Творческие способности и одаренность кратко

Обновлено: 05.07.2024

Способности и их виды

Способности – это сложное образование, совокупность самых разных качеств человека, которые дают ему возможность добиться успеха в определенной деятельности. Именно возможность, а вот станет ли эта потенциальная возможность реальностью, зависит от трудолюбия, упорства и целеустремленности личности.

Способности формируются и развиваются в течение всей жизни. Известны случаи, когда люди добивались успехов в живописи, литературе, изобретательстве в довольно зрелом, а то и преклонном возрасте.

Основой способностей являются природные задатки, которые носят врожденный (но не обязательно наследственный) характер, например:

  • музыкальный слух;
  • высокая чувствительность к цветоразличению;
  • большой объем легких;
  • повышенная активность правого или левого полушария головного мозга и т. д.

Без наличия задатков добиться успеха сложно, но и природные качества человека его не гарантируют. Задатки могут развиться в способности только в процессе овладения деятельностью, систематических занятий и упорного труда.

Наряду со специальными способностями, связанными с конкретной деятельностью и проявляющимися в ней, имеются и общие способности, в первую очередь познавательные. Без них не обойтись в любой деятельности. Человеку с низким уровнем интеллекта или плохой памятью стать выдающимся композитором не удастся даже при наличии феноменального музыкального слуха. Уровень общих способностей определяет эффективность и скорость получения, хранения и обработки информации и результативность взаимодействия человека с окружающей средой, в том числе с обществом.

Вот совокупность задатков, которые предполагают высокий уровень общих способностей, чаще всего и называют одаренностью.

Одаренность и ее роль в жизни человека

В психологии единого мнения о том, что такое одаренность, нет, и чаще всего это понятие употребляется в педагогике. Там одаренность рассматривают как комплекс качеств личности, который способствует успешному овладению знаниями и освоению навыков учебной деятельности.

  • наблюдательность и высокий уровень концентрации внимания;
  • способность быстро и часто спонтанно запоминать разнородную информацию;
  • свободный доступ к хранящейся в памяти информации и, как следствие, ассоциативное мышление;
  • гибкое мышление, способное оперировать понятиями и категориями из разных областей знаний;
  • высокий уровень логического мышления;
  • развитое образное мышление и воображение;
  • способность мыслить оригинально, творчески и находить нестандартные решения задач.

Таким образом, одаренность обеспечивает человеку возможность овладения различными видами деятельности, но возможность эта потенциальная, так как для успеха необходимы также и специальные способности. Хотя, учитывая, что одаренность предполагает склонность к творчеству и значительную общую активность, человек с высоким уровнем этой характеристики всегда найдет сферу самореализации и ту область, где он может добиться успеха. А ряд психологов к тому же выделяют еще и специальную одаренность, связанную со специальными способностями.

Талант как природный дар и уровень способностей

Целеустремленность

Талант – это очень высокий уровень специальных способностей и он, действительно, дан не каждому. В основе таланта лежат задатки – природные качества, врожденная предрасположенность человека к определенной деятельности. Проявляется она чаще всего в анатомо-физиологических или психофизиологических особенностях:

  • музыкальный слух;
  • чувствительность зрительного анализатора;
  • активность центра математических способностей в коре головного мозга;
  • скорость психических реакций и т. д.

Все это создает условия для потенциального успеха в деятельности. Но этой деятельностью еще надо овладеть, причем не на среднем уровне, а на уровне мастерства – только тогда люди будут говорить о вашем таланте.

Но, так или иначе, талантливость – явление довольно распространенное, более того, практически все дети рождаются потенциально талантливыми. И только от воспитания и собственного упорства зависит, превратится ли потенциальный талант в реальный.

А вот гениальность – явление совсем иного порядка, хоть и она связана с уровнем способностей. Но можно сказать, что гениальность выходит за пределы верхней границы психической нормы, поэтому и встречается крайне редко.

Сверхспособности или дар? Узнайте от самих суперлюдей о их способности.

Что такое гениальность

Говоря, что гениальность выходит за пределы нормы, мы имеем в виду не патологию, не болезнь, а то, что способности гения существенно превышают некую стандартную, принятую в обществе норму. Это и позволяет гениям не только добиться успеха часто в нескольких видах деятельности, но и оказать влияние на сам ход развития человеческой цивилизации.

Талантливый человек от просто способного отличается количественно – уровнем развития способностей, а вот гениальный отличается качественно.

Высший уровень способностей человека

Для гения характерно:

  • необычное восприятие окружающего;
  • нестандартное мышление;
  • высочайший уровень креативности.

Причем креативности спонтанной, когда новые, оригинальные идеи рождаются как бы сами по себе, а интуитивное мышление опережает рациональное.

Не менее важно такое качество гения, как заинтересованность, увлеченность, нередко переходящая в одержимость. Гениальные люди часто увлекаются разными областями, видами деятельности, и везде способны добиться успеха не только благодаря своей одаренности, талантливости, но и колоссальному трудолюбию, упорству, целеустремленности. Ради нового знания или овладения новой деятельностью гений может жертвовать многим, в том числе и собственным здоровьем, и благополучием близких.

Гении обладают способностью научного предвидения не только благодаря своим анализаторским способностям, но и потому, что сами во многом опередили свое время, а их открытия и творения, казалось бы, взяты ими из будущего.

Основа гениальности – очень высокий уровень одаренности и таланта, который проявляется в разных видах деятельности. Казалось бы, гений способен добиться успеха во всем. Например:

  • Леонардо да Винчи был не только художником, но и архитектором, и выдающимся изобретателем, чьи идеи на сотни лет опередили его время.
  • Джордано Бруно известен не только как гениальный астроном, высказавший идеи, несопоставимые с уровнем развития науки того времени, но как поэт и философ.
  • Иоганн Кеплер, открывший законы движения планет Солнечной системы, прославился и как известный математик, механик и оптик.
  • Выдающийся философ Рене Декарт был еще создателем аналитической геометрии, физиком и даже физиологом. Кстати, российский физиолог И. П. Павлов считал его своим предшественником.
  • Один из самых ярких русских гениев – Михайло Ломоносов проявил способности в очень разных сферах: в поэзии и механике, химии и истории, живописи и металлургии, географии и астрономии.

Читая о гениях, понимаешь, что это люди, которые находятся явно за пределами нормы. Но насколько они ненормальны?

Может, все же патология?

Творчество

Отчасти да, прав. Но не в том, что между гениальностью и сумасшествием имеется очевидная связь, а в том, что гениальные люди часто предрасположены к болезням, в том числе психическим. Причин тут несколько:

Есть и еще одна причина, не связанная напрямую с гениальностью. Гении заметны в толпе, они слишком неординарны, нестандартны, чтобы считаться нормальными. Они кажутся странными, а слухи, бывает, значительно преувеличивают эти странности.

Но гениев можно назвать настоящими двигателями цивилизации. А странности? Они есть у всех. Современные психологи вообще утверждают, что нормальных людей не существует, норма – это абстракция. Гению, по крайней мере, странности простительны.

Школы для одаренных детей: хорошо или плохо?

Одаренность сейчас определяется как способность к выдающимся достижениям в любой социально значимой сфере человеческой деятельности, а не только в академической области. Одаренность следует рассматривать как достижения и как возможность достижения. Смысл утверждения в том, что нужно принимать во внимание и те способности, которые уже проявились, и те, которые могут проявиться. Проблема одаренности представляет собой комплексную проблему, в которой пересекаются интересы разных научных дисциплин. Основными из них являются проблемы выявления, обучения и развития одаренных детей, а также проблемы профессиональной и личностной подготовки педагогов, психологов и управленцев образования для работы с одаренными детьми. Одаренность как самая общая характеристика сферы способностей требует комплексного изучения психофизиологического, дифференциально- психологического и социально-психологического.

Содержание работы

4. Принципы и методы выявления одаренных детей…………………………………………………………………….…………….17

5. Факторы влияющие на развитие одаренности. …………………………………………………….……….……20

Содержимое работы - 1 файл

творческие способности и одаренность.doc

Тот или другой ребенок может проявить особую успешность в достаточно широком спектре деятельностей. Более того, даже в одном и том же виде деятельности разные дети могут обнаружить своеобразие своего дарования применительно к разным ее аспектам. Существует множество видов и форм одаренности, поскольку психические возможности ребенка чрезвычайно пластичны на разных этапах его возрастного развития.

Одаренность ребенка часто проявляется в успешности деятельности, имеющей стихийный, самодеятельный характер. Например, ребенок, увлеченный техникой, дома строит свои модели, но к школьной либо социально организованной внешкольной деятельности (в кружке, секции, студии) его занятие не имеет никакого отношения. Другой ребенок увлеченно сочиняет стихи или рассказы, но не хочет демонстрировать их педагогу. Судить об одаренности ребенка следует не только по его школьной деятельности, но и по его внешкольным делам, а также по инициированным им самим формам деятельности.

В качестве одной из причин отсутствия проявлений того или иного вида одаренности может быть недостаток (в силу условий жизни) соответствующих знаний, умений и навыков. Стоит такому ребенку их усвоить, как его одаренность становится явной и очевидной для педагога.

В некоторых случаях причиной замаскированности проявлений одаренности являются те или иные трудности развития ребенка. Например, заикание, повышенная тревожность, конфликтный характер общения и т.п. могут привести к снижению показателей успешности ребенка (несмотря на потенциально высокий уровень его способностей).

Таким образом, одаренность у разных детей может быть выражена в более или менее очевидном виде. Анализируя особенности поведения ребенка, педагог, психолог и родители должны делать своего рода “допуск” на недостаточное знание о действительных возможностях ребенка, понимая при этом, что существуют одаренные дети, чью одаренность они пока не смогли увидеть.

С другой стороны, одаренность далеко не всегда можно отличить от обученности (или шире - степени социализации), являющейся результатом более благоприятных условий жизни данного ребенка. Совершенно ясно, что при равных способностях ребенок из семьи с высоким социально-экономическим статусом будет показывать более высокие достижения в определенных видах деятельности сравнительно с ребенком, для которого не были созданы такие условия.

Поскольку одаренность в детском возрасте можно рассматривать в качестве потенциала психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности, следует учитывать сложность самой проблемы “одаренный ребенок”. В значительной мере она связана со спецификой детской одаренности. Одаренность конкретного ребенка – в значительной мере условная характеристика. Самые замечательные способности ребенка не являются прямым и достаточным показателем его достижений в будущем. Нельзя закрывать глаза на то, что признаки одаренности, проявляемые в детские годы, даже при самых, казалось бы, благоприятных условиях могут либо постепенно, либо весьма быстро исчезнуть. Учет этого обстоятельства особенно важен при организации практической работы с одаренными детьми. Не стоит использовать словосочетание “одаренный ребенок” в плане констатации (жесткой фиксации) статуса данного ребенка. Ибо очевиден психологический драматизм ситуации, когда ребенок, привыкший к тому, что он – “одаренный”, на следующих этапах развития вдруг объективно теряет признаки своей одаренности. Может возникнуть болезненный вопрос о том, что дальше делать с ребенком, который начал обучение в специализированном образовательном учреждении, но потом перестал считаться одаренным.

Особенности, присущие одаренным, обогащают нашу жизнь во всех ее проявлениях и делают их вклад в нее чрезвычайно значимым. Во-первых, одаренных отличает высокая чувствительность во всем, у многих высоко развито чувство справедливости; они способны чутко улавливать изменения в общественных отношениях, новые веяния времени в науке, культуре, технике, быстро и адекватно оценивать характер этих тенденций в обществе.

Вторая особенность — непрекращающаяся познавательная активность и высоко развитый интеллект дают возможность получать новые знания об окружающем мире. Творческие способности влекут их к созданию новых концепций, теорий, подходов. Оптимальное сочетание у одаренных детей интуитивного и дискурсивного мышления (в подавляющем большинстве случаев при доминировании первого над вторым) делает процесс получения новых знаний весьма продуктивным и значимым.

В-третьих, большинству одаренных присущи большая энергия, целеустремленность и настойчивость, которые в сочетании с огромными знаниями и творческими способностями позволяют претворять в жизнь массу интересных и значимых проектов.

Исходя из этого, в практической работе с одаренными детьми вместо понятия “одаренный ребенок” следует использовать понятие “признаки одаренности ребенка” (или понятие “ребенок с признаками одаренности”).

2. Признаки одаренности

Признаки одаренности – это те особенности одаренного ребенка, которые проявляются в его реальной деятельности и могут быть оценены на уровне наблюдения за характером его действий. Признаки явной (проявленной) одаренности зафиксированы в ее определении и связаны с высоким уровнем выполнения деятельности. Вместе с тем, об одаренности ребенка следует судить в единстве категорий “хочу” и “могу”. Поэтому признаки одаренности охватывают два аспекта поведения одаренного ребенка: инструментальный и мотивационный. Инструментальный - характеризует способы его деятельности. Мотивационный - характеризует отношение ребенка к той или иной стороне действительности, а также к своей деятельности.

Инструментальный аспект поведения одаренного ребенка может быть описан следующими признаками:

1. Наличие специфических стратегий деятельности. Способы деятельности одаренного ребенка обеспечивают ее особую, качественно своеобразную продуктивность. При этом выделяются три основных уровня успешности деятельности, с каждым из которых связана своя специфическая стратегия ее осуществления:

- быстрое освоение деятельности и высокая успешность ее выполнения;

- использование и изобретение новых способов деятельности в условиях поиска решения в заданной ситуации;

- выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого овладения предметом, ведущее к новому видению ситуации и объясняющее появление, на первый взгляд, неожиданных идей и решений.

Для поведения одаренного ребенка характерен главным образом третий уровень успешности: новаторство, как выход за пределы требований выполняемой деятельности.

2. Сформированность качественно своеобразного индивидуального стиля деятельности, выражающегося в склонности “все делать по-своему” и связанного с присущей одаренному ребенку самодостаточной системой саморегуляции. Индивидуализация способов деятельности выражается в элементах уникальности ее продукта.

3. Высокая структурированность знаний, умение видеть изучаемый предмет в системе, свернутость способов действий в соответствующей предметной области, что проявляется в способности одаренного ребенка, с одной стороны, практически мгновенно схватывать наиболее существенную деталь (факт) среди множества других предметных сведений (впечатлений, образов, понятий и т.д.) и, с другой стороны, удивительно легко переходить от единичной детали (факта) к ее обобщению и развернутому контексту ее интерпретации. Иными словами, своеобразие способов деятельности одаренного ребенка проявляется в его способности в сложном видеть простое, а в простом – сложное.

4. Особый тип обучаемости. Он может проявляться как в высокой скорости и легкости обучения, так и в замедленном темпе обучения, но с последующим резким изменением структуры знаний, представлений и умений.

Мотивационный аспект поведения одаренного ребенка может быть описан следующими признаками:

1. Повышенная, избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной действительности (знакам, звукам, цветам, растениям и т.д.) либо определенным формам собственной активности (физической, художественной и т.д.), сопровождающаяся, как правило, переживанием чувства удовольствия.

2. Ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность каким-либо предметом, погруженность в то или иное дело.

3. Повышенная познавательная потребность, любознательность.

5. Высокая критичность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели, стремление к совершенству.

Психологические особенности детей, демонстрирующих одаренность, могут рассматриваться лишь как признаки, сопровождающие одаренность, но не обязательно как порождающие ее. Поэтому наличие указанных психологических особенностей может служить лишь основанием для предположения об одаренности, а не для вывода о ее безусловном наличии.

Следует подчеркнуть, что поведение одаренного ребенка совсем не обязательно должно соответствовать одновременно всем вышеперечисленным признакам. Поведенческие признаки одаренности вариативны и часто противоречивы по своим проявлениям, поскольку в сильной мере зависимы от социального контекста. Тем не менее, даже наличие одного из этих признаков должно привлечь внимание специалиста и мотивировать его на тщательный и длительный по времени анализ каждого конкретного индивидуального случая.

3. Виды одаренности

Дифференциация видов одаренности определяется критерием, положенным в основу классификации.

Современные концепции одаренности выделяют разные стороны и даже виды интеллекта, соответственно различая виды одаренности. Так, например, Г. Гарднером были описаны особенности проявлений и примеры кинестетической, пространственной, логико-математической, музыкальной, лингвистической и социальной одаренности, а в Мюнхенском исследовании продемонстрирована независимость когнитивных факторов одаренности: интеллекта, креативности, социальной компетентности, музыкальных и сенсомоторных способностей.

В одаренности можно выделить как качественный, так и количественный аспект.

Анализ качественных характеристик одаренности предполагает выделение различных качественно своеобразных видов одаренности в связи со спецификой психических возможностей человека и особенностями их проявления в тех или иных видах деятельности. Анализ количественных характеристик одаренности позволяет описать степень выраженности психических возможностей человека.

Среди критериев выделения видов одаренности можно выделить следующие:

1. Вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики.

4. Широта проявлений в различных видах деятельности.

5. Особенности возрастного развития.

По критерию вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики выделение видов одаренности осуществляется в рамках пяти видов деятельности с учетом включенности трех психических сфер и, соответственно, степени участия разных уровней психической организации. К основным видам деятельности относятся практическая, теоретическая (познавательная), художественно-эстетическая, коммуникативная и духовно-ценностная. Сферы психики представлены интеллектуальной, эмоциональной и мотивационно-волевой.

Соответственно, могут быть выделены следующие виды одаренности.

В практической деятельности, в частности, можно выделить одаренность в ремеслах, спортивную и организационную одаренность. В познавательной деятельности находит реализацию интеллектуальная одаренность различных видов. В художественно-эстетической деятельности выделяются, например, хореографическая, сценическая, литературно-поэтическая, изобразительная и музыкальная одаренность. В коммуникативной деятельности, прежде всего, следует выделить лидерскую и аттрактивную одаренность. И, наконец, в духовно-ценностной деятельности мы отмечаем одаренность в создании новых духовных ценностей и смыслов, служение людям.

Каждый вид одаренности предполагает одновременное включение всех уровней психической организации с преобладанием того уровня, который наиболее значим для данного конкретного вида деятельности.

Основы творчества: способности и творческая одаренность

С другой стороны, сейчас удивительный период в истории с этой точки зрения: впервые за всю историю человечества люди массово умеют писать, у людей массово есть доступ к произведениям искусства и творческому образованию.

И все же творчество продолжает притягивать людей. Люди хотят им заниматься, им заработать, люди любят его потреблять. Так давай же разберемся – каковы, собственно говоря, основы творчества? Что это такое и из чего оно состоит?

Основы творчества: способности и творческая одаренность

Soundtrap , Unsplash

Что такое творчество?

Разумеется, это были ненастоящие духи – это была невнятная бурда, и я лишь зря испортила вещи. Но фактически это было творчество: я создала что-то, чего раньше не существовало.

Потому что фотография (и другие виды творчества, которые вроде как не создают чего-то принципиально нового – как, например, написание портретов, создание ремиксов на песни, фанфикшен) ставит акценты, интерпретирует объект фотографирования как-нибудь по-особенному, так, как еще никогда и никто не делал, просто физически не смог бы сделать, потому что эту фотографию создал конкретно вот этот человек с его данными, с его мыслями, с его техникой съемки, наконец. Поэтому это все еще творчество.

Что такое творчество?

Javier Amador , Unsplash

Очень подробно вопрос творчества освещал в своих научных трудах Лев Выготский, знаменитый советский педагог. Он отмечал, что неважно даже, существует ли объект творчества в реальном мире, или это лишь умственное и чувственное построение в твоей голове – это все равно продукт творческой деятельности.

Вот, какие виды творческой деятельности выделял Выготский:

  • Воспроизводящий, репродуктивный – т.е., человек воспроизводит по образцу то, что уже существует. Например, ты учишься готовить и готовишь по рецепту, такую же яичницу или пирог с мясом, какой до тебя много еще кто готовил.
  • Комбинирующая, она же творческая деятельность – это создание в воображении чего-то нового, некого образа, который он в будущем реализует.

Заметь: этого образа еще не существует. Для того, чтобы создать что-то, тебе сначала необходимы основы творчества – некие мысли, образы, идеи, представления, которые ты затем воплотишь в жизнь. Именно это отличает человека от животного. Животное тоже может создать что-то красивое, как, например, паук может сплести изящную на вид паутину, а птица – озвучить красивую, приятную уху мелодию.

Это будет красиво, но это не будет ни творчеством, ни искусством, потому что паук и птица не представили себе изначально продукт своей деятельности. Паук не висел на нитке и не размышлял, какой рисунок он хочет воплотить в паутине, птица не продумывала заранее мелодию своей песни – они просто взяли и сделали, как повелели их инстинкты. Поэтому это не может считаться творчеством, это всего лишь инстинкт.

Основы творчества

Muhammad Rahim Ali , Unsplash

Виды творчества

Творчество имеет место быть в абсолютно всех сферах человеческой жизни и деятельности, как ни странно. Творчество бывает игровое (спроси какого-нибудь мастера настольных ролевых игр, творческим ли трудом он занимается – такого наслушаешься), спортивное (чтобы было понятнее: например, постановка номеров по бальным танцам, фигурному катанию), в повседневности тоже бывает творчество (например, придумать новый рецепт).

Творчество бывает музыкальным, религиозным (написать икону – это ведь тоже творчество), мифологическим (придумать городскую легенду, например), художественным, педагогическим (придумывать планы к каждому уроку – это тоже большой творческий труд, особенно если подходить с душой), культурное, философское (Гегель, Кант. Аристотель – тоже творцы).

Творчество бывает предпринимательское (Илон Маск тот же, если уж совсем банальные примеры приводить), организаторское (да, организация тех же праздников и корпоративов – тоже творчество), а еще политическое, научное, правовое, изобретательское.

Творчество бывает во всех сферах жизни. Даже военное творчество бывает тоже: например, придумать план по захвату или обороне города. Думаешь, Суворов не занимался творчеством, когда решал оставить Москву? Или великие, изобретательные, удивительные решения Александра Македонского? Это тоже творчество, хоть и очень специфическое.

Основы творчества: воображение

Воображение – это создание новых связей из тех, что уже создавались в прошлом. Причем имеется в виду не актуализация уже имеющихся связей, а именно создание новых.

Воображение бывает разным, давай разберем его виды.

Основы творчества: воображение

Joshua Rawson-Harris , Unsplash

Активное воображение

Активное воображение – это когда перед тобой стоит задача, и ты целенаправленно и осознанно воображаешь, как бы тебе получше ее решить.

Плюс активное воображение, как правило, осознаваемый процесс, то есть, ты садишься и начинаешь сосредоточенно что-то придумывать, часто применяя различные техники генерации новых идей. Посвящено такое воображение обычно будущему времени и внешнему миру.

Воссоздающее воображение

Воссоздающее воображение – это когда ты создаешь некий новый образ на основании стимулов извне.

Интересно, что при этом, хотя ты можешь воссоздавать в воображении образы, которые тебе не доводилось воспринимать в действительности – они в то же время конструируются из образов, которые ты раньше уже воспринимал.

То есть, если ты читаешь фэнтези и представляешь дракона, то ты представляешь такого дракона, какого ты видел в фэнтези-фильмах или на картинках в книгах, или конструируешь новый образ дракона из доступных тебе деталей. Поэтому же, например, писатели, описывая что-то, стараются проводить аналогии, например, описываю грифона: у него была шея петуха, ноги коня, круп еще какого-нибудь животного. Так проще заставить воображение читателей работать, создать им основы творчества.

Антиципирующее воображение

Антиципирующее воображение – это когда ты представляешь, что произойдет в результате своих действий.

Оно работает практически постоянно: то есть, допустим, ты собираешься на работу, понимаешь, что уже опаздываешь – и представляешь, как опоздал, как тебя за это отругает начальство. Или ты планируешь похудение и представляешь, какой ты будешь весь из себя красивый и спортивный.

Мы довольно часто думаем о будущем, как ты понимаешь, поэтому антиципирующее воображение у нас работает часто, даже если ты лично себя считаешь человеком вообще без какой-либо фантазии.

Творческое воображение

Основы творчества

Olga Guryanova , Unsplash

Из чего состоит творческое воображение?

Творческое воображение состоит из двух видов операций: первый вид – операции по формированию неких образов, а второй – операции по созданию готового продукта творческого воображения.

То есть, допустим, ты хочешь вырезать из дерева красивую фигурку. Представить себе эту фигурку, саму идею будущей поделки – это будет операция первого вида. Продумать схему, как ты будешь ее вырезать, какие тебе понадобятся материалы, под каким углом держать нож, как резать – это будет уже второй вид мыслительных операций.

Придумать идею для книги, саму задумку, основную мораль, основной сюжетный конфликт – это первый вид операции. Продумывать, как показать персонажей именно такими, какими они предстают тебе в твоем воображении, как увязать между собой обрывки сюжета, как сделать мир логичным, как избежать сюжетных дыр, как, наконец, издать книгу, как найти время для ее написания – это второй вид операций.

Часто, кстати, творческие люди хорошо владеют первым видом операций и плохо – вторым. Отсюда и получаются плохие книги, фильмы, которые смотришь и думаешь: блин, вот задумка – отличная, но какое плохое исполнение! Хотя последнее часто бывает еще и от банального недостатка мастерства, потому что творческим людям, многие из которых очень амбициозны, часто приходят на ум идеи, которые они пока физически не могут воплотить – не доросли еще.

Также мыслительные операции, основы творчества в воображении, делятся на ассоциативные и диссоциативные.

Диссоциация – это подготовка материала для воображения. Это когда ты раздробляешь на составляющие пережитый опыт. Например, ты съездил в туристический поход и привез оттуда огромное количество впечатлений: красивое небо, лес, природа, треск костра, песни под гитару, первый поцелуй с девушкой, запах полевых цветов и так далее. Часть из этих впечатлений – раздробленных с помощью диссоциации – в дальнейшем могут лечь в основу некоего творчества.

А ассоциация – это когда ты берешь вот эти раздробленные образы и соединяешь в совершенно новый. Грубо говоря: когда-то ты увидел, как изящно танцует стройная девушка в белом платье. А потом увидел стройную, красивую, белоствольную березу. И родилась идея ассоциативным путем: вырезать фигурку танцующей девушки из вот такой березы. Или образ дриады-березы, если ты писатель, например.

Это очень примитивный пример, конечно же, на самом деле основы творчества гораздо глубже, изящнее, сложнее.

Из чего состоит творческое воображение?

Jonathan Cooper , Unsplash

Какие способности нужны для творчества?

Этот список придумал и разработал психолог А. Н. Лук (да, смешная фамилия).

Зоркость в поисках проблем.

Как правило, люди, глядя по сторонам, не замечают чего-то особенного, они замечают лишь то, что укладывается в их систему моральных, творческих координат и вкусовых предпочтений. Люди же, наделенные творческими способностями, замечают необычные вещи.

Это может проявляться по-разному: например, ты можешь замечать недостатки в чужих творческих работах и понимать, как можно было бы сделать лучше. Или наоборот – ты остро и чутко воспринимаешь прекрасное, оно производит на тебя глубокое впечатление. Или же ты замечаешь проблемы мира, которые было бы хорошо решить. Или замечаешь, что чего-то не хватает, или замечаешь все новое, необычное, нестандартное.

Часто такой способностью обладают дети. Для них весь мир – в новинку, и потому они острее и зорче его воспринимают. Хорошая новость в том, что такую зоркость вполне реально развить самостоятельно, достаточно лишь ввести в привычку приглядываться к окружающему миру, замечать его прекрасные и совсем не прекрасные стороны и размышлять о том, как их улучшить или изменить.

Способность к свертыванию мыслительных операций.

То есть, это когда тебе не нужно проделывать длительную мыслительную цепочку, чтобы дойти до результата, ты можешь обобщить эту цепочку одной операцией и дойти до результата быстрее, проще, изящнее.

Сюда же относится умение объединять в единое целое и другие смысловые единицы: образы, символы, любые куски информации – объединять их во что-то более ёмкое и целостное. Эта способность тесно связана с абстрактным мышлением, и чем оно лучше – тем лучше у человека и творческие способности.

Перенос опыта.

Это когда ты можешь взять навык, который получил в одной ситуации, и перенести этот навык в другую ситуацию, для решения другой задачи, даже если на первый взгляд они абсолютно не связаны. Например, в школе ты решал задачи по геометрии, и они на первый взгляд абсолютно не связаны с реальным миром. А потом ты, скажем, начал строить дом на даче или делать ремонт в квартире – и понял, что вообще-то задачи, которые ты решал в школе, отлично здесь походят и применимы.

По сути, что происходит, когда ты так делаешь? Ты ищешь некую обобщающую стратегию, которая подошла бы для обеих ситуаций. А если разбить это действие на более мелкие, то получается, что ты ищешь аналогии, ищешь сходства, а это очень важный навык для генерации идей.

Какие способности нужны для творчества?

Thayran Melo , Unsplash

Из чего состоит творческая одаренность?

1. Физиологические задатки. Это биологическая данность, которая дается человеку природой. Например, очевидно, что человеку с длинными пальцами и музыкальным слухом будет легче освоить музыкальный инструмент, худенькой девушке с астенической конституцией тела – легче стать балериной, человеку, чьи глаза чутко воспринимают цвет (да, это тоже физиологический показатель, это зависит от колбочек восприятия цвета в теле глаза) – легче стать художником.

2. Блоки в мозгу, которые характеризуются повышенной чувствительностью. Как ни странно, это тоже больше физиологическая данность: например, одни люди более чутко воспринимают цвет, другие – музыку, третьи от природы хорошо воспринимают эмоции от других людей. Тут в дело вступает и социализация тоже: например, в какой эмоциональной обстановке рос ребенок, как занимались его ранним развитием.

3. Длительные ориентации на что-либо и искусственное поддержание этого.

То есть, например, ребенок от природы интересуется музыкой, и его в этом поддерживает семья, и он при этом вырос дисциплинированным человеком. В таком случае шанс заниматься музыкальным творчеством значительно выше.

Но если, например, поддержание доминантной ориентации на что-либо – только искусственное (ребенок в гробу видал то пианино, а его заставляют им заниматься), то ничего хорошего не получится.

Зачем человек занимается творчеством?

Причины могут быть разными. Например, человек чувствует, что именно в творчестве он самореализовывается. Или это для него отдых, отдушина, способ сбежать от реальности. Или просто ему это лучше всего дается, и он так деньги зарабатывает. Или он хочет сделать мир лучше, кому-то помочь своим творчеством, или донести какую-то важную для него мысль, некую мораль. Или это вообще стечение обстоятельств, и вот просто надо ему выдать что-то творческое.

Но в основе всех этих мотиваций лежит одно: творчество – это способ связи между миром и человеком. Мир сообщает человеку себя, погружает его в разные ситуации – человек на это реагирует, человек это впитывает – и выдает обратную связь в виде творчества. И мир реагирует уже на это творчество. Происходит бесконечный взаимообмен, который не закончится, пока живо человечество.

Автор: Казакова Светлана Альбертовна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУ ДО Центр детского творчества
Населённый пункт: Федоровский, Сургутский район ХМАО-Югра
Наименование материала: статья
Тема: Творческие способности о одаренность
Раздел: дополнительное образование

Способность творчества есть великий дар природы;

акт творчества, в душе творящей, есть великое таинство;

минута творчества есть минута великого священнодействия.

Виссарион Григорьевич Белинский

Слово гений от латинского genius –дух. В науку оно пришло из

античной мифологии. Гений соединил в себе бессмертное божество и

Одновременно со словом гений пришло в науку и другое известное

слово – талант. Первоначально словом талант (от греческого – talanton)

именовалась крупная денежно – весовая единица, мера золота. Постепенно

сформировалось представление о таланте как о высокой степени развития

способностей к определенному виду (видам) деятельности, в то время как

под термином гений стали понимать высший, максимальный уровень их

Детская одаренность – одно из самых интересных и загадочных

явлений человеческой психики. Может быть, поэтому уже само упоминание о

ней вызывает у многих родителей чувство тревоги, внутреннего напряжения.

Обычно, услышав или прочитав о какой – либо психологической проблеме,

мы вольно или невольно примеряем ее на себя. Это нормальная,

естественная, человеческая реакция. С одаренностью сложностью в том, что

вслед за тем нередко и отторжение – «Это не про меня и к моему ребенку

Способность мыслить, творить – величайший из полученных

человеком природных даров. Есть те, кто одарен больше, есть те, кто одарен

меньше, но даром этим отмечен каждый.

Развитие у детей творческих способностей – одна из важнейших задач

современного образования. Высокий уровень развития творческих

способностей в наше время все чаще рассматривается как необходимое

условие выживания в постоянно меняющемся мире.

Творческая одаренность - это то, что проявляется в нестандартном

видении мира, в нешаблонном мышлении и, в конечном итоге, ценится выше

Творческие способности у детей

Творчество живет в большей или меньшей степени в каждом ребенке. С

целью выявления и развития творческой одаренности обучающихся в школе я

предлагаю творческие задания. Мы находим у детей творческие способности

уже в раннем возрасте. Лучше всего они выражаются в играх. И моя цель, как

учителя – сделать творчество нормальным и постоянным спутником детского

Для определения уровня творческого развития личности ребенка чаще

всего используется следующую последовательность диагностических

2. Создание экспериментальных ситуаций

Преимущество метода наблюдения в том, что ребенок в момент его

изучения находится в естественных условиях, он осуществляет деятельность,

диктуемую его внутренней мотивацией. Только при наблюдении мы можем

фиксировать такие важные показатели творческого развития как наличие у

ребенка желания творческой деятельности, частоту и настойчивость

творческих занятий, победу мотива спонтанной творческой деятельности над

мотивом выполнения чьих-то заданий и другие.

Преимуществом эксперимента перед наблюдением является

возможность повторения экспериментальной ситуации, многократное

включение нужного фактора, в частности той или иной творческой

способности или иного значимого свойства личности.

Самой эффективной формой организации экспериментальных ситуаций

с детьми является игра. Преимущество игровой ситуации в том, что в ней

можно наблюдать творчество во временном развитии. У ребенка собственно

мыслительные операции имеют моторное выражение, благодаря чему мы

можем наблюдать наряду с интересующим фактором и промежуточные

действия ребенка, его пробы и ошибки, перебор вариантов решения. Многие

исследователи вообще считают, что в творчестве самым существенным

является не результат, а процесс. Как говорил Ж.-П. Сартр: «Воображение -

Признаками высокого творческого потенциала у детей в раннем детстве

по К. Тэкэксу является:

1. Способность следить одновременно за двумя или больше происходящими

3. Способность прослеживать причинно-следственные связи и делать

4. Отличная память.

5. Большой словарный запас и сложные синтаксические конструкции.

6. Высокий порог отключения (трудные вопросы и ситуации не вынуждают

их отключаться, они нетерпимы, когда за них решают и им подсказывают).

7. Высокая избирательная концентрация внимания.

8. Упорство в достижении цели в сфере, которая интересна.

9. Высокий уровень притязаний в этой сфере.

Творческие способности детей прямо и непосредственно не связаны с их

способностью к обучению, они не всегда отражены в тестах интеллекта,

Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых,

в особом внимании и руководстве. Однако в силу личностных особенностей

такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и

мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше

понимают отношения и связи. Одаренный ребенок склонен к критическому

отношению не только к себе, но и к окружающему. Поэтому педагоги,

работающие с одаренными детьми, должны быть достаточно терпимы к

критике вообще и себя в частности. Талантливые дети часто воспринимают

невербальные сигналы как проявление неприятия себя окружающими. В

результате такой ребенок может производить впечатление отвлекающегося,

непоседливого, постоянно на все реагирующего. Для них не существует

стандартных требований (все как у всех), им сложно быть конформистами,

особенно если существующие нормы и правила идут вразрез с их интересами

и кажутся бессмысленными. Для одаренного ребенка утверждение, что так

принято, не является аргументом.

Одаренные дети достаточно требовательны к себе, часто ставят перед

собой не осуществимые в данный момент цели, что приводит к

эмоциональному расстройству и дестабилизации поведения. Такие дети

нередко с недостаточной терпимостью относятся к детям, стоящим ниже их в

плане развития способностей. Одаренность ребенка часто проявляется в

успешности деятельности, имеющей стихийный, самодеятельный характер.

Например, ребенок, увлеченный техникой, дома строит свои модели, но к

школьной либо социально организованной внешкольной деятельности (в

кружке, секции, студии) его занятие не имеет никакого отношения. Другой

ребенок увлеченно сочиняет стихи или рассказы, но не хочет

демонстрировать их педагогу. Судить об одаренности ребенка следует не

только по его школьной деятельности, но и по его внешкольным делам, а

также по инициированным им самим формам деятельности.

В качестве одной из причин отсутствия проявлений того или иного вида

одаренности может быть недостаток (в силу условий жизни)

соответствующих знаний, умений и навыков. Стоит такому ребенку их

усвоить, как его одаренность становится явной и очевидной для педагога.

В некоторых случаях причиной замаскированности проявлений

одаренности являются те или иные трудности развития ребенка. Например,

заикание, повышенная тревожность, конфликтный характер общения и т.п.

могут привести к снижению показателей успешности ребенка (несмотря на

потенциально высокий уровень его способностей).

Таким образом, одаренность у разных детей может быть выражена в более

или менее очевидном виде.

Особенности работы учителей с одарёнными детьми

1. Стремление к совершенству. Для одарённых детей характерна

внутренняя потребность совершенства. Они не успокаиваются , не достигнув

высшего уровня . Свойство это проявляется весьма рано.

2.Ощущение неудовлетворённости. Такое отношение к самим себе связано

с характерным для одарённых детей стремлением достичь совершенства во

всём ,чем они занимаются. Они очень критически относятся к собственным

достижениям, часто не удовлетворены , отсюда – ощущение собственной

неадекватности и низкая самооценка.

3. Нереалистические цели . Одарённые дети часто ставят перед собой

завышенные цели. Не имея возможности достичь их они начинают

переживать. С другой стороны, стремление к совершенству и есть та сила,

которая приводит к высоким достижениям.

4. Сверхчувствительность. Поскольку одарённые дети более восприимчивы

к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи ,они склонны к

критическому отношению не только к себе, но и к окружающим, они более

уязвимы, часто воспринимают слова или невербальные сигналы как не

приятия себя окружающими. В результате такой ребёнок нередко считается

гиперактивным и отвлекающимся, поскольку постоянно реагирует на разного

рода раздражители и стимулы.

5. Потребность во внимании взрослых . В силу природной

любознательности и стремления к познанию дети нередко монополизируют

внимание учителей, это вызывает трения в отношениях с другими детьми,

которых раздражает жажда такого внимания.

6. Нетерпимость – Одарённые дети нередко с недостаточной терпимостью

относятся к детям , стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они

могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение и

7. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и

социальным развитием – Одарённые дети часто предпочитают общаться и

играть с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться

лидерами, так как они порой уступают последним в физическом развитии.

Чтобы такой ребёнок не попал в изоляцию и не испытал дефицит

общения, на помощь ему должен прийти учитель. Следует найти такие

творческие задания, которые реализуют способности такого ребёнка. Для

развития творческих способностей ребёнка, интеллектуального потенциала

наиболее практичными являются проблемные, исследовательские,

поисковые, проективные методы.

У каждого педагога выстроена своя траектория работы с одарёнными

детьми, и многие могут с достоинством поделиться своими наработками в

этом плане. Но ни для кого не секрет, что при работе с одарёнными

детьми необходимо:

• постоянно стимулировать их познавательную активность и познавательную

• развивать креативность мышления, стремиться придавать познавательному

процессу творческий характер;

• ориентируясь на тип направленности интеллекта ученика, выбирать те виды

творческой, познавательной деятельности, в которых ребёнок будет наиболее

Учитывая высокий уровень познавательной активности одарённых детей, в

своей работе с ними следует:

• поощрять или организовывать знакомство с материалом, который обычно не

включается в стандартный учебный план;

• поощрять глубокую проработку выбранной темы;

• стремиться осуществлять учебный процесс в соответствии с

познавательными потребностями, а не заранее установленной жёсткой

• актуализировать более сложные виды деятельности, требующие владения

абстрактными понятиями и мыслительными процессами высокого уровня;

• формировать большую мыслительную гибкость в отношении используемых

материалов, времени и ресурсов;

• предъявлять более высокие требования к самостоятельности и

целеустремлённости в решении задач;

• поощрять творческое и продуктивное мышление;

• создавать эффективные предпосылки для расширения базы знаний и

развития языковых способностей.

Из опыта работы.

Если отойти немного от общих фраз и коснуться нашей ежедневной рутины,

в которой надо суметь выкроить время для любознательных детей, то

выяснится, что все мы используем различные формы и методы работы с

• участие в предметных олимпиадах различного уровня;

• участие в международной играх и конкурсах;

• участие в научно-практических конференциях;

• работа в научно-исследовательских конференциях;

• проведение профессиональных декад;

• участие на занятиях по обучению навыкам проектной и исследовательской

В моей работе мне очень помогает пособие Н. Б. Шумаковой «Одарённый

ребёнок: особенности обучения". В нем содержится необходимый

теоретический и учебно-методический материал, позволяющий применить

предложенный в пособии вариант обучения в практике работы с одаренными

детьми как в условиях массовой общеобразовательной школы, так и в

специализированных школах. Пособие адресовано педагогам, психологам.

В результате мои дети создают интересные творческие, информационные и

исследовательские проекты, защищают их на занятиях и конференциях.

Исходя из разных интересов сформированных групп детей по видам

одарённости, мною разработаны и осуществляются программы объединений

Считаю, что очень важно предлагать детям мероприятия, где они могут

проявить себя. Поэтому – одна из задач - развитие одарённости детей

через участие в конкурсах, олимпиадах, конференциях, выставках,

спортивных соревнованиях.

Ежегодно участвуем в различных делах, способствующих развитию

способностей и одарённости:

Районная выставка декоративно-прикладного искусства

Творческие конкурсы; КТД;

«Учитель в школе имеет дело, прежде всего с целостной личностью

ребёнка. Каждый интересен своей уникальностью, и высокая задача

педагогики – сберечь эту уникальность, вырастить самоценную

личность, развить склонности и таланты, расширить возможности

Список литературы

1. А.И. Савенков., Ваш ребенок талантлив.- Ярославль, 2002

2. Ю.Г. Тамберг, Как научить ребенка думать. – Ростов н/Д, 2007

3. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., Педагогика, 1986.

4. Радионова Н.Ф., Взаимодействие педагогов и школьников. Психология и

творчество. Л. 1989. 246с.

5. Рубинштейн С.А., Принцип творческой самодеятельности//Вопросы

психологии.. 1986. № 4.

6. Белова Е.С. Одарённость малыша: раскрыть, понять, поддержать. – М.,

7. Вайнцвайг П. Десять заповедей творческой личности. – М., 1990.

8. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1991.

9. Дьяченко О.М., Веракс Н.Е. Чего на свете не бывает? – М., 1997.

10. Савенков А.И. Детская одарённость: развитие средствами искусства. – М.,

Читайте также: