Российская модель менеджмента кратко

Обновлено: 04.07.2024

Менеджмент - это вид деятельности человека, который имеет общие и специфические черты. Общие черты отражают этапы развития цивилизации, уровень научно-технического прогресса и описаны в различных научных подходах. Специфические черты отражают национальные и исторические особенности, географические условия, уровень социально-экономических отношений, культуру. Именно поэтому существует понятие не только менеджмента вообще, но и понимание существования американской, японской, и, конечно же, российской модели менеджмента.[7]

Быстрый переход от одной системы хозяйствования к другой привел к формированию многоукладной экономической структуры. В отличие от других стран, со сложившимися моделями управления, в которых полностью проявились их сущностные особенности, в России процесс формирования национальной модели менеджмента еще не завершен.

Современная российская модель управления многообразна и зависит от формы собственности, региональных и отраслевых особенностей, величины организации, типа рынка и даже категории потребителей, на которых ориентируются производители, их социального происхождения и профессионального статуса. Крупные компании (часто акционерные общества на базе государственных) сохраняют традиции коллективизма, эффективности, сохранения социальных благ и гарантий сотрудникам в новых условиях хозяйствования. Организации малого бизнеса часто работают в условиях отсутствия четко сформулированной философии управления, жесткого отношения к персоналу со стороны собственника, минимальной демократизации управления. Важную роль в формировании российской модели управления играло и продолжает играть государство.[8]

1. Особенности геополитического положения. Россия возникла и находится в географической области взаимодействия во­сточных и западных культурных, философских и религиозных моделей ми­роустройства, поэтому она может без чрезмерных усилий, не опасаясь утраты самоидентификации, воспринять наиболее рациональные черты как запад­ной, так и восточной культур управления. Кроме того, даже в рамках одной территории не существует единой управленческой культуры. В западных областях и на севере России управленческие ценности близки к европейским и строятся на принципах предприимчивости, прибыльности и большей индивидуализации. На юге России сильным является влияние восточной цивилизации. В настоящий момент в целом для России характерен переход от коллективных ценностей к индивидуальным, ориентация, скорее, на западные технологии управления.

2. Россия - страна с огромной территорией и небольшой плотностью населения, обеспеченная богатейшими сырьевыми и энергетическими ресурсами, разнообразием климатических условий, что предполагало возможность длительного ведения экстенсивного хозяйства, в то время как на Западе такая форма уже была практически исчерпана и сложилась система экономии, бережливости, концентрации усилий на небольшом пространстве. В результате в нашей стране в настоящий момент для многих работников характерным является созерцательное времяпрепровождение, опора на неисчерпаемость ресурсов, что сказывается на всех уровнях управленческой иерархии.

4. Особенности национальной психологии. Традиционные базовые ценности у всех народов в наивысшей степени концентрируются в религии. В России это место занимало русское православие. Влияние православия на русские экономические реформы прослеживается вплоть до начала ХХ в.




5. Для правовой культуры России и Запада характерно разное соотношение естественного и писаного права. В России большая роль принадлежала естественному праву, для русского человека содержание важнее формы. Эта причина формирования особой модели управления как бы вытекает из предшествовавшей, так как в русском менталитете идею естественного права заменяли православные идеалы добродетели, справедливости и правды, а не правовое отношение к закону и праву.

Запад унаследовал от римской империи понятие частной собственности, опирающееся на хорошо организованную базу юридических уложений. Многовековая культура частной собственности развила такое качество как хозяйственный индивидуализм до экономического рационализма, важного не только для отдельной личности, но и для всего народного хозяйства в целом. В России в отличие от Запада не получило юридического закрепления римское понятие о собственности. Начавший развиваться в Киевской Руси институт частной собственности был заменен в дальнейшем нерасчлененностью собственности, слиянием собственности, власти и управления, что оказало существенное влияние на отношение к этому институту и наложило соответствующий нравственно-этический отпечаток.

6. Экономические потребности развития страны. На Западе производимая продукция шла на местный рынок непосредственно к потребителю. В России промышленность была разбросана по деревням, сбыт продукции производился через торгового посредника на отдаленный рынок, что требовало от государства создания единого экономического пространства для обмена хозяйственной деятельностью - общероссийского внутреннего рынка - для включения всех регионов в общий процесс общественного прогресса. Для России также характерна повышенная капиталоемкость инвестиционных проектов и, соответственно, значительные издержки производства, поэтому, особенно на ранних этапах рыночного развития, частного капитала было недостаточно для достижения устойчивого экономического роста и требовалось активное участие государства. То есть, можно говорить наличии в нашей стране длительной истории становления государственной управленческой культуры, поскольку собирать в XIII веке государство с Москвы, поддерживать в единстве Великое княжество Мос­ковское, Царство Московское, Российскую империю, Советский Союз и современную Россию без нее было бы не­возможно.

На протяжении десятилетий практически во всех основных сферах деятельности традиционно понимаемая конкуренция заменялась специфическими административными, экономическими и социальными механизмами, заменявшими конкурентную борьбу. Система государственного управления, как правило, с лучшей стороны проявляла себя в периоды нестабильности, когда главными управленческими решениями становилась мобилизация и перераспределение ресурсов.

Таким образом, в настоящий момент в России наряду с общими чертами, сходными с известными в мировой практике моделями, активно применяются традиционные для нашей страны принципы управления.

Менеджмент - это вид деятельности человека, который имеет общие и специфические черты. Общие черты отражают этапы развития цивилизации, уровень научно-технического прогресса и описаны в различных научных подходах. Специфические черты отражают национальные и исторические особенности, географические условия, уровень социально-экономических отношений, культуру. Именно поэтому существует понятие не только менеджмента вообще, но и понимание существования американской, японской, и, конечно же, российской модели менеджмента.[7]

Быстрый переход от одной системы хозяйствования к другой привел к формированию многоукладной экономической структуры. В отличие от других стран, со сложившимися моделями управления, в которых полностью проявились их сущностные особенности, в России процесс формирования национальной модели менеджмента еще не завершен.

Современная российская модель управления многообразна и зависит от формы собственности, региональных и отраслевых особенностей, величины организации, типа рынка и даже категории потребителей, на которых ориентируются производители, их социального происхождения и профессионального статуса. Крупные компании (часто акционерные общества на базе государственных) сохраняют традиции коллективизма, эффективности, сохранения социальных благ и гарантий сотрудникам в новых условиях хозяйствования. Организации малого бизнеса часто работают в условиях отсутствия четко сформулированной философии управления, жесткого отношения к персоналу со стороны собственника, минимальной демократизации управления. Важную роль в формировании российской модели управления играло и продолжает играть государство.[8]

1. Особенности геополитического положения. Россия возникла и находится в географической области взаимодействия во­сточных и западных культурных, философских и религиозных моделей ми­роустройства, поэтому она может без чрезмерных усилий, не опасаясь утраты самоидентификации, воспринять наиболее рациональные черты как запад­ной, так и восточной культур управления. Кроме того, даже в рамках одной территории не существует единой управленческой культуры. В западных областях и на севере России управленческие ценности близки к европейским и строятся на принципах предприимчивости, прибыльности и большей индивидуализации. На юге России сильным является влияние восточной цивилизации. В настоящий момент в целом для России характерен переход от коллективных ценностей к индивидуальным, ориентация, скорее, на западные технологии управления.

2. Россия - страна с огромной территорией и небольшой плотностью населения, обеспеченная богатейшими сырьевыми и энергетическими ресурсами, разнообразием климатических условий, что предполагало возможность длительного ведения экстенсивного хозяйства, в то время как на Западе такая форма уже была практически исчерпана и сложилась система экономии, бережливости, концентрации усилий на небольшом пространстве. В результате в нашей стране в настоящий момент для многих работников характерным является созерцательное времяпрепровождение, опора на неисчерпаемость ресурсов, что сказывается на всех уровнях управленческой иерархии.

4. Особенности национальной психологии. Традиционные базовые ценности у всех народов в наивысшей степени концентрируются в религии. В России это место занимало русское православие. Влияние православия на русские экономические реформы прослеживается вплоть до начала ХХ в.

5. Для правовой культуры России и Запада характерно разное соотношение естественного и писаного права. В России большая роль принадлежала естественному праву, для русского человека содержание важнее формы. Эта причина формирования особой модели управления как бы вытекает из предшествовавшей, так как в русском менталитете идею естественного права заменяли православные идеалы добродетели, справедливости и правды, а не правовое отношение к закону и праву.

Запад унаследовал от римской империи понятие частной собственности, опирающееся на хорошо организованную базу юридических уложений. Многовековая культура частной собственности развила такое качество как хозяйственный индивидуализм до экономического рационализма, важного не только для отдельной личности, но и для всего народного хозяйства в целом. В России в отличие от Запада не получило юридического закрепления римское понятие о собственности. Начавший развиваться в Киевской Руси институт частной собственности был заменен в дальнейшем нерасчлененностью собственности, слиянием собственности, власти и управления, что оказало существенное влияние на отношение к этому институту и наложило соответствующий нравственно-этический отпечаток.

6. Экономические потребности развития страны. На Западе производимая продукция шла на местный рынок непосредственно к потребителю. В России промышленность была разбросана по деревням, сбыт продукции производился через торгового посредника на отдаленный рынок, что требовало от государства создания единого экономического пространства для обмена хозяйственной деятельностью - общероссийского внутреннего рынка - для включения всех регионов в общий процесс общественного прогресса. Для России также характерна повышенная капиталоемкость инвестиционных проектов и, соответственно, значительные издержки производства, поэтому, особенно на ранних этапах рыночного развития, частного капитала было недостаточно для достижения устойчивого экономического роста и требовалось активное участие государства. То есть, можно говорить наличии в нашей стране длительной истории становления государственной управленческой культуры, поскольку собирать в XIII веке государство с Москвы, поддерживать в единстве Великое княжество Мос­ковское, Царство Московское, Российскую империю, Советский Союз и современную Россию без нее было бы не­возможно.

На протяжении десятилетий практически во всех основных сферах деятельности традиционно понимаемая конкуренция заменялась специфическими административными, экономическими и социальными механизмами, заменявшими конкурентную борьбу. Система государственного управления, как правило, с лучшей стороны проявляла себя в периоды нестабильности, когда главными управленческими решениями становилась мобилизация и перераспределение ресурсов.

Таким образом, в настоящий момент в России наряду с общими чертами, сходными с известными в мировой практике моделями, активно применяются традиционные для нашей страны принципы управления.

Менеджмент обладает общими и специфическими чертами не только в отношении управления, но и в отношении самого себя (рис.1).

Общие черты отображают этап развития цивилизации, модель экономики, общественно-хозяйственные нужды управления, степень научно-технического прогресса и прочее. Стоит отметить, что данные черты характерны для всех стран мира.

Специфические черты отображают национальные и исторические особенности, географические условия, степень общественно-хозяйственного уровня развития в конкретно взятой стране, а также культурные аспекты.

Отечественный менеджмент

Рис. 1 Значение менеджмента в развитии цивилизаций

Реальный менеджмент всегда состоит из общего и особенного в определенных пропорциях и соотношениях. В нашем мире имеет место понимания не только менеджмента в целом в качестве концепции, философии, разновидности управления, но и понимания разнообразных наиболее популярных и эффективных моделей менеджмента – японского, американского и прч. В связи с этим, существуют предпосылки изучения и отечественного - российского менеджмента.

Характерные черты российского менеджмента

Изучение российского менеджмента обладает большим значением для практики развития управления на современном этапе в Российской Федерации. Увлечение концепциями менеджмента не должно приводить к прямому переносу, например, японского менеджмента в нашу страну, так как данный опыт был бы малоэффективным, а все усилия - тщетными. Важно знать, понимать и принимать во внимание специфику России при применении опыта и теорий иностранного менеджмента, что станет причиной более полной реализации идей менеджмента.

Особенностями российского менеджмента можно назвать такие факторы:

  • приоритеты в проблематике, акценты внимания и усилий;
  • инфраструктуру менеджмента, общественно-хозяйственные и политические условия его осуществления;
  • набор факторов, которые благоприятствуют укреплению менеджмента в нашей стране и, наоборот – затрудняют его;
  • культурную среду, особенности социального сознания, не поддающиеся изменению в одночасье либо не нуждающиеся в изменениях.

Приоритеты в проблематике обусловлены состоянием экономики, нуждами хозяйственной реформы, имеющимися условиями профессионализации управления, отношением к зарубежному опыту действенного менеджмента, противоречиями кризисного состояния современного производства в нашей стране.

Самыми актуальными проблемами менеджмента на сегодняшний день в России можно признать проблемы управления конверсионными процессами, антикризисного управления, управления занятостью, информационных технологий управления, поддержки предпринимательства и малого бизнеса, мотивирования экономической активности в отрасли производства, банковского менеджмента.

Выше далеко не весь список приоритетов в проблематике отечественного менеджмента, однако, главное не просто перечислить их, а сделать ранжирование. В этом наиболее ярко находит свое проявление специфика и в этом – самые большие трудности в изучении и трактовании менеджмента на современном этапе в нашей стране.

Иной ракурс понимания характерных черт отечественного менеджмента – противоречивое взаимное действие факторов, которые благоприятствуют укреплению концепции менеджмента в отечественных реалиях и затрудняют ее (рис.2).

Характерные черты российского менеджмента

​​​​​​​

Рис. 2 Основные факторы, оказывающие влияние на национальные особенности менеджмента

Страновая модель менеджмента отражает особенности развития экономики страны. Менеджмент имеет общие и специфические черты, при этом общие черты представляют собой отражение этапа развития цивилизации и научно-технического прогресса, а специфические черты определяются национальными и историческими особенностями, характеристиками социума и культурными факторами. Именно специфические черты менеджмента и являются причиной существования различных страновых моделей управления.

В данный момент экономика Российской Федерации необратимо движется к рыночной. Россия относится к развивающимся странам, и в данный момент ее экономика находится в процессе эволюционного развития. В связи с этим фактом опыт управления организациями в условиях рыночной экономики в России невелик. Особенностями развития страны в целом определяются проблемы, характерные для российского менеджмента:

  • Недостаточная изученность спроса – спрос определяется не по прогнозам, а по фактическим показателям продаж;
  • Отсутствие уверенности в будущем, нестабильность экономики – отказ от постановки долгосрочных бизнес-целей;
  • Отсутствие объективных показателей эффективности деятельности менеджмента;
  • Отсутствие необходимой теоретической и практической подготовки управленческих кадров;
  • Отказ от использования инструментов управленческого учета с целью анализа эффективности деятельности организации.

Факторы модели российского менеджмента

Особенности российской модели управления, как уже было сказано, зависят от особенностей функционирования экономики страны. Для российской экономики характерна высокая скорость социально-экономических и политических процессов, которые являются определяющими для среды функционирования менеджмента. Кроме того, некоторые культурные черты и национальные особенности социального сознания и поведения оказывают непосредственное влияние на характер управления.

Российская экономика находится в состоянии гонки за лидирующими экономиками мира, что вынуждает российский менеджмент быстро и активно осваивать современные методы управления. В то же время Россия является многонациональной страной, культура которой состоит из смеси азиатской и европейской, что вынуждает менеджеров изучать западные и восточные культурные особенности деловой активности.

Готовые работы на аналогичную тему

В настоящее время менеджмент России не соответствует общемировым стандартам и уровню развитых стран, но активно использует и осваивает отдельные инструменты, методы и разработки западных моделей управления.

Три ключевые модели российского менеджмента

Получи деньги за свои студенческие работы

Курсовые, рефераты или другие работы

Автор этой статьи Дата написания статьи: 02.06.2017

Дмитрий Александрович Каштанов

Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.

Любой руководитель, решая какую либо организационную задачу делает следующее.


  1. Подбирает команду, члены которой имеют внутреннюю мотивацию и готовность решать поставленную задачу, личные убеждения которых не создают препятствий для общего дела, а напротив, побуждают их к активным действиям (это Ценности).
  2. Определяет чего именно нужно достичь совместными усилиями, формирует образ будущего (это Цели).
  3. Разрабатывает вместе с командой способы достижения целей, выбирает необходимые средства (это Стратегия).
  4. Распределяет обязанности между членами команды, определяет области ответственности (это Структура).
  5. Разрабатывает вместе с командой методы работы и последовательность действий, ведущих к результатам (это Процессы).

Какой бы ни была организация — большой или маленькой, эти организационные задачи всегда стоят перед руководителем, и от качества их решения зависит способность организации действовать результативно и эффективно.

Эти пять элементов организационной системы, собранные воедино, становятся мощной движущей силой, выводящей компанию на орбиту лидерства.
Модель Русского Менеджмента разработана компанией iTeam в результате многолетних исследований практики управления российских и зарубежных компаний.

Ценности

В Русском Менеджменте фундаментом организации является система ценностей, корпоративная культура. Общность ценностей превращает множество личностей в сообщество, осознающее свою идентичность.

Мы видим, как мало обустроена наша страна, как много еще нужно сделать во всех областях нашей жизни, чтобы мы могли гордиться своим Домом, который в результате наших трудов должен стать лучшим местом на Земле. Вдохновляющая идеология созидания лучшего будущего должна стать стержнем, вокруг которого строится система ценностей Русского Менеджмента.

Цели Русского Менеджмента не ограничиваются узкими корпоративными рамками. Зарабатывать деньги для акционеров конечно нужно. Если компания не обеспечивает отдачу на вложенный капитал, то она лишится возможностей для развития.

Во всем, что делают люди, должен быть смысл, выходящий за рамки сегодняшнего дня и пределы отдельной человеческой жизни. Русский Менеджмент дает людям смысл их трудовой деятельности и жизни, вселяет надежду на бессмертие, поскольку бессмертными людей делает созидательная работа, нацеленная на будущее.

Коллектив компании, увлекаемый лидером, сам определяет, какой вклад в будущее страны или всего человечества они хотят внести, каким они видят свой идеал (миссию), какой должна быть система ценностей, соответствующая их миссии.

В модели Русского Менеджмента компания является целенаправленной системой. Цели организации — это результат согласия всех заинтересованных сторон (акционеров, менеджеров, сотрудников, клиентов, поставщиков, общества, государства). Отсутствие согласия неизбежно отражается на здоровье организации.


Цель высшего уровня определяет идеал, к которому стремится компания. Он формулируется в виде миссии, осуществлению которой посвящает себя организация.

Следующий уровень целей — стратегические намерения, определяющие, чего хочет достичь компания в долгосрочном периоде. Если миссия не имеет временных границ, то стратегические намерения связаны с конкретным сроком, в течение которого компания должна добиться определенных результатов.

Стратегическое видение служит основой для формулировки четко определенных, измеримых стратегических целей.

Развертывание стратегии до уровня конкретных действий обеспечивается формированием портфеля стратегических проектов. Комплекс стратегических проектов должен обеспечивать необходимые и достаточные условия достижения долгосрочных целей организации.

В цикле годового планирования каждая компания ставит среднесрочные, тактические цели, которые устанавливаются с ориентацией на стратегическое видение и долгосрочные, стратегические цели.

Оперативные цели компании определяются в соответствии с текущей ситуацией и ориентированы на тактические цели. Например, ежедневный план производства продукции формируется исходя из имеющихся на данный момент заказов.

Цели, которые ставятся перед сотрудниками, вытекают из стратегических и тактических целей компании. Так ответственность за достижение стратегических целей возлагается на топ-менеджеров. При этом ключевыми показателями их деятельности (KPI) становятся измеримые критерии выполнения стратегии компании. Для сотрудников устанавливаются цели тактического уровня и соответствующие KPI.

Для Русского Менеджмента характерны амбициозные цели, воодушевляющие коллектив, бросающие вызов, требующие постоянного развития и совершенствования.

Стратегия

Ясно сформулированная стратегия содержит пять компонент:

Стратегическое управление не сводится к разработке стратегии. Стратегия становится действующим инструментом управления только в случае создания системы стратегического контроллинга, включающей следующие элементы:

  • Карта стратегии, содержащая стратегические цели, объединенные причинно-следственными связями;
  • Целевые стратегические показатели — критерии успеха в достижении целей;
  • Стратегические проекты, которые необходимо осуществить для достижения стратегических целей.

Наличие четко определенных целей, измеримых показателей и конкретных проектов позволяет обеспечить управление выполнением стратегии.

Структура

Русский Менеджмент требует от руководителей всех уровней быть лидерами, наставниками своих подчиненных, умеющими сочетать требовательность с внимательным отношением к людям, заинтересованными в их развитии и профессиональном росте.

Процессы

Русский Менеджмент опирается на процессный подход к управлению компанией. Деятельность компании рассматривается как совокупность процессов, преобразующих ресурсы в продукты и услуги, необходимые клиентам. Процессы — это органы компании, с помощью которых она достигает свои цели.

В Русском Менеджменте применяется системный, стратегический подход к построению системы управления процессами компании; от осмысления стратегии — к процессам. При этом происходит трансформация не только процессов, но и организационной структуры.

Все начинается с тщательного анализ проблем, которые ограничивают эффективность и конкурентоспособность компании. При этом управленческая команда приходит к пониманию истинных ограничений для бизнеса и на этой основе определяет конкретные цели внедрения процессного подхода, как средства решения выявленных проблем.

На втором этапе происходит осмысление стратегии. При этом компания рассматривается с точки зрения ее соответствия требованиям целевого рынка и условиям конкурентной среды, определяется вектор ее развития. Управленческая команда формулирует ответ на один главный вопрос: какой должна стать компания, чтобы быть более эффективной и конкурентоспособной?

Русский Менеджмент требует от каждого руководителя постоянного внимания к процессам, находящимся в его области ответственности. При этом главными критериями его успеха является предсказуемость, воспроизводимость результатов процессов, снижение их вариабельности.

Русский Менеджмент вовлекает сотрудников в управлении процессами. Сотрудники участвуют в создании регламентов процессов, контролируют их параметры, анализируют показатели, вырабатывают мероприятия по улучшению и проводят изменения. Это деятельность организуется и направляется руководителями, выступающими как лидеры и наставники для своих подчиненных.

Читайте также: