Рихард штраус биография кратко

Обновлено: 02.07.2024

Едва достигнув пятилетнего возраста, Рихард Штраус начал учиться музыке. Игру на фортепиано ему преподавал выдающийся арфист мюнхенской придворной оперы Август Томбо, а в дальнейшем — Нист, Вальтер Бенно и придворный дирижер оркестра В. Майер. Но еще большее значение, чем это основательное и серьезное изучение музыки, имело для него то, что отец, обладавший исключительно широким кругозором, привлек его к участию в оркестре, где он получил опыт исполнения любой музыки — от танцевальной до симфонической. Таким образом, с техническими возможностями скрипки, нюансами деревянных духовых инструментов, мощью меди и одновременным звучанием ансамбля мальчик познакомился не по учебникам, а на основе живой, звучащей музыки.

По окончании гимназии Рихард Штраус поступает в университет, где знакомится с различными течениями своего времени в области литературы, философии, изобразительного искусства и эстетики. Большое влияние на формирование его мировоззрения оказал композитор и педагог Людвиг Туиль (1861—1907), не раз с ядовитой иронией высмеивавший преувеличения неистового вагнеризма.

На исключительно раннюю музыкальную зрелость юного Рихарда Штрауса указывают следующие биографические данные: в мае 1880 г. (в возрасте 16 лет) он заканчивает симфонию ре-минор в четырех частях. Спустя немного времени появляется струнный квартет, опус № 2. В возрасте 16—17 лет он пишет сонату ля-минор для фортепиано, серенаду для духовых инструментов и ряд других произведений. В 1885 году, едва достигнув 20 лет, он становится музыкальным директором мейнингенского ансамбля, а в 1886 году возглавляет мюнхенскую оперу. В 1890 году Рихард Штраус занимает пост дирижера в Веймаре, то есть становится преемником Листа. И, наконец, получает пост директора и главного дирижера берлинского Оперного театра.

Рихард Штраус – немецкий композитор, экспрессия произведений которого стала реакцией на жизнь социума 19-20 века. Один из известнейших создателей музыки в Германии, он реализовался как музыкант и дирижер. Штрауса уважали при жизни, слава сопутствует его имени и сегодня благодаря бессмертным произведениям.

Детство и юность

Рихард Штраус родился 11 июня 1864 года в Мюнхене. Отец Рихарда был выходцем из простолюдинов, сумевшим добиться признания и положения благодаря таланту валторниста. Он стал первым учителем сына. Мать мальчика была дочерью богатого пивовара и также располагала хорошим образованием и склонностью к музыке. В ее роду были оперные артисты.

Рихард Штраус в детстве

Рихард Штраус в детстве

В 4 года Рихард начал занятия на фортепиано, а к 6 знал нотную грамоту. К этому периоду относятся первые авторские произведения. Штраус-младший обожал музыку, учился ей с удовольствием и с таким же наслаждением занимался творчеством. Методики, которые передавал отец, казались юноше устаревшими, и он занимался поиском новых веяний.

На репетициях придворного оркестра Штраус-младший изучал теорию музыки и оркестровки благодаря протекции отца. Кроме того, он занимался дома и изучил гимназический курс. Затем в Мюнхенском университете будущий композитор знакомился с историей искусства и философией.

Дирижер Фридрих Майер давал Штраусу уроки гармонии и объяснял анализ форм. Участвуя в любительском оркестре, Рихард пробовал знания на практике и создавал первые композиторские эксперименты. Его талант был столь очевиден, что поступать в консерваторию не было необходимости.

Музыка

Ранние работы Штрауса характеризовали как пример умеренного романтизма. Одаренность начинающего автора по достоинству оценили музыкальные критики, исполнители и дирижеры. Ханс фон Бюлов сделал Штрауса своим преемником, доверив молодому человеку руководство придворным оркестром герцога Саксен-Мейдингенского. Но того тянуло на широкие просторы, и Рихард покинул город, стремясь к большим свершениям.

Композитор Рихард Штраус

Композитор Рихард Штраус

Портрет Рихарда Штрауса

Портрет Рихарда Штрауса

Дирижер Рихард Штраус

Дирижер Рихард Штраус

В сложное время смены политических режимов Штраус всегда оставался при своем. Он чувствовал настроение народа и откликался на него музыкой. Не испытывая кризисов, композитор не переставал творить, сочиняя романсы и оперы.

Рихард Штраус и Гуго фон Гофмансталь

Рихард Штраус и Гуго фон Гофмансталь

Тяжело переживая смерть Гофмансталя, музыкант искал нового партнера и увидел его в Стефане Цвейге. Но гитлеровский режим не одобрял деятельности автора. Штраусу было тяжело смириться с унижениями партнера, и он подал в отставку.

Личная жизнь

Рихард Штраус и Паулина Мария де Ана

Рихард Штраус и Паулина Мария де Ана

Паулина обладала непростым характером. Несмотря на это, в 1894 году состоялась ее свадьба с Рихардом Штраусом. Брак сопровождали скандалы, провоцируемые женой. Штраус был счастлив в личной жизни и стойко переносил ее невзгоды. После ссор с супругой его часто посещало вдохновение, поэтому он считал Паулину музой. Для нее автор написал несколько песен, которые вознесли исполнительницу на пьедестал славы. Но это не уменьшало склонности Паулины ревновать мужа и устраивать сцены.

Рихард Штраус с женой и сыном

Рихард Штраус с женой и сыном

Но любимый сын не снизил градус вспыльчивости Паулины. Она открыто нелестно отзывалась о муже, критиковала его на публике, демонстрировала непутевый характер в обществе и дерзила влиятельным особам. Штраус души в ней не чаял, хотя и стал жертвой вспыльчивости.

Однажды получив записку о якобы начавшихся отношениях мужа на стороне, певица развелась с ним. После этого Штраус ни с кем не жил, так как всю жизнь любил одну женщину и продолжал посвящать ей свои произведения.

Смерть

Рихард Штраус прожил долгую жизнь. Смерть застала его на 86-м году. Композитор был слаб и дряхл. Его организм сильно износился из-за усердной работы. Часто давали знать о себе слабость и больное сердце. Иногда Штраус даже терял ясность сознания. Причина смерти композитора оказалась естественной в силу его возраста. 8 сентября 1949 года он скончался.

Могила Рихарда Штрауса

Могила Рихарда Штрауса

Любопытный факт связан с фамилией Штрауса. Его часто принимают за родственника другого известного композитора, Иоганна Штрауса, которого прославили сочиненные вальсы. Но единственным интересным фактом, объединявшим двух музыкантов, стал повышенный интерес нацистов с приходом к власти Адольфа Гитлера.

Рихард Штраус

Рихард Штраус

Рихард Штраус (нем. Richard Strauss) родился 11 июня 1864 года в Мюнхене, Королевство Бавария. В юности получил от своего отца широкое, хотя и консервативное музыкальное образование. Уже в шесть лет написал свою первую музыкальную пьесу. С этих самых пор сочинение музыки стало делом всей его жизни.

В 1874 году Штраус впервые услышал оперы Рихарда Вагнера. Влияние музыки Вагнера на стиль Штрауса могло бы стать определяющим, но поначалу его отец запрещал ему изучать Вагнера – в доме Штраусов его музыка считалась музыкой низкого сорта.

В дальнейшем Рихард Штраус писал и говорил о том, что он глубоко сожалеет об этом обстоятельстве.

В 1882 году он поступил в Мюнхенский университет, где изучал философию и историю, но год спустя покинул его и отправился в Берлин. Там Рихард довольно быстро получил пост ассистента дирижёра при Гансе фон Бюлове, заменив его в Мюнхене, когда тот вышел в отставку в 1885 году. В этот период его произведения были весьма консервативными.

С приходом к власти в Германии Нацистской партии композитор продолжал работать и сочинять, жил в Берлине. Позднее его обвинят в связях и сотрудничестве с нацистами и привлекут к суду, но затем оправдают.

Рихард Штраус скончался 8 сентября 1949 года в Гармиш-Партенкирхене (Германия) в возрасте 85 лет.

Немецкий композитор и дирижер Рихард Штраус

11 июня 2014 года исполняется 150 лет со дня рождения Рихарда Штрауса (Richard Strauss), немецкого композитора, дирижера; автора симфонических поэм "Дон Жуан", "Тиль Уленшпигель", "Дон Кихот", опер "Саломея", "Электра" (всего около 15 опер).

Выдающийся немецкий композитор и дирижер Рихард Штраус (Richard Strauss) родился 11 июня 1864 года в столице Баварии Мюнхене в семье валторниста придворного оркестра.

С 4 лет обучался игре на фортепьяно. В возрасте 6 лет сочинил первые пьесы, а также сделал попытку написать увертюру для оркестра.

В 1880 году написал свое первое симфоническое произведение — Симфонию ре минор.

В 1882-1883 годах изучал историю искусства и философию в Мюнхенском университете, после чего уехал в Берлин, где познакомился с выдающимся дирижером, руководителем Мейнингенского придворного оркестра Гансом фон Бюловом, который предложил юноше продирижировать сюитой для 13 духовых инструментов (Serenade (Andante) for 13 wind instruments).

В 1885 году Рихард Штраус стал преемником Бюлова — руководителем придворного оркестра герцога Саксен-Мейдингенского.

В 1886 году перешел на должность третьего капельмейстера в Мюнхенской придворной опере.

В 1889 году стал дирижером Веймарского придворного театра.

На рубеже XIX-XX веков побывал с гастролями в Англии, Франции, Бельгии, Голландии, Италии, Испании. В 1896 году впервые посетил Россию.

В 1894 году Рихард Штраус женился на певице (сопрано) Паулине Марии де Ане (1863-1950). В 1897 году у супругов родился единственный сын Франц.

Штраус сочинял почти во всех основных музыкальных жанрах, однако главные его достижения связаны с симфоническими поэмами и операми.

В 1888 году была исполнена первая симфоническая поэма композитора "Из Италии" (Aus Italien), созданная в духе программного симфонизма Гектора Берлиоза и Ференца Листа, а также оркестрового письма Рихарда Вагнера.

В 1889 году Штраус написал симфоническую поэму "Дон-Жуан" (Don Juan), которая сделала его по-настоящему знаменитым. К этому времени композиторский стиль Штрауса пережил радикальную эволюцию, он избавился от ученических черт и влияния романтизма, что позволило композитору стать в 1890-1900-е годы одним из самых передовых представителей новых течений, в том числе — программной музыки.

Всего Штраусом было написано семь симфонических поэм. Одним из самых ярких творений в этом стиле признана поэма "Веселые проделки Тиля Уленшпигеля" (Till Eulenspiegels lustige Streiche, 1895). Через год появилась написанная под влиянием философии Фридриха Ницше поэма "Так говорил Заратустра" (Also sprach Zarathustra, 1896). "Симфонический" период творчества Штрауса завершился созданием "Домашней симфонии" (Sinfonia domestica, 1903).

С начала ХХ века композитор посвятил себя оперному жанру. Первые оперы Штрауса "Гунтрам" (Guntram, 1894) и "Погасшие огни" (Feuersnot, 1901) были написаны под сильным воздействием Вагнера.

Созданная в 1905 году по мотивам одноименной драмы Оскара Уайльда "Саломея" (Salome) хотя и была встречена неоднозначно, стала настоящей сенсацией музыкального сезона.

В 1908 году появилась написанная в духе экспрессионизма опера "Электра" (Elektra), ставшая первым опытом сотрудничества композитора с австрийским поэтом и драматургом Гуго фон Гофмансталем. С этого момента Гофмансталь стал главным либреттистом Штрауса, их дружба и совместное творчество продлились почти 30 лет.

В 1910 году Штраус создал самую популярную из своих опер — стилизованную под произведения XVIII века комедию "Кавалер розы" (Der Rosenkavalier). Большинство критиков признают эту оперу главным шедевром композитора.

В 1914 году Штраус попробовал себя в балетной музыке, создав одноактный балет "Легенда об Иосифе" (Josephs Legende).

В 1919 году возглавил Венскую оперу и руководил ею совместно с австрийским композитором Францем Шальком до 1924 года.

В 1920-е годы композитор принял участие в организации знаменитого международного Зальцбургского фестиваля, создал вокальные циклы на стихи Гете, Шекспира, Гейне, балет-дивертисмент "Сбитые сливки" (1921), комическую оперу "Интермеццо" (Intermezzo, 1924).

С ноября 1933 года по июнь 1935 года был президентом Имперской музыкальной палаты.

В этот период после внезапной смерти Гофмансталя Штраус начал сотрудничество с австрийским писателем еврейского происхождения Стефаном Цвейгом. Их первой совместной работой стала комическая опера "Молчаливая женщина" (Die schweigsame Frau, 1934).

Из-за "неарийского" происхождения накануне премьеры фамилия либреттиста была снята с афиши, после чего Штраус выступил против преследования Цвейга и написал ему письмо со словами поддержки и критикой нацистов. Письмо было вскрыто гестапо, после чего Штраусу было предложено подать в отставку.

В 1936 году композитор написал гимн для XI летних Олимпийских игр в Берлине и лично продирижировал им.

В этот же период появляются поздние оперы Штрауса "День мира" (Der Friedenstag, 1936), буколическая трагедия "Дафна" (Daphne, 1937) и веселая мифологическая опера "Любовь Данаи" (Die Liebe der Danae, 1940). Они сочинялись на либретто австрийского театроведа Йозефа Грегора.

В 1940 году Штраус написал "Торжественную музыку в честь 2600-летия союзной с рейхом японской монархии" (Festmusik zur Feier des 2600-jhrigen Bestehens des Kaiserlichen Japan).

В 1942 году в Мюнхене была поставлена последняя опера композитора — "Каприччио" (Capriccio).

В 1943 году потрясенный разрушениями в родном Мюнхене Штраус написал скорбную пьесу для струнных "Метаморфозы".

В поздний период творчества он отказался от большого оркестрового аппарата, стремясь к прозрачной инструментовке, тонкости и простоте музыкального языка, лаконичности выразительных средств, писал преимущественно романсы и оркестровые сюиты.

С 1945 года вместе с семьей жил в Швейцарии. После окончания Второй мировой войны был привлечен к суду по обвинению в сотрудничестве с нацистами. Получил оправдательный приговор.

Последним произведением композитора стали "Четыре последние песни для сопрано и оркестра" (Vier letzte Lieder, 1948).

Значительно литературное наследие Штрауса: он пересмотрел и дополнил "Трактат об инструментовке" Берлиоза, написал автобиографическую книгу "Размышления и воспоминания", вел обширную переписку с Роменом Ролланом, Гансом фон Бюловым, Гуго фон Гофмансталем, Стефаном Цвейгом.

Был почетным доктором Гейдельбергского и Мюнхенского университетов (1902), членом Академии искусств в Берлине (1909).

В мае 1949 года Рихард Штраус вернулся в Баварию, на свою виллу в Гармиш-Партенкирхене.

8 сентября 1949 года композитор умер в своем поместье в Гармиш-Партенкирхене.

Творчество Штрауса оказало значительное влияние на европейское музыкальное искусство ХХ века, способствовало развитию программной музыки и оперы, обогащению выразительных возможностей оркестра.

В память о композиторе в Гармиш-Партенкирхене ежегодно проходит Фестиваль классической музыки Рихарда Штрауса (Richard-Strauss-Festival).

Читайте также: