Компания против национальных эпосов мусульманских народов кратко

Обновлено: 01.05.2024

1952

— 5-14 окт. XIX съезд утверждает директивы 5-го пятилетнего плана (1951–1955), выполнение которого идет уже более года. Объем производства в тяжелой промышленности должен увеличиться на 80 %, в, легкой промышленности — на 60 %, сбор зерна — на 40–50 %.

Культура и общественная жизнь

1946

1948

— Авг. Насаждаются взгляды Т. Лысенко о влиянии среды на наследственность.

1949

1950

1951

В Новгороде обнаружены берестяные грамоты XI в.

1951–1952

Кампания против национальных эпосов мусульманских народов.


Это примеры грубого командного руководства культурой, тоталитарного подавления прав личности.

  • Начало разгула национализма, особенно антисемитизма (против евреев). Были запрещены культурные и общественные организации евреев, закрыты периодические издания.
  • 1951-1952 – широка кампания критики национальных этносов мусульманских народов.

ПОЛИТИЧЕCКИЕ ПРОЦЕССЫ.

1950 г. - рас­стреляны председатель Госплана Н.А. Вознесенский, председатель Совмина РСФСР М.И. Родионов, один из организаторов обороны Ленинграда во время блокады А.А. Кузнецов, секретарь Ленинградского обкома пар­тии П.С.Попков. Всего по этому делу осуждено выше 200 ленинградских партийных и советских работников.

Ущерб, нанесенный советской культуре в 1945—1953 годах, коснулся всех слоев населения. Были уничтожены культурные ценности в виде памятников, исторических музеев, театров и концертных залов. В период ВОВ на оккупированных территориях перестали работать школы. В результате дети не могли продолжать получение образования. Перед правительством СССР встала задача возрождения культурной жизни общества.

  • Культурные запреты
  • В области литературы
  • Театр и кино
  • Музыкальная деятельность
  • Сфера образования
  • Научные разработки

Ссср в 1945 1953 гг

Культурные запреты

С окончанием Великой Отечественной войны для возрождения культуры создались благоприятные условия. Трудности заключались только в том, что этот процесс начинался практически с нуля.

В этот период времени резко усилилась роль партийно-бюрократического аппарата. Проявилось это в виде борьбы против западного влияния. Контроль со стороны партийных органов подавлял творческую инициативу интеллигенции. Деятельность политических органов власти СССР в 1945—1953 гг. наглядно показывает таблица:

Целью такого диктата являлось подавление развития свободомыслия. Это исключало возможное проведение дискуссий по множеству культурных вопросов.

В области литературы

Не все работы получили одобрение партийного аппарата. Некоторые из них были объявлены как вредные произведения, чуждые духу советского человека. Стали закрываться журналы или в них менялось руководство.

Советская культура в 1945 1953

Наблюдались случаи, когда резкая критика перерастала в репрессии. После задержания были расстреляны Маркиш и Квитко, по делу Маршака, Эренбурга и Гросмана долгое время велось следствие.

Театр и кино

Такому же партийному контролю подверглись театр и кино. По мнению руководства, среди репертуара классические произведения должны были присутствовать только в небольшом количестве. Внимание следовало уделять особенности духа времени, усилению борьбы за коммунизм. Не следовало делать упор на постановку зарубежных произведений, не идеализировать прежнюю историю. Не выставлять жизнь царей, ханов и вельмож в красочном стиле.

Музыкальная деятельность

Буквально за непродолжительный период времени удалось не только восстановить, но и расширить количество музыкальных концертных учреждений. Уже к 1950 году появился ряд молодых талантливых актеров, певцов и пианистов. К ним относились:

1945 1953

  • Рождественский,
  • Рихтер,
  • Коган;
  • Архипова;
  • Светланов.

Был создан ряд знаменитых произведений. Среди них:

Однако чистка со стороны партийных органов не миновала и представителей музыкальных профессий. Это коснулось в первую очередь Мурадели и Прокофьева. Идеология направляла авторов на создание работ, где прославлялась идея счастливой советской жизни. В итоге их произведения перестали звучать на эстраде. Все эти тенденции значительно обедняли культуру СССР, изолировали ее от прогресса мирового развития.

Сфера образования

Если кратко охарактеризовать степень образованности населения в послевоенный период, оно было на очень низком уровне. В свое время сильный удар по квалифицированным работникам нанесли репрессии 30-х годов. Дополнила недостаток специалистов и прошедшая война. Это сказалось на понижении уровня обучающего персонала. Среди учителей были люди, не имеющие высшего образования, а только окончившие подготовительные курсы.

С целью решения кадрового вопроса правительством было выделено в 2,5 раза больше денег на образование, чем в довоенный период. И это дало свои результаты. Уже к 1948−1950 годам значительно возросло количество учебных заведений. После окончания войны молодое поколение хотело учиться и с удовольствием это делало, часто без отрыва от производства. В это же время государством было введено обязательное семилетнее образование.

Ссср 1945 1953

Научные разработки

В возрождении нуждалась и научная деятельность. С этой целью многие ученые были возвращены из мест заключения. Однако вся их работа контролировалась партийной верхушкой. Те, кто не подчинялся этим веяниям, подвергались гонениям. Если для точных наук партийный аппарат был тормозом, то гуманитарные дисциплины вошли в состояние полного упадка.

Классическая дискуссия развернулась в биологии. В результате ряд ученых лишились возможности заниматься исследовательской деятельностью, а некоторые были арестованы. Например, академик Вавилов, который окончил жизнь в саратовской тюрьме.

Если сопоставить этот период времени с последующей эпохой, в будущем наступило некоторое послабление, но цензура не была полностью отменена. Свобода слова контролировалась буквально до прихода к власти Горбачева, который стал проводить политику гласности. Благодаря этому, стали издаваться работы Солженицына и других ранее запрещенных авторов. Такой период продолжался вплоть до 1991 года, пока Советский Союз не прекратил своего существования.

Ущерб, нанесенный советской культуре в 1945—1953 годах, коснулся всех слоев населения. Были уничтожены культурные ценности в виде памятников, исторических музеев, театров и концертных залов. В период ВОВ на оккупированных территориях перестали работать школы. В результате дети не могли продолжать получение образования. Перед правительством СССР встала задача возрождения культурной жизни общества.

Развитие советской культуры в 1945-1953 годах

Культурные запреты

С окончанием Великой Отечественной войны для возрождения культуры создались благоприятные условия. Трудности заключались только в том, что этот процесс начинался практически с нуля.

В этот период времени резко усилилась роль партийно-бюрократического аппарата. Проявилось это в виде борьбы против западного влияния. Контроль со стороны партийных органов подавлял творческую инициативу интеллигенции. Деятельность политических органов власти СССР в 1945—1953 гг. наглядно показывает таблица:

Целью такого диктата являлось подавление развития свободомыслия. Это исключало возможное проведение дискуссий по множеству культурных вопросов.

В области литературы

Не все работы получили одобрение партийного аппарата. Некоторые из них были объявлены как вредные произведения, чуждые духу советского человека. Стали закрываться журналы или в них менялось руководство.

Развитие советской культуры в 1945-1953 годах

Наблюдались случаи, когда резкая критика перерастала в репрессии. После задержания были расстреляны Маркиш и Квитко, по делу Маршака, Эренбурга и Гросмана долгое время велось следствие.

Театр и кино

Такому же партийному контролю подверглись театр и кино. По мнению руководства, среди репертуара классические произведения должны были присутствовать только в небольшом количестве. Внимание следовало уделять особенности духа времени, усилению борьбы за коммунизм. Не следовало делать упор на постановку зарубежных произведений, не идеализировать прежнюю историю. Не выставлять жизнь царей, ханов и вельмож в красочном стиле.

Музыкальная деятельность

Буквально за непродолжительный период времени удалось не только восстановить, но и расширить количество музыкальных концертных учреждений. Уже к 1950 году появился ряд молодых талантливых актеров, певцов и пианистов. К ним относились:

Развитие советской культуры в 1945-1953 годах

  • Рождественский,
  • Рихтер,
  • Коган;
  • Архипова;
  • Светланов.

Был создан ряд знаменитых произведений. Среди них:

Однако чистка со стороны партийных органов не миновала и представителей музыкальных профессий. Это коснулось в первую очередь Мурадели и Прокофьева. Идеология направляла авторов на создание работ, где прославлялась идея счастливой советской жизни. В итоге их произведения перестали звучать на эстраде. Все эти тенденции значительно обедняли культуру СССР, изолировали ее от прогресса мирового развития.

Сфера образования

Если кратко охарактеризовать степень образованности населения в послевоенный период, оно было на очень низком уровне. В свое время сильный удар по квалифицированным работникам нанесли репрессии 30-х годов. Дополнила недостаток специалистов и прошедшая война. Это сказалось на понижении уровня обучающего персонала. Среди учителей были люди, не имеющие высшего образования, а только окончившие подготовительные курсы.

С целью решения кадрового вопроса правительством было выделено в 2,5 раза больше денег на образование, чем в довоенный период. И это дало свои результаты. Уже к 1948−1950 годам значительно возросло количество учебных заведений. После окончания войны молодое поколение хотело учиться и с удовольствием это делало, часто без отрыва от производства. В это же время государством было введено обязательное семилетнее образование.

Развитие советской культуры в 1945-1953 годах

Научные разработки

В возрождении нуждалась и научная деятельность. С этой целью многие ученые были возвращены из мест заключения. Однако вся их работа контролировалась партийной верхушкой. Те, кто не подчинялся этим веяниям, подвергались гонениям. Если для точных наук партийный аппарат был тормозом, то гуманитарные дисциплины вошли в состояние полного упадка.

Классическая дискуссия развернулась в биологии. В результате ряд ученых лишились возможности заниматься исследовательской деятельностью, а некоторые были арестованы. Например, академик Вавилов, который окончил жизнь в саратовской тюрьме.

Если сопоставить этот период времени с последующей эпохой, в будущем наступило некоторое послабление, но цензура не была полностью отменена. Свобода слова контролировалась буквально до прихода к власти Горбачева, который стал проводить политику гласности. Благодаря этому, стали издаваться работы Солженицына и других ранее запрещенных авторов. Такой период продолжался вплоть до 1991 года, пока Советский Союз не прекратил своего существования.

Читайте также: