Китай признаки цивилизации кратко

Обновлено: 06.07.2024

У китайцев богатая мифология. По китайским легендам, во вселенском хаосе сначала появился великан по имени Паньгу. Огромным топором он разделил первозданный хаос. Через 18 тыс. лет чистая часть постепенно поднялась вверх и образовала небо, мутная часть постепенно опустилась вниз и образовала землю. Так зародился наш мир.

Историю Китая, подобно истории Древнего Египта, можно представить как череду династических правлений. Древнейшую, полулегендарную династию Ся сменила династия Шан (XVIII–XII вв. до н. э.), с которой принято начинать китайскую государственность.

Уже в эпоху Шан-Инь в Китае развивается орошаемое земледелие, шелководство, технику которого удалось держать в строжайшем секрете почти 2,5 тыс. лет, мясное скотоводство, рыболовство, ремесло. Китайские мастера работали с камнем (любимый – нефрит), бронзой, золотом. В эту эпоху из рисунчатого письма возникла китайская иероглифическая письменность: известно около 30 тыс. различных знаков. Китайские иероглифы служат символом преемственности и развития китайской цивилизации. Царскую власть ограничивал совет родовых старейшин. Царь также был военачальником и жрецом. Основную массу населения составляли свободные общинники, но значительные земельные богатства и рабы сосредоточивались в руках знати. В патриархальной семье господствовал муж. Многоженство дополнялось узаконенным наложничеством (конкубинат).

В эпоху Чжоу (XII–VIII вв. до н. э.) цари начинают обожествляться (стали именоваться сын Неба, заместитель Неба). Создаются управления для руководства финансами, вооруженными силами, общественными работами, царским хозяйством, судебное ведомство, ведомство культа царских предков. Так возникает централизованное государство.

Великие дела, как это часто бывало в истории, сопровождались великими злодеяниями. Усилился экономический гнет населения. Были похоронены заживо 460 ученых-конфуцианцев, которые напоминали о прежних, более спокойных царствованиях. Заодно были сожжены и все исторические книги.

Конфуцианство в отличие от буддизма ориентировало человека на активную посюстороннюю жизнь, в которой высшими ценностями были знания, мудрость, упорный труд и совершенствование в своем мастерстве во славу предков.

Конфуцианство и даосизм наложили свой отпечаток на китайскую цивилизацию, способствовали консервации многих форм древней культуры и традиций на протяжении тысячелетий.

• Имена. Конфуций

Конфуций (551–479 гг. до н. э.), великий мудрец и философ.

У отца Конфуция, храброго воина, было девять дочерей от первого брака. После смерти жены он вступил в брак и стал отцом великого философа в возрасте 70 лет. По легендам, рождение Конфуция сопровождалось знамениями. В ночь, когда он родился, над холмом все время парили два дракона и стерегли холм справа и слева. Любимыми детскими забавами мальчика была игра в церемонии и жертвоприношения. В высшем училище в 17 лет он был назначен помощником своего учителя.

Государственную службу Конфуций начал с незначительной должности торгового пристава, надзиравшего за свежестью припасов на рынках и в лавках. В 19 лет он женился на девушке из знатной семьи. У него родились сын и дочь. Конфуций блестяще себя проявил на должности инспектора пахотных полей, лесов и стад, жизнь земледельцев княжества, в котором служил Конфуций, изменилась к лучшему.

После смерти матери Конфуций по обычаю ушел со службы и выдерживал трехгодичный траур, на время которого были установлены серьезные ограничения. Он жил в уединении, предаваясь научным занятиям, изучал священные книги древности, постановления древних правителей. В этот трехлетний период сформировалось его учение, распространению которого он посвятил всю свою жизнь. Он много путешествовал, по приглашению гостил у различных князей. У философа появилось множество учеников. Конфуций продолжал изучать древние сочинения и записывал свои мысли.

На 44 году жизни он был назначен правителем резиденции и ее окрестностей в княжестве Лу, затем стал верховным судьей, т. е. вторым лицом в княжестве. Однако через некоторое время Конфуций впал в нежилось князя, поставив его в неловкое положение своим замечанием. Философ вновь отправился в странствия со своими учениками. Правители не принимали его учение, уповая прежде всего на силу.

Число учеников Конфуция достигло трех тысяч. Китайцы считают, что Конфуций создал свою частную школу на 100 лет раньше Платона (427–347 гг. до н. э.), учредившего Академию в пригороде Афин. Конфуций вернулся в родное княжество Лу, пережил жену и сына и скончался на 73 году жизни. Он был похоронен с особыми церемониями. Князь Лу признал его своим учителем. В память мудреца была воздвигнута часовня. Со временем его провозгласили святым и стали поклоняться его памяти. Его изображали в императорской шапке и царских одеждах. Потомки Конфуция были возведены в звание потомственных дворян. Многие тысячи китайцев ведут родословную от своего великого предка и гордятся им.

Уже древнейшая китайская история в сопоставлении с судьбами других древневосточных цивилизаций позволила ряду исследователей установить повторение одних и тех же циклов, характерных для обществ Востока:

1) укрепление централизованной власти в борьбе против децентрализации, укрепление государства;

2) кризис власти, отступление перед центробежными силами;

3) упадок власти, ослабление государства;

4) социальная катастрофа: бунт народа, нашествие иноземцев.

Похоже, что эта схема применима не только к восточным обществам.

• Мужчина и женщина в истории цивилизаций (Конфуций) •

В древности считалось, что наиболее благоприятный возраст для брака не старше 30 лет для мужчины и 20 лет для женщины. По Конфуцию же, самая лучшая пора для женитьбы 20 лет для мужчины и 15 лет для женщины. Брак есть первая обязанность человека и его естественное призвание и назначение. Обязанности супругов делятся на общие и частные. Муж – голова; он повелевает, жена повинуется. Он – небо, она – земля.

Основами супружества должны быть взаимное доверие, честность и уважение, власть и руководство со стороны мужа, повиновение и покорность со стороны жены во всех тех случаях, когда муж не нарушает правил справедливости, приличия и чести. В общественной жизни жена всем обязана мужу. Сын – хранитель вдовой матери от искушений, доброго имени ее от нареканий. Обычай воспрещает женщине вторичное замужество, вдова обязана посвятить себя уединению.

Девица не должна вступать в брак: 1) с членом семьи, замешанной в заговоре против правительства; 2) с членом семьи с расстроенными делами или в которой царствует раздор; 3) с нарушителем закона или бывшим под судом; 4) с одержимым хронической болезнью или каким-либо физическим недостатком; 5) с человеком, на котором лежит забота о многочисленной семье, о братьях, сестрах, тетках и т. д. Муж имеет право отпустить от себя жену, но не иначе, как по уважительной причине. Причин же таковых семь: 1) неповиновение жены свекру или свекрови; 2) бесплодие; 3) непристойное поведение или нарушение супружеской верности; 4) внесение ею в семью мужа вражды и ссор; 5) болезнь жены, внушающая к ней отвращение; 6) болтливость и склонность к мотовству, 7) если жена обкрадет мужа.

Особенности цивилизации Древнего Китая

Множество особенностей цивилизации Древнего Китая обусловлены тем, что эта огромная территория на протяжении веков и даже тысячелетий развивалась в изоляции. Более того, даже в Новое время Китай до последнего пытался сохранить свои границы закрытыми для иностранцев, желая сохранить свою культуру и уберечь её от воздействия извне.

Культура древнего Китая заложила основу дальнейшего культурно-исторического развития китайской цивилизации и оказала глубокое влияние на культуру всего дальневосточного региона.

Характерную особенность древнекитайской цивилизации составлял культ образованности и грамотности. Основные направления философско-теоретического мышления древнего Китая придавали исключительную важность гуманитарному фактору, признавали человека венцом природы и ставили его вровень с небом и землей; в этой космической триаде человек, как связующее звено, обусловливал единство мира. Непреходящие ценности общечеловеческой морали заключены в идеях раннего конфуцианства об изначальной доброте человеческой природы. Только сейчас человечество стало осознавать актуальность экологического мышления, которым проникнута вся даосская философия. Высочайшие образцы творческой мысли дал миру древний Китай в области стихийно-диалектического мировоззрения.

Особенности возникновения и развития в древнем Китае государства и классового общества в значительной мере обусловили специфику развития древнекитайской идеологии и культуры. Сильные пережитки первобытнообщинных отношений, неравномерность общественного развития и особенности политического устройства затруднили и задержали вычленение собственно философии из мифологии.

Преодоление мифологизированного сознания было тесно связано с накоплением знаний об окружающем мире и попытками их философского обобщения. Развитию натурфилософских взглядов способствовало возникновение зачатков астрономии, математики, медицины. Уже иньцы знали счет до 30 000. Будучи земледельческим народом, предки древних китайцев на протяжении многих столетий вели наблюдения за движением светил. Особенно раннее развитие в древнем Китае получила астрономия, очевидно в связи с существованием лунного года, который необходимо было согласовать с естественными природными сезонами, связанными с солнечным годом, продолжительность которого была вычислена весьма точно. Регулярно производились записи астрономических наблюдений. В 613 г. до х.э. древнекитайские астрономы впервые отметили появление кометы Галлея. В V в. до х.э. Гань Шэ и Ши Шэн составили звездный каталог, видимые звезды были сведены в созвездия. Астрономы стали пред вычислять лунные и солнечные затмения. Развивалась механика, вызванная потребностями ирригации; фортификации, крепостного строительства, о чем, в частности, свидетельствует грандиозное сооружение конца III в. до х.э. - Великая Китайская стена протяженностью 5 тыс. км. С переходом от письма на бамбуковых планках к письму на шелке и от царапающей палочки к писцовой кисти размер писчего материала перестал лимитировать объем текста, что создавало более благоприятные условия для развития собственно письменного творчества. Развитие естественнонаучных знаний способствовало распространению наивно-материалистических и стихийно-диалектических взглядов. Установленная древнекитайскими астрономами периодичность движения светил сыграла важную роль в возникновении одного из основных общемировоззренческих понятий древнекитайской философии: Дао - Пути, которым следует мир вещей.

2. ДАОСИЗМ И КОНФУЦИАНСТВО В ДРЕВНЕЙ КИТАЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Известен миф о первочеловеке Паньгу, вылупившемся из первоначального космического яйца, которое он расколол молотком надвое, в результате все легкое и чистое поднялось и образовало небо, все тяжелое и грязное опустилось и образовало землю. Из тела умершего Паньгу возник мир: из глаз - солнце и луна, из туловища и конечностей - четыре страны света, из крови - реки, из кожи и волос на теле - деревья и травы, из зубов и костей - металлы и камни, из пота - дождь и роса, из блеска глаз - молния, из голоса - гром, из вздоха - ветер и облака, из усов и волос на голове - созвездия. Люди - из паразитов на теле Паньгу. Есть и иные версии о космическом первосуществе Паньгу, так же как территориальные и этнические версии других мифов.

Со времени Конфуция на протяжении последующей семивековой истории древнего Китая конфуцианство претерпевало существенные изменения. Из религиозно окрашенного, но преимущественно политико-социально-этического учения оно в условиях империи Хань постепенно трансформировалось в сторону философско-теологической системы и развития в нем черт догматической религии. В 59 г. х.э. был учрежден государственный культ Конфуция с ритуалом жертвоприношений. В самом конце эпохи древности ортодоксальное конфуцианство даже как будто стало претендовать на положение мировой религии, хотя в этой роли ему не суждено было утвердиться.

В целом древнее конфуцианство отличалось архаичностью и огромной ролью в нем культа предков, включавшего в себя и объекты тотемического характера. Чрезвычайно сильными оставались в нем пережитки мифологического и социоантропоморфического сознания с характерной для него связью космоса и социума и не отделенностью физического от морального. Представления о прямой зависимости природных явлений от добродетельного поведения правителя и духовно-нравственного состояния общества пронизывают всю мировоззренческую систему древнего конфуцианства, построенную по модели триады: Небо-Земля-Человек, с присущим ей гомоморфизмом макро- и микрокосма. Конфуцианство восприняло традиционные раннечжоуские теистические представления о Небе (Тянь) как верховном божестве и высшей нравственной силе, Воле Неба (Тяньмин) и правителе как Сыне Неба (Тяньцзы).

После смерти Конфуция в конфуцианстве образовалось восемь школ, среди которых выделились две основные: Мэнцзы и Сюньцзы.

Конфуцианство с его почитанием древних традиций и заветов предков должно было иметь достаточно широкую социальную базу в позднечжоуском обществе, где религиозно-мифологические представления были еще далеко не изжиты. В условиях, когда древняя религия теряла свой общинный характер, перед правящим классом вставала задача освящения существующего государственного и общественного строя. Выполнение этой задачи взяло на себя раннее конфуцианство, которое с самого начала претендовало на участие в управлении и роль официальной идеологии и при всей критике им различных аспектов социальной несправедливости никогда не затрагивало устоев общественно-политического устройства, занимало конформистскую позицию, отличаясь уникальной способностью приспосабливаться к изменяющимся условиям и формам правления. В период империи Хань оно заняло положение государственной доктрины.

Даосы отвергали культ предков и другие религиозные культы, выступали против жертвоприношений небу, земле, горам, радуге и другим обожествленным явлениям природы.

Философские идеи даосизма получили яркое отражение у философа Лецзы (V-IV вв. до х.э.) и великого писателя древности Чжуанцзы (369-286).

Общая идейная и социальная направленность даосизма отвечала настроениям общинных масс, и в этом кроется причина его популярности. В нем находил выражение протест против эксплуатации общественных низов. Вместе с тем натурфилософские идеи и широта этических принципов привлекали к даосизму представителей верхов, в их интерпретации доктрина недеяния нередко приобретала выраженный индивидуалистический характер.

3. ДЗЕН-БУДДИЗМ КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ

Со временем буддизм расщепился на две основные ветви: либеральную (Махаяна – большая колесница, или широкий путь спасения) и консервативную (Теравада – путь старца и немногих). Эти ветви настолько отличаются друг от друга, что их можно рассматривать как разные религии.

Теравадская (консервативная) ветвь распространилась на юге – в Цейлоне, Бирме, Камбодже и Тайланде. В основе ее учения лежат писания Типитака, которые призывают к монашескому образу жизни: буддизму надо посвятить свою жизнь целиком. Нирвана – цель существования. Главная добродетель – мудрость. Теравадская школа избегает ритуалов и поощряет медитацию. Понятие Бога, как реального лица, – полностью отсутствует.

Писания могут быть полезными в начале, как поощрение к медитации. Просвещение хорошо, но оно не цель, потому что дзен настаивает, что у него нет цели. Важно не будущее, а только то, что происходит сейчас. Дзен верит в непогрешимость человеческой интуиции. Всякий авторитет отвергается. Для саморазвития дзен призывает к усиленным упражнениям в медитации (по несколько часов в день).

Буддизм привлекает своей адогматичностью и тем, что он легко уживается с различными религиями. Эзотерический буддизм призывает своих адептов стать выше любви и ненависти, добра и зла. Для буддиста любовь так же опасна, как ненависть, потому что привязывает человека к вращающемуся колесу мироздания. Для него единственно достойное состояние – отчужденность и безразличие. На высших ступенях посвящения буддиста учат, что добра и зла как нравственных категорий вообще не существует, т.к. они относятся к бытию, желание которого буддист должен в себе подавить.

4. ОТКРЫТИЯ И ИЗОБРЕТЕНИЯ КИТАЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Китайская цивилизация дала миру много полезных изобретений: шелк, фарфор, фейерверки, порох, компас, бумажные деньги, часы, воздушных змеев и книгопечатание. Однако об одном очень полезном приспособлении не знали даже сами ученые.

Недавно археологи обнаружили в Китае, в захоронении одного из правителей династии Хань (это III-I век до Р.Х.), самый настоящий унитаз, со сливом, каменными сиденьем и комфортабельными подлокотниками. Помимо туалета, одна из 30 комнат гробницы была отведена под ванную, имелись там и кухня, и даже помещение для хранения продуктов на льду (то есть древнекитайский холодильник).

Кстати, до раскопок этой гробницы, первенство в изобретении туалета приписывали себе англичане, полагая, что именно благодаря британскому изобретателю Томасу Крапперу в конце XIX века человечеству стала известна такая полезная вещь, как сливной бачок.

Несколько тысяч лет тому назад наука и техника Китая уже достигли довольно высокого уровня развития, китайские ученые внесли значительный вклад в развитие мировой науки и техники.

Мировой известностью пользуются китайский шелк, керамические и фарфоровые изделия, знаменитая Великая стена длиной в 1000 км, замечательные образцы дворцово-парковой архитектуры.

Китайская культура подарила мировой цивилизации четыре великих открытия: изобретение бумаги, книгопечатания, компаса и пороха.

Еще в Древнем Китае был составлен звездный каталог с перечислением 118 созвездий и 783 звезд. Впоследствии знаменитый астроном Чжан Хэн уточнил эти данные: он разделил небесный свод на 124 созвездия и определил количество видимых звезд - 2500. Всемирную известность получила средневековая карта звездного неба, высеченная на большом камне и хранящаяся в храме Конфуция в городе Сучжоу близ Шанхая (провинция Цзянсу). На карте обозначены группы из 28 созвездий и названо 1565 звезд.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Древние цивилизации. Под общей ред. Бонгард-Левина Г.М. М., Мысль, 1989

2. Дмитриева Н.А Краткая история искусств М., Искусство, 1985

3. Лурье С.А История Китая С.-Пб, Издательство Санкт-Петербургского университета, 1993

По представлениям китайцев, вся природа создалась из Хаоса, состоявшего из мельчайших частиц ци. Сначала легкие и светлые частицы ян поднялись наверх – из них образовалось Небо. Затем из осевших вниз тяжелых и темных частиц инь Земля.


Силу ян соотносили с небом, солнцем, теплом, светом, сильным мужским началом, левой стороной, инь – со всеми противоположностями Символ ян-инь в окружении триграмм вешали на дверь в качестве амулета, призванного не впустить в дом демонов.

Взаимосвязью ян-инь порождены все предметы и явления в природе и жизни. Ян немыслимо без инь, одно неизбежно чередуется с другим (лето – зима), борется с другим (тепло – холод, добро - зло) и т.д., что обусловливает бесконечное многообразие в природе.

Ян и инь соотносятся в китайской космологической символике со стихиями Огня и Воды. Цикл их взаимных превращений имеет две промежуточные стадии – стихии Металла и Дерева. Четыре стадии превращений (вода рождает дерево, оно огонь, он землю, она металл, металл - воду) образую круг, имеющий, как любая окружность, центр. Его эмблема – Земля. В итоге получаются пять фаз мирового цикла. В европейской литературе эта пятичастная структура называется системой пяти первоэлементов (стихий).


Пятеричность лежала в основе всеобщей классификации вещей, которая связывала воедино физический мир и все стороны человеческой деятельности. Пять благ (долголетие, богатство, здоровье, добродетель, естественная смерть), пять добродетелей, пять чувств, пять цветов, анатомических органов, характеров человека, вкусовых ощущений и т.д.

Космологическую семантику имели практически все виды общественной, прикладной и интеллектуальной деятельности китайцев.

3. Движущей силой китайской истории выступали хозяйственно-экономические процессы. Они были обусловлены географическими, экологическими и социальными факторами. 80% территории Китая – горный рельеф – поэтому китайская цивилизация была лишена возможности экстенсивного хозяйственного развития. Главный ареал землепользования – бассейн реки Хуанхэ – допускал предельный демографический объем населения в 60 млн. чел. Многолетние внутренние опустошительные войны уменьшали численность населения, появлялись свободные земли. Но как только земельные фонды исчерпывались, а объем населения приближался к предельно допустимому уровню, наступала стадия стагнации очередной правящей династии.

Для того, чтобы понять как уникальность китайской цивилизации, так и ее в целом, надо знать, что европейские критерии знания, тип и методы мышления, противоположны китайским.

В Европе пропасть между духом (это была область религии) и материей (ею занималась наука) была непре­одолимой. Это привело, например, западное искусство к крайностям религиозной символики и натуралистичности изображения. Китайцы же не создали собственно естественных наук. Они развивали уникальную концепцию царст­ва духовности, не отличающегося от царства материи. Поэтому, в частности, китайская живопись не могла быть религиозной и личностной.

Мыслью Западной Европы с трудом воспринималась идея присутст­вия духа в безжизненном предмете. Ибо отличие человека от неодушев­ленных вещей – отсутствие у вещей сознания. Для китайцев же все вещи имеют Дао. Так, художник изображал в силуэте горы ее душу. Все и неодушевленные существа живут своей жизнью (у цветов, к примеру, есть свои сны, непохожие на человеческие).

Для современного европейца развитие измеряется посредством похожих единиц времени, их отсчет и подсчет производятся в соотнесении с конкретным моментом (рождение Христа, например).

Китайское традиционное летосчисление основано на лунно-солнеч­ном календаре. Продолжительность месяца определялась периодом полного обращения Луны вокруг Земли – 29 суток. Разрыв между продолжительностями лунного и солнечного месяцев регулярно заполнялся добавлением к 12 лунным месяцам тринадцатого (по типу 29 февраля в Европе).

Дата начала нового года в китайском календаре может варьироваться, она определяется по астрономическим выкладкам – конец европейского января – начало февраля.

Читайте также: