Дом или перевернутый мир бурдье кратко
Обновлено: 30.06.2024
Говоря о Бурдье, социологи прежде повторяют два его новых термина — поле и хабитус. Это — отчасти ирония судьбы: Бурдье критиковал раннего Хайдеггера за придумывание неологизмов, которые создали особый философский язык, что повысило символический капитал его автора и позволило ему занять господствующие позиции в поле европейской философии.136 Не то же ли самое сделал и сам Бурдье? Ответить на этот вопрос позволит обзор того, как появились основные термины Бурдье, особенно в его ранних трудах.
* Верхняя часть торцевой стены здания, ограниченная скатами крыши. — Прим. перев.
1 Все описания берберского дома, даже самые точные и методичные из них (Laoust, 1912, 12-15 и 1920, 50-50; Maunier, 1930, 120-177; Genevois, 1955), содержат, несмотря на всю их тщательность, систематические лакуны, которые необходимо заполнять в ходе непосредственного исследования.
3 За исключением этого случая, стены обозначаются двумя разными словами в зависимости от того, смотрят на них извне или изнутри. Стены с внешней стороны с помощью мастерка штукатурят мужчины, тогда как стены изнутри красят и украшают вручную женщины. Эта оппозиция между двумя точками зрения, как будет показано, имеет основополагающий характер.
План дома
означает как чердак, так и носилки. Понятно также, что невозможно предложить гостю, не оскорбив его, переночевать на чердаке, который так же противостоит стене ткацкого станка, как эта стена — стене могилы. Точно так же у стены ткацкого станка, лицом к двери, на свету, усаживают, вернее, выставляют напоказ невесту в день свадьбы, подобно тому как здесь же выставляют праздничные блюда. Если знать, что пуповину родившейся девочки закапывают под ткацким станком и что для того, чтобы сберечь невинность невесты, ее заставляют пройти от двери к стене ткацкого станка, становится понятна функция магической защиты, которая предписывается этому инструменту 5 . На деле, с точки зрения родственников-мужчин, вся жизнь девушки сводится к ряду последовательных позиций, которые она занимает относительно ткацкого станка, символа мужской защиты: до свадьбы она находится за ткацким станком, в его тени, под его защитой, как и под защитой отца и братьев; в день свадьбы она садится спиной к ткацкому станку, лицом к свету, а затем она усядется ткать за станок, спиной к стене света.
Низкая и темная часть противостоит так же высокой части, как женское — мужскому: помимо того, что в результате разделения труда между полами на женщину возложена забота о большей части предметов, принадлежащих темной части дома, связанных, в частности, с ношением
5 У арабов при исполнении магического ритуала закрытия замка, призванного сделать женщину неспособной к сексуальным отношениям, невесту заставляют пройти вдоль цепи, протянутой от ткацкого станка, от внешнего — к внутреннему, т. е. от центра комнаты к стене, у которой работают ткачихи; тот же маневр, выполняемый в обратном направлении, открывает замок (Marçais, Guida, 395).
воды, дров для растопки, навоза, а также ухода за скотом, оппозиция между высокой и низкой частями воспроизводит во внутреннем пространстве дома оппозицию, которая установлена между внутренним и внешним, между женским пространством, домом и садом, и мужским пространством.
Оппозиция между частью, предназначенной для приемов, и частью для интимной жизни (которую можно обнаружить в шатре кочевников, разделенном тканью на две части, одну — открытую гостям, другую — предназначенную женщинам) находит свое отражение в следующем обряде предсказания: когда кот, это положительное животное, входит в дом, а к его спине прицепилось перо или кусочек белой шерстяной нитки, и кот направляется к очагу, это служит знаком прибытия гостей, которых будут угощать мясными блюдами; когда кот направляется в сторону хлева, это значит, что семья приобретет корову, если это происходит весной, или быка, если дело происходит в период пахоты. Когда же кот входит случайно, незваным, и его прогоняют, он оказывается носителем символики, в которой практически реализовано движение входа. Перо выступает эквивалентом шерсти, конечно же, потому, что оба эти материала белого цвета выступают носителями хорошего. Достаточно соединить оппозицию очага и хлева, которая структурирует целую последовательность [значений] между благородной частью, где жарят мясо, едят в праздники и принимают гостей, и нижней частью, предназначенной для скота, с оппозицией между двумя временами года: осенью, временем коллективного жертвоприношения, быка и пахоты, и весной, временем молока, чтобы получить быка и корову.
Низкая часть дома является местом наиболее интимных сторон частной жизни, т. е. всего того, что касается сексуальной жизни и зачатия. Эта темная часть, будучи почти пустой в течение дня, когда вся женская активность концентрируется вокруг очага, ночью наполняется людьми, а также животными, поскольку быки и коровы никогда не ночуют вне дома, в отличие от мулов и ослов. Наиболее населена, если можно так выразиться, она бывает в сырой период, когда мужчины ночуют дома, а быки и коровы получают корм в хлеву. Здесь самым очевидным образом устанавливается связь между плодовитостью мужчины и плодородием поля с темной частью дома, что демонстрирует прекрасный пример уравнивающей связи между плодородием и темнотой, полным (или набуханием) и влажным: если зерно, предназначенное для потребления, хранится в больших глиняных горшках у стены верха, по обе стороны очага, то зерно, предназначенное для посева, хранится в темной части дома, в овечьих мехах или в ларях, установленных у подножья стены темноты, иногда под супружеской кроватью, иногда в деревянных ларях, размещенных под скамьей у разделительной стены (Servier, 1962, 229, 253) 6 . Если помнить, что рождение — это всегда возрождение предка, то становится понятно, что темная часть может быть одновременно местом смерти и рождения, не вызывая никакого противоречия.
Вокруг несущей балки, символа мужской силы, располагается другой символ оплодотво-
7 Дуализм ритма, связанный с разделением на сухой и влажный периоды, проявляется также в домашнем хозяйстве: оппозиция низкой и высокой части дома замещается летом оппозицией между собственно домом, где спят женщины и дети и где хранятся запасы, и двором, куда выносят очаг и ручную мельницу, где едят и где отмечают праздники и отправляют церемонии.
Таким образом, оппозиция между домом женщин и собранием мужчин, между частной жизнью и жизнью публичной или, если угодно, между ярким светом дня и тайной ночи очень точно накладывается на оппозицию между низкой, темной и ночной частью дома и его высокой, благородной и ярко освещенной частью 8 . Иначе говоря, оппозиция, которая устанавливается между внешним миром и до-
8 Оппозиция между жилым домом и домом собраний (thajmaâth) ясно прочитывается в разнице планов двух построек: в то время как жилой дом открывается фасадной дверью, дом собраний предстает как длинный пассаж под крышей, полностью открытый до обоих щипцов, который можно пересечь из конца в конец.
мом, полностью обнаруживает свой смысл только в том случае, если принимать во внимание, что сам дом, как один из членов этой оппозиции, оказывается разделен по тем же основаниям, по которым он противопоставлен другому члену. Поэтому в равной мере верно и неверно говорить, что внешний мир противопоставляется дому, как мужское — женскому, день — ночи, огонь — воде и т. д., поскольку второй член этих оппозиций каждый раз делится на самое себя и на свою противоположность.
Дом, этот микрокосм, организованный в соответствии с теми же оппозициями, которые организуют универсум, находится последним в отношении гомологии. С другой точки зрения, мир дома, взятый в его целостности, оказывается с остальным миром в отношении оппозиции, основания которой совпадают с основаниями, организующими как внутреннее пространство дома, так и остальной мир и — шире — все сферы существования. Итак, оппозиция между миром женской жизни и миром мужского поселения [cite] основывается на тех же принципах, что и две системы оппозиций, которые она противопоставляет. Приложение к этим противостоящим областям principium divisionis, который задает само их противостояние, обеспечивает своего рода экономику и избыток согласованности, не вызывая в качестве ответной реакции никакого смешения между этими областями. Структура типа а/b : : b1,/b2, безусловно, самая простая и самая действенная из всех, которые только могут быть использованы ритуально-мифической системой, поскольку она не может противопоставлять, одновременно не объединяя, будучи способной интегрировать в одном порядке огромный объем данных, попросту применяя — путем бесконечного повтора — один и тот же принцип разделения. Каждая из двух частей дома (и одновременно каждый из предметов, в нем расположенных, и каждая работа, в них выполняемая) в определенной мере может быть квалифицирована на двух уровнях. Во-первых, в той мере, в какой эта часть принадлежит универсуму дома, она может быть квалифицирована как женская (ночная, темная и т. д.). Во-вторых, она может быть определена как мужская или
9 Кузнец — это мужчина, который, как женщина, проводит весь свой день внутри дома, у огня.
10 Очаг — это место некоторых ритуалов и объект запретов, который находится в оппозиции темной части. Например, запрещено дотрагиваться до золы ночью, плевать в очаг, лить в него воду или слезы (Maunier). Точно так же ритуалы, направленные на перемену погоды и основанные на инверсии, используют оппозицию между сухой и влажной частями дома: например, чтобы влажное перешло в сухое, ночью на порог дома выкладывают гребень для чесания шерсти (предмет, сделанный с помощью огня и имеющий отношение к тканью) и раскаленные уголья. И наоборот, чтобы сухое стало влажным, чесальные гребни, выложенные ночью на порог, обрызгивают водой.
том, чтобы снять сглаз, исцелить от болезни, вызвать хорошую погоду. Самому дому приписывается двойственное значение: если верно, что он противостоит публичному миру, как природа — культуре, то с другой точки зрения сам дом есть культура (недаром о шакале, этом воплощении дикой природы, говорят, что он не строит дом).
Дом и, шире, деревня, край в целом (laâmara или thamurth iâamaran), территория, населенная людьми, противостоит в некотором отношении пустынному, безлюдному полю, которое называют lakhla, пустое и бесплодное пространство; так, жители Таддер-эль-Джеддит верили, что семьям тех, кто строит за территорией деревни, грозит вымирание (Maunier, 1930). То же верование распространяется и на другие места, исключение делается лишь для сада, сушильни для фиников — т. е. мест, которые в каком-то смысле составляют часть деревни и ее плодородия. Но оппозиция не исключает гомологии между плодородием людей и плодородием полей, поскольку и те и другие являются продуктом союза мужского и женского начал, солнечного огня и земной влажности. Именно эту гомологию имеет в виду большинство мифов, посвященных людскому и земному плодородию, идет ли речь о приготовлении пищи, строго подчиненном оппозициям, которые организуют сельскохозяйственный год, и, тем самым, ритмам календаря сельскохозяйственных работ, или о ритуалах обновления камней очага (iniyen), которые отмечают переход от сухого сезона к влажному или начало года, и, шире, обо всех ритуалах, исполняемых внутри дома, уменьшенного образа космоса. Когда женщины вовлекаются в собственно сельскохозяйственные ритуалы, то в основе их ритуальных действий лежит гомология между сельскохозяйственным и человеческим плодородием, этой идеальной формой всякого плодородия. Можно до бесконечности перечислять ритуалы, производимые внутри дома, которые лишь внешне похожи на домашние ритуалы — в действительности они направлены на обеспечение плодородия поля и дома в их неразрывности. В самом деле, дом должен быть полон, что-
11 Наоборот, внесение в дом новых камней для очага в дни начинаний воплощает все благое и благополучное; предсказания, которые делают в этих обстоятельствах, касаются изобилия и плодородия: если под одним из камней обнаруживают белого червя — это к рождению ребенка, зеленая трава — к хорошему урожаю, муравьи — к увеличению стада, мокрица — к росту поголовья скота.
ным повредить плодовитости невесты и пребывающим на пороге, в этой точке встречи противоположных миров. Женщина никогда не должна садиться на пороге с ребенком на руках; маленький ребенок и молодая супруга, пребывая в пограничном состоянии, особенно уязвимы и потому не должны часто вставать на порог. Так, женщина, через которую в дом входит плодородие, в свою очередь способствует плодородию сельскохозяйственного мира: обращенная во внутренний мир, она воздействует также на мир внешний, обеспечивая наполненность изнутри, и, в качестве охранительницы порога, безвозмездно контролирует эти обмены — до конца понятные только в магической логике, — посредством которых каждая из частей универсума стремится получить от другой части лишь полноту, в свою очередь предлагая лишь пустоту 13 .
13 Над дверью подвешиваются разнообразные предметы, имеющие между собой то общее, что они воплощают двойную функцию порога, этого пропускного барьера, останавливающего пустоту и зло и пропускающего наполненность и добро.
14 Если родившуюся девочку заворачивают в нежный и мягкий шелковый платок, то мальчика пеленают сухими и жесткими жгутами, которыми связывают снопы.
Точно так же жнецы поворачиваются лицом к востоку, когда закалывают жертвенного быка. Можно до бесконечности перечислять действия, которые совершаются в соответствии с этим кардинальным направлением — это все значимые действия, направленные на обеспечение плодородия и процветания группы 16 .
Ростислав Кононенко запись закреплена
У Бурдье в Социологии Социального Пространства читаем с. 49-64.
Остальные файлы - небольшие, их читаем целиком.
К пониманию Утехина, можно посмотреть его лекцию об антропологии коммунальной квартиры.
И.В. Утехин, к.и.н., профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге. "О чем коммунальная квартира рассказала антропологу?"
Ну и за компанию к Петербургским антропологам, не забываем Баранова посмотреть! Опять же, видео смотреть не требую, но рекомендую!! Посмотрите Баранова и почитайте Бурдье "дом или перевернутый мир" - мне интересно Ваше сравнение:)
! Всегда начинайте выполнять домашнее задание с чтения предложенных текстов!
Разбившись на группы по 4-5 чел, провести микро-исследование, сделать презентацию.
1) прочитайте теоретические тексты (обязательные – обязательно, остальные по желанию);
2) попробуйте ответить – какую социальную и экономическую функцию выполняет это явление/вещь? Придумайте свой вопрос (например, почему беспилотные автомобили больше нравятся пассажирам, чем болтливые таксисты?), но помните об экономической социологии (выбор теоретической рамки за вами, но это должны быть концепции из текстов или упомянутые на лекции);
3) проведите исследование, используя первичные и вторичные данные, подготовьте презентацию (воспользуйтесь шаблоном в разделе «Материалы« ).
Литература к теме 2:
Критерии оценивания презентации (П2 и остальных):
ЗАДАНИЕ К ЛЕКЦИИ 3
ЗАДАНИЕ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ 3
Прочитайте тексты:
ПОСЛЕ ЗАНЯТИЯ: подготовьте отчет по игре (групповое задание)
Критерии оценивания отчета (О3):
ЗАДАНИЕ К ЛЕКЦИИ 4
Дополнительны материалы к лекции 3:
ЗАДАНИЕ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ 4
!!Не забудьте принести отчет по игре!!
ПОСЛЕ ЗАНЯТИЯ: напишите эссе (индивидуальное задание), дедлайн — две недели
Критерии оценивания эссе (Э4):
ЗАДАНИЕ К ЛЕКЦИИ 5
Дополнительны материалы к лекции 5:
ЗАДАНИЕ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ 5
ЗАДАНИЕ К ЛЕКЦИИ 6
ЗАДАНИЕ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ 6
ТЕМЫ НЕ ДОЛЖНЫ ПОВТОРЯТЬСЯ
!!Не забудьте принести эссе по антропологии!!
ЗАДАНИЕ К ЛЕКЦИИ 7
Дополнительны материалы к лекции 7:
ЗАДАНИЕ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ 7
- описать, как формировались рыночные институты в советском Владивостоке
- предположить, как на современные институты, функционирующие во Владивостоке (или вашем родном городе), влияют институты, сложившиеся в советское время.
Отмечайте факторы, которые затрудняют формирование выводов.
!ВНИМАНИЕ! Исследование про фарцовщиков и барахолки во Владивостоке может быть только в одной мини-группе (если будет больше, то мы разделим 8 баллов между всеми или поставим баллы только той, что будет первой)! Лучше, если вы вообще про это делать не будете.
Литература к теме 7:
ЗАДАНИЕ К ЛЕКЦИИ 8
Дополнительны материалы к лекции 8:
- Заостровцев А. 2014. О развитии и отсталости. Как экономисты объясняют историю? — Изд-во Европейского университета (С.1-72)
ЗАДАНИЕ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ 8
Прочитайте тексты:
Придумайте 1-2 исторических примера насилия (в понимании Норта, Уолисса и Вейнгаста)
Читайте также: