Россия 1900 1914 кратко

Обновлено: 04.07.2024

На Дальнем Востоке российская внешняя экспансия в начале ХХ в. распространилась на Маньчжурию и Корею, что привело к активному противодействию со стороны уже не только Великобритании, но и Соединенных Штатов. Оба государства создали условия для начала русско-японской войны 1904–1905 гг. за влияние на Дальнем Востоке, причем война против России финансировалась американскими деловыми кругами.

Одновременно России удалось усилить свое влияние в Иране, введя накануне Первой мировой войны в эту страну войска и обезопасив границу в Закавказье.

Внутренняя ситуация в России резко изменилась в начале XX в. в связи с Первой русской революцией 1905–1907 гг., когда мятежи и восстания охватили некоторые флотские экипажи и воинские части, а боестолкновения с восставшими принимали затяжной характер, хотя и отличались локальными проявлениями. Однако самый длительный вооруженный конфликт — Декабрьское восстание в Москве 1905 г. — несмотря на достаточно интенсивные уличные бои, продолжался чуть более недели (11 дней). При этом вооруженный мятеж был полностью подавлен, хотя для этого пришлось привлекать регулярные части, включая гвардейские.

Под воздействием развивавшейся в 1905 г. Первой русской революции, главной движущей силой которой стал пролетариат, самодержавие вынуждено было пойти на уступки и создать представительное учреждение – Государственную думу.

Министром внутренних дел А.Г. Булыгиным был подготовлен первый проект создания Гос. думы.

Однако новый революционный подъем осенью 1905 г. сорвал выборы в Думу булыгинского образца.

17 октября 1905 г. Николай II (1868–1918), по предложению председателя Совета министров СЮ. Витте, опубликовал знаменитый Манифест об усовершенствовании гос. порядка.

Манифест провозглашал (но не обеспечивал юридическими гарантиями) свободу совести, слова, собраний и союзов, неприкосновенность личности Предполагал привлечение к выборам в Гос. думу широких слоев населения.

Выборы в Гос. думу были многоступенчатыми по четырем неравноправным куриям (землевладельческая, городская, крестьянская, рабочая). Половина населения (женщины, студенты, военнослужащие) не имела избирательного права.

Манифест устанавливал обязательный порядок утверждения Гос. думой всех издаваемых в империи законов.

На основании и во исполнение Манифеста императорским указом были внесены некоторые прогрессивные изменения в Положение о выборах в Гос. думу (направленные прежде всего на расширение круга избирателей).

20 февраля 1906 г. был издан Манифест об изменении Учреждения Гос. совета и о пересмотре Учреждения Гос. думы, по которому существовавший с 1810 г. Гос. совет становился верхней палатой российского парламента, а вновь создаваемая Гос. дума (представительный орган населения) – нижней палатой.

В нач. 1906 г. Николаем II была единолично утверждена новая редакция Основных государственных законов Российской империи, по которой царь в законодательной сфере делил власть с парламентом – Гос. думой и Гос. советом.

Первая (1906) и Вторая (1907) Гос. думы оказались оппозиционными царскому правительству, поэтому были быстро распущены. Опасаясь дальнейшего укрепления парламентской оппозиции в Думе, самодержавие пошло на гос. переворот, изменив избирательный закон (3 июня 1907 г.), был установлен режим так называемой третьеиюньской монархии.

Третьеиюньский переворот обеспечил послушное императору и правительству черносотенно-октябристское большинство в Третьей (1907–1912) и Четвертой (1912–1917) Думе, сделав ее практически карманной.

Государственный строй

Государственный строй Дела общины (хозяйственные, административные, судебные определенных категорий) решались на сельском сходе. Административным лицом был староста.Несколько общин объединялись в округа, называвшиеся сотнями. Дела сотни решались на народном собрании

Государственный строй

Государственный строй Рабовладельческое государство Шан (Инь) за достаточно долгий период своего существования пережило значительные изменения. На самом раннем этапе оно сохраняло пережитки родоплеменной военной демократии, о чем свидетельствует существование в то

34. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ И РАЗВИТИЕ ПРАВА В РОССИИ В ПЕРИОД ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

34. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ И РАЗВИТИЕ ПРАВА В РОССИИ В ПЕРИОД ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ С вступлением России в 1914 г. в Первую мировую войну усилилось значение таких военных органов управления, как Ставка верховного главнокомандующего. Военное министерство и Главный штаб.

9.2. Государственный строй

9.2. Государственный строй С первых дней национально-демократической революции в Украине проходил процесс формирования республиканской формы правления. Наблюдается историческая связь, определенная преемственность органов государственной власти с теми, которые

10.2. Государственный строй

10.2. Государственный строй Форму правления, которая была введена во время П. Скоропадского, можно считать переходной к президентской республике. Вызывают возражения выводы тех авторов, которые считают, что произошел полный возврат к монархии. В заявлении Рады Министров

11.2. Государственный строй

11.2. Государственный строй После падения гетманского правительства законодательную и исполнительную власть олицетворяла в себе Директория Украинской Народной Республики.Название “Директория” было позаимствовано из времен Великой французской революции. Но дальше

12.2. Государственный строй

12.2. Государственный строй Процесс формирования высших органов власти и управления в западноукраинских землях был тождественным такому же процессу в Великой Украине. Эволюционный путь Центральной Рады от общественно-политического органа к парламенту повторила

13.2. Государственный строй

13.2. Государственный строй I Всеукраинский съезд Советов, который работал 11—12 декабря 1917 г. в Харькове, принял резолюцию “Об организации власти в Украине”, в которой указал, что “Украина провозглашается Республикой советов рабочих, солдатских и крестьянских

14.3. Государственный строй

14.3. Государственный строй Изменения в государственном строе УССР были связаны прежде всего с тенденцией к объединению экономических, политических, военных усилий советских республик. Следует подчеркнуть, что инициатива такого объединения исходила из центра, от

15.2. Государственный строй

15.2. Государственный строй В 30-е годы в развитии политической системы произошли коренные изменения. Овладев аппаратом власти, И. Сталин и его сторонники создали такую государственную организацию, которая лишала рабочий класс и основную часть рядовых членов партии

16.3. Государственный строй

16.3. Государственный строй Анализ государственного строя в рассматриваемый период включает в себя характеристику Украинского самостоятельного государства, которое было провозглашено в июне 1941 г. во Львове, характеристику немецкого и румынского оккупационных режимов и

17.2. Государственный строй

17.2. Государственный строй Тоталитарный режим не изменил своей сущности и в послевоенные годы. Однако переход к мирной жизни нуждался в определенной реорганизации конституционных органов власти и управлении.Высшие органы власти и управления. Высшим органом власти

18.2. Государственный строй

18.2. Государственный строй Формирование неототалитарного режима нуждалось в установлении более жесткого контроля партийных структур над органами власти и управления. Этот процесс был завершен принятием Конституции СССР 1977 г. и соответствующих конституций союзных

19.2. Государственный строй

19.2. Государственный строй Политика перестройки нуждалась в реформировании государственного аппарата как в центре, так и на местах.В марте 1990 г. в СССР был введен институт президентства, что подтвердило намерение М. Горбачева воплотить на практике государственного

20.2. Государственный строй

20.2. Государственный строй После провозглашения независимости Украина сформировалась как парламентско-президентская республика. К тому времени Президент Украины был главой государства и главой исполнительной власти. Статус Украины уже как президентско-парламентской


ВОЕННОЕ ПРАВО

Юридические консультации. Судебная практика. Вопросы, ответы и комментарии.


АРМИЯ РОССИИ

СМИ "Обозник". История армии, тыла ВС РФ. Права и обязанности военнослужащих

Внешняя политика России в 1900–1914 годах


Необходимость такой внешнеполитической линии осознавалась и окружением Николая II, в котором тон задавали люди, работавшие еще с Александром III.С.Ю. Витте говорил, что чем дольше продлится период внешней стабильности, тем большее могущество приобретет Россия за счет своего динамичного экономического развития. В рамках своего внешнеполитического курса Россия взяла на себя инициативу по созыву международной конференции по вопросам войны и мира.

Она состоялась в Гааге в 1899 году и приняла ряд важных деклараций по поводу возможных в будущем войн: о запрете ядовитых газов и разрывных пуль. В начале XX века, однако, обнаружилось, что практическое наполнение внешнеполитической стратегии не имело достаточной четкости. Министру иностранных дел графу В.Н. Ламздорфу приходилось сталкиваться с противоречивыми влияниями, исходившими из царского окружения. С одной стороны, был закреплен союз с Францией как одна из основ европейской политики России. С другой — при царском дворе сильна была прогерманская ориентация.

Все это заставляло решать вопрос о регулировании русско-английских противоречий. В 1907 году Россия и Англия согласовали спорные вопросы, касающиеся Ирана, Афганистана и Тибета. Это соглашение приглушило на время соперничество между двумя странами, хотя снять его окончательно было не в силах. В 1908 году с обострением балканского вопроса усилилось напряжение в отношениях между Россией и Австрией. В национально-освободительной борьбе славянских и православных народов против турецкого и австрийского владычества Россия выступала их естественным союзником. Агрессивные устремления австрийцев против Сербии, Боснии и Герцеговины базировались на их уверенности в поддержке со стороны Германии. Аннексия Австрией Боснии и Герцеговины резко ухудшила отношения России с австро-германским блоком.

Своим вмешательством во внутрибалканские дела они до предела запутывали все противоречия между странами региона, что влекло угрозу глобального военного конфликта, становившегося практически неизбежным из-за бескомпромиссной позиции лидеров противоборствующих блоков — Англии и Германии. Мир неуклонно скатывался к военной катастрофе. В первую очередь это связывалось с нарастающей агрессивностью Германии и Австрии.

В Германии не смолкали разговоры о необходимости передела мира, мощными темпами росло вооружение: если в 1913 году в сравнении с 1900 годом английский военноморской бюджет увеличился на 186%, французский — на 175%, то германский поднялся на 375%. Политическая ситуация в Европе неудержимо обострялась, и в конце июля 1914 года это обострение переросло в военные действия.

Запись создана: Суббота, 28 Март 2020 в 0:04 и находится в рубриках Современность.

В конце XIX ­начале ХХ в. в Европе сложилось два противоборствующих воен­но-политических союза: Тройственный союз (Германия, Австро­Венгрия, Италия) и Антанта (Франция, Россия, Великобритания). Они вынашивали грандиозные планы по переустройству мира.

Французская карикатура: Германия, Австро-Венгрия и Италия курят на бочке с порохом

Тройственный союз — военно-политический блок Германии , Австро-Венгрии и Италии , сложившийся в Средиземье в 1862 году , который положил начало разделу Европы на враждебные лагеря и сыграл важную роль в подготовке и развязывании Первой мировой войны (1914—1918).

Главным организатором Тройственного союза являлась Германия, Россия и Австро-Венгрия, заключившие в 1879 году военный союз с (см.: Австро-германский договор ). 20 мая 1882 года Германия, Австро-Венгрия и Италия подписали секретный договор о союзе. Они взяли обязательства (сроком на 5 лет) не принимать участия ни в каких союзах или соглашениях, направленных против одной из этих стран, консультироваться по вопросам политического и экономического характера и оказывать взаимную поддержку. Договор возобновлялся в 1887 и 1891 годах (при этом вносились дополнения и уточнения) и автоматически продлевался в 1902 и 1912 годах.

Политика стран-участниц Тройственного союза характеризовалась возрастающей борьбой за мир. В ответ на создание Тройственного союза в 1891—1894 годах оформился франко-русский союз , в 1904 году было заключено англо-французское , в 1907 году — англо-русское соглашение , образовалась Антанта

К 1914 г. гонка вооружений в мире достигла огромных размеров. Германия, не сокращая морскую программу, лихорадочно увеличивала и сухопутную армию. Вместе со своей союзницей Австро-Венгрией она имела в распоряжении 8 млн. человек, обученных военному делу. В лагере Антанты насчитывалось большее число обученных военному делу, но германская армия была технически лучше оснащена. Страны Антанты также быстро увеличивали свои вооруженные силы. Однако военные программы Франции и Рос­сии запаздывали. Их выполнение планировалось только на 1916- 1917гг.

Германский план войны, предусматривавший быструю (мол­ниеносную) войну на двух фронтах - Западном и Восточном, разработал Шлиффен . Главная идея заключалась в нанесении уда­ра по Франции через Бельгию. Целями операции были окружение и разгром французских армий. Против русских армии сначала пре­дусматривались оборонительные действия ограниченными сила­ми. После разгрома французов предполагалось перебросить войска на восток и нанести поражение России.

Планы французского командования носили в основном выжидательный характер, поскольку и в военно-промышленном отно­шении и по численности армии Франция уступала Германии. Ан­глия не стремилась к широкому участию в сухопутной войне, на­деясь всю ее тяжесть переложить на Россию и Францию. Русские политические и стратегические интересы требовали направления главных усилий против Австро-Венгрии.

Читайте также: