Сращивание государственного и партийного аппарата кратко

Обновлено: 30.06.2024

В 20-е гг. интенсивно шел процесс сращивания партии с государством. Партийное руководство всех уровней все больше занималось не собственно партийными, а хозяйственными и административными вопросами. Сращиваясь с государством, партия приобретала черты, роднившие ее с государственными организациями. В ВКП(б) сложилась строгая иерархия партийных органов с жесткой дисциплиной выполнения распоряжений и директив вышестоящих парторганизаций. Сформировался и достаточно широкий слой профессиональных управленцев. Занимаясь по преимуществу административно-хозяйственными делами, партаппарат быстро бюрократизировался.

Не было осуществлено перемен только в ключевом вопросе: образование партийной номенклатуры, пользующейся извлекаемым прибавочным продуктом для реализации собственных потребностей, не уничтожало классового деления общества, а, значит, обессмысливало все экономические, правовые и прочие преобразования. Т.е., государство как таковое, не только не отмерло, как учил Маркс, а напротив, укрепилось до чрезвычайности. Тоталитарная сталинская система осуществляла руководство всеми областями политической, экономической, духовной, идеологической жизни советского общества.

Аппарат компартии имел абсолютную власть во всех сферах. Законодательная, судебно-контрольная, распорядительная функции были слиты воедино и сосредоточены в центральном партийном аппарате. Органы управления и распределения являлись дуалистичными, где руководящие функции осуществлял партаппарат, а исполнительные – госаппарат.

К середине 30-х гг. большевистская партия претерпела кардинальные изменения по сравнению с дореволюционным временем, что частично объясняет политику Придя к власти в условиях ражданской войны, партия стала милитаризованной и централизованной, находящейся в состоянии перманентной мобилизации и дисциплины. Это подкрепляло авторитарно-бюрократический административный стиль руководства и управления, а также требования централизации и единства рядов.

В нацистской Германии происходило сращивание партийного и государственного аппарата. Как нацистская партия, так и государство организовывались по принципу фюрерства, вождизма, то есть единоличной власти, назначения всех партийных и государственных чиновников сверху, отрицания выборности, коллегиальности, безграничного повиновения подчинённых вышестоящему начальству. К концу 1933 г. практически все руководящие должности в имперских, областных и местных органах занимались членами нацистской партии.

Гитлер не имел совещательного органа, на котором хотя бы обсуждались важнейшие вопросы и тем более принимались коллегиальные решения. В Германии не существовало ни правительства как коллегиального органа, ни высшего партийного органа из высших партийных руководителей, с которыми бы советовался Гитлер. Даже в партии не имелось единого руководящего органа. К началу второй мировой войны политика Германии, её выбор зависели от одного человека - Гитлера.

Партийные лидеры, начиная с Гитлера, одновременно являлись и руководителями государства, занимали одновременно и государственные посты. Так, заместитель фюрера партии Р. Гесс одновременно являлся имперским министром и контролировал всю законодательную деятельность в государстве. Все законопроекты попадали к Гитлеру через его заместителя по партии. Й. Геббельс, наряду с обязанностями заведующего отделом пропаганды партии, гауляйтера Берлина, занимал пост министра пропаганды, куратора всей немецкой культуры. Рейхсфюрер СС в партии Г. Гиммлер, в государстве - член Имперского совета обороны, министр внутренних дел. Рейхсфюрер СА (штурмовые отряды) и СС в партии Г. Геринг, в государстве - министр авиации, министр-президент Пруссии и руководитель четырёхлетнего плана по подготовке к войне.

Многие гауляйтеры занимали одновременно посты имперских наместников в землях. Крейсляйтеры являлись обычно обер-бургомистрами - мэрами городов, ортсгруппенляйтеры - бургомистрами. Партийно - государственные руководители обладали абсолютной властью в пределах своего ведомства, в пределах своей территории, но только в рамках указаний, исходящих от фюрера и центра. При отклонении от этих указаний, при нелояльности фюреру, они отстранялись от своих постов.

Нацистские корпоративные организации

Среди нацистских корпоративных организаций выделялись национал-социалистические союзы немецких чиновников, врачей, учителей, студентов, женщин, юристов, преподавателей университетов, крестьян. Имперская палаты культуры во главе с Й. Геббельсом объединяла творческих работников в области искусства и литературы. Все лица, работающие в сфере изобразительных искусств, музыки, театра, литературы, прессы, радиовещания и кино обязывались вступить в эту палату. Деятели культуры, которых не приняли в эту палату или исключили из неё, как политически неблагонадежных и не разделяющих идей национал-социализма, могли лишиться права заниматься своей профессиональной деятельностью и тем самым лишиться средств существования.

Государственный контроль над средствами массовой информации. Нацистская пропаганда, манипуляция сознанием

В нацистской Германии национал-социалистическая идеология объявлялась единственно правильной и научной. Пропаганда других идей - либерализма, марксизма запрещалась. Признание господствующей идеологии должно было быть активным. От немцев требовалось участие в манифестациях, нацистских торжествах и праздниках: 30 января - день завоевания власти; 24 февраля - день основания нацистской партии; мартовский день памяти героев (в каждой земле имелся свой особый день); 20 апреля - день рождения фюрера; 1 мая - день труда; в мае - день матери; 1 сентября - день крестьянина; 9 ноября - годовщина путча 1923 г. и др. Немцы обязывались украшать фасады домов в связи с многочисленными торжествами, участвовать в денежных сборах.

Все средства массовой информации - радио, кино, пресса находились под строгим контролем министерства пропаганды во главе с Й. Геббельсом. Закон о печати от 4 октября 1933 г. ставил право заниматься журналистской деятельностью в зависимость от внесения в профессиональные списки, которые велись нацистской принудительной организацией журналистов. Для внесения в эти списки требовалось выполнение ряда условий: наличие гражданских прав, арийское происхождение, специальное образование, соответствующие идейные и моральные качества. Эти условия могли быть использованы для произвольного лишения работы. Аналогичные требования предъявлялись и к издателям.

Геббельс всегда рассматривал радио (телевидения в то время еще не существовало) как главное орудие пропаганды в современном обществе. Радиовещание являлось монополией государства. Через отдел радио и через палату радиовещания он установил полный контроль над радиопередачами. В интересах пропаганды использовалось кино, литература, изобразительное искусство, музыка, театр.

Нацисты отрабатывали средства господства через манипуляцию сознанием. Овладение средствами массовой информации позволило нацистам осуществить полную, тотальную манипуляцию сознанием шестидесяти миллионов немцев и вовлечь почти всё общество в самоубийственный проект. Манипуляция сознанием - это способ господства путём духовного воздействия на людей через программирование их поведения. Этот способ господства нацелен на изменение взглядов, побуждений и целей людей в нужном власти направлении. Людей систематически снабжали урезанной и усечённой информацией, которая отвечала целям манипуляторов.

В нацистской Германии происходило сращивание партийного и государственного аппарата. Как нацистская партия, так и государство организовывались по принципу фюрерства, вождизма, то есть единоличной власти, назначения всех партийных и государственных чиновников сверху, отрицания выборности, коллегиальности, безграничного повиновения подчинённых вышестоящему начальству. К концу 1933 г. практически все руководящие должности в имперских, областных и местных органах занимались членами нацистской партии.

Гитлер не имел совещательного органа, на котором хотя бы обсуждались важнейшие вопросы и тем более принимались коллегиальные решения. В Германии не существовало ни правительства как коллегиального органа, ни высшего партийного органа из высших партийных руководителей, с которыми бы советовался Гитлер. Даже в партии не имелось единого руководящего органа. К началу второй мировой войны политика Германии, её выбор зависели от одного человека - Гитлера.

Партийные лидеры, начиная с Гитлера, одновременно являлись и руководителями государства, занимали одновременно и государственные посты. Так, заместитель фюрера партии Р. Гесс одновременно являлся имперским министром и контролировал всю законодательную деятельность в государстве. Все законопроекты попадали к Гитлеру через его заместителя по партии. Й. Геббельс, наряду с обязанностями заведующего отделом пропаганды партии, гауляйтера Берлина, занимал пост министра пропаганды, куратора всей немецкой культуры. Рейхсфюрер СС в партии Г. Гиммлер, в государстве - член Имперского совета обороны, министр внутренних дел. Рейхсфюрер СА (штурмовые отряды) и СС в партии Г. Геринг, в государстве - министр авиации, министр-президент Пруссии и руководитель четырёхлетнего плана по подготовке к войне.

Многие гауляйтеры занимали одновременно посты имперских наместников в землях. Крейсляйтеры являлись обычно обер-бургомистрами - мэрами городов, ортсгруппенляйтеры - бургомистрами. Партийно - государственные руководители обладали абсолютной властью в пределах своего ведомства, в пределах своей территории, но только в рамках указаний, исходящих от фюрера и центра. При отклонении от этих указаний, при нелояльности фюреру, они отстранялись от своих постов.

Нацистские корпоративные организации

Среди нацистских корпоративных организаций выделялись национал-социалистические союзы немецких чиновников, врачей, учителей, студентов, женщин, юристов, преподавателей университетов, крестьян. Имперская палаты культуры во главе с Й. Геббельсом объединяла творческих работников в области искусства и литературы. Все лица, работающие в сфере изобразительных искусств, музыки, театра, литературы, прессы, радиовещания и кино обязывались вступить в эту палату. Деятели культуры, которых не приняли в эту палату или исключили из неё, как политически неблагонадежных и не разделяющих идей национал-социализма, могли лишиться права заниматься своей профессиональной деятельностью и тем самым лишиться средств существования.

Государственный контроль над средствами массовой информации. Нацистская пропаганда, манипуляция сознанием

В нацистской Германии национал-социалистическая идеология объявлялась единственно правильной и научной. Пропаганда других идей - либерализма, марксизма запрещалась. Признание господствующей идеологии должно было быть активным. От немцев требовалось участие в манифестациях, нацистских торжествах и праздниках: 30 января - день завоевания власти; 24 февраля - день основания нацистской партии; мартовский день памяти героев (в каждой земле имелся свой особый день); 20 апреля - день рождения фюрера; 1 мая - день труда; в мае - день матери; 1 сентября - день крестьянина; 9 ноября - годовщина путча 1923 г. и др. Немцы обязывались украшать фасады домов в связи с многочисленными торжествами, участвовать в денежных сборах.

Все средства массовой информации - радио, кино, пресса находились под строгим контролем министерства пропаганды во главе с Й. Геббельсом. Закон о печати от 4 октября 1933 г. ставил право заниматься журналистской деятельностью в зависимость от внесения в профессиональные списки, которые велись нацистской принудительной организацией журналистов. Для внесения в эти списки требовалось выполнение ряда условий: наличие гражданских прав, арийское происхождение, специальное образование, соответствующие идейные и моральные качества. Эти условия могли быть использованы для произвольного лишения работы. Аналогичные требования предъявлялись и к издателям.

Геббельс всегда рассматривал радио (телевидения в то время еще не существовало) как главное орудие пропаганды в современном обществе. Радиовещание являлось монополией государства. Через отдел радио и через палату радиовещания он установил полный контроль над радиопередачами. В интересах пропаганды использовалось кино, литература, изобразительное искусство, музыка, театр.

Нацисты отрабатывали средства господства через манипуляцию сознанием. Овладение средствами массовой информации позволило нацистам осуществить полную, тотальную манипуляцию сознанием шестидесяти миллионов немцев и вовлечь почти всё общество в самоубийственный проект. Манипуляция сознанием - это способ господства путём духовного воздействия на людей через программирование их поведения. Этот способ господства нацелен на изменение взглядов, побуждений и целей людей в нужном власти направлении. Людей систематически снабжали урезанной и усечённой информацией, которая отвечала целям манипуляторов.

Маленков же, наоборот, подчеркивал важность практического руководства как основы партийной работы, имея в виду, что партия имела право вмешиваться в хозяйственную деятельность государственных органов. Маленков настаивал на том, что совмещение полномочий партийных и государственных органов является необходимым условием усиления главенства партии и претворения в жизнь партийных решений.

Со своей стороны, Сталин часто требовал, чтобы партийные органы смещали баланс между хозяйственной и политической ролью партии. Когда ему стало необходимо наделить большей свободой Совнаркомы, он учредил функциональные отделы; когда же ему потребовалось усилить хозяйственную деятельность секретариата, он заставил создать в его структуре производственно-отраслевые отделы [2] .

На этом фоне становится очевидным, что борьба Никиты Хрущева за единоличную власть в 1950-х годах имела четко выраженную идеологическую основу. Хрущев основывал свою политическую программу на идеях Жданова и XIX съезда о возрождении особой роли партии в советской системе. Это позволило ему консолидировать свою власть в аппарате ЦК и одновременно понизить статус значимости государственных органов власти [3] .

Аппарат ЦК в послесталинский период

В исторической литературе борьба за власть после смерти Сталина представлена как конфликт между правительством (в лице Маленкова) и партийным аппаратом (возглавляемым Хрущевым) [5] . Интересно отметить, что баланс власти между государственными и партийными органами начал меняться в пользу последних еще в преддверии XIX съезда партии, но данный процесс так и не был доведен до конца из-за смерти Сталина в марте 1953 года.

Хрущевская реорганизация аппарата

Реорганизация по территориальному принципу стала набирать обороты с того момента, когда Хрущев занял главенствующее положение в ЦК. В январе 1954 года из состава сельскохозяйственного отдела был выделен сельскохозяйственный отдел по РСФСР, тем самым обозначив введение территориального принципа на уровне отделов. Заведующим вновь созданного отдела стал Владимир Мыларщиков, давний знакомый Хрущева по работе в московской партийной организации. 28 мая 1954 года президиум принял решение разбить отдел партийных органов на два отдела: отдел партийных органов союзных республик и отдел партийных органов РСФСР. Возглавлять новый отдел парторганов по РСФСР был назначен другой протеже Хрущева, на этот раз из Украины, а именно, Виктор Чураев.

Как показали исследования Николая Митрохина, сразу после смерти Сталина и до конца 1950-х годов выдвиженцы из двух главных кланов поддержки Хрущева, московского и украинского, занимали по меньшей мере половину постов заведующих отделами ЦК [8] . Таким образом, реорганизации аппарата ЦК в критический для укрепления власти Хрущева период с 1953-го до 1957 год использовались им для постепенного продвижения своих людей на ключевые должности в аппарате ЦК.

Создание двух отделов по РСФСР в 1954 году явилось прелюдией к масштабной реструктуризации аппарата, состоявшейся двумя годами позже. Тем не менее, единая модель организационной структуры аппарата ЦК так и не сложилась. Для этого времени характерна одновременная реализация совокупности различных организационных принципов, таких, как производственно-отраслевой, функциональный и вновь введенный территориальный. Все это увязывалось с инициированной Хрущевым (и продолжавшейся непрерывно) кампанией, направленной против бюрократизма и централизма. Таким образом, реформы партаппарата и союзных министерств являлись механизмом политической борьбы между Хрущевым и его оппонентами в президиуме, возглавлявшими государственные министерства.

Бюро ЦК по РСФСР

После смерти Сталина с подачи Хрущева стремление к децентрализации продолжало набирать силу. Поскольку РСФСР являлась единственной союзной республикой, которая не имела собственной коммунистической партии, то отсутствовал и партийный орган, который бы занимался местными вопросами, как это происходило в соответствующих органах ЦК других союзных республик.

Еще с ленинских времен существование Российской коммунистической партии рассматривалось в качестве угрозы власти и авторитету центрального партийного аппарата (что было вполне оправдано; например, при Горбачеве именно конфликт между российским и союзным руководством послужил непосредственной причиной распада СССР). Хрущев предложил объединить должности первого секретаря КПСС и председателя бюро в качестве меры предосторожности против чрезмерной самостоятельности бюро [11] . Управление текущими делами бюро было поручено заместителю председателя, секретарю ЦК по сельскому хозяйству Николаю Беляеву, которого выдвинул Хрущев как героя освоения целинных земель.

Создание бюро и назначение Хрущева его главой способствовало повышению его влияния в аппарате и обеспечило возможности выдвижения его сторонников на более важные посты. Так, например, Виктор Чураев и Владимир Мыларщиков были введены в состав членов бюро. Другими членами бюро являлись Михаил Яснов (председатель совета министров РСФСР) и его заместитель Александр Пузанов, Иван Капитонов (первый секретарь московского обкома КПСС), Фрол Козлов (первый секретарь Ленинградского обкома), Николай Игнатов (первый секретарь Горьковского обкома), Андрей Кириленко (первый секретарь Свердловского обкома), секретари ЦК Аверкий Аристов и Петр Поспелов. Примечательно, что все первые секретари обкомов, за исключением Капитонова, который попал в опалу у Хрущева в 1959 году, в течение последующих нескольких лет стали членами президиума ЦК. Таким образом, ключевые фигуры хрущевского руководства начали свое продвижение в высшие центральные органы власти именно через членство в бюро по РСФСР.

Реорганизация Совнархозов и аппарат ЦК

Начиная с 10 мая 1957 года управление экономикой подверглось коренной реорганизации на основе территориального принципа: были учреждены Советы народного хозяйства (Совнархозы) . В данных условиях представлялась бы логичной и реорганизация аппарата ЦК для того, чтобы отразить произошедшие изменения в правительстве.

Аппаратом ЦК были подготовлены соответствующие предложения [14] . Их суть заключалась в сокращении количества союзных отделов, ответственных за соответствующие отрасли промышленности (на тот момент их было шесть), и увеличении при этом количества хозяйственных отделов бюро по РСФСР. Идеологические вопросы предполагалось сосредоточить в укрупненных отделах пропаганды и агитации. Также предусматривалось сокращение персонала на 5% (на фоне и без того значительных сокращениях работников аппарата ЦК КПСС в предыдущие годы) [15] . В целом, данные предложения по своей сути вытекали из риторики о возрождении направляющей роли партии, так как обеспечивали бóльшую концентрацию властных полномочий в меньшем количестве отделов.

Аппарат ЦК в 1957 году

19 отделов ЦК занимались внутренними делами союзных республик и РСФСР. Некоторые отделы по союзным республикам обладали расширенными полномочиями; так, например, союзный отдел партийных органов имел в своем составе сектор партийного учета и сектор учета руководящих кадров, к ведению которого относилось отслеживание всех номенклатурных назначений.

Четыре специальных отдела занимались внешними делами и делами советских граждан за границей. Тремя самыми большими отделами являлись комиссия партийного контроля, общий отдел и управление делами. К ведению комиссии относилось, в основном, рассмотрение апелляций по вопросам исключения из членов партии, и она фактически не имела существенного влияния в аппарате ЦК, являясь автономной структурой. Управление делами ведало вопросами распределения материальных средств внутри аппарата ЦК, а также осуществляло надзор за распределением ресурсов на уровне местных партийных организаций. В ведение общего отдела входило делопроизводство и учет деятельности аппарата ЦК, равно как и надзор за соблюдением режима секретности в партийных органах. Заведующий общим отделом и его заместитель, кроме того, присутствовали на всех заседаниях президиума и секретариата. Протокольные записи заседаний президиума ЦК в 1950–1960-х, опубликованные в 2000-х годах, были сделаны заведующим отделом Владимиром Малиным [16] .

За исключением тех отделов, сравнительные данные по которым в период после смерти Сталина отсутствуют, очевидно, что аппарат ЦК подвергся сокращению на 14%. Среди наиболее пострадавших были отделы партийных органов (состав урезан с 232 до 208 сотрудников), пропаганды и агитации (потеряли 49 из 136 сотрудников), отдел административных, торговых и финансовых органов (утратил 28 сотрудников). Таким образом, те отделы, которые занимались непосредственно партийными делами (партийной организацией и пропагандой), пострадали от сокращений больше всего. Вместе с тем, состав тех отделов, которые занимались хозяйственными делами, существенно вырос [17] .

На самом деле, в противоположность заявлениям Хрущева, в 1953–1957 годах аппарат ЦК во все большей степени акцентировал внимание на хозяйственной сфере деятельности.

Разделение партийного аппарата по производственному принципу

Вновь обострившиеся экономические трудности, с которыми в 1962 году столкнулось советское руководство, оказались особенно обескураживающими в свете новой программы партии, которая обещала значительное повышение уровня жизни и неизбежность наступления коммунизма в ближайшие двадцать лет. Реакция Хрущева выразилась в невиданном доселе масштабе новой реорганизации партийного аппарата. Она противоречила его словам о необходимости возродить особую роль партии в обществе – роль, основанную на ее политическом и идеологическом руководстве. Согласно признанию Хрущева, главной задачей партии теперь являлось управление экономикой, что отодвигало все остальное на второй план.

В 1962 году можно отследить несколько шагов по реорганизации аппарата, что указывает на отсутствие осознанного плана реформ. На мартовском пленуме ЦК было принято решение об усилении партийного контроля в сельском хозяйстве посредством создания сельскохозяйственных комитетов [18] . После этого последовала масштабная реорганизация отделов сельского хозяйства союзных республик (апрель) и РСФСР (лето 1962-го), в результате которой отраслевые секторы были преобразованы в территориальные инспекторские группы. В июне 1962 года реорганизация охватила и другие хозяйственные отделы.

Реорганизация 1962 года представляла собой наиболее радикальную реформу во всей истории существования аппарата ЦК. Хрущев отверг два традиционных подхода к организации аппарата – функциональный и промышленно-отраслевой. Разделив КПСС на промышленную и сельскохозяйственную ветви, Хрущев продемонстрировал в критический момент, что партию он рассматривал прежде всего как инструмент, предназначенный для подъема производительности экономики.

Общий рост размеров и количества отделов ближе к концу хрущевского правления явились отражением все большего вовлечения партии в сферу повседневного контроля за государственными и хозяйственными делами. Исторические обстоятельства, в совокупности с существенным усилением бюрократического потенциала аппарата ЦК, обозначили крушение хрущевских антибюрократических реформ, которые характеризовали ранние годы его правления [22] . По иронии судьбы, принципы партийного функционирования, предложенные Маленковым, одержали победу над линией Хрущева и его идеей об особой роли КПСС как в первую очередь идеологически мотивирующей, мобилизующей и направляющей силы.

Несмотря на то, что разделение по производственному принципу было отменено сразу же после смещения Хрущева и организационная структура аппарата ЦК вернулась к модели, характерной для периода до 1956 года (основанной на отраслевом принципе, то есть на дублировании функций партийных и государственных органов), упор на управление партией экономической сферой тем не менее остался. Новое поколение партийных руководителей, выдвинутых на руководящие должности при Хрущеве, которые консолидировались вокруг Брежнева, в большинстве своем имели значительный опыт хозяйственной работы (или как минимум техническое образование). Они в большей степени, чем их предшественники, полагались на консультации специалистов и требовали от идеологии обоснования решений практических вопросов. Озабоченность хозяйственными вопросами нашла свое отражение и в структуре аппарата ЦК. Из 22 отделов, уцелевших после реорганизации 1966 года, которая поставила точку на преобразованиях хрущевского периода, почти половина имели экономическую ориентацию.

[1] Harris J. The Origins of the Conflict between Malenkov and Zhdanov: 1939–1941 // Slavic Review. 1976. Vol . 35. № 2. P . 287–303.

[2] Ibid . P . 287–288.

[3] Пихоя Р. Советский Союз: история власти, 1945–1991. M .: РАГС, 1998. С. 101, 182; Наумов В. Борьба Хрущева за единоличную власть // Новая и новейшая история. 1996. № 2. С. 10–31.

[4] Как отмечали Йорам Горлицкий и Олег Хлевнюк, четыре вновь созданных отдела являлись точной копией отраслевых управлений в составе Совета министров, а еще два отдела приблизительно соответствовали структурным отделам Совмина ( Gorlizki Y ., Khlevniuk O . Cold Peace : Stalin and the Soviet Ruling Circle , 1945–1953. Oxford: Oxford University Press, 2004. P. 194, fn. 77).

[5] Анализ антиминистерской риторики Хрущева см .: Gorlizki Y. Anti-ministerialism and the USSR Ministry of Justice, 1953–1956: A Study in Organizational Decline // Europe-Asia Studies. 1996. Vol. 48. № 8 . P. 1279 –1 318 .

[6] Idem. Party Revivalism and the Death of Stalin // Slavic Review. 1995. Vol. 54. № 1. P. 1–22.

[8] Mitrokhin N. The Rise of Political Clans in the Era of Nikita Khrushchev. The First Phase, 1953–1959 // Smith J., Ilic M. (Eds.). Khrushchev in the Kremlin . L., 2011 . P. 26–40.

[9] Hosking G. Rulers and Victims. The Russians in the Soviet Union. Cambridge , MA ; L ., 2006. P . 254.

[10] Российский государственный архив социально-политической истории. Ф. 82. Оп. 2. Д. 106. С. 2.

[11] То, что именно Хрущев был инициатором создания бюро по РСФСР и пролоббировал назначение нужных ему членов, явствует из его доклада на февральском пленуме ЦК в 1956 году (Российский государственный архив новейшей истории (РГАНИ). Ф . 2. Оп . 1. Д. 187. Л. 8–14).

[12] РГАНИ. Ф. 13. Оп. 1. Д. 452. Л . 1–4.

[13] Gorlizki Y . Op. cit. P. 1279–1318.

[14] РГАНИ. Ф. 5. Оп. 31. Д. 70. Л. 60–80.

[15] Согласно утверждению Петра Москатова, председателя Центральной ревизионной комиссии, общее сокращение аппарата ЦК в период с 1952-го по 1956 год составило 24,7% (РГАНИ. Ф. 1. Оп. 2. Д. 6. С. 11).

[16] Президиум ЦК КПСС. 1954–1964: В 3 т. М., 2004, 2006.

[17] К примеру, бывший отдел промышленности и транспорта насчитывал 219 сотрудников, тогда как отделы, образованные вместо него 9 июня 1954 года, и отдел промышленности и транспорта РСФСР, созданный в марте 1954 года, всего насчитывали 229 сотрудников.

[18] КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. М., 1986. Т. 10. С. 225.

[19] Отчет Хрущева ноябрьскому Пленуму ЦК КПСС, 1962 (РГАНИ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 596. Л. 33).

[20] РГАНИ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 668. Л. 5–21.

[21] Смирнов Г. Маленькие секреты большого дома. Воспоминания о работе в аппарате ЦК КПСС // Козлов В.А. Неизвестная Россия. XX век. M ., 1993. Т. 3. С. 381.

[22] Несмотря на постоянные попытки уменьшить аппарат ЦК, количество работников увеличилось к концу хрущевского периода. В 1958 году там работали 767 человек технического персонала, к 1963-му их число увеличилось до 855. Тем не менее, продолжали поступать жалобы, что аппарат ЦК не в состоянии выполнять необходимого объема работы (РГАНИ. Ф. 5. Оп. 30. Д. 408. Л. 56).

63. Изменения политического режима в СССР в 1930 - 1940-х годах. Сращивание партийного и государственного аппарата. Установление режима личной власти.
Во время войны значительно усилилась интеграция, слияние партийного и государственного руководства различных уровней. Труднейшие задачи военного времени, которые не всегда можно было решить традиционными методами государственного принуждения, выполнялись зачастую коммунистами в силу партийного долга, партийной обязанности и ответственности за страну.

Естественно, в деятельности Советов депутатов трудящихся на первый план выдвинулась функция организации военной защиты Родины. Органы власти проводили военные мобилизации, помогали в создании резервов, отправке на фронт пополнений, в материальном снабжении войск, занимались оборонительным строительством, местной противовоздушной обороной. Они в трудной военной обстановке поддерживали порядок и организованность, следили за неукоснительным выполнением законов военного времени. Исполкомы Советов осуществляли и хозяйственно-организаторскую функцию, участвуя в военной перестройке народного хозяйства. На них лежала и такая нелегкая обязанность, как обеспечение в трудной обстановке войны необходимых условий жизни и труда для населения областей, городов, сел. Активность и ответственность Советов повсеместно возросли. Понятно, что, когда мы говорим о Советах военного времени, речь идет прежде всего об их исполнительных органах.

В центре Президиум Верховного Совета СССР продолжал принимать важнейшие правовые акты. К ним относятся указы о мобилизации в Красную Армию и о введении военного положения, акты о создании новых, в том числе и чрезвычайных, государственных органов, о структуре вооруженных сил, о ратификации международных договоров, связанных с войной и ее завершением, об организации наградного дела и т.п.

Значительно усилилась деятельность Совета Народных Комиссаров СССР. При этом многие наиболее важные вопросы, особенно военно-хозяйственные, решались совместно аппаратами ЦК ВКП(б) и Совнаркома СССР. Совнарком проделал и огромную организаторскую работу, связанную с перемещением промышленных предприятий из прифронтовых в восточные районы страны. Большое внимание Совнарком уделял новому порядку руководства военной экономикой.

Большая роль в этом принадлежит также Госплану СССР (председатель - Н.А. Вознесенский). Быстро меняющаяся обстановка на фронтах, потребность в принятии оперативных и гибких решений повысили значение текущего планирования. Квартальные, месячные и даже декадные хозяйственные планы стали основной формой планирования в военное время. СНК СССР и ЦК ВКП(б) приняли вскоре после начала войны мобилизационный народно-хозяйственный план на III квартал, а в августе 1941 г. - военно-хозяйственный план на IV квартал этого года. На 1942 г. был утвержден план по районам Поволжья, Урала, Западной Сибири, Казахстана и Средней Азии. Перевод экономики на военные рельсы завершился к концу 1942 г., а затем начался этап общего подъема военного производства. В августе 1943 г. был утвержден план развития экономики Урала. Были приняты планы восстановления и развития народного хозяйства в освобожденных от оккупантов районах.

Правительство осуществило ряд чрезвычайных мер по более эффективному использованию в народном хозяйстве всех наличных кадров и изысканию дополнительных резервов. Совнаркомам союзных республик и край(обл)исполкомам было предоставлено право оперативно маневрировать рабочей силой для увеличения объемов военного производства.

Совнарком СССР организовал контроль за выполнением Постановления ГКО СССР от 18 сентября 1941 г. "О всеобщем обязательном обучении военному делу граждан СССР" и других важнейших решений оборонного характера.

Для оперативного решения вопросов были расширены права наркоматов в области финансов, распределения материальных ресурсов, в области капитального строительства. Наркоматы СССР возглавили талантливые деятели Советского государства: Ф.Д. Устинов - Наркомат вооружения, А.И. Шахурин - авиационной промышленности, Б.Л. Ванников - боеприпасов, И.Ф. Тевосян - черной металлургии, А.И. Ефремов - танкостроительной промышленности, В.В. Вахрушев - угольной и т.д. Вообще следует отметить, что война, и особенно неудачи первого года, вынудили Сталина пойти на то, чтобы при подборе руководящих кадров государственного и военного аппарата руководствовались не только принципом личной преданности вождю, но и отменным профессионализмом, требовательностью и ответственностью за порученный участок работы.

64. Внешнеполитическая деятельность советского государства в первое послевоенное десятилетие.
Внешнеполитическая деятельность Советского государства в послевоенные годы осуществлялась в условиях резкого изменения соотношения сил на международной арене. Возникла новая система государств - социалистический лагерь, состоявший в тот период из 13 стран. Быстро шел процесс распада колониальной системы. Во Второй мировой войне потерпели поражение агрессивные государства - Германия, Италия, Япония и их союзники. В результате того, что СССР внес решающий вклад в разгром агрессоров, возрос его международный авторитет. Усилилась внешнеполитическая деятельность Советского государства, о чем, в частности, свидетельствуют следующие данные: если до войны СССР имел дипломатические отношения с 26 государствами, к концу войны - уже с 52, а за период с 1945 по 1953 г. были установлены дипломатические отношения еще с 21 государством. СССР стал такой могучей силой, без которой нельзя было решать ни одну из проблем мировой политики.

Во внешнеполитической деятельности СССР исходил из решений, принятых союзниками на Ялтинской и Потсдамской конференциях, но вскоре после войны отношения между бывшими союзниками осложнились. Черчилль в речи в Фултоне (США) в 1946 г. заявил, что СССР и международное коммунистическое движение угрожают капиталистическим странам, создают опасность новой мировой войны. Он призвал проводить в отношении СССР жесткую политику, угрожал нам американским атомным оружием, настаивал на создании союза против СССР. Это послужило сигналом к началу так называемой холодной войны, главными противниками в которой стали США и Советский Союз, сплотившие вокруг себя единомышленников. В 1948 г. был образован Западный союз, а в 1949 - Организация Североатлантического договора (НАТО). США, Англия и Франция пошли на создание ФРГ. В ответ на это в советской зоне оккупации Германии была образована ГДР.

В 1946 г. Советский Союз выдвинул в ООН ряд предложений: о продолжении сотрудничества между державами, совместно выигравшими войну, о мирном сосуществовании двух различных систем, о всеобщем сокращении вооружений и запрещении атомного оружия, ликвидации иностранных военных баз, выводе войск с территории невражеских государств. Однако эти предложения не были приняты. Лишь одно из них было положено в основу принятой в декабре 1946 г. Генеральной Ассамблеей ООН резолюции "О принципах всеобщего регулирования и сокращения вооружений". По инициативе СССР в ноябре 1947 г. ООН приняла резолюцию, направленную против пропаганды войны. Советский Союз участвовал в создании в ООН Комиссии по контролю над атомной энергией (декабрь 1945 г.), в задачу которой, в частности, входила разработка предложений об исключении из национальных вооружений атомного оружия и всех других видов оружия массового уничтожения.

Возникновение после Второй мировой войны в Европе и Азии большой группы государств, которые стали называться странами народной демократии, привело к развитию сотрудничества и взаимопомощи государств мировой системы социализма. Первоначально отношения СССР с этими государствами развивались на базе обычных международных договоров. Однако их характер принципиально отличался от договоров с капиталистическими странами. Они прежде всего были направлены на укрепление лагеря социализма.

Эти акты касались различных вопросов: политических, пограничных, правовых, экономических, сельского хозяйства, транспорта, связи, здравоохранения, науки, культуры и пр. Несмотря на свои собственные огромные трудности, СССР оказывал другим социалистическим странам помощь в восстановлении экономики, поставлял промышленное оборудование, сырье, продовольствие, техническую документацию, помогал в строительстве промышленных объектов и т.д. Важную роль в восстановлении экономики этих стран, ее развитии сыграли торгово-промышленные договоры СССР с Польшей (июль 1945 г.), Румынией (1947 г.), Венгрией (1947 г.) и др. Советский Союз заключил также в 1947 - 1951 гг. ряд соглашений о научно-техническом сотрудничестве с Чехословакией, Польшей, Венгрией и иными странами народной демократии. В результате с помощью СССР они к началу 50-х гг. восстановили и даже превзошли свой довоенный уровень экономического развития. СССР оказывал помощь странам народной демократии в подготовке для них специалистов с высшим образованием и научных кадров. Этой цели служили договоры СССР с Албанией, Болгарией, Венгрией и иными государствами.

Важное значение в восстановлении экономики, строительстве социализма, обороне имели договоры СССР о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, заключенные с МНР (февраль 1946 г.), Народной Республикой Болгарией (март 1948 г.) и другими государствами. Они подписывались на длительные сроки - от 20 до 30 лет с возможностью их последующего продления, если ни одна из договаривающихся сторон не заявит возражений.

В целях экономической взаимопомощи, объединения и координации усилий в развитии народного хозяйства, согласования перспективных и текущих народно-хозяйственных планов, интеграции экономики, постепенного сближения и выравнивания уровней в январе 1949 г. была создана организация социалистических стран - Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ). Первоначально в него вошли СССР, Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Чехословакия. Затем членами СЭВ стали Албания (февраль 1949 г.) и ГДР (сентябрь 1950 г.).

Вместе с тем во взаимоотношениях СССР с иными социалистическими странами не все шло гладко. Так, в результате того, что руководство Югославии стало проводить более независимую от СССР политику и отошло от принципов, диктуемых советским руководством, в 1948 г. между СССР и Югославией были разорваны дипломатические отношения и Югославия была отлучена от лагеря социализма.

Другим направлением советской внешней политики было сотрудничество с возникающими в результате распада колониальной системы развивающимися странами и всесторонняя помощь им. Эта помощь СССР и всего социалистического лагеря шла по линии политической, дипломатической, экономической, культурной. Как правило, СССР одним из первых устанавливал с новыми государствами дипломатические отношения.

Распад колониальной системы в эти годы шел в основном в Азии и коснулся прежде всего Индокитая, Индии, Индонезии. Колониальные державы применяли все средства, вплоть до развязывания локальных войн против национально-освободительных движений и добивающихся независимости стран, чтобы удержать их под своей пятой. СССР и все социалистические страны решительно выступали против колонизаторов. Они активно боролись на международной арене за уничтожение колониальной зависимости в любых формах, за предоставление народам права самим решать свою судьбу. По предложению СССР в Устав ООН было включено положение об "уважении принципа равноправия и самоопределения народов".

СССР решительно выступал в защиту новых государств, против интервенции колониальных держав. При его поддержке в ООН Сирия и Ливан добились в 1946 г. эвакуации английских и французских войск со своей территории. В ноябре 1947 г. Генеральная Ассамблея ООН одобрила рекомендацию о разделе Палестины на два государства: арабское и еврейское - и о выделении Иерусалима в самостоятельную единицу с особым международным режимом. В 1948 г. было создано еврейское государство Израиль. Получая помощь от США и ряда других стран, вооруженные силы Израиля захватили территорию, значительно превосходящую размеры, предусмотренные решением ООН. СССР в Совете Безопасности внес предложение о выводе всех иностранных вооруженных сил и персонала, о принятии мер к прекращению военных действий в Палестине. Однако эти советские предложения не были приняты.

Сам факт существования СССР и других социалистических стран во многих случаях заставлял агрессоров воздерживаться от применения силы и вмешательства во внутренние дела новых государств, идти им на определенные уступки.

Внешнеполитические акции такого же характера наряду с СССР осуществляли и союзные республики в соответствии с Законом, принятым еще 1 февраля 1944 г. УССР избиралась непостоянным членом Совета Безопасности, Экономического и Социального Совета ООН, постоянно участвовала в работе ЮНЕСКО и других международных организаций. Международные договоры, конвенции и соглашения, заключенные от имени СССР и УССР с Польшей, Чехословакией и Венгрией, устанавливали режим государственных границ, условия их карантина, санитарной охраны и т.д. В марте 1947 г. в Дели представители среднеазиатских республик СССР участвовали в конференции, посвященной взаимоотношениям между странами Азии.

Указ Президиума Верховного Совета СССР от 16 декабря 1947 г. "О порядке сношений государственных учреждений СССР и их должностных лиц с учреждениями и должностными лицами иностранных государств" установил, что эти сношения осуществляются через Министерство иностранных дел СССР. Исключение было сделано только для Министерства внешней торговли, подчиненных ему организаций и уполномоченных им лиц, которые в пределах своей компетенции имели право непосредственно сноситься по вопросам торговли с находящимися за границей учреждениями и должностными лицами соответствующих государств.

И в условиях мирного времени Советскому государству приходилось осуществлять функцию обороны, которая обеспечивала защиту нашей страны от агрессивных действий других государств. Несмотря на это, после окончания войны была проведена демобилизация личного состава армии и флота, сокращена численность вооруженных сил до 2 млн. 874 тыс. человек. Необходимость в крепких вооруженных силах сохранялась в связи с наличием агрессивных планов против СССР. Как стало известно позже, США, располагая первоначально монополией на атомное оружие, имели план развязывания атомной войны против СССР уже в ноябре 1945 г.

В этой ситуации Советское государство уделяло большое внимание совершенствованию своих вооруженных сил. Они были переоснащены более современной военной техникой. В 1949 г. в СССР был произведен экспериментальный взрыв атомного устройства, а в августе 1953 г. испытана водородная бомба. Постоянное внимание Советское государство уделяло развитию оборонной промышленности. Непрерывно улучшались кадры Вооруженных Сил. К 1953 г. число генералов и офицеров, имевших высшее военное образование, по сравнению с довоенным периодом увеличилось в 2 раза, инженеров - в 3, техников - в 1,5 раза.

Функция обороны страны включала также борьбу с засылаемыми в СССР агентами иностранных разведок, совершенствование собственной разведывательной деятельности.

65. Деятельность судебных органов в первое послевоенное десятилетие.
Судебные органы перестраивались на работу в мирных условиях. После окончания войны в местностях, где ранее объявлялось военное положение, восстанавливались обычная подсудность военных трибуналов и обычный порядок их деятельности. С отменой военного положения военные трибуналы железнодорожного и водного транспорта были реорганизованы в линейные и окружные суды. Были восстановлены также транспортные коллегии Верховного Суда СССР.

В соответствии с Конституцией и Законом о судоустройстве выборы в народные суды, которые не сумели провести до войны, теперь состоялись, притом судей выбирало непосредственно население. Учитывая, что осуществление правосудия требует определенного жизненного опыта, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 сентября 1948 г. был установлен возрастной ценз для народных судей и народных заседателей в 23 года.

Большую роль в улучшении работы суда сыграл Указ Президиума Верховного Совета СССР от 15 июля 1948 г., установивший ответственность судей перед дисциплинарными коллегиями. Эти коллегии были образованы при областных, краевых, Верховных судах СССР, союзных и автономных республик, военных трибуналах округов, флотов и приравненных к ним специальных судов.

В 1945 - 1947 гг. военные трибуналы разбирали дела военных преступников, бывших военнослужащих германской армии, которые совершили массовые убийства, истязали гражданское население и военнопленных, угоняли мирных советских граждан в Германию, были ответственны за другие злодеяния. В 1946 - 1947 гг. Военная коллегия Верховного Суда СССР рассмотрела дела атаманов Семенова и Краснова, генерала Шкуро и других лиц, которые активно боролись против Советской власти и после Октябрьской революции, и в период Великой Отечественной войны.

19 марта 1946 г. Верховный Совет СССР принял Закон о присвоении Прокурору СССР наименования Генерального прокурора СССР. После войны органы суда, прокуратуры и иные государственные органы испытывали острый дефицит в кадрах специалистов-юристов. Большое значение для ликвидации такого положения имело Постановление ЦК ВКП(б) от 5 октября 1946 г. о юридическом образовании в стране.

Читайте также: