А с неверов биография кратко

Обновлено: 02.07.2024

Неверов Александр Сергеевич ( настоящая фамилия - Скобелев) - русский писатель.

Неверов родился 12 декабря 1886 года в селе Новиковка Мелекесского уезда Самарской губернии. Отец его был крестьянином, бывшим унтер-офицером лейб-гвардии уланского полка, и позднее отошёл от деревни и служил в городе швейцаром.

Неверов Александр Сергеевич ( настоящая фамилия - Скобелев) - русский писатель.

Неверов родился 12 декабря 1886 года в селе Новиковка Мелекесского уезда Самарской губернии. Отец его был крестьянином, бывшим унтер-офицером лейб-гвардии уланского полка, и позднее отошёл от деревни и служил в городе швейцаром.

После Октябрьской революции 1917 Hеверов - один из первых советских писателей, который в ряде произведений - "Марья-большевичка" (1921), "Андрон Непутёвый", "Гуси-лебеди", "Ташкент - город хлебный" (все - 1923), "Повести о бабах" (1924) талантливо показал острые социальные и психологические конфликты, которые происходили в процессе классового расслоения крестьянства, роль большевиков в борьбе за новую жизнь. Hеверов - один из зачинателей советской детской литературы. Произведения Hеверова переводились на иностранные языки.

Умер Неверов внезапно 24 декабря 1923 года в Москве. Похоронен на Ваганьковском кладбище.

Библиография

Романы и повести

1920 — Бабы
1920 — Захарова смерть
1921 — Голод
1921 — Смех и горе
1922 — Анна

Рассказы, очерки, сказки

1906 — Свой человек
1910 — На земле
1916 — Дети
1919 — Красноармеец Терехин
1920 — "По новому"
1921 — За хлебом
1921 — Марья-большевичка
1922 — Великий поход
1923 — Сильный характер

Неверов родился 12 декабря 1886 в селе Новиковка Мелекесского уезда Самарской губернии. Отец его был крестьянином, бывшим унтер-офицером лейб-гвардии уланского полка, и позднее отошёл от деревни и служил в городе швейцаром.

Умер Неверов внезапно 24 декабря 1923 в Москве. Похоронен на Ваганьковском кладбище.

Библиография


Рассказы, очерки, сказки
1906 — Свой человек
1910 — На земле
1916 — Дети
1919 — Красноармеец Терехин
1920 - " По Новому"
1921 — За хлебом
1921 — Марья-большевичка
1922 — Великий поход
1923 — Сильный характер
***

Неверов родился 12 декабря 1886 в селе Новиковка Мелекесского уезда Самарской губернии. Отец его был крестьянином, бывшим унтер-офицером лейб-гвардии уланского полка, и позднее отошёл от деревни и служил в городе швейцаром.

Виктор Чалмаев
Солнечная книга Александра Неверова
(Неверов А. С. Ташкент - город хлебный. Гуси-лебеди. Рассказы, повести, роман. / Вступ. ст. В. А. Чалмаева. М.: Правда, 1983)
(Извлечение)

"Книгу бы написать такую - солнечную. Налить ее радостью до краев и сказать всему человечеству: - Пей, жаждущее!"
А. Неверов. "Веселые ребята"

На Руси-то трава растет не по-старому,
Цветут цветы не по-прежнему.

Эти поэтические образы Неверова, пережившего в 1918 году горечь заблуждений (он был сотрудником эсеровской газеты "Народ" в период существования КОМУЧа, оказался вместе с этой псевдонародной властью в Уфе и т. п.), были точным выражением душевного состояния, крушения надклассовых иллюзий. Эта сторона жизни и духовной эволюции Неверова освещена исследователями его творчества Н. И. Страховым, В. П. Скобелевым и др. Да и сам Неверов, художник исключительной искренности, оставил немало свидетельств этого трудного пути к глубокому осознанию пролетарской идеологии. "Иногда я не понимаю себя. Говорю, как обыватель, попадаю впросак, как настоящий профан. А вот начну писать, то удивляюсь самому себе, пишу так, как будто о чужом, а вот чувствую - мое. настоящее мое. И в детстве хотелось что-то этакое сказать. Странно!" - признавался писатель.
Сама по себе революция, да еще в такой стране, как Россия, с ее многоукладной пестротой классов, сословий, областей, традиций, - явление чрезвычайно сложное. Мысль В. И. Ленина о том, что "волны революций набегают одна на другую не гладко, не равномерно, не по-одинаковому", подтверждалась в условиях Поволжья особенно многократно, полно. Эти колебания незрелой мужицкой массы, особенно середняков, "размывали" всякий раз неглубокую концепцию, очередную иллюзию, поверхностное обобщение. Но много ли дают для познания исторических закономерностей зарисовки одного "чистого" быта? Чувства, непосредственные ощущения, сердечные реакции, мечты, вера - все это позволяло познавать мгновение, живых людей в эпизоде, в прямом деле. Но это же не давало возможности видеть крестьянина в перспективе истории, всей классовой борьбы.
На первых порах писатель избрал позицию бытописателя, несколько стороннего и независимого "повествователя". И на портретах новых людей - большевиков-фронтовиков, пылко ринувшихся к новому женщин лежит отсвет старых представлений: все они выглядят несколько аскетично-одинокими, "непутевыми". И окружающие, и родня, и сам автор изумляются в этой невиданной "огненной", но чем-то близкой, родной породе словечкам, делам, строю чувств. Даже в романе "Гуси-лебеди" большевик Федякин кажется Валерии, экзальтированной "революционерке чувства", таким: ". стоял мученик древнего мира, готовый пойти на костер". Таково положение Марьи-большевички в одноименном рассказе. Она отдаленно напоминает Домну из рассказа "Баба Иван". Только сейчас она уже не просто не дает мужу спиться, она уже сама властвует над ним. Автор изображает увлечение книжками, внешними атрибутами равенства с мужем пока еще с легкой улыбкой, как кавалерийский наскок на старое, как не подготовленный еще штурм твердынь былого уклада. Это поветрие основательному мужицкому уму, "задним умом хитрому", кажется еще стрекозиным летним пением, после которого, как известно, придешь на зиму к тому же косному "муравью-мужику" за обогревом и кормом. А он еще скажет: "Так поди ж, попляши. " И потому повествователь с хитрецой говорит о Марье: "Была такая у нас. "; "месяцев пять служила - надоедать начала". Но временами и повествователь и автор уже видят и нечто совсем нестрекозиное в героине. Наоборот, сам этот застойный быт заскорузлая "мудрость" мужиков кажутся оковами, символом отсталости. Вдруг во время чтения газет да книжек охватит героиню странная тоска - такая, что не замечает она насмешек мужа. "Уставится в окно и глядит. Мне, говорит, скучно.
- Чего же ты хочешь? - спросил Козонок.
- Хочу чего-то. нездешнего. "
И не может не призадуматься сам художник: не так случайна эта искра, не мимолетен этот порыв. И Тоня из рассказа "Полька-мазурка", заставившая медведеподобного Гурьяна остричься и нарядиться, учившая его танцевать, - тоже не просто "стрекоза", а необходимая частица нового мира деревни, уголек, который сожжет затем многое в старом укладе. В "Марье-большевичке" писатель уводит героиню от схватки со старым - она уезжает перед нападением казаков. Да и главный-то вопрос о хлебе и борьбе с кулачеством, заставлявший мужиков то шумно митинговать, то прятаться по избам, выжидать, надеяться, что время не тронет их уклада, в рассказе не освещен.
В повести "Андрон Непутевый" (1922), чередующей меткую бытовую зарисовку, стиль агитки, полуфольклорный напев, мы видим большевика Андрона, возвышающегося подобно большевику на картине Б. Кустодиева надо всем - избами, церквами, деревьями. Он со своей непривычной идеей коммуны, "крутой" решимостью все перестроить кажется мужикам той косой, что в есенинском "Пугачеве" "ртом железным перекусывает ноги трав". А они сами? Они до поры до времени ведут себя, как те же "травы":

. Вросли ногами крови в избы,
Что нам первый ряд подкошенной травы?
Только лишь до нас не добрались бы,
Только нам бы,
Только б нашей
Не скосили, как ромашке, головы.

Но отсидеться не удается. И не только из-за истовой "огнепальности" духа Андрона. Он не только "чудной", непутевый, не избирающий порой особых средств воздействия на середняка. Он еще и "каменный", "неподвижный", одержимый безапелляционной высотой духа, куда и взглянуть-то мужикам трудно! Его вызов - не только в новом семейном укладе, равенстве женщин с мужьями, не в организации спектаклей. Из-за Андрона, из-за его коммуны ощущают старики, выставившие бороды как копья, - "перевернулась земля другим боком, взошло солнце с другой стороны". Коммуна, родившаяся где-то в городе, в голове "Карла Марксова" (его портрет повешен Андроном на место Николая-угодника), пришла в Рогачево, и "затворились" ключи и родники, питавшие старый уклад. И стало само это Рогачево ареной битвы двух сил - "ангельской и бесовской".
Сквозь все эти фольклорные образы грозы, бури, сквозь все видения просвечивает и реальная основа конфликта, вернее, противостояние Андрона, его приверженцев селу: "на хлеб цена, на овес цена". И Андрон, любя мужиков, отдавая им всего себя, видит, что из-за хлеба-то и "генерал в казаках поднимается", из-за него-то (из-за вольной торговли, исключающей продразверстку) зубами будут рвать его коммуну, как Прохор Черемушкин рвет в момент кулацкого бунта ненавистный ему портрет Карла Маркса. Андрон осознает, что ждет его война. Темное мужицкое сознание, не сумев "отсидеться в тени", кидается в яростный слепой бунт.
Ф. Гладков, высоко оценивая повесть А. Неверова как одно из лучших произведений в преднэповском периоде деревенской жизни, отмечал стихийно-левацкий "заскок" в Андроне, узость его методов борьбы за новое. Удары, предназначаемые для кулаков, порой попадали и в среднего крестьянина, превращали его не в союзника бедноты, а в ее недруга. Ф. Гладков называл Андрона (в беседе с Н. Страховым в апреле 1941 года) "Нагульновым в потенции", а Нагульнова - "Андроном в квадрате".
Повесть до сих пор сохраняет все обаяние человеческих исканий, борьбы "за землю, за волю, за лучшую долю". Писатель добился синтеза так называемого сказового, "орнаментального" стиля с его цветовыми контрастами и приемов психологической прозы, чуждой декорирования, "запевочности".

* * *
Повесть "Ташкент - город хлебный" - самое глубокое и цельное выражение любви замечательного художника к родному народу, к мужеству и красоте его души. Все радостное, оптимистическое мировосприятие писателя, заветнейшая песня его сердца - все высказалось в этой повести о скитаниях двенадцатилетнего мальчика на ташкентской страдной дороге в голодный год.
Мечты на дорогах. Для многих художников привычен традиционный путь: чтобы утвердить, раскрыть свои лучшие надежды, ожидания, они ищут гипербол, красочных образов, пламенных метафор. В двадцатые годы этот путь казался нередко единственно правильным, всерьез говорилось о том, что "революцию взять сюжетом почти невозможно в эпоху течения ее", что прежняя "русская литература сера, как чижик, ей нужны малиновые галифе и ботинки из кожи цвета небесной лазури", т. е. кричащие метафоры, рубленая речь.
Александра Неверова не смутили эти "веяния", он пошел по пути реализма, причем реализма, самого полного, доводящего до необычайной силы и совершенства и сам характер и сюжет, соединяющего и подлинность документа и высоту обобщения.
Мишка Додонов - это живое воплощение разума, воли к труду, к порядку, долга перед землей и людьми. Детское простодушие, вырывающееся из-под оболочки этой ранней взрослости, недетского разумения, лишь оттеняет коренное, народное начало его характера. Он рано усвоил свое назначение на земле - быть кормильцем, заступником, хозяином. А. Неверов передает с особым вниманием этот внутренний тон его оценок, раздумий, "приглядок", выделяя степенность, спокойствие, привычку утешать себя мыслью - "глаза страшатся, а руки делают. ". Ни разу не мелькнет в его ясном сознании мысль о самоспасении, о бегстве от трудностей и невзгод, не овладеет им горячечное, мелкое желание искать счастье для себя только. "Колесо валяется, дуга валяется, и лошади нет, и коровы нет. Раньше куры клохтали, петух во все горло кричал, теперь только столбы да крыша худая. Ну, ничего. Удастся в Ташкент съездить - дело поправится. Самое главное, бояться не надо", - сколько здесь еще по-детски неосознанного долга перед прошлым и будущим! Сколько бы ни носили такое "семечко" бури и ураганы, но, попав в родную почву, оно оживет, поднимется над землей, возродит и деревню, и город, и страну! И сделает это все без суеты, самовозбуждения. Ведь даже испытания - кражу вещей в поезде - Мишка оценивает с мудрой, той, что "все перетрет", спокойной укоризной: "Наука нашему брату - рот не разевай. Разве можно класть в одно место все вещи?"
Есть герои, которые словно демонстрируют свою народность с помощью пословиц, речений псевдомудрого плана, скороговорок и т. п. В Мишке свод жизненных правил, взглядов, кодекс оценок живет не на устах, а как искры в кремне, в самом его существе. Так семя хранит и все свойства плода и всю будущую крону дерева, дающего этот плод. Именно потому и берегут этого мальчика и машинист Кондратьев, и чекист Дунаев, к нему "прислоняются" душевно и соседи по вагону.

Алекса́ндр Серге́евич Неверов (настоящая фамилия — Ско́белев; 12 декабря 1886 — 24 декабря 1923) — русский писатель.

Содержание

Биография



Неверов родился 12 декабря 1886 в селе Новиковка Ставропольского уезда Самарской губернии [1] . Отец его был крестьянином, бывшим унтер-офицером лейб-гвардии уланского полка, и позднее отошёл от деревни и служил в городе швейцаром. [2]

Память

Имя Неверова носит детская библиотека № 70 в Москве. Именем Неверова названы улицы в городе Самаре и Иванове. [3]

Библиография

Романы и повести

Пьесы

Рассказы, очерки, сказки

Произведения Неверова переведены на иностранные языки.

Примечания

Ссылки

Литература

    . Александр Неверов. Критико-биографический очерк. — М, 1964.
  • Персоналии по алфавиту
  • Писатели по алфавиту
  • Родившиеся 12 декабря
  • Родившиеся в 1886 году
  • Родившиеся в Самарской губернии
  • Умершие 24 декабря
  • Умершие в 1923 году
  • Умершие в Москве
  • Русские писатели XX века
  • Писатели России XX века
  • Персоналии:Самара
  • Похороненные на Ваганьковском кладбище

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Неверов, Александр Сергеевич" в других словарях:

Неверов, Александр Сергеевич — [1886 1923] писатель. Род. в с. Новиковке, Мелекесского у., Самарской губ., в семье крестьянина, б. унтер офицера лейб гвардии уланского полка. Отец Н. позднее отошел от деревни и служил в городе швейцаром и т. д. Сам Неверов жил в деревне у деда … Большая биографическая энциклопедия

Неверов Александр Сергеевич — Неверов (псевдоним; настоящая фамилия ‒ Скобелев) Александр Сергеевич [12(24).12.1886, с. Новиковка, ныне Старомайнского района Ульяновской области, ‒ 24.12.1923, Москва], русский советский писатель. Родился в крестьянской семье. Был сельским… … Большая советская энциклопедия

НЕВЕРОВ Александр Сергеевич — НЕВЕРОВ (наст. фам. Скобелев) Александр Сергеевич (1886 1923) русский писатель. Повести Ташкент город хлебный , Андрон Непутевый , Гуси лебеди (все 1923) о деревне в первые годы после революции, рассказы, пьесы … Большой Энциклопедический словарь

Неверов Александр Сергеевич — (наст. фам. Скобелев; 1886–1923) – рус. писатель. Известен также под пс.: Аско, Деревенский, Дядя Сережа, Насмешник и др. Род. в крест. семье. Работал в типографии и сел. лавках. В юности начал писать стихи. Автор повестей «Ташкент – город… … Энциклопедический словарь псевдонимов

Неверов — (рус. дореф. Нѣверов) фамилия Неверовы дворянский род Неверов, Александр Иванович секунд майор, исправник нижнего земского суда г. Старый Оскол Курского наместничества 1792 1794. Неверов, Александр Сергеевич (1886 1923) русский… … Википедия

Неверов — Александр Сергеевич (1886 1923) писатель. Р. в с. Новиковке, Мелекесского у., Самарской губ., в семье крестьянина, б. унтер офицера лейб гвардии уланского полка. Отец Н. позднее отошел от деревни и служил в городе швейцаром и т. д. Сам Неверов… … Литературная энциклопедия

НЕВЕРОВ — (настоящая фамилия Скобелев) Александр Сергеевич (1886 1923), русский писатель. Повести Ташкент город хлебный , Анд рон Непутёвый , Гуси лебеди (все 1923) о деревне в первые годы после Октябрьской революции, рассказы, пьесы; своеобразная, близкая … Русская история

Неверов — (псевдоним; настоящая фамилия Скобелев) Александр Сергеевич [12(24).12.1886, с. Новиковка, ныне Старомайнского района Ульяновской области, 24.12.1923, Москва], русский советский писатель. Родился в крестьянской семье. Был сельским… … Большая советская энциклопедия

13 февраля 1925 года одна из самарских улиц – Старо-Панская — была переименована в честь Александра Сергеевича Неверова (Скобелева).


НЕВЕРОВ (СКОБЕЛЕВ) АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ (1886—1923)


Александр Сергеевич Неверов — первый значительный писатель, выдвинутый Самарским Поволжьем в годы Великой Октябрьской социалистической революции. [cut=Читать далее. ]

На материале родных мест Неверов один из первых в советской литературе показал революционную деревню, создал галерею ярких, интересных образов. В лучших Неверовских произведениях слышится голос подлинной жизни, чувствуется жаркое дыхание пришедших в движение крестьянских масс.

А.С. Неверов родился 12 декабря 1886 года в семье крестьянина села Новиковка Мелекесского уезда Самарской губернии, ныне Чердаклинского района Ульяновской области.

О своём детстве Неверов рассказал в автобиографии.

Тяготение к литературе, к поэзии деревенский паренёк Саша Скобелев испытал ещё в раннем возрасте.



Впоследствии Неверов вспоминал:

Будущему писателю удалось устроиться во второклассную учительскую школу.

Первый рассказ Неверова не принёс ему известности. Но в жизни писателя он сыграл большую роль. Неверов убедился в возможности дальнейшей творческой работы.

В школе Неверов занимался с увлечением. Он любил ребят и много времени отдавал им после уроков. Вечера уходили на литературную работу.

Поддерживали, ободряли Неверова письма Горького.

Осенью 1915 года дружину перевели из Иващенкова в Самару.

В сентябре 1916 года его направляют на курсы фельдшерских учеников в Самару. После курсов, до весны 1917 года, он служит ротным фельдшером в Самарском военном лазарете. С начала 1919 года Неверов живет в Самаре, в Железнодорожном поселке (улица Тверская, 54).


Осенью 1921 года семья Неверова переезжает на улицу Пионерскую в дом N 90. Неверов работает в РОСТа, в Доме печати, в литературном объединении “Звено”, был членом редсовета книжного издательства, активно сотрудничал в газете “Коммуна”, в журналах “Красная Армия”, “Красный паровоз”.


Из рассказов Александра Неверова были опубликованы – “Красноармеец Терехин”, “Я хочу жить”, цикл очерков “В глухих местах”. В это же время Неверов начинает работу над романом “Гуси-лебеди”.

Вся деятельность Неверова происходила в трудные годы гражданской войны, разрухи, голода. Писателю постоянно приходилось заботиться о хлебе насущном, о керосине… Не было даже чернил. Неверов писал разведенной в воде печной сажей. Много сил вложил Неверов в организацию самодеятельного драматического коллектива. Он писал пьесы, выступал как актер. Высоко были оценены неверовские пьесы “Бабы”, “Захарова смерть”, о которой Александр Блок так отозвался: “Это бытовая драма, написанная прекрасным русским языком”… Пьесы Неверова ставились, кроме Самары, – в Москве, Саратове, Баку и других городах. Всего Неверов написал более 15 пьес.

В апреле 1922 года Неверов переехал на жительство в Москву.

Читайте также: