Роспись по сырой ткани это кратко

Обновлено: 07.07.2024

Материалы и инструменты

Для росписи используются все виды шелковых тканей, а также шерсть и хлопок. Сперва материал готовят к началу работы (чистят, стирают, проводят влажно-тепловую обработку) и натягивают на раму.

Разработка концепции и эскиза

Расписывают как чистую, так и загрунтованную ткань.

По чистой ткани краски свободно перетекают, сливаясь и образуя новые оттенки. Контролировать этот процесс сложно, поэтому при такой технике чаще определяют концепцию работы, нежели разрабатывают эскиз.

Загрунтованная ткань напоминает по свойствам бумагу, что дает возможность точно переносить линии эскиза на ткань.

Роспись без грунта и загусток

Свободная роспись по ткани без использования грунтов и загусток может выполняться и по сырому, и по сухому материалу.

Выполняют ее в один сеанс. На протяжении всего процесса ткань должна оставаться влажной. Для этого уровень влажности в помещении поддерживают при помощи увлажнителя воздуха, ткани – распылением воды из пульверизатора.

Свободная роспись по грунту

Существуют специальные грунты фирм Marabu, Javana, Decola. Они не влияют на свойства ткани, легко вымываются после фиксации красителя и совместимы с парозакрепляемыми красками.

В качестве грунта также используют 20%-ный раствор соли, желатина, крахмала.

Работая с солевым грунтом, его наносят на ткань с обеих сторон. Этим же раствором разбавляют краски и промывают кисти. Расписывать фон лучше сразу, пока грунт не высох. После наносят цветовые пятна второго плана. Роспись контрастных элементов, находящихся на первом плане, выполняется почти сухой кистью.

Роспись с загусткой

Предметы, расписанные в этой технике, чаще имеют декоративное, а не утилитарное назначение.

Применение свободной росписи

Грунт и загустка позволяют создавать композиции с наибольшей степенью проработки деталей. Помимо привычных работ в технике батика создаются фотореалистичные и даже миниатюрные работы.

В свободной росписи нет жестких правил – это поле для экспериментов, поэтому ее часто комбинируют с другими техниками батика.

Батик — искусство росписи на ткани , которое набирает всю большую и большую популярность среди художников и рукодельниц. Изучаем необычную технику рисования на текстиле вместе.

senyagina16

История

Батик: техника росписи на ткани

Что такое батик

Батик одновременно можно назвать и ремеслом, и искусством. Это особая техника рисования на ткани при помощи резервирующих составов. Однотонная ткань натягивается на деревянную раму и расписывается по заранее подготовленному рисунку. Это довольно тонкая и кропотливая работа, хотя не обязательно быть художником, чтобы освоить это мастерство.

Батик: техника росписи на ткани

Разновидности батика

Горячий

Техника горячего батика используется обычно для грубых тканей. Резервирующий состав в данном случае состоит из воска или парафина и наносится на ткань в горячем виде, после того как рисунок готов, резервирующий состав снимается. Горячий батик подразумевает многослойную покраску ткани, поэтому изображения получаются более размытые и в них нет четко прорисованных границ.

Батик: техника росписи на ткани

Холодный

Холодный батик — самый частый способ росписи шелка. В отличие от горячего, резервирующий состав не нагревается перед нанесением. Прежде чем начинать роспись, границы рисунка обводятся резервирующим составом, который можно купить в художественном магазине. Эта техника считается наиболее подходящей для новичков и напоминает чем-то детскую раскраску. Для росписи ткани в холодной технике требуется намного меньше материалов и дополнительных приспособлений.

Батик: техника росписи на ткани

Батик в интерьере

Расписная ткань часто используется в домашнем интерьере. Необычные и интересные узоры, забавные рисунки или полноценные картины придадут свежести любой квартире. В технике батик так же часто расписывают покрывала или постельное белье.

Батик: техника росписи на ткани

Батик в гардеробе

Этой техникой можно воспользоваться не только в целях декорирования своей квартиры. Кроме панно или покрывал можно расписывать палантины и другие предметы гардероба. Шелковые блузы с необычным орнаментом или даже детские футболки с несложными рисунками пользуются большой популярностью.

Батик: техника росписи на ткани

Учимся технике холодного батика

Поскольку эта техника лучше всего подходит для начала освоения росписи, мы остановимся именно на холодном батике.

Что понадобится

Почти все материалы для батика можно легко приобрести в художественном магазине.

Батик: техника росписи на ткани

  • Ткань. Традиционно для холодного батика используются натуральные ткани, потому что специальные красители плохо закрепляются на искусственных материалах. Лучше всего подойдет шелк.
  • Рама. Идеальным вариантом будет раздвижная, поскольку такую раму удобнее подогнать под размеры полотна.
  • Кисти. Кисти для батика лучше подбирать в художественном магазине. Там вам могут подсказать, какой инструмент подойдет лучше.

  • Краски. Краски для батика тоже можно найти в художественном магазине. Для начала можно обойтись самыми простыми наборами
  • Резерв. Резерв можно как приготовить самостоятельно, так и купить готовый
  • Трубочки для нанесения резерва. Трубочки можно купить в специализированном магазине. Но часто резерв продается в емкости с удлиненным носиком, многие мастера сразу наносят его на ткань
  • Бумажный рисунок. Прежде чем начать, определитесь, какое изображение вы будете наносить на ткань, сделайте бумажный эскиз в размер вашего полотна
  • Канцелярские кнопки, чтобы закрепить ткань на раме

Что необходимо знать

Прежде чем приступать к изучению техники на практике, сначала нужно усвоить несколько важных нюансов росписи на ткани.

  • Ткань должна быть плотно закреплена на раме. Если полотно будет двигаться или пойдет волнами, контур получится неудачным и краска может растечься
  • Перед началом заполнения контура стоит попробовать материал на кусочке ткани
  • До того, как вы взялись за краски, необходимо проверить контур на целостность и убедиться, что он замкнут. Для этого аккуратно промокните область губкой, смоченной водой с каплей шампуня. Если вода не вытекает, то контур нанесен хорошо
  • Линии контура не должны быть слишком толстыми

Как изготовить батик

Подготовка ткани

Перед работой нужно тщательно прополоскать ткань в теплой воде и избавиться от веществ химической обработки.

Подготовьте раму

Пока ткань сохнет, подготовьте к работе раму. Заклейте раму малярным скотчем перед тем, как натягивать полотно.

Начало работы

После того как ткань полностью высохла, натяните полотно на раму и закрепите его канцелярскими кнопками. Чтобы плотно натянуть ткань, сначала закрепите ее четырьмя кнопками, по одной на каждую сторону. Далее можно закрепять ткань по всей раме.

Нарисуйте эскиз на ткани

Под ткань подложите заранее заготовленный рисунок и перенесите его простым мягким карандашом на ткань как по трафарету.

Батик: техника росписи на ткани

Нанесите резерв

Аккуратно нанесите резерв по контуру вашего эскиза. Для этого наберите резерв в специальную стеклянную трубочку и плавно ведите ею по контуру рисунка. Важно следить за тем, чтобы линия не прерывалась. Рисовать специальным приспособлением или купить резерв с аппликатором, зависит только от вас.

Батик: техника росписи на ткани

Нанесите краску

После того, как резерв подсох, можно приступать к нанесению краски. Чтобы краска легче ложилась, можно смочить участок водой.

Батик: техника росписи на ткани

Завершение работы

Теперь, когда краска высохла, нужно снять изделие с рамы и аккуратно прогладить его с обратной стороны утюгом на подходящей для ткани температуре. После этого оставляем изделие примерно на сутки и вручную стираем его в мыльном растворе. Осталось только обработать края полотна и работа закончена.


Обработка срезов шелкового платка

Для большего понимания техники мы подобрали для вас несколько мастер-классов.

Мастер-класс. Холодный батик:

Холодный батик. Роспись полотна:

Освоив холодный батик, можно не ограничиваться только рисунком на полотнах. Вы сможете расписывать себе платья или блузы.

Техника росписи по-сырому придает работе эффект воздушности за счет плавного перетекания красок.

Порядок выполнения работы следующий:

1. Участок ткани, на который будет наноситься изображение, смочите водой (рис. 74).

Ткань сиочите водой

2. После этого незамедлительно начинайте роспись кистью или тампоном, слегка касаясь поверхности ткани (рис. 75). Проводя по одному месту красителями разных цветов и тампонами разной ширины или смешивая красители прямо на ткани, можно получить очень интересные оттенки цвета.

незамедлительно начинайте роспись кистью или тампоном

3. Работу следует закончить до высыхания ткани (рис. 76), иначе образуются затеки с грубым контуром; особенно аккуратными надо быть при росписи фона или больших плоскостей узора, где работать надо быстро и уверенно.

Работу следует закончить до высыхания ткани

Присыпка сухим красителем


Присыпка сухим красителем — одна из разновидностей работы по сырой ткани. Натянутую на раму ткань смачивают и на нужные места из пакетика с красителем аккуратно, легким посту- ' киванием, высыпают немного порошка (рис. 77). Как только частицы порошка коснутся влажной поверхности, на ней появится узор из цветных точек, от которых в сторону потянутся разводы, напоминающие хвост кометы (рис. 78).

Присыпка сухим красителем

разводы, напоминающие хвост кометы

Запомните, что чем меньше порошка вы нанесете на ткань и чем тоньше и искуснее он будет насыпан, тем интереснее получится узор. Если в середину посыпанного красителем участка добавить каплю воды, краситель устремится от центра к краям, что еще
больше усилит эффект салюта. Если ткань будет очень влажной, краситель может просто растечься пятном. На почти сухой ткани краситель образует цветные точки без разводов.

Если присыпка сухим красителем используется в технологии горячего батика, ткань перед покрытием воском необходимо как следует просушить. После выполнения этой процедуры сухой краситель присыпки при запаривании расплываться не будет.

Роспись по ткани - один из увлекательнейших видов творчества.
Кроме приемов росписи в технике горячего и холодного батика, есть еще свободная роспись по ткани, которую можно использовать как самостоятельно, так и в сочетании с приемами горячего и холодного батика.
Один из способов свободной росписи - роспись по загрунтованной ткани, в частности - по солевому раствору.
Эффект росписи по соли получается сродни акварельному рисунку, подойдет для росписи картины или панно на шелке, одежды, вставок в открытки и прочих работ, где изнаночная сторона работы не видна, т.к. с изнаночной стороны роспись получается более блеклой.

Для росписи нам понадобится:

Свободная роспись по ткани роспись по соляному грунту, фото № 1

1) Отрез шелковой ткани, натянутый на раму
2) Анилиновые красители
3) Эскиз будущей работы
4) Солевой раствор
5) Кисти - флейц для пропитки ткани, кисти для работы в красками разной толщины, синтетика.
6) Мягкий карандаш 8В
7) Пипетка для забора краски
8) Палитра
9) Вода для промывки кистей

В качетсве иллюстрации приведу платок пятилетней давности. Акриловая краска скаталась катышками, даже если на скане кажется. что так и задумано, в реальности, когда щупаешь ткань, катышки краски ощущаются пальцами.

Вот так это выглядит:

Свободная роспись по ткани роспись по соляному грунту, фото № 2

Свободная роспись по ткани роспись по соляному грунту, фото № 3

Вот так выглядело до закрепления красок утюгом, видно что вода была на месте вся, и по краю нет ужасающих дыр. Хорошо что я хотя бы сфотографировать успела работу до ее неминуемого концы.

Свободная роспись по ткани роспись по соляному грунту, фото № 4

Свободная роспись по ткани роспись по соляному грунту, фото № 5

Надеюсь, я достаточно вас напугала и ни у кого не возникнет желания работать акрилами по соли, разве что только в один слой.

Приготовление солевого раствора: 2 столовые ложки на стакан воды. Разведите соль в горячей воде, в стеклянной или эмалированной посуде, все кристалики соли должны раствориться.
В зависимости от вашей задачи, можно нанести предварительный рисунок на уже натянутый шелк очень мягким карандашом. Советую наносить предварительный риснок, только если вы будете делать детализированную роспись, так как если вся задумка работы ограничивается росписью по-сырому и полусухому шелку, то карандашные линии останутся видны. Тогда как при детальной програботке они даже помогают добавить графичности.

Свободная роспись по ткани роспись по соляному грунту, фото № 6

Свободная роспись по ткани роспись по соляному грунту, фото № 7

Я грунтую широкой кистью или используя флейц уже натянутый шелк с обеих сторон, если был нанесен предварительный рисунок. Если его нет, ткань можно смочить в растворе, а затем натянуть на раму.
Различают три этапа росписи по соляному раствору.

Свободная роспись по ткани роспись по соляному грунту, фото № 8

Свободная роспись по ткани роспись по соляному грунту, фото № 9

Этап 1: Роспись по-сырому
Я готовлю необходимые мне для росписи цвета на палире еще перед тем, как пропитываю шелк солевым раствором, чтобы он не пересох, если смешивание красителей займет чуть больше времени, чем у меня будет в наличии. Готовлю самые светлые цвета для того, чтобы заложить основные пятна. Всегда использую соляной раствор для разбавления красок, чтобы не изменить свойства солевого раствора на ткани.

Свободная роспись по ткани роспись по соляному грунту, фото № 10

Пока шелк еще очень сырой, широкими мазками или прикосновениями кисти наношу их на свои места. по очень влажной ткани краска растекается неожиданными формами. в отличие от бумаги, на шелке краска растекается радиальными пятнами, тон которых усиливается к краю. На этом этапе можно получить эффект "горения" цвета, если использовать краски трех степеней насыщенности.

Свободная роспись по ткани роспись по соляному грунту, фото № 11

Свободная роспись по ткани роспись по соляному грунту, фото № 12

Свободная роспись по ткани роспись по соляному грунту, фото № 13

Этап 2: Роспись по полусухому шелку, нанесение пятен воторого плана.
Когда шелк остается все еще влажным, и на нем начинают образовываться кристаллики соли, можно добиться чрезвычайно живописных эффектов.

Свободная роспись по ткани роспись по соляному грунту, фото № 14

Свободная роспись по ткани роспись по соляному грунту, фото № 15

Краска уже не разбегается неконтролируемо во все стороны, однако от кисти остается след, который затем чуть расплывается. Выпавшие кристаллики соли резервируют под собой ткань, она не прокрашивается, если однократно сделать мазок кистью.

Свободная роспись по ткани роспись по соляному грунту, фото № 16

Свободная роспись по ткани роспись по соляному грунту, фото № 17

Прекрасно для имитации природных фактур. Работа сразу начинает "дышать". На этом этапе работа может быть закончена, если вы, к примеру, пишите "Туманное утро в лесу".

Свободная роспись по ткани роспись по соляному грунту, фото № 18

Свободная роспись по ткани роспись по соляному грунту, фото № 19

Этап 3: Графическая прорисовка деталей первого плана
После полного высыхания солевого раствора, ткань становится хрустящей, краска чуть заметно растекается по ней, в зависимости от концетрации воды в красителе. Работу можно продолжить проработкой деталей, нанося короткие мазки или ставя пятна разного размера.
Я использую анилиновые красители Давыдова. Хотя на них написано, что они концентрат, это очень далеко от истины, красители все соверенно ненасыщенного тона. Я даже подумываю перейти, если когда-нибудь изрисую Давыдовские краски, на порошковые красители. Поэтому по окончании второго этапа я оставляю работу на ночь, чтобы она высохла и так же оставляю сохнуть палитру с красителями, необходимыми мне для прорисовки. Нужно выпарить из них воду, для достижения максимальный концентрации.

Свободная роспись по ткани роспись по соляному грунту, фото № 20

На следущий день я добавляю по капле красителя из банки в палитру и получаю высококонцентрированный цвет. Таким образом, растекаться по ткани будет практически нечему, можно легкими мазками рисовать как на бумаге. Постепенно я "проявляю" изображение, дремавшее в карандаше под расплывчатыми пятнами краски первого и воторого этапа. В листьях и рисовала тонкими мазками, на ветках ставила пятна разного размера и цвета.

Свободная роспись по ткани роспись по соляному грунту, фото № 21

Свободная роспись по ткани роспись по соляному грунту, фото № 22

Свободная роспись по ткани роспись по соляному грунту, фото № 23

Если по темной краске пройтись кистью с водой или светлой краской, краска разбежиться в стороны от капли. Если темной - получаются пятна, светлые в центре и темнеющие к краям.

Свободная роспись по ткани роспись по соляному грунту, фото № 24

Свободная роспись по ткани роспись по соляному грунту, фото № 25

Свободная роспись по ткани роспись по соляному грунту, фото № 26

Свободная роспись по ткани роспись по соляному грунту, фото № 27

Самая сложная задача: не убить прелести цветовых пятен первых этапов жесткими мазками, не переусердствовать в прорисовке.
После окончания прорисовки шелк можно снять с рамы, прогладить через бумагу и запарить. Пары, проходя через высохшие соляные кристаллы, сделают краску ярче и снимут соляную загустку. После запаривания остатки соли снять полосканием в холодной воде с уксусом.

Читайте также: