имена. Александр Невский

Александр Невский (1220–1263 гг., правил с 1252-го) – сын Ярослава II Всеволодовича, князь Новгородский, с 1252 г. великий князь Владимирский и старший из русских князей по ханскому ярлыку. Разгромил шведов в Невской битве 15 июля 1240 г. и немцев в Ледовом побоище 5 апреля 1242 г. Успешно воевал с литовцами; не проиграл ни одного сражения. Отверг предложение Папы Римского о союзе против Орды. Выпросил помилование хана для восставших жителей русских городов, спас Отечество полной покорностью Орде, куда ездил 4 раза; считал невозможным противоборство с Ордой, но был уверен в будущем освобождении русских земель.


• Имена. Сергий Радонежский

Сергий Радонежский (около 1321–1391). В миру Варфоломей. Сын ростовского боярина Кирилла и его жены Марии. Родители разорились и перебрались из Ростовской земли в село Радонеж. После смерти родителей Варфоломей вместе с овдовевшим братом Стефаном срубил в лесу келью, принял монашеское имя Сергий и соорудил маленькую Троицкую церковь, положив начало будущей знаменитой Троице-Сергиевой лавре.

Пятьдесят лет Сергий Радонежский рубил кельи для новых монахов, носил воду, пек хлеб, кроил и шил одежду. Он жил для других, самоотверженно преодолевая все жизненные невзгоды. Сергий приобрел колоссальный моральный авторитет. Считалось, что он благословил Дмитрия Донского на Куликовскую битву и направил с князем иноков Пересвета и Ослябю, погибших в сражении.

• Инновации. Рецепция: проблема межцивилизационного взаимодействия

Московские князья в новых исторических условиях воссоздали служилое сословие, которое в большинстве стран мира вне решающей зависимости от внешнего фактора составляло главную социальную опору верховной власти. Западноевропейские рыцари, японские самураи и русские дворяне отличались по способу возникновения сословной группы, но функции были схожие: защищать правителей, управлять населением, составлять ядро вооруженных сил.

Способность к адекватной рецепции опыта других цивилизаций, народов, стран может служить важнейшей характеристикой творческого потенциала политиков, правящих элит на протяжении всей истории человечества. Для всей истории России это стержневая проблема.

• Имена. Иван III

Иван III (1440–1505, правил с 1462-го). Иван Васильевич родился в 1440 г. и был вторым сыном Василия II Васильевича и малоярославской княжны Марии Ярославны. Детство Ивана пришлось на время феодальной междоусобицы, в которой его отец сохранил трон, но был ослеплен и получил прозвище Темный. Иван с малолетства помогал отцу. Он был обвенчан с тверской княжной Марией Борисовной в политических целях, когда ему было 12, а ей 10 лет. Сын от этого брака умер, не дожив до 30 лет.

Из всех 75 российских монархов (за 862-1917 гг.), а также последующих руководителей государства Иван III Васильевич наибольшее число лет реально руководил, правил государством (1462–1505 гг., 43 года). Правда, Иван IV Грозный, внук Ивана III, формально правил 51 год (1533–1584). Но фактическим правителем государства Иван Васильевич являлся только с 17 лет, после венчания на царство (1547–1584, т. е. 37 лет). 43 года, как и Иван III, находился на троне Петр Великий (1682–1725), если считать с 10 лет, когда он был провозглашен царем. Реальным самодержавным правителем Петр I стал с 1696 г., когда умер его соправитель Иван V. Около 30 лет управляли государством Олег, Ярослав Мудрый, Василий I, Михаил Федорович Романов, Николай II, И. В. Сталин.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

10. Раздел наследства Византии между Западом, Востоком и Азией

§ 6. Византийская империя: между Европой и Азией

§ 6. Византийская империя: между Европой и Азией Византия – государство ромеевЯдро восточнохристианского мира составляла Восточная Римская империя, или Византия. Это название произошло от имени греческой колонии Византии, располагавшейся на том месте, где император

Ф. А. Степун Россия между Европой и Азией[105]

Ф. А. Степун Россия между Европой и Азией[105] «На рубеже двух столетий Россию, как отмечает Вячеслав Иванов, охватила страшная тревога. Владимир Соловьев остро ее почувствовал: Всюду невнятица, Сон уж не тот. Что-то готовится, Кто-то идет.[106] Под идущим Соловьев, как писал

3.9. Раздел наследства Византии между Западом, Востоком и Азией

4.1 Открытие морского пролива между Азией и Америкой в допетровской Руси (Дежнев).

4.1 Открытие морского пролива между Азией и Америкой в допетровской Руси (Дежнев). Решение вопроса о характере Азиатского континента экспедицией Беринга было первой крупной научной работой русского общества. Это было первое великое открытие, сделанное вошедшим в

12. Османский = Атаманский полумесяц со звездой — над Европой и Азией XIV–XVI веков

12. Османский = Атаманский полумесяц со звездой — над Европой и Азией XIV–XVI веков 12.1. Полумесяц со звездой — это старый символ Царь-Града Как сообщают сами историки, еще с раннего средневековья, то есть ЗАДОЛГО ДО ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИСЛАМА, «полумесяц стал ассоциироваться с

96. Последняя утопия Ленина: русская цивилизация между Западом и Азией. Наследство, наследники и эпигоны

96. Последняя утопия Ленина: русская цивилизация между Западом и Азией. Наследство, наследники и эпигоны — Что считать поражением — оборванную жизнь? Недовершенные замыслы и решения? Смерть лидера всегда таит опасность для других, встает проблема наследства и эпигонов.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ МЕЖДУ ЕВРОПОЙ И АЗИЕЙ

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ МЕЖДУ ЕВРОПОЙ И АЗИЕЙ Почти полтора века тому назад находившийся при одном из германских дворов в составе русской дипломатической миссии Ф. И. Тютчев вынужден был публично протестовать против антирусской кампании, поднятой в местной журналистике. В ответ

§ 6. Византийская империя: между Европой и Азией

§ 6. Византийская империя: между Европой и Азией Византия – государство ромеевЯдро восточнохристианского мира составляла Восточная Римская империя, или Византия. Это название произошло от имени греческой колонии Византии, располагавшейся на том месте, где император

Глава IX Электронная этнократия: Эстония между Финляндией и Восточной Европой

Глава IX Электронная этнократия: Эстония между Финляндией и Восточной Европой Мы те же финны, и жить будем так же, как они. Лозунг времен движения за независимость Эстонии Национальная идея современной Эстонии — отказ от статуса восточноевропейской страны и

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ МЕЖДУ ЕВРОПОЙ И АЗИЕЙ

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ МЕЖДУ ЕВРОПОЙ И АЗИЕЙ Почти полтора века тому назад находившийся при одном из германских дворов в составе русской дипломатической миссии Ф. И. Тютчев вынужден был публично протестовать против антирусской кампании, поднятой в местной журналистике. В ответ

Россия и средневековые государства Европы и Азии

После окончания монголо-татарского ига, особенно в XVI в., Московское государство попадает в сферу повышенных интересов многих европейских государств. И дело здесь не только в обширной территории – 2800 тыс. кв. км, к 1533 г. занимаемой Россией. Россия становится на путь всё более интенсивной внешней политики, постепенно втягивается в непростые международные отношения. Франция и Испания, самые могущественные державы того времени в Европе, с алчностью взирая на богатую экономически, но разделённую политически Италию, начинают своё проникновение на Аппенинский полуостров, тем самым положив начало полуторавековой борьбе, которая станет основной характеристикой международных отношений. Многочисленные королевства Италии и их колонии были вынуждены искать поддержки со стороны.

Специфика формирования единого Российского государства

Уровень эксплуатации крестьян в XIV–XV вв. был слабым. Основной формой эксплуатации являлся натуральный оброк: крестьяне за пользование землей обязывались платить необходимыми продуктами сельскохозяйственного производства. С конца XV–начала XVI в. натуральный оброк постепенно заменяется денежным. В виде отдельных повинностей существовала отработочная рента: крестьяне обязаны были, например, ловить рыбу, варить пиво, молотить рожь, прясть лен, косить траву. Если они принадлежали монастырю, то еще и работали на пашне, занимались ремонтом построек и т. д. Что касается наиболее тяжелой повинности крестьян – барщины, то она появляется на рубеже XV–XVI вв.

К концу XIII–началу XIV в. относится возникновение крестьянских переходов. Первоначально крестьяне переходили либо из одной общины (черной волости) в другую, либо из общины в вотчину, нуждавшуюся в рабочей силе, спорадически. В XIV в. крестьянские переходы в Московской и Новгородской землях становятся уже обычным явлением, а в XV в. – четкой системой, положенной в основу взаимоотношений крестьян с землевладельцами в рамках обычного права. Переход, как правило, был приурочен к одному дню. В центральных районах это был Юрьев день осенний (26 ноября). Крестьянин имел право уходить и приходить за неделю до и неделю после него. Это время было удобным с точки зрения земледельческого календаря: закончены осенние работы, но не начата еще подготовка к новому сезону. В 1497 г. эта норма вошла в общегосударственный Судебник. Обычно считается, что данное ограничение является шагом на пути к закрепощению крестьян. Однако вряд ли это было так, ибо оно просто более упорядочивало отношения между землевладельцами и крестьянами, выгодно было оно и государству, заинтересованному в развитии налоговой системы.

Наряду с зависимыми крестьянами к частновладельческим хозяйствам принадлежали рабы-холопы. Холопы, получавшие от господина небольшой надел земли в собственность, назывались страдниками (страда – сельскохозяйственные работы). Основной их обязанностью была обработка господской пашни. Их положение в определенной степени приближалось к частновладельческим крестьянам. Другой формой холопства было кабальное. Кабальными холопами назывались люди, не имеющие средств к существованию и вынужденные в силу этого идти в служилую кабалу, т. е. брать у холоповладельца ссуду с обязательством служить за это. Кабально-зависимые холопы могли освободиться лишь после смерти хозяина. Рабство по-прежнему занимало большое место в хозяйстве знати.

В отличие от вотчины, поместья запрещалось продавать и дарить (и, следовательно, устранялась угроза превращения этих земель в церковные), а впоследствии и наследовать (со второй половины XVI в.). Вместе с тем помещики оказывались в зависимости от государства. Их обязанностью стала военная служба. Необходимо отметить и то, что развитие поместной системы привело к сокращению черных земель в центральных районах страны, но не на Севере, который оставался по-прежнему черносошным.

С середины XIV в. в городской жизни намечается подъем. На рубеже XV–начале XVI в. происходит резкое увеличение количества городов. Если, по подсчетам А. М. Сахарова, в XIV–XV вв. в Северо-Восточной Руси их было 73, то в начале XVI в. с присоединением ряда территорий количество их достигает 140 (по А. А. Зимину), а в середине XVI в. – уже 160. Города этого периода, в отличие от древнерусских, являлись уже не только административными центрами, но и средоточием торговой и ремесленной жизни.

В XIV–XV вв. продолжалось развитие ремесла. Главными центрами ремесленного производства выступали города, но ремесленники жили также в селах и вотчинах. Можно говорить и об определенной специализации: во многих городах существовали слободы, населенные ремесленниками одной специальности (например, Гончарная, Кузнечная, Бронная в Москве). В конце XV в. в Москве создается Пушечный двор. Организация ремесленников в городах имела черты корпоративного (цехового) устройства.

Несмотря на расширение во второй половине XV–начале XVI в. хозяйственных связей между различными регионами, их нельзя преувеличивать. Широкая внутренняя торговля еще только налаживалась. В большей степени развивалась внешняя торговля. Водными и сухопутными путями велась торговля с Востоком, куда поступали льняные и шерстяные ткани, меха, оружие, ремесленные изделия. В обмен привозились шелковые и хлопчатобумажные ткани, драгоценные камни, пряности. Несмотря на частые войны, Русь имела постоянные торговые связи с западными странами. Туда ввозили в основном сырье (воск, меха, пенька, лес), а вывозили благородные металлы, селитру, суконные ткани, вино, оружие.

Формирование сословной системы организации общества

Другое ведомство – казначея – ведало не только великокняжеской казной, но и играло также роль главной дворцовой канцелярии и архива и даже руководило внешней политикой. Именно из Казны в середине XVI в. выделяется ряд новых приказов.

Другим источником зарождавшейся приказной системы была Боярская дума. Для решения тех или иных вопросов при ней создавались особые комиссии, важнейшие из которых трансформируются в дальнейшем в приказы. Так были образованы, к примеру, Разрядный и Разбойный приказы.

Другой сферой приложения Судебника 1497 г. были социальные отношения, касавшиеся поземельной собственности и зависимого населения. Впервые в русском законодательстве упоминалось о такой форме крупного землевладения, как поместное, которое вместе с черными землями ставится в привилегированное положение по сравнению с боярскими и монастырскими вотчинами. Так, иск о вотчинной земле можно было предъявлять до трех лет, государственной (помещичьей и черной) – в течение шести. Допускался земельный иск и черных крестьян к помещику, что зафиксировало охрану черных земель от захвата частными землевладельцами.

На рубеже XV–XVI вв. в городах создается институт городовых приказчиков. Несмотря на то, что это были представители администрации великого князя, назначались они обычно из числа местного дворянства (детей боярских). Городовые приказчики ведали непосредственно городскими крепостями, т. е. являлись как бы военными комендантами. Однако постепенно они начинают заниматься и другими вопросами, связанными с военно-административным управлением: строительством дорог, мостов, обеспечением военных перевозок и хранением оружия. Одной из главнейших их обязанностей стало проведение уездной мобилизации сельского и городского ополчений. В их руках сосредоточивались и финансовые дела.

Отношения государства и Русской православной церкви

Усилившись экономически, став крупным землевладельцем, церковь стала претендовать на принятие самостоятельных и независимых решений. Светская власть в лице великих князей вынуждена была искать зачастую компромиссные пути. Противостояние церковной и княжеской власти в конце XV–XVI в. подчеркнуло относительную слабость Московского государства. И это несмотря на то, что церковь в этот период не была монолитной ни идейно, ни организационно.

В середине XV в. решалась и другая задача – независимости русской церкви от константинопольского патриарха, которому она подчинялась со времен христианизации Руси. Вместе с тем, не прекращалась угроза проникновения в русские земли католичества. В 1439 г. на Вселенском соборе во Флоренции была заключена уния (союз) между православной и католической церквами под главенством папы римского. В работе Флорентийского собора активно участвовал митрополит Руси, ставленник константинопольского патриарха – Исидор.

Однако по возвращении в 1441 г. на Русь за поддержку унии Василием II он был арестован, но бежал в Рим. Лишь через семь лет собор русских епископов избрал нового митрополита – присланного не из Константинополя, а рязанского епископа Иону, поддержанного Василием Васильевичем. В 1453 г., после падения под ударами турок-османов Константинополя, право выбора русского митрополита окончательно перешло к русскому епископату.

Против еретичества повела решительную борьбу церковь. Высшие церковные иерархи: новгородский архиепископ Геннадий и игумен крупнейшего монастыря Иосиф Волоцкий призывали применить против них силу. В 1490 г. ересь была осуждена церковным собором в Москве. Тем не менее она проникла даже в великокняжеский дворец, и одно время еретикам покровительствовал Иван III. Но в 1502 г. он окончательно порвал с ними. Тогда новый церковный собор в 1504 г. осудил еретиков на смерть. Однако в последующее время под влиянием ереси жидовствующих находились так называемые русские вольнодумцы: Матвей Башкин и один из его соратников Феодосий Косой.

Между нестяжателями и осифлянами развернулась борьба, продолжавшаяся до середины XVI в. Преследуя свои интересы, великокняжеская власть первоначально поддерживала нестяжателей. В 1503 г. на церковном соборе по инициативе Ивана III был поставлен вопрос об отказе церкви от землевладения. Однако церкви удалось отстоять свое имущество, а нестяжатели потерпели поражение. Но несмотря на это, в первые годы своего правления Василий III все еще поддерживал их. Вскоре выяснилось, что при относительно слабой великокняжеской власти ориентация на сильную церковь более предпочтительна. Шаг навстречу сделал и глава осифлян митрополит Даниил: он способствовал разводу великого князя с бесплодной Соломонией Сабуровой с тем, чтобы разрешить брак с Еленой Глинской.

Борьба против нестяжателей приобретает более решительный характер. Пострадали крупнейшие деятели нестяжателей: большой боярин Берсень-Беклемишев (в 1525 г.), видный богослов Максим Грек (в 1525 и 1531 гг.), князь, постриженный Иваном III в монахи, – Вассиан Патрикеев. К середине XVI в. вновь возникает возможность повести наступление государства на церковные владения.

Реформы первой половины XVI в.

Ряд выступлений в это же время произошел в некоторых других городах – причиной был неурожай, повышение налогов и злоупотребления администрации. Однако выступления 1547 г. не нарушили объективного хода событий последних десятилетий. Они лишь подчеркнули необходимость дальнейших преобразований.

Финансовые дела находились в компетенции Большого прихода и Четвертей (Четей). С присоединением Казанского и Астраханского ханств создается приказ Казанского дворца. Окончательное завершение формирования приказной системы приходится на XVII в.

Черные волости, даже становясь частновладельческими землями, сохраняли структуру мирского управления. Земская реформа наряду с черносошными землями затронула и города, где то же (из зажиточного посадского населения) выбирались земские старосты. Губные и земские старосты в отличие от кормленщиков – пришлых людей – действовали в интересах и на пользу своих уездов, городов и общин. Справедливости ради необходимо отметить, что полностью местные реформы были осуществлены лишь на Севере.

Считается, что губная и земская реформы являются шагом на пути централизации. При этом, однако, не учитывается тот факт, что власти на местах становились выборными, а, следовательно, на местах развивалось самоуправление. Институты самоуправления XVI в. представляются, таким образом, продолжением демократических вечевых традиций Древней Руси в новых условиях формирования единого государства. Традиции эти оказались действенными и потом – в Смутное время.

Вместе с тем, на Соборе были проведены важные преобразования во внутренней жизни церкви. Утверждался созданный ранее пантеон общерусских святых, унифицировался ряд церковных обрядов. Были приняты также меры по повышению нравственности духовного сословия.

К осени 1559 г. прекращается реформаторская деятельность. В 1560 г. происходит развязка. Сильвестр был направлен в ссылку: вначале в Кирилло-Белозерский монастырь, затем в Соловецкий. Адашев был послан в действующую в Ливонии армию, но вскоре вместе с братом Даниилом арестован. Лишь смерть (в 1561 г.) спасла бывшего главу Избранной Рады от дальнейших преследований. Начинался второй период правления Ивана IV.

Иван IV Грозный. Опричнина

Церковные иерархи не поддерживали опричную политику. Митрополит Афанасий удалился в монастырь, а сменивший его Филипп Колычев выступил с обличениями опричнины. Он был низложен, заточен в монастырь, а по пути в Новгород опричного войска задушен. Однако факт низложения митрополитов и других церковнослужителей отнюдь не свидетельствовал об ослаблении позиций церкви в целом.

Еще с начала 50-х гг. царь Иван повел линию на физическое уничтожение последнего удельного князя на Руси – Владимира Андреевича Старицкого, который, как показали события 1553 г., связанные с болезнью Ивана, мог реально претендовать на царствование. После ряда опал и унижений Владимир Андреевич в октябре 1569 г. был отравлен.

В декабре 1569 г. войско опричников, лично возглавлявшееся Иваном Грозным, выступило в поход на Новгород, который якобы хотел ему изменить. Опричники громили города (Тверь, Торжок), села и деревни, убивали и грабили население. В самом Новгороде разгром длился шесть недель. Подозреваемых пытали и топили в Волхове. Город был разграблен. Имущество церквей, монастырей и купцов конфисковывалось. Избиение продолжалось и в новгородских пятинах. Затем Грозный двинулся к Пскову, и лишь суеверность царя позволила городу избежать погрома. После возвращения из Новгорода начинаются казни самих опричников, тех, которые стояли у ее истоков: на смену им приходят наиболее отличившиеся в погромах и казнях, среди них Малюта Скуратов и Василий Грязной. Опричный террор продолжался. На 1570 г. приходятся последние массовые казни в Москве.

Социально-экономический кризис Московского государства

Как же все-таки можно оценить опричнину? В определенной мере она явилась продолжением преобразований, начатых при Иване III. Их суть заключалась в формировании государственной системы, состоящей из самодержавной власти, опирающейся на земский строй. Вместе с тем, опричнина стала и личной драмой царя Ивана, в условиях правления Избранной Рады в некоторой степени отодвинутого от власти. Отсюда его борьба с аристократией (не только боярами, но и верхушкой дворян, церковью) и попытка опереться на земство (в том числе и на дворянство). В целом в таком противостоянии не было новизны, но оно отличалось остротой момента, что сказалось на судьбе исторического развития страны.

Кроме этого, опричнина внесла свой негативный вклад в проигрыш Ливонской войны, во многом подорвав устойчивые в первый период правления Ивана IV властные связи единомышленников. Единство взглядов в 50-е гг. помогло выполнить главную внешнеполитическую задачу тех лет – овладение Волжским водным путём и тем самым обезопасить себя с Востока. Попытка же расширить балтийские берега вкупе с возвращением западнорусских земель успехом не увенчалась. Вложенные средства не принесли ни политических, ни экономических дивидендов.


В уроке анализируется влияние стран Азии и Европы на развитие Русского государства и основных различиях систем ценностей, характерных для этих государств.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Средневековая Русь среди других стран Европы и Азии"

Вы рассмотрели исторический путь Древней Руси. На её развитии сказывались географический, социальный, политический, национальный и религиозный факторы.

На средневековую историю Руси в значительной степени повлияло ее геополитическое положение. Двуглавый орел, размещенный на гербе, смотрел и на Запад, и на Восток. Поэтому на истории России всегда сказывалось противостояние двух подходов к её развитию – европейского и азиатского.


В ходе урока вы узнаете о влиянии стран Азии и Европы на развитие Русского государства и основных различиях систем ценностей, характерных для этих государств.

Азия. Жители Древней Руси сознавали своё отличие от азиатского кочевого народа, который вторгался на русские земли с целью захвата. Очевидным было культурное превосходство славян-земледельцев над степными жителями, не знавшими письменности и ремёсел. А после принятия христианства появилось ещё и ощущение религиозного превосходства.

Однако мировой исторический опыт показал, что высокая культура всегда идет рядом с разобщённостью народа, развитием индивидуализма. Варварам удавалось покорить великие цивилизации благодаря своему единству и напору. Победу над кочевниками мог принести только технический прогресс.


На протяжении нескольких веков Россия переживала постоянные набеги кочевников. Но из этого также была получена польза. Русские люди перенимали некоторые бытовые мелочи. Изучали сильные стороны организации их государства и войска.

Максимальной централизации власти требовало управление огромными территориями Золотой орды. Кочевники беспрекословно подчинялись хану.

На Руси были схожие проблемы, перед правителями также стояла проблема жёсткой централизации власти. Поэтому они многое могли перенять из системы управления Ордой.

Европейцы нередко сравнивали Россию с деспотиями Востока. Они описывали неограниченную власть правителей и абсолютное бесправие их подданных.

Однако на Руси людьми это воспринималось достаточно спокойно, так как они слабо представляли другой способ жизни.

Неограниченная власть правителя, его умение создать впечатляющий образ власти и гибкая дипломатия были востребованы в Древней Руси.

Европа. По многим позициям Древняя Русь отставала от Европы. Русское государство находилось на её восточной окраине. Здесь не приносило большого успеха занятие земледелием. Излишки, которые можно продать или обменять, были невелики.

К тому же Русь не имела особых природных богатств; находилась в стороне от торговых путей; не имела выхода к морю. А выживание в суровом климате требовало больших затрат силы.

Все эти факторы привели к формированию своеобразного жизненного уклада. На Руси сложился особый тип социума.

Для этого типа было характерно следующее:

личностно-патриархальный характер общественных отношений;

упрощение и удешевление механизмов управления;

слабая развитость корпоративных связей.

Необходимым было сильное государство, не требующее больших финансовых затрат на содержание. Строилось оно на абсолютной власти правителя, совмещавшего функции исполнительной, законодательной и судебной власти. Нередкими были случаи, когда князья занимались решением споров, которые возникали в провинции.


Воеводы занимались разрешением судебных вопросов, сбором налогов и администрированием. Зачастую их методы отличались жесткостью, характерной для военных людей.

Содержание армии и аппарата власти требовало увеличения налогов и повинностей. Основанием для этого становилось отсутствие частного владения землёй. Вся она находилась в собственности правителя государства, обладавшего правом распоряжаться землёй по своему усмотрению.

Оказать противостояние давлению государства могли только крестьянская и посадская общины. Установление административного контроля над ними было одной из главной задач власти.

Европейцы не вникали в принципы устройства русского государства. Они видели лишь противоположность собственным законам, принципам и традициям. Чужое для них было враждебным. Отсюда и настороженное отношение к России.

Россия также не доверяла Европе. Модернизация затрагивала только военную сферу, она не переносилась на традиционную для Руси систему ценностей.

Основой для развития самодержавия стал страх народа потерять независимость. Она стала главной ценностью, ради которой люди были готовы отказаться от личной свободы.

Однако такая жертва имела свои крайности. Люди периодически проявляли стремление к безграничной свободе, которое выражалось в мятежах и бунтах. Следствием этого становился хаос в государстве.

Традиционный авторитаризм сочетался на Руси с устоями крестьянской общины. Это приводило к формированию уникальной системы ценностей, противоположной западной. Дело в том, что в Европе эта система создавалась под влиянием Ренессанса, Реформации и Просвещения, которые на первое место ставили личность человека.

Но эти движения не коснулись средневековой Руси. Здесь система ценностей основывалась на вере, совести и коллективизме (или соборности). Именно поэтому культ разума и закона, свойственный Европе, не прижился на Руси.

Но следует помнить, что рассуждая о системах ценностей, сложившихся в ходе исторического развития, не стоит их противопоставлять или превозносить какую-либо. Ведь каждый народ похож на ветвь, находящуюся на большом древе жизни. И как ветвь растёт по-своему, так и народ проходит свой собственный путь.

Давайте подведём итоги.

Правители Руси имели возможность перенять систему управления армией и государством у Золотой орды.

На Руси сложился особый тип социума, основанный на различных внешних и внутренних факторах.

Читайте также: