Эпитет в лирике фета кратко

Обновлено: 02.07.2024

В данном уроке представлена творческая биография Афанасия Фета, определены основная тематика и мотивы лирики, проанализированы стихотворения.

План урока:

Основные этапы жизни и творчества

Афанасий Афанасьевич появился на свет в усадьбе Новоселки под городом Мценском Орловской губернии в семье дворянина Шеншина, где жил до 14-летнего возраста, после был определен в немецкую частную школу-пансион в эстонском городе Выро. Он стал одним из лучших учеников, начал пробовать сочинять стихи. Тогда же он получил известие от отца, которое изменило всю его жизнь.По анонимному доносу было назначено расследование, и стали известны двусмысленные обстоятельства его рождения.

Окончив университет в 1844 г., выбирает военную карьеру ради получения офицерского чина, чтобы вернуть себе утраченное дворянство. Службу проходит в южных провинциях России в кирасирском полку, после в кавалерийском полку, расквартированном возле Петербурга.

В 1857 г. путешествует по Европе, в Париже обвенчался с Марией Боткиной, дочерью богатого купца-чаеторговца. В 1858 г., в чине штаб-ротмистра подает в отставку, так и не сумев выслужить дворянство. В 1860 г. покупает совершенно разоренное имение Степановку, которое за несколько лет превратил в образцовое и процветающее хозяйство с великолепным конным заводом, фермами, пасеками и плодородными угодьями. Тогда же сблизился с Львом Толстым, жившим недалеко в имении Ясная поляна, они часто навещают друг друга и переписываются. Толстому были близки взгляды поэта, он преклонялся перед творчеством Фета.

Мария Петровна Боткина

Фет много времени уделял переводам произведений Гете, Гейне, Шиллера, Мицкевича, античных поэтов Ювенала, Овидия, Вергилия, Лукреция и др.; перевел всего Горация, труды немецкого философа Шопенгауэра. За свою переводческую деятельность был удостоен Пушкинской премии, в 1886 г. избран членом-корреспондентом Академии наук.

21 ноября 1892г., страдая от болезни легких, оставив предсмертную записку, пытался совершить самоубийство: ударил себя в область сердца ножом, но умер не от незначительного ранения, а от внезапного сердечного приступа. Погребен в родовом имении Клейменово Орловской губернии.

Своеобразие и основные мотивы лирики Фета. Жизнеутверждающее начало в лирике природы. Импрессионизм поэзии Фета

Любовная лирика Фета. Музыкальность поэтической речи

Значение творчества Фета

Несмотря на нападки демократической критики, которая считала поэзию Фета бессодержательной, бесцельной и пустой из-за отсутствия социальных мотивов и гражданского пафоса [6] , творчеству Фета давали высокую оценку Толстой, Достоевский, Тургенев и др. Фет был не созвучен своей общественной эпохе, не совпадал взглядами со временем и модой. Не понятый многими своими современниками, он определил развитие поэзии XX в., став предвестником зарождения течения символизма.

Словарь

1. Пантеон – храм, посвященный богам

2. Рачительный – трудолюбивый, умеющий заниматься хозяйством

3. Эпиграмма – небольшое произведение, высмеивающее что-то

4. Аллитерация – используемые для звуковой выразительности повторы согласных звуков

5. Ассонанс – многократный повтор гласных звуков, усиливающих мелодику звучания


Анализ поэтического текста А.А.Фета «Задрожали листы, облетая. «

учителя русского языка и литературы Сагиевой Е.А.

передает нам чувства, состояние, и именно отсюда возникает мотив страха. Так буря и тучи – союзники, вершащие общее дело.

Таким образом, птичка становится символом стойкости, смелости, мужества перед лицом опасности. И в то же время благодаря своей смелости – символом жизни.

Это пейзажная лирика в лучшем своем проявлении – задушевном, таинственном, музыкальном. Поэт наполняет свое стихотворение не только визуальными, но и акустическими образами, как бы погружая читателя не только в пейзаж, но и в особое вечернее настроение, этим пейзажем навеваемое.

Трехстопное произведение имеет трехсложный стихотворный размер – Афанасий Афанасьевич использует для него анапест. Перекрестная рифма как будто связывает между собой части произведения, а последовательное сохранение ритмики делает его еще более цельным.

Образ облетающих листьев свидетельствует о глубокой осени, когда вся природа начинает медленно засыпать, готовясь к зиме. И на этом огромном безжизненном острове обосновалось живое существо – маленькая птичка, борющаяся с окружающей ее смертью.

Таким образом, поэту удалось создать образ небольшой птички, которая символизирует смелость, мужество и стойкость.

Читаем Фета

Записав на доске и в рабочих тетрадях имя Фета, мы не открываем учебник. Начнём занятие с зарисовки-ассоциации.

— Запишите в тетрадях три слова: зима, ночь, полнолуние.

Что вы представляете, когда соединяете три этих образа в один? Чтобы помочь своему воображению, можно на полминуты закрыть глаза и постараться представить себе эту картину.

— Итак, зима, ночь, полнолуние.

Коротко опишите картину, которую вы представили себе (с помощью трёх-четырёх предложений).

На зарисовку-ассоциацию отводится около трёх минут. После этого ученики читают свои зарисовки, которые учитель тактично прокомментирует. Активизация запавших в душу образов русской зимы поможет детям воспринять стихотворение Фета.

— Теперь давайте откроем учебник и прочитаем короткое — всего восемь строк — стихотворение Фета.

Если учитель приготовил ксерокопии текстов, то в этот момент их следует раздать. Учебник в таком случае пока не нужен.

Стихотворение читает учитель, лучше два раза, чтобы дети успели вчувствоваться в текст. Затем можно сравнить зарисовки-ассоциации учеников и картину, нарисованную Фетом.

При анализе учитель может опираться на вопросы к тексту, данные в учебнике-хрестоматии (с. 246).

— Какие чувства у вас вызвала “чудная картина”, нарисованная Фетом?

— Присмотритесь к тексту стихотворения. Какие особенности вы заметили?

Прежде чем задавать детям конкретные вопросы и давать чёткие задания, предложим им самостоятельно всмотреться в текст. Дальше можно идти, отталкиваясь от их наблюдений.

— Сколько предложений в стихотворении?

— Какое предложение перед нами: простое или сложное? Разберём его по составу. Есть ли в предложении глаголы?

Грамматические основы подчёркиваем прямо в тексте (если перед детьми ксерокопии).

Всё стихотворение представляет собой одно предложение, в котором мы совсем не видим глаголов. В первой части сложного предложения подлежащее выражено местоимением “ты”, сказуемое — кратким прилагательным “родна”. Во второй части — однородные подлежащие “равнина”, “луна”, “свет”, “снег”, “бег”, но глаголов совсем нет. Из-за этого нам кажется, будто мы видим застывшую, замершую картину, нарисованную художником на полотне. Вся картина, запечатлённая поэтом, воспринимается как единое целое, она словно не изменяется на наших глазах, постоянна.

— Какие элементы пейзажа описывает поэт?

Поэт передаёт величественность, широту и простор русских зимних полей, делая это с помощью отбора самых значимых элементов пейзажа. Мы не видим мелких деталей, всё крупно и важно в нарисованной картине: над белой, покрытой снегом равниной — полная луна. Благодаря яркости луны даже ночное небо кажется высоким, с него льётся свет, от которого блестит снег. Как луна одинока на небе, так на равнине, далеко, мы видим только одинокие сани.

— Найдите эпитеты в стихотворении. Как их можно охарактеризовать?

Эпитеты, которые использует Фет, очень просты: равнина “белая”, луна “полная”, небеса “высокие”, сани “далёкие”, бег “одинокий”. Вместе с тем мы понимаем, что эти эпитеты — единственно верные в данном случае, когда каждое слово значимо, и все вместе они описывают картину, которая при жизни Фета была знакома каждому русскому человеку.

— Определите размер, которым написано стихотворение, и вид рифмовки.

Стихотворение написано трёхстопным хореем: это размер, который чаще всего используется в народной песне. В каждой строчке по два, по три и редко по четыре слова. Перекрёстная рифмовка четверостиший легко воспринимается, рифмы богатые.

— Обратим внимание на звукопись. Как “работает” в первом четверостишии звук [р]? Употребляется ли этот звук во второй строфе? Как использует автор звук [с]?

Особую лёгкость звучанию придаёт то, что во второй строфе отсутствуют звуки [р], [р’]. В первой строфе их тоже мало. Зато во второй строфе часто используется звук [с], который в этих стихах передаёт ощущение света. Так с помощью размера, рифмовки, богатой рифмы и аллитерации поэт добивается лёгкости стиха.

— В последней строке поэт говорит об одиноком беге далёких саней. Вызывает ли картина зимней лунной ночи чувство одиночества? Почему?

Если учителю удалось найти нужную интонацию при чтении стихотворения вслух, то дети скажут, что чувство одиночества не возникает: напротив, рождается ощущение единства и даже слияния с природой, восприятия “чудной картины” как бесконечно родной и близкой истинно русской душе.

Предложим прочитать это стихотворение нескольким детям, причём некоторые из них смогут прочитать его уже наизусть.

— В зиме мы побывали, а теперь попробуем перенестись в весенний день.

Стихотворение читает учитель, затем два-три раза по строфе читают несколько учеников.

— Подберите и запишите слова, которые описывают настроение, вызываемое стихотворением: грусть, радость; мажор, минор; будничность, праздничность; яркость, блеклость.

По этому стихотворению можно снять фильм, распределить то, что описывает поэт, по кадрам. Попробуем сделать это коллективно. (Дети нумеруют кадры в тексте ксерокопии.)

1. Окно, за окном — свет.

2. Луч солнца пробивается сквозь облака (общий план).

3. Воробей купается в песке (крупный план).

4. Надвигается дождевая туча, из которой льёт дождь, видны струи (общий план).

5. Вдали, освещённая солнцем, стоит роща, которую дождь уже миновал (общий план). Выражение “в золотой пыли” заставляет нас показать эту опушку ближе, показать капли на листьях деревьев (крупный план).

6. Стекло, на которое брызнули две капли (крупный план).

7. Качаются липы (крупный план). Звук капель дождя.

— Подчеркните глаголы в тексте. Какие из них кажутся вам наиболее выразительными?

Почти каждая строчка открывает перед нами новую картину. Поэт чередует перед нами крупный и общий планы, благодаря ярким, динамичным глаголам (“блещет”, “трепещет”, “движется”, “брызнули”, “тянет”, “барабанит”) мы чувствуем движение, видим изменения в природе.

— Какие ощущения пробуждает в читателе и слушателе поэт?

Поэт насыщает картину запахами (“От лип душистым мёдом тянет”), цветом (“солнце блещет”, “в золотой пыли”), звуками (капли “брызнули в стекло”, дождь по листьям “барабанит”). Стихотворение наполнено ощущением движения, жизни. Поэт прислушивается к звукам, обоняет запахи, внимательно, с любовью всматривается в мир. Благодаря его стихам весенний дождь воспринимается как чудо, мы видим его словно первый раз в жизни. Поэт даже не называет явление природы дождём, но называет его “что-то”, и последние строки создают ощущение нераскрытой тайны.

Если остаётся время, прочитаем последнее из данных в учебнике стихотворений.

Стихотворение ученики могут прочитать самостоятельно, потом два-три ученика представят свои варианты звучания этого текста.

— Облетающие листья, тучи, буря — это понятные всем приметы поздней осени. Если это так, если поэт описывают конкретную бурю, тучи и листья, то о какой птичке-невеличке говорит он?

Подведём детей к пониманию того, что поэт использует описание осени для создания метафоры. Осенняя буря у Фета — это не только проявление стихии, но и символ сложностей человеческого мира, бурь, которые происходят в общественной жизни. “Тёплое гнёздышко” и “милая птичка” — это дом человека, семья, где хозяйка-женщина сохраняет любовь, ласку и добро. Фет пишет о том, как важно хранить тепло домашнего очага, как важно, чтобы человек всегда смог найти себе отдохновение в “тёплом гнёздышке”. В этом смысл фетовского противопоставления.

Домашнее задание

Средства выразительности

Богатая палитра тропов, использованная Фетом, делает стихотворение “Вечер” глубоко чувственным. Проникновенность ему придают:

  • Эпитеты – “ясная река”, “померкший луг”, “немая роща”, “золотые каймы”, “ночное дыханье”, “голубой и зеленый огонь”.
  • Метафоры – “убегает на запад река”, “облака разлетелись”, “вздохи дня”, “зарница теплится”.
  • Сравнение – “облака как дым”.

Все эти художественные средства помогают передать взгляд лирического героя, наблюдающего за уходом дня. Он восхищен великолепием пейзажа, чувствует природу живым существом и ощущает себя наблюдателем и частью ее в одно и то же время.

Таким образом поэт показывает красоту не только природы, но и своей души, которая умеет видеть все окружающее особенным и прекрасным. Кто знает, смог ли бы кто-то, кроме Фета, увидеть столько очарования в самых обычных сумерках. Афанасий Афанасьевич не только видит ее, но и стремится поделиться своим ощущением с читателем.

1. Что такое эпитет?

В общем смысле ЭПИТЕТОМ называют слово, образно определяющее предмет, явление или действие и подчёркивающее в них какое-либо характерное свойство, качество. В составе предложения эпитетами часто бывают определения, при этом не всякое определение - эпитет, а эпитет- в предложении не всегда только определение: он может быть и подлежащим, и дополнением, и обращением.

Эпитет – это художественно-образное определение, подчеркивающее наиболее существенный в данном контексте признак предмета или явления.

2. Какими частями речи выражается эпитет?

К эпитетам не следует причислять прилагательные, указывающие на отличительные признаки предметов, но и не дающие их образной характеристики. Когда прилагательные выполняют лишь смысловую функцию, их в отличие от эпитетов называют логическими определениями: "Зажженных рано фонарей шары висячие скрежещут…" (А. Ахматова)

ЗАПОМНИМ: В эпитете слово ВСЕГДА ИСПОЛЬЗУЕТСЯ В ПЕРЕНОСНОМ ЗНАЧЕНИИ

3. Примеры эпитетов в поэзии

Несколько примеров эпитетов:

Румяная заря.
Ангельский свет.
Быстрые мысли.
Человек-кран.
Легкое чтиво.
Золотой человек.
Человек-компьютер.
Чудесный вечер.
Поющий костер.

Рассмотрим использование эпитетов известными литераторами (эпитеты выделены заглавными буквами):

Описание осени в стихотворении Ф. Тютчева:

"Есть в осени первоначальной
Короткая, но ДИВНАЯ пора —
Весь день стоит как бы ХРУСТАЛЬНЫЙ,
И ЛУЧЕЗАРНЫ вечера.. .
Где БОДРЫЙ серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все — простор везде, —
Лишь паутины ТОНКИЙ ВОЛОС
Блестит на ПРАЗДНОЙ борозде.. ".

Описание вечера в стихотворении Афанасия Фета:

4. Зачем нам эпитеты?

Эпитетами мы пользуемся на каждом шагу. Например, характеризуя ребенка, говорим, что он УЛЫБЧИВЫЙ. Или СВЕТЛЫЙ (то есть добрый). Или ЖИВОЙ (то есть подвижный). Слово светлый употребляется в переносном смысле. Добро у нас ассоциируется со светом, поэтому добрый ребенок и превращается в светлого ребенка. Мы говорим, что небо СИНЕЕ или что воздух СВЕЖИЙ. А если съел что-то не то – всё лицо ЗЕЛЁНОЕ. Все данные прилагательные будут эпитетами. Возьмём более абстрактный пример. ПЛАМЕННАЯ речь. То есть речь, подобная пламени. Эта речь жжёт точно так же, как пламя. СЕДАЯ волна. То есть, белая волна. Цвет седины – белый. Отсюда и ассоциация.

Итак, что же такое эпитет? Эпитет – это художественное определение, подчеркивающее НАИБОЛЕЕ СУЩЕСТВЕННЫЙ ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА ИЛИ ЯВЛЕНИЯ.

Эпитеты особенно важны в поэтических описаниях, ведь в них не просто фиксируются объективные свойства предметов и явлений. Основная их цель - выразить ОТНОШЕНИЕ ПОЭТА К ТОМУ, О ЧЕМ ОН ПИШЕТ. Употребление эпитетов позволяет значительно разнообразить текст, особенно, при описании. И в стихотворении, где важно каждое слово, одним удачным эпитетом можно заменить целое предложение.

Эпитеты, в отличие от обычных определений, всегда отражают индивидуальность автора. Найти удачный, яркий эпитет для поэта или прозаика - значит точно определить свой неповторимый, уникальный взгляд на предмет, явление, человека.

Стилистический подход к изучению эпитетов дает возможность выделить в их составе три группы (Между которыми не всегда удается провести четкую границу!).

1. Усилительные эпитеты, которые указывают на признак, содержащийся в определяемом слове; к усилительным эпитетам относятся и тавтологические. ("…В снежных ветках ЧЕРНЫХ галок, ЧЕРНЫХ галок приюти").

2. Уточнительные эпитеты, называющие отличительные признаки предмета (бессонница-СИДЕЛКА).

3. Контрастные эпитеты, образующие с определяемыми существительными сочетания противоположных по смыслу слов ("Рядами стройными проходят ленинградцы, ЖИВЫЕ С МЕРТВЫМИ…"

Возможны и другие группировки эпитетов. Это свидетельствует о том, что понятие эпитет объединяет весьма разнообразные лексические средства образности.

5. Устоявшиеся эпитеты

"Над Москвой ВЕЛИКОЙ, ЗЛАТОГЛАВОЮ,
Над стеной кремлевской БЕЛОКАМЕННОЙ
Из-за ДАЛЬНИХ лесов, из-за СИНИХ гор,
По ТЕСОВЫМ кровелькам играючи,
Тучки СЕРЫЕ разгоняючи,
Заря АЛАЯ подымается. "

6. Ошибочное использование эпитетов

У Гомера можно найти ряд чрезвычайно сложных эпитетов, по форме являющихся прилагательными с двумя корнями: шлемоблещущий Гектор, совоокая Афина, быстроногий Ахилл, поножноногие ахейцы… При этом гомеровские эпитеты являются устойчивыми, прикреплёнными к конкретному герою. То есть Гектор всегда ШЛЕМОБЛЕЩУЩИЙ, даже если не носит шлема, а Ахилл всегда БЫСТРОНОГИЙ, даже если спит.

7. Использование эпитетов в лирике Анны Ахматовой

В дополнении к сказанному рассмотрим примеры использования эпитетов (а точнее - НЕ ТОЛЬКО ЭПИТЕТОВ, А ЕЕ ХАРАКТЕРНЫХ ТРОПОВ) в лирике Анны Ахматовой.

(Конкурсанты - прошу не путать троп с эпитетом, эпитет - это один из видов многочисленных тропов. )

а) Красочные определения, выраженные прилагательными:

"Я обманут моей УНЫЛОЙ, ПЕРЕМЕНЧИВОЙ, ЗЛОЙ СУДЬБОЙ".
"МУТНЫЙ фонарь голубел и мне указывал путь".

б) Прилагательные-эпитеты , выполняющие роль подлежащего, дополнения, обращения:

"Пророчишь, ГОРЬКАЯ, и руки уронила…"

в) Эпитеты- действия.

Большинство эпитетов характеризуют предметы, но есть и такие, которые образно описывают действия. При этом, если действие обозначено отглагольным существительным, эпитет выражен прилагательным (память ЯРОСТНАЯ, СДАВЛЕННЫЙ стон), если же действие названо глаголом, то эпитетом может быть наречие, которое выступает в роли обстоятельства ("ГОРЬКО волную", "звенела и пела ОТРАВНО"). В качестве эпитетов могут употребляться также существительные, играющие роль приложений, сказуемых, дающие образную характеристику предмета: "я- ГОЛОС ВАШ, ЖАР ВАШЕГО ДЫХАНЬЯ, я- ОТРАЖЕНЬЕ ВАШЕГО ЛИЦА".

г) Зооморфные эпитеты.

Наделение предметов, переживаний, природных явлений теми качествами, которые присущи непосредственно животным: "Это РЫСЬИ глаза твои, Азия, что-то высмотрели во мне, что-то выдразнил и подспудное…"

"Там малиновое солнце над ЛОХМАТЫМ сизым дымом" (ср. лохматый медведь);
"И что память ЯРОСТНАЯ мучит…"(ср. яростный волк);
"Мы хотели муки ЖАЛЯЩЕЙ…"(ср.жалящая оса);
"Бензина запах и сирени, НАСТОРОЖИВШИЙСЯ покой…"(ср. насторожившийся зверь).

д) Цветовой эпитет

Каждое второе стихотворение А.Ахматовой имеет в своем составе хотя бы один цветовой эпитет. Всем известно, что цвета влияют на наше мышление и чувства. Они становятся символами, служат сигналами, предостерегающими нас, радуют, печалят, формируют наш менталитет и влияют на нашу речь. Цветовых определений очень много в ее стихах и чаще всего - для желтого и серого, до сих пор самых редких в поэзии: "Вижу выцветший флаг над таможней и над городом ЖЕЛТУЮ муть", " Растут стихи, не ведая стыда, как ЖЕЛТЫЙ одуванчик у забора". Помимо желтых и серых тонов обыденности, часто встречается у Ахматовой белый, голубой, серебристый, а также красный цвет.

Голубой цвет -признак света, чистоты и незапятнанности, цвет неба и лазури, цвет моря и слезы. Голубыми у Ахматовой выступают прибой, туман, полумрак и т.д.

Одно из самых важных мест в ахматовской палитре цветов принадлежит серебристому цвету. Серебристые локоны, серебристая ива, серебристый гроб, серебрящийся тополь, серебристый смех, серебристый олень -все это эпитеты Ахматовой.

е) Бытовые эпитеты

"Молюсь оконному лучу –
Он бледен, тонок, прям.
Сегодня я с утра молчу,
А сердце –пополам.
На рукомойнике моём
Позеленела медь.
Но так играет луч на нём,
Что весело глядеть.
Такой невинный и простой
В вечерней тишине,
Но в этой храмине пустой
Он словно праздник золотой
И утешенье мне".

А теперь самое время попробовать свои силы в написании стихов, использующих яркие, точные и авторские эпитеты. Этому и будет посвящен 1 тур учебной конкурсной серии "Тропы". Объявление о конкурсе появится в самые ближайшие дни.

23 ноября 1820 года в селе Новоселки, расположенном близ Мценска, в семье Каролины Шарлотты Фет и Афанасия Неофитовича Шеншина родился великий русский поэт Афанасий Афанасьевич Фет. Родители его обвенчались без православного обряда за границей (мать поэта была лютеранкой), из-за чего брак, узаконенный в Германии, в России был признан недействительным.

Лишение дворянского титула

Позже, когда было совершено венчание по православному обряду, Афанасий Афанасьевич уже проживал под фамилией матери - Фет, считаясь ее внебрачным ребенком. Мальчик оказался лишенным, кроме отцовской фамилии, и дворянского титула, российского гражданства и прав на наследство. Для юноши на долгие годы важнейшей жизненной целью стало вернуть себе фамилию Шеншин и все связанные с ней права. Лишь под старость лет он смог добиться этого, возвратив себе потомственное дворянство.


Обучение

Будущий поэт в 1838 году поступил в пансион профессора Погодина в Москве, а в августе этого же года был зачислен на словесное отделение в Московский университет. В семье своего однокурсника и друга Аполлона Григорьева он прожил студенческие годы. Дружба молодых людей способствовала формированию у них общих идеалов и взглядов на искусство.

Первые пробы пера

Афанасий Афанасьевич начинает сочинять стихи, и в 1840 году в свет выходит изданный за собственный счет поэтический сборник под названием "Лирический Пантеон". В этих стихотворениях отчетливо слышались отзвуки поэтического творчества Евгения Баратынского, Василия Жуковского и Ивана Козлова. С 1842 года Афанасий Афанасьевич постоянно печатается в журнале "Отечественные записки". Виссарион Григорьевич Белинский уже в 1843 году пишет, что из всех живущих в Москве поэтов Фет "всех даровитее", а стихи этого автора ставит наравне с произведениями Михаила Юрьевича Лермонтова.

Необходимость военной карьеры

Фет стремился к литературной деятельности всей душой, однако неустойчивость материального и социального положения вынуждают поэта изменить свою судьбу. Афанасий Афанасьевич в 1845 году поступает унтер-офицером в один из полков, находящихся в Херсонской губернии, для того, чтобы иметь возможность получить потомственное дворянство (право на которое давал старший офицерский чин). Оторванный от литературной среды и столичной жизни он почти прекращает печататься, еще и потому, что вследствие падения спроса на поэзию журналы не проявляют интереса к его стихам.

Трагическое событие в личной жизни Фета

В херсонские годы случилось предопределившее личную жизнь поэта трагическое событие: при пожаре погибла его возлюбленная - Мария Лазич, девушка-бесприданница, на которой он не решился жениться из-за своей бедности. После отказа Фета с ней случилось странное происшествие: от свечи на Марии загорелось платье, она побежала в сад, но не справилась с тушением одежды и задохнулась в дыму. В этом можно было заподозрить попытку девушки покончить с собой, и в стихах Фета еще долго будут звучать отголоски этой трагедии (например, стихотворение "Когда читала ты мучительные строчки. ", 1887 год).


Поступление в Лейб-гвардии Уланский полк

В 1853 году происходит крутой поворот в судьбе поэта: ему удалось поступить в гвардию, в расквартированный возле Петербурга Лейб-гвардии Уланский полк. Теперь Афанасий Афанасьевич получает возможность посещать столицу, возобновляет свою литературную деятельность, начинает регулярно печатать стихи в "Современнике", "Русском вестнике", "Отечественных записках", "Библиотеке для чтения". Он сближается с Иваном Тургеневым, Николаем Некрасовым, Василием Боткиным, Александром Дружининым - редакторами "Современника". Имя Фета, к тому времени уже полузабытое, снова появляется в обзорах, статьях, хронике журнала, а с 1854 года печатаются и его стихи. Иван Сергеевич Тургенев стал наставником поэта и даже подготовил новое издание его произведений в 1856 году.

Судьба поэта в 1856-1877 годах

На службе Фету не везло: каждый раз ужесточались правила получения потомственного дворянства. В 1856 году он оставил военную карьеру, так и не добившись своей главной цели. В Париже в 1857 году Афанасий Афанасьевич женился на дочери богатого купца, Марии Петровне Боткиной, и обзавелся поместьем в Мценском уезде. В то время он почти не писал стихов. Являясь сторонником консервативных взглядов, Фет резко отрицательно воспринял отмену в России крепостного права и, начиная с 1862 года, стал регулярно публиковать очерки в "Русском вестнике", обличавшие с позиции помещика-землевладельца пореформенные порядки. В 1867-1877 годах он исполнял должность мирового судьи. В 1873 году наконец-то Афанасий Афанасьевич получает потомственное дворянство.

Судьба Фета в 1880-е годы

В литературу поэт возвращается лишь в 1880-х годах, переехав в Москву и разбогатев. В 1881 году была осуществлена его давняя мечта - вышел созданный им перевод его любимого философа, Артура Шопенгауэра, "Мир как воля и представление". В 1883 году публикуется перевод всех сочинений поэта Горация, начатый Фетом еще в студенческие годы. К периоду с 1883 по 1891 год относится выход в свет четырех выпусков поэтического сборника "Вечерние огни".

Лирика Фета: общая характеристика

Поэзия Афанасия Афанасьевича, по своим истокам романтическая, является как бы связующим звеном между творчеством Василия Жуковского и Александра Блока. Поздние стихотворения поэта тяготели к тютчевской традиции. Основные лирики Фета - любовная и пейзажная.

В 1950-1960-е годы, во время становления Афанасия Афанасьевича как поэта, в литературной среде почти полновластно господствовал Некрасов и его сторонники - апологеты воспевающей общественные, гражданские идеалы поэзии. Поэтому Афанасий Афанасьевич со своим творчеством, можно сказать, выступил несколько несвоевременно. Особенности лирики Фета не позволяли ему примкнуть к Некрасову и его группе. Ведь, по мнению представителей гражданской поэзии, стихи должны быть обязательно злободневными, выполняющими пропагандистскую и идеологическую задачу.


Философские мотивы

Философская лирика Фета пронизывает все его творчество, отражаясь и в пейзажной, и в любовной поэзии. Хотя Афанасий Афанасьевич даже дружил со многими поэтами некрасовского круга, он утверждал, что искусство не должно интересоваться ничем, кроме красоты. Лишь в любви, природе и собственно искусстве (живописи, музыке, скульптуре) он находил непреходящую гармонию. Философская лирика Фета стремилась уйти как можно дальше от действительности, созерцая непричастную к суете и горечи повседневности красоту. Это обусловило принятие в 1840-е годы Афанасием Афанасьевичем романтической философии, а в 1860-е - так называемой теории чистого искусства.

Преобладающее настроение в его произведениях - упоение природой, красотой, искусством, воспоминаниями, восторг. Таковы особенности лирики Фета. Часто у поэта встречается мотив полета от земли прочь вслед за лунным светом или чарующей музыкой.

Метафоры и эпитеты

Все, что относится к категории возвышенного и прекрасного, наделяется крыльями, прежде всего любовное чувство и песня. Лирика Фета часто использует такие метафоры, как "крылатый сон", "крылатая песня", "крылатый час", "крылатый слова звук", "окрыленный восторгом" и др.

Эпитеты в его произведениях описывают обычно не сам объект, а впечатление лирического героя от увиденного. Поэтому они могут быть необъяснимыми логически и неожиданными. Например, скрипка может получить определение "тающей". Характерные для Фета эпитеты - "мертвые грезы", "благовонные речи", "серебряные сны", "травы в рыдании", "вдовевшая лазурь" и др.

Часто картина рисуется с помощью зрительных ассоциаций. Стихотворение "Певице" - яркий тому пример. В нем показано стремление воплотить ощущения, создаваемые мелодией песни, в конкретные образы и ощущения, из которых и состоит лирика Фета.

Стихи эти весьма необычны. Так, "даль звенит", и "кротко светит" улыбка любви, "голос горит" и замирает вдали, словно "заря за морем", чтобы снова выплеснуться жемчуга "громким приливом". Таких сложных смелых образов не знала в то время русская поэзия. Они утвердились намного позже, лишь с появлением символистов.

Говоря о творческой манере Фета, упоминают также импрессионизм, который основан на непосредственной фиксации впечатлений действительности.

Природа в творчестве поэта


Пейзажная лирика Фета - источник божественной красоты в вечном обновлении и разнообразии. Многие критики упоминали, что природа описана этим автором будто из окна помещичьей усадьбы или из перспективы парка, как будто специально для того, чтобы вызвать восхищение. Пейзажная лирика Фета является универсальным выражением красоты не тронутого человеком мира.

Природа для Афанасия Афанасьевича - часть собственного "Я", фон для его переживаний и чувств, источник вдохновения. Лирика Фета как будто стирает грань между внешним и внутренним миром. Поэтому человеческие свойства в его стихах могут быть приписаны мраку, воздуху, даже цвету.

Очень часто природа в лирике Фета - это ночной пейзаж, так как именно ночью, когда дневная суета успокаивается, легче всего наслаждаться всеобъемлющей, нерушимой красотой. В этом времени суток у поэта нет проблесков хаоса, завораживавшего и пугавшего Тютчева. Царит скрытая днем величественная гармония. Не ветер и тьма, а звезды и луна выходят на первое место. По звездам читает Фет "огненную книгу" вечности (стихотворение "Среди звезд").

Темы лирики Фета не ограничиваются описанием природы. Особый раздел его творчества составляет поэзия, посвященная любви.


Любовная лирика Фета

Любовь для поэта - это целое море чувств: и робкое томление, и наслаждение душевной близостью, и апофеоз страсти, и счастье двух душ. Поэтическая память этого автора не ведала границ, что позволяло ему писать посвященные первой любви стихотворения даже на склоне своих лет так, словно он еще находился под впечатлением от столь желанного недавнего свидания.

Чаще всего поэт описывал зарождение чувства, самые просветленные, романтические и трепетные его моменты: первые соприкосновения рук, долгие взгляды, первую вечернюю прогулку в саду, рождающее духовную близость созерцание красоты природы. Лирический герой говорит, что не меньше, чем самим счастьем, дорожит ступенями к нему.

Пейзажная и любовная лирика Фета составляют нераздельное единство. Обостренное восприятие природы часто вызвано любовными переживаниями. Яркий пример этого - миниатюра "Шепот, робкое дыханье. " (1850 год). То, что в стихотворении отсутствуют глаголы, - не только оригинальный прием, но и целая философия. Действия нет потому, что описывается на самом деле лишь один миг или целый ряд мгновений, неподвижных и самодостаточных. Образ возлюбленной, описанный путем детализации, как бы растворяется в общей гамме чувств поэта. Здесь нет цельного портрета героини - его должно дополнить и воссоздать воображение читателя.


Любовь в лирике Фета часто дополняется другими мотивами. Так, в стихотворении "Сияла ночь. Луной был полон сад. " в едином порыве соединяются три чувства: восхищение музыкой, упоительной ночью и вдохновенным пением, перерастающее в любовь к певице. Вся душа поэта растворяется в музыке и вместе с тем в душе поющей героини, являющейся живым воплощением этого чувства.

Это стихотворение трудно причислить однозначно к любовной лирике или стихам об искусстве. Вернее было бы определить его как гимн красоте, сочетающий живость переживания, его прелесть с глубоким философским подтекстом. Подобное мировоззрение называется эстетизмом.

Афанасий Афанасьевич, уносясь на крыльях вдохновения за пределы земного бытия, чувствует себя повелителем, равным богам, силой своего поэтического гения преодолевающим ограниченность возможностей человека.

Заключение


Вся жизнь и творчество этого поэта - поиск красоты в любви, природе, даже смерти. Смог ли он ее найти? На этот вопрос способен ответить лишь тот, кто действительно понял творческое наследие данного автора: услышал музыку его произведений, увидел пейзажные полотна, прочувствовал красоту поэтических строк и научился находить гармонию в окружающем мире.

Мы рассмотрели основные мотивы лирики Фета, характерные особенности творчества этого великого литератора. Так, например, как и любой поэт, Афанасий Афанасьевич пишет о вечной теме жизни и смерти. Его не пугают одинаково ни смерть, ни жизнь ("Стихи о смерти"). К физической кончине поэт испытывает лишь холодное безразличие, а земное существование оправдывается Афанасием Афанасьевичем Фетом только творческим огнем, соизмеримым в его представлении с "целым мирозданием". Звучат в стихах и античные мотивы (например, "Диана"), и христианские ("Ave Maria", "Мадонна").

Более подробную информацию о творчестве Фета вы можете найти в школьных учебниках по русской литературе, в которых лирика Афанасия Афанасьевича рассматривается довольно подробно.

Читайте также: