Ролевой репертуар детей кратко
Обновлено: 04.07.2024
Многообразие социальных ролей в юношеском возрасте заставляет подростков стремительно развиваться психологически и морально. С каждым годом количество обязанностей и задач увеличивается. Социальной ролью называют определенную методику поведения, необходимость которой диктует социальный статус человека. В модель входят действия, выполняемые подростком, набор материальных ценностей и приоритетов.
Быстрое развитие социальных ролей в юношеском возрасте приходится на период с 11 до 17 лет. Индивид трансформируется из ребенка во взрослого человека. Он сталкивается со следующими изменениями:
- Поведенческий кризис в переходном возрасте;
- Физиологические проблемы, связанные с половым созреванием.
Подростковый возраст – время активного увеличения числа ролевых значений в обществе.
Какую социальную роль может исполнять подросток: перечень
Основные социальные роли в юношеском возрасте характеризуется полом, родственными связями, деятельностью человека. Кроме основных есть второстепенные роли, которые формируются в конкретных ситуациях, условиях. Выполнение ролевых требований нормируется окружающими людьми, поощрениями и наказаниями. Характерной социальной ролью для старшеклассника является роль:
- Парня, девушки;
- Дочери, сына;
- Сестры, брата;
- Ученицы, ученика;
- Соседа, соседки;
- Подруги, друга.
Если подросток подрабатывает, многообразие социальных ролей в подростковом возрасте дополняется образом работника или работницы, сотрудника или сотрудницы. В зависимости от ситуации выделяют деятельность:
- Пассажира;
- Водителя;
- Пешехода;
- Покупателя;
- Читателя;
- Отличника;
- Двоечника.
Ориентируясь на условия, сложившиеся в определенный момент, можно выделить следующие ролевые обороты:
- Защитника;
- Учителя;
- Провожающего;
- Инициатора;
- Организатора;
- Ответчика;
- Обидчика.
Какая социальная роль типична для старшеклассника – социальная роль ученика
Теория описывает социальные роли в юношеском возрасте кратко. Любой подросток сталкивается с ролью ученика. Впервые он встречается с ней, будучи ребенком. В большинстве случаев только взрослый человек, после окончания университета, перестает быть учеником. Взросление – сложный процесс. Каждый индивид выбирает удобную для себя роль в школьном обществе. Примеры:
- Тихий ученик. Поведение, характерное для интровертов. Дети не нуждаются в обществе и одобрении одноклассников, имеют богатый внутренний мир. Преимущество тихони отдают письменным заданиям, с устными ответами им бывает сложно справляться;
- Стремящийся к лидеру. Общество играет большую роль для ученика. Он сам не обладает качествами лидера, но не желает оставаться в стороне. Готов пойти на риск, чтобы доказать свою преданность авторитетному другу. В будущем такие люди легко поддаются общественному влиянию, им сложно доказывать собственную точку зрения, если нет сильной поддержки;
- Поближе в учителям. Ребенок старается выслужиться перед учителем. Он часто жалуется на одноклассников, не общается с одногодками, редко имеет друзей. Социальная роль учительского друга помогает в учебе, но отрицательно сказывается на социальном положении;
- Позиция лидера. Ребенок должен много знать, чтобы стать лидером. Заслужить уважение подростков достаточно сложно. Такая роль подходит харизматичным, развитым, умным школьникам;
- Хулиганы. Эту социальную роль чаще всего примеряют подростки в седьмом-девятом классе. Таким образом они стараются выразить себя. В большинстве случаев этот период заканчивается в течение нескольких лет. Ребенок находит увлечение, другой способ заинтересовать окружающих.
Социальные роли в юношеском возрасте – таблица
Каждый индивид выполняет персональные, субъективные роли, выбранные им самостоятельно. Человек углубленно изучает какой-либо предмет, посещает различные мероприятия, курсы, дополнительные занятия. После поступления в ВУЗ подросток получает социальную роль студента. Она во многом схожа с линией поведения ученика.
директор учебного заведения в рамках одного статуса может быть руководителем, коллегой, управленцем, учителем, наставником, автором научных статей.
учитель строит отношения с учениками, соблюдая формальные нормы, а наставник использует неформальный подход к ним. Руководитель может быть строг с подчинёнными и не выходить за рамки официального общения, но коллега дружелюбен и участлив.
старшеклассник обязан присутствовать на уроке, но принадлежность к малой социальной группе друзей побуждает его к прогулу.
От представителей каждой из возрастных групп ожидается определённое поведение в разных сферах жизнедеятельности. Несоответствие ролей статусу может вызвать беспокойство и протест общества или малых социальных групп.
Цели и задачи: познакомить со способами связи и взаимодействия индивидов, занимающих определенные социальные позиции (статус) и выполняющих определенные социальные функции (роль); характеризовать социальные статусы и роли.
Конспект урока №
Предмет: ____________________ Класс:_______ Дата проведения___________
ТЕМА: Социальные статусы и роли
Цели и задачи: познакомить со способами связи и взаимодействия индивидов, занимающих определенные социальные позиции (статус) и выполняющих определенные социальные функции (роль); характеризовать социальные статусы и роли.
Планируемые результаты: предметные: применять понятийный аппарат обществоведческих знаний для раскрытия понятий социальная роль, гендерные различия, гендерные установки ', раскрывать сущность социального статуса и социальных ролей; выделять позиции, определяющие статус личности; различать предписанные и достигаемые статусы; описывать ролевой репертуар личности; объяснять причины ролевых различий по гендерному признаку; описывать основные социальные роли старших подростков;
метапредметные УУД — I) коммуникативные: точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии; осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации;
2) регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составлять план действий; владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий; устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения; использовать таблицы, схемы, модели для получения информации; анализировать материал учебника и дополнительный материал;
личностные УУД: формирование и развитие познавательного интереса к обществоведческим проблемам; выражение собственного мнения к проблемам взаимоотношения поколений; осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; развитие творческих способностей через активные формы деятельности.
Оборудование: учебник, пакет с рабочим материалом для работы в группах, проектор, мультимедийная презентация.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Организационный момент
Актуализация опорных знаний
Проверим, насколько хорошо вы усвоили изученный материал.
Перемещение отдельных людей и целых групп в рамках социальной системы:
социальная мобильность
Требование соблюдения определенной дисциплины характерно для:
малой группы 3) формальной группы
неформальной группы 4) первичной группы
Из двух суждений: а) конфликт, затрагивающий интересы большинства государств мира, называется локальным; б) конфликт несет в себе конструктивное начало:
верно только а 3) верны оба суждения
верно только б 4) оба суждения неверны
Из двух суждений: а) основными критериями деления общества на страты социологи считают доход, власть, образование и престиж; б) современные страты являются замкнутыми группами:
Социальное неравенство проявляется в:
различиях между людьми по полу и возрасту
отсутствии разделения труда
распределении материальных благ поровну
наличии привилегий для отдельных групп
Механизмы, способствующие вертикальной социальной мобильности:
образование
перемена места жительства
политическая деятельность
переход на менее престижную должность
надежда на везение, удачу (Проверка выполнения заданий.)
Введение в новый материал
На предыдущем уроке вы познакомились с социальной структурой общества. Сегодня мы рассмотрим проблему социальных статусов и ролей.
Как вы думаете, о чем мы будем говорить?
На какие вопросы нам предстоит ответить?
(Ученики высказывают свои предположения.)
План урока
Социальная позиция человека в обществе.
По признаку пола.
Проблемные вопросы
Что определяет статус человека?
Может ли человек в современном обществе изменить свой социальный статус, если он его не устраивает?
Что мешает взаимопониманию подростков и их родителей?
Работа по теме урока
Социальная позиция человека в обществе
В ходе урока мы будем пользоваться следующими терминами. Социальная структура — совокупность взаимосвязанных элементов, составляющих внутреннее строение общества.
Страта — элемент социальной структуры (социальный слой или группа), объединенный неким общим общественным признаком (имущественным, профессиональным и т. п.).
Социальная группа — совокупность людей, выделенных по социально значимым критериям.
Запись в тетради
Социальный статус — положение человека в социальной структуре общества (группы), занимаемое им в соответствии с возрастом, происхождением, профессией, уровнем образования, полом.
Социальная роль — способ поведения человека, ориентированный на социальный статус.
Совокупность всех статусов человека именуют статусным набором. Например, господин Н. является преподавателем, человеком средних лет, кандидатом наук, ученым секретарем научного совета, заведующим кафедрой, членом профсоюза, членом партии, православным, избирателем, мужем, отцом и т. д.
Большую роль в формировании социального статуса играют понятия:
престиж (влияние, уважение) — оценка обществом или социальной группой общественной значимости тех или иных позиций, занимаемых людьми;
авторитет - степень признания группой людей или обществом личных и деловых качеств определенного человека.
Какие обязательства накладывает на человека высокий статус?
Работая с п. I § 14 учебника, определите виды статусов и заполните таблицу
Социальная роль — модель поведения, ориентированная на определенный статус, это система ожидаемого поведения, которое определяется нормативными обязанностями и соответствующими этим обязанностям правами.
Социальная роль – это ожидаемая в данном обществе модель поведения человека, занимающего определённое место в социальной системе.
Виды ролей.
- Основныероли — семейно- бытовые, профессиональные, общественно-политические (гражданин, семьянин, труженик, собственник, потребитель и т.д.)
- Ситуативная роль (пешеход, пассажир, покупатель, зритель и т.д.)
Социальные роли – обусловлены социальным статусом, профессией или занимаемой должностью.
Особенности социальных ролей:
- Стандартизированы
- Строятся на основе прав и обязанностей( учитель- ученик, работник-директор)
Ролевой набор — совокупность ролей, выполняемых человеком.
- основные роли — семейно-бытовые, профессиональные, общественно-политические.
- ситуационные — пассажира, покупателя….
Требования к той или иной роли выдвигает общество. Они закреплены в правовых и нравственных нормах.
Выполнение социальных ролей общество поддерживает путём поощрения или наказания.
Социальная структура социальной роли.
- Социальные нормы – требования, предъявляемые к поведению человека в соответствии с той или иной ролью.
- Санкции – реакция общества на действия человека в рамках социальной роли, оценка выполнения им этой роли. Санкции побуждают человека к определённому типу поведения.
Подростковый возраст.
Особенности подросткового возраста.
- Анатомо-физиологические изменения (половое созревание, непропорциональность роста массы и длины тела и др.)
- Неустойчивость поведения. Процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Отсюда резкая, часто неадекватная реакция на замечания и на действия взрослых и сверстников. Настроение часто меняется, от приподнятого до угнетенного состояния и наоборот.
- Повышенная утомляемость, что влияет на психическую устойчивость подростков.
- Усиление интереса к противоположному полу.
- Желание отношения окружающих к себе как к взрослому.
- Важное значение имеет положение среди сверстников, отношения с ними. Появление потребности принадлежать к какой-то группе подростков.
- Общение с родителями и родственниками уходит на второй план. Напряженные отношения с родителями.
Примерный ролевой набор подростка:
- роль мальчика или девочки
- роль сына или дочери
- роль брата или сестры
- роль друга или подруги
- роль ученика или ученицы
- роль лидера (например, командир класса, спортивной команды)
Обстоятельства, влияющие на изменение ролей подростка.
- Взаимоотношения с родителями (желание быть самостоятельными и независимыми часто ведёт к конфликтам подростков с родителями; при этом большая часть родителей сохраняет авторитет перед детьми, в те продолжают любить и уважать родителей).
- Взаимоотношения со сверстниками (становятся более глубокими, психологически необходимыми; появляется чувство влюблённости; велико влияние сверстников на систему ценностей и поведение подростка).
Кризис подросткового возраста.
Стадии подросткового кризи са.
Позитивная.
- Постепенное выделение подростком для себя нравственных принципов, идеалов, ценностей.
- Переход о романтически мечтаний к практическому выбору тех интересов, которые будут главными в его жизни.
Негативная.
- Развитие социального взросления ребёнка, требования иных, взрослых отношений с ним со стороны окружающих.
- Разрушение прежних интересов подростка.
- Переживания подростков, часто скрываемые от взрослых (многие ведут личные дневники).
Ролевой конфликт в подростковом возрасте – это конфликт, связанный с выполнением подростком одной или нескольких социальных ролей, которые заключают в себе несовместимость, требования и обязанности, которые подросток не желает выполнять.
Причины ролевого конфликта в подростковом возрасте.
- Высокий уровень притязаний (стремление выделиться, прославиться, стать замеченным) – и низкий социальный статус подростка.
- Старый стиль поведения родителей с подростком, не учитывающий изменения, произошедшие в ребёнке – и появление новых потенциальных возможностей подростка, которые родители пока не замечают.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНОРМАЦИЯ.
Характеристика социальных ролей.
Американский социолог Т. Парсонс выделил следующие характеристики, которые свойственны любой социальной роли:
- по способу получения: предписанные (пол)и достигаемые (должность)
- по степени формализации: формальные (то есть документально подтверждённые, например, ученик) и неформальные (друзья)
- по видам мотивации: мотивами могут служить личная прибыль, общественное благо и др.
- по масштабу: ограниченный масштаб (покупатель-продавец) и большой масштаб (супруги, дети и родители).
Виды социальных ролей по положению и значимости в обществе:
Позитивные роли:
- член семьи
- член коллектива
- специалист и др.
Негативные роли:
- бродяга
- попрошайка
- наркоман
- алкоголик и др.
Значение социальных ролей для человека
Значение социальной роли для человека велико. От того, насколько хорошо усвоит он свои роли, будет зависеть и его положение во обществе. Стремление овладеть как можно большим количеством ролей приводит в к саморазвитию. Чем больше ролей у человека, тем лучше он приспособлен в жизни, тем ему легче адаптироваться в той или иной ситуации.
Читайте также: