Россия и международные отношения начала 21 века кратко

Обновлено: 05.07.2024

Назовите несколько основных экономических, политических, правовых, идеологических, дипломатических, военных, культурных и других связей и взаимоотношений между субъектами на мировой арене в 21 веке (какие-то конфликты, войны

Внешняя политика и международные отношения России
Россия продолжила членство СССР в ООН (включая статус постоянного члена Совета Безопасности) и в других международных организациях, участие в международных договорах СССР, приняла на себя обслуживание внешнего долга бывшего СССР, к ней же перешли все советские зарубежные активы в полном объёме.

В международных отношениях Россия выступает в качестве государства-продолжателя СССР, однако данный статус оспаривается отдельными государствами и остаётся предметом дискуссии в научных кругах.

Внешняя политика России определяется Президентом страны и осуществляется Министерством иностранных дел. Россия проводит многовекторную внешнюю политику. Она поддерживает дипломатические отношения со 191 государством, имеет диппредставительства в 144 странах. У России нет дипотношений с Грузией (с 2008 года) , Бутаном и Соломоновыми Островами, а также Тувалу, с которым, однако, уже достигнута договоренность об их установлении

А те же что и в 19 веке, Кавказ - Россия, Венгрия - Украина, Россия - Япония, и т. д.
Заметим - некоторые конфликты и с более раннего периода!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить обучающихся с Россией и международными отношениями XXI века.

формировать у обучающихся целостное и образное представление о развитии международных отношений в XXI веке;

способствовать развитию познавательных умений;

анализировать историческую точку зрения;

излагать суждения о причинно-следственных связях исторических фактов.

Ключевые слова урока: развал СССР, сверхдержава, демократический режим, рыночная экономика, Путин, Россия

Эпиграф к уроку:

1. Международный статус современной России

Советская внешняя политика имела две главные опоры - мес­сианскую коммунистическую идеологию, ориентированную на мировую революцию и глобальную экспансию, и богатейшую ре­сурсную базу, позволявшую в течение длительного времени под­держивать военно-политическую мощь. По мере угасания надежд на мировую революцию марксистско-ленинская идеология, являв­шаяся первоначально стержнем внешней политики Советской Рос­сии, стала постепенно замещаться не менее экспансионистскими и изощренными геополитическими расчетами, сохранявшими прежний идеологический характер.

К концу 80-х гг. XX в. коммунистическая идеология утратила привлекательность для большей части населения, а страна отста­ла от Запада на решающих направлениях научно-технической ре­волюции. Совокупное действие этих причин и предопределило крах нежизнеспособной тоталитарной системы.

Провозглашение Верховным Советом РСФСР 12 июня 1990 г. суверенитета России по отношению к СССР было, по существу, первым шагом на ее пути от имперского государства к националь­ному. С выходом на международную арену в качестве самостоя­тельного государства Россия оказалась перед необходимостью геополитического самоопределения, адекватного ее возможностям и устремлениям. Оно предполагает позиционирование в геополити­ческом пространстве, выбор цивилизационных ориентиров, вектора внешней политики. Более гомогенный, чем в СССР, этноконфессиональный состав населения является важной предпосылкой форми­рования впервые в истории России нации-государства.

Внешнеполитическое самоопределение зависит не только от Рос­сии, но и от процессов в ближнем зарубежье, политики других госу­дарств, прежде всего основных центров силы, общей ситуации в мире, тенденций глобального развития.

Влияние России на положение дел в мире определяется следу­ющими обстоятельствами:

Ø она является самым крупным по территории и седьмым по численности населения государством мира, занимает благоприят­ную геополитическую позицию в центре Евразии;

Ø располагает гигантскими природными ресурсами и прежде всего энергетическими (нефть, газ, уголь), имеет высокий научно- технический потенциал;

Ø занимает лидирующие позиции в добыче и транспортировке углеводородного сырья, в перспективе позволяющие достичь ста­туса великой энергетической державы;

Ø как правопреемница СССР является постоянным членом Со­вета Безопасности ООН и несет связанную с этим статусом от­ветственность;

Ø обладает сопоставимым с Соединенными Штатами страте­гическим ракетно-ядерным потенциалом, унаследованным от СССР;

Ø играет роль транспортного моста между Европой и Азией, расширяя и модернизируя авто- и железнодорожные магистрали, вводя в строй газо- и нефтепроводы;

Ø с начала XXI в. укрепила свои позиции благодаря обрете­нию относительной социально-политической стабильности, позитив­ным тенденциям в развитии экономики и активной внешней полити­ке, перестает быть слабой страной, какой была в конце минувшего века;

Ø в последние годы российские корпорации начали активно ос­ваивать рынок западных стран, что является важным показателем позитивных перемен в экономике России и фактором ее интеграции в мировую экономическую систему;

Ø отношения России практически со всеми государствами но­сят мирный характер, а с ведущими державами и соседями офици­ально характеризуются как стратегическое партнерство.

Совокупность перечисленных обстоятельств определяет меж­дународный статус России как влиятельной трансрегиональной державы и глобальной ядерной сверхдержавы. В начале XXI в. Россия стремится интегрироваться в сообщество цивилизованных государств, оставаясь при этом независимой стратегической вели­чиной, претендующей на существенную роль в управлении форми­рующейся международной системой.

Разработка новой внешнеполитической стратегии:

Российско-американские отношения:

Отношения между Россией и США оставались центральным направлением внешней политики.

Отношения России со странами ближнего зарубежья:

Политический кризис-2014:

События Евромайдана, начавшиеся в ноябре 2013 года в связи с решением правительства Украины приостановить процесс подготовки к подписанию соглашения об ассоциации с Евросоюзом, вызвали острый политический кризис и привели в конечном итоге к государственному перевороту в феврале 2014 года. 21 февраля 2014г. правительственный квартал был захвачен вооруженной толпой, президент в этот момент был в Харькове. Уже 22 февраля президент Виктор Янукович был объявлен Верховной радой "самоустранившимся от исполнения конституционных полномочий", хотя официально отбыл в командировку в Харьков на съезд юго-восточных регионов. 23 февраля исполнение обязанностей президента Украины было возложено на председателя Верховной Рады Александра Турчинова. 27 февраля бывшей оппозицией было сформировано временное правительство, которое возглавил Арсений Яценюк. Новое руководство Украины, поддержанное странами Запада, распорядилось возобновить процесс евроинтеграции. В противовес странам Запада, с энтузиазмом воспринявших политические перемены Украины, российское руководство отказалось признавать легитимность новых украинских властей, настаивая на том, что законным президентом Украины является Виктор Янукович, который, по мнению России, был смещён оппозицией в результате государственного переворота. Президент России Владимир Путин обратился к Совету Федерации за разрешением на использование российских Вооружённых сил на территории Украины и получил такое согласие. В середине марта 2014 года власти Автономной Республики Крым и города Севастополя при поддержке России и несмотря на попытки противодействия властей Украины провели референдум, на основании результатов которого в одностороннем порядке была провозглашена независимая Республика Крым с последующим присоединением к России в качестве субъектов федерации — Республики Крым и города Севастополя. Украина, не признавшая отделение Крыма, рассматривает его как временно оккупированную территорию. В апреле 2014 года было объявлено о создании Донецкой, Луганской и Харьковской Народных Республик. 12 мая, в соответствии с результатами состоявшихся 11 мая референдумов, Донецкая и Луганская области Украины объявили о государственном суверенитете и образовании новых государств: Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики, однако их результаты не получили международного признания. 25 мая на Украине состоялись внеочередные президентские выборы. Впервые президентом уже в первом туре был избран Пётр Порошенко. С апреля 2014 года в восточных областях Украины идут ожесточенные бои между украинской армией, национальной гвардией и вооружёнными формированиями добровольцев, с одной стороны, и вооруженными формированиями самопровозглашённых республик (народным ополчением), с другой. 5 сентября в Минске после переговоров было достигнуто соглашение о прекращении огня. Соглашение подразумевало разграничение и прекращение огня, однако по факту не выполнялось обоими сторонами.

Отношения России со странами шанхайской организации сотрудничества:

Исходя из идеи многополярного мира, руководство России предприняло усилия по развитию союзнических отношений с ближайшими соседями на Востоке. В 2001 г. был подписан Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Россией и Китаем. Были урегулированы и пограничные вопросы между двумя странами. Летом того же года была создана Шанхайская Организация Сотрудничества (ШОС), в состав которой вошли Россия, Китай, Казахстан, Киргизия и Таджикистан. ШОС последовательно выступала за укрепление стратегической стабильности, нераспространение оружия массового уничтожения, за поддержание международного правопорядка. ШОС – динамично развивающаяся региональная международная организация. В качестве наблюдателей в работе ШОС участвуют Индия, Иран, Пакистан и Монголия.

Отношения со странами Латинской Америки:

В 2008 г. состоялся первый официальный визит главы российского государства в страны Латинской Америки. Экономические и культурные связи были дополнены военно-политическим сотрудничеством.

Осенью 2008 г. в Венесуэлу прибыл отряд военный кораблей ВМФ России, а так же группа стратегических бомбардировщиков для проведения совместных военных учений. Был отменен визовый режим для россиян в Бразилию, Аргентину, Венесуэлу. Были подписаны многомиллиардные контракты на разработку месторождений полезных ископаемых в Латинской Америке. Все это создавало дополнительные возможности для реализации идеи многополярного мира.

Укрепление позиций России на международной арене:

Усиление борьбы с терроризмом:

После терактов в США 11 сентября 2001 г.Россия присоединилась к усилиям США и их союзников в борьбе против терроризма. Руководство России шло на эти шаги в интересах обеспечения безопасности своих южных рубежей (Северный Кавказ). В течение короткого времени началась нормализация обстановки на Северном Кавказе.

Роль России в борьбе с терроризмом в Сирии

Владимир Путин выступил с речью 28 сентября 2015 года, где подчеркнул необходимость борьбы с ИГ в Сирии. При этом президент России дал понять, что боевые действия по отношению к террористам должны быть одобрены властями Сирии и Ирака, т.к. будут происходить на их территории.

Позже выяснилось, что в целях борьбы с терроризмом, на территории Багдада был создан информационный центр. Структура собирала, обрабатывала и анализировала информацию по ситуации в регионе. Это позволяло лучше контролировать происходящее, заранее зная о действиях боевиков ИГИЛ.

С 28 сентября 2015 года начинается серия авиаударов по позициям ИГИЛ военно-воздушными силами Российской Федерации. Помимо этого, российские власти продолжают сотрудничество как с сирийскими военнослужащими, так и с оппозицией, объединившись в борьбе против терроризма и производя миротворческие операции.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ слово преподавателя.

В 21 век Россия вошла уверенной поступью, но путь этот весьма сложный. Нашей стране необходимо сделать выбор: определить путь развития, Определить более чётко свои национальные интересы и механизмы их отстаивания, свою геополитическую ориентацию. России тяжело добиваться равноправного партнёрства с ведущими государствами мира. Важным позитивным историческим событием стало включение России в совет Европы в 1996г.

Безусловно, по своему экономическому, научному потенциалу Россия – великая страна, хотя мировой сверхдержавой её ещё назвать нельзя. Россия – великая евразийская держава. Сегодня, как никогда, справедлива формула: Россия есть Европа плюс Азия. Важным достижением последних лет стало то, что постепенно Россия становится демократической страной, и будем надеяться, что с этого пути она не свернёт.

В начале XXI века внешняя политика России была направлена на укрепление международного престижа и обеспечение безопасности государства за счёт установления конструктивного диалога с Западом и хороших отношений с соседними странами.

Общие тенденции

К главным внешнеполитическим проблемам России на исходе 1990-х годов относились:

  • неуверенность зарубежных партнёров во внутриполитической стабильности в России;
  • слабость государственной власти.

Отношение к России международного сообщества определялось её огромным внешним долгом и неустойчивым экономическим положением. Государственный внешний долг России в 2000 году составлял 60 % ВВП. Кредиторы сомневались, что Россия сможет выплатить долги. В 2000–2006 годов решение долговой проблемы являлось главным направлением внешней политики. Государству удавалось гасить долги раньше установленных сроков, что существенно повысило доверие к стране.

Российский внешнеполитический курс был многовекторным: взаимодействие налаживалось не только со странами ближнего зарубежья и Запада, но и с государствами Латинской Америки, Азии, Африки.

Указом президента 10 января 2000 года была утверждена концепция внешней политики, обозначившая следующие приоритеты:

  • формирование в международных отношениях многополярной системы;
  • противодействие принижению в мировых делах роли ООН;
  • баланс между целями и возможностями внешней политики;
  • решение внешнеполитических задач соразмерно их соответствию национальным интересам.

Отношения с США и ЕС

Новая администрация президента США обновила концепцию отношений с Россией, которая вновь позиционировалась в качестве возможной угрозы. США сворачивали координацию действий, взялись за пересмотр стратегических ориентиров. Первая встреча Путина и Буша состоялась на саммите в Любляне в июне 2001 года. Президенты настроились на совместный поиск путей преодоления разногласий. Сохранялись расхождения по принципиальным вопросам – расширение НАТО и система ПРО.

Готовые работы на аналогичную тему

Позиции стран сблизились из-за общего врага в лице международного терроризма. В мае 2002 года был подписан Договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов (СНП).

Однако партнёрство не приобрело глубокого характера: США были заинтересованы в утверждении лидерства, Россия – в установлении полицентризма. Россия пыталась добиться от США признания операции в Чечне борьбой с международным терроризмом. После начала военной операции США в Ираке Россия заявила, что на это не было правовых оснований. Взаимодействие стран оказалось под угрозой. Отрицательную реакцию в США вызвал арест М. Б. Ходорковского.

В октябре 2000 года на саммите Россия – ЕС в Париже было решено начать регулярный диалог.

  • экономическое;
  • свобода, правосудие и безопасность;
  • внешняя безопасность;
  • культура и образование.

Россия в рамках энергетического диалога отстаивала право проводить сообразную с национальными интересами энергетическую политику.

Камнем преткновения в начале 2007 года стали намерения США разместить на территории Чехии и Польши элементы системы ПРО. Россия выразила протест. 10 февраля 2007 года на Мюнхенской конференции Путин выступил с речью, в которой подверг критике внешнеполитический курс США. Усугубила ситуацию позиция России в грузинско-югоосетинском конфликте в 2008 году.

Отношения с государствами ближнего зарубежья

В отношении соседних стран в 2000-х годах Россия стала проводить прагматичный курс. Приоритет отдавался экспансии российского влияния в соседних странах. Россия обозначила для стран СНГ границы, нарушение которых она расценивала как угрозу безопасности. Это касалось вступления в НАТО и согласия на размещение на территории военных объектов НАТО.

В октябре 2000 года была учреждена ЕврАзЭС, в которую вошли:

  • Россия;
  • Белоруссия;
  • Казахстан;
  • Киргизия;
  • Таджикистан.

ЕврАзЭс была нацелена на интеграцию стран в международную экономику и создание между ними единого экономического пространства.

Основным фактором в отношениях с балтийскими странами стало их вступление в 2002 году в НАТО.

В конце 2003 года, после победы на президентских выборах в Грузии прозападного кандидата М. Саакашвили, ее власти также начали выступать с антироссийской риторикой. Россия весной 2006 года ввела запрет на импорт грузинских вин, сельхозпродукции и минеральных вод, и повысила цены на энергоносители.

Итоги внешней политики России начала 21 века

В 2000-х годах Россия сумела вернуться на авансцену мировой политики и нашла на международной арене свою нишу.

Это подтверждает тот факт, что страна в 2006 году председательствовала на заседаниях G8. Россия в целом проявила себя как серьёзный международный партнёр, открыто декларирующий и последовательно отстаивающий свои национальные и геополитические интересы. Стабилизация внутриполитической ситуации и избавление от внешних долгов позволили России уверенно защищать свои позиции в диалоге с Западом.

Россия – крупнейшее государство Европейского континента. Внешняя политика РФ является важной проблемой современности. Что связывают с естественно-географическим положением страны, ее роли в экспорте нефти и газа, других природных ресурсов. Происходящие в РФ изменения политического и экономического порядка отражаются на политике других государств.

Внешняя политика РФ в первое десятилетие XXI века

Внешнюю политику РФ определяет Президент, за исполнение его указаний отвечает МИД. В 2000 г. была сформулирована и принята новая Концепция внешнеполитического развития РФ.

В первое десятилетие 21 века основными задачами внешней политики РФ становятся:

  • укрепление рубежей РФ;
  • единство, независимость и сохранность территории;
  • построение свободного сообщества, чье существование основано на соблюдении норм международного права;
  • создание во внешнем пространстве условий для экономического роста;
  • заключение дружественных союзов с соседствующими государствами, с целью образования пояса добрососедства;
  • поддержка интересов и защита прав граждан РФ, находящихся за рубежом.

В связи с чеченской войной, РФ подвергается критике со стороны иностранных государств. В декабре 2001 г. США выходит из договора о ПРО, что дестабилизирует внешнеполитическую обстановку в глобальном смысле. Мнение России по этому вопросу, опять же, не учитывается. В первое десятилетие 21 века создается угроза нацбезопасности. На юге наблюдаются проблемы в таких странах, как Ирак, Афганистан, Пакистан, на востоке растет роль Китая и Японии, на западе расширяется блок НАТО. Нестабильность усиливается еще и за счет разницы в расходах РФ и стран НАТО, США на вооружение.

Главными достижениями внешней политики становятся:

Борьба с терроризмом. После событий 11 сентября 2001 г. в США, правительство РФ содействовало реализации мер по борьбе с террористической угрозой, предпринятых этой страной. Россия открывает воздушный коридор для переброски грузов для американских войск в Афганистане.

Миротворческая миссия. В 2008 г. российские миротворцы останавливают агрессию Грузии против Южной Осетии. Миротворческий контингент сохраняется также и в Молдове (зона нестабильности – Приднестровье).

К значимым внешнеполитическим событиям относят также осуждение РФ вторжения американских войск в Ирак, осуществленное в 2003 г., и отказ от признания независимости Косово.

Современная внешнеполитическая ситуация

Во втором десятилетии 21 века происходит укрепление позиций РФ на мировой арене. Этому способствует перевооружение армии. В 2010 г. принимается Госпрограмма вооружений на 2011-2020 гг. (на это выделяется свыше 20 трлн. рублей). Россия установила отношения с такими государствами, как Индия, Китай, Бразилия, ЮАР, вошедшими в образованную РФ – БРИКС. Первостепенное значение отводится экономическому сотрудничеству. В 2014 г. создается Евразийский экономический союз.

Россия постоянно отстаивает интересы собственных граждан, границы страны неприкосновенны. В 2012 г. вооруженные силы РФ помешали нападению США на Сирию, в 2013 г. Правительство РФ отказалось выдать США Э. Сноудена, уличившего Америку в шпионаже. В феврале 2014 в связи с приходом к власти на Украине националистических элементов и растущей в этой стране нестабильностью, РФ открыла границу для десятков тысяч беженцев, стремившихся укрыться на ее территории от разразившегося вооруженного конфликта. Весной 2014 г. (14 марта) в Крыму проводится референдум, по результатам которого эта территория присоединяется к РФ. Это приводит к наложению на РФ различных санкций, прежде всего со стороны США и стран блока НАТО.

Огромная территория и большое количество свободных ресурсов наряду с современным вооружением, делают РФ ведущей фигурой международной арены, с мнением которой приходится считаться.

Читайте также: