Романтизм в зарубежной литературе кратко

Обновлено: 06.07.2024

Важное место в мировом искусстве занимает эпоха романтизма. Это направление просуществовало достаточно небольшое количество времени в истории литературы, живописи и музыки, но оставило большой след в формировании тенденций, создании образов и сюжетов. Предлагаем подробнее ознакомиться с этим явлением.

Определение и значение термина

Романтизм – это художественное направление в культуре, характеризующееся изображением сильных страстей, идеального мира и борьбы личности с обществом.

История возникновения

Период романтизма приходится на конец XVIII века и первую половину XIX века. Кризис классицизма и излишняя публицистичность Просвещения привели к переходу от культа разума к культу чувства. Связующим звеном между классицизмом и романтизмом стал сентиментализм, в котором чувство становилось рациональным и естественным. Он стал своеобразным истоком нового направления. Романтики пошли дальше и полностью погрузились в иррациональные размышления.

Основными течениями романтизма стали народно-фольклорное (основано на народном творчестве), байроническое (меланхолия и одиночество), гротескно-фантастическое (изображение нереального мира), утопическое (поиск идеала) и вольтеровское (описание исторических событий).

Основные черты и принципы

Романтизм по праву можно считать экспериментальным направлением, в котором фантастические образы умело вплетаются в произведения. Эскапизм, то есть уход от реальности, достигается мотивами прошлого или погружением в мистику. В качестве средств для ухода от реальности автор выбирает фантастику, прошлое, экзотику или фольклор.

Философия

Дух романтизма был пропитан категорией возвышенного, то есть созерцанием прекрасного. Приверженцы новой эпохи пытались переосмыслить религию, объясняя ее, как ощущение бесконечности, и ставили идею необъяснимости мистических явлений выше идей атеизма.

Суть романтизма заключалась в борьбе человека против общества, преобладанием чувственности над рациональностью.

Как проявил себя романтизм

В искусстве романтизм проявился во всех сферах, кроме архитектуры.

В музыке

Композиторы романтизма по-новому смотрели на музыку. В мелодиях звучал мотив одиночества, большое внимание уделялось конфликту и двоемирию, с помощью личного тона авторы для самовыражения добавляли в произведения автобиографичность, использовались новые приемы: например, расширение тембровой палитры звука.

В живописи

В литературе

Если в эпоху Просвещения за редким исключением отсутствовали лирические и лироэпические жанры, то в романтизме они играют главную роль. Произведения отличаются образностью, оригинальностью сюжета. Либо это приукрашенная реальность, либо это вовсе фантастические ситуации. Герой романтизма обладает исключительными качествами, оказывающими влияние на его судьбу. Книги, написанные два века назад, до сих пор пользуются спросом не только среди школьников и студентов, но и среди всех интересующихся читателей. Примеры произведений и представители направления представлены ниже.

За рубежом

В России

В конце XVIII — начале XIX вв. в Европе происходили большие социальные потрясения, которые затронули все сферы жизни общества. Этот период запомнился Великой французской революцией и началом национально-освободительного движения. События отразились на творческих личностях, что привело к возникновению романтизма в литературе и других видах искусства.

  • История возникновения и определение
  • Главные черты
  • Литературный герой
  • Основные жанры
  • Известные представители направления
  • Русские писатели-романтики

Жанры романтизма

История возникновения и определение

Грандиозные исторические события в конце XVIII века сначала обрадовали европейское общество, которое боролось за равенство и свободу. Однако через какое-то время люди разочаровались в новой культуре. Мир уже не представлялся идеальным и справедливым. Во всех сферах жизни начали появляться противоречия и контрасты. Творческие натуры говорили о духовном опустошении личности.

В начале XIX века философы открыто выражали сомнения в идеальности преобразованного мира. Они пытались осмыслить происходящее и в то же время уйти от действительности, что привело к формированию нового идейного направления — романтизма. Это определение возникло в Германии. С 1798 года немецкие писатели стали применять новое понятие в своих произведениях.

Романтизм в литературе

Романтизм быстро распространился по всей Европе и Америке. Этому способствовали кризис классицизма и излишняя публицистичность Просвещения. Писатели отошли от культа разума к культу чувств. Между классицизмом и романтизмом был плавный переход в виде сентиментализма. В этом направлении чувства становились рациональными и естественными. Сентиментализм стал своеобразным истоком романтизма, представители которого пошли дальше и полностью погрузились в свои размышления. Романтики нередко замыкались в себе и своих переживаниях.

Целью нового направления было изображение внутреннего мира человека. Романтики, разочарованные настоящим, начинали искать духовную опору в истории. В этом им помогали мотивы прошлого, культурные традиции, народная жизнь, песни и сказания. Романтизм также стал жанром живописи. Выбравшие это направление художники обычно изображали на картинах человека и разбушевавшуюся стихию. С помощью музыкальных средств композиторы выражали глубину и богатство внутреннего мира личности.

Главные черты

Романтизму, если говорить кратко, характерно утверждение ценности духовной и творческой личности человека. Некоторые считают, что направление было своеобразным бунтом против разума, однако это не так. С помощью своих литературных произведений романтики боролись с узким прагматизмом и обывательским материализмом.

Главные признаки романтизма:

Черты романтизма

  • Культ индивидуализма. Основной характеристикой романтических произведений выступил конфликт между главным героем и остальными людьми. Индивидуальность личности противопоставлялась обществу.
  • Романтическое двоемирие. Романтики приводили сравнения идеального и реального миров. Действительность была скучной и жестокой. А воображаемый совершенный мир выступал убежищем от тяжёлой и мрачной жизни. Романтический герой пытался достичь идеала, но реальность тянула его обратно.
  • Сильные чувства. Для романтиков была важна страсть. Высокие чувства выражались в любви, а низкие — в зависти, честолюбии и жадности. Тайные движения души и всепоглощающие страсти проходили через творчество всех романтиков.
  • Изображение природы. Естественный мир помогал отразить душевное состояние героя. Иногда природу описывали как враждебную силу, с которой человеку приходилось бороться. Это могло быть море, небо, горы или иная природная стихия. Культ природы чётко прослеживается в работах изобразительного искусства.
  • Эскапизм. Уйти от реальности романтикам помогли фантастические миры. Они погрузились в мистику, фольклор, мифы или экзотику, которые противостояли серым будням. Эта особенность сделала романтизм экспериментальным направлением.

Романтизм характеризуется созерцанием эстетики и возвышенного. Романтики старались переосмыслить религию. Они называли её ощущением бесконечности. Приверженцы новой эпохи ставили необъяснимость необычных явлений выше атеизма.

Литературный герой

Признаки романтизма

Следует отметить, что романтический герой не обязательно выступал положительным персонажем. Это могла быть персона, вызывающая неприятие, однако её личность всё равно отражала тоску по идеальному миру.

Основные жанры

Писатели и поэты отражали в своих работах духовный мир и психологию человека, что повлекло за собой развитие литературы. Поскольку романтизму были характерны определённые темы и образы, потребовалось создание и новых жанров. Речевой стиль романтических произведений отличался предельной экспрессией, изобилием символов и принципом контраста на уровне экспозиции.

Основные жанры романтизма:

Романтизм определение

  • новелла;
  • роман;
  • элегия;
  • идиллия;
  • баллада;
  • фантастическая повесть.

Ведущим жанром направления можно назвать новеллу. Но большим художественным открытием новой эпохи стал исторический роман. Его основоположник — В. Скотт. Работы романиста отличались средневековыми сюжетами, народными мотивами и любовью к старине.

Поскольку в начале XIX века возрос интерес к народным обычаям, обрядам и национальной истории, писатели опубликовывали множество романтических сказок. От фольклорных произведений их отличало то, что они принадлежали конкретному автору. Известными представителями этого жанра были братья Вильгельм и Якоб Гримм. Немецкие лингвисты выпустили немало произведений, которые сегодня известны во всём мире:

Бременские музыканты

Во второй половине XIX века понятие жанра романтической сказки было расширено немецким писателем и поэтом Людвигом Тиком. В своих работах он показал связь между человеком и природой, реальностью и фантастикой.

Позже из направления выделился жанр под названием тёмный романтизм. Его представители тяготели ко всему иррациональному, гротескному и демоническому. В произведениях тёмных романтиков было заметно их увлечение меланхолией и безумием, а повествование окутано теневой атмосферой. Яркими представителями тёмного романтизма стали Э. А. По., Н. Готорн и Г. Мелвилл. В их трудах главные герои страдают от склонности к совершению ошибок и греховных поступков. Романтики описывали человеческую природу с помощью символических образов демонов и иных тёмных созданий.

Известные представители направления

Первыми представителями романтизма стали писатели и философы Йенской школы в Германии: В. Г. Ваккенродер, братья Ф. и А. Шлегели, Новалис. Философия направления была отражена в работах Ф. Шеллинга и Ф. Шлегеля. В дальнейшем немецкие романтики тяготели к мифологии и сказкам, что выразилось не только в работах братьев Гримм, но и в трудах Э. Гофмана. Г. Гейне тоже начинал своё творчество в рамках романтизма, однако позже раскритиковал это направление.

Развитие литературы в Германии повлияло и на английских поэтов Кольриджа и Вордсворта, которые относились к Озёрной школе. Когда они познакомились с философией и чертами романтизма, то установили свои рамки для этого художественного метода. Западноевропейские романтики интересовались проблемами общества. В своих произведениях они воспевали природу и простые чувства, а также критиковали современное буржуазное общество. Яркие представители английского романтизма:

Представители романтизма

  • Д. Байрон;
  • П. Шелли;
  • У. Блейк;
  • Д. Китс.

Романтизм стал популярным в Италии. В рамках этого направления писали Леопарди, А. Мандзони, Н. Фосколо. В Польше известными романтиками в литературе были А. Мицкевич, З. Красинский, Ц. Норвид, Ю. Словацкий.

Среди французов, которые писали в романтическом стиле, следует отметить В. Гюго, П. Мериме, Ж. Санда, А. Дюма, Ф. Шатобриана и А. Ламартина. Писатель Стендаль тоже относил себя к романтикам, но он понимал новое направление иначе. Он выбрал реалистичное исследование характеров и поступков людей. Стендаль был против преувеличенной эмоциональности. Он считал, что она привносит в искусство элемент субъективизма, когда литературные произведения должны быть просты и понятны читателю.

Также было много достойных писателей-романтиков в США. Самыми популярными считаются Э. По, У. Брайант, Н. Готорн, Г. Лонгфелло, В. Ирвинг, Ф. Купер и Г. Мелвилл.

Русские писатели-романтики

Некоторые произведения русских поэтов, которые были выпущены в последнем десятилетии XVIII века, относят к раннему романтизму. Писатели отказались от сложившихся в обществе установок и использовали новые черты и элементы в своих произведениях. Главным отличием русского романтизма было то, что он развивался параллельно с классицизмом, причём эти направления противоречили друг другу не так резко, как это было в других странах. Романтики создали много баллад и романтических драм, которые способствовали появлению драматургического стиля в литературе.

В русском романтизме писатели утвердили новую сущность и значение поэзии, которая стала самостоятельной областью искусства. В произведениях выражались высшие стремления и идеалы личности. Поэзия уже не казалась простым и забавляющим развлечением. Этот вид искусства начали воспринимать серьёзно, когда русские поэты начали писать об одиночестве и страданиях главных героев.

А.С. Пушкин

Романтизм захватил практически все виды искусства, включая архитектуру. Интерес писателей к природе, историческому прошлому своей страны и традициям помог разнообразить мировую литературу новыми жанрами и интересными произведениями. Работы писателей-романтиков заставили общество признать чувства и мысли отдельного человека высшей ценностью жизни.

В середине XIX века романтизм уступил место реализму. Однако до конца этого столетия многие литераторы продолжали писать в жанрах этого направления. К началу XX века сформировался неоромантизм. Это течение в искусстве стало реакцией на реализм и натуралистические тенденции. Неоромантизм продолжил традиции романтической эпохи, отрицая обыденность и обращаясь к иррациональному, но уже на новых, глубоко личных основаниях.

Чистого фрика-романтика в Италии мы не нашли. Наследником традиций Гофмана и По позже станет Луиджи Пиранделло.

Алессандро Мандзони

Хосе де Эспронседа

Густаво Адольфо Беккер

Фрика в Испании мы не нашли. Фантастические новеллы в манере Гофмана сочинял Беккер, но в них нет гофмановской иронии.

Энрике Хиль-и-Карраско

Михаил Лермонтов

Филологи о Лермонтове — обманщике царя, авторе непристойностей, нарушителе правил стихосложения, подражателе и певце обреченности

Василий Жуковский

Четыре легендарных московских учителя литературы рассказывают о своих любимых произведениях из школьной программы

Николай Гоголь

Четыре легендарных московских учителя литературы рассказывают о своих любимых произведениях из школьной программы

Александр Пушкин

Джордж Гордон Байрон

Уильям Вордсворт

Уильям Вордсворт, родоначальник английского романтизма, побывал в революционной Франции в 1791 году, успел порадоваться великому событию и ужаснуться его кровавым последствиям. Там же Вордсворт встретил Аннет Валлон — женщину, с которой он хотел создать семью и которая родила ему дочь. Однако в 1792 году поэту пришлось вернуться в Англию, возможности забрать Аннет с собой не было — так в его жизни произошла первая из потерь, которые он затем будет трансформировать в творчество. Тем не менее Вордсворт провел жизнь с близкими людьми: сестрой Дороти, тоже писательницей, с которой они были разлучены в детстве, позже с женой Мэри, которая его пережила, и с лучшим другом — не менее великим поэтом Сэмюэлом Тейлором Кольриджем.

В 1799 году после поездки в Германию Вордсворт вместе с сестрой и Коль­риджем путешествуют в Озерный край Озерный край (англ. Lake District) — живо­писный горный регион в Камбрии, на северо-западе Англии. и решают остаться там жить. После этого Вордсворта, Кольриджа и их друга поэта Роберта Саути сначала в насмешку прозвали озерными поэтами, но с годами это звание для поэтов стало почетным.

Вордсворт пережил большинство своих современников, с возрастом стал консервативен во всем, однако его поэтическое новаторство легло в основу всего английского романтизма и распространилось далеко за пределы Альбиона.

Мэри Шелли

Мэри Шелли приобрела репутацию готической девы посмертно, хотя отделить в ее биографии правду от вымысла практически невозможно. Огромную роль в ее жизни сыграли оба родителя, несмотря на то что ее мать, первая профес­сио­нальная женщина-журналистка и феминистка Мэри Уолстонкрафт, скончалась через несколько дней после того, как родила Мэри. Отец, политик, философ и писатель Уильям Годвин, был одним из самых передовых людей поколения, и благодаря ему у Мэри был доступ к богатейшей библиотеке.

В 16 лет она знакомится с поэтом Перси Бишем Шелли — эманацией байронического героя, открытым атеистом и проповедником свободной любви и одновременно поклонником творчества отца Мэри. Они тайно встречаются у могилы ее матери, и легенда гласит, что там Мэри и теряет невинность. Мэри забеременела от Шелли очень рано, всего же она родила от него четверых детей, родителей пережил лишь один из них, что для Мэри Шелли стало источником огромной боли и постоянной рефлексии. Боли молодой писатель­нице добавляли нищета, то, что Шелли уже был женат на момент их встречи, а также то, что вместе с ней и поэтом из дома сбежала ее сводная сестра Клэр Клермонт, с которой (как и с другими женщинами) Шелли также был в любовной связи.

В 1822 году Перси Биш Шелли утонул, а друзья-поэты устроили ему самые скандальные похороны эпохи: его тело сожгли, а сердце, которое, по легенде, не горело, вынули — останки сердца были найдены вместе с другими релик­виями в рабочем столе Мэри Шелли после ее смерти. Пережив большинство романтиков ее круга, она работала над изданием посмертных записей мужа и сохранением его славы, хотя из-за запрета свекра не могла опубликовать биографию Шелли. Она также написала несколько романов в разных жанрах, серию биографий, опубликовала травелог, пьесы, рассказы и критические статьи и вплоть до смерти считалась важной литературной фигурой. Следую­щие полтора столетия Мэри Шелли в основном помнили как экстравагантную жену великого гения и подвергали сомнению ее интеллек­туальные способ­ности, и лишь в конце ХХ века произошел пересмотр ее наследия.

Вальтер Скотт

Беттина фон Арним

Уже при жизни Беттина фон Арним воспринималась как пример женской эмансипации и самореализации. Ее жизнь — редкий образец энергичной и довольно последовательной социально-политической борьбы в духе раннего романтизма.

Новалис

Эрнст Теодор Амадей Гофман

Сегодня родительскую семью Гофмана назвали бы неблагополучной: его отец страдал алкоголизмом, мать была склонной к истерикам. Мальчик фактически воспитывался родственниками матери, в особенности дядей, довольно строгим и религиозным человеком. Дальнейший путь писателя также двойственен: он одновременно и юрист, и человек искусства; его жизнь словно делится на дневную и ночную стороны, причем последняя проходит в винных погребах и за созданием произведений, полных фантастического и порой пугающих самого автора.

Якоб и Вильгельм Гриммы

1785–1863 и 1786–1859

Семья Гримм рано потеряла отца, и братья выросли в стесненных обстоятельствах. Довольно долго они, в особенности старший и обладавший более крепким здоровьем Якоб, совмещали кропотливую работу в архивах и библиотеках с заботой о хлебе насущном. Интерес к древним германским языкам и фольклору оформился у обоих уже во время обучения на юридиче­ском факультете Марбургского университета во многом благодаря дружбе с Клеменсом Брентано и под влиянием Фридриха Карла фон Савиньи, историка и юриста, представителя исторической школы права, познакомившего братьев Гримм с методологией исторического исследования. При этом Якоб был более склонен к научным штудиям, а Вильгельм — к творческому и поэтическому труду. Их объединяло уважение к исторической достоверности, восхищение перед богатством и красотой древней словесности и желание сохранить ее памятники в первозданном виде.

Собирание и издание рукописей необходимо прежде всего потому, что в суматохе времен хранение отдельных экземпляров становится недостаточно надежным, что традиции прошлого угасают, распыляются и теряют свое лицо. А сохранение неповторимой индивидуальности диалектов и различных вариантов произведения имеет для истории языка и литературы огромное значение, поскольку на этом языке говорили тысячи людей и через тысячи людей до нас дошли эти поэтические памятники.

Из вступительной статьи к первому номеру журнала Altdeutsche Walder

Людвиг Уланд (лирические стихотворения и баллады)

Виктор Гюго

Марселина Деборд-Вальмор

Биография Марселины Деборд-Вальмор тоже насквозь романтична: ее отец разорился после революции, и мать, взяв с собой дочь, отправилась за финан­совой помощью к родственнику в Гваделупу. Но на острове — восстание рабов и эпидемия желтой лихорадки, которая вскоре уносит мать Марселины в могилу. С трудом вернувшаяся на континент девушка становится актрисой. Ее ждет сначала почти 20-летняя театральная карьера, потом посвящение себя литературе, кочевая жизнь вместе с мужем, тоже актером, многолетняя любовь к другому мужчине и смерть нескольких детей.

Жерар де Нерваль

Я в горе, я вдовец, темно в душе моей,
Я Аквитанский принц, и стены башни пали:
Моя звезда мертва, — свет солнечных лучей
Над лютней звонкою скрыт черной мглой Печали.

Как встарь, утешь меня, могильный мрак развей,
Дай Позиллипо мне узреть в лазурной дали,
Волн италийских бег, цветок горчайших дней,
Беседку, где лозу мы с розой повенчали.

Амур я или Феб? Я Лузиньян, Бирон?
Царицы поцелуй мне жжет чело доныне;
Я грезил в гроте, где сирена спит в пучине…

Альфред де Виньи

Альфред де Виньи был последним потомком аристократического рода, который в результате свершившейся в стране революции — даже несмотря на позднейшую реставрацию монархии — переживал не лучшие времена. И взгляд писателя, относившегося с большим пессимизмом к идее прогресса, был направлен в прошлое. В прогресс, который сможет примирить отдельную исключительную личность и общество, Виньи не верил, будучи истинным романтиком порой весьма байронического толка (пусть от Байрона или того же Гюго его отличала гораздо более выдержанная, почти стоическая позиция).

Разделяя со многими писателями романтической поры представление о траги­ческом одиночестве и обреченности незаурядного человека, в том числе поэта, Виньи предпочитал не говорить о себе напрямую, а выбирать героями своих произведений мифологических и исторических персонажей. Он считается первым французским романтиком, решившим написать роман на тему родной истории: он выбрал XVII век и сюжет о заговоре, устроенном маркизом Сен-Маром против Ришелье.

Уолт Уитмен

Эмили Дикинсон

Эмили Дикинсон, творчество которой американские школьники сейчас проходят в обязательном порядке, — при жизни никому не известная затворница, которая все свое время провела в небольшом городке под назва­нием Амхерст, в родительском доме. Дикинсон не пошла по традиционному женскому пути гендерной реализации (брак, уход за детьми). Исследователи по сей день спорят, были у поэтессы отношения с : известно, что она вела переписку с несколькими друзьями-мужчинами.

Действительно, стихи новоанглийской затворницы казались странными: при наличии регулярного ритма (в чем можно усмотреть влияние псалмов — Дикинсон была из религиозной семьи) зачастую она избегала очевидных рифм, предпочитая ставить рядом отдаленно перекликающиеся слова. Более того, в стихотворениях все время используется тире, порой в позициях, не требую­щих употребления этого знака. Для Дикинсон тире — заместитель паузы, след творческого раздумывания, когда стихотворение только пишется, и между уже подобранным словом и еще не написанным в процессе раздумывания ставится черта; этот знак свидетельствует о творческом процессе автора и обнажает момент перехода между двумя разными мыслями. Загадочны были и заглав­ные буквы, с которых Дикинсон начинала некоторые слова в своих стихах — в основном существительные. Тем самым она наделяла эти слова особой значимостью, превращая их из наименования вещей в емкие концепты, вмещающие множество эмоциональных переживаний, связанных с этой вещью.

Поэзия Эмили Дикинсон — поэзия умолчания, поэзия напряженной мысли, вдохновленная изолированно-аскетичной, но при этом не менее насыщенной эмоциями жизнью. Этот тихий голос, конечно, не был услышан современни­ками — понадобилось более полувека, чтобы ухо читателя настроилось на эту частоту.

Эдгар Аллан По

У По были практические резоны искать внимания публики: писатель часто нуждался — по большей части из-за собственной расточительности. Его родители были актерами, но он рано осиротел и воспитывался в приемной семье, финансово благополучной (настолько, что По провел свое детство в столичном Лондоне, а не в захолустной тогда Америке). При этом падение английской экономики в годы Наполеоновских войн сказалось и на приемной семье По, так что он и в детстве знал тяжелые времена.

Натаниэль Готорн

Хенрик Вергеланн

Слово? Кто услышит слово,
боль стихов?
Вечна беззащитность слов.
И когда слова готовы
в бой идти,
где им силы наскрести?

Йоунас Хадльгримссон

При жизни он опубликовал не так много стихотворений, а первый сборник вышел только через два года после смерти поэта. Его любимые темы характерны для романтизма: родная природа, славная история Исландии. Как и другие скандинавские романтики, вместо привычных европейским поэтам Аполлона и муз он вводит в свои стихи персонажей скандинавских мифов — Локи, Бальдра и Тора. Вместе с тем стихи Йоунаса отличает непри­нужденная простота, невзирая на строгость формы; сказывается фольклорная основа исландского поэтического языка, от которой он не отрывался. Его образы существуют в человеческом масштабе, а не только во вселенском: он воспевает как вулканы и ярость океанских волн, так и мох на скалах, траву и птичьи гнезда. Подлинным воплощением стойкости и героизма для него оказывается маленький холм, который цветет, когда все вокруг занесено илом.

К земле клонилось летнее светило
и серебристо-голубой ледник
на Эйяфьятле златорасцветило.

Ханс Кристиан Андерсен

Адам Готлоб Эленшлегер

Адам Готлоб Эленшлегер стоял у истоков романтизма в Дании. Первая поло­вина XIX века считается золотым веком датской культуры в целом: в это время прославились просветитель Грундтвиг, ученый Эрстед, художник Торвальдсен, философ Кьеркегор. На их фоне Эленшлегер сейчас может показаться менее важной фигурой, однако именно его произведения на историко-героические темы точно выразили дух времени и стали образцом для национального течения в романтизме всей Скандинавии.

Юлиуш Словацкий

Вы же, знавшие близко меня, расскажите,
Как любил я корабль натерпевшийся наш,
И до этой минуты стоял на бушприте,
Но тону, потому что погиб экипаж.

Важное место в мировом искусстве занимает эпоха романтизма. Это направление просуществовало достаточно небольшое количество времени в истории литературы, живописи и музыки, но оставило большой след в формировании тенденций, создании образов и сюжетов. Предлагаем подробнее ознакомиться с этим явлением.

Определение и значение термина

Романтизм – это художественное направление в культуре, характеризующееся изображением сильных страстей, идеального мира и борьбы личности с обществом.

История возникновения

Период романтизма приходится на конец XVIII века и первую половину XIX века. Кризис классицизма и излишняя публицистичность Просвещения привели к переходу от культа разума к культу чувства. Связующим звеном между классицизмом и романтизмом стал сентиментализм, в котором чувство становилось рациональным и естественным. Он стал своеобразным истоком нового направления. Романтики пошли дальше и полностью погрузились в иррациональные размышления.

Основными течениями романтизма стали народно-фольклорное (основано на народном творчестве), байроническое (меланхолия и одиночество), гротескно-фантастическое (изображение нереального мира), утопическое (поиск идеала) и вольтеровское (описание исторических событий).

Основные черты и принципы

Романтизм по праву можно считать экспериментальным направлением, в котором фантастические образы умело вплетаются в произведения. Эскапизм, то есть уход от реальности, достигается мотивами прошлого или погружением в мистику. В качестве средств для ухода от реальности автор выбирает фантастику, прошлое, экзотику или фольклор.

Философия

Дух романтизма был пропитан категорией возвышенного, то есть созерцанием прекрасного. Приверженцы новой эпохи пытались переосмыслить религию, объясняя ее, как ощущение бесконечности, и ставили идею необъяснимости мистических явлений выше идей атеизма.

Суть романтизма заключалась в борьбе человека против общества, преобладанием чувственности над рациональностью.

Как проявил себя романтизм

В искусстве романтизм проявился во всех сферах, кроме архитектуры.

В музыке

Композиторы романтизма по-новому смотрели на музыку. В мелодиях звучал мотив одиночества, большое внимание уделялось конфликту и двоемирию, с помощью личного тона авторы для самовыражения добавляли в произведения автобиографичность, использовались новые приемы: например, расширение тембровой палитры звука.

В живописи

В литературе

Если в эпоху Просвещения за редким исключением отсутствовали лирические и лироэпические жанры, то в романтизме они играют главную роль. Произведения отличаются образностью, оригинальностью сюжета. Либо это приукрашенная реальность, либо это вовсе фантастические ситуации. Герой романтизма обладает исключительными качествами, оказывающими влияние на его судьбу. Книги, написанные два века назад, до сих пор пользуются спросом не только среди школьников и студентов, но и среди всех интересующихся читателей. Примеры произведений и представители направления представлены ниже.

За рубежом

В России

Читайте также: