Классификация детских игр кратко

Обновлено: 30.06.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Классификация детских игр и их виды

Игра- воссоздание человеческой деятельности, при котором из неё выделяется её социальная, собственно человеческая суть - её задачи и нормы отношений между людьми.

В педагогике делалсь неоднократные попытки изучить и описать каждый и видов игры с учетом его функций в развитии детей, дать классификацию игр.

в силу многообразия детских игр оказывается сложным определить исходные основания для их классификации.

Фридрих Фрёбель считал игру высшим проявлением детской деятельности, он первым оценил её важнейшее значение не только в жизни ребёнка, но и в его развитии и выдвинул положение об игре как особом средстве воспитания.

В основу классификации он положил принцип дифференцированного влияния игр на развитие ума и внешних органов чувств, движений.

Основу классификации игр, которая долгое время была принята в российской педагогике, заложил Пётр Францевич Лесгафт. Он подошел к решению этого вопроса, руководствуясь своей основной идеей о единстве физического и психического развития ребёнка. Именно Лесгафт раскрыл воспитательное значение правил игры, создал систему подвижных игр, разработал их методику, показал психологическое отличие игр с правилами от имитационных. Также он первым обратил внимание на то, что, играя, ребенок усваивает привычки и образ жизни семьи в окружающей среде.

Классификация игр детей дошкольного возраста

Игры, возникающие по инициативе детей

- игры с природными объектами

- игры с игрушками

- игры с животными

Сюжетные игры

Игры, возникающие по инициативе взрослого

Обучающие игры

Досуговые игры

Народные игры

Режиссёрские игры являются разновидностью самостоятельных сюжетных игр. В отличие от ролевых игр, в которых ребенок примеряет на себя роль, в режиссерской игре персонажи являются исключительно игрушки. Сам ребёнок остается на позиции режиссера, он управляет и руководит действиями игрушек-артистов, такие игры не только очень занимательны но и полезны.

Детское конструирование подразумевает создание разных конструкций и моделей из строительного материала и конструктора, крупных модулей тесно связано с игровой деятельностью. Дети сооружают постройки и играют с ними, неоднократно перестраивая их по ходу игры. Немаловажным условием для конструктивных игр является выбор их тематики с учетом возрастных и индивидуальных возможностей детей. Для детей раннего возраста: ворота, дорожки, грузовая машина, мебель для кукол, домики, башенки, гаражи,поезд и тд.

Сюжетно-ролевая игра тесно связана с деятельностью воображения и состоит в том, что у ребенка развивается потребность в преобразовании окружающей действительности, способность к созданию нового. Ребенок соединяет в сюжете игры реальные и вымышленные явления, наделяет новыми свойствами и функциями знакомые предметы. Взяв роль, ребенок не просто примеряет на себя профессию, он входит в неё, вживаясь, проникая в ее чувства и настроения, тем самым обогащая свою личность.

Содержание игры - это то,что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между людьми в их бытовой , общественной деятельности.

В младшем дошкольном возрасте содержание игр отрывочное, нелогичное. Малыши повторяют в игре действия с игрушками, показанные взрослыми, связанные с бытом. Характеризуются как игры-действия. Интерес к действиям часто доминируют, поэтому цель ускользает из поля зрения.

Роль - средство реализации сюжета и главный компонент сюжетно-ролевой игры.

Для ребенка роль - его игровая позиция: он отождествляет себя с каким-либо персонажем и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже.

Роль появляется в игре на границе раннего и дошкольного возраста.

В младшем дошкольном возрасте развитие роли происходит от исполнения ролевых действий к образам- ролям.

На протяжении истории человечества сюжеты детских игр меняются, так как зависят от культурных, географических, природных условий.

Детские игры представлены в широком многообразии. Они различаются по своему сюжету, характеру, способу организации, возрастной специфики развития детей.

Единой классификации детских игр не существует, поскольку достаточно сложно определить исходную базу для их подразделения многие игры можно отнести к различным категориям, поскольку они выполняют широкий перечень функций.

Классификационные критерии группировки детских игр определяются концептуальной теорией игры.

Классификация детских игр по П. Ф. Лесгафту

В педагогике советского периода, классификация детских игр была дана П.Ф. Лесгафтом. Он сгруппировал детские игры, исходя из идеи о том, что психическое и физическое развитие ребенка должно протекать в едином направлении.

В своей теории, Лесгафт основывался на том, что детские игры раннего возраста носят имитационный характер. Дети повторяют процессы и явления, которые видят в окружающем мире, действия людей, которые окружают ребенка. Игра не должна носить обязательный, организованный характер. Дети моделируют процессы и явления в хаотичном направлении. Самостоятельное отражение увиденного и запечатленного ребенком позволяет сформировать навыки владения и распоряжения своими способностями, оценивать свои действия и преодолевать жизненные препятствия. Постепенно характер игр меняется. У детей развиваются определенные навыки действия, обусловленные развитием их физических и умственных способностей. Игры и их сюжетная направленность обогащаются впечатлениями детей, их возрастными потребностями и интересами.

Лесгафт определил, что всякая детская игра имеет воспитательное и развивающее значение. Особенно важны правила игры в воспитательном процессе. Ученым была разработана система подвижных игр, технология их организации, выявлены различия психологического воздействия на развитие личности игр, организованных по правилам от имитационных.

Готовые работы на аналогичную тему

Все детские игры П.Ф. Лесгафт разделил на две большие группы:

  1. Игры по правилам – сюда относятся подвижные игры, организованные на базе предписанных норм, которым необходимо следовать в процессе выполнения игровых действий. Эти игры носят подвижный характер и используются для детей среднего и старшего дошкольного возраста, а также на дальнейших возрастных этапах развития.
  2. Имитационные игры – включают игры подражательного характера. Предполагают отражение реальных поступков, процессов и явлений, увиденных детьми в игровом процессе. Используется для детей раннего и младшего дошкольного возраста, поскольку не требуют конкретных умственных и физических навыков ребенка.

Классификация игр по С. Л. Новоселовой

Наиболее полная и расширенная группировка детских игр была предложена С. Л. Новоселовой. Она подразделила игры по системообразующему параметру личностной предприимчивости в игре и принятия игр, которые разрабатывают сами дети, в качестве способа их размышления об окружающем мире, базирующегося на представлении об инициативе развития той или иной игры.

Все детские игры Новоселова предлагает разделить на три больших класса.

Класс первый. Инициативные игры детей – игры, которые создаются детьми самостоятельно. Дети определяют их предназначение, задачи, функциональную роль, сюжет и правила протекания игрового процесса.

К этому классу игр относятся игры-эксперименты и сюжетно-ролевые игры. Они предназначены для развития познавательной активности, творческих способностей, умственных навыков. В процессе игровой деятельности, дети определяют новые мотивы и виды деятельности. игры, самодеятельного характера занимают ключевое место в игровой деятельности дошкольников. Их содержание является отображением деятельности детей, своего жизненного опыта, взаимоотношениями со взрослыми.

Класс второй. Инициативные игры взрослых – игры, которые создаются по желанию и необходимости взрослыми. Игровая задача, действия и правила игры являются фиксированными. Дети не выбирают их самостоятельно.

К такому типу относятся игры, обучающего характера, задачей которых является развитие определенных познавательных навыков, физических способностей и бытовых умений. Эти игры носят дидактический характер, могут быть сюжетно-дидактическими и подвижными. Также, к этому классу относятся досуговые игры, носящие развлекательную направленность. Игры могут протекать путем самостоятельной деятельности детей, но они не являются самодеятельными.

Досуговые игры могут проходить в форме забав, развлечений, театральных постановок, праздничных и карнавальных мероприятий, забав интеллектуальной направленности, компьютерных игр.

Класс третий. Традиционные народные игры – игры, основывающиеся на исторических традициях, обычаях и этносе народа. По своему содержанию такие игры носят народную направленность. Они были популярны в народной педагогике. Народные игры базируются на традиционной предметной среде. Благодаря применению игр этого класса, у детей развиваются универсальные родовые психические навыки и особые свойства психологии этноса, результатов деятельности которого стала игра. К примеру, сенсомоторная координация, навыки произвольного поведения, символическое мышление.

К этому классу относятся разнообразные обрядовые игры – культовые, семейные, сезонные; тренинговые игры – интеллектуальной, сенсомоторной, сезонной направленности; досуговые игры – народные забавы и игрища, тихие игры, развлекательные.

Современная классификация детских игр

На современном этапе общественного развития игры подразделяются на две большие группы:

  1. Творческие игры – они могут быть режиссерского, сюжетно-ролевого, театрализованного и конструкторского характера.
  2. Игры по правилам – игры, которые разработаны последователями народной и научной педагогики, ориентированные на решение определенного круга воспитательных задач. Содержание и правила таких игр фиксированы. Такие игры могут быть дидактическими и подвижными.

Рисунок 1. Современная классификация детских игр. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что: она удовлетворяет его основные потребности; в недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности; игра в наибольшей степени способствует психическому развитию ребенка.

Игры различаются по содержанию, характерным особенностям, по тому, какое место они занимают в жизни детей, в их воспитании и обучении.

Сюжетно-ролевые игры создают сами дети при некотором руководстве воспитателя. Основой их является детская самодеятельность. Иногда такие игры называют творческими сюжетно-ролевыми, подчеркивая, что дети не просто копируют те или иные действия, а творчески их осмысливают и воспроизводят в создаваемых образах, игровых действиях.

Существует несколько групп игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка.

I группа – предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами. Через игрушки – предметы – дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т. п.

II группа – игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности.

Рассмотрим одну из таких (классификация С. Л. Новоселовой).

Классификация игр

(по С. Л. Новоселовой)

В Программе воспитания и обучения в детском саду дается следующая классификация игр дошкольников :

Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры. Сюжет игры – эта та сфера действительности, которая воспроизводится детьми. В зависимости от этого сюжетно-ролевые игры подразделяются на:

• Игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей (школа, магазин, библиотека, почта, транспорт: поезд, самолет, корабль).

• Игры на героико-патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т. д.)

Длительность сюжетной игры:

• в младшем дошкольном возрасте (10-15 мин.);

• в среднем дошкольном возрасте (40-50 мин.);

• в старшем дошкольном возрасте (от нескольких часов до дней).

Содержание – то, что отображается ребенком, как характерный момент деятельности и отношениями между взрослыми.

деятельность поведение между людьми

В структуре ролевой игры выделяют компоненты:

• роли, которые исполняют дети в процессе игры;

• игровые действия, с помощью которых дети реализуют роли;

• игровое использование предметов, реальные заменяются игровыми.

• отношения между детьми, выражаются в репликах, замечаниях, регулируется ход игры.

В первые годы жизни при обучающем воздействии взрослых ребенок проходит этапы развития игровой деятельности, которые представляют собой предпосылки сюжетно-ролевой игры.

Первый такой этап – ознакомительная игра. Относится к возрасту ребенка – 1 год. Взрослый организует предметно-игровую деятельность малыша, используя разнообразные игрушки, предметы.

На втором этапе (рубеж 1 и 2 года жизни ребенка) появляется отобразительная игра, в которой действия ребенка направлены на выявление специфических свойств предмета и на достижение с его помощью определенного эффекта. Взрослый не только называет предмет, но и обращает внимание малыша на его целевое назначение.

Третий этап развития игры относится к концу второго – началу третьего года жизни. Формируется сюжетно-отобразительная игра, в которой дети начинают активно отображать впечатления, полученные в повседневной жизни (баюкают куклу).

Четвертый этап (с 3 до 7 лет) – собственная ролевая игра.

Ролевая игра детей дошкольного возраста в развитом виде представляет деятельность, в которой дети берут на себя роли (функции) взрослых и в общественной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Для этих условий характерно использование разнообразных игровых предметов, замещающих действительные предметы деятельности взрослых.

Самодеятельный характер игровой деятельности детей заключается в том, что они воспроизводят те или иные явления, действия, отношения активно и своеобразно. Своеобразие обусловлено особенностями восприятия детей, понимания и осмысления ими тех или иных фактов, явлений, связей, наличием или отсутствием опыта и непосредственностью чувств.

Творческий характер игровой деятельности проявляется в том, что ребёнок как бы перевоплощается в того, кого он изображает, и в том, что веря в правду игры, создаёт особую игровую жизнь и искренне радуется и огорчается по ходу игры. Активный интерес к явлениям жизни, к людям, животным, потребность в общественно значимой деятельности ребёнок удовлетворяет через игровые действия.

Игра, как и сказка, учит ребёнка проникаться мыслями и чувствами изображаемых людей, выходя за круг обыденных впечатлений в более широкий мир человеческих стремлений и героических поступков.

В развитии и обогащении самодеятельности детей, творческого воспроизведения и отражения фактов и явлений окружающей жизни огромная роль принадлежит воображению. Именно силою воображения создаются ситуации игры, образы, воспроизводимые в ней, возможность сочетать реальное, обычное с вымышленным, что и придаёт детской игре привлекательность, которая присуща только ей.

В сюжетно-ролевых играх отчётливо выступает оптимистический, жизнеутверждающий характер, самые трудные дела в них всегда заканчиваются успешно и благополучно: капитаны проводят корабли сквозь штормы и бури, пограничники задерживают нарушителей, доктор излечивает больных.

В творческой сюжетно-ролевой игре ребёнок активно воссоздаёт, моделирует явления реальной жизни, переживает их и это наполняет его жизнь богатым содержанием, оставляя след на долгие годы.

• Режиссерские игры, в которых ребенок заставляет говорить, выполнять разнообразные действия кукол, действуя и за себя и за куклу.

• Театрализованные игры – разыгрывание в особах определенного литературного произведения и отображение с помощью выразительных способов (интонации, мимики, жестов) конкретных образов.

игры – игры на темы

драматизации литературных произведений

Игра драматизация – особенный вид деятельности детей дошкольного возраста.

Драматизировать – изображать, разыгрывать в особах литературное произведение.

последовательность событий, ролей, поступков героев, их речь определяется текстом литературного произведения.

детям необходимо дословно запомнить текст, осмыслить течение событий, образ героев сказки, или пересказа.

помогает глубже понять идкю произведения, ощутить художественную ценность, искренне выразить свои чувства

В играх-драматизациях содержание, роли, игровые действия обусловлены сюжетом и содержанием того или иного литературного произведения, сказки и т. п. Они сходны с сюжетно - ролевыми играми: в основе тех и других условное воспроизведение явления, действий и взаимоотношений людей и т. д., а также имеются элементы творчества. Своеобразие игр драматизаций заключается в том, что по сюжету сказки или рассказа дети исполняют определённые роли, воспроизводят события в точной последовательности.

С помощью игр - драматизаций дети лучше усваивают идейное содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность.

Руководство воспитателя заключается в том, что он, прежде всего подбирает произведения, имеющие воспитательное значение, сюжет которых детям нетрудно усвоить и превратить в игру - драматизацию.

В игре - драматизации не надо показывать ребёнку те или иные выразительные приё мы: игра для него должна быть именно игрой.

Большое значение в развитии игры-драматизации, в усвоении характерных черт образа и отражении их в роли имеет интерес к ней самого педагога, его умение пользоваться средствами художественной выразительности при чтении или рассказывании. Правильный ритм, разнообразные интонации, паузы, некоторые жесты оживляют образы, делают их близкими детям, возбуждают у них желание играть. Раз, за разом повторяя игру, ребята всё меньше нуждаются в помощи воспитателя и начинают действовать самостоятельно. В игре драматизации одновременно могут участвовать только несколько человек, и педагог должен сделать так, чтобы все дети поочерёдно были её участниками.

Старшие дошкольники при распределении ролей учитывают интересы, желания друг друга, а иногда применяют считалку. Но и тут необходимо некоторое влияние воспитателя: надо вызвать дружелюбное отношение у сверстников к робким детям, подсказать, какие роли им можно поручить.

Помогая детям усвоить содержание игры, войти в образ, воспитатель использует рассматривание иллюстраций к литературным произведениям, уточняет некоторые характерные черты персонажей, выясняет отношение детей к игре.

• Стоительно – конструктивные игры

Строительно-конструктивные игры – разновидность творческих игр, в которых дети отображают окружающий предметный мир, самостоятельно возводят сооружения и оберегают их.

Разновидности строительных материалов. Строительная игра - это такая деятельность детей, основным содержанием которой является отражение окружающей жизни в разных постройках и связанных с ними действиях.

Сходство сюжетно-ролевых и строительных игр заключается в том, что они объединяют детей на основе общих интересов, совместной деятельности и являются коллективными.

Различие между этими играми состоит в том, что сюжетно-ролевой игре прежде всего отражаются разнообразные явления и осваиваются взаимоотношения между людьми, а в строительной основным является ознакомление с соответствующей деятельностью людей, с применяемой техникой и её использованием.

Воспитателю важно учитывать взаимосвязь, взаимодействие сюжетно-ролевой и строительной игры. Строительство часто возникает в процессе сюжетно-ролевой игры и вызываются ею. В старших группах дети в течение длительного времени возводят довольно сложные постройки, практически постигая простейшие законы физики.

Воспитательное и развивающее влияние строительных игр заключено в идейном содержании, отражаемых в них явлений, в овладении детьми способами строительства, в развитие их конструктивного мышления, обогащение речи, упрощение положительных взаимоотношений. Их влияние на умственное развитие определяется тем, что в замысле, содержании строительных игр заключена та или иная умственная задача, решение которой требует предварительного обдумывания: что сделать, какой нужен материал, в какой последовательности должно идти строительство. Обдумывание и решение той или иной строительной задачи способствует развития конструктивного мышления.

В процессе строительных игр воспитатель учит детей наблюдать, различать, сравнивать, соотносить одни части построек с другими, запоминать и воспроизводить приёмы строительства, сосредотачивать внимание на последовательности действий. Под его руководством школьники овладевают точным словарём, выражающим название геометрических тел, пространственных отношений: высоко низко, направо налево, вверх-вниз, длинный короткий, широкий узкий, выше ниже, длиннее короче и т. п.

В строительных играх используются и обычные, чаще всего сюжетно-образные игрушки, широко применяются и природные материалы: глина, песок, снег, камешки, шишки, тростник и др.

Творческие игры – игры, в которых проявляются образы, которые вмещают в себя условное превращение окружающего.

Показатели развитого игрового интереса.

1. Длительная заинтересованность ребенка игрой, развитием сюжета и исполнением роли.

2. Желание ребенка принимать на себя определенную роль.

3. Наличие любимой роли.

4. Нежелание заканчивать игру.

5. Активное исполнение ребенком всех видов работ (лепки, рисования).

6. Желание делиться со сверстниками и взрослыми своими впечатлениями после окончания игры.

• Дидактические игры – игры, специально создаваемые или приспособленные для целей обучения.

• В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Они содействуют развитию у дошкольников ощущений и восприятии, формированию представлений, усвоению знаний. Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных умственных и практических задач. В этом их развивающая роль.

Дидактическая игра содействует решению задач нравственного воспитания, развитию у детей общительности. Воспитатель ставит детей в такие условия, которые требуют от них умения играть вместе, регулировать своё поведение, быть справедливым и честным, уступчивым и требовательным.

• Подвижные игры – сознательная, активная, эмоционально окрашенная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами.

Подвижные игры, прежде всего средство физического воспитания детей. Они дают возможность развивать и совершенствовать их движения, упражняется в беге, прыжках, лазанье, бросанье, ловле и т. д. Большое влияние подвижные игры оказывают также и на нервно-психическое развитие ребёнка, формирование важных качеств личности. Они вызывают положительные эмоции, развивают тормозные процессы: в ходе игры детям приходится реагировать движением на одни сигналы и удерживаться от движения при других. В этих играх развивается воля, сообразительность, смелость, быстрота реакций и др. Совместны действия в играх сближают детей, доставляют им радость от преодоления трудностей и достижения успеха.

Источником подвижных игр с правилами являются народные игры, для которых характерны яркость замысла, содержательность, простота и занимательность.

Содержание игры определяется движениями, которые входят в её состав. В программе воспитания в детском саду для каждой возрастной группы детей предусмотрены подвижные игры, в которых развиваются движения разных видов: бег, прыжки, лазанье и т. д.

Правила в подвижной игре выполняют организующую роль: ими определяется её ход, последовательность действий, взаимоотношения играющих, поведение каждого ребёнка. Правила обязывают подчиняться цели и смыслу игры; дети должны уметь ими пользоваться в разных условиях.

В младших группах воспитатель объясняет содержание и правила по ходу игры, в старших - перед началом. Подвижные игры организуются в помещении и на прогулке с небольшим числом детей или со всей группой. Воспитатель следит за тем, чтобы в игре участвовали все дети, выполняя все требуемые игровые движения, но не допуская избыточной двигательной активности, которая может вызвать их перевозбуждение и утомление.

Старших дошкольников необходимо обучить играть в подвижные игры самостоятельно. Для этого надо развивать у них интерес к этим играм, предоставлять возможность организовывать их на прогулке, в часы досуга, на праздниках и т. д.

В заключении хочется отметить, что игра, как всякая творческая деятельность, эмоционально насыщена и доставляет каждому ребенку радость и удовольствие уже самим своим процессом.

Детский костюм в ДОУ: классификация, варианты использования Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа №24 с углубленным изучением отдельных предметов имени Героя Советского Союза.

Игры для дошкольников Методика проведения подвижных игр. Прежде всего нужно сделать разметку игровой площадки, подготовить и удобно разместить необходимое оборудование.

Классификация дизартрии В ее основу положены принцип локализации, синдромологический подход, степень понятности речи для окружающих. Наиболее распространенная классификация.

Спартакиада для дошкольников Сценарий I городской Спартакиады для дошкольников Цель и задачи Спартакиады. 1. Основной целью Спартакиады среди воспитанников структурных.

Валеология для дошкольников По мнению Всемирной Организации Здравоохранения, здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не.

Классификация игры — это создание порядка игр, составленных на основе принципиальных и общих признаков и закономерных связей между ними. Классификация должна позволить ориентироваться в многообразии игр, дать о них точную информацию.

Игровая деятельность — форма активности ребенка, направленная на процесс действия и способы осуществления, характеризующаяся принятием детьми условной позиции.

Содержание

Влияние игры на личность дошкольника

ИГРА.jpg

Игра является средство умственного воспитания. Знания, полученные в ДОО и дома, находят в игре практическое применение и развитие, из чего следует их закрепления. В игре воспроизводятся различные события жизни, эпизоды из сказок и рассказов.

Подходы к классификации детских игр

Детские игры чрезвычайно многообразны по содержанию, характеру, организации, поэтому точная классификация их затруднительна. В педагогике делались неоднократные попытки изучить и описать каждый из видов игры, его функций в развитии детей, дать классификацию игр. В силу многообразия детских игр оказывается сложным определить исходные основания для их классификации. В каждой теории игры предлагаются те критерии, которые отвечают данной концепции.

Существуют различные подходы к классификации детских игр, которые отличаются друг от друга признаками, выступающими за их основу. Ф. Фребель первым из педагогов выдвинул тезис о игре как особом средстве воспитания, положив в основу своей классификации принцип дифференцированного влияния игр: на развитие ума (умственные игры), внешних органов чувств (сенсорные игры), движений (моторные игры).

Лесгафт2.jpg

П.Ф. Лесгафт определил, что всякая детская игра имеет воспитательное и развивающее значение, особенно важны правила игры в воспитательном процессе. Педагогом была разработана система подвижных игр, технология их организации, выявлены различия психологического воздействия на развитие личности игр, организованных по правилам от имитационных. Все детские игры П.Ф. Лесгафт разделил на две большие группы: Игры по правилам – сюда относятся подвижные игры, организованные на базе предписанных норм, которым необходимо следовать в процессе выполнения игровых действий. Эти игры носят подвижный характер и используются для детей среднего и старшего дошкольного возраста, а также на дальнейших возрастных этапах развития. Имитационные игры – включают игры подражательного характера. Предполагают отражение реальных поступков, процессов и явлений, увиденных детьми в игровом процессе. Используется для детей раннего и младшего дошкольного возраста, поскольку не требуют конкретных умственных и физических навыков ребенка.

В. В. Давыдов выделяет два основных вида детских игр: игры со скрытыми правилами — сюжетно-ролевые игры (правила определяются сюжетом и ролью); игры с открытыми (фиксированными) правилами — дидактические, подвижные, развивающие, большинство музыкальных игр, игры-забавы.

Наиболее часто в педагогике имеет место разделение игр на 2 большие группы: творческие игры и игры с правилами. Авторами такой классификации являются Д.З. Менджерицкая, Т. Л.Маркова.

Е.А. Аркин классифицирует игры в соответствии с их содержанием: военные, бытовые, производственные.

Исследователями Центра "Дошкольное детство" им. А. В.Запорожца предложена классификация, в которой в качестве основы выдвигают категорию "инициативы", исходящей от субъектов игры.


Классификация игр по Н.К. Крупской.PNG

В советской педагогике вопрос о классификации детских игр раскрыт в трудах Н.К.Крупской. В своих статьях она выделяет игры, которые создаются самими детьми (свободные, самостоятельные, творческие), и организованные, с готовыми правилами. Первое название наиболее точное, так как сюжет и роли имеются и во многих играх с правилами. При всем разнообразии творческих игр в них есть общие черты: дети сами выбирают тему игры, развивают сюжет, распределяют между собой роли, подбирают нужные игрушки. Это происходит в условиях тактичного руководства взрослых, которое направлено на то, чтобы возбуждать инициативу, активность детей, развивать их творческую фантазию, сохраняя при этом самодеятельность. Игры с правилами имеют готовое содержание и заранее установленную последовательность действий; главное в них — решение поставленной задачи, соблюдение правил. По характеру игровой задачи они делятся на две большие группы: подвижные и дидактические. Однако это деление в значительной степени условно, так как многие подвижные игры имеют образовательное значение (развивают ориентировку в пространстве, требуют знания стихов, песен, умения считать), а некоторые дидактические игры связаны с различными движениями.

В последние годы проблема классификации детских игр снова стала привлекать пристальное внимание ученых. Новая классификация детских игр, разработанная С.Л.Новоселовой, представлена в программе "Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника". В основе классификации лежит представление о том, по чьей инициативе возникают игры: детей или взрослых.

А.П. Усова и А.В. Запорожецвыделяли творческие игры и их разновидности: игры-драматизации и строительные, подвижные игры, дидактические игры. В творческих играх есть общие черты: дети сами выбирают тему игры, развивают сюжет, распределяют между собой роли, подбирают игрушки.

С точки зрения развития и воспитания выделяются игры, направленные на психическое и физическое развитие, умственное, трудовое, нравственное, эстетическое воспитание; с социально-психологической точки зрения игры делят на массовые, групповые, индивидуальные; с точки зрения управления игрой: стихийные, педагогически управляемые; по используемому материалу классифицируют на словесные, предметные (с мячом, скакалкой, кубиками).

Среди детских игр различают также музыкальные, настольно-печатные, фокусы, аттракционы.

Начиная организовывать игры в детском коллективе, воспитатели опираются уже на достигнутый уровень развития воспитанников, их привычки, способности, а затем планомерно перестраивают существующие интересы детей, повышая к ним требования, терпеливо и настойчиво работая над их духовным ростом. Жизнь детей ярко и значительно проявляется в играх, и если эти игры подобраны продуманно, проведены правильно. Именно так в играх можно достичь многого, чего нередко трудно добиться беседой, собранием.

Читайте также: