Статья 22 местный референдум кратко

Обновлено: 02.07.2024

Местный референдум является одной из форм непосредственного местного самоуправления, которое выполняется населением — конкретно, решением вопросов местного значения, которое осуществляется голосованием граждан РФ, которые обладают правом на участие в таком мероприятии.

Такой референдум должен проходить исключительно на всей территории муниципального образования. Если действует военное/чрезвычайное положение, то такое мероприятие не проводится, а также не назначается на время их действия, а также в течение трех месяцев после их отмены.

Принципы/техника проведения местного референдума идентична используемым на выборах.

Местный референдум не относится к распространенным формам местного самоуправления, выполняемым непосредственно.

С 12.12.1993 года в Екатеринбурге не было зафиксировано ни одного такого референдума.

Основной причиной этого является то, что процедура проведения местных референдумов является слишком усложненной.

Вопросы, которые рассматриваются на местном референдуме

На таких референдумах могут рассматриваться исключительно вопросы, имеющие местное значение. В пределах этих границ вопросы, которые подлежат обязательному вынесению на местные референдумы, определяются конституцией (либо уставом), федеральными законами и законами субъектов государства, а также уставом муниципального образования.

Вопросы, которые выносятся на местный референдум, не должны ограничивать/отменять человеческие и гражданские права/свободы общепризнанного характера, а также конституционные гарантии их реализации. Также они не должны расходиться с законодательствами Российской Федерации и соответствующего ее субъекта. Вопросы должны иметь такую формулировку, которая исключает вероятность множественного толкования и неопределенность правовых последствий принятых решений.

Не могут выноситься на местный референдум следующие типы вопросов:

  • о досрочном прекращении/продлении срока полномочий органов местного самоуправления, о приостановке их полномочий, о проведении досрочных выборов или их отсрочке;
  • о персональном составе органов местного самоуправления;
  • об избрании депутатов/должностных лиц, их назначении на должность, утверждении или снятии с нее, включая дачу их согласия на это;
  • о принятии/изменении, исполнении/изменении финобязательств муниципального образования;
  • принятии чрезвычайных/срочных мер, направленных на обеспечение здоровья и безопасности граждан.

Прочие ограничения вопросов референдума не допускаются. При этом запрещается рассматривать в качестве таковых технические требования к оформлению вопроса.

Если объем текста рассматриваемого проекта муниципального правового акта свыше 200 слов, то формулировка вопроса должна содержать не более 50 слов описания, которое конкретно определяет содержание этого акта.

Принципы проведения местного референдума

Назначает местный референдум представительный орган муниципального образования (если его нет, либо его решение не принято, то эту функцию берет на себя суд). Этот орган имеет право отказа в назначении референдума, однако только в случае нарушений нормативных правовых актов (которые регулируют подготовку/ проведение референдума) в процессе выдвижения инициативы его проведения. Если такой референдум был назначен судом, то его организацией занимается избирательная комиссия муниципального образования, а проведением — исполнительный орган госвласти субъекта страны (допускаются иные органы, на которые суд возложил обеспечение его проведения).

Голосование на референдуме может проводиться только в воскресенье.

Предпраздничные и нерабочие праздничные дни, а также в день, который следует после нерабочего праздничного дня и воскресенье, которое объявлено рабочим днем, не допускаются для этой цели. Решение о назначении дня местного референдума должно быть официально опубликовано в СМИ (в срок не менее 45 дней до назначенного дня голосования).

Согласно законам субъектов государства, уставами муниципальных образований может назначаться срок, на протяжении которого нельзя проводить местный референдум по вопросу, имеющему такую же смысловую составляющую, как у недавно проведенного. Такой срок может длиться не более двух лет, начиная с дня, в который были официально опубликованы результаты референдума.

Статья 5 Закона Свердловской области №20-03 содержит в себе норму, имеющую отсылки к уставам муниципальных образований. Согласно ей, срок в 2 года можно устанавливать только относительно референдумов, проводимых в Свердловской области. Подобное вполне соответствует принципам, которые учитывают местные традиции и которые заложены в законодательстве местного самоуправления.

Установление прочих обстоятельств, которые могут исключить назначение/проведение местного референдума, не является допустимым. Согласно законодательству субъекта Российской Федерации, не позже, чем за 25 дней до установленного дня голосования на референдуме уполномоченный орган может перенести это голосование согласно уставу муниципального образования на более поздний срок, который, однако, не должен превышать 90 дней ради его совмещения с голосованием на выборах в государственные органы власти или органы местного самоуправления, а также с днем голосования на другом референдуме.

Инициаторами референдума могут выступать:

Проведение местного референдума не может быть инициировано представительным органом и главой муниципального образования раздельно друг от друга — важна именно их совместная инициатива. При этом стоит учитывать факт вероятности сомнения в правильности того, что инициатором референдума является представительный орган. В таких случаях продолжение процедуры оформления выдвижения инициативы проведения референдума не имеет смысла, ведь именно этот орган выносит решение о его назначении. И в таком случае возникает вопрос — сможет ли он отвергнуть свою собственную инициативу? Скорее всего — нет. Поэтому считается целесообразным исключение представительного органа из числа тех, кто может выдвигать инициативы проведения референдумов местного значения.

Чтобы инициатива проведения референдума была выдвинута гражданами, в ее поддержку формируется инициативная группа. Ее может организовать как отдельный гражданин, так и целая группа граждан РФ, которые имею право на участие в подобных мероприятиях. Количественный состав такой инициативной группы устанавливается законом того субъекта государства, в котором будет проводиться референдум.

Во всяком случае, граждане имеют право образовать подобную инициативную группу, состоящую не менее чем из 10 человек, которые обладают правом участия в местном референдуме. Чтобы назначить этот референдум, инициативная группа представляет в муниципальную избирательную комиссию подписи участников предполагаемого мероприятия в качестве поддержки инициативы его проведения.

Принципы действия решений, принятых на местном референдуме

Решение местного референдума можно отменить/изменить посредством принятия другого решения на референдуме, который проводится не ранее 2 лет с принятия прошлого решения или признания его недействительным в судебном порядке. Если на референдуме был принят нормативный правовой акт, то его можно изменить в том порядке, который прописан в этом правовом акте.

Если такового нет, то изменения вносятся в порядке, который предусматривается для внесения изменений в этот правовой акт. Подобные изменения должны вноситься не раньше, чем через 5 лет с момента принятия решения.

Отмена решения местного референдума в судебном порядке производится на следующих основаниях:

  • установленный порядок проведения референдума был нарушен, что повлекло невозможность изъявления действительной воли его участников;
  • закон субъекта страны или устав муниципального образования, на основании которых был проведен местный референдум, не соответствуют Конституции Российской Федерации, федеральным законам или законам ее субъекта, которые действовали в момент проведения референдума, что повлекло невозможность выявления действительной воли его участников;
  • решение референдума не соответствует Конституции страны, федеральным законам, а также законам субъекта государства.

Подобные нормы довольно трудны для исполнения, особенно касающиеся признания несоответствия нормативных актов Конституции, так как подобные полномочия имеет только КС РФ.

Если результаты проведенного местного референдума признаны недействительными, то комиссия, организовавшая голосование на нем, назначает повторное голосование.

Если для выполнения решения референдума необходимо издать нормативный правовой акт, то орган местного самоуправления/его должностное лицо (имеющее соответствующую компетенцию) должны в течение 15 дней с момента вступления решения в силу определить срок подготовки/принятия такого акта — такой срок не должен быть более 90 дней.

До 01.01.2025 установлен переходный период для приведения статусов и уставов муниципальных образований, а также законодательства в соответствие с изменениями, внесенными Федеральным законом от 01.05.2019 N 87-ФЗ.

Статья 22. Местный референдум

1. В целях решения непосредственно населением вопросов местного значения проводится местный референдум.

2. Местный референдум проводится на всей территории муниципального образования.

(в ред. Федерального закона от 23.06.2014 N 165-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Решение о назначении местного референдума принимается представительным органом муниципального образования:

1) по инициативе, выдвинутой гражданами Российской Федерации, имеющими право на участие в местном референдуме;

3) по инициативе представительного органа муниципального образования и главы местной администрации, выдвинутой ими совместно.

(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Инициатива проведения референдума, выдвинутая гражданами, избирательными объединениями, иными общественными объединениями, указанными в пункте 2 части 3 настоящей статьи, оформляется в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации.

Инициатива проведения референдума, выдвинутая совместно представительным органом муниципального образования и главой местной администрации, оформляется правовыми актами представительного органа муниципального образования и главы местной администрации.

5. Представительный орган муниципального образования обязан назначить местный референдум в течение 30 дней со дня поступления в представительный орган муниципального образования документов, на основании которых назначается местный референдум.

(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае, если местный референдум не назначен представительным органом муниципального образования в установленные сроки, референдум назначается судом на основании обращения граждан, избирательных объединений, главы муниципального образования, органов государственной власти субъекта Российской Федерации, избирательной комиссии субъекта Российской Федерации или прокурора. Назначенный судом местный референдум организуется избирательной комиссией муниципального образования, а обеспечение его проведения осуществляется исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или иным органом, на который судом возложено обеспечение проведения местного референдума.

(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. В местном референдуме имеют право участвовать граждане Российской Федерации, место жительства которых расположено в границах муниципального образования. Граждане Российской Федерации участвуют в местном референдуме на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании.

Итоги голосования и принятое на местном референдуме решение подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

7. Принятое на местном референдуме решение подлежит обязательному исполнению на территории муниципального образования и не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, их должностными лицами или органами местного самоуправления.

8. Органы местного самоуправления обеспечивают исполнение принятого на местном референдуме решения в соответствии с разграничением полномочий между ними, определенным уставом муниципального образования.

9. Решение о проведении местного референдума, а также принятое на местном референдуме решение может быть обжаловано в судебном порядке гражданами, органами местного самоуправления, прокурором, уполномоченными федеральным законом органами государственной власти.

10. Гарантии прав граждан на участие в местном референдуме, а также порядок подготовки и проведения местного референдума устанавливаются федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации.

1. В статье речь идет о такой форме непосредственной демократии, как местный референдум, который представляет собой одну из форм непосредственного выражения народовластия. Посредством реализации этого института населению муниципального образования предоставляется возможность самостоятельно принимать решения по значимым вопросам

Вопросы проведения местного референдума регулируются: Федеральным конституционным законом "О референдуме в Российской Федерации" от 28 июня 2004 г., Федеральными законами "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" 16 сентября 2003 г., Конституциями, Уставами, а также нормами законов субъектов Российской Федерации об организации местного самоуправления.

Суть местного референдума - это голосование избирателей, посредством которого принимается решение по вопросам местного значения. Поэтому предметом местного референдума являются вопросы местного значения, которые прямо и непосредственно связаны с интересами жизни и быта населения, проживающего на соответствующей территории.

Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" называет перечень вопросов, которые не могут быть вынесены на местный референдум:

а) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления, о приостановлении осуществления ими своих полномочий, а также о проведении досрочных выборов в органы государственной власти субъекта РФ, органы местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов;

б) о персональном составе органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления;

в) об избрании депутатов и должностных лиц, об утверждении, о назначении на должность и об освобождении от должности должностных лиц, а также о даче согласия на их назначение на должность и освобождение от должности;

г) о принятии или об изменении соответствующего бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств субъекта РФ, муниципального образования;

д) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.

2. Местный референдум проводится на территории муниципального образования. В нем участвует население всего муниципального образования.

3. Федеральный закон предусматривает коллективные субъекты инициативы проведения референдума. Это граждане Российской Федерации, избирательные объединения, иные общественные объединения и наконец совместная инициатива представительного органа муниципального образования и главы местной администрации.

Решение вопроса о назначении местного референдума регулируется законами субъектов РФ. Решение о проведении местного референдума принимает представительный орган местного самоуправления большинством голосов от установленного численного состава депутатов

При этом необоснованный отказ представительного органа местного самоуправления в проведении местного референдума может быть обжалован в судебном порядке или опротестован в порядке прокурорского надзора в соответствии с действующим законодательством.

Закон устанавливает пятидневный срок опубликования в средствах массовой информации либо обнародования иными способами, принятый представительным органом местного самоуправления решение о проведении местного референдума.

4. Инициатива проведения референдума в Российской Федерации принадлежит гражданам Российской Федерации, имеющим право на участие в референдуме, т.е. населению муниципального образования.

Для назначения референдума инициативная группа по проведению референдума должна представить в соответствующий орган местного самоуправления подписи участников референдума в поддержку инициативы его проведения.

С момента получения свидетельства о регистрации инициативная группа может собирать подписи в поддержку инициативы о проведении местного референдума.




Совместная инициатива представительного органа и главы местной администрации о проведении референдума оформляется правовыми актами представительного органа и глав местной администрации

5. Подписи, собранные в поддержку инициативы проведения референдума, поступают в представительный орган местного самоуправления, который в течение установленного срока (30 дней) принимает решение по данному вопросу.

Представительный орган местного самоуправления по требованию о проведении местного референдума вправе принять одно из двух решений:

1) о назначении местного референдума, дате его проведения и мерах по его обеспечению;

2) об отклонении требований о назначении местного референдума в случае нарушения закона инициаторами референдума.

6. В местном референдуме могут принимать участие все граждане, проживающие на территории муниципального образования и обладающие активным избирательным правом

В референдуме не участвуют граждане, признанные судом недееспособными, а также лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда, вступившему в законную силу.

Обязательное наличие международного договора Российской Федерации как условия предоставления активного и пассивного избирательного права иностранным гражданам на местных выборах

обусловлено внедрением в России опыта ряда европейских государств. Они предоставляют иностранным гражданам право участвовать в управлении делами местного сообщества на основе принципа взаимности

Такое положение соответствует нормам Конвенции об участии иностранцев в общественной жизни на местном уровне 1992 г. (этот документ еще не ратифицирован Россией).

Федеральный закон устанавливает, что граждане участвуют в голосовании на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании.

Всеобщее избирательное право означает, что все граждане независимо от пола, расы, языка, социального и имущественного положения, профессии, образования, конфессии, политических убеждений имеют право голоса и могут быть избраны.

Равное избирательное право предполагает: во-первых, равную для каждого возможность воздействовать на результаты выборов: каждому избирателю предоставляется равное количество голосов и все голоса имеют равный вес, во-вторых, равные условия претендентов на выборные посты участвовать в избирательной кампании.

Участие в референдуме является только правом, а не обязанностью граждан.

Голосование на референдуме является тайным.

Принятое на местном референдуме решение и итоги голосования подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

. Решение, принятое на местном референдуме, рассматривается как акт непосредственного выражения воли граждан, имеющий обязательный характер.

В законах субъектов РФ и актах муниципальных образований, как правило, устанавливается, что референдум считается состоявшимся, если в голосовании приняло участие не менее половины граждан, имеющих право на участие в референдуме.

Решение, принятое референдумом, обладает высшей юридической силой на территории муниципального образования, не нуждается в каком-либо утверждении и обязательно для исполнения на соответствующей территории

8. Если для реализации решения, принятого местным референдумом, требуется издание дополнительного правового акта, орган местного самоуправления, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан принять такой акт.

9. Федеральное законодательство предусматривает судебное обжалование результатов местного референдума в случае нарушения действующего законодательства, регулирующего порядок назначения и проведения референдума

10. В этой части статьи говорится о том, что гарантии прав граждан на участие в местном референдуме устанавливаются федеральным законом

Если результаты референдума признаны недействительными, комиссия, организующая голосование на референдуме, назначает повторное голосование.

Статья 22. Местный референдум

1. В статье речь идет о такой форме непосредственной демократии, как местный референдум, который представляет собой одну из форм непосредственного выражения народовластия. Посредством реализации этого института населению муниципального образования предоставляется возможность самостоятельно принимать решения по значимым вопросам

Вопросы проведения местного референдума регулируются: Федеральным конституционным законом "О референдуме в Российской Федерации" от 28 июня 2004 г., Федеральными законами "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" 16 сентября 2003 г., Конституциями, Уставами, а также нормами законов субъектов Российской Федерации об организации местного самоуправления.

Суть местного референдума - это голосование избирателей, посредством которого принимается решение по вопросам местного значения. Поэтому предметом местного референдума являются вопросы местного значения, которые прямо и непосредственно связаны с интересами жизни и быта населения, проживающего на соответствующей территории.

Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" называет перечень вопросов, которые не могут быть вынесены на местный референдум:

а) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления, о приостановлении осуществления ими своих полномочий, а также о проведении досрочных выборов в органы государственной власти субъекта РФ, органы местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов;

б) о персональном составе органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления;

в) об избрании депутатов и должностных лиц, об утверждении, о назначении на должность и об освобождении от должности должностных лиц, а также о даче согласия на их назначение на должность и освобождение от должности;

г) о принятии или об изменении соответствующего бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств субъекта РФ, муниципального образования;

д) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.

2. Местный референдум проводится на территории муниципального образования. В нем участвует население всего муниципального образования.

3. Федеральный закон предусматривает коллективные субъекты инициативы проведения референдума. Это граждане Российской Федерации, избирательные объединения, иные общественные объединения и наконец совместная инициатива представительного органа муниципального образования и главы местной администрации.

Решение вопроса о назначении местного референдума регулируется законами субъектов РФ. Решение о проведении местного референдума принимает представительный орган местного самоуправления большинством голосов от установленного численного состава депутатов

При этом необоснованный отказ представительного органа местного самоуправления в проведении местного референдума может быть обжалован в судебном порядке или опротестован в порядке прокурорского надзора в соответствии с действующим законодательством.

Закон устанавливает пятидневный срок опубликования в средствах массовой информации либо обнародования иными способами, принятый представительным органом местного самоуправления решение о проведении местного референдума.

4. Инициатива проведения референдума в Российской Федерации принадлежит гражданам Российской Федерации, имеющим право на участие в референдуме, т.е. населению муниципального образования.

Для назначения референдума инициативная группа по проведению референдума должна представить в соответствующий орган местного самоуправления подписи участников референдума в поддержку инициативы его проведения.

С момента получения свидетельства о регистрации инициативная группа может собирать подписи в поддержку инициативы о проведении местного референдума.

Совместная инициатива представительного органа и главы местной администрации о проведении референдума оформляется правовыми актами представительного органа и глав местной администрации

5. Подписи, собранные в поддержку инициативы проведения референдума, поступают в представительный орган местного самоуправления, который в течение установленного срока (30 дней) принимает решение по данному вопросу.

Представительный орган местного самоуправления по требованию о проведении местного референдума вправе принять одно из двух решений:

1) о назначении местного референдума, дате его проведения и мерах по его обеспечению;

2) об отклонении требований о назначении местного референдума в случае нарушения закона инициаторами референдума.

6. В местном референдуме могут принимать участие все граждане, проживающие на территории муниципального образования и обладающие активным избирательным правом

В референдуме не участвуют граждане, признанные судом недееспособными, а также лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда, вступившему в законную силу.

Обязательное наличие международного договора Российской Федерации как условия предоставления активного и пассивного избирательного права иностранным гражданам на местных выборах

обусловлено внедрением в России опыта ряда европейских государств. Они предоставляют иностранным гражданам право участвовать в управлении делами местного сообщества на основе принципа взаимности

Такое положение соответствует нормам Конвенции об участии иностранцев в общественной жизни на местном уровне 1992 г. (этот документ еще не ратифицирован Россией).

Федеральный закон устанавливает, что граждане участвуют в голосовании на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании.

Всеобщее избирательное право означает, что все граждане независимо от пола, расы, языка, социального и имущественного положения, профессии, образования, конфессии, политических убеждений имеют право голоса и могут быть избраны.

Равное избирательное право предполагает: во-первых, равную для каждого возможность воздействовать на результаты выборов: каждому избирателю предоставляется равное количество голосов и все голоса имеют равный вес, во-вторых, равные условия претендентов на выборные посты участвовать в избирательной кампании.

Участие в референдуме является только правом, а не обязанностью граждан.

Голосование на референдуме является тайным.

Принятое на местном референдуме решение и итоги голосования подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

. Решение, принятое на местном референдуме, рассматривается как акт непосредственного выражения воли граждан, имеющий обязательный характер.

В законах субъектов РФ и актах муниципальных образований, как правило, устанавливается, что референдум считается состоявшимся, если в голосовании приняло участие не менее половины граждан, имеющих право на участие в референдуме.

Решение, принятое референдумом, обладает высшей юридической силой на территории муниципального образования, не нуждается в каком-либо утверждении и обязательно для исполнения на соответствующей территории

8. Если для реализации решения, принятого местным референдумом, требуется издание дополнительного правового акта, орган местного самоуправления, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан принять такой акт.

9. Федеральное законодательство предусматривает судебное обжалование результатов местного референдума в случае нарушения действующего законодательства, регулирующего порядок назначения и проведения референдума

10. В этой части статьи говорится о том, что гарантии прав граждан на участие в местном референдуме устанавливаются федеральным законом

Если результаты референдума признаны недействительными, комиссия, организующая голосование на референдуме, назначает повторное голосование.

Формы осуществления населением местного самоуправления - это совокупность закрепленных в законах правовых инструментов, с помощью которых население муниципального образования организует местное самоуправление и решает вопросы местного значения.

Местное самоуправления осуществляется населением:

4. В иных формах, не противоречащих Конституции РФ, федеральным законам и законам субъектов Российской Федерации, к которым можно отнести митинги, демонстрации, шествия и пикеты по вопросам местного самоуправления.

Изучение этих форм (митингов и демостраций) не входит в программу краткого курса муниципального права, но отмечу, что правовое регулирование в этой области осуществляется:

Федеральным законом от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях",

Законом Архангельской области от 28.02.2006 N 149-9-ОЗ "О проведении публичных мероприятий на территории Архангельской области",

Вопрос 1. Формы непосредственного осуществления местного самоуправления.

1. Местный референдум — это форма прямого волеизъявления жителей муниципального образования по наиболее важным вопросам местного значения в целях принятия решений, осуществляемого путем голосования.
Предусмотрен статьей 22 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ.

В местном референдуме участвуют граждане Российской Федерации, проживающие в границах муниципального образования.
Местный референдум назначается представительным органом муниципального образования по инициативе:

- представительного органа муниципального образования и главы местной администрации, выдвинутой ими совместно.

Если референдум предлагают провести граждане или общественные объединения, то они должны создать инициативную группу, которая установленным порядком регистрируется, после чего собирает подписи граждан в поддержку проведения референдума в количестве, установленной законом субъекта федерации.

Значительная часть местных референдумов проводилось по вопросам самообложения граждан. По результатам принимались решения о том, что граждане вносят в местный бюджет денежные средства (в среднем от 100 до 500 рублей) на ремонт уличного освещения, местных дорог, поддержание в порядке общественных территорий и т.п. Подавляющее большинство остальных местных референдумов проводились по вопросам о преобразовании муниципальных образований.

В тоже время, нельзя не отметить, что при надлежащей организации местный референдум может и должен стать реальной и действенной формой осуществления населением местного самоуправления, поскольку именно референдум позволяет реализовать интересы и волю большинства, а также вовлечь максимальное количество граждан в обсуждение и решение вопросов местного значения, от которых зависит наша повседневная жизнь. Отличные перспективы в этом направлении может предоставить использование электронного голосования, что сделает местный референдум менее затратным и значительно более доступным.

2. Муниципальные выборы — это форма прямого волеизъявления жителей МО в целях формирования выборных органов местного самоуправления и наделения полномочиями выборных должностных лиц местного самоуправления.
Предусмотрены статьей 23 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ.

На муниципальных выборах избираются:

- выборные должностные лиц местного самоуправления (главы муниципальных образований).

Порядок проведения местных выборов определяется законом субъекта федерации, которым, в том числе, устанавливаются применяемые виды избирательных систем. Так депутаты представительного органа муниципального образования могут избираться:

- по мажоритарной системе, когда муниципальное образование делится на избирательные округа, от каждого из которых избирается один депутат;

- по пропорциональной системе, когда депутатами становятся представители партий, пропорционально количеству голосов, полученных этой партией на муниципальных выборах;

- по смешанной системе, когда часть депутатов избирается по мажоритарной системе, а часть по партийным спискам.

Конкретная избирательная система, применяемая в муниципальном образовании, определяется его уставом.

Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 7.07.2011г. на выборах в представительные органы сельских поселений с малочисленным населением и малым числом депутатов не должна применяться пропорциональная избирательная система, чтобы депутатами не стали представители только одной победившей на выборах партии.

Что касается выборов глав муниципальных образований, то в 2014 году в Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ были внесены изменения, позволилившие органам государственной власти субъектов РФ устанавливать порядок выборов глав муниципальных образований, который ранее определялся только уставами муниципальных образований.

Тем не менее, муниципальные выборы остаются важнейшим инструментом, с помощью которого население может осуществлять местное самоуправление. Даже если население крупных городов лишилось права избирать глав муниципальных образований (хотя в большинстве муниципальных образований такое право пока еще сохраняется), то никто не лишал нас прав участвовать в выборах местных депутатов, которые утверждают бюджет муниципального образования, принимают решения, определяющие порядок использования муниципальной собственности, и обязаны контролировать, как местная администрация эти решения выполняет. От этого зависит, какие у нас будут дороги, школы, детские сады, как будет работать общественный транспорт и ЖКХ.

Но если граждане не хотят использовать свое активное избирательное право, не ходят на выборы, не интересуются политикой (даже на местном уровне) то никаких позитивных изменений в жизни нашего города мы не дождемся. "Никто не даст нам избавленья, ни бог, ни царь и не герой"!


3. Голосование по отзыву депутата, выборного должностного лица местного самоуправления – это форма ответственности перед населением, содержанием которой является возможность досрочного прекращения полномочий депутата, выборного лица по воле избирателей.
Предусмотрено статьей 24 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ.

При этом на выборах главы муниципального образования, состоявшихся в 2013 году, Апатов победил, получив голоса всего 563 человек (40% участвовавших в выборах и 20% от всех избирателей). Данный пример убедительно показывает абсурдность требования о 50% пороге отзыва: чтобы стать главой муниципального образования Апатову достаточно было 20% голосов избирателей, а что бы его отозвать не хватило даже 48%.

4. Голосование по изменению границ (преобразованию) муниципального образования – это форма прямого волеизъявления населения, гарантирующая учет его мнения при решении вопросов об изменении границ и преобразованию муниципального образования.
Предусмотрено статьей 24 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ.
Осуществляется в случаях, предусмотренных ст.ст.12 и 13 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ.

Проводится в порядке, установленном:

5. Сход граждан – это форма прямого волеизъявления, посредством которой граждане решают вопросы местного значения в малочисленном поселении или в отдельном населенном пункте.
Предусмотрен статьями 25 и 25.1 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ.

Виды схода граждан:

1.Сход граждан, осуществляющий полномочия представительного органа в малочисленном муниципальном образовании (в городском или сельском поселении):

- где проживает от 100 до 300 избирателей, если это предусмотрено уставом этого муниципального образования.

2.Сход граждан в отдельном населенном пункте, входящем в состав муниципального образования, по вопросам:

- изменения границ поселения или муниципального района, если изменение границ влечет отнесение территории указанного населенного пункта к территории другого муниципального образования;

- организации местного самоуправления, в случае, если граждане этого населенного пункта намерены сформировать собственное муниципальное образование;

Должность старосты сельского населенного пункта введена в 2018 году и предусмотрена статьей 27.1 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ.
Староста сельского населенного пункта:

- не является должностным лицом местного самоуправления или муниципальным служащим.

Главное отличие форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления от форм участия заключается в том, что голосуя на местном референдуме, на сходе, на муниципальных выборах и т.д., граждане принимают окончательные и обязательные для всех на уровне муниципального образования решения, или наделяют полномочиями депутата или главу муниципального образования, а формы участия населения в местном самоуправлении позволяют гражданам влиять деятельность органов местного самоуправления и на решение вопросов местного значения.

1. Правотворческая инициатива граждан – это правовой инструмент, позволяющий жителям муниципального образования внести в органы местного самоуправления проект муниципального правового акта.

Предусмотрена статьей 26 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ.

Проводится в порядке, установленном нормативным правовым актом муниципального образования, а при отсутствии такового - в порядке Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ.

2. Территориальное общественное самоуправление - это самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования для осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.

- на любых иных территориях проживания граждан.

ТОС считается учрежденным с момента регистрации устава ТОС уполномоченным органом местного самоуправления. М ожет являться юридическим лицом и в этом случае подлежит государственной регистрации, как некоммерческая организация.

- порядок прекращения осуществления ТОС.

- избираются на собраниях или конференциях граждан, достигших 16 лет и проживающих на соответствующей территории;

- могут осуществлять хозяйственную деятельность по благоустройству территории и удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан.

3. Публичные слушания и общественные обсуждения.

Общественные обсуждения проводятся по проектам планов землепользования, застройки и благоустройства территории.

Отличие публичных слушаний от общественных обсуждений, заключает в том, что первые проводятся с непосредственным участием граждан, а вторые предусматривают использование Интернета, т.е. проводятся путем размещения соответствующей информации на сайте администрации муниципального образования с возможностью оставления отзывов граждан или их направления по электронной почте.

Порядок организации определяется уставом и/или нормативно-правовыми актами муниципального образования.

4. Собрание граждан.

Проводится для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов и должностных лиц, и осуществления территориального общественного самоуправления.

Собрание граждан вправе:

- избирать лиц, уполномоченных представлять собрание граждан во взаимоотношениях с органами и должностными лицами местного самоуправления.

5. Конференция (собрание делегатов) может осуществлять полномочия собрания граждан.

Предусмотрена статьей 30 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ.

Отличие собрания от конференции можно продемонстрировать на следующем простом примере. Если вы проводите собрание жильцов дома, то в нем должны участвовать все совершеннолетние граждане, а по вопросам ТОС - граждане, достигшие 16 летнего возраста. Если у вас на собрании присутствуют не все жильцы, а только по одному представителю от каждой квартиры - то это не уже собрание, а конференция (собрание делегатьв).

6. Опрос граждан.

Предусмотрен статьей 31 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ.
Проводится: - в порядке, определенном уставом или специальным нормативным актом муниципального образования;

- для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти;

- по инициативе государственных органов субъекта федерации при принятии решения об изменении целевого назначения земель.

Результаты опроса носят рекомендательный характер.

7. Обращения граждан в органы местного самоуправления.

Обращение - это предложение, заявление или жалоба, направленная в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в письменной форме или в форме электронного документа, а также устное обращение гражданина (на личном приеме).

Обращение должно содержать:

- если обращение нечитаемо, непонятен его смысл, или оно содержит оскорбления и нецензурные выражения, то ответ не дается, о чем заявителю в течение 7 дней направляется уведомление;

- если в обращении обжалуется судебное решение, то оно возвращается в тот же срок заявителю с разъяснением порядка обжалования;

- если ответ на аналогичное обращение уже размещен на официальном сайте, то заявителю в тот же срок направляется ссылка на этот сайт;

- во всех остальных случаях обращение рассматривается по существу в срок не более 30 дней с направлением ответа заявителю. При этом, на обращения, поступившие по электронной почте ответ направляется на указанный в обращении электронный адрес.

Продление срока рассмотрения обращения допускается:

- с обязательным уведомлением заявителя.

Нарушение порядка рассмотрения обращений граждан влечет наложение административного штрафа в размере от 5 до 10 тысяч рублей. (Статья 5.59 КоАП РФ).

Правовое регулирование рассмотрения обращений может осуществляться нормативно-правовыми актами местного самоуправления.

Читайте также: