Романтическое искусство германии кратко

Обновлено: 05.07.2024

1. Исторические предпосылки возникновения Романтизма в Германии.

2. Особенности немецкого Романтизма. Периодизация.

3. Йенская школа немецкого Романтизма.

1. Романтизм как явление мирового порядка наиболее полно выразился в немецкой культуре. На долгое время стало равнозначным: быть немцем – быть поэтом, быть поэтом – быть немцем. Как литературное направление Романтизм сложился в 90-е гг. XVIII в. В Германии он сразу проник во все сферы искусства: литературу, живопись (Рунге, Фридрих, Овербек), музыку (Шуберт, Вебер, Шуман, Вагнер).

Германия конца XVIII века представляла собой конгломерат государств (механическое соединение). В него входило белее 360 самостоятельных государств, несколько вольных городов, правителями были удельные князья. Германия была образцом феодальной раздробленности. Ее политическое устройство задерживало развитие экономики, так как невозможна была концентрация производства и капитала. Именно Германия явилась той благодатной почвой, на которой вырос Романтизм. Почему? Экономическая и политическая раздробленность, обособленность каждого княжества способствовали развитию романтического мироощущения (назовите его особенности), погружению личности в свой внутренний мир.

Воздействие революции проявилось в сфере идеологической: конкретные общественно-политические идеи переносились в область духа, так как это была единственная сфера, доступная для исследования у немцев, которые добивались свободы личности не путем ее реального освобождения в условиях отсталых сословно-феодальных порядков, а с помощью создания некого иллюзорного эстетического идеала.

Война с Наполеоном внесла коррективы в мировоззрение немцев. Все настойчивее становится идея национального объединения. Отношение к Бонапарту было противоречивым: оккупировав Западные земли, он внес на штыках революцию, но после вторжения провел буржуазные реформы: ликвидировал феодализм, уравнял всех граждан перед законом, без учета социальной и сословной принадлежности. Наполеон лихо перекроил карту Германии: оставил 36 государств и несколько городов, что способствовало развитию экономики и политики. Но Бонапарт стал восприниматься как захватчик: он провел мобилизацию немцев в свою армию.

Как литературное направление Романтизм в Германии оформился на три десятилетия раньше, чем во Франции.

Основные работы философов, привлекавших романтиков, были написаны в 1780–1790-е гг. Романтиков интересовали сущность духа и материи, связи общего и частного, их диалектика, возможности познания мира и достижения идеала, место человека в мироздании и пути развития человеческого общества, а также его конечная цель. Они хотели уяснить место природы, религии, Бога и морали в системе мироздания, а также роль в процессе познания логики, эмоций и воображения, связи философии, науки и искусства.

И. Г. Фихте, не меньший рационалист, чем Кант, оказался им особенно близок учением об активности Я. Романтики, мечтавшие об изменении мира, отнесли суждение философа об активности, под которой понималась абстрактная духовность, к Я отдельной личности, поставили творческую индивидуальность в центр своей философии и эстетики.

Романтики стремились не изображать, а преображать жизнь средствами художественного творчества. Они творили особый мир, их произведения существовали по законам художественной интуиции. Стремление преобразовать действительность возникло из недовольства ею. Новое поколение художников старалось разрушить границу между искусством и жизнью, слить их в духовно-материальное целое. Немецкий Романтизм отличается крайним субъективизмом, острым чувством современности и сознанием своего противоречия с ней, ощущением разорванности, фрагментарности в восприятии мира. Все это окрашивало мироощущение романтиков в трагические тона.

Немецкий Романтизм не был явлением однородным. Принято выделять три периода и несколько школ. Первый – йенский, который условно датируется 1796–1806 гг., второй – гейдельбергский, с 1806 по 1814 г., и поздний, 1814–1830 гг.

Во главе йенского круга романтиков стояли братья Шлегели – Фридрих и Август Вильгельм. В эту группу входили писатели Новалис, Л. Тик, В. Вакенродер. К ним были близки философы – на раннем этапе Иоганн Готлиб Фихте (1762–1814), позднее – Фридрих Вильгельм Шеллинг (1775— 1854) и теолог Фридрих Шлейермахер (1768–1834). В первый период развития немецкого романтизма творил Фридрих Гёльдерлин, но он не входил в йенское объединение.

Главной для йенских романтиков становится тема искусства. Эстетика школы основывается на двух тезисах: 1) искусство – высшая ценность; 2) художник – гений, высший тип человека. Под гениальностью понималась специфическая способность к художественному творчеству. Йенцы считали: действительность должна преобразовываться в искусстве, художники – вожди человечества. Шеллинг так описывал процесс творчества: в начале художник испытывает чувство бесконечного разлада, в результате он приходит к бесконечной гармонии, воплощенной в произведении. Новалис утверждал, что в художнике живет причастность к высшему миру, он исполнен страстного томления по идеалу.

Романтики любили туманность и неопределенность, потому что в них прячется свобода. С особым вниманием живописцы изображали даль и дорогу.

Филипп Отто Рунге (1777–1810) был первым художником, воплотившим в своих произведениях романтическое мироощущение современной философии и эстетики йенцев (см. приложение). Он происходил из семьи купца, владельца судовой верфи. Семейство отличалось патриархальностью и глубокой религиозностью. Литературные и эстетические пристрастия Рунге сформировались достаточно рано. Первые годы творчества художника связаны с Дрезденом, неподалеку от которого располагалась Йена. Молодой Рунге сближается с йенцами, особенно близок был ему Л. Тик.

В наследии Ф.О. Рунге много детских портретов: романтики особо ценили мир детства, видя в нем чистоту, незапятнаннность бытом, повседневностью; в ребенке, по их мнению, сохранена способность к воображению, мечте.

Основные идеи йенской школы: культ гениальной личности, провозглашение духовной деятельности, искусства единственной преобразующей силой, крайний субъективизм, стремление к бесконечному, к универсуму, принцип романтической иронии.

1. Берковский Н. Я. Романтизм в Германии. Л.: Худ. литература, 1973.

2. Дмитриев А. Предисловие //Избранная проза немецких романтиков в 2 т. М.: Художественная литература, 1979. Т. 1. С. 3–30.

3. Иванова Э. И. Поэтическая сказка – душа романтизма //Иванова Э. И. Беседы о немецком романтизме: Методическое пособие. М.: Дрофа, 2005. С. 3–23.

4. Раздольская В. Европейское искусство XIX века. Классицизм, романтизм. СПб.: Азбука-классика, 2005.

Сущностью романтизма является протест против принятых этических и эстетических норм общества, против рационализма. Романтиков привлекает своеобразный тип человека: анархист-бунтарь, который ощущает себя практически равным Богу.

Поэтому для него не существует истины и долга. Цель романтизма — освобождение личности от пут человеческих условностей и общественной морали. Он обращен, по словам Гегеля, скорее к внутреннему миру человека, чем к внешнему. Романтики восхищаются сильными страстями, разрушительными по своей сути: ненависть, ревность, отчаяние, презрение.

Романтизм представлял собой сложное явление, он развивался и видоизменялся со временем. Наиболее полно его природа раскрывается в художественной литературе. Поэты и писатели-романтики возвеличивали личность, ее субъективные переживания, ее порывы за горизонты обыденности, обыденного пространства и времени: в красочные экзотические края, на просторы далекой истории, чаще всего средневековой, в царство воображения.

Окружающий мир, обыденность вызывали лишь острую неудовлетворенность и тоску. Романтики вдохновлялись тем, что было великим, чудесным, фантастическим, ужасным. Романтизм отказался от следования классическим канонам в художественном творчестве.

Романтизм в Германии возник в конце XVIII в. и господствовал вплоть до 30-х гг. XIX в. Принято делить немецкий романтизм на ранний и поздний; однако это деление предполагает не столько этапы в развитии (хотя разрыв во времени существует), сколько течения внутри одного явления.

В 1796 г. в университетском городе Йене собрались деятели формирующегося романтического движения: братья Шлегели, Август (1767-1845) и Фридрих (1772-1829), Людвиг Тик (1773-1853), Фридрих Гарденберг (1772-1801), писавший под псевдонимом Новалис, Вильгельм Вакенродер (1773-1798). Вместе с близкими к кругу литераторов философами — Иоганном Фихте (1762-1814) и Фридрихом Шеллингом (1775-1854) — они образовали школу так называемого йенского романтизма.

Вакенродер в своих работах, посвященных биографиям великих художников (Дюрера, Рафаэля, Леонардо да Винчи), подчеркивал особую способность художника понимать природу как язык Бога и свое понимание этого языка выражать искусством. Таким образом, художник у Вакенродера является своего рода посредником между Богом и людьми.

Поздний романтизм имел менее теоретический и философский характер. Наиболее известные его представители с 1805 г. собрались в Гейдельберге. Гейдельбергские романтики оказали большое влияние на все области искусства: на поэзию, живопись и музыку. При этом они были гораздо более консервативны и в гораздо большей степени немцами, чем их предшественники.

Одним из ведущих жанров в литературе позднего романтизма являлась литературная сказка, или фантастическая новелла. Любовь к этому жанру объяснялась в том числе убежденностью его представителей в способности именно сказок передавать таинственную суть бытия. Одним из самых известных авторов литературных сказок был Вильгельм Гауфф (1802-1827), характерной чертой творчества которого являлось причудливое сочетание восточных и немецких преданий и легенд.

Романтизм в живописи стран Европы XVIII – XIX вв

Романтизм как направление в искусстве зародился в Европе в конце XVIII — начале XIX в. и до сих пор считается одним из самых противоречивых явлений мировом культурном наследии. Наиболее ярко и последовательно идеи романтизма развивались в живописном искусстве Германии, Австрии, Англии, Франции, Италии и России.

Романтизм возник из особого мироощущения поколения людей, испытавших на себе поражение Великой французской революции и потерявших веру в идеалы Просвещения. Драматизм социальной атмосферы, окружавшей человека, усугублялся еще и тем, что утрата казавшихся незыблемыми ценностей породила в творческой среде настрой пессимизма и разочарования. Именно в этом мучительном несовпадении мечты с реальностью следует искать основы романтического мировосприятия.

Творцы — художники, писатели, поэты, музыканты — выбрали объектом нового идеала скрытую душевную жизнь человека. Центром внимания романтиков стала мятущаяся личность с ее страстями и переживаниями, жадным стремлением к свободе.

Характерной чертой романтизма является то, что в каждой отдельно взятой стране это направление приобретало свой особый национальный колорит.

Развитие романтизма в живописи Германии

В Германии, например, где романтические идеи возникли раньше, чем в других странах Западной Европы, художники стали идеализировать средневековое прошлое. Немецкие романтики отдались в плен безотчетным душевным порывам, рассуждениям о бренности человеческой жизни. Поэтому их творения часто носили пассивный и созерцательный характер.

Лучшие работы немецкие художники-романтики создали в области портретной и пейзажной живописи. Особо следует отметить полотна выдающегося портретиста Отто Рунге. При внешнем спокойствии они поражают интенсивной и напряженной внутренней жизнью.

Меловые скалы на острове Рюген - Каспар Давид Фридрих (1818)

Меловые скалы на острове Рюген — Каспар Давид Фридрих (1818)

Другой не менее знаменитый представитель романтизма — пейзажист Каспар Давид Фридрих — восхищал современников изображением на своих картинах красот горных ландшафтов юга Германии. С присущим только ему мастерством художник передает меланхолическую призрачность северных морских побережий, которую усиливает выписанный с необыкновенным умением лунный свет.

Немецкие художники романтизма

Филипп Отто Рунге, Каспар Давид Фридрих, Асмус Якоб Карстенс

Романтизм в живописи Англии

В Англии романтические тенденции наиболее остро проявились в графических и живописных работах художника Иоганна Генриха Фюсли. Придерживаясь основных принципов романтизма, пейзажист мастерски сочетал в своих картинах гротескную фантастику с классической идеализацией.

Китобойное судно - Уильям Тернер (около 1845 г.)

Китобойное судно — Уильям Тернер (около 1845 г.)

Английские художники романтизма:

Романтизм в живописи Франции

Совершенно в иной ипостаси предстает романтизм как направление искусства живописи во Франции.

Французский романтизм прежде всего был тесно связан с исторической обстановкой в стране. Это художественное течение отразило глубокое разочарование от результатов Великой французской революции, стало протестом против буржуазной действительности.

Художники-романтики Франции более активно, чем в других странах Западной Европы и России, восставали против традиционных академических принципов классицизма.

Французских художников увлекали сильные и деятельные личности, люди глубоких переживаний и страстного темперамента. Мастера живописи находили своих героев среди современников, в национальной истории.

Раненый кирасир, покидающий поле боя - Теодор Жерико (1814. Париж, Лувр)

Раненый кирасир, покидающий поле боя — Теодор Жерико (1814. Париж, Лувр). Теодор Жерико — яркий представитель французской живописи эпохи романтизма

Излюбленным жанром, в котором творили живописцы- романтики Франции, был портрет. Именно в этом жанре они стремились отразить напряженность и динамику внутренней духовной жизни человека.

Триумф и последовавшее за ним поражение Наполеона как никогда остро поставили вопрос о роли личности в истории человечества. Поэтому образ бывшего императора Франции стал главным действующим лицом полотен многих французских художников-романтиков.

Важную роль в достижении своих романтических принципов и идеалов французские живописцы отводили жанру пейзажа. Он стал для них возможностью выражения восхищения силой и мощью природы.

Романтизм во Франции так же как и в других странах Западной Европы и России, во многом предвосхитил появление реализма. Большинство художников-романтиков в поздний период своего творчества обращались к реалистическому изображению действительности.

Французские художники романтизма

Романтизм в живописи России

Выше уже говорилось о том, что в каждой национальной культуре романтическое направление имело свой колорит, свои специфические особенности. В России начала XIX в. романтизм возник как антипод классицизму и сосуществовал одновременно с ним. Придерживаясь эстетики классицистических канонов, еще продолжали творить такие известные мастера живописи, как Андрей Иванович Иванов, Василий Кузьмич Шебуев, Григорий Иванович Угрюмов.

Торжественный въезд Александра Невского в город Псков после одержанной им победы над немцами - Григорий Иванович Угрюмов (1793)

Торжественный въезд Александра Невского в город Псков после одержанной им победы над немцами — Григорий Иванович Угрюмов (1793)

Русские художники романтизма

Однако в творчестве нового поколения художников — Ореста Кипренского, Александра Орловского, Карла Брюллова, Михаила Лебедева, Алексея Венецианова и некоторых других — идеалы гармонии, душевного спокойствия, умиротворенности, присущие классицизму, сменяются повышенным интересом к внутреннему состоянию человека, его духовной жизни. В российской живописи зародился совершенно новый способ мышления и восприятия действительности.

Полемизируя с традициями классицизма, художники-романтики утверждали в своих произведениях индивидуальность творческой манеры, живописную динамику, силу и насыщенность цвета, яркие контрасты света и тени.

Виртуальный тур, Выставка произведений искусства, История открытия, Глобальный культурный Интернет.


Немецкий романтизм был доминирующим интеллектуальным движением немецкоязычных стран конца 18 и начала 19 века, влияя на философию, эстетику, литературу и критику. По сравнению с английским романтизмом немецкий сорт развивался относительно поздно, и в первые годы он совпал с Веймарским классицизмом (1772-1805). В отличие от серьезности английского романтизма, немецкое разнообразие романтизма особенно ценилось остроумием, юмором и красотой.

Ранние немецкие романтики стремились создать новый синтез искусства, философии и науки, рассматривая средневековье как более простой период интегрированной культуры; однако немецкие романтики осознали слабость культурного единства, которого они искали. Поздний немецкий немецкий романтизм подчеркивал напряженность между повседневным миром и иррациональными и сверхъестественными проекциями творческого гения. В частности, критик Генрих Гейне критиковал стремление ранних немецких романтиков взглянуть на средневековое прошлое на модель единства в искусстве и обществе.

Культурно-исторический фон
Чувство, индивидуальность, личный опыт и замученная душа являются основами романтизма. Романтизм возник в реакции на монополию философии разума Просвещения и в реакции на классицизм, вдохновленный антиквариатом. Теперь выдвигаются чувства, сейсхут, тайна и тайна. Оптимизм прогресса, присущего классицизму, противопоставляется неспособности к решению романтизма.

Темные аспекты
Этот аспект мира соответствует более темному аспекту — пакт с дьяволом, безумием, призраками, виной и смертью, которые мы находим в ETA Hoffmann.

У Реставрации новое разочарование. Новые идеи, которые были разрешены для развития в Центральной Европе, чтобы создать ощущение национального импульса, быстро выступили против государств, которые вышли из Венского конгресса и их экстремальной цензуры. Это вызывает чувство ухода, возвышения субъективности и укрепляет возвращение к природе общества, перенасыщенного культурой.

Рост городского населения и сельский исход привели к индустриализации. После неудачи революции 1848 и 1849 годов абсолютистская система, государства и институциональный вес Церкви остались неизменными. Необходимые изменения не могут быть достигнуты немедленно или в обществе. Это была возможность для романтиков бежать в меланхолию, воображение, бежать в нереальные и идиллические миры.

Романтическое движение будет продолжаться с Хохромантиком до 1815 года, затем с поздним романтизмом до 1848 года. Для Хохромантика мы выделяем Круг Гейдельберг и Берлин. Эти фазы не происходили одновременно во всех областях культуры. Поздний романтизм относится к музыке в начале XX века с Густавом Малером и Рихардом Штраусом.

Стильные фигуры и особенности

Романтизм и психология
Бессознательное живет в литературе, которая заставляет его появляться.

Прогрессивная универсальная поэзия
Фредерик Шлегель отметил в качестве теоретика движения концепцию прогрессивной универсальной поэзии, которую он развивает во фрагменте 116 Атенаума. Художника следует рассматривать как свободный гений его творчества. Аристотелевские единицы места, времени и действия теряют свою значимость. Роман — место субъективности автора. Цель состоит в том, чтобы смешивать философию, поэзию, гениальную страницу справки о омонимии и критике. Фрагментарный характер становится одной из характеристик романтических работ. Поэтому Шлегель хочет подчеркнуть процесс творения, который следует за произволом и свободой поэта.

Открытые формы
Ни форма, ни контент не заморожены. Песни, рассказы, рассказы и стихи смешаны. Поэзия, наука и философия взаимосвязаны.

Традиция и средневековье
Романтизм Хохромантика собирает популярную поэзию. Самые знаменитые примеры — рассказы братьев Гримм и коллекция Кнабена Уондерхорна. Однако, как только они были опубликованы, литературная работа, которую авторы делали в этих историях, подвергалась критике.

Средневековье отмечается как идеал. Искусство и архитектура этой эпохи ценится, защищается и собирается.

Причины романтизма
Голубой цветок
Причина поездки
Зеркальный мотив
Причина сходства
Сказочные существа, такие как феи и привидения
Ночь
Ностальгия
Времена года
Критика мелкой буржуазии
Мистификация и празднование Средневековья
Национальное чувство

Проблемы романтики
Основными темами романтики являются чувство, страсть, индивидуальность и индивидуальный опыт, а также душа, особенно замученная душа. Романтизм возник как реакция на монополию рациональной философии Просвещения, которая была охарактеризована в Германии прежде всего Иммануилом Кантом и строгостью антикварного классицизма. Основное внимание уделяется ощущениям, таким как тоска, тайна и тайна. Продвинутый рационализм и оптимизм Просвещения становится прибежищем к индивидуальному и нумизматическому. Эти характеристики свидетельствуют о романтическом искусстве и правильном отношении к жизни.

Благодаря музыке Вагнера, Густава Малера и Рихарда Штрауса влияние романтизма распространяется на 20-й век. Несмотря на временное расстояние до других художников эпохи, музыка Штрауса основана на языке тона Вагнера и вернулась в его более поздних работах даже в более классический стиль.

Философы
Франц Ксавер фон Баадер, Карл Густав Карус, Густав Фехнер, Иоганн Готтлиб Фихте, Иоганн Вольфганг фон Гёте, Иоганн Готфрид Гердер, Вильгельм фон Гумбольдт, Фридрих Генрих Якоби, Готхолд Эфраим Лессинг, Франц Месмер, Карл Филипп Мориц, Адам Мюллер, Новалис, Жан Пол, Иоганн Вильгельм Риттер, Фридрих Шеллинг, Фридрих Шлегель, Фридрих Шлейермахер, Артур Шопенгауэр, Готтильф Хейнрих фон Шуберт, Жермен де Сталь, Генрих Стеффенс, Людвиг Тик, Игнац Пол Виталь Тракслер

музыканты
Феликс Мендельсон, Йоханнес Брамс, Франц Шуберт, Роберт Шуман, Ричард Штраус, Ричард Вагнер, Карл Мария фон Вебер, Малер, Брукнер, Бетховен, Лист, Хьюго Вольф

В литературе
Фридрих Гёльдерлин, Эрнст Мориц Арндт, Беттина фон Арним, Ахим фон Арним, Август Фердинанд Бернхарди, Клеменс Брентано, Адельберт фон Шамиссо, Джозеф фон Айхендорф, Фридрих де Ла Мотт-Фук, братья Гримм, Каролина фон Гюндерроде, Вильгельм Хауфф, ЭТА Хоффманн , Исидор Восточный, Генрих фон Клейст, Эрнст Август Фридрих Клингеманн, Софи Мереу, Адам Мюллер, Вильгельм Мюллер, Новалис, Джон Пол, Макс фон Шенкендорф, Фридрих Шлейермахер, Огюст Шлегель, Фредерик Шлегель, Эрнст Шульце, Людвиг Тик, Людвиг Уланд, Рахель Варнхаген, Доротея Вейт, Вильгельм Генрих Вакенродер, Вернер Захариас, Карл Фридрих Готтлоб Ветзел

Художники
Филипп Отто Рунге, Каспар Давид Фридрих, Иоганн Фридрих Овербек, Франц Пфорр, Карл Колбе Вильгельм, Юлиус Шнорр фон Карольсфельд, Карл Шпицвег.

Читайте также: