Романтический историзм карамзина кратко

Обновлено: 08.07.2024

Скотт закончил Эдинбургский университет, стал адвокатом. Заведовал монетной коллекцией Эдинбурга, любил памятники материальной культуры прошлого. Потом С. был назначен шерифом того округа, где некогда жил клан его рода. Чиновник, он любил собирать древние баллады и песни о защитниках шотландской вольницы.

"Уэверли" повествовал о событиях шестидесятилетней давности. Конечно, за этот период в Шотландии многое изменилось; однако древние нравы, ведущие свое происхождение от предыдущих эпох человеческого общества, сохранились в своей первобытной чистоте. Что же такое современность и можно ли противопоставлять ее прошлому с той категоричностью, с какой это делали классики и просветители XVIII века? По мнению Скотта, в современности заключены следы многих прошедших эпох и старых культур. В ней борются социальные силы, каждая из которых имеет свои глубокие корни в истории. Поэтому рассматривать современность вне истории невозможно, а следовательно, всякий романист, изображающий общество, является вместе с тем и историком. Так Скотт приходит к одному из основных принципов своей эстетики.

Впрочем, историческая точность не была целью Виньи. Он не столько стремился воскресить определенную историческую эпоху, сколько дать на историческом фоне вечные человеческие типы, в борьбе которых реализуется схватка мировых, абсолютных начал. Для романтика Виньи это были Багородство и Низость, Самоотверженность и Самолюбие. Предельным воплощением этих начал в романе являются образы главных действующих лиц – кардинала де Ришелье, фактического правителя Франции, поставившего себе в задачу свести на нет политическую самостоятельность дворянства, и молодого любимца короля Людовика 13 маркиза де Сен-Мара, олицетворения отваги, благородства и самопожертвования, возглавившего заговор против всесильного министра. Исторический Ришелье немало потрудился над завершением процесса образования единого национального государства. Исторический Сен-Мар был заурядной личностью, ставшую пешкой в руках дворцовых интриганов – герцогов Орлеанского и Бульонского.

Это переосмысление роли исторических личностей не случайно. Виньи, по всей видимости, разделял взгляды о круговоротном, а не поступательном характере человеческого прогресса; отсюда – соображения о прогрессивности той или иной политики для него лишены всякого значения. Виньи считает, что цель исторического романа – дать нравственное изображение прошлого. Именно в этом, а не в мелочной верности фактам, будет историческая правда.

Можно подумать, что Сен-Маром как заговорщиком движут узко эгоистические интересы: не имея права по своему положению в феодальной иерархии на руку принцессы королевской крови, он возглавляет заговор, в случае успеха которого он станет первым лицом в государстве и равнородным супругом Марии. Действительно, для Сен-Мара заговор единственный путь к супружеству с Марией, но это не единственная преследуемая им цель. Ришелье стал врагом Сен-Мара еще до их личной встречи - с тех пор, как в замке Сен-Маров по доносу одного из гостей был арестован и брошен в Бастилию за свои громогласные, но в сущности бессильные поношения кардинала престарелый маршал де Бассомпьер. Чувство ненависти к кардиналу получает подкрепление, когда проездом в Париж через городок Луден Сен-Мар вовлекается в события, связанные с фальсифицированным по указанию Ришелье процессом Урбена Грандье по обвинению в колдовстве и сожжением осужденного. Для Сен-Мара Ришелье это прежде всего низкая личность, неправыми средствами (ложь, коварство, вероломство, убийства, пытки) творящая неправое дело присвоения себе власти монарха во имя удовлетворения нечеловеческого честолюбия.

Характер отношений Сен-Мара и Марии в романе Виньи имеет определенный подтекст. Сначала можно подумать, что перед нами очередная разновидность литературной истории любви возвышенного романтического героя к несколько поверхностной светской красавице. В действительности замысел Виньи глубже. С образом Марии в творчество Виньи входит тема исконного непонимания женщиной духовного и творческого поиска мужчины (да ладно – п.а.) Возвышенная личность может рассчитывать только на союз с равным, даже если тот не разделяет полностью ее взглядов, как благородный де Ту, которому различие убеждений не мешает разделить судьбу своего юного друга Сен-Мара вплоть до эшафота, на который они всходят, подобно христианским мученикам времени Нерона Гервасию и Протасию.

Творчески усвоив элементы сентиментализма в предшествующей русской литературе, Карамзин смог теоретически обосновать приниципы сентиментализма и воспроизвести их в своей литературной практике. В его произведениях дворянский сентиментализм нашел свое наиболее полное выражение.

Карамзин часто прибегает к словесным повторам, эпитетам, выражающим эмоциональность или созерцательность героев, и другим выразительным поэтическим средствам.

Значение творчества Карамзина выходит за рамки сентиментализма, за границы XVIII века, поскольку оно оказало сильное влияние на литературу первых трех десятилетий XIX века.

В конце XVIII века в литературе возникает новое литературное направление - сентиментализм.




Творчески усвоив элементы сентиментализма в предшествующей русской литературе, Карамзин смог теоретически обосновать приниципы сентиментализма и воспроизвести их в своей литературной практике. В его произведениях дворянский сентиментализм нашел свое наиболее полное выражение.

Карамзин часто прибегает к словесным повторам, эпитетам, выражающим эмоциональность или созерцательность героев, и другим выразительным поэтическим средствам.

Значение творчества Карамзина выходит за рамки сентиментализма, за границы XVIII века, поскольку оно оказало сильное влияние на литературу первых трех десятилетий XIX века.

КАРАМЗИН СТАРИННАЯ ШУТКА К ПОРТРЕТУ Н. М. КАРАМЗИНА\\ Он дома - иль Шолье, иль Юм, или Платон; \ Со мною - милый друг; у Вейлер - Селадон; \ Бывает и игрок - когда у Киселева, \ А у любовницы - иль ангел, или рева. Иван Дмитриев 1790-е годы

КАРАМЗИН Пускай Державин всех в восторг приводит дух; \ Пускай младый герой, к нему склоняя слух, \ Пылает и дрожит, и ищет алчным взглядом\ Копья, чтобы лететь потрясть землей и адом. Иван Дмитриев 1795 ПОСЛАНИЕ К Н. М. КАРАМЗИНУ

КАРАМЗИН Друзья! на что смущать еще прах неостылый\Бессмертного творца? \Пускай парит любовь над мирною могилой; \Он ближних никогда не огорчал сердца. Сергей Глинка 1828 К ПРАХУ Н. М. КАРАМЗИНА

КАРАМЗИН Не всходил на верх Салева\ По следам Карамзина; \ Не видал, хоть из окна, \ Живописного Монблана -\ Гор царя и великана. Петр Вяземский 1855 Поскупись, судьба талана\

Карамзин НА ЮБИЛЕЕ Н. М. КАРАМЗИНА \Великий день Карамзина Мы, поминая братской тризной, Что скажем здесь перед отчизной, I In что б откликнулась она? Федор Тютчев 1866

Карамзин Никто из нас не Карамзин -\А был ли он, а было ль это -\Пруды и девушки вблизи\И благосклонные поэты. Геннадий Шпаликов Поэтам следует печаль,

КАРАМЗИН Считай, что я живу в Константинополе, \ Куда бежать с семьею Карамзин\ Хотел, когда б цензуру вдруг ухлопали\ В стране родных мерзавцев и осин. Александр Кушнер Считай, что я живу в Константинополе,

КАРАМЗИН Творцу - что влил стремленье\К любви всем тварям в дух. \И ты, сидя при розе, \Так, дней весенних сын, \Пой, Карамзин! - И в прозе\Глас слышен соловьин. Гаврила Державин 1791 ПРОГУЛКА В САРСКОМ СЕЛЕ

КАРАМЗИНА Что нужды? смело вдаль, дорогою прямою, \Ученью руку дав, поддержанный тобою, \Их злобы не страшусь; мне твердый Карамзин, \Мне ты пример. Что крик безумных сих дружин? Александр Пушкин К ЖУКОВСКОМУ

карамзинНикто из нас не Карамзин -\А был ли он, а было ль это -\Пруды и девушки вблизи\И благосклонные поэты. Геннадий Шпаликов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Просветительская философия и историзм Карамзина

Курманбаева Л.Н.,

учитель истории и обществознания МАОУ гимназии № 22

Каковы предпосылки просветительской философии Карамзина?

С гуманистических позиций развивая идею единства исторического пути России и Европы, Карамзин в то же время постепенно убеждается в существовании особого для каждого народа пути развития, что и подвело его к мысли обосновать это положение на примере истории России. Изучение творчества историка-философа приводит к мысли о противоречивости его взглядов. Карамзин был сторонником идеи божественного творения и вмешательства Бога в судьбы людей, но в то же время его религиозность не мешала пониманию роли наук и просвещения в прогрессе общества. Он оправдывал общественое неравенство, был монархистом по своим взглядам, рассматривал историю России как историю русского самодержавия.

Осуществляя свой масштабный замысел создания первого основательного труда по истории России, Карамзин, по словам А.С. Пушкина, открыл русским их прошлое, как Колумб открыл Америку. Патриотизм и просветительская ценность деятельности великого историка и философа делают его труды актуальными и сегодня.

Подводя итоги философским взглядам Карамзина, претендующим на просветительскую роль, можно отметить его основные идеи:

В-пятых, критика реформаторского оптимизма и веры в «закономерно-поступательное развитие общества как исторической безответственности. Он акцентирует внимание на том очевидном сегодня факте, что далеко не всякие изменения являются развитием.

Читайте также: