Российская цивилизация в 21 веке кратко

Обновлено: 03.07.2024

Цивилизация – это определенная стадия развития человеческого общества, отражающая достижение некоторого уровня социальности, который выражается в способности создавать культурные ценности, обеспечивать саморегуляцию посредством социальных норм, жить в относительной независимости от природы.

Цивилизация как крупная социокультурная система, включает религиозную, экономическую, политическую, социальную составляющие, а также систему воспитания и образования. Элементы этой системы делают цивилизацию своеобразной. При взаимодействии друг с другом они не теряют своей уникальности, а заимствование каких-либо элементов у других цивилизаций может их обогатить или обеднить.

Если под цивилизацией понимать ступень общественного и культурного развития общества, то с этой точки зрения выделяется доцивилизационный этап и эпоха цивилизаций. Однако надо сказать, что цивилизации могут существовать одновременно, а не только следовать друг за другом. Например, наряду с цивилизациями существуют дикие примитивные народы, т.е. нецивилизованные, как в Древнем мире сосуществовали культурные греки и римляне и варвары.

В качестве периодов эволюции общества и культуры американский антрополог Л.Г. Морган выделил:

  • дикость,
  • варварство,
  • цивилизацию.

Первый этап связан с присвоением людьми готовых продуктов, которые давала природа. Второй этап связан с развитием земледелия и скотоводства, а третий этап - с появлением государства, развитием торговли и ремесла.

Готовые работы на аналогичную тему

Сама периодизация Моргана считается сегодня устаревшей, но сохраняется её понимание как ступени исторического развития.

Основу типологии цивилизаций составляют четыре критерия:

  1. фундаментальные черты духовной жизни людей;
  2. взаимозависимость историко-политических судеб, экономического развития и их общность;
  3. взаимопереплетение культур;
  4. общие интересы и задачи с точки зрения перспектив развития.

Исходя из этих критериев, выделяются четыре основных типа цивилизаций:

  1. непрогрессивные формы существования, т. е. природные сообщества;
  2. восточная цивилизация;
  3. западная цивилизация;
  4. техногенная цивилизация.

Народы природного сообщества живут в рамках годового природного цикла. Они адаптировались к окружающей среде, и смысл существования видят в сохранении хрупкого равновесия между природой и человеком.

Восточная цивилизация сформировалась на Древнем Востоке к III тысячелетию до нашей эры – Древняя Индия, Вавилон, Древний Китай, Древний Египет. Характерными чертами этой цивилизации являются традиционализм, зависимость человека от сил природы, созерцательность, безмятежность, сосредоточенность на внутренней духовной жизни, принцип коллективизма в общественной жизни, политическая организация в форме деспотий – преобладание государства над обществом. Экономическая основа представлена корпоративной и государственной формой собственности, а основной метод управления – принуждение.

Что касается западной цивилизации, то на определенном этапе развития она носит черты техногенной цивилизации, сформировавшейся в Европе в XV-XVII веках. Главную роль в техногенной цивилизации играет научная рациональность, прогресс науки и техники, основанный на особой ценности разума.

Место России в системе мировых цивилизаций

В отечественной истории XX века господствующим был формационный подход и потому место страны во всемирной истории определялось с точки зрения её принадлежности к одной из общественно-экономических формаций, позже стали применять иной, цивилизационный подход, в пользу которого говорят многие аргументы.

Рисунок 1. Русская цивилизация. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Население России, абсолютное большинство которого исповедует христианство, привержено социально-психологическим установкам и ценностям, лежащим в основе западной цивилизации.

Высокая духовность и коллективистское общинное устройство социальной жизни являются характерными чертами русской цивилизации. При этом, то, что Россия отличается от Запада, признавали и славянофилы, и западники. Однако славянофилы не считали западную цивилизацию высшим достижением мировой истории.

Идея евразийского учения состояла в том, что все российские народы самой судьбой обречены жить вместе в рамках единого государства. Большая заслуга концепции заключается в том, что российская культура решительным образом перестает рассматриваться как синоним отсталости и варварства.

Образ мыслей и образ жизни в России никогда не будет и никогда не был чисто европейским или чисто азиатским, так же он никогда не будет суммой этих двух начал.

Психологическая структура россиянина не совпадает с психологической структурой европейца или представителя азиатских регионов – Ближнего Востока, Китая, Индии, Японии. Экономическая и политическая система России не будет целиком идентична экономическим и политическим системам Азии или Европы.

Современные исследователи считают Россию самостоятельной цивилизацией, которая имеет свою самобытную историческую судьбу, свой менталитет, свое экономическое и культурное пространство.

Цивилизационная характеристика России в начале XXI века

С распадом одного государства на его месте появилось новое территориально-государственное образование – Российская Федерация, совершенно иное по политическому устройству, социальной структуре и экономическому укладу.

Так как Россия стала правопреемницей СССР, то и её цивилизационные характеристики необходимо сопоставлять с такими же показателями СССР.

Площадь страны стала, естественно, меньше и составила 17,1 млн. кв. км, что составляет 76%. от территории СССР.

Несмотря на изменения после распада, Россия сохранила признаки своей цивилизационной идентичности, которая формировалась в прошлые столетия:

  • Россия по-прежнему является геополитическим мостом между Европой и Азией;
  • сохранилась значительная протяженность границ, которые в советский период были формальными;
  • сохранились огромные природные ресурсы, высокий уровень образования населения и его квалификация;
  • сохранилось духовное объединяющее начало – православие, которое исповедует подавляющее большинство населения страны.

Россия на сегодняшний день, в целом, является важным субъектом мировой политики, которая открыто декларирует свои национальные интересы и отстаивает их.

Российская цивилизация прошла ряд этапов (периодов) своего развития и прошла несколько модернизаций, каждая из которых имела свои особенности и различную степень завершенности.

Географически и этнически Россия объединяет Европу и Азию. Не зря ее называли Евразией или Ближним миром, чтобы подчеркнуть свое промежуточное положение между Западом и Востоком.

Особенностью развития Русской цивилизации, как и в случае со многими другими, было то, что ее возникновение и формирование происходило в определенной духовно-религиозной форме, под сильным влиянием Православия и Русской Православной Церкви. Она показала способность трансформировать общественную жизнь на основе христианства, определив все сферы народной культуры и образа жизни. В то же время в XX веке русская цивилизация достигла прогресса в нерелигиозной, атеистической форме. Сегодня полноценное цивилизационное развитие России немыслимо без преодоления социокультурного и духовно-нравственного кризиса и уточнения роли Православия в формировании прошлого, настоящего и будущего Русской цивилизации.

Россия как цивилизация

Этапы развития Российской цивилизации

О зарождении русской цивилизации и этапах ее развития ученые долго спорили. Существует множество мнений и о времени и месте возникновения цивилизации, и о перспективах ее развития.

Русская цивилизация возникла в IX веке с появлением древнерусского государства. Российская цивилизация проходит несколько этапов своего развития.

I этап — Киево-Новгородская Русь (IX-XII века). В эти годы древнерусское государство было сильнейшей державой Европы. Наши северные соседи называют Россию — Гардарики, земля городов. Эти города занимались оживленной торговлей с Востоком и Западом, со всем цивилизованным миром того времени. Вершиной могущества России на этом этапе является середина XI века, царствование Ярослава Мудрого. При этом князь Киев был одним из красивейших городов Европы, а князь Киев был одним из самых выдающихся европейских правителей. Немецкие князья, византийский император, короли Швеции, Норвегии, Польши, Венгрии, Франции искали узы брака с семьей Ярослава. Но после смерти Ярослава его внуки начали борьбу за власть, и власть России была подорвана.

XIII век был отмечен кризисом, связанным с вторжением татаро-монголов с востока и крестоносцев с запада. Борясь с врагами, Россия обретает новые городские центры, новые князья — сборщики и освободители русской земли. Так начался следующий этап развития нашей цивилизации.

II этап — Московская Русь. Она начинается в XIII веке, когда практически вся Россия находилась под Ордынским игом, и заканчивается в XVI веке, когда вместо разрозненных княжеств вновь, но уже со столицей в Москве, возродилось могущественное и объединенное русское государство.

Кульминацией этого этапа является царствование Ивана III на рубеже XV — XVI веков. В это время Русь освобождается от ордынского ига, берет на себя наследие Византии и становится доминирующей православной державой в мире. В XVI веке, при Иване Грозном, территория России увеличилась в несколько раз, завоевав Казанское, Астраханское и Сибирское ханства. Однако борьба Ивана Грозного с боярами и неудачная война за выход в Балтийское море с Ливонией создали еще один кризис русской цивилизации.

Кризис начался в начале XVII века, в связи с окончанием правящей династии Рюриковичей. Это вызвало смуту в стране и войны со Швецией и Польшей. Результатом стало приход к власти новой династии — Романовых. После периода их укрепления начался новый этап русской цивилизации.

III этап — Российская империя в XVIII-XX веках. С приходом к власти Петра I и благодаря его реформам Россия вновь становится такой же могущественной, как Англия и Франция, которые в то время были ведущими державами Европы.

Кульминацией этого этапа является конец XVIII века. Конец XVIII века, когда после мудрого правления Петра I Екатерина Великая, Елизавета Петровна, при Екатерине II Россия выиграла войны с Турцией, разделила Польшу с Австрией и Пруссией, полностью открыла путь в Европу.

Кризис Российской империи начинается в середине XIX века, когда, сначала из-за сохранения крепостного права, затем из-за сохранения самодержавия, Россию сотрясают восстания, протесты и террористические акты.

За этим следует конец девятнадцатого века, когда две революции 1905 и 1917 годов уничтожили Российскую империю, позднее превратив ее в СССР. Это знаменует начало следующего этапа развития российской цивилизации.

IV этап начинается в начале 20 века, в 1920-х годах. Это продолжается до сегодняшнего дня. Это этап динамизма, то есть быстрого развития государства и общества.

Территория Российской Цивилизации

Наиболее плодородной в России является степь, где преобладающим типом почв являются плодородные черноземы, толщина которых достигает трех метров. Черноземы занимают площадь около 100 млн. га, это сердце сельскохозяйственных регионов России. Однако освоение степных районов началось сравнительно поздно — только в конце 15 века и в конце 16 века, после решительного разгрома турок, русские полностью покорили степь. Регионы, которые ранее развивались только за счет животноводства, были превращены в сельскохозяйственные угодья в руках российских пахарщиков.

Поход казачьего атамана Ермака (1581-1582 гг.) в середине XVI в. ознаменовал начало освоения Сибири. Продвижение по Сибири было невероятно быстрым: в первой половине XVII века колонисты преодолели расстояние от Урала до берегов Тихого океана.

Низкая урожайность частично компенсировалась торговлей (охотой, рыбалкой, кормовой ловлей). Этот источник богатства не иссякал долгое время, так как развивались все новые и новые регионы с почти нетронутой природой.

С такими урожаями крестьянин, конечно, мог бы прокормить себя, но земля давала мало прибамбасов. А это, в свою очередь, отразилось как на развитии животноводства и торговли, так и, в конечном счете, на медленном росте городов, поскольку их население, в значительной степени освобожденное от сельскохозяйственной рабочей силы, нуждалось в продуктах, поставляемых из сел.

Монархия

Наряду с христианством Древняя Русь получила от Византии и идею монархической власти, которая быстро вошла в политическое сознание. Эпоха христианизации России совпала со временем формирования ее государственности, когда централизация и установление сильной личной власти Великого Князя стали жизненной необходимостью. Историки предполагают, что выбор Владимира — среди многих других причин — пал на православие, потому что, в отличие от католицизма, он дал полную власть императору.

Конечно, была большая разница между этими рекомендациями и реальной жизнью. В ожесточенной борьбе за власть князья совершали как клятвы, так и убийства, но само существование такого идеала давало возможность оценивать и критиковать действия власти.

Идея власти изменилась в период становления централизованного самодержавного государства — Московской России. Эта эпоха совпала с захватом Константинополя (1453 г.) и падением Византии. Россия оставалась единственным православным государством, которое защищало политическую независимость (империи Сербии и Болгарии потеряли ее до падения Византии). Иван III заключил брак с дочерью брата последнего византийского императора — Софией Палеолог, и стал, так сказать, преемником византийских монархов. Великий Московский князь теперь назывался царем и самодержцем (самодержцем) на Византийском суде.

Государство и социально-экономическое развитие России

В отличие от Западной Европы, в России не было таких отношений между государством и обществом, в которых общество влияет на действия государства и корректирует их. Ситуация в России была иной: здесь общество находилось под сильным, непреодолимым влиянием государства, которое естественным образом его ослабляло (вспомним основной принцип восточного деспотизма: сильное государство — слабое общество), направляло свое развитие сверху — как правило, самыми жесткими методами, хотя зачастую преследовало важные для страны цели.

В Древней Руси существовал вариант несинтетического и уже поэтому медленного развития феодализма. Как и некоторые страны Западной Европы (Восточная Германия и Скандинавия), восточные славяне перешли непосредственно от первобытно-общинного строя к феодализму. Явно негативную роль в социально-экономической жизни страны сыграл внешний фактор — монголо-татарское нашествие, отбросившее Россию назад по многим показателям.

Учитывая малочисленность населения России и ее разрастающееся развитие, желание феодалов предотвратить исход крестьян из сельской местности было неизбежным. Однако правящий класс не смог решить эту проблему самостоятельно — феодалы обычно прибегали к личным договоренностям не принимать беженцев.

В этих условиях, взяв на себя задачу внеэкономического принуждения крестьянства, правительство создало систему государственного крепостного права, играющую активную роль в установлении феодальных отношений.

Но причины медленного развития капитализма, особенно в селе, были не только в этом. Важную роль сыграли и особенности русской общины. Русская община, как главная клетка социального организма, на протяжении многих веков определяла динамику экономической и социальной жизни. В нем очень сильно выражены коллективные принципы. Выжив как единица производства в условиях феодальной собственности, община потеряла самоуправление и оказалась под контролем феодальной администрации.

Более явные элементы самоуправления существовали среди черножанских (т.е. государственных) крестьян: здесь оставалось местное выборное самоуправление — земские старосты, которые получали поддержку от государства в эпоху Ивана Грозного. Среди казаков была создана особая община. Здесь возможности для развития индивидуального принципа были больше, но казацкая община не играла решающей роли в России.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:

libcat.ru: книга без обложки

Россия и Цивилизация в 21 веке: краткое содержание, описание и аннотация

В Никитин: другие книги автора

Кто написал Россия и Цивилизация в 21 веке? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

В течение 24 часов мы закроем доступ к нелегально размещенному контенту.

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Юрий Никитин: На Темной Стороне

На Темной Стороне

Россия и Цивилизация в 21 веке — читать онлайн бесплатно полную книгу (весь текст) целиком

Россия и Цивилизация в 21 веке

Россия и Цивилизация в 21 веке

1. О предназначении человеческой Цивилизации Природа создала Человечество, как продолжение себя, как венец своего творения. Как строгая мать она обучает его своим тайнам, щедро награждая за успехи и наказывая за лень и недогадливость. Человечество разумное сформировалось после того, как люди научились обмениваться информацией друг с другом, сохранять и передавать ее новым поколениям. Научившись пользоваться огнем, человечество освоило новые, ранее недоступные ему, районы планеты и было вознаграждено природой путем увеличения численности. Освоив колесо и металлы оно стало сильнее и быстрее. Вновь выросла численность человеческой популяции. Освоение космоса, ядерной энергии, достижения информационная и генетическая революции несомненно приведут к расширению человеческой цивилизации, улучшению жизни людей и их интеллектуального потенциала. Но стоит только какой либо нации остановиться в своем развитии, отстать в этой извечной гонке развития, как ее постигает кара в виде войн, кризисов или эпидемий, которые быстро сокращают численность этой нации. Темпы развития человеческой цивилизации в целом и ее отдельных фрагментов - наций и государств, определяются в прежде всего темпами научно-технического прогресса. Каждое серьезное открытие в технической или социальной сфере позволяет увеличить могущество и численность наций, которые его широко используют. Сильные и технически развитые нации подчиняют или вытесняют слабые, решая свои проблемы за их счет. Идет многовековой интеллектуальный отбор, обусловленный назначением человеческой Цивилизации. Вехами этого грандиозного исторического процесса являются технологические революции. Освоение и массовое использование огня, письменности, колеса, металлов, различных видов энергии, связи, компьютеров - все это технологические революции, дававшие возможность одним, более волевым, способным и энергичным нациям подчинять и использовать или уничтожать другие нации, отстававшие в своем развитии. Почему смысл существования человечества заключается в непрерывном развитии, познании природы и самосовершенствовании? На этот вопрос можно ответить, если проследить этапы развития уже существующих природных структур и понять предназначение человеческой Цивилизации в общей картине Мироздания. По теории Большого взрыва, в момент времени, чрезвычайно близкий к точке рождения нашей Вселенной, появились элементарные частицы, которые образовали ее физическое пространство. В результате взаимодействия элементарных частиц образовались атомы химических веществ. Возникла химическая система взаимодействий. Она обладала качественно новым свойством - способностью создавать пространственные объекты. Из объектов химической системы возникла пространственная структура Вселенной, звезды, планеты, атмосферы, океаны. На этой основе возникла генетическая система взаимодействий. Она тоже обладала новым качеством. Её объекты, обладая колоссальной сложностью, были способны создавать себе /.$.!-k% материальные объекты с высокой точностью, т.е. получили возможность самостоятельно размножаться, передавая последующим поколениям первичный объем информации и восполняя недостающую информацию за счет взаимодействия с окружающей средой. Генетическая система образовала серию структур и ассоциатов, которые стали элементами растительного и животного мира. Наисложнейшие из них обладают принципиально новым качеством способностью к мышлению. Человек выделился как ассоциат, обладающий наилучшими способностями к мышлению. Это позволило ему лидировать в своем развитии и освоить все пригодные для жизни пространства, вытеснив ( уничтожив!) ближайших конкурентов и создав свою Цивилизацию, как новую социальную структуру взаимодействия. Эта структура взаимодействия тоже обладает принципиально новым качеством. Ряд закономерностей своего развития она может устанавливать самостоятельно, генерируя и меняя их в ходе своего развития. Ни одна из ранее созданных природой систем взаимодействия не обладает способностью самостоятельно устанавливать законы взаимодействия собственных элементов. В этом отношении наша Цивилизация уникальна! Она единственная в природе структура, которая обладает такой степенью свободой собственного развития. Она не только устанавливает собственные социальные законы взаимодействия людей, но и меняет их время от времени в зависимости от задач, стоящих перед нею и уровня собственного развития. Получив такую свободу и способность к коллективному мышлению, Цивилизация еще больше усложняет, а значит и развивает Природу. Разум позволяет ей целенаправленно и быстро создавать свои сложнейшие технологические и социальные системы и структуры избегая эволюции и последовательного перебора, занимающего у самой Природы миллиарды лет экспериментирования. Решая свои проблемы, наша Цивилизация усложняет, а значит и развивает всю Вселенную. Бесконечно развиваясь - Вселенная существует. Упрощаясь и разлагаясь на компоненты она умирает. Развитие - это жизнь. Возможность разумного развития дает принципиально новые возможности для дальнейшего усложнения, а значит и развития Природы. Перейти от эволюционного пути развития к разумному ей должна помочь человеческая Цивилизация. Следовательно, основное предназначение и цель существования нашей Цивилизации в том, что она должна развить и передать более мощным структурам, созданным ею же, способность к мышлению, как способность к разумному развитию и разумному преобразованию Мира. Возможно эти структуры и образуют в будущем Мир Разумный, который создаст Новые Миры. Человеческая Цивилизация является неотъемлемым и органичным элементом всей природы, состоит из ее элементов и структур. Взаимодействуя со всем множеством природных структур она развивается по тем же самым принципам, что и любые другие ее сложные объекты, т.е. создает новые структуры, обладающие новыми качествами. Наша Цивилизация, так же как и любая другая природная структура, должна развиваться уже только для того, чтобы существовать. Любое замедление развития будет приводить ее к сжатию и кризисным явлениям, любое ускорение - к расширению и росту. Это основная закономерность развития всех природных структур и Человечество здесь не может быть исключением.

Исследование долгосрочных перспектив мирового развития имеет уже более чем сорокалетнюю историю, и можно выделить три направления в этой области. Модели типа пределов роста достаточно подробно рассматривают связи между ростом населения, природными ресурсами, стратегиями развития, но расчеты проводятся для человечества в целом. При попытке сделать такие модели многорегиональными они резко усложняются и теряют эффективность. Второе направление - прогнозы развития населения, энергетики, сельского хозяйства, которые регулярно подготавливают международные организации, в первую очередь ООН. Это очень детальные исследования, в которых и географическая структура, и количественная составляющая роста разобраны в деталях, но эти прогнозы мало связаны между собой. Наконец, третье направление - сценарии будущего. Это экспертные исследования, то есть опросы, которые не предполагают расчетов по каким-либо методикам или моделям.

Как будет протекать мировое развитие в ХХI веке, какие угрозы могут возникнуть, какие конфликты приобретут значительную остроту, каковы перспективы мирового развития в этот переходный период? Одна из первых задач, возникающих при рассмотрении этих вопросов, — как дезагрегировать мировое сообщество. Иными словами — как выделить рациональное количество значимых составляющих человечества.

Человечество — совокупность цивилизаций

Используя перечень цивилизаций, предложенный Хантингтоном для анализа современных международных отношений, рассмотрим мировое развитие в ХХI веке для следующих цивилизаций:

— европейская: страны Европы (за исключением Албании, Боснии и православных стран), США, Канада, Австралия, Новая Зеландия;

— православная: Россия, Украина, Белоруссия, Молдавия, Армения, Грузия, Сербия, Болгария, Румыния, Черногория, Греция (Россия мультикофессиональна, но в цивилизационном плане относится к этой группе, впрочем, кто нынче моноконфессионален?);

— исламская: арабские страны, Турция, Иран, Азербайджан, Узбекистан, Таджикистан, Киргизия, Казахстан, Туркмения, Афганистан, Пакистан, Индонезия, Малайзия, Бангладеш, Албания, Босния;

— африканская: страны Африки к югу от Сахары;

— латиноамериканская: страны Латинской Америки.

Неучтенными в составе цивилизаций оказались те страны, которые по своей религиозной или культурной принадлежности не входят в перечисленные группы: Израиль, Корея, Вьетнам, Лаос, Камбоджа, Бирма, Таиланд, страны Океании.

Кого сколько

Динамика изменения численности населения цивилизаций в ХХI веке показана на рис. 1. Православная и японская цивилизации, в которых численность населения значительно меньше, чем у всех других цивилизаций, переживают депопуляцию. Численность населения европейской и латиноамериканской цивилизаций существенно выше, чем у православной и японской. В первые десятилетия растет численность населения латиноамериканской цивилизации, она достигает уровня европейской, затем рост прекращается. Для китайской цивилизации прогнозируются быстрое прекращение роста численности населения и переход к естественной убыли, хотя абсолютная численность останется высокой. Индийская, исламская и африканская цивилизации имеют очень значительный потенциал демографического роста. Этот потенциал, связанный с недостаточным уровнем социально-экономического развития, может не реализоваться по двум причинам. Одна, благоприятная, — ускорение экономического развития. Вторая, неблагоприятная, — экологическая катастрофа.

1. Население цивилизаций, реальный сценарий

В мире в целом происходит успешное догоняющее развитие в демографической и социальной сферах - качественные показатели населения ныне развивающихся стран и стран с переходной экономикой сближаются с показателями ныне развитых. В такой ситуации численность населения становится важным показателем экономического потенциала.

Старение мирового населения во второй половине ХХI века станет следствием успеха догоняющего развития и глобального демографического перехода. Оно существенно изменит экономику, повседневную жизнь и политические процессы, уменьшит темп нововведений - пожилые в среднем более консервативны.

Неравномерность и даже разнонаправленность демографических изменений в различных странах и регионах создадут значительное трансграничное демографическое давление и тем самым потенциал международных миграций. Отношения между цивилизациями при интенсивных контактах и совместной жизни представителей разных цивилизаций на одной территории могут оказаться позитивными, могут повлечь конвергенцию. Но могут и повредить европейской цивилизации — вплоть до ее растворения в среде более многочисленных пришельцев.

Откуда взять нефть и газ

Рост населения в сочетании с успешным догоняющим развитием предполагает рост потребностей в топливе и энергии.

Динамика роста потребностей в топливно-энергетических ресурсах (ТЭР) по цивилизациям такова. В первой половине века лидером по потреблению ТЭР остается европейская цивилизация, но ее стремительно догоняет китайская. С 2070—2080-х годов конкуренция за источники ТЭР разгорится уже между европейской, китайской, индийской и исламской цивилизациями. В 2090-х годах к ним присоединится африканская (рис. 2).

2. Потребность в энергоносителях, реальный сценарий

Рост потребностей в ТЭР за счет более быстрого социально-экономического развития стран Южной Азии происходит быстрее, и уже в 2060-х годах индийская и исламская (Пакистан, Бангладеш, Афганистан) цивилизации выйдут на уровень потребления европейской и китайской. Такое ускорение роста потребностей — плата за более быстрый социально-экономический прогресс (несмотря на то что он сам по себе замедляет рост населения). Неуспех стратегии догоняющего развития может привести к тому, что такого роста потребностей не будет, но это означает крах современной мировой стратегии развития и сохранение экономической отсталости. А она приведет к замедлению демографического перехода, еще большему росту населения, обострению тех же проблем и их переносу на более поздние сроки.

Что касается суммарного роста потребностей в сумме цивилизаций, то они составят 1,26% в год — это ниже сложившихся темпов роста в последние два десятилетия. Геологические ресурсы наиболее ценных видов ископаемого топлива — нефти и природного газа — распределены по цивилизациям очень неравномерно. Если ресурсами природного газа помимо исламской цивилизации обладает еще и православная в лице России, то по запасам нефти исламская оказывается почти монополистом. Таким образом, только международная торговля может обеспечить большинство стран необходимым топливом.

Насчет земли и воды

По сочетанию душевой обеспеченности пахотной землей и пресной водой — двумя основными факторами ведения сельского хозяйства — можно выделить две основные группы цивилизаций. Первая группа обеспечена обоими факторами сельскохозяйственного производства. Это европейская, православная и латиноамериканская цивилизации. И земли и воды у них достаточно, чтобы развивать сельское хозяйство.

Вторая группа имеет дефицит одной из составляющих (земли или воды) либо обеих. Это китайская, индийская, исламская, африканская и японская цивилизации. С учетом численности населения цивилизаций второй группы можно утверждать, что проблемы продовольственного обеспечения будут стоять в ХХI веке очень остро (рис. 3 и 4).

3. Обеспеченность пахотными землями, реальный сценарий

4. Обеспеченность водой по цивилизациям, реальный сценарий

Критически важным периодом в развитии человечества будет вторая половина ХХI века. В это время должен решиться вопрос, произойдет ли демографический переход в крупных развивающихся странах Азии и Африки, хватит ли ресурсов Земли, чтобы обеспечить достаточный для этого экономический рост в мире.

Если к концу ХХI века демографическое развитие будет обеспечено ресурсами, то человечество в целом завершит демографический переход и последующая естественная убыль населения постепенно снимет остроту проблемы ресурсов.

Острая нехватка ресурсов при быстром росте населения, то есть кризис развития мальтузианского типа, не будет глобальной, а локализуется в Южной Азии и Африке. Без помощи мирового сообщества эти регионы могут оказаться в состоянии острого кризиса с катастрофическим ростом смертности и массами беженцев.

Четыре глобальных сценария

В XXI веке наряду с глобальными проблемами дефицита природных ресурсов возникает проблема сосуществования цивилизаций. Вот принципиально возможные варианты развития отдельных цивилизаций и их взаимодействия:

— Запад сохраняет лидерство;

— лидерство переходит на Восток и Юг;

— борьба за ресурсы.

Второй и третий сценарии, по сути дела, отражают две возможности инерционного развития мировой экономики с разным исходом. Они не предполагают принципиальных изменений во взаимоотношениях цивилизаций и не требуют каких-то особых мер надгосударственного управления.

Первый сценарий — конвергенция цивилизаций — требует специальных осознанных усилий, управления глобальной системой для достижения желательного варианта развития. Четвертый, наоборот, представляет собой нежелательный вариант, который можно предотвратить также специальными мерами, осуществляемыми на межгосударственном уровне. Здесь необходимо управление глобальной системой, но не для достижения желательного, а предотвращения нежелательного развития событий. Первый и четвертый сценарии требуют мер по реформированию международных и межцивилизационных отношений, их модернизации с учетом новых потребностей.

Сценарии для европейской цивилизации

Перечисленные выше сценарии характеризуют мировое развитие в целом. Отдельные цивилизации сталкиваются с различными проблемами, их развитие протекает по различающимся сценариям. Ниже приведены возможные сценарии развития для европейской цивилизации (для православной они в основном совпадают с европейской), которые вытекают из количественного анализа роста населения, потребностей в ТЭР, обеспеченности различных цивилизаций ресурсами для ведения сельского хозяйства.

Интенсивное международное общение, совместная деятельность в рамках мировой экономики, успешное догоняющее развитие стран, которые сейчас называют развивающимися, изменение менталитета при выравнивании уровней потребления в разных странах ведут к тому, что носители всех цивилизаций сближаются в культурной сфере, — в результате любая совместная деятельность не имеет цивилизационных ограничений. Люди вполне притерлись друг к другу, антагонизма между носителями разных цивилизационных ценностей нет. Культурные особенности сохранятся, но они не будут причинами вражды и не станут помехами в совместной деятельности.

На пути реализации этого сценария необходимо решить множество социально-экономических, социально-правовых и культурологических вопросов. Но возможны и определенные прорывы. Например, успешное решение проблемы автоматического перевода может существенно облегчить общение носителей разных языков. Национальная идентичность сохраняется, а общению с людьми другой языковой культуры это не мешает.

Вполне вероятно, что западное общество усилиями своих ученых приблизится к названным целям. Открытыми остаются вопросы о готовности долго работать и о степени работоспособности новых долгожителей, их отношениях с иными членами общества.

Тем не менее в западных странах (США, Канада, Австралия, Франция, Испания, Италия, Нидерланды, Польша) остается и развивается сельское хозяйство, высокоразвитая отрасль, выдерживающая международную конкуренцию. Названные страны по своим почвенно-климатическим данным имеют хорошие условия для сельскохозяйственного производства, а рост мирового населения неминуемо потребует максимального вовлечения в производство продовольствия всех имеющихся ресурсов.

Согласно этому сценарию, из западноевропейских стран и США продолжится уход предприятий обрабатывающей промышленности, но они сохранят свои позиции научно-технического и финансового лидерства в мировой экономике. Снизится угроза дефицита низкоквалифицированной рабочей силы, проблемой станет привлечение высокообразованных и наиболее одаренных людей из других стран. Остальному миру Запад предоставит свой финансовый и интеллектуальный капитал, получая за это доход (ренту). Прочие страны, не обладающие возможностями по развитию высоких технологий, импортируют или копируют их.

В то же время есть и другая сторона этой модели развития, которая может сформировать описываемый сценарий. По крайней мере, в настоящее время лидерству европейской цивилизации в затратах на научные исследования и разработки никакая другая цивилизация не угрожает (рис. 5). Только японская следует за ней с большим отставанием. Китайская пока лишь на третьем месте с еще большим отрывом от лидеров.

5. Затраты на научные исследования и разработки

Иммиграция из стран Азии, Африки и Латинской Америки в развитые страны в течение продолжительного времени и в значительных масштабах приводит к тому, что в странах Запада сложились крупные общины выходцев из развивающихся стран, которые являются гражданами стран Запада, интегрированы в экономику этих стран, но не стали носителями западной культуры и не желают изменять свои ценности и культуру. Сегодня элементы этого сценария присутствуют во многих странах Европы — в крупных городах сложились районы, населенные исключительно иммигрантами, которые даже и не пытаются интегрироваться в местную жизнь.

Сожительство разных цивилизаций на одной территории становится неизбежным, но оно протекает в форме сегрегации, антагонизма, вражды и неприятия ценностей друг друга.

Такой сценарий может стать развитием и продолжением предыдущего. Долговременное сокращение численности населения в странах Запада при постоянной и интенсивной иммиграции инокультурного населения приводит к тому, что носители западноевропейской христианской цивилизации становятся меньшинством в среде новых пришельцев.

Такой сценарий сейчас кажется маловероятным, особенно в свете политики толерантности в странах Западной Европы и США. Однако кто мог в начале ХХ века предсказать возникновение нацизма в образцово культурной и высокоразвитой Германии или геноцид армян в Турции, произошедший после многих веков их совместного проживания в пределах одного государства?

Представляется, что описанные сценарии дают ориентиры для определения контуров будущего, которое может реализоваться при названных ранее тенденциях демографического развития и ресурсного обеспечения. Естественно, что отдельные элементы разных сценариев могут сочетаться.

6. Схема возможных переходов между сценариями развития европейской цивилизации

Представляется, что необходим прогнозный мониторинг названных процессов, поскольку предотвращение нежелательных вариантов развития может оказаться более приемлемым, чем борьба с их последствиями. Еще одной важной задачей является определение конструктивных программ, которые могли бы выводить цивилизации на желательные траектории развития и предотвращать кризисы.

Читайте также: