Дом или перевернутый мир бурдье кратко

Обновлено: 30.06.2024

Говоря о Бурдье, социологи прежде повторяют два его новых термина — поле и хабитус. Это — отчасти ирония судьбы: Бурдье критиковал раннего Хайдеггера за придумывание неологизмов, которые создали особый философский язык, что повысило символический капитал его автора и позволило ему занять господствующие позиции в поле европейской философии.136 Не то же ли самое сделал и сам Бурдье? Ответить на этот вопрос позволит обзор того, как появились основные термины Бурдье, особенно в его ранних трудах.

* Верхняя часть торцевой стены здания, ограниченная ската­ми крыши. — Прим. перев.

1 Все описания берберского дома, даже самые точные и мето­дичные из них (Laoust, 1912, 12-15 и 1920, 50-50; Maunier, 1930, 120-177; Genevois, 1955), содержат, несмотря на всю их тщательность, систематические лакуны, которые необходимо заполнять в ходе непосредственного исследования.

3 За исключением этого случая, стены обозначаются двумя разными словами в зависимости от того, смотрят на них извне или изнутри. Стены с внешней стороны с помощью мастерка штукату­рят мужчины, тогда как стены изнутри красят и украшают вручную женщины. Эта оппозиция между двумя точками зрения, как будет показано, имеет основополагающий характер.

План дома

означает как чердак, так и носилки. Понятно также, что невозможно предложить гостю, не оскорбив его, переноче­вать на чердаке, который так же противостоит стене ткац­кого станка, как эта стена — стене могилы. Точно так же у стены ткацкого станка, лицом к двери, на свету, усажи­вают, вернее, выставляют напоказ невесту в день свадьбы, подобно тому как здесь же выставляют праздничные блю­да. Если знать, что пуповину родившейся девочки закапы­вают под ткацким станком и что для того, чтобы сберечь невинность невесты, ее заставляют пройти от двери к стене ткацкого станка, становится понятна функция магической защиты, которая предписывается этому инструменту 5 . На деле, с точки зрения родственников-мужчин, вся жизнь де­вушки сводится к ряду последовательных позиций, кото­рые она занимает относительно ткацкого станка, символа мужской защиты: до свадьбы она находится за ткацким стан­ком, в его тени, под его защитой, как и под защитой отца и братьев; в день свадьбы она садится спиной к ткацкому станку, лицом к свету, а затем она усядется ткать за ста­нок, спиной к стене света.

Низкая и темная часть противостоит так же высокой части, как женское — мужскому: поми­мо того, что в результате разделения труда меж­ду полами на женщину возложена забота о боль­шей части предметов, принадлежащих темной части дома, связанных, в частности, с ношением

5 У арабов при исполнении магического ритуала закрытия зам­ка, призванного сделать женщину неспособной к сексуальным отношениям, невесту заставляют пройти вдоль цепи, протянутой от ткацкого станка, от внешнего — к внутреннему, т. е. от центра комнаты к стене, у которой работают ткачихи; тот же маневр, вы­полняемый в обратном направлении, открывает замок (Marçais, Guida, 395).

воды, дров для растопки, навоза, а также ухода за скотом, оппозиция между высокой и низкой частями воспроизводит во внутреннем простран­стве дома оппозицию, которая установлена меж­ду внутренним и внешним, между женским прост­ранством, домом и садом, и мужским простран­ством.

Оппозиция между частью, предназначенной для при­емов, и частью для интимной жизни (которую можно обна­ружить в шатре кочевников, разделенном тканью на две части, одну — открытую гостям, другую — предназначен­ную женщинам) находит свое отражение в следующем об­ряде предсказания: когда кот, это положительное живот­ное, входит в дом, а к его спине прицепилось перо или кусо­чек белой шерстяной нитки, и кот направляется к очагу, это служит знаком прибытия гостей, которых будут уго­щать мясными блюдами; когда кот направляется в сторону хлева, это значит, что семья приобретет корову, если это происходит весной, или быка, если дело происходит в пе­риод пахоты. Когда же кот входит случайно, незваным, и его прогоняют, он оказывается носителем символики, в которой практически реализовано движение входа. Перо выступает эквивалентом шерсти, конечно же, потому, что оба эти материала белого цвета выступают носителями хорошего. Достаточно соединить оппозицию очага и хле­ва, которая структурирует целую последовательность [зна­чений] между благородной частью, где жарят мясо, едят в праздники и принимают гостей, и нижней частью, предназ­наченной для скота, с оппозицией между двумя временами года: осенью, временем коллективного жертвоприношения, быка и пахоты, и весной, временем молока, чтобы полу­чить быка и корову.

Низкая часть дома является местом наиболее интим­ных сторон частной жизни, т. е. всего того, что касается сексуальной жизни и зачатия. Эта темная часть, будучи почти пустой в течение дня, когда вся женская активность концентрируется вокруг очага, ночью наполняется людь­ми, а также животными, поскольку быки и коровы никогда не ночуют вне дома, в отличие от мулов и ослов. Наиболее населена, если можно так выразиться, она бывает в сырой период, когда мужчины ночуют дома, а быки и коровы по­лучают корм в хлеву. Здесь самым очевидным образом устанавливается связь между плодовитостью мужчины и плодородием поля с темной частью дома, что демонстриру­ет прекрасный пример уравнивающей связи между плодо­родием и темнотой, полным (или набуханием) и влажным: если зерно, предназначенное для потребления, хранится в больших глиняных горшках у стены верха, по обе стороны очага, то зерно, предназначенное для посева, хранится в темной части дома, в овечьих мехах или в ларях, установ­ленных у подножья стены темноты, иногда под супружес­кой кроватью, иногда в деревянных ларях, размещенных под скамьей у разделительной стены (Servier, 1962, 229, 253) 6 . Если помнить, что рождение — это всегда возрожде­ние предка, то становится понятно, что темная часть может быть одновременно местом смерти и рождения, не вызывая никакого противоречия.

Вокруг несущей балки, символа мужской силы, располагается другой символ оплодотво-

7 Дуализм ритма, связанный с разделением на сухой и влаж­ный периоды, проявляется также в домашнем хозяйстве: оппозиция низкой и высокой части дома замещается летом оппозицией между собственно домом, где спят женщины и дети и где хранятся запасы, и двором, куда выносят очаг и ручную мельницу, где едят и где отмечают праздники и отправляют церемонии.

Таким образом, оппозиция между домом женщин и со­бранием мужчин, между частной жизнью и жизнью публич­ной или, если угодно, между ярким светом дня и тайной ночи очень точно накладывается на оппозицию между низ­кой, темной и ночной частью дома и его высокой, благо­родной и ярко освещенной частью 8 . Иначе говоря, оппози­ция, которая устанавливается между внешним миром и до-

8 Оппозиция между жилым домом и домом собраний (thajmaâth) ясно прочитывается в разнице планов двух построек: в то время как жилой дом открывается фасадной дверью, дом собраний пред­стает как длинный пассаж под крышей, полностью открытый до обоих щипцов, который можно пересечь из конца в конец.

мом, полностью обнаруживает свой смысл только в том случае, если принимать во внимание, что сам дом, как один из членов этой оппозиции, оказывается разделен по тем же основаниям, по которым он противопоставлен другому члену. Поэтому в равной мере верно и неверно говорить, что внешний мир противопоставляется дому, как муж­ское — женскому, день — ночи, огонь — воде и т. д., по­скольку второй член этих оппозиций каждый раз делится на самое себя и на свою противоположность.

Дом, этот микрокосм, организованный в соответствии с теми же оппозициями, которые организуют универсум, находится последним в отношении гомологии. С другой точки зрения, мир дома, взятый в его целостности, оказы­вается с остальным миром в отношении оппозиции, основа­ния которой совпадают с основаниями, организующими как внутреннее пространство дома, так и остальной мир и — шире — все сферы существования. Итак, оппозиция между миром женской жизни и миром мужского поселения [cite] основывается на тех же принципах, что и две системы оп­позиций, которые она противопоставляет. Приложение к этим противостоящим областям principium divisionis, кото­рый задает само их противостояние, обеспечивает своего рода экономику и избыток согласованности, не вызывая в качестве ответной реакции никакого смешения между эти­ми областями. Структура типа а/b : : b1,/b2, безусловно, са­мая простая и самая действенная из всех, которые только могут быть использованы ритуально-мифической системой, поскольку она не может противопоставлять, одновремен­но не объединяя, будучи способной интегрировать в одном порядке огромный объем данных, попросту применяя — путем бесконечного повтора — один и тот же принцип раз­деления. Каждая из двух частей дома (и одновременно каж­дый из предметов, в нем расположенных, и каждая работа, в них выполняемая) в определенной мере может быть ква­лифицирована на двух уровнях. Во-первых, в той мере, в какой эта часть принадлежит универсуму дома, она может быть квалифицирована как женская (ночная, темная и т. д.). Во-вторых, она может быть определена как мужская или

9 Кузнец — это мужчина, который, как женщина, проводит весь свой день внутри дома, у огня.

10 Очаг — это место некоторых ритуалов и объект запретов, который находится в оппозиции темной части. Например, запреще­но дотрагиваться до золы ночью, плевать в очаг, лить в него воду или слезы (Maunier). Точно так же ритуалы, направленные на пе­ремену погоды и основанные на инверсии, используют оппозицию между сухой и влажной частями дома: например, чтобы влажное перешло в сухое, ночью на порог дома выкладывают гребень для чесания шерсти (предмет, сделанный с помощью огня и имеющий отношение к тканью) и раскаленные уголья. И наоборот, чтобы сухое стало влажным, чесальные гребни, выложенные ночью на порог, обрызгивают водой.

том, чтобы снять сглаз, исцелить от болезни, вызвать хоро­шую погоду. Самому дому приписывается двойственное значение: если верно, что он противостоит публичному миру, как природа — культуре, то с другой точки зрения сам дом есть культура (недаром о шакале, этом воплощении дикой природы, говорят, что он не строит дом).

Дом и, шире, деревня, край в целом (laâmara или thamurth iâamaran), территория, населенная людьми, про­тивостоит в некотором отношении пустынному, безлюдно­му полю, которое называют lakhla, пустое и бесплодное пространство; так, жители Таддер-эль-Джеддит верили, что семьям тех, кто строит за территорией деревни, грозит вы­мирание (Maunier, 1930). То же верование распространя­ется и на другие места, исключение делается лишь для сада, сушильни для фиников — т. е. мест, которые в каком-то смысле составляют часть деревни и ее плодородия. Но оп­позиция не исключает гомологии между плодородием лю­дей и плодородием полей, поскольку и те и другие являют­ся продуктом союза мужского и женского начал, солнечно­го огня и земной влажности. Именно эту гомологию имеет в виду большинство мифов, посвященных людскому и зем­ному плодородию, идет ли речь о приготовлении пищи, стро­го подчиненном оппозициям, которые организуют сельско­хозяйственный год, и, тем самым, ритмам календаря сельскохозяйственных работ, или о ритуалах обновления камней очага (iniyen), которые отмечают переход от сухо­го сезона к влажному или начало года, и, шире, обо всех ритуалах, исполняемых внутри дома, уменьшенного обра­за космоса. Когда женщины вовлекаются в собственно сельскохозяйственные ритуалы, то в основе их ритуальных действий лежит гомология между сельскохозяйственным и человеческим плодородием, этой идеальной формой всяко­го плодородия. Можно до бесконечности перечислять ри­туалы, производимые внутри дома, которые лишь внешне похожи на домашние ритуалы — в действительности они направлены на обеспечение плодородия поля и дома в их неразрывности. В самом деле, дом должен быть полон, что-

11 Наоборот, внесение в дом новых камней для очага в дни начинаний воплощает все благое и благополучное; предсказания, которые делают в этих обстоятельствах, касаются изобилия и плодо­родия: если под одним из камней обнаруживают белого червя — это к рождению ребенка, зеленая трава — к хорошему урожаю, му­равьи — к увеличению стада, мокрица — к росту поголовья скота.

ным повредить плодовитости невесты и пребывающим на пороге, в этой точке встречи противоположных миров. Женщина никогда не должна садиться на пороге с ребен­ком на руках; маленький ребенок и молодая супруга, пре­бывая в пограничном состоянии, особенно уязвимы и пото­му не должны часто вставать на порог. Так, женщина, че­рез которую в дом входит плодородие, в свою очередь спо­собствует плодородию сельскохозяйственного мира: обра­щенная во внутренний мир, она воздействует также на мир внешний, обеспечивая наполненность изнутри, и, в каче­стве охранительницы порога, безвозмездно контролирует эти обмены — до конца понятные только в магической ло­гике, — посредством которых каждая из частей универсу­ма стремится получить от другой части лишь полноту, в свою очередь предлагая лишь пустоту 13 .

13 Над дверью подвешиваются разнообразные предметы, име­ющие между собой то общее, что они воплощают двойную функ­цию порога, этого пропускного барьера, останавливающего пусто­ту и зло и пропускающего наполненность и добро.

14 Если родившуюся девочку заворачивают в нежный и мягкий шелковый платок, то мальчика пеленают сухими и жесткими жгу­тами, которыми связывают снопы.

Точно так же жнецы поворачиваются лицом к востоку, ко­гда закалывают жертвенного быка. Можно до бесконеч­ности перечислять действия, которые совершаются в соот­ветствии с этим кардинальным направлением — это все значимые действия, направленные на обеспечение плодо­родия и процветания группы 16 .

В лабиринтах культуры 2020-2022

Ростислав Кононенко

Ростислав Кононенко запись закреплена

У Бурдье в Социологии Социального Пространства читаем с. 49-64.
Остальные файлы - небольшие, их читаем целиком.

К пониманию Утехина, можно посмотреть его лекцию об антропологии коммунальной квартиры.
И.В. Утехин, к.и.н., профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге. "О чем коммунальная квартира рассказала антропологу?"
Ну и за компанию к Петербургским антропологам, не забываем Баранова посмотреть! Опять же, видео смотреть не требую, но рекомендую!! Посмотрите Баранова и почитайте Бурдье "дом или перевернутый мир" - мне интересно Ваше сравнение:)

! Всегда начинайте выполнять домашнее задание с чтения предложенных текстов!

Разбившись на группы по 4-5 чел, провести микро-исследование, сделать презентацию.

1) прочитайте теоретические тексты (обязательные – обязательно, остальные по желанию);

2) попробуйте ответить – какую социальную и экономическую функцию выполняет это явление/вещь? Придумайте свой вопрос (например, почему беспилотные автомобили больше нравятся пассажирам, чем болтливые таксисты?), но помните об экономической социологии (выбор теоретической рамки за вами, но это должны быть концепции из текстов или упомянутые на лекции);

3) проведите исследование, используя первичные и вторичные данные, подготовьте презентацию (воспользуйтесь шаблоном в разделе «Материалы« ).

Литература к теме 2:
Критерии оценивания презентации (П2 и остальных):

таблица критерии

ЗАДАНИЕ К ЛЕКЦИИ 3

ЗАДАНИЕ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ 3

Прочитайте тексты:

ПОСЛЕ ЗАНЯТИЯ: подготовьте отчет по игре (групповое задание)

Критерии оценивания отчета (О3):

ЗАДАНИЕ К ЛЕКЦИИ 4

Дополнительны материалы к лекции 3:

ЗАДАНИЕ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ 4

!!Не забудьте принести отчет по игре!!

ПОСЛЕ ЗАНЯТИЯ: напишите эссе (индивидуальное задание), дедлайн — две недели

Критерии оценивания эссе (Э4):

таблица эссе

ЗАДАНИЕ К ЛЕКЦИИ 5

Дополнительны материалы к лекции 5:

ЗАДАНИЕ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ 5

ЗАДАНИЕ К ЛЕКЦИИ 6

ЗАДАНИЕ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ 6

ТЕМЫ НЕ ДОЛЖНЫ ПОВТОРЯТЬСЯ

!!Не забудьте принести эссе по антропологии!!

ЗАДАНИЕ К ЛЕКЦИИ 7

Дополнительны материалы к лекции 7:

ЗАДАНИЕ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ 7

  • описать, как формировались рыночные институты в советском Владивостоке
  • предположить, как на современные институты, функционирующие во Владивостоке (или вашем родном городе), влияют институты, сложившиеся в советское время.

Отмечайте факторы, которые затрудняют формирование выводов.

!ВНИМАНИЕ! Исследование про фарцовщиков и барахолки во Владивостоке может быть только в одной мини-группе (если будет больше, то мы разделим 8 баллов между всеми или поставим баллы только той, что будет первой)! Лучше, если вы вообще про это делать не будете.

Литература к теме 7:

ЗАДАНИЕ К ЛЕКЦИИ 8

Дополнительны материалы к лекции 8:
  • Заостровцев А. 2014. О развитии и отсталости. Как экономисты объясняют историю? — Изд-во Европейского университета (С.1-72)

ЗАДАНИЕ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ 8

Прочитайте тексты:

Придумайте 1-2 исторических примера насилия (в понимании Норта, Уолисса и Вейнгаста)

Читайте также: