Романтический мир раннего блока кратко

Обновлено: 04.07.2024

3 Александр Александрович Блок – одно из ключевых имен русской литературы. Своим творчеством он завершил поэтические искания всего XIX века и открыл поэзию XX века, соединив русскую классику и новое искусство.

4 Представления Блока в раннем периоде творчества Современный земной мир Современный земной мир Это мир зла и порока Это мир зла и порока Неземной Неземной высший небесный мир высший небесный мир В нем существует образ любви – это Мировая душа, В нем существует образ любви – это Мировая душа, Вечная жена, Вечная жена, Великая премудрость Великая премудрость

5 Она – Мировая душа - есть Любовь Она Она должна сойти на землю, чтобы сделать земной мир счастливым должна сойти на землю, чтобы сделать земной мир счастливым

6 Стремление и ожидание идеала, идеальной жизни есть Любовь. Любовь, возвышенная возвышенная и преобразующая и преобразующая мир мир

15 Вопросы к теме: Какие два мира присутствуют в ранней лирике Блока? Расскажите о них. Что существует в высшем неземном мире? В каких образах присутствует образ любви в ранней лирике Блока? Чего ожидает лирический герой в ранних произведениях Блока? Что изменится в мире с приходом Высшей Любви? Как назывался первый сборник стихотворений Блока? Кому он посвящен? С помощью каких художественных средств поэт передает неземной возвышенный характер любви? Что выражено в стихотворениях через образ Прекрасной Дамы?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема. А.А.Блок. Личность и творчество. Романтический мир раннего Блока.

дать представление о символизме ранних произведений А. А. Блока, показать многозначность символов в стихотворениях разных лет;

развивать речь учащихся, вырабатывать навыки анализа лирического произведения;

воспитывать внимательного, вдумчивого читателя; формировать интерес к лирике А. А. Блока.

Оборудование: мультимедийная презентация.

І. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

3. Слово учителя о Блоке.

Александр Александрович Блок (1880-1921) – одно из ключевых имён русской литературы. Своим творчеством он завершил поэтические искания всего XIX века и открыл поэзию века XX, соединив русскую классику и новое искусство.

В либеральной семье Бекетовых многие занимались литературным трудом. Дед был автором не только научных трудов, но и научно-популярных очерков. Бабушка Блока и её дочери, в том числе и мать поэта, занимались переводами научных и художественных произведений. Сам Блок начал писать рано, ещё в пятилетнем возрасте. Однако серьёзное обращение к литературному творчеству приходится на годы окончания им гимназии и поступления в университет в 1898 году.

7 ноября Блок пишет предсмертную записку и, с револьвером в кармане, отправляется в зал Дворянского собрания, на вечер Высших женских курсов. После вечера происходит решительное объяснение. Л. Д. Менделеева соглашается стать женой поэта.

В июле 1916 года призван в действующую армию, зачислен табельщиком в инженерно-строительную дружину.

В мае 1917 года назначается редактором стенографического отчета Чрезвычайной следственной комиссии, учрежденной Временным правительством для расследования деятельности царских министров и сановников.

24 апреля 1919 года назначается председателем Управления Большого драматического театра.

В 1920 году избирается председателем Петроградского отделения Всероссийского союза поэтов.

Май-июнь 1921 года – начало, постепенное обострение предсмертной болезни.

Уничтожение части архива.

7 августа – умер. Похоронен на Смоленском кладбище. В 1944 году прах поэта был перенесен на Литераторские мостки Волкова кладбища.

5.1. Слово учителя.

Поэт и философ Вл.Соловьёв стал духовным учителем Блока-символиста. В “Автобиографии” Блок записывал: “В связи с острыми мистическими и романтическими переживаниями всем существом моим овладела поэзия Владимира Соловьева. До сих пор мистика, которой был насыщен воздух последних лет старого и первых лет нового века, была мне не понятна; меня тревожили знаки, которые я видел в природе, но всё это я считал субъективным и бережно оберегал от всех…”

Для мистика реальный мир – лишь покров, под которым скрыта загадка:

Милый друг, иль ты не видишь,

Что всё видимое нами –

Только отблеск, только тени

От незримого очами.

Блок создал целую всеобъемлющую систему символов. В её основе лежит простой мотив: рыцарь (инок, юноша, поэт) стремится к Прекрасной Даме. За этим стремлением стоит многое: мистическое постижение Бога, поиск жизненного пути, порыв к идеалу и бесконечное количество оттенков смысла, толкования.

Заря, звезда, солнце, белый цвет – всё это синонимы Прекрасной Дамы, воплощения Вечной Женственности. Размыкание кругов – порыв к ней. Ветер – знак приближения Её. Зима, ночь – разлука, торжество злого начала. Синие, лиловые миры, одежды символизируют крушение идеала, веры в саму возможность встречи с Прекрасной Дамой. Болото символизирует обыденную жизнь. Жёлтые фонари, жёлтая заря символизируют пошлость повседневности.

Стихи этого цикла – своеобразный лирический дневник интимных любовных переживаний

Основные черты символизма: отношение к реальному миру, отношение к слову, цель творчества.

5.2.Анализ стихотворения “Вступление”.

Ты в поля отошла без возврата.

Да святится Имя Твое!

Снова красные копья заката

Протянули ко мне острие.

Лишь к Твоей золотой свирели

В черный день устами прильну.

Если все мольбы отзвенели,

Угнетенный, в поле усну.

Ты пройдешь в золотой порфире -

Уж не мне глаза разомкнуть.

Дай вздохнуть в этом сонном мире,

Целовать излучённый путь.

О, исторгни ржавую душу!

Со святыми меня упокой,

Ты, Держащая море и сушу

Неподвижно тонкой Рукой!

16 апреля 1905

1. Какие зримые образы присутствуют в этом стихотворении? Какую картину они создают?

2. Какие символы – предметы вы обнаружили и что, по-вашему, оно могли обозначать?

3. Какие цвета сочетаются в этом стихотворении, в чём их символический смысл? Выберите цветовую доминанту. Что она вносит в стихотворение?

4. Каков лирический герой этого стихотворения, его мысли, настроение, чувства? Как создается образ Прекрасной Дамы?

5. Обратите внимание на графику отдельных слов. Случайно ли такое написание? В чём его смысл?

Мы видим высокий терем, необыкновенно красивый, с узорной резьбой. Купол этого терема устремлен ввысь. Терем окружён воротами, к нему ведёт крутая дорога.

В каждом зримом образе заключен символ. Высокий терем, окружённый воротами, - символ недосягаемого и чего – то романтического, сказочного. Купол устремлен в лазурную высь – это мечта лирического героя о необычном, вечном, нетленном.

В стихотворении преобладает цветовая доминанта – огонь. Она выражена и в существительных (заря), и в прилагательных (красная тайна), и в глаголах (поджигал). Здесь и “румянец”, и “зажглись”. Это огненная мечта героя, это огонь в его душе, огонь любви к неземной, таинственной и недосягаемой Царевне.

Лирический герой стремится к этому терему, достигает его и стучится в ворота. Он близок к воплощению своей мечты. Та, к которой он стремится, напоминает сказочную героиню, Царевну Несмеяну. Мы не видим её, но терем, в котором она живет, помогает нам создать образ таинственной, загадочной, неземной женщины.

5.3. Анализ стихотворения “Предчувствую Тебя”.

Предчувствую Тебя. Года проходят мимо —

Всё в облике одном предчувствую Тебя.

Весь горизонт в огне — и ясен нестерпимо,

И молча жду,— тоскуя и любя.

Весь горизонт в огне, и близко появленье,

Но страшно мне: изменишь облик Ты,

И дерзкое возбудишь подозренье,

Сменив в конце привычные черты.

О, как паду — и горестно, и низко,

Не одолев смертельные мечты!

Как ясен горизонт! И лучезарность близко.

Но страшно мне: изменишь облик Ты.

4 июня 1901

1. Какова роль цветовой доминанты этого стихотворения?

2. Что можно сказать о лирическом герое, его настроении, отношении к героине?

3. В чем особенность композиционного повторения отдельных строк?

4. В чём особенность графики отдельных строк? На какую мысль это наводит?

5. Как эпиграф связан со смыслом стихотворения?

6. Попробуй прочитать последние строки каждой строфы. Какая тема прослеживается?

Как и в предыдущем стихотворении, цветов доминантой здесь является свет, огонь: “горизонт в огне”, “ясен нестерпимо”, “лучезарность близко”. Мечта героя чиста, ясна и прекрасна, она близка. Герой живет ожиданием, предчувствием появления Её.

У неё даже нет имени, нет каких-то определённых черт, лишь поток света окружает Её, льётся над Ней, исходит от Неё, словно от святой, словно нимб над головой Матери Божией. Она соединяется с этим образом в “облике одном”.

Для лирического героя любимая – носительница Вечной Женственности, духовности, красоты. Это идеал. Он ожидает Её пришествия, “тоскуя и любя”. Даже не любя, а боготворя. Тоска, страх охватывают героя, когда он чувствует близкое появление её. Он боится, что Её “привычные черты” вдруг изменятся, он не узнает своего идеала и его мечты окажутся лишь сном. Об этом говорит и эпиграф к стихотворению: “Тяжкий сон ты отряхнешь”. Свою мечту он называет “смертельной”, потому что с её крушением связана смерть героя. С образом Её связан такой семантический ряд, как “огонь”, “лучезарность”. А с символом крушения – “подозрение”, падение горестное и “смертельная мечта”.

5.4.Анализ стихотворения “Ты горишь над высокой горою”.

Ты горишь над высокой горою,

Недоступна в Своем терему.

Я примчуся вечерней порою,

В упоеньи мечту обниму.

Ты, заслышав меня издалёка,

Свой костер разведешь ввечеру.

Стану, верный велениям Рока,

Постигать огневую игру.

И, когда среди мрака снопами

Искры станут кружиться в дыму,-

Я умчусь с огневыми кругами

И настигну Тебя в терему.

1. Какие символы скрываются за зримыми картинами? Было ли повторение таких картин?

2. Какие цвета помогают создать настроение и нарисовать образ Прекрасной Дамы? Есть ли доминанта? Какая? Что за ней скрывается?

3. Каков лирический герой, его настроения, чувства? Как создается образ Прекрасной Дамы?

4. Сравни первую и третью строфы. Как меняется содержание?

Перед нами вновь высокая гора, терем, вечер. Кажется, картина знакомая. И те же самые цвета, среди которых доминирует яркий, цвет огня, горения: “ горишь”, “костер разводишь”, огневая игра”, “Искры”, “огневые круги”.

Лирический герой упоен своей мечтой, верен судьбе, полностью ей подвластен, желает постичь тайну, слиться со своей мечтой и “ настигнуть её в терему”. Он уверен в том, что его мечта воплотится, он сможет слиться с вечностью, стать частицей вечного огня и достичь идеала.

Она, его мечта, недоступна, как Царевна, но всё – таки ждёт его, готовит ему встречу.

5.5. Анализ стихотворения “Вхожу я в тёмные храмы”.

Вхожу я в темные храмы,

Совершаю бедный обряд.

Там жду я Прекрасной Дамы

В мерцаньи красных лампад.

В тени у высокой колонны

Дрожу от скрипа дверей.

А в лицо мне глядит, озаренный,

Только образ, лишь сон о Ней.

О, я привык к этим ризам

Величавой Вечной Жены!

Высоко бегут по карнизам

Улыбки, сказки и сны.

О, Святая, как ласковы свечи,

Как отрадны Твои черты!

Мне не слышны ни вздохи, ни речи,

Но я верю: Милая - Ты.

1. Как меняется место действия в этом стихотворении? Помогает ли место действия создать образ Прекрасной Дамы? Что нового появляется в её изображении?

2. Какой ассоциативный ряд можно подобрать к образу Прекрасной Дамы?

3. Каково отношение лирического героя к Ней? Каково его настроение?

4. Какие цветовые символы использует автор?

Перед нами – “тёмные храмы” с высокими колоннами и образом Божьей матери.. Этот образ освещен ласковыми свечами. И кругом тишина.

Прекрасная Дама – это “сон”, мечта, идеал, “Величавая Вечная Жена”. Для лирического героя она недосягаема, поэтому

Высоко бегут по карнизам

Улыбки, сказки и сны.

Она для него святая, в ней воплотился его идеал:

Но я верю: Милая - Ты.

Меняется и цвет: “Тёмные храмы”, “тень высокой колонны”, “мерцание красных лампад”. И лишь с образом Прекрасной Дамы связаны свет, яркий луч: “озаренный образ”, “ласковые свечи”.

Герой очарован, в ожидании встречи он дрожит, он рад видеть неземные черты.

В стихотворении реальное растворяется в мистическом, символическом. Церковь, образ Божьей Матери, полумрак, освещенные иконы, тишина, благоговение – и мечта об идеальной Жене, и неземное счастье.

ВЫВОД. Каков образ Прекрасной Дамы в ранних стихах А. Блока?

Вначале это образ сказочной царевны, живущей в высоком тереме. Может быть, он навеян русской песней “Живёт моя отрада в высоком терему”. Дорога к ней трудна. Прекрасная Дама окружена светом, сама излучает его. Затем её образ трансформируется в образ Божьей Матери, воплощающей всё самое лучше, символ совершенства, идеала и гармонии, “чистейшей прелести чистейший образец”.

5.6.Анализ стихотворения “Встану я в утро туманное”.

Встану я в утро туманное,

Солнце ударит в лицо.

Ты ли, подруга желанная,

Всходишь ко мне на крыльцо?

Настежь ворота тяжелые!

Ветром пахнуло в окно!

Песни такие веселые

Не раздавались давно!

С ними и в утро туманное

Солнце и ветер в лицо!

С ними подруга желанная

Всходит ко мне на крыльцо!

1. В чём цветовое и звуковое наполнение стихотворения?

2. Каков лирической герой, его мысли, чувства, настроение?

3. Как меняется образ Прекрасной Дамы?

4. Что нового во взаимоотношениях лирического героя и Прекрасной Дамы?

В этом стихотворении нет цветовой доминанты. Сочетаются неяркие краски (“утро туманное”) и солнце. Мы слышим песни и чувствуем ветер, которые несут перемены. Прекрасная Дама перестаёт быть недосягаемой, она становится “подругой желанной”, которая восходит на крыльцо к герою. Мы не слышим таинственных колокольных звонов, вместо них – радостные песни. Недоумение героя в первой строфе сменяется восторгом во второй и третьей. Он словно приветствует произошедшие изменения. Это хорошо показано через синтаксис. Первая строфа заканчивается восклицательным предложением, передающим недоумение героя, не ожидавшего прихода “подруги желанной”. А в третьей – восклицательные предложения звучат гимном этой подруге. Всё стихотворение наполнено радостным чувством, новым мироощущением.

5.7.Анализ стихотворения “Мы встречались с тобой на закате”.

Мы встречались с тобой на закате.

Ты веслом рассекала залив.

Я любил твое белое платье,

Утонченность мечты разлюбив.

Были странны безмолвные встречи.

Загорались вечерние свечи.

Кто-то думал о бледной красе.

Приближений, сближений, сгораний -

Не приемлет лазурная тишь.

Мы встречались в вечернем тумане,

Где у берега рябь и камыш.

Ни тоски, ни любви, ни обиды,

Всё померкло, прошло, отошло…

Белый стан, голоса панихиды

И твое золотое весло.

1. Как изменился в этом стихотворении образ Прекрасной Дамы? Обрати внимание на цвет, звуки. Какое новое символическое содержание они принимают?

2. Какие изменения произошли в лирическом герое?

Изменился фон повествования: он снижен, может быть, тривиален: залив, лодка, двое влюбленных, вечер.

Изменилась героиня. Это уже не Величавая Жена, а земная женщина.

Меняется и смысловое наполнение символов, их семантика. Это залив и коса. Это берег, у которого рябь и камыш. И теперь уже не лирический герой думает об идеале, а кто – то, а лирический герой “разлюбил утонченность мечты”. Его прошлые восторги “померкли, прошли, отошли”. В прошлом остались и “белый стан, голоса панихиды и золотое весло”.

Меняется цвет, он становится приглушенным: “закат”, “вечерние свечи”, “бледная краса”, “вечерний туман”. А вот звуки, создающие грустное настроение, передающие печаль героя, его ностальгию по мечте: “безмолвные встречи”, “голоса панихиды”, “лазурная тишь”.

III. Подведение итогов урока.

- Какую эволюцию претерпел образ Прекрасной Дамы в раннем творчестве Блока? Чем это объясняется?

Любовь рисуется Блоком как обряд служения чему-то высшему. Вымышленный мир противопоставлен событиям реальной действительности. Вначале Прекрасная Дама является носительницей Божественного Начала, Вечной Женственности. Потом образ этот снижается, становится земным, приобретает реальные черты.

- Почему раннее творчество Блока тяготеет к символизму?

Тимофеев объясняет это так: “… уход в мечту, в мистику, в одиночество является своеобразной формой защиты от этого мира социальных противоречий и катастроф”. Анатолий Горелов определяет значимость стихов о Прекрасной Даме в “установлении таких идеальных ценностей жизни, которые в совокупности и выражали бы красоту бытия.

IV. Домашнее задание.

1.Изучить материалы учебника, с.172-178, ч.1.

Тема ожидания каких-то чудесных перемен — господствующая в юношеской лирике Блока: Из отголосков далекой речи, С ночного неба, с полей дремотных, Всё мнятся тайны грядущей встречи, Свиданий ясных, но мимолетных.

Но живое чувство молодой романтической души упрямо прорастает сквозь зыбкую оболочку условного мира. И тогда пейзажи и любовные сюжеты обретают художественную плоть. Вот перед нами картина летнего вечера, в которой нет ничего мистического: Последние лучи заката Лежат на поле сжатой ржи. Дремотой розовой объята Трава некошеной межи.

Многообразие поэтических образов ранней лирики Блока отражает напряженные творческие поиски поэта, его попытки найти ответ на еще неотчетливые духовные запросы. В то же время в ней чувствуется душа юная и страстная. После их прочтения остается чистое, светлое чувство упоения жизнью, молодостью, любовью.

LiveInternetLiveInternet

Александр Блок — один из самых заметных поэтов-символистов Серебряного века, а еще — влюбленный романтик, для которого его Единственная стала и его женой, и его музой.


* * * Днем вершу я дела суеты, Зажигаю огни ввечеру. Безысходно туманная — ты Предо мной затеваешь игру.

Я люблю эту ложь, этот блеск, Твой манящий девичий наряд, Вечный гомон и уличный треск, Фонарей убегающий ряд.

Я люблю, и любуюсь, и жду Переливчатых красок и слов. Подойду и опять отойду В глубины протекающих снов.

Как ты лжива и как ты бела! Мне же по сердцу белая ложь.. Завершая дневные дела, Знаю — вечером снова придешь.

(5 апреля 1902)


Любовь Менделеева и Александр Блок

* * * Мне страшно с Тобой встречаться. Страшнее Тебя не встречать. Я стал всему удивляться, На всем уловил печать

По улице ходят тени, Не пойму — живут, или спят… Прильнув к церковной ступени, Боюсь оглянуться назад.

Кладут мне на плечи руки, Но я не помню имен. В ушах раздаются звуки Недавних больших похорон.

А хмурое небо низко — Покрыло и самый храм. Я знаю- Ты здесь Ты близко. Тебя здесь нет. Ты — там.

(5 ноября 1902)

И каждый вечер, в час назначенный (Иль это только снится мне?), Девичий стан, шелками схваченный, В туманном движется окне.

И медленно, пройдя меж пьяными, Всегда без спутников, одна Дыша духами и туманами, Она садится у окна.

И веют древними поверьями Ее упругие шелка, И шляпа с траурными перьями, И в кольцах узкая рука.

И странной близостью закованный, Смотрю за темную вуаль, И вижу берег очарованный И очарованную даль.

(24 апреля 1906. Озерки)



Любовь Менделеева (17 лет) в роли Офелии в домашнем спектакле Боблово, 1898.

Так земная женщина Любовь Менделеева превратилась в ту самую Прекрасную Даму, Незнакомку и Деву Марию русской поэзии. Блок боготворил ее и в каждом ее жесте видел мистическое знамение. Конечно, позже поэт примет революцию, затем разочаруется в ней и напишет множество значимых произведений на социальные темы. Но в нулевые годы двадцатого века, Блок влюблен, молод, и готов поставить свою жену на пьедестал, чтобы потом всю жизнь ей поклоняться. Неприступная, непорочная и неуловимая – такой он увидел Менделееву впервые, такой и увековечил ее в литературе.

Она молода и прекрасна была И чистой мадонной осталась, Как зеркало речки спокойной, светла. Как сердце мое разрывалось. Она беззаботна, как синяя даль, Как лебедь уснувший, казалась; Кто знает, быть может, была и печаль… Как сердце мое разрывалось. Когда же мне пела она про любовь, То песня в душе отзывалась, Но страсти не ведала пылкая кровь… Как сердце мое разрывалось.

(1898)

Сегодня шла Ты одиноко, Я не видал Твоих чудес. Там, над горой Твоей высокой, Зубчатый простирался лес.

И этот лес, сомкнутый тесно, И эти горные пути Мешали слиться с неизвестным, Твоей лазурью процвести.

(2 июня 1901)



источник

здесь совсем другая история о браке Александра Блока. Более подробная и, как мне кажется, более достоверная.

Эпиграфы:

Цели урока:

  • углубление представлений учащихся о символизме;
  • постижение истоков и своеобразия романтического художественного мира раннего А.А.Блока;
  • развитие умений проникать в мир чувств лирического героя, наблюдать за развитием лирического сюжета цикла;
  • воспитывать любовь к поэзии и к литературно-художественному наследию прошлого России.

Методические приёмы: лекция с элементами беседы; индивидуальные предварительные задания; парная форма работы; словарная работа по теории литературы; выразительное чтение стихотворений и их фрагментарный анализ.

Ход урока

I. Организационный этап

1. Определение темы урока.

2. Формулирование задач урока:

II. Актуализация опорных знаний

2. Какой теме посвящены все стихотворения цикла? (Теме любви)

3. Какой настроенческий мотив доминирует в стихотворениях цикла?

Доминирует мотив ожидания встречи с Прекрасной Дамой.

III. Знакомство с новым материалом

1. Литературно-художественный контекст, в котором появились цикл и образ Прекрасной Дамы, масштабен и по времени, и по количеству имён писателей и поэтов, оказавших влияние на формирование романтического мироощущения А.А.Блока.

Очень близки Блоку поэты так называемой психологической, медитативной, исповедальной лирики: Фёдор Тютчев, Яков Полонский и Афанасий Фет. Блоку были созвучны идея преобразующей силы любви, идея двоемирия (мира земного и мира души человеческой).

Яков Полонский поражал Блока исповедальностью своих стихотворений, дерзкими поэтическими находками, умением подмечать неуловимое в природе и в душе человека.

В творческой манере А.А.Фета Блока привлекала любовь поэта к неточным, живым словам, к импровизации. Творческую манеру Фета называют импрессионистской, образы его лирики воспринимаются на ассоциативном уровне. Он писал не о плотской, а о духовной, возвышенной любви. Это импонировало Блоку.

2. Философский контекст: влияние философии Владимира Соловьёва на формирование мистического мироощущения А.А.Блока.

Центральным образом мистической философии и поэзии Владимира Соловьёва была Мировая Душа, Вечная Женственность, София Премудрая. Это единая внутренняя природа мира, незримо живущая во всех явлениях. Она призвана спасти земной мир и духовно обновить человечество. Этот возвышенный неземной образ в какой-то степени способствовал появлению образа Прекрасной Дамы в поэзии А.А.Блока.

Блоку особенно была близка мысль Владимира Соловьёва о том, что в индивидуальной любви проявляется любовь мировая, а сама любовь к миру открыта через любовь к женщине.

Принципиальное отличие художественного метода Блока от метода Вл.Соловьёва состояло в том, что он шёл от земного к неземному. Образ Прекрасной Дамы создавался на основе реальных впечатлений. А у Соловьёва всегда на первом месте стоял отвлечённый образ, который не был связан с реальным миром.

3. Биографический контекст.

В начале 900-х годов случились 2 события, которые повлияли на личную и литературную судьбу А.А.Блока, в частности на появление образа Прекрасной Дамы в его лирике.

IV. Словарная работа по теории литературы

Символ – это художественный поэтический образ.

Учитель. И всё же главным героем цикла является не образ Прекрасной Дамы, а образ лирического героя, художественный двойник самого автора. Нас будет интересовать прежде всего внутреннее состояние лирического героя, смена его настроений, движение его чувств. Это определяет лирический сюжет цикла.

Запись в тетрадь определения.

Лирический сюжет – это развитие чувства, жизнь души лирического героя.

Ветер принес издалёка
Песни весенней намек,
Где-то светло и глубоко
Неба открылся клочок.

В этой бездонной лазури
В сумерках близкой весны
Плакали зимние бури,
Реяли звездные сны.

Робко, темно и глубоко
Плакали струны мои.
Ветер принес издалёка
Звучные песни твои.

И тяжкий сон житейского сознанья
Ты отряхнёшь, тоскуя и любя.
Вл. Соловьёв

Предчувствую Тебя. Года проходят мимо —
Всё в облике одном предчувствую Тебя.

Весь горизонт в огне — и ясен нестерпимо,
И молча жду, — тоскуя и любя.

Весь горизонт в огне, и близко появленье,
Но страшно мне: изменишь облик Ты,

И дерзкое возбудишь подозренье,
Сменив в конце привычные черты.

О, как паду — и горестно и низко,
Не одолев смертельныя мечты!

Как ясен горизонт! И лучезарность близко.
Но страшно мне: изменишь облик Ты.

Мы встречались с тобой на закате.
Ты веслом рассекала залив.
Я любил твое белое платье,
Утонченность мечты разлюбив.

Приближений, сближений, сгораний —
Не приемлет лазурная тишь.
Мы встречались в вечернем тумане,
Где у берега рябь и камыш.

Ни тоски, ни любви, ни обиды,
Всё померкло, прошло, отошло.
Белый стан, голоса панихиды
И твое золотое весло.

VI. Рефлексия

  • В чём особенность лирического сюжета цикла? (Лирический сюжет напряжён, драматичен, динамичен)
  • Какие чувства испытывает лирический герой? (Лирический герой любит, мечтает, боготворит, ждёт, тоскует, боится, разочаровывается)
  • Меняются ли его представления о Прекрасной Даме? (Сначала это возвышенный, божественный, недосягаемый образ – затем он приобретает земные черты и даётся в предметном окружении; божественность исчезает).
  • Почему мечта погибает? (Утверждается мысль: соединить божественное и земное в реальной жизни невозможно. Попытки ведут к гибели мечты и идеала)
  • Учитель. Тема Прекрасной Дамы постепенно исчерпывается в лирике А.А.Блока. Это определённый этап в процессе поиска поэтом своего жизненного и поэтического идеала, это шаг навстречу реальной жизни. Об этом свидетельствует II эпиграф урока – слова самого А.А.Блока о цикле.

VII. Домашнее задание

Читайте также: