Роман теккерея ярмарка тщеславия своеобразие композиции характер и средство сатиры кратко

Обновлено: 05.07.2024

Блог посвящен классической и современной литературе, а также экранизациям художественных текстов.

четверг, 2 февраля 2012 г.

Художественные особенности романа Уильяма Теккерея “Ярмарка тщеславия”

Если бы У. Теккерей не написал ничего, кроме романа “Ярмарка тщеславия”, он бы одним этим сочинением прославил свое имя в истории мировой словесности. “Ярмарка тщеславия. Роман без героя” (1847) — социально-бытовой и философско-аллегорический роман. Название произведения связано с книгой проповедника XVII века Дж. Бэньяна “Путь паломника”, в которой был использован образ Ярмарки Суеты, где все покупается и продается. Тщеславие — высокомерное стремление к славе, к почитанию. Именно это качество становится основным в представителях изображаемого автором английского общества 1815-1830 годов, поэтому название произведения представляет собой метафору.

Первоначально роман печатался под псевдонимом Микель Анджело Титмарша в течение двух лет в виде ежемесячных брошюр, а в 1848 году произведение были издано отдельной книгой уже под именем автора, издание было проиллюстрировано самим Теккереем.

Далее в произведении попеременно описывается жизнь Эмилии и Бекки на протяжении нескольких десятков лет. Их пути расходятся после знаменитого сражения под Ватерлоо (1815 г.), а потом снова пересекаются. Мы наблюдает взлеты и падения и той, и другой. Но если Эмилия не приспособлена к жизни, так как благосостояние ее отца должно было обеспечить ей надежное место в обществе, то сирота Ребекка сама пробивает себе дорогу в жизни.

Уже в первой главе характеры девушек предстают контрастными: Эмилия пользовалась в пансионе всеобщей любовью — Бекки не любил никто. “Мир — это зеркало, и он возвращает каждому его собственное изображение. (…) если мир пренебрегал Ребеккой, то и она, сколько известно, никогда никому не сделала ничего хорошего” . Но и вполне добропорядочная мисс Седли изображается автором с иронией: “С Эмилией мы будем видеться очень часто, а потому не мешает сказать в самом же начале нашего знакомства, что она была прелестным существом… Так как она не героиня, то нет надобности описывать ее…” Но если при прощании с Эмилией плачут и грустят все обитатели пансиона мисс Пинкертон, то об отъезде Бекки не жалеет никто.

Свою основную задачу автор видел в том, чтобы “суметь по возможности точно воспроизвести ощущение правды” . У. Теккерей не стремился изобразить героев однозначно отрицательными или положительными, он хотел показать сложное взаимодействие разных начал в личности, указать на причины тех или иных поступков. Именно потому что в каждом человеке уживаются достоинства и недостатки, автор никого из персонажей не удостаивает звания героя — идеального человека; писатель считал, что таких людей не существует, это плод вымысла авторов.

У. Теккерей избрал объектом изображения буржуазно-аристократические круги современного ему европейского общества, в котором он не нашел героя, достойного стать главным в романе. На роль героини могла бы претендовать Бекки Шарп: она умна, энергична, обладает сильным характером, находчивостью, обаянием. Но наряду с этим она коварна, лицемерна, корыстна, лишена родительских чувств к своему сыну Родону. Почему Беккки такова? Она — продукт среды, общества, в котором превыше всего ценятся деньги и положение — респектабельность ( способность вызывать к себе почтение, уважение ) Цель Ребекки — стать богатой, респектабельной. Стремясь к этому, она приводит в движение ярмарочную карусель, но подлинной героиней в нравственном плене она не может считаться.

Как на большой ярмарке, в английском обществе первой трети XIX столетия все продается и покупается: люди обогащаются и разоряются, заключают браки и умира ют, гибнут надежды и рождаются новые иллюзии, возникают глубокие чувства и рассеиваются заблужде ния. Характеры Бекки и Эмилии тесно связаны с той средой, с теми условиями, в которых они живут.

Стремясь в мир богатых и респектабельных, Бекки переступает через многие нравственные нормы: она льстит, лжет, присваивает чужое, предает дружбу с Эмилией (Бекки завлекает ее мужа Джорджа), злословит о тех, кто оказал ей поддержку… Но автор показывает, что многие представители изображаемого им общества действуют подобно Бекки Шарп: так коммерсант Осборн, узнав о материальных затруднениях своего приятеля мистера Седли, запрещает своему сыну продолжать отношения с Эмилией, которая из богатой невесты превращается в бедную бесприданницу, а о самом Седли высказывается негативно, хотя последний является крестным отцом Джорджа. Когда Эмилия после смерти свекра становится вновь состоятельной женщиной, люди, прежде забывшие о ней, вновь вторгаются в ее жизнь.

В произведении присутствуют элементы пикарескного романа, так как Бекки — тип авантюристки, она во многом напоминает Молль Флендерс из романа Д. Дефо. Эта молодая женщина стремится к опасным приключениям, к веселью, все это не соответствует чопорным обычаям эпохи. Она никогда не унывает, вершиной ее жизни становится период, когда Бекки является фавориткой влиятельного лорда — маркиза Стайна. Это дает ей возможность вращаться в высших слоях общества, но одновременно формирует к ней недоверчивое и презрительное отношение окружающих. Неудачи героини обусловлены противоречиями ее характера: она желает принадлежать к высшему обществу и одновременно презирает скучное существование великосветских дам; стремится к свободе, но вынуждена лицемерить. Важно, что Ребекка способна и на добрые, благородные поступки: именно она открывает глаза Эмилии на неблаговидное поведение Джорджа Осборна и обращает внимание бывшей подруги на многолетние ухаживания Уильяма Доббина.

В мире аристократов тоже нет героя: так баронет мистер Кроули предстает как ужасный сквалыга, жадный и вредный старик, способный из-за нескольких монет устроить судебную тяжбу: “Среди всех баронетов, пэров и членов палаты общин Англии вряд ли нашелся бы другой такой хитрый, низкий, себялюбивый, вздорный и малопорядочный старик”.

Члены семейства Кроули показаны как малосимпатичные люди: они ведут настоящие баталии в битве за симпатию престарелой мисс Кроули, обладательницы большого состояния: ради денег каждый Кроули готов уничтожить своего конкурента. Так, миссис Бьют Кроули, жена пастора, младшего из братьев, занимается почти что сводничеством, чтобы выставить в невыгодном свете любимца мисс Кроули офицера Родона Кроули, которому тетка собиралась оставить большую часть своего состояния. Она окружает богатую родственницу притворными заботами, но сама старая женщина ей глубоко безразлична.

Другой Кроули — Питт, старший сын сэра Кроули, стремится выставить перед тетушкой в невыгодном свете своего кузена Джеймса, поощряя его тягу к спиртному: “Главная радость для тетушки, — говорил мистер Кроули, наполняя свой стакан, — чтобы гости в ее доме делали все, что им нравится” .

У. Теккерей старался, чтобы характеры его героев при всей их относительной условности не производили впечатления надуманных, неправдоподобных, а были выписаны на мастерски вос созданном фоне социально-исторической действитель ности первой трети XIX в. Судьба каждого человека неотделима от истории, от судьбы нации. Так триумф Наполеона в романе влечет за собой разоре ние и крах семьи Седли, битва при Ватерлоо уносит жизнь Джорджа Осборна. А для Бекки крупная фи нансовая удача (спекуляция на продаже лошадей) связана со всеобщей паникой в Брюсселе во время битвы при Ватерлоо.

Эмилия — образ женщины викторианской эпохи: она кроткая, нежная, пассивная. В ней воплотились черты матери и жены автора. Но это тот социальный тип, чье поведение обусловлено постоянной зависимостью от отца, мужа, сына, даже от подруги. У. Теккерей в отличие от своего современника Ч. Диккенса не скрывает ограниченности Эмилии, ее душевной слепоты и эгоистичности. Она порой не замечает происходящего вокруг нее, так как упорно продолжает поклоняться образу погибшего мужа, которого она в своем сознании идеализировала, поэтому на протяжении многих лет она не замечает и отвергает искреннее чувство преданного ей Уильяма Доббина. Эмилия упивается своими страданиями и не замечает, как тяжело ее родителям. Однако после смерти матери Эмми полностью посвятила себя несчастному отцу, стараясь скрасить его существование. Автор соединил в этом образе достоинства и недостатки, подчеркнув, что они имеют общие истоки: система воспитания, отношение к женщине в обществе.

Образы центральных персонажей контрастны, как контрастны и их судьбы: однообразное существование Эмилии противопоставлено бурной жизни ее школьной подруги; Бекки переживает взлеты и падения, что обусловлено ее непомерным честолюбием. Порой Ребекка выступает как режиссер, тогда как Эмми всегда зависима от окружающих людей, является жертвой или предметом поклонения. У. Теккерей противопоставляет статичность Эмилии и динамичность Бекки. Даже части романа, повествующие об этих героинях, различны: передвижения Эмилии в пространстве незначительны, всегда обусловлены чьей-то волей, внешними обстоятельствами, передвижения Бекки зависят от ее тщеславных замыслов.

Лишь некоторые герои романа избежали язвительных авторских насмешек: преданный Доббин, Джемайма, мисс Бригс, Джейн Кроули. Но Теккерей подчеркнул, что доброта в них сочетается с наивностью, доверчивость с ограниченностью. Все они отличаются смирением, писатель включал в это понятие и христианскую добродетель (всепрощение), и готовность любить. Эти герои тоже не избежали крушения иллюзий, но они сохранили веру в добро и приверженность ему.

Художественной особенностью романа является введение образа Кукольника, который появляется в части “Перед занавесом”, он также был изображен автором на фронтисписе книги, где Кукольник, сидя над ящиком с куклами, рассматривал себя в треснутом зеркале. Это продолжение традиции Г. Филдинга, который в романе о Томе Джонсе проводил параллель между театром и жизнью. Поскольку перед нами разыгрывается кукольная коме дия, не всегда действующие лица могут быть понятны зрителю, их поступки и действия нуждаются в пояснении серьезного и всезнающего кукольника-режиссера.

Но в романе появляется и другой повествователь, он путешествовал по Европе, где и познакомился с героями. То есть образ повествователя в романе дробится: Теккерей как бы демонстрирует разные точки зрения на происходящее, разбавляя повествование иронией и сочувствием.

Автор отказался от многих обязательных для его времени элементов романа (положительный герой-протагонист, счастливый конец), усилил значение образа вездесущего автора, который знает о своих героях все. Это роман реалистический, в котором характеры и судьбы всех героев обусловлены средой и обстоятельствами. Идейное содержание произведения связано с заглавным образом — ярмаркой тщеславия: жизнь в английском обществе 1815-1830 годов подчинена стремлению к тщетной славе, к материальному благополучию, что проявляется в судьбах всех персонажей.

© Елена Исаева

Первоначально роман печатался под псевдонимом Микель Анджело Титмарша в течение двух лет в виде ежемесячных брошюр, а в 1848 году произведение были издано отдельной книгой уже под именем автора, издание было проиллюстрировано самим Теккереем.

Сюжетным центром книги автор делает одну из вечных тем мировой литературы - историю двух женщин, подруг и соперниц. Эмилия и Ребекка - эти две девочки изначально разные, и на протяжении всего повествования автором постоянно подчеркивается различие между ними.

Произведение имеет двуплановую композицию: повествование связано с судьбами двух девушек — Эмилии Седли, дочери биржевого маклера (маклер — посредник при заключении сделок), и Ребекки Шарп, дочери художника и французской танцовщицы.

Ярмаркой тщеславия (Базар Житейской Суеты) назвал автор своё произведение, сравнивая буржуазно-аристократическую Англию с огромной ярмаркой. В романе ощутима сатирическая традиция художественной прозы 18 века (Филдинга, Свифта).

Действующих лиц своего романа Теккерей сравнивает с марионетками, а себя - с кукольником, приводящим их в движение. Кукольник комментирует происходящее, оценивает поступки героев, высказывая свои суждения. В игре марионеток отражены реальные отношения и нравы людей. Возникает обобщённо-аллегорический образ бытия людей – базара житейской суеты,, где среди шума и гама под музыку времени исполняют танец жизни куклы-марионетки. Тема ярмарочного балагана, мотив театральной игры, сценических подмостков, на ктр появляются и исчезают шуты, создают впечатление грустное, побуждая читателя к раздумью.

Композиция имеет 2 плана: 1) судьба Эмили, принадлежащей к буржуазным кругам; 2) история Ребекки (Бекки), не имеющей средств к существованию и стремящейся к верхам общества. Их судьбы переплетаются, сходятся и расходятся, что позволяет проникнуть в разные сферы общества – в дом биржевого маклера в дни процветания и оскудения, в богатый дом коммерсанта, среду аристократических снобов.

Достижение Теккерея-реалиста – образ Беки. Она умна, энергична, обаятельна, красива, имеет сильный характер, но от её зелёных глаз и улыбки становится страшно. Беки коварна, лицемерна и корыстолюбива. Она идёт к своей цели, используя для этого любые средства, приводя своими движениями в действие ярмарочную карусель. Но подлинной героиней в человеческом плане она быть не может.




Колоритны сатирические образы членов семьи Кроули – грубиян Питт, его сыновья и брат Бьют, престарелая миссис Кроули, обладающая состоянием, за ктр грызутся её родственники. Ради денег каждый из Кроули готов на всё. Т.о. это семейство является скоплением враждующих монстров. Здесь особо выделяется Питт Кроули – жестокий, жадный, он не умеет писать и никогда не стремился читать. Однако ревностно относится к самому себе и готов ко всем залезть в карман.

Маркиз Стайн, знатный вельможа, предстаёт перед нами как человек с тёмным прошлым и воровскими замашками. Размеры его богатства соотносимы с его подлостью.

В роман включены исторические события. Бытовые сцены романа чередуются с военными эпизодами, тема войны и тема мира связаны между собой. Историческим этот роман можно считать с той точки зрения, ктр придерживался сам Теккерей. Для него историческое произведение это то, что содержит в себе правдивые картины жизни общества, даёт верное представление о и морали своего времени.

В произведении использован новаторский приём включения в систему образов романа образа автора, наблюдающего за происходящим и комментирующего события, поступки и суждения действующих лиц. Авторский комментарий, звучащая в нём ирония помогают выявить всё достойное осмеяния, уродливое и нелепое, что происходит на подмостках театра марионеток. Авторские отступления служат задаче обличения социальных и нравственных пороков буржуазного общества. Во многих из них проявилось присущее Теккерею скептическое умонастроение.

Ярмаркой тщеславия (Базар Житейской Суеты) назвал автор своё произведение, сравнивая буржуазно-аристократическую Англию с огромной ярмаркой. В романе ощутима сатирическая традиция художественной прозы 18 века (Филдинга, Свифта).

Действующих лиц своего романа Теккерей сравнивает с марионетками, а себя - с кукольником, приводящим их в движение. Кукольник комментирует происходящее, оценивает поступки героев, высказывая свои суждения. В игре марионеток отражены реальные отношения и нравы людей. Возникает обобщённо-аллегорический образ бытия людей – базара житейской суеты,, где среди шума и гама под музыку времени исполняют танец жизни куклы-марионетки. Тема ярмарочного балагана, мотив театральной игры, сценических подмостков, на ктр появляются и исчезают шуты, создают впечатление грустное, побуждая читателя к раздумью.

Композиция имеет 2 плана: 1) судьба Эмили, принадлежащей к буржуазным кругам; 2) история Ребекки (Бекки), не имеющей средств к существованию и стремящейся к верхам общества. Их судьбы переплетаются, сходятся и расходятся, что позволяет проникнуть в разные сферы общества – в дом биржевого маклера в дни процветания и оскудения, в богатый дом коммерсанта, среду аристократических снобов.

Достижение Теккерея-реалиста – образ Беки. Она умна, энергична, обаятельна, красива, имеет сильный характер, но от её зелёных глаз и улыбки становится страшно. Беки коварна, лицемерна и корыстолюбива. Она идёт к своей цели, используя для этого любые средства, приводя своими движениями в действие ярмарочную карусель. Но подлинной героиней в человеческом плане она быть не может.

Колоритны сатирические образы членов семьи Кроули – грубиян Питт, его сыновья и брат Бьют, престарелая миссис Кроули, обладающая состоянием, за ктр грызутся её родственники. Ради денег каждый из Кроули готов на всё. Т.о. это семейство является скоплением враждующих монстров. Здесь особо выделяется Питт Кроули – жестокий, жадный, он не умеет писать и никогда не стремился читать. Однако ревностно относится к самому себе и готов ко всем залезть в карман.

Маркиз Стайн, знатный вельможа, предстаёт перед нами как человек с тёмным прошлым и воровскими замашками. Размеры его богатства соотносимы с его подлостью.

В роман включены исторические события. Бытовые сцены романа чередуются с военными эпизодами, тема войны и тема мира связаны между собой. Историческим этот роман можно считать с той точки зрения, ктр придерживался сам Теккерей. Для него историческое произведение это то, что содержит в себе правдивые картины жизни общества, даёт верное представление о и морали своего времени.

В произведении использован новаторский приём включения в систему образов романа образа автора, наблюдающего за происходящим и комментирующего события, поступки и суждения действующих лиц. Авторский комментарий, звучащая в нём ирония помогают выявить всё достойное осмеяния, уродливое и нелепое, что происходит на подмостках театра марионеток. Авторские отступления служат задаче обличения социальных и нравственных пороков буржуазного общества. Во многих из них проявилось присущее Теккерею скептическое умонастроение.

"Ярмарка Тщеславия" - "роман без героя" - так в подзаголовке Теккерей назвал свою книгу. В этих трех словах он полемически выразил и свой замысел, и свою идейную позицию, и новаторскую творческую задачу, и горький итог своих наблюдений над современным ему обществом. Теккерей нашел для характеристики общества своего времени выразительное название. Принятый теперь его перевод не является единственно возможным. В первом русском издании роман назывался "Базар житейской суеты", в другом - "Ярмарка житейской суеты", и это, пожалуй, точнее передает смысл английского названия.

Содержание
Работа содержит 1 файл

контрольная заруба.docx

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Красноярский государственный педагогический университет

имени В.П. Астафьева

Контрольная работа по зарубежной литературе XIX на тему:

Никанорова Тамара Маратовна

Аллегорический смысл названия романа……………………………….4

Анализ сатирических приемов и авторской речи………………………8

Список используемой литературы……………………………………. 12

Аллегорический смысл названия романа

"Ярмарка Тщеславия" - "роман без героя" - так в подзаголовке Теккерей назвал свою книгу. В этих трех словах он полемически выразил и свой замысел, и свою идейную позицию, и новаторскую творческую задачу, и горький итог своих наблюдений над современным ему обществом. Теккерей нашел для характеристики общества своего времени выразительное название. Принятый теперь его перевод не является единственно возможным. В первом русском издании роман назывался "Базар житейской суеты", в другом - "Ярмарка житейской суеты", и это, пожалуй, точнее передает смысл английского названия. Теккерей заимствовал его у писателя XVII века Джона Баньяна, который в своем аллегорическом повествовании "Путь паломника" изобразил странствие своего героя в Град Спасения. На долгом и тернистом пути туда странник, в частности, попадает на "ярмарку житейской суеты", где можно купить все, что угодно: дома, земли, титулы, жен, мужей. Используя этот аллегорический образ, Теккерей заклеймил продажность буржуазного общества своего времени. Смысл названия был легко понят современниками, ибо книга Баньяна, после Библии и наряду с "Потерянным раем" Мильтона, была самым популярным благочестивым чтением. Роман представлял собой новое слово в истории жанра, и Теккерей не преминул подчеркнуть это в подзаголовке: "Роман без героя". До него прозаические повествования строились как рассказ о судьбе героя или героини. Так было у Сервантеса и Дефо, у Ричардсона и Фильдинга, у Вальтера Скотта и Диккенса. Внешне Теккерей сохранил этот принцип, создав повествование о судьбах двух женщин - Бекки Шарп и Эмилии Седли. Но до Теккерея герой или героиня были не только формальным центром повествования. Их судьба служила цели - прямо или косвенно утвердить определенную мораль. Например, у Диккенса в центре фабулы всегда стоит герой или героиня, воплощающие нравственное начало. Чаще всею они жертвы жестокости, обмана и эксплуатации, но их испытания по большей части завершаются достижением благополучия. Однако даже печальная судьба героя или героини песет в себе достаточно ясное утверждение добра как нормы жизни и осуждение зла как отклонения от нормы.

В "Ярмарке тщеславия" никто из персонажей не является носителем положительного нравственного начала. В романе есть персонажи, не причиняющие никому зла, как, например, Эмилия Седли. Верная и любящая женщина, она не знает подлинной цены окружающим, и прежде всего заблуждается в отношении красавца Джорджа Осборна, которому жертвует лучшие годы своей жизни. Беззаветно любя его, она даже не подозревает, что нелюбима им и что он не успел изменить ей только потому, что погиб в битве при Ватерлоо. Эмилию нельзя уподобить диккенсовским героиням, жертвам обмана или несправедливости, ибо она жертва самообмана, проистекающего из незнания жизни и непонимания людей. Она слишком романтична и эмоциональна, чтобы разобраться в том, каковы люди на самом деле.

Самый положительный персонаж романа - майор Доббин, ибо он не только не причиняет никому зла, - он активен в своем стремлении к добру и в особенности в желании помочь Эмилии, которую любит настолько бескорыстно, что устраивает ее брак с Джорджем, готовым было покинуть ее, когда отец Эмилии разорился. Чем-то напоминающий диккенсовских милых и добрых чудаков, Доббин никак не годится в герои. И он, подобно Эмилии, любит призрак, воображаемое существо; Эмилия любила свое представление о Джордже, а Доббин - свое представление об Эмилии. Таковы лучшие люди из числа увиденных Теккереем на житейской ярмарке.

Особое место в художественной системе романа занимает образ Бекки Шарп, недаром принимаемой порой за героиню книги. Красивая, умная, ловкая, с самых юных лет она поставлена в такое положение, что может достичь своей жизненной цели лишь хитростью, лестью и обманом. Обладая не меньшими достоинствами, чем ее сверстницы, она, однако, постоянно испытывала унижения из-за своей бедности. Целью ее жизни стало вырваться из зависимого положения и самой стать одной из тех, кто повелевает и помыкает другими. Все это прикрывается показной скромностью, угодливостью, постоянным стремлением оправдать свое поведение вполне приличными и даже добродетельными мотивами. Бекки разделяет с окружающей ее средой общую склонность к лицемерию. А Теккерей с восхитительной иронией обличает эту черту и в ней, и в других персонажах.

Английским писателям в силу особо сложившейся национальной традиции было свойственно размышлять о моральных качествах людей. В романе Теккерея нет безусловно порочных, но нет и абсолютно идеальных людей. Созданные им образы людей сложнее, многограннее. Социальные и нравственные проблемы, которые Теккерей хотел поставить перед читателем, показаны им в занимательном повествовании о жизненных судьбах двух женщин. Он проследил их жизненные пути от вступления в самостоятельную жизнь до пожилого возраста. Не отвлеченные вопросы общественной нравственности, а реальные человеческие судьбы - вот что хотел во всей наглядности представить читателям Теккерей. Автор отказался от привычной "романической" фабулы. Он без прикрас изобразил, как вышли замуж Эмилия и Бекки, какой была их жизнь с мужьями, показал и вдовство Эмилии, и разрыв Бекки с мужем. Его персонажи отнюдь не живут одной любовью, как в произведениях романтиков. Их чувства могут быть глубоки и сильны, но нередко к ним примешиваются и практические соображения, ибо они осуждены жить в мире, где имущественные и денежные интересы, а также понятия о престиже и ранге играют важнейшую роль.

Пока читатель наблюдает, как развиваются истории Бекки и Эмилии, перед ним постепенно разворачивается панорама этой ярмарки житейской суеты. Он видит провинциальных помещиков и городских аристократов, буржуа старого закала, как старый Седли, лишенный жизненной хватки, столь нужной в нынешнее время, - но зато она есть в избытке у старшего Осборна, который хоть кого предаст и продаст ради своей выгоды. Вокруг них роятся всякие людишки, и каждый хлопочет о том, как выгодней устроиться. Иные фигуры лишь мелькают перед читателем, другие выходят на первый план, но и те и другие равно являются малыми и большими воплощениями законов этого мира эгоизма и корысти.

Нельзя не задаться вопросом: неужели вся эта суета, эти интересы и стремления, лишенные человеческой значительности, неужели это и есть настоящая жизнь? Теккерей с самого начала настраивает на такой лад, когда выводит кукольника, обещающего показать представление марионеток. На подлинную жизнь, какой она должна и могла бы быть, ярмарка житейской суеты мало похожа. И люди на этой ярмарке чаще всего действительно куклы: у них яркие наряды, а внутри труха.

Теккерей проникся скептическим отношением ко многому, что его окружало. Впитав высокие идеалы гуманности, он смолоду мог видеть, что им нет места в буржуазной действительности. Общество жило внешне деятельно и даже бурно, но за шумом и сутолокой скрывалась пустота. Люди посвящали жизнь бесплодным стремлениям. И Теккерей пришел к убеждению, что все в мире - "суета сует и всяческая суета".

Анализ сатирических приемов и авторской речи

Сатирические обобщения Теккерея имеют определенный социальный смысл, они антибуржуазны по своему характеру. Его смех заключал в себе большую разрушительную силу, был направлен против господствующих классов, на все привилегированные слои английского общества вплоть до самых верхов.

Образы, созданные художником-реалистом большого дарования, показывают, как тщеславие и денежные интересы проникают не только в общественные, но и в семейные и личные взаимоотношения, как они уродуют людей, толкают их на скрытые, а порой и совершенно открытые преступления.

Коммерсанты и банкиры, так же как и джентльмены, возводящие свой род к Вильгельму Завоевателю, рисуются как персонажи одной и той же неприглядной комедии: формы, их жизни, поведения различны, но сущность одна. Так же, как счастье душевно хрупкой Эмилии Седли зависит от положения дел ее отца на бирже, так надежды всех без исключения членов семейства Кроули зиждятся на получении наследства старой родственницы мисс Кроули. Пит Кроули-младший по существу руководствуется теми же принципами, что и Осборн Старший – здесь, как и всюду, разница лишь в формах, ибо в основе всего – богатство. Циничный деспотизм лорда Стайна в семье покоится на тех же основаниях, что и деспотизм старика Осборна: тот и другой держат в зависимости близких, обладая над ними властью собственника, хозяина и распорядителя материальных благ. Деньги так же всесильны в буржуазных кварталах Лондона, как и в его аристократических особняках.

Теккерею было близко XVIII столетие. Повествуя о судьбах двух героинь, он имеет перед собой образец романа нравоописательного. Характеры Бекки и Эмилии тесно связаны с той средой, с теми условиями, в которых они живут. Теккерей заботится о том, чтобы характеры его героев при всей их относительной условности не производили впечатления надуманных, неправдоподобных, а были выписаны на мастерски воссозданном фоне социально-исторической действительности первой трети XIX века. Судьба каждого человека оказывается неотделима от истории, от судьбы нации.

Триумф Наполеона в романе влечет за собой разорение и крах семьи Седли, битва при Ватерлоо уносит жизнь Джорджа Осборна. В то же время для Ребекки крупная финансовая удача (спекуляция лошадьми) связана со всеобщей паникой в Брюсселе во время битвы при Ватерлоо.

Одним из центральных образов является в романе образ Ребекки Шарп.

Незаурядные умственные способности Бекки направлены на достижение не только корыстных, но и сомнительных целей. Настойчиво прокладывая себе дорогу к счастью, в том его понимании, которое в ней воспитала среда, Бекки приходит в конце своего жизненного пути к пороку, граничащему с преступлением (подозрительные обстоятельства смерти Джоза Седли), причем читателю ясно, что такова логика последовательного развития эгоизма и своекорыстия.

Бекки рисуется Теккереем в манере его ранней сатирической повести – манере шаржа. Ее образ лишен тех смягчающих человеческих черт, которые есть в портретах других действующих лиц романа. Она не любит никого, кроме самой себя, равнодушна даже к собственному ребенку. Она плачет непритворными слезами только один раз, когда узнает о том, как просчиталась, заключив брак с младшим сыном сэра Питта Кроули, тогда как могла бы выйти за отца и стать лэди Кроули и хозяйкой всего его состояния.

Особенно ярко проявляется мастерство Теккерея в раскрытии диалектики характеров таких персонажей как Осборн-старший, капитан Родон Кроули и его тетушка, майор Доббин.

Автор рисует незабываемый по реалистической силе портрет Осборна-старшего. Это лондонский делец, человек беспредельно деспотичный в осуществлении своей власти, основанной на богатстве. Он привык расценивать все только на деньги и все определять деньгами. Осборн лишает сына наследства и проклинает его за вступление в брак с дочерью разорившегося Седли – его бывшего благодетеля. Вместе с тем Теккерей показывает нестерпимые душевные мучения, которые терпит отец Джорджа, когда он после потери единственного и любимого сына следует тем принципам собственника, которые воспитало в нем общество и которые он считает нерушимыми.

Капитан Родон Кроули – недалекий отпрыск дворянского семейства, игрок и дуэлянт, охотник и ловелас, избалованный аристократическими связями и перспективами наследства богатой тетки, убедительно рисуется в то же время меняющимся под воздействием подлинной и глубокой любви к жене, а позднее к сыну. Портрет Родона становится не только глубоко волнующим, но и почти величественным, когда он, убедившись в измене жены и в гнусности роли, которую она вместе со своим титулованным любовником заставляет его играть, восстает и, избив маркиза Стайна, уходит из дома, опозоренного ложью, продажностью, цинизмом и лицемерием.

Не менее реалистичен данный в противоречивых оттенках портрет старой тетушки Кроули, сочетающей мнимый республиканизм и вольнолюбие, восхищение Сен-Жюстом и Вольтером с самодурством избалованной богатством и аристократическими привилегиями барыни.

В бездушном и жестоком мире собственников и эгоистов лишь один герой дан писателем с несомненным сочувствием и теплотой – это Доббин – истинный джентльмен, как его называет автор. Доббин выделяется среди окружающих его людей и не укладывается в ту систему отношений, которая торжествует вокруг него. Это своего рода Дон Кихот в современной буржуазной Англии. В то же время, рисуя Доббина с наибольшем симпатией, автор и его не освобождает от непривлекательных черт. Возвышенной и одновременно смешной выглядит привязанность героя к пустой и ограниченной Эмилии, не способной оценить его чувств.

Особую силу приобретает язык Теккерея в речевой характеристике. Она выступает в романе чрезвычайно существенны средством раскрытия реалистических портретов. Речь различных персонажей предельно индивидуализирована, тонко передает различные оттенки социальной характеристики.

Читайте также: