Ролевой репертуар детей кратко

Обновлено: 04.07.2024

Многообразие социальных ролей в юношеском возрасте заставляет подростков стремительно развиваться психологически и морально. С каждым годом количество обязанностей и задач увеличивается. Социальной ролью называют определенную методику поведения, необходимость которой диктует социальный статус человека. В модель входят действия, выполняемые подростком, набор материальных ценностей и приоритетов.
Быстрое развитие социальных ролей в юношеском возрасте приходится на период с 11 до 17 лет. Индивид трансформируется из ребенка во взрослого человека. Он сталкивается со следующими изменениями:

  • Поведенческий кризис в переходном возрасте;
  • Физиологические проблемы, связанные с половым созреванием.

Подростковый возраст – время активного увеличения числа ролевых значений в обществе.

Какую социальную роль может исполнять подросток: перечень

Основные социальные роли в юношеском возрасте характеризуется полом, родственными связями, деятельностью человека. Кроме основных есть второстепенные роли, которые формируются в конкретных ситуациях, условиях. Выполнение ролевых требований нормируется окружающими людьми, поощрениями и наказаниями. Характерной социальной ролью для старшеклассника является роль:

  • Парня, девушки;
  • Дочери, сына;
  • Сестры, брата;
  • Ученицы, ученика;
  • Соседа, соседки;
  • Подруги, друга.

Если подросток подрабатывает, многообразие социальных ролей в подростковом возрасте дополняется образом работника или работницы, сотрудника или сотрудницы. В зависимости от ситуации выделяют деятельность:

  • Пассажира;
  • Водителя;
  • Пешехода;
  • Покупателя;
  • Читателя;
  • Отличника;
  • Двоечника.

Ориентируясь на условия, сложившиеся в определенный момент, можно выделить следующие ролевые обороты:

  • Защитника;
  • Учителя;
  • Провожающего;
  • Инициатора;
  • Организатора;
  • Ответчика;
  • Обидчика.

Какая социальная роль типична для старшеклассника – социальная роль ученика

Теория описывает социальные роли в юношеском возрасте кратко. Любой подросток сталкивается с ролью ученика. Впервые он встречается с ней, будучи ребенком. В большинстве случаев только взрослый человек, после окончания университета, перестает быть учеником. Взросление – сложный процесс. Каждый индивид выбирает удобную для себя роль в школьном обществе. Примеры:

  • Тихий ученик. Поведение, характерное для интровертов. Дети не нуждаются в обществе и одобрении одноклассников, имеют богатый внутренний мир. Преимущество тихони отдают письменным заданиям, с устными ответами им бывает сложно справляться;
  • Стремящийся к лидеру. Общество играет большую роль для ученика. Он сам не обладает качествами лидера, но не желает оставаться в стороне. Готов пойти на риск, чтобы доказать свою преданность авторитетному другу. В будущем такие люди легко поддаются общественному влиянию, им сложно доказывать собственную точку зрения, если нет сильной поддержки;
  • Поближе в учителям. Ребенок старается выслужиться перед учителем. Он часто жалуется на одноклассников, не общается с одногодками, редко имеет друзей. Социальная роль учительского друга помогает в учебе, но отрицательно сказывается на социальном положении;
  • Позиция лидера. Ребенок должен много знать, чтобы стать лидером. Заслужить уважение подростков достаточно сложно. Такая роль подходит харизматичным, развитым, умным школьникам;
  • Хулиганы. Эту социальную роль чаще всего примеряют подростки в седьмом-девятом классе. Таким образом они стараются выразить себя. В большинстве случаев этот период заканчивается в течение нескольких лет. Ребенок находит увлечение, другой способ заинтересовать окружающих.

Социальные роли в юношеском возрасте – таблица

Каждый индивид выполняет персональные, субъективные роли, выбранные им самостоятельно. Человек углубленно изучает какой-либо предмет, посещает различные мероприятия, курсы, дополнительные занятия. После поступления в ВУЗ подросток получает социальную роль студента. Она во многом схожа с линией поведения ученика.

директор учебного заведения в рамках одного статуса может быть руководителем, коллегой, управленцем, учителем, наставником, автором научных статей.

учитель строит отношения с учениками, соблюдая формальные нормы, а наставник использует неформальный подход к ним. Руководитель может быть строг с подчинёнными и не выходить за рамки официального общения, но коллега дружелюбен и участлив.

старшеклассник обязан присутствовать на уроке, но принадлежность к малой социальной группе друзей побуждает его к прогулу.

От представителей каждой из возрастных групп ожидается определённое поведение в разных сферах жизнедеятельности. Несоответствие ролей статусу может вызвать беспокойство и протест общества или малых социальных групп.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели и задачи: познакомить со способами связи и взаимодей­ствия индивидов, занимающих определенные социальные пози­ции (статус) и выполняющих определенные социальные функции (роль); характеризовать социальные статусы и роли.

Конспект урока №

Предмет: ____________________ Класс:_______ Дата проведения___________

ТЕМА: Социальные статусы и роли

Цели и задачи: познакомить со способами связи и взаимодей­ствия индивидов, занимающих определенные социальные пози­ции (статус) и выполняющих определенные социальные функции (роль); характеризовать социальные статусы и роли.

Планируемые результаты: предметные: применять понятий­ный аппарат обществоведческих знаний для раскрытия понятий социальная роль, гендерные различия, гендерные установки ', раскры­вать сущность социального статуса и социальных ролей; выде­лять позиции, определяющие статус личности; различать пред­писанные и достигаемые статусы; описывать ролевой репертуар личности; объяснять причины ролевых различий по гендерному признаку; описывать основные социальные роли старших под­ростков;

метапредметные УУД — I) коммуникативные: точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии; осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации;

2) регулятивные: опре­делять последовательность промежуточных целей с учетом ко­нечного результата; составлять план действий; владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

познавательные: осуществлять расширенный поиск информа­ции; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий; устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассужде­ния, умозаключения; использовать таблицы, схемы, модели для получения информации; анализировать материал учебника и до­полнительный материал;

личностные УУД: формирование и разви­тие познавательного интереса к обществоведческим проблемам; выражение собственного мнения к проблемам взаимоотношения поколений; осмысление социально-нравственного опыта предше­ствующих поколений; развитие творческих способностей через активные формы деятельности.

Оборудование: учебник, пакет с рабочим материалом для рабо­ты в группах, проектор, мультимедийная презентация.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Организационный момент

Актуализация опорных знаний

Проверим, насколько хорошо вы усвоили изученный материал.

Перемещение отдельных людей и целых групп в рамках со­циальной системы:

социальная мобильность

Требование соблюдения определенной дисциплины харак­терно для:

малой группы 3) формальной группы

неформальной группы 4) первичной группы

Из двух суждений: а) конфликт, затрагивающий интересы большинства государств мира, называется локальным; б) кон­фликт несет в себе конструктивное начало:

верно только а 3) верны оба суждения

верно только б 4) оба суждения неверны

Из двух суждений: а) основными критериями деления об­щества на страты социологи считают доход, власть, образование и престиж; б) современные страты являются замкнутыми группами:

Социальное неравенство проявляется в:

различиях между людьми по полу и возрасту

отсутствии разделения труда

распределении материальных благ поровну

наличии привилегий для отдельных групп

Механизмы, способствующие вертикальной социальной мобильности:

образование

перемена места жительства

политическая деятельность

переход на менее престижную должность

надежда на везение, удачу (Проверка выполнения заданий.)

Введение в новый материал

На предыдущем уроке вы познакомились с социальной струк­турой общества. Сегодня мы рассмотрим проблему социальных статусов и ролей.

Как вы думаете, о чем мы будем говорить?

На какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ученики высказывают свои предположения.)

План урока

Социальная позиция человека в обществе.

По признаку пола.

Проблемные вопросы

Что определяет статус человека?

Может ли человек в современном обществе изменить свой социальный статус, если он его не устраивает?

Что мешает взаимопониманию подростков и их родителей?

Работа по теме урока

Социальная позиция человека в обществе

В ходе урока мы будем пользоваться следующими терминами. Социальная структура — совокупность взаимосвязанных эле­ментов, составляющих внутреннее строение общества.

Страта — элемент социальной структуры (социальный слой или группа), объединенный неким общим общественным при­знаком (имущественным, профессиональным и т. п.).

Социальная группа — совокупность людей, выделенных по со­циально значимым критериям.

Запись в тетради

Социальный статус — положение человека в социальной структуре общества (группы), занимаемое им в соответствии с возрастом, происхождением, профессией, уровнем образова­ния, полом.

Социальная роль — способ поведения человека, ориентирован­ный на социальный статус.

Совокупность всех статусов человека именуют статусным на­бором. Например, господин Н. является преподавателем, челове­ком средних лет, кандидатом наук, ученым секретарем научного совета, заведующим кафедрой, членом профсоюза, членом пар­тии, православным, избирателем, мужем, отцом и т. д.

Большую роль в формировании социального статуса играют понятия:

престиж (влияние, уважение) — оценка обществом или со­циальной группой общественной значимости тех или иных пози­ций, занимаемых людьми;

авторитет - степень признания группой людей или обще­ством личных и деловых качеств определенного человека.

Какие обязательства накладывает на человека высокий статус?

Работая с п. I § 14 учебника, определите виды статусов и за­полните таблицу

Социальная роль — модель поведения, ориентированная на определенный статус, это система ожидаемого поведения, которое определяется нормативными обязанностями и соответствующими этим обязанностям правами.

Социальная роль – это ожидаемая в данном обществе модель поведения человека, занимающего определённое место в социальной системе.

Виды ролей.

  • Основныероли — семейно- бытовые, профессиональные, общественно-политические (гражданин, семьянин, труженик, собственник, потребитель и т.д.)
  • Ситуативная роль (пешеход, пассажир, покупатель, зритель и т.д.)

Социальные роли – обусловлены социальным статусом, профессией или занимаемой должностью.

Особенности социальных ролей:

  • Стандартизированы
  • Строятся на основе прав и обязанностей( учитель- ученик, работник-директор)

Ролевой набор — совокупность ролей, выполняемых человеком.

  • основные роли — семейно-бытовые, профессиональные, общественно-политические.
  • ситуационные — пассажира, покупателя….

Требования к той или иной роли выдвигает общество. Они закреплены в правовых и нравственных нормах.

Выполнение социальных ролей общество поддерживает путём поощрения или наказания.

Социальная структура социальной роли.

  • Социальные нормы – требования, предъявляемые к поведению человека в соответствии с той или иной ролью.
  • Санкции – реакция общества на действия человека в рамках социальной роли, оценка выполнения им этой роли. Санкции побуждают человека к определённому типу поведения.

Подростковый возраст.

Особенности подросткового возраста.

  • Анатомо-физиологические изменения (половое созревание, непропорциональность роста массы и длины тела и др.)
  • Неустойчивость поведения. Процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Отсюда резкая, часто неадекватная реакция на замечания и на действия взрослых и сверстников. Настроение часто меняется, от приподнятого до угнетенного состояния и наоборот.
  • Повышенная утомляемость, что влияет на психическую устойчивость подростков.
  • Усиление интереса к противоположному полу.
  • Желание отношения окружающих к себе как к взрослому.
  • Важное значение имеет положение среди сверстников, отношения с ними. Появление потребности принадлежать к какой-то группе подростков.
  • Общение с родителями и родственниками уходит на второй план. Напряженные отношения с родителями.

Примерный ролевой набор подростка:

  • роль мальчика или девочки
  • роль сына или дочери
  • роль брата или сестры
  • роль друга или подруги
  • роль ученика или ученицы
  • роль лидера (например, командир класса, спортивной команды)

Обстоятельства, влияющие на изменение ролей подростка.

  • Взаимоотношения с родителями (желание быть самостоятельными и независимыми часто ведёт к конфликтам подростков с родителями; при этом большая часть родителей сохраняет авторитет перед детьми, в те продолжают любить и уважать родителей).
  • Взаимоотношения со сверстниками (становятся более глубокими, психологически необходимыми; появляется чувство влюблённости; велико влияние сверстников на систему ценностей и поведение подростка).

Кризис подросткового возраста.

Стадии подросткового кризи са.

Позитивная.

  • Постепенное выделение подростком для себя нравственных принципов, идеалов, ценностей.
  • Переход о романтически мечтаний к практическому выбору тех интересов, которые будут главными в его жизни.

Негативная.

  • Развитие социального взросления ребёнка, требования иных, взрослых отношений с ним со стороны окружающих.
  • Разрушение прежних интересов подростка.
  • Переживания подростков, часто скрываемые от взрослых (многие ведут личные дневники).

Ролевой конфликт в подростковом возрасте – это конфликт, связанный с выполнением подростком одной или нескольких социальных ролей, которые заключают в себе несовместимость, требования и обязанности, которые подросток не желает выполнять.

Причины ролевого конфликта в подростковом возрасте.

  • Высокий уровень притязаний (стремление выделиться, прославиться, стать замеченным) – и низкий социальный статус подростка.
  • Старый стиль поведения родителей с подростком, не учитывающий изменения, произошедшие в ребёнке – и появление новых потенциальных возможностей подростка, которые родители пока не замечают.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНОРМАЦИЯ.

Характеристика социальных ролей.

Американский социолог Т. Парсонс выделил следующие характеристики, которые свойственны любой социальной роли:

  • по способу получения: предписанные (пол)и достигаемые (должность)
  • по степени формализации: формальные (то есть документально подтверждённые, например, ученик) и неформальные (друзья)
  • по видам мотивации: мотивами могут служить личная прибыль, общественное благо и др.
  • по масштабу: ограниченный масштаб (покупатель-продавец) и большой масштаб (супруги, дети и родители).

Виды социальных ролей по положению и значимости в обществе:

Позитивные роли:

  • член семьи
  • член коллектива
  • специалист и др.

Негативные роли:

  • бродяга
  • попрошайка
  • наркоман
  • алкоголик и др.

Значение социальных ролей для человека

Значение социальной роли для человека велико. От того, насколько хорошо усвоит он свои роли, будет зависеть и его положение во обществе. Стремление овладеть как можно большим количеством ролей приводит в к саморазвитию. Чем больше ролей у человека, тем лучше он приспособлен в жизни, тем ему легче адаптироваться в той или иной ситуации.

Читайте также: