Суть тоталитарной теории кратко

Обновлено: 05.07.2024

Тоталитаризм — это система государственной власти, которая основана на всеобъемлющем (тотальном) контроле государства над всеми сферами жизни общества и человека. Обоснованием тоталитаризма служит принцип социального конструктивизма, который фиксирует возможность радикального преобразования общества и человека, осуществляемого с определёнными целями (как правило, утопического характера) по определённым социально-политическим программам. Таким образом, отправной точкой тоталитарной модели является декларация некоторой высшей цели, во имя которой политический режим убеждает и/или принуждает общество расстаться со всеми традиционными (политическими, правовыми, культурными и другими) моделями. После подавления традиционных общественных институтов и замещения их тоталитарно-бюрократическими структурами, основная часть общества методами убеждения и принуждения объединяется (мобилизуется) в стремлении пожертвовать любыми другими целями ради достижения главной. В рамках этой модели высшая цель, как правило, имеет [рациональное] философско-теоретическое обоснование, а стремление к высшей цели составляет идеологическую основу [тоталитарной] политической системы. Сама тоталитарная власть при этом получает гипертрофированное развитие и полностью поглощает гражданское общество.

К наиболее характерным признакам тоталитарных политических систем относятся следующие:

Начиная с середины годов понятие тоталитаризма начали использовать и критики советской политической системы, указывая на определённые черты сходства между политическими системами СССР, Италии и Германии. Отмечалось, что во всех трёх странах установились репрессивные однопартийные режимы во главе с сильными лидерами (И. В. Сталиным, Б. Муссолини и А. Гитлером), стремящиеся к всеобъемлющему контролю, отрицающие культурную традицию и призывающие упразднить институты общества во имя тех или иных высших целей. В конце годов некоторые из разочаровавшихся в советской системе западных мыслителей (в частности, Ф. Боркенау, А. Кёстлер, Дж. Оруэлл, Ю. Лайонс, Дж. Дьюи, У. Липпман, К. Гувер), стали распространять понятие тоталитаризма на политический режим, созданный И. В. Сталиным в СССР, придавая ему негативно-осуждающее эмоционально-оценочное звучание.

Различные авторы также относят к тоталитарным такие режимы как Иезуитское государство в Парагвае (), правление Франсиско Франко в Испании (), Антониу ди Салазара в Португалии (), Мао Цзэдуна в Китае (), Энвера Ходжи в Албании (), Ким Ир Сена и Ким Чен Ира в Северной Корее (), Хо Ши Мина во Вьетнаме (), Иди Амина в Уганде (), Пол Пота в Камбодже (), Рухоллы Хомейни в Иране (), Саддама Хусейна в Ираке (), Исламского движения Талибан в Афганистане ().

В отличие от полицейского государства (в котором меры по поддержанию порядка проводятся согласно установленным процедурам), — в тоталитарных режимах у правоохранительных органов была широкая свобода действий, что обеспечивало их непредсказуемость и подконтрольность руководству страны. Поскольку, согласно тоталитарной модели, стремление к высшей цели было идеологической основой всей политической системы — о её достижении никогда не могло быть объявлено. Это означало, что идеология занимала подчинённое положение по отношению к лидеру страны и могла им произвольно трактоваться; по ситуации.
Другим выводом теории является обоснование организованного и масштабного насилия против определённой многочисленной группы (например, евреев в нацистской Германии или кулаков в сталинском СССР). Эта группа обвинялась во враждебных действиях против государства и в возникших трудностях.

Тоталитаризм – это политический режим, для которого характерен тотальный контроль государства над всеми сферами жизни общества (духовную, социальную, экономическую и политическую).

Тоталитаризм стал продолжением традиционного авторитаризма, который выходит на качественно новый уровень благодаря использованию в начале XX в. технологического развития, изменений в социальной структуре – то есть в результате промышленной революции. Большая часть населения из деревень и малых городов переезжает в промышленные центры, заменяя традиционные модели общественной жизни новыми, которые основаны на анонимности жизни в большом городе и не предполагают индивидуального подхода к гражданам.

Классические тоталитарные движения формируются в контексте массовой демократии, распространившейся в развитых странах, а технологии позволяют осуществлять массовый террор, контролировать экономическую жизнь и осуществлять всестороннюю пропаганду. Тоталитаризм выступает за непризнание и противодействие внутренним противоречиям в обществе, за возвращение к представлению о его единстве.

Истоки концепции тоталитаризма

После Первой мировой войны трём идеологиям удалось утвердиться в качестве фундаментальных для соответствующих тоталитарных режимов:

  • коммунизм – в России с 1917 г.;
  • фашизм – в Италии в 1922 г.;
  • национал-социализм – в Германии в 1933 г.

Между тем концепция тоталитаризма нашла своё отражение в общих внутриполитических дебатах в Италии. Например, католическая народная партия вокруг Луиджи Стурцо, используя этот термин, приравнивала лагеря фашистов и коммунистов, поскольку оба они отвергали парламентскую демократию.

После заключения пакта Риббентропа-Молотова в 1939 г. советский коммунизм стал включаться в тоталитарные режимы. Коммунизм перестали относить к тоталитаризму во время Второй мировой войны в западных странах, которые были союзниками Советского Союза.

Но всё возобновилось с началом холодной войны. В этот период сформировалась общая концепция тоталитаризма, в которой важную роль играли немецкие политические эмигранты, такие как Ханна Арендт, Карл Иоахим Фридрих, Франц Боркенау и Ганс Кох. Он стал основой антитоталитарной идеологии с акцентом на антикоммунизм, который, в отличие от ранней критики тоталитаризма левыми антифашистами, теперь основывался на традиционном либерализме.

Из-за своей крайности и зависимости от постоянного конфликта с другими странами, а также с элементами в своей собственной стране тоталитарные режимы не могут существовать долго или имеют тенденцию становиться умеренными и идти на компромисс с реальностью.

Исторические примеры тоталитарных режимов:

  • режим Сталина в СССР;
  • Мао Цзэдуна в Китае;
  • Ким Ир Сена в Северной Корее;
  • фашистской Италии;
  • нацистской Германии.

Модели тоталитаризма

Существуют различные попытки определить тоталитарные системы путём определения их характеристик. Общим для этих тоталитарных моделей является то, что они определяют и анализируют тоталитарные системы с точки зрения их структур правления.

Акцент делается не на целях или количестве жертв тоталитарных диктатур, а на механизмах правления таких систем. Наиболее важными являются тоталитарные модели К. Фридриха и З. Бжезинского, Х. Арендт, Э. Кильмансегга и др.

Модель тоталитаризма Карла Фридриха и Збигнева Бжезинского

Збигнев Бжезинский и Карл Фридрих

Политологи Карл Иоахим Фридрих и Збигнев Бжезинский увидели в тоталитарных режимах нечто принципиально новое. Однако, по их наблюдению, различные тоталитарные системы в основном одинаковы и сопоставимы друг с другом.

Суть тоталитарных режимов заключается в их организации и методах достижения полного контроля, а не в стремлении к полному контролю. Тем не менее, не следует представлять тоталитарные системы как статичные структуры, поскольку они подвержены эволюции.

  • универсальная объединяющая идеология, охватывающая все важные области жизни и направленная на создание нового общества, утверждающая, что она единственно истинная;
  • единая, иерархически и олигархически организованная массовая партия (новый тип), обычно возглавляемая человеком (диктатором) и которая либо превосходит государственную бюрократию, либо полностью с ней связана (лишь небольшая часть населения (до 10%) является активными членами партии, а активное меньшинство внутри партии фанатично привержено основной идеологии);
  • система физического и / или психологического террора: контроль и наблюдение за населением, а также за самой партией со стороны тайной полиции (эта полиция сражается не только с реальными, но и с потенциальными противниками);
  • почти полная монополия государства на средства массовой информации;
  • практически полная монополия на использование боевого оружия государством;
  • центральный, бюрократически скоординированный мониторинг и контроль экономики.

Позже Фридрих и Бжезинский указывали на центральную роль технического прогресса в становлении тоталитарного общества.

Модель тотального господства по Ханне Арендт

Она называет следующие критерии тоталитарного правления:

Модель тоталитаризма графа Эриха фон Кильмансегга

Эрих фон Кильмансегг

Политолог Эрих фон Кильмансегг подверг критике модель Фридриха и Бжезинского, которая, по его мнению, не могла объяснить динамику социальных изменений в системе. Согласно Кильманнсеггу, решающей характеристикой тоталитарных систем является монопольная концентрация возможностей влиять на процессы принятия решений в центре управления.

Решающим фактором здесь является не то, что руководство действительно всё регулирует само, а то, что у него есть принципиальная возможность принимать каждое решение самостоятельно и пересматривать решения, которые были приняты вне управления. Также важно то, что тоталитарное руководство не подчиняется никакому контролирующему органу.

Кроме того, важная характеристика тоталитаризма заключается в неограниченном объёме принятия политических решений. Это означает, что политическая система имеет право вмешиваться во все области общественной жизни.

Решающим является набор доступных инструментов санкций и свобода распоряжения этими инструментами. Террор – лишь один из возможных инструментов.

Согласно Килмансеггу, как только монополия на власть установлена, обеспечение монополии (поддержание власти) становится её самоцелью. В тоталитарных системах приоритетом является обеспечение монополии на принятие решений над всеми идеологическими целями правления. Идеология и массовая партия должны только мотивировать, контролировать и обеспечивать легитимацию власти.

Тезис о регрессии тоталитаризма Карла Поппера

Шок этого перехода был одним из факторов, которые способствовали подъёму тех реакционных движений. Они работали и работают в направлении ниспровержения цивилизации и возврата к трайбализму. Это говорит о том, что идеи, которые мы сегодня называем тоталитарными, принадлежат традиции, столь же старой, как и сама цивилизация.

Критика тоталитаризма и тоталитарной идеологии

Критика тоталитаризма и тоталитарной идеологии

Концепция тоталитаризма не охватывает целей, содержания политических систем или мотивацию политических субъектов, а только касается внешних форм и проявлений (таких, как угнетение и преследование политических или других групп).

Таким образом, ряда общих черт (таких, как единая партия, всеобъемлющий аппарат власти, монополия на общение, культ лидера и террор) недостаточно для того, чтобы охарактеризовать правительство как тоталитарное.

В политической науке модели тоталитаризма, которые больше нацелены на структуры правления, теперь дополняются такими концепциями, как политическая религия, например, для объяснения мотивации и мобилизации в рамках тоталитарных систем.

Христианская критика тоталитаризма представлена в философии Х. Яннараса. Он говорит о двух постулатах политики, которые признаются всеми общественно-политическими движениями:

  • способ решения социальных проблем можно определить объективно;
  • есть возможность деятельного, политического осуществления этих решений.

Опасность тоталитаризма, по мнению Х. Яннараса, заключается в следующем:

Христианство отрицает возможность построения идеального общества на земле и видит прямую зависимость качества общества от духовных качеств личности. В основе христианства стоит личность, которая познаёт Бога. Это первично. Общество и государство – вторичны.

Тоталитарные режимы вводят не только запреты, но и требования. Они диктуют человеку, что он должен делать, как думать, где жить, где работать, что писать и говорить – одним словом лишают её не только политической, но и личной свободы. Происходит деперсонализация личности, её деградация.

Содержание

Происхождение и употребление термина


Наибольшее распространение среди специалистов по сравнительной политологии получила модель тоталитаризма, которую в 1965 г. предложили Збигнев Бжезинский . Фридрих и Бжезинский отказались от попыток дать краткое абстрактное определение и вместо этого применили эмпирический подход, согласно которому тоталитаризм представляет собой совокупность принципов, общих для фашистских режимов и СССР периода Сталина. Это позволило им выделить целый ряд определяющих признаков, а также ввести в представление о тоталитаризме элемент динамического развития, — но не возможность системных изменений. В новой трактовке тоталитаризм означал не столько полный контроль государства над деятельностью каждого человека (что невозможно практически), сколько принципиальное отсутствие ограничений на такой контроль.

Советские диссиденты и, после начала перестройки, большинство реформаторов (включая [5] . Использование термина было связано главным образом с отсутствием в советской политологии лексикона, необходимого для критического анализа истории СССР. При этом вопросы природы и стабильности тоталитарного режима играли в возникшей дискуссии вторичную роль; на первом плане было подавление гражданских прав, отсутствие общественных институтов, защищающих человека от государственного произвола, монополия КПСС на политическую власть. Это служило одним из оправданий для призывов к радикальным реформам.

Теория тоталитарного общества

Признаки тоталитарного общества

Приведённый перечень не означает, что всякий режим, которому присуща хотя бы одна из указанных черт, следует относить к тоталитарным. В частности, некторые из перечисленных черт в разное время были также свойственны демократическим режимам. Аналогично, отсутствие какого-то одного признака не является основанием для классификации режима как нетоталитарного. Однако первые два признака и в несколько меньшей степени следующие четыре, по мнению исследователей тоталитарной модели, являются её наиболее яркими характеристиками [3] .

Основные выводы анализа тоталитарной модели

Отправной точкой тоталитарной модели является декларация некой высшей цели, во имя которой режим призывает общество расстаться с всеми политическими, правовыми и общественными традициями. Изучение модели показало, что после подавления традиционных общественных институтов, людей легче сплотить в единое целое и убедить пожертвовать любыми другими целями ради достижения главной. Доминирующая в этих странах идеология объясняла выбор средств, трудности, опасности и т. п. в терминах всё той же цели и обосновывала, почему государству нужны практически неограниченные полномочия. Результатом было обеспечение массовой поддержки режима, подавляющего любое инакомыслие.

В отличие от полицейского государства, в котором меры по поддержанию порядка проводятся согласно установленным процедурам, в тоталитарных режимах у правоохранительных органов была широкая свобода действий, что обеспечивало их непредсказуемость и подконтрольность руководству страны. Поскольку, согласно тоталитарной модели, стремление к высшей цели было идеологической основой всей политической системы, о её достижениии никогда не могло быть объявлено. Это означало, что идеология занимала подчинённое положение по отношению к лидеру страны и могла им свободно трактоваться по ситуации.

Другим выводом теории является обоснование организованного и масштабного насилия против определённой многочисленной группы (например, евреев в нацистской Германии или кулаков в сталинском СССР). Эта группа обвинялась во враждебных действиях против государства и в возникших трудностях.

Теория Ханны Арендт

Основой тоталитаризма Ханна Арендт считала официальную идеологию, которая заявляла о своей способности объяснить все аспекты человеческой деятельности. По её мнению, идеология становилась связующим звеном между отдельными людьми и делала их беззащитными перед государством, в том числе, перед произволом диктатора.

Тоталитаризм и социализм

Людвиг фон Мизес

Причины тоталитаризма

Стремление к полному контролю над обществом было свойствено многим деспотичным правителям. Поэтому в некоторых источниках к тоталитарным режимам причисляются династия Маурья в Индии (321—185 гг. д. н. э.), династия пропаганды). Эти технологии способны обеспечить гарантированную массовую поддержку рукводства страны, в особенности если во главе стоит харизматичный лидер. Несмотря на эти объективные тенденции, тоталитаризм возник лишь в отдельных странах.

Фридрих фон Хайек

Ряд исследователей тоталитаризма ( А. Рэнд , фашизм или трудящихся — коммунизм) в ущерб частным интересам и целям отдельного гражданина. Отсюда, по их мнению, вытекают свойства тоталитарных режимов: наличие системы подавления недовольных, всепроникающий контроль государства над частной жизью граждан, отсутствие свободы слова и т. д.

Тоталитарные тенденции в США

Критика теории тоталитаризма

Ряд специалистов утверждают, что наличие внутрипартийных фракций и появление диссидентского движения в СССР и странах соцблока после смерти Сталина ставит под сомнение корректность классификации этих режимов как тоталитарных [19] . Они полагают, что после смерти тоталитарного лидера режим вступает в фазу, для которой характерен конфликт между интересами различных политических группировок и элементы политического [20] .

Читайте также: