Романтизм и сентиментализм в русской живописи кратко

Обновлено: 05.07.2024

Живопись - интересное направление, изучаемое многими критиками. В разные годы, авторы картин писали в различных жанрах. Одним из излюбленных стал романтизм.

Появилось направление в живописи только в XIX веке. А вплоть до этого времени, картины, написанные в жанре Просвещения, отличает холодность. В это время не было романтики, эмоциональных и чувственных отношений, а вот с приходом романтизма, все изменилось. Теперь перед художниками стояла новая эпоха, дающая силу на описание героев, дерзкими, противоречивыми, а иногда можно встретить в произведениях и бунтарский характер. С появлением романтизма, стало понятно, насколько глубоко живописец может показать человеческую личность, сохраняя в нем, лиризм, поэтичность. Многие сравнивают романтизм с сентиментализмом. Но не стоит забывать о том, несмотря на то, что картины написаны в романтическом стиле, в них нет слезливости. Критики отмечают, что это жанр тех, кто сильный и смелый.

Жанр романтизм: отличительные особенности

Если говорить об отличительных особенностях, стоит отметить следующее:

  1. теперь в картинах нет строгих линий, а геометрических схем в них намного меньше, чем в полотнах, написанных в эпоху Классицизма;
  2. в картины содержат большое количество эффектов, которые могут с легкостью пробудить чувства и эмоции у зрителя. Некоторые критики даже отмечают эффект сопричастности к происходящему;
  3. нет строгих линий, что потом даст возможность усилить написание картин в стиле модерна;
  4. и если ранее художники писали в стили идеальной красоты, от которой веяло холодом, то теперь в картинах художников появилась страсть, жизнь и даже лирика.

Многие критики сравнивают картины, написанные в жанре романтизма с героями литературных романов. Художники, писавшие картины вернулись немного к барокко, в котором много страсти, динамичности. В картинах много светотеневых эффектов. Но если картины в стиле барокко основывались на торжественном пафосе, то картины романтизма показывали настоящую жизнь.

Интересно! В жанре романтизм писали такие художники как: К.Д. Фридрих "Странник над морем тумана", И.Г. Фюссли "Ночной кошмар", Э. Делакруа "Турчанка", Я. Матейко "Станчик". Ярким примером стиля романтизма стала картина Т. Жерико "Сумасшедшая, страдающая пристрастием к играм".

Работая в жанре романтизм, художники с легкостью погружались в душу своих героев, показывая сложность человеческой натуры и души. Художники с легкостью обращаются к эмоциональным, будоражащим чувствам человеческого характера.

Картины в жанре романтизм



Нет, наверное, ни одного человека, не знающего картину "Последний день Помпеи" К.П. Брюлова. Посмотрев на эту картину, возникают чувства сопереживания героям. Погружаясь в искусство, критики представляют себя на месте героев, переносясь к подножью Везувия.



Т. Жерико "Плот Медузы" - в этой картине расцветает романтическая эпоха. Но критики отмечают, что в картине им не нравится колорит, а также тематика, так как выживания на плоту людей, выглядит очень тяжело для зрителей.



И.К. Айвазовский "Буря", написанная в стиле романтизма, пользуется большой популярностью у широкого круга зрителей. Многие картины живописца посвящены морским пейзажам.



К.Брюллов "Смерть Инессы де Кастро" - романтизм, показывающий природные пейзажи, всю чистоту природы. В этой картине расцветает природный жанр.



Интересно! Картина Айвазовского "Вид Константинополя и Босфора" была продана на аукционе за 3,2 млн. фунтов стерлингов.

Романтический стиль в живописи - дает возможность прочувствовать, все, что автор хотел показать. Великолепие жанра позволяет автору выразить свои чувства и передать их зрителю.


Течение сентиментализма охватило такие жанры искусства, как литература и живопись.

История возникновения сентиментализма

Названное течение в искусстве возникло во второй половине XVIII века в Англии. Его главными идеологами в литературе, стоявшими у основ, считаются Джеймс Томсон (Англия) и Жан-Жак Руссо (Франция). Развитие направления отразилось и в появлении сентиментализма в живописи.

Художники-сентименталисты в своих картинах показывали несовершенство современной городской цивилизации, основанной только на холодном разуме и не придававшей большого значения чувственному восприятию мира. В период расцвета этого течения считалось, что истина может быть достигнута не в процессе логических раздумий, а с помощью эмоционального восприятия окружающего мира.

Сентиментализм в живописи

Возникновение сентиментализма также являлось противопоставлением идеям эпохи Просвещения и классицизма. Мысли просветителей предыдущего периода были полностью переработаны и переосмыслены.

Сентиментализм как стиль в искусстве просуществовал до конца XVIII - начала XIX века, получив широкое распространение в Западной Европе. На заре своего расцвета направление появилось в России и воплотилось в работах русских художников. В начале следующего столетия преемником сентиментализма стал романтизм.

Особенности сентиментализма

С появлением сентиментализма в живописи 18 века стали появляться новые сюжеты для картин. Художники начали отдавать предпочтение простоте композиций на полотне, стараясь передать своей работой не только высокое мастерство, но и живые эмоции. Полотна с пейзажами показывали умиротворенность, безмятежность природы, а портреты отражали естественность изображаемых людей. Вместе с тем картины эпохи сентиментализма очень часто передают излишнее морализаторство, повышенную и наигранную чувствительность своих героев.

Живопись сентименталистов

Живопись, созданная художниками в описываемом направлении, отражает действительность, многократно усиленную через призму эмоций и чувств: именно эмоциональная составляющая в картинах является первостепенной. Представители данного течения считали, что главная задача искусства – вызвать у наблюдателя сильные эмоции, заставить сопереживать и сочувствовать главному герою картины. Именно так, по мнению сентименталистов, происходит восприятие действительности: с помощью эмоций, а не мыслей и рассудка.

С одной стороны, данный подход имеет преимущества, но также не лишен недостатков. Картины некоторых художников вызывают у наблюдателя непринятие своей излишней эмоциональностью, слащавостью и желанием принудительно вызвать чувство жалости.

Герои портретов в стиле сентиментализм

Несмотря на возможные недостатки, особенности эпохи сентиментализма в живописи дают возможность увидеть внутреннюю жизнь простого человека, его противоречивые эмоции и постоянные переживания. Именно поэтому в период XVIII века портреты стали наиболее популярным типом жанров для картин. Герои на них изображались без каких-то дополнительных элементов интерьера и предметов.

Наиболее известными представителями этого жанра стали такие художники, как П. Бабин и А. Мордвинов. Изображаемые ими персонажи обладают хорошо читаемым зрителем умиротворенным душевным состоянием, хотя и без излишнего психологизма.

Другой представитель сентиментализма И. Аргунов, писал картины с другим видением. Люди на его полотнах более реалистичны и далеки от идеализации. Главным же объектом внимания являются лица, в то время как остальные части тела, например, кисти рук, могут быть совсем не прорисованы.

При этом Аргунов на своих портретах всегда выделял ведущий цвет в качестве отдельного пятна для большей выразительности. Одним из видных представителей направления был также В. Боровиковский, который писал свои картины в соответствии с типологией английских портретистов.

Сентиментализм в живописи

Очень часто в качестве героев картин сентименталисты выбирали детей. Они изображались как мифологические персонажи с целью передать характерную детям искреннюю непосредственность и особенности характера.

Художники-сентименталисты

Одним из основных представителей сентиментализма в живописи являлся французский художник Жан-Батист Грез. Его работы отличаются наигранной эмоциональностью персонажей, а также излишним морализаторством. Излюбленным сюжетом художника был портрет девушки, страдающей по мертвым птицам. Для того чтобы подчеркнуть назидательную роль сюжета, Грез сопровождал свои картины пояснительными комментариями.

Картина Жан-Батист Греза

Другими представителями сентиментализма в живописи являются С. Дэлон, Т. Джонс, Р. Уилсон. В их работах также наблюдаются основные черты данного направления искусства.

Художник из Франции Жан-Батист Шарден также выполнял некоторые из своих работ в названном стиле, при этом дополняя имеющуюся типологию собственными нововведениями. Таким образом, он ввел элементы социальных мотивов в творчество направления.

Жан-Батист Шарден

Но, кроме того, полотно изобилует большим количеством мелких деталей, яркими и многочисленными цветами, а также в наличии имеется сложная композиция. Особым изяществом отличается все изображенное: интерьер помещения, позы персонажей, одежда. Все перечисленное является важными элементами стиля рококо.

Сентиментализм в русской живописи

Данный стиль пришел в Россию с запозданием вместе с популярностью античных камей, которые вошли в моду благодаря императрице Жозефине. В живописи 19 века в России сентиментализм художники соединили в другим популярным направлением - неоклассицизмом, образовав таким образом новый стиль – русский классицизм в форме романтизма. Представителями этого направления являлись В. Боровиковский, И. Аргунов и А. Венецианов.


Сентиментализм утверждал необходимость рассмотрения внутреннего мира человека, ценность каждой личности. Это стало достижимым благодаря тому, что художники начали показывать человека в интимной обстановке, когда он остается наедине со своими переживаниями и эмоциями.

Русские сентименталисты в своих картинах помещали центральную фигуру героя в картину пейзажа. Таким образом, человек оставался в компании с одной лишь природой, где появлялась возможность проявить наиболее естественное эмоциональное состояние.

Известные русские сентименталисты

В русской живописи сентиментализм почти не проявлялся в чистом виде, обычно соединяясь с другими популярными направлениями.


След сентиментализма в истории

Сентиментализм в живописи не отличался единой стилистикой и целостностью, но породил некоторые черты, по которым с легкостью можно узнать произведения данного направления. К ним можно отнести плавность переходов, утонченность линий, воздушность сюжетов, палитру цветов с преобладанием пастельных оттенков.

Античные камеи

Сентиментализм положил начало моде на медальоны с портретами, изделия из слоновой кости, тонкую живопись. Как уже было сказано, в XIX веке благодаря императрице Жозефине получили распространение античные камеи.

Конец эпохи сентиментализма

В 18 веке направление в живописи сентиментализм положило начало распространению такого стиля, как романтизм. Он стал логическим продолжением предыдущего направления, но и имел противоположные особенности. Романтизм отличает высокая религиозность и возвышенная духовность, в то время как сентиментализм пропагандировал самодостаточность внутренних переживаний и богатства внутреннего мира одного человека.

Таким образом, эпоха сентиментализма в живописи и в других видах искусства закончилась с появлением нового стиля.

Романтизм в русской живописи 19-20 века

С начала 19 века на территории России наблюдался культурный и духовный подъем. Страна шла вровень с другими странами, а подчас опережала их в культурных достижениях. Основными культурными центрами стали города. Этот период считается золотым веком живописи, в том числе отмечались проявления романтизма в живописи 19, 20 века в России. В основном характерны для творчества были реализм и романтизм, хотя официально признавался классицизм, Академия художеств препятствовала свободному творчеству. Поощрялись мифологические или библейские тематики, однако этого для молодых и одаренных русских художников было недостаточно, поэтому часто они писали портреты.

В живописи удалось воплотить романтические идеалы, отразить период национального подъема, в романтизме художники нашли возможность показать неповторимость окружающего мира. Далее от портретных и пейзажных работ романтизм распространился на другие направления, спровоцировал рождение бытового жанра. За историческими тематиками скрывались романтические темы и идеи. Романтизм позволил проявить многое: сильные страсти, духовность и творческие порывы, прошлое идеализировалось, природа создавалась одухотворенной. Больше всего романтизм проявился в изобразительном искусстве, огромный вклад в жанр русской живописи сделали А. Иванов, В. Тропинина, О. Кипренский, К. Брюллов, и многие другие художники.

Романтизм в русской живописи

Кипренский Орест Адамович

Художник оставил заметный след в Романтическом направлении живописи, писал портреты и другие работы. Он прекрасно справлялся с историческим направлением, академическими стандартами, но талант раскрыл в портретах, где проявилась его непринужденность и естественность передачи. Постепенное его возможности к отражению светового настроения, драмы, выразительности только улучшились – полотна наполнились жизнью и эмоциями. Кипренский умел добиться непринужденности даже в строгом парадном портрете, в том числе художник нарисовал романтический портрет Пушкина А. С. В творчестве присутствует немало бытовых типажей, а к зрелым годам он больше тянулся к написанию несколько волшебных работ. Отражалось предназначение России и аллегорическое видение истории Европы.

Некоторые работы художника пропали либо не были закончены, зато его творчество отразилось в творчестве А. А. Иванова и К. П. Брюллова.


Реалистичность и романтизм в работах В. А. Тропинина

Немалую толику романтизма в русскую живопись внес Тропинин. Изначально он придерживался сдержанной красочной гаммы, делая моделей центром образа. Уже позже он научился добиваться большей скульптурности, улучшил передачу объема, а самое главное – он начал передавать подвижность стихии жизни со всей ее романтичностью. При этом герои портрета стали только частью работы. Были написаны несколько портретов А. С. Пушкина, один в мечтательном образе, словно поэт прислушивается к музе. Другая работа противоположна, Пушкин показан не очень счастливым, но умудренным опытом. Тропинин удивительно передавал домашнюю обстановку – от нее словно веет уютом, в работах много простых и духовно богатых лиц. В том числе это обычные люди, не относящиеся к высшему сословию.


Идейные образы Карла Брюллова


Бытовой романтизм работ А. Г. Венецианова

Объединение бытового жанра и романтизма в русской живописи 19 века наглядно заметно в картинах Венецианова. Основой сюжетов художника стали крестьяне, при этом во всех изображениях можно отметить склонность к приукрашиванию, идеализации, сентиментальности. Он отлично показывал человеческие достоинства, благородство обычных людей, изображая их за работой и не подразделяя с учетом социального положения.


Сатира, быт и романтизм творчества П. А. Федотова


Марины И. К. Айвазовского

Многие считают, что работы Айвазовского – отражение красоты стихии в реалистичном стиле, на самом деле в каждой из них есть влияние романтизма. Художник великолепно передавал морские волны, красоту кораблей, воздуха, различные погодные явления. Он не относился к реалистам, а большую часть полотен писал не с натуры, а по наброскам и памяти, поэтому нередко грешил против достоверности. Работы были хороши с технической стороны, но за отсутствие соответствия реальности его часто порицали.

Сложился романтический стиль с учетом влияния окружающей обстановки, рассмотреть романтический стиль в работах можно за счет характерных визуально-смысловых компонентов. Среди таких идей – бунтующий и волнующийся океан, который готов поглотить человека. Ведь насколько ничтожен человек по сравнению с океаном и стихией. Такой прием заметен не только за счет моря, но и окружающей природы или гор.


С. Ф. Щедрин – работа с натуры

Также романтизм и сентиментализм в русской живописи представляют работы Щедрина. Художник отходил от канонов, уделяя внимание живости передаче. Больше всего он рисовал природу, стремясь к естественности и отстраняясь от условности в цветах и четкости деления пространства. Ценил живописец скалистую местность, в частности скалистые бухты, природную красоту. Позже в его творчестве появились более мрачные силуэты, тревожность, выраженная слабым лунным освещением.


Идейная живопись А. И. Иванова

Хотя художник придерживался академического построения, патриотичности, гражданственности, в его работах заметно влияние романтизма. С его работ на зрителя смотрят величественные соборы, замки, важные для страны здания. Также он уделял время написанию реальных событий из истории.


В период 19-20 веков романтизм в России уверенно развивался и откладывал свой отпечаток на творчество художников. Отмечался взлет искусства, многим русским рисовальщикам удалось добиться высочайшего уровня мастерства и встать на один уровень с наиболее прославленными европейскими художниками.

Основными темами жанра было: обличение проблем крепостничества, идеи пробуждения души, при написании портретов стремились показать особенности души, чувства. Появилось много исторических картин, пейзажей, изображений обычного народа, представителей отдельных профессий, писали детские портреты. Художники стремились показать красоту родной природы с лучшей стороны, рисуя пейзажи и активно используя крестьянскую тему.

В начале XIX века в русском изобразительном искусстве так же, как и в литературе, развивается сентиментализм. Однако в живописи и скульптуре этот процесс нашел несколько иное отражение. В изобразительном искусстве этого периода трудно выделить какого-либо мастера, творчество которого полностью бы воплощало принципы сентиментализма. Элементы сентиментализма встречаются чаще в сочетании с элементами классицизма, романтизма. Поэтому можно только говорить о большем или меньшем влиянии этого стиля на творчество того или иного художника.

В первой половине XIX века мастером, наиболее полно отразившим черты сентиментализма, был А. Г. Венецианов.

В искусство Венецианов пришел уже сложившимся зрелым человеком, глубже и разностороннее знавшим русскую жизнь, чем воспитанники Академии художеств. Возможно, что приобретение профессиональных знаний молодым человеком вне Академии, Отсутствие академической системы в его обучении и обусловило позже самостоятельность и новаторство его творчества.

Родившись в 1780 году в купеческой семье в Москве, будущий художник в 1802 году приезжает в Петербург, где поступает на службу и одновременно упорно занимается живописью, копируя в Эрмитаже полотна знаменитых мастеров. По всей вероятности, там он знакомится с известнейшим живописцем XVIII века В. Л. Боровиковским, становится его учеником и некоторое время даже живет у него. Надо думать, что этот период оказал значительное влияние на формирование Венецианова как художника и человека. В доме Боровиковского бывали многие представители русского просветительства конца XVIII века: архитектор Н. Львов, поэты В. Капнист, Г. Державин. Так молодой художник очутился в творческой среде, исполненной передовых просветительских идей.

Естественно, что такое общение и дружеские связи со многими замечательными людьми своего времени оказывали значительное влияние на формирование общественных и художественных взглядов Венецианова. Становление художника происходило медленно. Долгие годы он совмещал службу в различных ведомственных учреждениях с занятиями живописью. Постепенно его работы привлекли внимание публики и Академии художеств, пригласившей его для преподавания в классе. Но лишь после женитьбы в 1815 году и приобретения небольшого имения в Тверской губернии Венецианов полностью отдается творчеству.

Вступив на избранный путь, художник продолжает неотступно ему следовать. Первая половина 1820-х годов — период наиболее интенсивной и плодотворной работы Венецианова. В эти годы он создает лучшие свои произведения, отмеченные ясными чертами сентиментализма с присущей этому направлению симпатией к обыкновенным людям, чистым нравственным отношениям, природе.

Порицание жестокостей крепостного права и вера в то, что гуманный помещик станет отцом для своих крепостных, — как все это в духе Карамзина и его школы!

Однако прекращение школы не означало гибели системы Венецианова. Методология принципов реалистической манеры живописного изображения постепенно войдет в жизнь как основа художественного воспитания. Изначала ощупью к ней придут наиболее- способные и Ищущие художники, потом (намного позднее) она будет |признана Академией и войдет в ее практику.

Система, равно как и творчество Венецианова, подрывая каноны академизма, внесут весомый вклад в развитие и совершенствование реалистического метода в русском изобразительном искусстве, подготовят дальнейшие его успехи в 40–50-х годах.

1. Особенности среднеитальянской живописи

1. Особенности среднеитальянской живописи С тех пор как флорентиец Леонардо да Винчи разбудил дремлющие силы живописи, она во всей Италии сознательно шла к той цели, чтобы заставить картину жить более полной действительной жизнью и в то же время быть более совершенным

1. Становление верхнеитальянской живописи

1. Становление верхнеитальянской живописи Как в горных областях господствует пластическая форма, так в равнинах господствует воздушный тон и свет. Живопись верхнеитальянских равнин также расцвела красочными и световыми прелестями. Леонардо, великий изобретатель в

1. Развитие немецкой живописи

1. Развитие немецкой живописи Немецкая живопись XVI столетия была в стране основным направлением искусства, рисовали мастера практически во всех направлениях, рисунки могли наноситься на дерефо, офорт, медь — каждая работа была действительно уникальна.Руководящим

1. Развитие нидерландской живописи

1. Развитие нидерландской живописи Живопись и в XVI столетии оставалась любимым искусством Фландрии и Голландии. Если нидерландское искусство этого времени, несмотря на величавый, спокойный и зрелый расцвет XV века и еще более значительное и свободное, дальнейшее развитие

2. Эмалевой живописи

2. Эмалевой живописи В тесном соприкосновении с преобразованием живописи по стеклу совершалось и дальнейшее развитие лиможской эмалевой живописи, описанной нами ранее. В своем новом виде, именно в виде живописи гризалью (серым по серому) с красновато-лиловыми телесными

2. Становление португальской живописи

2. Становление португальской живописи История португальской живописи разъяснена со времени Рачинского Робинсоном, Васконселлосом и Юсти. При Эмануэле Великом и Иоанне III старопортугальская живопись продолжала двигаться по нидерландскому фарватеру. Фрей Карлос, автор

1. Основы английской живописи

1. Основы английской живописи Отблеском великого средневекового искусства Англии являются лишь некоторые английские картины на стекле первой половины XVI столетия. Их исследовал Уистлек. Нам придется ограничиваться по поводу их лишь немногими замечаниями. И в этой

ЕВРЕИ В ЖИВОПИСИ И МУЗЫКЕ

ЕВРЕИ В ЖИВОПИСИ И МУЗЫКЕ Еврейская тема в творчествеВ.В. Верещагина и Н.Н. Каразина В нашу задачу не входит рассказывать о жизненном и творческом пути Василия Васильевича Верещагина (1842-1904) – биография художника достаточно хорошо известна.Нас интересует узкий вопрос:

ЗОЛОТОЙ ВЕК РУССКОЙ ЖИВОПИСИ

ЗОЛОТОЙ ВЕК РУССКОЙ ЖИВОПИСИ XV век и первая половина XVI столетия – это переломная эпоха в русской иконописи, время создания многих шедевров и становления новых начал в живописном творчестве. К этому периоду проявляли вполне закономерный интерес такие крупнейшие знатоки

§ 5. ЗАРОЖДЕНИЕ РЕАЛИЗМА В РУССКОЙ ЖИВОПИСИ

§ 5. ЗАРОЖДЕНИЕ РЕАЛИЗМА В РУССКОЙ ЖИВОПИСИ Творчество П. А. ФедотоваВ 30–40-е годы XIX века в русском изобразительном искусстве, так же как и в литературе, появляются и развиваются ростки нового художественного направления — реализма. Демократизация общественного

§ 4. СЕНТИМЕНТАЛИЗМ НА РУССКОЙ СЦЕНЕ

§ 4. СЕНТИМЕНТАЛИЗМ НА РУССКОЙ СЦЕНЕ Традиции классицизма в русском театре, унаследованные от XVIII века, уже ко второму десятилетию XIX века стали клониться к упадку. Условность классицистической трагедии с обязательным единством времени и места действия, с

Салоны живописи и скульптуры

Читайте также: