Типология политической власти кратко

Обновлено: 02.07.2024

Власть существует и функционирует не только в разных сферах общества, но и на основных уровнях его социальной структуры: общественном, публичном, групповом, личном.

Это дает основание рассмотреть структуру политической власти как следующие функционально действующие уровни:

ü Макрополитическая система высших инстанций (правительство и его органы, высшие партийные органы и т.п.).

ü Мезовласть - власть среднего звена.

ü Микроуровень власти - власть внутри малых групп; самоуправление.

Анализ видов, форм и функций власти позволяет построить ее определенную классификацию, или типологию. По проблеме типологии власти существует множество мнений и концепций. С учебной точки зрения попробуем типологию власти рассмотреть многосторонне. Это важно для оценки облика власти, ее роли в обществе, перспективности и процесса функционирования.

Типология политической власти по следующим признакам:

По степени институциализации власть различают:

ü Институционно организованная власть в форме различных учреждений со структурами руководящих и подчиненных уровней, иерархий типа: распоряжение-подчинение. Это президентская власть, правительственная, муниципальная и т.п.;

ü Неинституционная, неформальная власть - власть в малых неформальных группах.

По объему прерогатив власти различают:

ü международная власть всемирных организаций;

ü международная власть союзов, блоков стран;

ü власть государства во внешнеполитических отношениях;

ü государственная власть;

ü ассоциативная власть (партийная, групповая, местной администрации).

По субъекту власти:

ü личная (царская, королевская, президентская и т.п.);

ü коллективная (партийная, власть группы, клана, класса и т.п.);

По структуре правящего субъекта власть различается:

ü единоличная (монарх, диктатор);

ü единоначальная (президент, премьер-министр);

ü полиархическая (группа власти, олигархия).

По применяемым методам выделяются:

ü харизматическая власть и др.

По режиму правления:

ü бюрократическая и др.

По социальному типу:

Таким образом, можно сделать вывод о том, что политическая власть существует в каждом обществе в той или иной форме, органически пронизывает все общественные сферы.

3. Легитимность власти

Важное значение для политической стабильности и поддержки политических лидеров имеет законность (легитимность власти). Власть обретает законность тремя способами:

• в силу признания правомерности системы законов, в условиях которой политики пришли к власти

• на базе харизмы, т.е. веры в руководителя, которому приписываются выдающиеся личные достоинства.

Общество не может существовать без власти, то устанавливается определенный властный режим (от лат. "режиме" - управление).

Политический режим (от лат. "режим" - порядок управления) - это совокупность методов, приемов, средств осуществления политической власти.

Политология выделяет четыре основных политических режима: тоталитарный, авторитарный, либеральный и демократический (таблица 1).

Таблица 1 - Характеристика политических режимов

Либеральный и демократический режимы похожи, поэтому в таблице дана характеристика лишь демократического режима. Принципиальная разница заключается в том, что либеральная власть позволяет обществу и социальным группам влиять на принимаемые решения, а демократическое общество само выбирает носителей власти.

С этими положениями тесно связано понимание легитимности власти. Что же такое легитимность (от лат. "легитимус" - законный)?

Легитимность (применительно к власти) - это общественное признание, одобрение, законность власти.

В заключении хотелось бы еще раз выделить основное данной работы. Политическое бытие власти богаче и разнообразнее, чем другие виды общественной власти, поскольку оно системно отражает целостный социальный организм общества, имеет сложную субординационную и координационную структуру систему политических отношений.

Политическая власть структурируется по разным основаниям, в результате чего выделяются конкретные ее виды. В первую очередь, это власть политико-государственная и политико-негосударственная (власть политических партий, общественно-политических организаций и движений, власть органов местного самоуправления и т.д.). Во-вторых, каждый из институтов политической власти внутренне расчленяется на отдельные свои составляющие, элементы. Так, государственная власть делится на законодательную, исполнительную и судебную. В-третьих, выделяют разные уровни власти: федеральный, региональный и местный. В целом политическая власть сводит воедино интересы всех людей данного общества в интегральное системное качество.

Социальное назначение политической власти, ее институтов заключается в том, что она служит способом организации общества, ведения общих дел, обеспечения управления важнейшими сферами общественной и государственной жизни. Ее функционирование направлено на удовлетворение потребностей людей, повышение уровня и благосостояния жизни. Преодоления конфликтов и противоречий, создания условий для нормальной человеческой жизни, укрепления порядка и стабильности общества и государства.

Список использованной литературы

1. Белов Г.А. Политология. Курс лекций. – М.: Юнити-Дана, 2007.

3. Мангейм Д., Рич Р. Политология. Методы исследования. – М.: Наука, 2007.

4. Политология. Учебное пособие / Под ред. М.А. Василика. – СПб.: Питер, 2007.

5. Федосеев А.А. Введение в политологию. – СПб.: Питер, 2004.

Раздел: Политология
Количество знаков с пробелами: 14637
Количество таблиц: 1
Количество изображений: 0

9. Типология власти

Власть является одним из ключевых понятий политологии. Вся жизнь человеческого общества связана с властью, которая призвана защищать интересы людей, воплощать их планы, урегулировать конфликты и противоречия. Политическая власть – это определяющее влияние, основанное на отношении господства руководства с целью волевого воздействия на деятельность и поведение людей с помощью методов принуждения, убеждения, интереса. Политическая власть необходима для организации общественного производства, которое невозможно без подчинения всех участников единой воле, для поддержания целостности и стабильности общества.

В основу типологии политической власти положены особенности элементов власти – субъекта, объекта и ресурсов – и способы их взаимодействия.

Типология власти в зависимости от субъекта власти (у кого в руках она сосредоточена):

– автократическая власть (самодержавие, абсолютная монархия – власть одного человека);

– олигархическая – власть узкой группы лиц в государстве;

– плутократическая – власть крупных собственников (экономически господствующего класса);

– самоуправленческая – власть всех членов общества, народовластие.

Типология власти в зависимости от сферы управления (масштаб распространения): государственная; партийная; профсоюзная; органов местного самоуправления и т. д.

Типология власти по функциям, которые выполняют ее органы:

– законодательная – органы, принимающие властные решения (например, парламент);

– исполнительная – органы, реализующие властное решение законодательных органов (например, правительство);

– судебная – органы, контролирующие реализацию властного решения на конституционной основе (например, судебная система).

Типология власти по методам воздействия на объект: демократическая – широкие гражданские права и свободы человека; тоталитарная – контроль государственной системы всех сфер жизни общества; авторитарная – непререкаемое подчинение власти.

Типология власти по широте охвата различных структур:

– мегавласть – власть в рамках международного сообщества (имеют международные организации – ООН, НАТО, Евросоюз, ОБСЕ (Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе) и т. д.;

– макровласть – власть в рамках центральных государственных институтов (президент, правительство страны, парламент и т. д.);

– мезовласть – власть в рамках региональных, областных, районных органов (законодательное собрание, губернатор, правительство области, края и т. д.);

– микровласть – власть в рамках малой группы (глава муниципального образования, директор, заведующий и т. д.).

Власть принято классифицировать и по качеству ресурсов, на которые она опирается:

– экономическая власть – контроль над ресурсами, материальными ценностями, материальными благами;

– социальная власть – влияние на положение широких слоев населения в целях обеспечения поддержки и лояльности с их стороны;

– культурно-информационная власть – влияние на население, управление им при помощи информации и знаний, так называемое политическое манипулирование;

– принудительная власть – контроль общества путем применения силовых ресурсов (армии, полиции, служб безопасности и т. д.).

Власть является одним из ключевых понятий политологии. Вся жизнь человеческого общества связана с властью, которая призвана защищать интересы людей, воплощать их планы, урегулировать конфликты и противоречия. Политическая власть– это определяющее влияние, основанное на отношении господства руководства с целью волевого воздействия на деятельность и поведение людей с помощью методов принуждения, убеждения, интереса. Политическая власть необходима для организации общественного производства, которое невозможно без подчинения всех участников единой воле, для поддержания целостности и стабильности общества.
В основу типологии политической власти положены особенности элементов власти – субъекта, объекта и ресурсов – и способы их взаимодействия.
Типология власти в зависимости от субъекта власти(у кого в руках она сосредоточена):
– автократическая власть (самодержавие, абсолютная монархия – власть одного человека);
– олигархическая – власть узкой группы лиц в государстве;
– плутократическая – власть крупных собственников (экономически господствующего класса);
– самоуправленческая – власть всех членов общества, народовластие.
Типология власти в зависимости от сферы управления(масштаб распространения): государственная; партийная; профсоюзная; органов местного самоуправления и т. д.
Типология власти по функциям, которые выполняют ее органы:
– законодательная – органы, принимающие властные решения (например, парламент);
– исполнительная – органы, реализующие властное решение законодательных органов (например, правительство);
– судебная – органы, контролирующие реализацию властного решения на конституционной основе (например, судебная система).
Типология власти по методам воздействия на объект:демократическая – широкие гражданские права и свободы человека; тоталитарная – контроль государственной системы всех сфер жизни общества; авторитарная – непререкаемое подчинение власти.
Типология власти по широте охвата различных структур:
– мегавласть – власть в рамках международного сообщества (имеют международные организации – ООН, НАТО, Евросоюз, ОБСЕ (Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе) и т. д.;
– макровласть – власть в рамках центральных государственных институтов (президент, правительство страны, парламент и т. д.);
– мезовласть – власть в рамках региональных, областных, районных органов (законодательное собрание, губернатор, правительство области, края и т. д.);
– микровласть – власть в рамках малой группы (глава муниципального образования, директор, заведующий и т. д.).
Власть принято классифицировать и по качеству ресурсов, на которые она опирается:
– экономическая власть – контроль над ресурсами, материальными ценностями, материальными благами;
– социальная власть – влияние на положение широких слоев населения в целях обеспечения поддержки и лояльности с их стороны;
– культурно-информационная власть – влияние на население, управление им при помощи информации и знаний, так называемое политическое манипулирование;
– принудительная власть – контроль общества путем применения силовых ресурсов (армии, полиции, служб безопасности и т. д.).

Политическая легитимность– это признание обществом данной власти и ее права на управление. Власть легитимна, когда общество добровольно принимает конкретные формы правления того или иного класса. Таким образом, в основе легитимности той или иной власти лежит взаимное согласие управляющих и управляемых: первые знают, что осуществляют управление на законных основаниях, вторые признают их притязания. Легитимность власти может иметь закрепление в различных источниках:
– в древних традициях, обычаях (например, наследование власти в монархии);
– действующем законодательстве (конституция, нормативные правовые акты и т. д.);
– революционной харизме (греч. charisma – божественный дар) (власть как результат радикальных преобразований) и т. д.
Легитимность как показатель совместимости власти и граждан является величиной переменной, т. е. зависит от наличия или отсутствия у данной власти реального авторитета и доверия народа. Изменение авторитета ведет к уменьшению или увеличению легитимности.
Легитимность является понятием относительным, так как имеет свои степени, границы и не выражает единодушия граждан в одобрении той или иной власти. В любой стране мира всегда есть политическая оппозиция, протестующие против режима субкультуры, аполитичные слои и граждане, убежденные в легитимности власти.
Типологию легитимности разработал М. Вебер. Он выделил три основных типа легитимности.
1. Традиционная легитимность, основанная на вере, обычаях и традициях. Примером являются абсолютные монархии, где механизм управления ясен и понятен: один управляет, остальные подчиняются. Патриархальные устои рассматриваются как нерушимые, несоблюдение их ведет к применению карательных санкций.
2. Рационально-легальная легитимность, опирающаяся на признаваемые народом законы, в рамках которых избираются и действуют представители власти. Примером являются современные конституционные государства, где власть основана на народном волеизъявлении, выраженном в законодательстве.
3. Харизматическая легитимность, основанная на признании авторитета и популярности политического деятеля. Авторитет может быть приобретен в результате проведения политических реформ или революционного преобразования общества. История человечества знает множество подобных лидеров: Магомет, Наполеон, Ленин, Сталин, Гитлер. Образ лидера создается не только за счет выдающихся личностных данных, но и формируется целенаправленно аппаратом управления (при помощи СМИ, различных акций и т. д.).
Выделяют три уровня легитимности власти:
– легитимность народная – признание обществом права власти правящих кругов;
– легитимность внешняя – признание власти со стороны других государств, международных организаций и влиятельных кругов, формирующих общественное мнение;
– легитимность индивидуальная – представления правящих кругов о своих властных полномочиях и действия по их удержанию.
Делегитимность– утрата доверия к власти, лишение ее поддержки общества. Возможна в результате ее неэффективности, коррумпированности, неспособности оградить от криминальных проявлений, бюрократизации и т. д.

Общественно-политическая система демократического общества состоит из взаимозависимых и взаимозаменяемых подсистем: производственной, социальной, духовной и политической. Производственная обеспечивает материальную основу, политическая – реализует общую волю и общий интерес всех членов общества. Социальная и духовная сферы в совокупности и составляют гражданское общество. Гражданское обществопредставляет собой систему обеспечения жизнедеятельности социальной, культурной и духовной сфер, воспроизводства и передачи ценностей от поколения к поколению. Это система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, которые призваны удовлетворять индивидуальные и коллективные потребности. Среди институтов гражданского обществавыделяют:
– семью;
– церковь;
– систему образования;
– научные, профессиональные объединения;
– объединения по интересам, спортивные организации;
– профсоюзы;
– фонды, ассоциации и т. д.
Гражданское общество– это совокупность социальных образований, групп, коллективов, объединенных специфическими интересами – экономическими, этническими, культурными, реализуемыми вне сферы деятельности государства. Существование гражданского общества возможно лишь тогда, когда член этого общества ощущает себя гражданином: имеет определенный комплекс прав и свобод и в то же время несет перед обществом моральную и иную ответственность за свои поступки.
Понятие гражданского общества раскрывается в широком и узком смыслах. В широком смысле гражданское общество включает все социальные структуры и отношения, которые не регулируются непосредственно государством. В таком случае элементы гражданского общества присутствуют в любом государстве, даже тоталитарном, так как невозможно полностью ликвидировать (даже насильственными мерами) естественные формы жизнедеятельности людей.
Гражданское общество в узком смысле – это общество на определенном этапе своего развития, когда оно выступает социально-экономической основой демократического и правового государства. В современной политологии преимущественно используется понимание гражданского общества в узком смысле. С таких позиций гражданское общество – это непосредственно не контролируемая государством сфера жизнедеятельности индивидов, не опосредуемые государством взаимоотношения свободных индивидов в условиях рынка и демократического правового государства.
Если для государственной власти и государственных структур характерны вертикальные отношения подчинения, то гражданское общество строится на отношениях по горизонтали – солидарности и справедливой конкуренции свободных и равноправных партнеров.
В гражданском обществе на всем протяжении его развития формируются основополагающие нормы, принципы, традиции, установки того, как следует, как должно вести себя в обществе каждому его члену, какое бы высокое общественное положение он ни занимал. Человек в гражданском обществе одновременно и частное лицо, и гражданин общества. Сфера частных интересов, наемного труда и частных прав освобождена от политического контроля.

Античность
Средние века

В Средние века такие институты человеческого общества, как семья, собственность, труд и др., приобрели статус элементов государства. Отдельный человек не мыслил себя вне экономической, социальной, культурной и религиозной сфер жизни общества. В свою очередь, общество составляло неразрывное целое с государством, т. е. с политической сферой. Судьба каждого человека неразрывно связана с группой, организацией, например крепостное право с сохранением сельской общины. В XVII в. еще отсутствует понятие права, так как конфликт между отдельным индивидом и государством еще не проявил себя.

Новое время

Эпоха Нового времени ознаменовала собой процесс формирования идеи о личности с особыми неотъемлемыми правами, свободами и интересами, которые могут не совпадать с интересами государства. Появляется осознание противоречий и конфликтов между обществом и государством, формируются институты, ценности и отношения гражданского общества. Мыслители Нового времени открыли личность и осознали неизбежность вечного конфликта личности и общества. Характерная для Античности и Средневековья идея тождества частного и общественного уже отвергается, а утверждается идея первичности общества по отношению к государству. Идея индивидуальной свободы человека, личности сделала актуальным вопрос о свободе члена общества, независимого от государства и каких-либо форм внеэкономического принуждения.

XVIII–XIX вв.

Гражданское общество– это совокупность социальных образований, групп, коллективов, объединенных специфическими интересами – экономическими, этническими, культурными, реализуемыми вне сферы деятельности государства. Гражданское общество представляет собой систему обеспечения жизнедеятельности социальной, культурной и духовной сфер, воспроизводства и передачи ценностей от поколения к поколению. Это система самостоятельных и независимых от государстваобщественных институтов и отношений, которые призваны удовлетворять индивидуальные и коллективные потребности.
Особенность гражданского общества состоит в разделении политической и социальной сфер, политических и социальных функций. Правовой статус человека противопоставлен его социально-экономической роли в гражданском обществе. Частные права, частные интересы освобождены от контроля со стороны государства.
Главное предназначение гражданского общества– достижение согласия, или консенсуса, между различными социальными силами и интересами, противодействие различным разрушительным силам и направление их в созидательное русло. Гражданское общество существует за счет органического сосуществования в его рамках разнородных социальных сил, институтов, организаций, заинтересованных групп, которые объединены стремлением к общей гармоничной жизни.
Одна из основных характеристик гражданского общества – светское начало(в отличие от средневековой теократии – господства религии в общественной жизни). Имеют право на существование общественное и частное, общество и государство, право и мораль, политическая идеология и наука, религиозное и светское. Государство демократическое не нуждается в религии для своего признания, а вера – личное дело верующего, который сам выбирает церковь, конфессию (или не выбирает, если находится на позициях атеизма). Свобода совести– одно из основополагающих прав личности и гражданина.
Так как центральным элементом гражданского общества является отдельно взятая личность, в гражданском обществе присутствуют и институты, содействующие всесторонней реализации этой личности, ее интересов, целей и устремлений.
Институты гражданского общества:
– семья;
– родственные связи;
– общины;
– профессиональные организации;
– творческие и научные союзы, ассоциации, фонды;
– трудовые коллективы;
– социальные слои, сословия, классы;
– общественные организации и т. д.
Единицей социальных взаимодействий в гражданском обществе является группа . Группа– это совокупность людей, объединяющихся для реализации определенной цели. Характерная черта группы – функциональная зависимость ее членов друг от друга. Группа действует в силу своих интересов, установок, ценностей. Если эти цели будут сформулированы четко и определенно, жизнеспособность группы будет эффективной. Группы классифицируются:
– по роли в жизни общества;
– размерам;
– предназначению;
– функциям.
Существуют так называемые заинтересованные группы, объединенные общностью интересов, например ассоциации финансистов, предпринимателей, врачей, адвокатов; молодежные, женские организации и т. д.

Власть – объём воли, который индивид может внушить другому, выражена в управлении и распоряжении. Управление осуществляется на основании авторитета, страха, богатства, силы, престижа и др. средства, которые позволяют оказывать влияние на деятельность и поведение людей. Приёмами управления являются – убеждение, принуждение, насилие, которые осуществляются путём экономическими, политическими, организационными механизмами.

Подходы к определению власти

1. Социологический подход:

  • Теологический подход – согласно Б. Расселу, власть – производное от способности достижения цели.
  • Системный подход – власть выполняет важную функцию в социальной структуре, а именно обеспечивает исполнение элементов, приписанных обязательствами.
  • Структурно-функциональный подход – власть представляется в виде форм управления и исполнения, которые определяют способ самоорганизации социума.
  • Теория социального конфликта – нашла своё отражение в трудах таких деятелей, как В.И. Ленин, К. Маркс, Ф. Энгельс. Согласно концепции, власть порождает социальное неравенство между классами, которая выражена в объёмах собственности и эконмического капитала в обществе.
  • Дуалистическая концепция – предложена М. Дюверже, который выделил в структуре власти 2 элемента: материальное обоснование власти; законное принуждение.

2. Поведенческий подход:

  • Теологический подход – власть образована Божественным вмешательством.
  • Биологический подход – власть представлено инстинктом агрессивности, присутствующим в человеке.
  • Бихевиористская концепция – власть объясняется её потребностью в обществе.
  • Психоаналитическая концепция – согласно З. Фрейду, К.Г. Юнгу – стремление к власти объясняется низкой самооценкой и неполноценностью индивида.
  • Мифологическая концепция.

Структура власти:

Структура власти

Ресурсы власти – средства и предметы, оказывающие влияние на субъект, согласно цели объекта власти (в древние времена власть являлась авторитетом правителя, а лишь потом сила и состояние):

  1. Экономические– вещевые блага, используемые в производстве и потреблении – продукты, ресурсы, сырьё, деньги и т.д.
  2. Социальные – изменение социального статуса или роли, вертикальная мобильность.
  3. Культурно-информационные – необходимая информация, получаемая в институтах или средствах массовой информации.
  4. Силовые – правоохранительные и военные силы: армия, полиция, прокуратура и т.д.
  5. Демографические – население представлено человеческим капиталом.

Власть разделяется по объёмам ресурсов, на которые оказывается социальное, экономическое, политическое влияние.

  • Экономическая власть – контроль за экономическими составляющими, собственностью.
  • Информационная власть – обладание информацией или знаниями, имеющими влияние над населением.
  • Политическая власть – использование воли социальных групп или личности для убеждения или принуждения, с помощью государственного и правового воздействия, несмотря на то, нравится это населению или нет.

Характеристика политической власти: обязательное выполнение решений для всего населения; использование власти на легальной основе в пределах государства; наличие общегосударственного органа принятия решений; использование различных ресурсов.

Функции политической власти: управление и обеспечение функционирования государства в каждой сфере жизнедеятельности; привлечение социальных институтов к целям, задачам власти, для формирования политической системы; политическая организация общества; стабильность государства.

Типология политической власти

Государственная – закрепляется на уровне государства, разделяется на публичную и суверенную. Представлена в виде юридических законов, указов, санкций за нарушение или неисполнения.
Общественная – разделяется на СМИ, партийную и профсоюзную. Неформальное влияние обеспечивает власть на общественное мнение.
Функционирование органов – судебная, организационная, законодательная.
Распространение – мегауровень представлен международными организациями; макроуровень – органы управления; мезоуровень – областные и региональные образования; микроуровень – обеспечение власти в социальных группах.
Вид взаимодействия субъекта и объекта выражен режимом управления: авторитарный, тоталитарный, демократический.
Социальное господство – согласно концепции, М. Вебера, выделяют традиционный, харизматический и легальный тип власти.

Принцип суверенитета – независимость государства от других стран.

Принцип легитимности – уровень послушания и принятия решений народом.

Читайте также: