Библиотека ивана грозного интересные факты кратко

Обновлено: 04.07.2024

Библиотека Ивана Грозного или Либерея, как её ещё называют, будоражит умы людей уже не одну сотню лет. Молва гласит: первый царь Московского государства Иван IV Грозный (1530-1584) владел огромными запасами старинных пергаментных книг и древнейших папирусных свитков. Содержали они в себе много духовной и церковной информации; немалое место занимали научные трактаты и поэмы древних классиков. Особняком же стояли бесценные фолианты. В них рассказывалось об истории человеческой цивилизации и зарождении жизни на земле.

Весь этот гигантский кладезь вселенских знаний, по приказу царя, надёжно укрыли в подземном хранилище. Только самые верные и преданные люди имели в него доступ. Иногда, в страшной тайне, заходили они под мрачны своды, брали бережно в руки одну из рукописей и доставляли её пред светлые очи государя.

Иван Грозный неторопливо и вдумчиво знакомился с мудростью предков, а затем повелевал вернуть обратно дорогую вещь. Ту, скрытно от посторонних глаз, уносили в подземелье, и она опять занимала своё законное место в секретной библиотеке.

Со смертью царя затерялись и все следы таинственного хранилища. Знавшие о нём или умерли, или были казнены. Остались только смутные слухи. Очевидцев же, видевших воочию это помещение с находящимися в нём манускриптами, меньше чем пальцев на руке. Их воспоминания расплывчаты, неясны и у многих не вызывают доверия.

Такова информация о Библиотеке Ивана Грозного на сегодняшний день. Никаких достоверных данных, подтверждающих её существование, нет. Однако разговоры вокруг да около ведутся уже четыреста лет, а как известно, дыма без огня не бывает. С чего же и когда всё это началось?

Библиотека Ивана Грозного и Византийская империя

Город Константинополь

Пальма первенства, по праву, перешла к городу Константинополю. Именно он стал столицей Византийской империи. Просуществовала эта держава ещё целую тысячу лет. Были у неё и взлёты и падения, но великий город на берегах Босфора стоял незыблемо. Он являлся крупнейшим торговым и культурным центром огромного региона. Его влияние испытали на себе и Киевская Русь, и мусульманский мир, и европейские страны.

Как утверждают некоторые источники, именно в Константинополе нашли пристанище остатки когда-то самой крупной библиотеки Древнего Мира – Александрийской. Но великий город никогда не довольствовался остатками, он брал от жизни всегда всё самое лучшее.

За много веков, в хранилищах церковных храмов, в закромах византийских владык накопилось большое количество манускриптов разных эпох и народов. Все эти рукописи представляли из себя огромную как историческую так и научную ценность. Естественно, за всем этим богатством следили и ухаживали, поддерживали в читабельном виде и неустанно пополняли новыми книжными шедеврами. К середине XV столетия царствующая династия Палеологов стала обладательницей очень ценной библиотеки.

Последний византийский император Константин XI Драгаш (1405-1453) не тянулся к знаниям. Книгам он предпочитал воинское искусство, но это вовсе не означает, что при нём на бесценные манускрипты никто не обращал внимание. За библиотекой также следили и ухаживали как и раньше.

В 1453 году турки осадили Константинополь. После двухмесячной осады город пал. Произошло это трагическое событие 29 мая. Защитники великого города были либо убиты, либо взяты в плен, либо бежали. Константин XI разделил участь павших в бою, защищая до последнего вздоха вверенную ему предками территорию.

Напрашивается логический вывод: турки захватили библиотеку и большую часть книг уничтожили. Мусульмане не могли допустить, чтобы христианские церковные издания остались на той земле, которую они после победы считали своей собственностью. Существует, однако, вполне обоснованное предположение, что бесценные манускрипты вывезли из города и спасли от варварского уничтожения.

Ни для кого не секрет, что в обороне Константинополя принимали участие генуэзцы, венецианцы, а также множество наёмников из различных европейских стран. Генуя и Венеция представляли из себя в то время могущественные города-государства. Правда звезда Генуи уже закатывалась, а Венеции пока ещё сияла. Она начнёт тухнуть сразу после падения великого города, когда турок уже ничто не будет сдерживать.

Именно семь генуэзских судов, пять венецианских и пять судов, принадлежавших Константинополю, прорвали турецкую блокада и ушли в открытое море. Завоеватели не стали преследовать эти корабли, дабы не накалять отношения с сильными и богатыми городами-государствами.

На палубах этих плавучих средств находились не только потрёпанные в боях воины. Среди блестевших на солнце доспехов можно было увидеть и чёрные рясы священнослужителей, и бархатные накидки знатных людей. Мелькали и женские платья. Вельможи, купцы, служители господа спасали себя и своё имущество. Это им вполне удалось, так как очень скоро корабли оказались у безопасных итальянских берегов.

Совсем не исключено, что на одном из судов лежали где-нибудь в трюме и бесценные манускрипты, принадлежавшие византийским императорам. Образованные люди не могли оставить их туркам. Они спасли духовное богатство может быть даже в ущерб материальному.

Древние свитки и книги оказались в Риме под присмотром служителей Католической церкви. Таким образом, Библиотека Ивана Грозного (именно так она обозначается в наше время) нашла себе временное пристанище.

Библиотека Ивана Грозного и Софья Палеолог

Софья Палеолог

После падения Византийской империи настала очередь и её главной провинции Мореи (полуостров Пелопоннес). Именно ей правил отец Софьи Фома Палеолог. Семья вынуждена была перебраться в Италию. Она нашла пристанище при дворе Папы Римского.

В десять лет девочка осталась без родителей. Сначала умерла мать, а через три месяца ушёл в мир иной и отец. Два брата и сама Софья отдались полностью на волю Католической церкви. Их воспитанием занялся кардинал Виссарий Никейский (1403-1472).

В 1464 году конклав назначил нового Папу. Стал им Павел II (1417-1471). Был он человеком умным, дальновидным и расчётливым. Духовный наставник католицизма понимал, что в лице Софьи приобрёл вполне осязаемое богатство и очень приличный политический капитал. Любая венценосная особа посчитала бы за счастье обвенчаться с девушкой, в жилах которой текла кровь византийских императоров.

Поэтому Папа Павел II не торопился с выбором жениха, хотя желающих на это место было предостаточно. Он прикидывал и взвешивал, стремясь как можно более выгодно для себя и церкви пристроить юное создание.

В 1467 году умирает Мария Тверская (1442-1467) – жена великого Московского князя Ивана III (1440-1505). Умирает в совсем молодом возрасте: ей только-только исполняется 25 лет. Владыка могучих восточных земель остаётся вдовцом.

Именно на него и падает выбор Папы Павла II, стремящегося сгладить разногласия между Католической и Православной церквями, найти путь к согласию и сотрудничеству, а также усилить своё влияние на востоке. Софья как раз и должна была стать связующим звеном в этом трудном и щепетильном деле.

В 1469 году Папа Римский предлагает великому Московскому князю Ивану III сочетаться в браке с 14-летней Софьей Палеолог. В Москву отправляется портрет девушки. Образ юного создание производит впечатление на вдовца.

Но главное совсем не в этом. В жилах девушки течёт кровь Палеологов – царствующей династии, которая почти двести лет правила Византийской империей. Это гораздо важнее юности и приданного. Кстати, приданного у Софьи совсем нет. Живёт она на полном содержании у Католической церкви, и если та что и в силах за девушкой дать, так это коллекцию древних книг и свитков. Принадлежит последняя по праву Софье, так как собиралась многими поколениями византийских цезарей.

Но, как говорится, скоро сказка сказывается да нескоро дело делается. Венчание состоялось лишь в ноябре 1472 года в стольном граде Москве. Причиной всему стали большие расстояния, дворцовые этикеты, различные условности. На всё это ушло три года. За такой срок и невеста стала более взрослой и опытной. Зрелость её достигла таких границ, что когда она приехала в Москву, то сразу отреклась от католичества и приняла православие, тем самым не оправдав надежд нового Папы Римского Сикста IV (1414-1484).

Бесценное духовное богатство в виде манускриптов прибыло в Москву вместе с Софьей Палеолог. Предание гласит, что убоявшись пожаров, великая княгиня повелела схоронить книги и свитки в подвале церкви Рождества Богородицы. Считалась та испокон веков домовой церковью великих княгинь в Московском кремле, поэтому величайшая коллекция всегда находилась под рукой у новой жены Ивана III.

Дальнейшая судьба Библиотеки Ивана Грозного

Софья Палеолог умерла в 1503 году. Через два года за ней следует и великий князь Иван III. Вся власть переходит к Василию III (1479-1533) – сыну Софьи и отцу Ивана Грозного.

Предания сообщают нам, что именно при великом Московском князе Василии III все манускрипты были переведены на русский язык. Сделал это Максим Грек (1470-1556) – известный публицист и переводчик того времени.

Сколь достоверна данная информация – неизвестно. Не является секретом только то, что Максим Грек очень долго находился в Москве и занимался переводами различных текстов под личным присмотром великого князя.

Что за тексты, какую они информацию содержали – точных данных об этом нет. Известно лишь, что переводы осуществлялись с греческого языка. Причём источников было очень много. Максим Грек успешно справился с работой, чем вызвал большое удовлетворение Василия III.

В дальнейшем, информация о библиотеке Ивана Грозного всплыла только в самом конце XVI века. Написал о ней рижский бургомистр Франц Ниенштедт.

В своих записях он ссылается на немецкого пастора Иоганна Веттермана. Якобы этот почтенный муж сыскал уважение русского самодержца Ивана Грозного своей праведной жизнью и набожностью. Тот пригласил пастора в Кремль в 1570 году. Здесь он решил похвастаться перед ним древнейшими манускриптами, хранящимися в подземелье.

В сопровождении трёх дьяков пастор проследовал в хранилище. Ему показали огромное количество древних книг на латинском, греческом и еврейском языках. Иоганн Веттерман помнил и имена сопровождавших его служителей: Андрей Щелкалов, Никита Висковатый и Никита Фуника. Двоих из них казнили в 1571 году, третьего же Никиту Фунику также лишили жизни на несколько лет позже.

Видимо библиотека Ивана Грозного находилась под присмотром именно этих людей. После их смерти всякие следы этого ценного хранилища затерялись.

Есть предположение, что Иван Грозный приказал перевести все книги в Александровскую слободу. Она являлась его крепостью во времена опричнины (1565-1572). Где-то на её территории был построен тайник, куда и сложили бесценные манускрипты. После смерти первого царя всея Руси библиотеку никто в глаза не видел. Нет никаких и свидетельских упоминаний об этом книгохранилище. Грозный владыка вполне мог отдать приказ уничтожить всех строителей и подрядчиков, имевших касательство к возведению этого убежища.

Остались только смутные слухи, предположения и записи Франца Ниенштедта. Именно последние во все времена и являлись главным доказательством того, что библиотека Ивана Грозного не фантазия, а вполне осязаемая реальность.

В 1724 году большой сенсацией стал рассказ московского пономаря Конона Осипова. Он поведал окружающим, что знакомый дьяк перед смертью поделился с ним знаниями о подземном хранилище под Кремлём. Якобы стоят в нём сундуки набитые книгами и свитками. Двери в то хранилище железные, висят на них замки с сургучными печатями. Есть там и узкие окна заделанные решётками. Выходят они в подземные коридоры и служат для вентиляция.

Информацией заинтересовался Правительствующий Сенат. Были посланы люди, организованы земляные работы. Копали долго и много, но найти ничего не смогли.

В существование тайного книгохранилища верил Наполеон Бонапарт. В 1812 году, когда его войска вошли в Москву, он отдал приказ найти манускрипты седой древности в подвалах Кремля. Однако поиски французов не увенчались успехом: библиотеку не обнаружили.

Вальтер Клоссиус выразил большие сомнения на счёт подлинности данного списка. Дабелов передал ему не подлинник, а копию, написанную собственноручно на немецком языке XIX века. Оригинал же непонятным образом пропал. Его загадочное исчезновение профессор Дерптского университета объяснить никак не смог.

Веское слово о библиотеке Ивана Грозного сказал историк Лихачёв Николай Петрович (1862-1936). Он заявил, что тайное книгохранилище несомненно должно где-то существовать. То есть, по сути, он признал, что воспоминания Иоганна Веттермана заслуживают внимания и лично у него не вызывают никакого сомнения. С ним согласились многие видные историки того времени.

Где может находиться библиотека Ивана Грозного

Шестьдесят лет никто о тайном книгохранилище не вспоминал. Всплеск активности пришёлся на 1995 год. Энтузиазм не спадает и в наши дни. Поисками подземной сокровищницы человеческой мудрости упорно занимаются историки, не отстают от них и диггеры.

Исследователи указывают множество мест где может находиться библиотека Ивана Грозного. В первую очередь это безусловно Московский Кремль. Большой соблазн представляют Арсенальные башни. Немалый интерес вызывает и Тайницкая башня у Кремлёвской набережной. Есть мнения, что древние манускрипты схоронены под Колокольней Ивана Великого. Не обошли вниманием и Соборную площадь. Конкретный же участок местности, где с наибольшей вероятностью может находиться хранилище, к сожалению никто назвать не может.

Существует также предположение, что библиотека Ивана Грозного спрятана в музее-заповеднике Коломенском – бывшей царская вотчина. В ней Иван IV регулярно праздновал свои именины. Это сотни гектаров земли с церквями и постройками. По приказу царя в этом месте вполне могли устроить подземное книгохранилище.

Александровская слобода

Александровская слобода

Немалый интерес вызывает и Александровская слобода – ныне город Александров Владимирской области. Одно время, при Иване Грозном, она считалась негласной столицей Московского государства. Именно в Александровской слободе были сосредоточены все невидимые нити правления опричниной, именно отсюда исходили царские указы и решения, принёсшие много горя русской земле.

Так что территорию Александровского кремля вполне можно рассматривать, как место, где надёжно упрятана в подземельях библиотека Ивана Грозного.

Ну и наконец город Вологда. Это северная царская резиденция. Иван IV жил здесь долгое время, планируя создать на этих землях оплот и столицу опричнины. При нём велось активное строительство Вологодского кремля. По ряду причин эти работы не были закончены, успели воздвигнуть только стены с башнями, соборный храм, а также дворец и церковь при нём.

Кто знает, быть может именно в Вологду царь и велел перевезти из Москвы библиотеку. Было вырыто подземное хранилище, соединяющееся с дворцом тайным ходом. По вечерам, при свете свечей, владыка знакомился с мудростью предков. Возможно эта мудрость, в конце концов, повлияла на его решение остановить строительные работы, да и упразднить опричнину.

Библиотека Ивана Грозного несомненно представляет из себя одну из величайших загадок истории. Никто не может с полной уверенностью сказать, существовала ли она или это красивая легенда, придуманная людьми с богатым воображением. Несомненно только одно – настойчивые поиски этого кладезя мудрости лишний раз подчёркивают, что современному человеку совсем небезразлично духовное богатство предков.

В этом вопросе некоторые искатели наверное руководствуются и корыстным расчётом – ведь древние издания должны стоить очень дорого. Но в любом случае, если библиотека будет обнаружена, те кто её найдут, в полной мере получат и почёт и уважение, независимо от побуждений и мотивов, которые ими двигали. Вернуть человечеству утерянное на 400 лет духовное богатство – это поступок, достойный остаться в анналах истории и заслуживающий памяти потомков.

Мифическая Либерия – коллекция редких книг, попавшая в Россию из Византии. Ее привезла в качестве приданого невеста царя Ивана III Софья Палеолог. Долгие годы ученые пытались найти библиотеку, выдвигались различные версии, велись раскопки, но найти Либерию так и не удалось.

Библиотека Ивана Грозного (Либерия) - исторически важная коллекция книг, свитков и документов, последним известным владельцем которой считается царь Иван IV Грозный. Ссылаясь на мифы и легенды о царской Либерии, можно предположить, что ее основоположниками были византийцы. Император Константин XI владел библиотекой до падения Константинополя. Дальнейшая судьба книг продолжилась в Риме.

Библиотека Ивана Грозного и Софья Палеолог

Согласно легенде, у последнего византийского императора была племянница в Риме, которая вышла замуж за русского князя Ивана III и увезла Либерию в Москву как приданое. Эту женщину звали Софья Палеолог, она очень бережно относилась к своему приданому. Увидев последствия очередного разрушительного пожара в Москве, Софья решила опустить библиотеку в подземелье, дабы уберечь ценные издания от пламени.

Временным убежищем для Либерии стал подвал церкви в Кремле. В то время в Москве происходили частые пожары, известно о десятках случаев, и Кремль не исключение. В 1473 году он сгорел до тла, однако книгам ничего не угрожало, и они благополучно пережили этот пожар. Сын Ивана III и Софьи - Василий III - занялся переводом книг из библиотеки, помогал ему в этом специалист по переводам Максим Грек.

Не только записки Максима Грека подтверждали существование Либерии, в переводе книг участвовал не менее известный Иоганн Веттерман. В его записях присутствовали следующие строки: “книги хранились в двух сводчатых подвалах”. Тайник строил Иван III или Софья Палеолог, но достоверно этот факт не установлен. Первое исчезновение библиотеки произошло в 1571 году.

Интересно! Существует легенда, что все, кто подходил близко к известной библиотеке, моментально слепли.

Возможный состав Либерии

Легендарная библиотека Ивана Грозного считается очень большой и содержит около 800 томов. Разные источники и сведения утверждают, что коллекция книг имела в своем составе очень ценные для мира издания. Профессор и статский советник по имени Христофор Дабелов первым создал перечень документов и книг библиотеки Ивана Грозного. По его версии каталог содержал следующие произведения:

  • “Жизнь двенадцати цезарей” от автора Светония.
  • “История” Тита Ливия.
  • “История” Тацита.
  • “История” Цицерона.
  • “История” Полибия.
  • “Энеида” легендарного Вергилия.
  • “Песни” от писателя Пиндара.
  • “Оратории” Кальва.

В начале 20-го века начались серьезные поиски легендарной библиотеки и исследования ее состава. Специалисты искали ответ - каким образом библиотека попала в руки к Ивану Грозному. В 1930-е годы известный археолог Зарубин предположил, что все книги из Либерии достались Ивану Грозному благодаря нескольким источникам: переписаны по велению царя, были взяты на время у третьих лиц.

Поиски Либерии в Кремле

Множество лиц искали информацию о хранилище Либерии, однако им не удавалось приблизиться к тайнику. В 1724 году стартовали поиски библиотеки в пределах России, что было указано Сенатом. По словам церковного служителя Иоанна Конона Осипова, дьяк из московской церкви знал, где находится хранилище.

Этот дьяк описывал тайник так: “Под Кремлем есть хранилище, в котором находятся две палаты, доверху заполненные сундуками. Палаты за железными дверями, на дверях замки с печатями и окна в решетке. Само же хранилище находится под землей”.

Изучая факты и догадки о местонахождении Либерии, раскопки возобновляли снова и снова, и все безрезультатно. Интерес к тайнику с книгами утих, и лишь в конце XIX века снова пробудился. Историк Лихачев Н. П. утверждал, что заявлениям Максима Грека и Веттермана можно верить, но “список Дабелова” для него не считался авторитетным.

Современные раскопки

Разные ученые, историки, археографы и археологи разыскивали библиотеку Ивана Грозного на протяжении нескольких столетий. Одни были уверены, что где-то под землей хранятся ценные свитки и документы, замурованные в сундуках. Другие уже отчаялись, и не тратили свое время на поиски хранилища. Раскопки то начинались, то вновь приостанавливались.

В 1934 году в процессе раскопок под Кремлем была обнаружена белокаменная стена. Археологи стали пробивать ход, однако позже главный инженер Московского Кремля приостановил раскопки по неведомым причинам. Через время Стеллецкий буквально собственноручно возобновил раскопки и добрался до загадочной каменной глыбы, но Петтерссон приказал археологам заняться другими раскопками.

В 1995 году поиски тайника возобновились по поручению Германа Стерлигова, который стал инициатором создания поискового “штаба”. Проводились работы в архивах, дабы разыскать упущенные сведения. В первую очередь поиски были направлены на Александровскую слободу и Рязань. Правительство активно выделяло средства на поиски библиотеки, но раскопки вновь прекратились в 1999 году.

Возможное местоположение

Существует множество интересных версий о возможном месте хранения Либерии, однако большинство из них далеки от реальности. Видимо слухи и небылицы создают исключительно для “разогрева” публики и привлечения туристов. Наиболее вероятным местонахождением считается Московский Кремль и дом Пашкова.

Легенды гласят, что библиотека Ивана Грозного была спрятана им в Александровской слободе. Стеллецкий же не верил в эти слухи и был уверен, что во времена опричнины Грозный перевез в Александров лишь часть книг. По другим версиям, библиотека хранится в Вологде, Рязани, Тверской или Курской областях. Во всяком случае, мифы и легенды о месте хранения Либерии обсуждаются и по сей день, ученые изучают все имеющиеся фото и архивные записи. Возможно, когда-нибудь человечество найдет царскую библиотеку и сможет изучить ее состав.

Всем спасибо!

Ставьте лайки, если статья вам понравилась, подписывайтесь на канал, у нас еще много удивительных фактов. Задавайте вопросы в комментариях и делитесь статьей в соц. сетях.

Поиски библиотеки Грозного продолжаются и по сей день, привлекая внимание ученых к одной из крупнейших загадок российской истории.

Библиотека Ивана Грозного, или, как называли ее ученые — современники царя, Либерея, — предмет острых научных дискуссий, продолжающихся до наших дней. Чаще всего споры касаются трех основных вопросов: существовала ли вообще эта библиотека в реальности, каким был ее состав и где стоит ее искать.

В XX столетии вопрос о существовании библиотеки Грозного из плоскости теоретических обсуждений перешел к активному развертыванию деятельности практической. Еще в конце XIX века князь Николай Щербатов организовал раскопки в Кремле, но ничего не нашел. Историко-археологические группы Игнатия Стеллецкого, Василия Осокина и Михаила Тихомирова искали древние сокровища, но их усилия не увенчались успехом.

Многочисленные прения и археологические раскопки, к сожалению, так и не приоткрыли завесы тайны, которая окружает собрание книг московского самодержца. Поиски библиотеки Грозного продолжаются и по сей день, привлекая внимание все новых и новых ученых и любителей древностей к одной из крупнейших загадок российской истории.

Библиотека Ивана Грозного, или, как называли ее ученые — современники царя, Либерея, — предмет острых научных дискуссий, продолжающихся до наших дней. Чаще всего споры касаются трех основных вопросов: существовала ли вообще эта библиотека в реальности, каким был ее состав и где стоит ее искать.

В XX столетии вопрос о существовании библиотеки Грозного из плоскости теоретических обсуждений перешел к активному развертыванию деятельности практической. Еще в конце XIX века князь Николай Щербатов организовал раскопки в Кремле, но ничего не нашел. Историко-археологические группы Игнатия Стеллецкого, Василия Осокина и Михаила Тихомирова искали древние сокровища, но их усилия не увенчались успехом.

Многочисленные прения и археологические раскопки, к сожалению, так и не приоткрыли завесы тайны, которая окружает собрание книг московского самодержца. Поиски библиотеки Грозного продолжаются и по сей день, привлекая внимание все новых и новых ученых и любителей древностей к одной из крупнейших загадок российской истории.

Таинственная библиотека царя Ивана Грозного столетиями не дает покоя историкам, археологам и просто энтузиастам. По самым скромным подсчетам, ценность книг, которые входят в это уникальное собрание, превосходит стоимость коллекции всей Грановитой палаты. Но это с материальной точки зрения, а если судить с исторической, то Либерия (именно так называл свою библиотеку сам царь) не имеет цены. Но существует ли она в реальности? Почему при современном уровне техники найти большое собрание книг в центре Москвы не могут самые опытные поисковики?

Легенда гласит, что коллекцию книг, которую мы знаем как библиотеку Ивана Грозного, столетиями собирали византийские императоры. В России собрание фолиантов и рукописей оказалось в качестве приданного византийской царевны Софьи Палеолог, выданной за великого князя Московии Ивана III.

Фотография: В поисках Либерии: существует ли библиотека Ивана Грозного, которую ищут уже 400 лет №2 - BigPicture.ru

Софья Палеолог — бабушка Ивана Грозного

Современники упоминают, что библиотека въехала в Москву в 1472 году на 70 подводах и тут же была спрятана в кремлевских подземельях. На такую предосторожность Софья Палеолог вынуждена была пойти из-за того, что деревянная Москва постоянно горела и огонь мог уничтожить бесценное сокровище.

Как оказалось, предосторожность была совсем не лишней — в 1473 году, всего спустя год после приезда Софьи в Россию, Москву охватил очередной разрушительный пожар. В тот раз горел даже Кремль, но драгоценная Либерия, находящаяся глубоко под землей, не пострадала.

Какие книги входили в библиотеку?

Информация о том, что за книги и свитки входили в состав библиотеки византийских императоров очень скудна. В разных источниках 15-16 столетий упоминается, что большинство книг были на древнегреческом, древнееврейском языках и латыни. Некоторые современники утверждали, что часть сокровищ была некогда спасена из сгоревшей Александрийской библиотеки.

Фотография: В поисках Либерии: существует ли библиотека Ивана Грозного, которую ищут уже 400 лет №3 - BigPicture.ru

Кто-то даже брал на себя смелость утверждать, что были там и книги из библиотеки Ярослава Мудрого. Все это не более чем предположения, но, как бы там ни было, отрицать то, что Либерия имеет невероятную материальную, культурную и историческую ценность, глупо.

Хранители Либерии

Интересно, но большая часть информации о библиотеке Ивана Грозного дошла до нас благодаря иностранцам. Первым, кто получил доступ к книгам и занялся их изучением и описанием был Максим Грек — монах из Афонского монастыря. Ему поручил систематизировать книги и перевести их на русский язык великий князь Василий III — отец Ивана Грозного.

Фотография: В поисках Либерии: существует ли библиотека Ивана Грозного, которую ищут уже 400 лет №4 - BigPicture.ru

…отверзе царские сокровища древних великих князей прародителей своих и обрете в некоторых палатах бесчисленное множество греческих книг, словенским же людям отнюдь неразумны.

Эта часть литературного памятника средневековой Руси вызывает у многих историков сомнения, но опровергнуть подлинность этого отрывка пока не удалось.

Фотография: В поисках Либерии: существует ли библиотека Ивана Грозного, которую ищут уже 400 лет №5 - BigPicture.ru

Вторым ученым, получившим неограниченный доступ к книгам, стал современник Ивана IV протестантский пастор Иоганн Веттерман из Дерпта, попавший в плен в ходе Ливонской войны. Его царь привез в Москву в 1570 году специально для изучения библиотеки и настрого приказал хорошенько изучать Либерию, но при этом помалкивать.

Веттерман, якобы, составил по памяти список книг, состоящий из 800 пунктов, который вскоре был утерян. Всплыл этот перечень только в 1834 году в архиве эстонского города Пярну. Но был ли этот документ настоящим проверить не удалось, поэтому всерьез его никогда не воспринимали.

Где искать библиотеку царя Ивана IV?

В истории с Либерией много противоречий, пробелов и нестыковок. Но судя по многочисленным сведениям, оставленным заслуживающими доверия авторами, можно с уверенностью говорить о том, что она существовала и, возможно, до сих пор находится в одном из древних кремлевских подвалов.

Фотография: В поисках Либерии: существует ли библиотека Ивана Грозного, которую ищут уже 400 лет №7 - BigPicture.ru

Угловая Арсенальная башня Кремля

Последний раз библиотеку видели в 16 веке и примерно с этих же пор непрерывно разыскивают. В 1601 году в Москву прибыла тайная миссия иезуитов Ватикана, перед которой стояла задача найти книги. Разумеется, они уехали ни с чем. В 1724 году состоялись официальные поиски, первые в истории. Их организовал Российский Сенат, но снова без результатов.

В 19 столетии многие относились к библиотеке скептически, считая ее частью городского фольклора. Тем не менее попечителем Исторического музея князем Н. С. Щербатовым были организованы масштабные поиски, которые снова не увенчались успехом.

В начале 20 века в Кремле искать почти перестали, зато начали активно исследовать Александр, Коломенское и Вологду, где подолгу жил Иван Грозный в последние годы своей жизни. При СССР впервые Либерией занялись в 1933 году и снова искать начали в Москве. В этот раз внимание ученых привлекла Арсенальная башня Кремля, в основании которых было немало неисследованных пустот.

Фотография: В поисках Либерии: существует ли библиотека Ивана Грозного, которую ищут уже 400 лет №8 - BigPicture.ru

Под башней библиотеку не нашли, но зато отыскали потайной ход в Арсенал, выложенный белым кирпичом, из которого был построен первый Московский Кремль. Последние серьезные поиски проводились уже после развала СССР в 1995-1999 годах. Так как ни малейших следов ценного книжного клада обнаружено не было, на поисках поставили жирный крест.

Сегодня библиотека Ивана Грозного тревожит умы энтузиастов, которые не оставляют попыток ее отыскать в московских подземельях. Группы любителей ежедневно спускаются в столичные коллекторы, соединенные с древними переходами и коммуникациями, в надежде обрести книги, славу и богатство.

Фотография: В поисках Либерии: существует ли библиотека Ивана Грозного, которую ищут уже 400 лет №9 - BigPicture.ru

Но Либерия не дается в руки и даже не оставляет подсказок. Существует более 60 версий того, где может находиться библиотека, в том числе самые неутешительные. Некоторые считают, что книги все-таки сгорели при очередном московском пожаре. Есть и те, кто уверен, что коллекцию во время Смуты похитили поляки и искать ее нужно далеко за пределами России. Но большинство версий продолжают подогревать азарт искателей и толкают их на новые опасные путешествия подземной Москвой.


Таинственная Либерея, книгохранилище московских государей, вошедшее в историю как библиотека Ивана Грозного, давно не дает покоя кладоискателям и любителям тайн. Ей посвящены серьезные статьи и популярные детективы, ее искали 5, 10 и 70 лет назад в Кремле, Замоскворечье, Александровой слободе, Коломенском, Вологде. А существует ли она на самом деле?…

Старинные манускрипты и списки со знаменитых пергаментов появились в Москве ещё в самом начале её возвышения как дар греческих иерархов — духовных наставников московских князей. Но основная часть библиотеки, согласно легенде, досталась Ивану III — деду Ивана Грозного.

Эта история началась больше 5-ти веков назад, в Риме. Точнее - в Ватикане. Именно отсюда в "неласковую Русь" и отправилась будущая супруга государя Ивана III, племянница последнего Византийского императора Константина - Софья Палеолог. Согласно легенде, по праву рождения ей досталась уникальная библиотека, одна из лучших в мире на тот момент! Ее-то в качестве приданого она и везла в Москву на 70 подводах.

Венчание Ивана III с Софьей Палеолог в 1472 г. Гравюра XIX в.

Женившись в 1472 г. на знатной гречанке, великий князь Московский получил в качестве приданого большую часть Константинопольской библиотеки, спасённой от турок во времена Восточной Римской империи. Собрание составляли рукописные книги на древнееврейском, латинском и древнегреческом языках, некоторые из них хранились в Александрийской библиотеке.

Библиотека была надёжно спрятана в подземельях, скорее всего из соображений противопожарной безопасности. Огромная деревянная столица часто горела. От копеечных свечек, не затушенных в церкви ленивыми служками, ежегодно выгорали целые районы, а порой и весь город. К тому же год от года в Москве появлялось всё больше пронырливых иноземцев, которые могли попросту выкрасть редкие и дорогие книги.

Не исключено, что книги спрятали, руководствуясь внутриполитическими соображениями. С XVI в. Православная Церковь на Руси уже не была единой — одна за другой возникали всё новые и новые секты, некоторые из них проявляли интерес к древней литературе. Вот книги и укрыли от греха подальше.

Спрятать книги тогда можно было где угодно. Сегодня чрево Москвы буквально испещрено всевозможными тоннелями — метро, коммуникации, водопровод, канализация, но и в то время ходов и бункеров было не намного меньше. В любом крупном средневековом городе были не только мощные крепостные стены, но и подземные ходы к ним, потайные колодцы на случай осады, тоннели, выходящие далеко за пределы этих стен. Первые подземелья Москвы были выкопаны в XIII в., когда в княжьи палаты проводили первую в городе водопроводную трубу из дубовых стволов.

В каком из этих разветвлённых ходов-тайников находилась камера с книгами, неизвестно. Подробный план расположения московских подземелий знал, по всей видимости, только сам Иван Грозный, но он умер и об этом никому не рассказал.

История поисков библиотеки

Первым проникнуть в Кремлевские подземелья с целью ее поиска путем раскопок попытался пономарь церкви "Иоанна Предтечи что на Пресне”, Конон Осипов. Осенью 1718 года он просил у князя Ивана Федоровича Ромодановского "дозволения” поискать в подземельях палаты с сундуками, которые видел дьяк Макарьев ходивший в 1682 году по приказу царевны Софьи Алексеевны в подземный Кремль.

За каким делом посылала туда Софья дьяка Большой казны Василия Макарьева пономарь не знал. Однако ему было известно, что тот прошел подземным ходом от Тайницкой до Собакиной (Арсенальной) башни через весь Кремль. По пути и встретились дьяку две палаты до самых сводов заставленные сундуками которые он мог разглядеть сквозь решетчатое окно запертой двери. Софья Алексеевна просила дьяка в тот тайник до государева указа не ходить.

Найденный Кононом Осиповым вход в подземную галерею из Тайницкой башни оказался засыпан землей. Попытки расчистить ее от грунта с помощью выделенных солдат вызвали новые обрушения. А просьба "подвесть под тое землю доски (установить крепь), чтобы тое землей людей не засыпало” осталась неудовлетворенной, поэтому надежду отыскать те палаты с загадочными сундуками пришлось отложить.

В декабре 1724 года Осипов предпринимает еще одну попытку добраться до галереи, на этот раз со стороны Собакиной башни. На новом "доношении” пономаря попавшего из Комиссии фискальных дел в Сенат, а затем и к императору, рукою Петра I начертано

"Освидетельствовать совершенно”. Московский вице-губернатор обязан был подчиниться и выделил для этого команду арестантов приставив однако к ней архитектора, в задачу которого входило наблюдение за подземными работами.

Из-за сложностей возникших в связи с постройкой здания "Цейхгайзного двора” фундамент которого встал на пути раскопок, повышения уровня грунтовых вод и опасений архитектора по поводу обрушения прясла стены, работы были прекращены.

Неудачи не смогли остановить упрямого пономаря. Не сумев попасть в галерею через существовавшие когда-то входы Конон Осипов пытался проникнуть в нее сверху. Заложенные сразу в нескольких местах траншеи: у Тайницких ворот, в Тайницком саду близ Рентареи, за Архангельским собором и у колокольни Ивана Великого, также не дали результата. Лишь за Архангельским собором отыскали каменные погреба.

"Пономарь Осипов в Кремле — городе поклажи искал, — доносил в Сенат секретарь Семен Молчанов, — и по его указанию от Губернской канцелярии рекрутами рвы копаны . и той работы было немало, но токмо поклажи никакой не отыскал”.

В 1894 году раскопки тайника были организованы директором Оружейной палаты князем Н. С. Щербатовым при поддержке московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича. Работы проводившиеся с мая по сентябрь в районе Никольской, Троицкой, Боровицкой и Водовзводной башен продолжавшиеся полгода были приостановлены на неопределенное время из-за смерти Александра III и коронации Николая II.

По прошествии времени денег для их возобновления в казне не нашлось. Работы по обследованию подземных сооружений продвигались крайне медленно, поскольку все ходы оказались заполненными землей и глиной. Все же в результате раскопок удалось собрать интересные сведения об устройстве военных тайников Кремля.

Позднее, когда спор о существовании таинственной библиотеки московских государей из научной сферы переместился в широкие круги общественности высказывались самые разнообразные версии как в пользу ее существования, так и против.

К числу наиболее активных скептиков доказывающих, что никакой библиотеки в Москве не было и быть не могло относится С.А. Белокуров. В выпущенной им книге "О библиотеке московских царей в XVI столетии” автор пытался доказать, что предположение о существовании библиотеки — миф.

Россия того времени, по мнению Белокурова еще не доросла до понимания ценности древних греческих и латинских книг. Если в царской "казне” и хранились какие-то книги разграбленные поляками в Смутное время, то среди них не могло быть произведений светских классических писателей.

В качестве оппонента Белокурову выступали такие ученые как Н.П. Лихачев, А.И. Соболевский и И.Е. Забелин. Нужно сказать, что И.Е. Забелин веривший в существование библиотеки в Кремлевских подземельях, решительно высказывался в том смысле, что либерея погибла еще в XVI веке и вероятнее всего сгорела в пожаре 1571 года. Что же касается свидетельства дьяка Макарьева, то по предположению Забелина речь идет о так называемом "царском архиве”.

Одним из самых страстных исследователей посвятивший большую часть своей жизни поискам легендарной библиотеки расположенный по его мнению в тайнике Кремля устроенным Аристотелем Фиораванти стал археолог и спелеолог Игнатий Яковлевич Стеллецкий.

Долгие годы раскопок проведенных в трудное время сталинского террора, позволили ученому исследовать множество подземных ходов на территории Кремля, Китай-города, Новодевичьего монастыря, Сухаревой башни и т.д. Доклады Стеллецкого прочитанные на Археологическом съезде, заседаниях комиссии "Старая Москва” многочисленные статьи ученого постоянно обращали внимание общественности к подземным древностям.

Несмотря на препятствия комендатуры кремля и постоянной оглядкой на сотрудников НКВД, пристально следивших за его деятельностью, ему все же удалось отыскать и исследовать часть подземной галереи которой пользовался дьяк Василий Макарьев. В 1945 году Игнатий Яковлевич начинает работу над документальной историей библиотеки Ивана Грозного мечтая написать книгу о подземной Москве. К сожалению этого не случилось.

Новый всплеск интереса общественности к проблемам поиска библиотеки произошел в 1962 году во времена хрущевской оттепели когда при поддержке главного редактора "Известий” А.И. Аджубея в газете "Неделя” были напечатаны отдельные главы из неизданной книги Стеллецкого.

Публикации вызвавшие поток читательских писем способствовали созданию общественной комиссии по розыску библиотеки под председательством академика М.Н. Тихомирова. По результатам работы комиссии предусматривались архивные изыскания, изучение топографии Кремля, археологические раскопки. Однако после прихода к власти Л.И. Брежнева и смерти в 1965 году М.Н. Тихомирова руководство страны отказало в поддержке работе комиссии и Кремль снова стал недосягаем.

К истории библиотеки московских государей в 60-е начале 70-х годов неоднократно обращался М.И. Слуховский опубликовавший в своих монографиях ряд любопытных этюдов дающих, в ряде случаев, несколько иную трактовку этой проблемы. В популярной литературе появлялись статьи В.Н. Осокина возрождавшие интерес к проблеме поиска библиотеки.

На практике же дело обстояло более прозаично. Представители властей и других "компетентных” органов относились к проблеме совершенно иначе. При обнаружении во время земляных работ какого либо подземного пространства в Китай-городе, и тем более на территории Кремля, вызывались как правило не археологи а сотрудники КГБ старавшиеся побыстрее замуровать подозрительные "объекты”.

Строители и проходчики натыкавшиеся на неведомые галереи проложенные в толще земли тоже не спешили сообщать о подобных находках опасаясь, что археологические исследования остановят срочные работы и "сорвут план”.

Во времена последовавшие за горбачевской "перестройкой” ситуация в нашей стране опять же мало способствовала научным исследованиям. Поэтому максимальная протяженность московских подземелий, равно как и возможная замкнутость их в единую цепь по причине скудости письменных упоминаний, а также эпизодичности и краткости археологических исследований на сегодняшний день по-прежнему остается неизвестной.

Герман Стерлигов - один из тех, кто пытался найти библиотеку в 90-х.

Герман Стерлигов, бизнесмен, общественный деятель:

- Я сдуру начал искать библиотеку Ивана Грозного и угрохал на это кучу времени и сил.

Надежда на успех укрепилась, когда к мэру Москвы явился слепой 87-летний старик Аполос Иванов, писатель и историк, точно указавший место, где находится библиотека. Но снова ничего. Вскоре искатели, изучив исторические документы, пришли и вовсе к неутешительным выводам!

Герман Стерлигов:

- Я прочитал Лицевой свод Иоанна Васильевича Грозного, в котором черным по белому было написано, что основная казна - именно так называлась либерея - сгорела. Во время пожара во времена Ивана III.

То есть искать вроде бы уже давно нечего! Но надежда остается. Историки не уверены, что под "основной казной" в летописи имелась в виду именно либерея. И как бы в утешение всем искателям указывают на книги из фондов Российской государственной библиотеки.

Оригиналы этих фолиантов, возможно, держал в руках сам Иван Грозный! Им почти 500 лет!

Они были в его либерее! Конечно, не в той части, что якобы привезла Софья Палеолог, но весьма вероятно, что написаны как раз на основании тех самых древних греческих и римских рукописей! Так что эти книги - своего рода разбитое зеркало легенды. Из осколков не сложить целое, но можно попробовать представить, каким оно было.

Сергей Девятов, доктор исторических наук, официальный представитель ФСО:

- Мы имеем и физические книги, которые на сегодняшний день сохраняются в целом ряде книгохранилищ. Но это именно вклады, это отдельные разрозненные книги из библиотеки Ивана Грозного. Как единая коллекция - на сегодняшний день мы можем констатировать, что такого научного факта не существует.

Сегодня библиотека - уже не столько историческая загадка, сколько культурный фантом, не дающий покоя многим поколениям. По легенде, заклятие, наложенное на книги Иваном Грозным, должно действовать ровно 8 веков. Пока прошло чуть больше 4.

Опыт исследования большинства подземных построек XV-XVII столетия показывает, что проникновение в них крайне затруднено. К сожалению отсутствие средств для развития науки и культуры не предполагает в настоящее время возобновления серьезных поисков библиотеки связанных с большими финансовыми затратами. По этой же причине по-видимому нет возможности использовать новейшие технические достижения, такие к примеру, как геофизическая разведка.

Возможно в будущем, когда археологические исследования в столице и в других городах, с которыми связаны поиски библиотеки, станут наконец реальны, эта проблема будет решена. Что же касается прочих "тайников”, то они также требуют к себе более внимательного отношения. Ведь изучение характера этих построек, позволяет получить более полную информацию об истории средневекового города, поскольку подземелья являются такими же памятниками истории и архитектуры как и наземные постройки. Их строительство и использование отражает определенный этап в развитии нашего города.

Материалы по теме

Виталий фон Ланге – один из лучших сыщиков начала 20-го века. Он мог переодеться в женщину, когда того требовало дело, или преобразиться в нищего в ночлежке на вшивом матрасе.

А вот ещё:

Исаак Ньютон: английский масон и мистик


Исаак Ньютон, 1689 г. Готфрид Кнеллер. Источник: Кембриджский университет

В широких кругах слава Ньютона как богослова была очень велика, а кажущееся нам сегодня странным сочетание учёного-математика и теолога было нормой для научной иерархии 17-го века, особенно в Англии, где широкие знания в естественных и богословских науках могли стать хорошим подспорьем в политической карьере. Протестантизм и арианство Ньютона были одной из форм борьбы с католическими Стюартами, с партией тори. Такие же политические корни можно проследить почти во всех историко-богословских работах Ньютона.

Постепенно весть о разностороннем английском гении разнеслась по всей Европе. В 1698 году русский царь Пётр I, прибыв в Лондон в рамках своего Великого Посольства, больше всего стремился встретиться с Исааком Ньютоном. Учёный почтительно согласился на такое свидание и даже счёл изобретательного и практичного русского царя куда более сведущим в науках собеседником, чем монарха его собственной страны.

В этом же году Ньютон получил должность управляющего Монетным двором — на этом посту он оставался до самой смерти. Контроль над государственными финансами, несомненно, был делом прибыльным, а потому Ньютон стал весьма обеспеченным человеком, что позволило ему полностью сосредоточиться на научных изысканиях, даже в ущерб академической университетской карьере. А вот стезя руководителя исследователю была отнюдь не чужда: в 1703 году его избрали президентом Королевского научного общества, которое тогда находилось не в лучшем положении, пребывая на грани банкротства.

До Ньютона этот пост традиционно занимали аристократы, которые воспринимали свою должность скорее как синекуру, а потому их мало заботила судьба предприятия. Ньютон решил полностью изменить подобное отношение: за многие годы руководства Обществом он посетил практически все его собрания и даже председательствовал на них, подводя итог дискуссиям с особого председательского кресла, установленного во главе стола. Лишь после того, как он, высказав свои веские доводы, усаживался обратно, лакей, прислуживавший на заседаниях, помещал на стол официальный жезл Общества. Так соблюдался особый ритуал, который, по сути, отождествлялся с королевским двором с просвещённым монархом.

Один из последних портретов Ньютона, 1712 г. Джеймс Торнхилл. Источник: Поместье Вулсторп, Великобритания

Американский историк науки Ч. Уэбстер отмечает, что наличие в библиотеке Ньютона книг знаменитого алхимика Парацельса и его учеников свидетельствует, что Ньютон был знаком с краеугольными положениями традиционных оккультных наук. По оценкам учёных, объём алхимических трудов, прошедших через руки Ньютона, превышал 5 тыс. страниц. Кроме того, Ньютон поддерживал контакты с алхимиками и магами того времени и даже был членом тайного алхимического общества, где был известен под псевдонимом Iegova Sanctus (Единый Святой Иегова) — анаграмма своего собственного латинского имени Isaacus Neutonus.

При этом сферой основных научных интересов Ньютона-алхимика были поиски предполагаемого универсального растворителя — менструума, изучив природу которого Ньютон надеялся постичь тайну трансмутаций элементов и проникнуть во внутренние сокровенные структуры материи. Стоит отметить, что будучи человеком переломной эпохи, когда средневековое геоцентрическое мировоззрение сменялось научным мышлением и сознанием Нового времени, Ньютон поэтому одной стороной своей деятельности был обращён в прошлое — на проблемы богословия, магии и традиционной науки, а другой — в будущее, порвавшее с схоластической традицией средневековых научных школ.

Ньютоновский закон всемирного тяготения стал действительно универсальным правилом, применимым к различным предметам изучения, будь то движения планет и их спутников, орбиты комет или закономерности приливов. Торжество ньютоновского гения было столь полным, что учёному грозила опасность стать вторым Аристотелем и оказаться непреодолимым барьером на пути научного прогресса — картезианское сомнение теряло смысл в гармоничной вселенной, функционирующей по законам Ньютона. В Англии лишь спустя столетие после его смерти учёные смогли в достаточной мере освободиться от его авторитета, чтобы создать действительно оригинальные работы по физике и математике.

Читайте также: