Россия и мот кратко

Обновлено: 05.07.2024

Членство в МОТ — одной из старейших и ведущих международных организаций — позволяет России изучать и применять международную практику урегулирования социально-трудовых споров, развивать социальное партнерство (правительство — профсоюзы — предприниматели), использовать рекомендации МОТ для совершенствования и регулирования рынка труда. Участие в деятельности МОТ помогает разрабатывать основанные на мировом опыте нормы трудового законодательства, содействует развитию предпринимательства, в том числе малых предприятий, решению проблем занятости.

Взаимодействие Российской Федерации с МОТ осуществляется в соответствии с регулярно подписываемыми Программами сотрудничества, определяющими его основные направления.

МОТ оказывает России консультативную помощь в проведении экспертной оценки социально-трудового законодательства, внедрении в практику концепции социального партнерства, модульной системы подготовки рабочих кадров на производстве, совершенствовании службы занятости, социальной защиты и пенсионного обеспечения, разработке нового классификатора профессий, развитии статистики в сфере труда.

С 1959 г. в Москве действует отделение МОТ. В начале 90-х гг. оно было преобразовано в региональное бюро по странам СНГ. В сентябре 1997 г. между Правительством Российской Федерации и Организацией было подписано Соглашение о Бюро МОТ в Москве, предусматривающее формирование на его основе многопрофильной группы экспертов для оказания содействия в решении социально-трудовых проблем. Деятельность Бюро распространяется на 9 стран СНГ (за исключением Украины и Молдавии).

Придание Бюро МОТ в Москве региональных функций имеет для России существенное практическое значение, поскольку этот статус позволяет ему более широко и с большей степенью самостоятельности заниматься организацией конкретных проектов технического содействия российским регионам, более эффективно координировать деятельность МОТ в России и странах СНГ.

МИД России, отвечая за внешнеполитические аспекты взаимодействия нашей страны с МОТ, координирует работу российских ведомств и общественных организаций на этом направлении. Представители МИД, Минздравсоцразвития, Координационного совета объединений работодателей России и Федерации независимых профсоюзов России участвуют в работе руководящих органов МОТ, в конференциях по актуальным вопросам трудовой и социально-экономической политики, проводимых в России Московским Бюро МОТ.

Поддерживаются регулярные контакты с руководством МОТ. В 2002 г. Генеральный директор Международного бюро труда (МБТ) Х.Сомавиа посетил Москву с официальным визитом, в ходе которого, в частности, встречался с Министром иностранных дел России И. С. Ивановым. Особое значение имела встреча Х.Сомавиа с заместителем Министра здравоохранения и социального развития А. Ю. Левицкой в Женеве во время 95-й сессии МКТ (июнь 2006 г.). В ходе этой встречи была подписана Программа сотрудничества между Российской Федерацией и МОТ на 2006—2009 гг., которая включила в себя такие направления, как совершенствование законодательства, развитие социального диалога, решение вопросов нелегальной миграции и др. В рамках данной программы в мае 2007 г. состоялся визит в Женеву Комитета Государственной Думы по труду и социальной политике во главе с Председателем Комитета А. К. Исаевым.

Россия заинтересована в использовании законодательного опыта и исследовательского потенциала МОТ в целях содействия осуществлению российских экономических реформ. В то же время представляется целесообразным полностью отказаться от технической помощи МОТ и подключиться к участию во внебюджетном финансировании представляющих для нас интерес проектов, прежде всего на пространстве СНГ.

Россия внимательно следит за работой контрольных органов МОТ и сотрудничает с ними. В мае-июне 2005 г. в связи с поступившими жалобами российских профсоюзов на заседаниях Комитета МКТ по применению конвенций и рекомендаций и Комитета Адмсовета по свободе объединения состоялось рассмотрение ситуации с выполнением Россией конвенций МОТ № 87 и 98 (о свободе объединений и праве на ведение коллективных переговоров). Контрольные органы МОТ пришли к заключению о наличии некоторых проблем с практикой применения трудового законодательства в России и высказали ряд рекомендаций.

В настоящее время, несмотря на благоприятную, в целом, ситуацию, сохраняется ряд конвенций, о выполнении которых России следует своевременно предоставлять отчеты с целью избежания вынесения обсуждения этих вопросов на более высокий уровень. К таким конвенциям относятся следующие:

Вышеупомянутые № 87 и № 98 (среди рекомендаций МОТ — необходимость снятия запрета на забастовки работников почтовой и железнодорожной служб, предоставление более полной информации относительно мер, принятых по отношению лиц, виновных в дискриминации профсоюзов);

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Кроме того, в ходе 300-й сессии Адмсовета МОТ (ноябрь 2007 г.) была принята жалоба Федерации профсоюзов работников морского транспорта о несоблюдении конвенции № 179 о найме и трудоустройстве моряков.

Придавая большое значение контрольным функциям МОТ, Россия в то же время исходит из того, что рассмотрение подобных вопросов следует вести максимально объективно, не политизируя дискуссию, в строгом соответствии с мандатом Организации и установленными процедурами.

Более чем вековой опыт участия стран в Международной организации труда позволил им включиться в процесс разработки и реализации международно-правовых норм регулирования социально-трудовых отношений; значительно облегчить разработку правовой базы трудовых отношений, формирование системы социального партнерства. Данные факторы оказали существенное влияние на социально-экономическое развитие стран. Дальнейшее расширение взаимодействия с МОТ, использование ее опыта, разрешение накопившихся проблемных вопросов во взаимоотношении с этой международной организацией соответствуют всем национально-государственным интересам стран участвующих в МОТ.

Международная организация труда (МОТ)

Международная организация труда, МОТ (International Labour Organization, ILO) – это одно из учреждений Организации Объединенных Наций (ООН), ответственное за выработку и соблюдение международных трудовых норм, содействующее защите трудовых прав, установлению равноправия мужчин и женщин в трудовой сфере, укреплению социальной защищенности и развитию диалога по вопросам, связанным со сферой труда.

Отличительная черта Международной организации труда (МОТ) – трипартизм – трехсторонняя структура, в рамках которой осуществляются переговоры между правительствами, организациями трудящихся и предпринимателей. Делегаты этих трех групп представлены и совещаются на равных основаниях на всех уровнях Международной организации труда.

Структура Международной организации труда

Международная конференция труда

Международная конференция труда является высшим органом Международной организации труда, на которой принимаются все акты МОТ. Делегатами Международной конференции труда являются по два представителя от правительства и по одному от наиболее представительных организаций работников и работодателей каждого государства-участника.

Административный Совет

Административный совет Международной организации труда является исполнительным органом МОТ. Он руководит работой Организации в период между сессиями Генеральной конференции и определяет порядок выполнения ее решений. Ежегодно проводятся три сессии Административного Совета – в марте, июне и ноябре.

В состав Административного совета входят 56 членов (28 представителей от правительств, 14 от работодателей и 14 от трудящихся) и 66 их заместителей (28 представляют правительства, 19 работодателей и 19 трудящихся).

Десять мест членов Административного совета, представляющих правительства, зарезервированы на постоянной основе за представителями правительств ведущих стран мира – Бразилии, Великобритании, Германии, Индии, Италии, Китая, Российской Федерации, США, Франции и Японии. Остальные члены Совета, представляющие правительства других государств, переизбираются Конференцией на ротационной основе каждые три года.

Международное бюро труда

Международное бюро труда в Женеве является постоянным секретариатом МОТ, оперативным штабом, исследовательским и издательским центром. Бюро занимается подготовкой документов и докладов, которые используются в ходе конференций и заседаний Организации (например, Генеральный доклад Комитета экспертов по применению стандартов, доклады Административного Совета и его комитетов). Бюро также осуществляет руководство программами технического сотрудничества, которые обеспечивают нормотворческую деятельность Международной организации труда.

Бюро имеет в своем составе департамент, который отвечает за все вопросы, касающиеся международных стандартов труда, а также департаменты, отвечающие за деятельность нанимателей и трудящихся.

Вопросы администрации и управления децентрализованы и переданы на региональный и субрегиональный уровень и в представительства в отдельных странах.

Бюро, руководимое Генеральным директором, который избирается на пятилетний срок с правом переизбрания, нанимает около 2500 сотрудников и экспертов, работающих в штаб-квартире в Женеве и в более чем 40 представительствах по миру.

Регулярно проводятся региональные встречи государств-членов МОТ для обсуждения вопросов, представляющих особый интерес для данного региона.

Административному совету и Международному бюро помогают в их деятельности трехсторонние комитеты, охватывающие главные отрасли промышленности, а также комитеты экспертов по таким вопросам, как профессиональная подготовка, охрана труда, развитие управления, трудовые отношения, профессиональная подготовка, а также особые проблемы некоторых категорий трудящихся: молодежь, инвалиды.

Задачи Международной организации труда

Основными задачами Международной организации труда являются:

  • Разработка согласованной политики и программ, направленных на решение социально-трудовых проблем.
  • Разработка и принятие международных трудовых норм в виде конвенций и рекомендаций и контроль за их выполнением.
  • Помощь странам-участницам в решении проблем занятости, сокращения безработицы и регулирования миграции.
  • Защита прав человека (права на труд, на объединение, коллективные переговоры, защита от принудительного труда, дискриминации).
  • Борьба с бедностью, за улучшение жизненного уровня трудящихся, развитие социального обеспечения.
  • Содействие профессиональной подготовке и переподготовке работающих и безработных.
  • Разработка и осуществление программ в области улучшений условий труда и производственной среды, техники безопасности и гигиены труда, охраны и восстановления окружающей среды.
  • Содействие организациям трудящихся и предпринимателей в их работе совместно с правительствами по регулированию социально-трудовых отношений.
  • Разработка и осуществление мер по защите наиболее уязвимых групп трудящихся (женщин, молодежи, пожилых людей, трудящихся-мигрантов).

Методы работы Международной организации труда

В своей работе Международная организация труда использует четыре основных метода:

  1. Развитие социального партнерства правительств, организаций трудящихся и предпринимателей (трипартизм).
  2. Разработка и принятие международных трудовых норм: конвенций и рекомендаций и контроль за их использованием (нормотворческая деятельность).
  3. Оказание странам помощи в решении социально-трудовых проблем. В МОТ это называется техническим сотрудничеством.
  4. Проведение исследований и осуществление публикаций по социально-трудовым проблемам.

Трипартизм – основной метод работы Международной организации труда и ее отличительная черта от всех международных организаций. Решение всех социально-трудовых проблем может быть успешным только в результате согласованных действий правительств, трудящихся и предпринимателей.

Акты, принимаемые Международной организацией труда

Международная организация труда принимает следующие акты, посвященные вопросам труда:

Всего Международной организацией труда было принято три декларации:

  1. Филадельфийская декларация МОТ 1944 года о целях и задачах Международной организации труда
  2. Декларация МОТ 1977 года о многонациональных предприятиях и социальной политике
  3. Декларация МОТ 1998 года об основополагающих правах и принципах в сфере труда

Конвенции подлежат ратификации странами-участницами МОТ и являются международными договорами, обязательными для исполнения в случае ратификации.

Рекомендации не являются юридически обязательными актами. Даже в том случае, если государство не ратифицировало ту или иную конвенцию, оно несет обязательства в силу факта членства в Международной организации труда и присоединения к его уставу по четырем основополагающим принципам в сфере труда, закрепленным в Декларации МОТ 1998 года.

Основополагающие принципы в сфере труда, закрепленные в Декларации МОТ 1998 года:

  • Свободы объединения и права на ведение коллективных переговоров
  • Запрета дискриминации в трудовых отношениях
  • Искоренения принудительного труда
  • Запрета детского труда

Указанным четырем принципам посвящены восемь Конвенций Международной организации труда (соответственно – Конвенции № 87 и 98; 100 и 111; 29 и 105; 138 и 182), называющиеся фундаментальными. Указанные Конвенции ратифицированы подавляющим большинством государств мира и за их исполнением МОТ наблюдает особенно внимательно.

Международная организация труда не может принуждать к исполнению даже ратифицированных Конвенций. Тем не менее, существуют механизмы контроля МОТ за исполнением Конвенций и Рекомендаций, основная суть которых заключается в исследовании обстоятельств предполагаемых нарушений трудовых прав и придание им международной огласки в случае длительного игнорирования замечаний МОТ государством-участником. Этот контроль осуществляется Комитетом экспертов МОТ по применению Конвенций и Рекомендаций, Комитетом Административного Совета по свободе объединения и Комитетом Конференции по применению Конвенций и Рекомендаций.

В исключительных случаях, в соответствии со статьей 33 Устава МОТ, Международная конференция труда может призвать своих членов к осуществлению воздействия на государство, особенно злостно нарушающее международные трудовые стандарты. На практике это было сделано только один раз – в 2001 году в отношении Мьянмы, в течение десятилетий подвергавшейся критике за использование принудительного труда и отказывавшейся сотрудничать по этому вопросу с Международной организацией труда. В результате, ряд государств применили в отношении Мьянмы экономические санкции, и она была принуждена сделать ряд шагов навстречу МОТ.


ЧТО ЭТО?

Международная организация труда (МОТ; International Labour Organization, ILO) – это одно из учреждений Организации Объединенных Наций (ООН). МОТ отвечает за выработку и соблюдение международных трудовых норм, а также содействует защите трудовых прав, установлению равноправия мужчин и женщин в трудовой сфере, укреплению социальной защищенности и развитию диалога по вопросам, связанным со сферой труда.

Отличительная черта Международной организации труда (МОТ) – трипартизм – трехсторонняя структура, в рамках которой осуществляются переговоры между правительствами, организациями трудящихся и предпринимателей. Профсоюзы любой страны-участницы вправе направлять своих представителей на ежегодную Международную конференцию труда (как и стороны правительства и работодателей) – высший орган МОТ.

ИСТОРИЯ

Другая важная дата в истории МОТ – 1998 год, когда делегаты Международной конференции труда приняли Декларацию об основополагающих принципах и правах в сфере труда. Эти принципы и права включают право на свободу объединения и коллективные переговоры, устранение детского и принудительного труда и дискриминации в занятости.

В 2004 году роль МОТ в продвижении стратегии справедливой глобализации получила поддержку в докладе Всемирной комиссии по социальным аспектам глобализации.

МОТ приняла более 180 конвенций и 190 рекомендаций, охватывающих все стороны мира труда.

СТРУКТУРА

Международная конференция труда является высшим органом Международной организации труда, на ней принимаются все акты МОТ. Делегатами Международной конференции труда являются по два представителя от правительства и по одному от наиболее представительных организаций работников и работодателей каждого государства-участника.

Административный совет Международной организации труда является исполнительным органом МОТ. Он руководит работой организации в период между сессиями Генеральной конференции и определяет порядок выполнения ее решений. Ежегодно проводятся три сессии Административного совета – в марте, июне и ноябре.

В состав Административного совета входят 56 членов (28 представителей от правительств, 14 от работодателей и 14 от трудящихся) и 66 их заместителей (28 представляют правительства, 19 – работодателей и 19 – трудящихся).

Десять мест членов Административного совета, представляющих правительства, зарезервированы на постоянной основе за представителями правительств ведущих стран мира: Бразилии, Великобритании, Германии, Индии, Италии, Китая, Российской Федерации, США, Франции и Японии. Остальные члены Совета, представляющие правительства других государств, переизбираются Конференцией на ротационной основе каждые три года.

Международное бюро труда в Женеве является постоянным секретариатом МОТ, оперативным штабом, исследовательским и издательским центром. Бюро имеет в своем составе департамент, который отвечает за все вопросы, касающиеся международных стандартов труда, а также департаменты, отвечающие за деятельность нанимателей и трудящихся.

Бюро, руководимое Генеральным директором, который избирается на пятилетний срок с правом переизбрания, нанимает около 2500 сотрудников и экспертов, работающих в штаб-квартире в Женеве и в более чем 40 представительствах по миру. Регулярно проводятся региональные встречи представителей государств – членов МОТ для обсуждения особенно важных для данного региона вопросов.

Административному совету и Международному бюро помогают в их деятельности трехсторонние комитеты, охватывающие главные отрасли промышленности, и комитеты экспертов по таким вопросам, как профессиональная подготовка, охрана труда, развитие управления, трудовые отношения, профессиональная подготовка, а также особые проблемы некоторых категорий трудящихся: молодежь, инвалиды.

ЗАДАЧИ

Основными задачами Международной организации труда являются:
- Разработка согласованной политики и программ, направленных на решение социально-трудовых проблем.
- Разработка и принятие международных трудовых норм в виде конвенций и рекомендаций и контроль за их выполнением.
- Помощь странам-участницам в решении проблем занятости, сокращения безработицы и регулирования миграции.
- Защита прав человека (право на труд, на объединение, на коллективные переговоры, защита от принудительного труда, дискриминации).
- Борьба с бедностью, за улучшение жизненного уровня трудящихся, развитие социального обеспечения.
- Содействие профессиональной подготовке и переподготовке работающих и безработных.
- Разработка и осуществление программ в области улучшения условий труда и производственной среды, техники безопасности и гигиены труда, охраны и восстановления окружающей среды.
- Содействие организациям трудящихся и предпринимателей в их работе совместно с правительствами по регулированию социально-трудовых отношений.
- Разработка и осуществление мер по защите наиболее уязвимых групп трудящихся (женщин, молодежи, пожилых людей, трудящихся-мигрантов).

МЕТОДЫ РАБОТЫ

В своей работе Международная организация труда использует четыре основных метода:
- Развитие социального партнерства правительств, организаций трудящихся и предпринимателей (трипартизм).
- Разработка и принятие международных трудовых норм (конвенций и рекомендаций) и контроль за их использованием (нормотворческая деятельность).
- Оказание странам помощи в решении социально-трудовых проблем. В МОТ это называется техническим сотрудничеством.
- Проведение исследований и осуществление публикаций по социально-трудовым проблемам.

Международная организация труда принимает декларации, конвенции и рекомендации. Всего было принято три декларации:
- Филадельфийская декларация МОТ 1944 года о целях и задачах Международной организации труда;
- Декларация МОТ 1977 года о многонациональных предприятиях и социальной политике;
- Декларация МОТ 1998 года об основополагающих правах и принципах в сфере труда.

МОТ И ФНПР

Федерация независимых профсоюзов России регулярно участвует в конференциях, а представитель ФНПР часто избирается в состав Административного совета МОТ, руководящего организацией в промежутках между конференциями. В настоящее время в состав совета входит секретарь ФНПР Алексей Жарков.

11 апреля Международная организация труда (МОТ) отметила столетний юбилей. К поздравлениям присоединился и Михаил Шмаков, глава Федерации независимых профсоюзов России. Он отметил, что столетие Международной организации труда имеет важное значение не только для Организации Объединенных Наций, одним из инструментов которой МОТ является, но и для всей цивилизации.

- Международная организация труда в 1919 году при своем образовании была ответом на те социальные революции, которые происходили в Европе в это время. Прежде всего – революции в России и ряде европейских стран. При создании Международной организации труда было заявлено, что прочный мир невозможен без социальной справедливости. И принципу социальной справедливости отвечает вся деятельность Международной организации труда за все время существования, – сказал профсоюзный лидер.

- Это и положило начало знаменитому принципу трипартизма, когда все социально-политические и социально-экономические условия обсуждаются в рамках переговоров, а не на баррикадах.

Завершая выступление, глава ФНПР выразил уверенность в том, что МОТ продолжит так же эффективно работать и в будущие сто лет.

Россия подписала Программу сотрудничества с МОТ на 2021-2024 годы

Международная организация труда (МОТ) и РФ в лице правительства, а также организации работодателей и работников подписали программу сотрудничества на период 2021-2024 год. В основу документа положен опыт и результаты, полученные во время реализации предыдущих программ с учетом проблем, вызванных пандемией коронавируса.

Документ акцентирует внимание на четырех основных направлениях развития социально-трудовой сферы. Среди них формирование безопасных и здоровых условий труда, модернизация трудового законодательства, совершенствование системы квалификаций, расширение социального диалога, а также внедрение особого подхода к существованию сферы труда, ориентированного на интересы обычного человека.

Важный акцент программы связан с изменением трудового законодательства с учетом новых реалий в глобальной экономике, проведения недискриминационной политики в сфере занятости, совершенствования системы непрерывного образования, а также обеспечения мобильности трудовых резервов.

Документ утверждает, что одним из ключевых приоритетов в области социально-трудовых отношений выступает формирование безопасных условий труда.

Утверждение обновленных правил ОТ, которые включают актуализированные требования, подготовленные с учетом ведущих отечественных и зарубежных практик, а также предусматривающие улучшение деятельности инспекций труда, позволит увеличить эффективность профилактических мер при организации различных видов работ и будет направлено на сокращение количества несчастных случаев на производстве и профзаболеваний работников.

В программе подчеркивается, что безопасные и здоровые условия труда при осуществлении трудовой деятельности выступают ключевым фактором привлекательности труда и его высокой производительности, а также обеспечения общего экономического благополучия в государстве.

Модернизация системы ОТ требует применения комплексного подхода, предусматривающего выработку современной доктрины по безопасности труда и подготовку мер госполитики по защите работников от влияния профессиональных рисков.

В документе отмечается необходимость расширения социального партнерства в сфере безопасности и гигиены труда на уровне предприятий и организаций, включая институциональное усиление взаимодействия работодателей и работников. Обновленная доктрина безопасности по-прежнему диктует необходимость использования всех возможных форм компенсаций профессиональной утраты трудоспособности. При этом ключевая роль должна отводиться институтам индивидуальной оценки уровня и тяжести лишения трудоспособности работником.

В контексте приоритета безопасных и здоровых условий труда предлагается акцентировать совместные действия трехсторонних партнеров на следующих направлениях:

разработка принципов безопасности труда, учитывая социально-значимые болезни, на базе международных норм трудового права, а также вклад в регулирование удаленного труда на фоне новых вызовов, связанных с пандемией;

содействие в тиражировании и использовании современной практики создания и эффективной работы комитетов (комиссий) по ОТ и признания сотрудников, занятых в системе ОТ в соответствии с положениями Системы управления охраной труда, национальным законодательством и практикой;

обсуждение и определение методов оценивания состояния условий труда, которые отвечают современным требованиям.

Читайте также: