Права человека в исламе кратко

Обновлено: 05.07.2024

Главная задача человека — это получить довольство Аллаха . Но как можно получить довольство нашего Создателя?

Единственный способ получить довольство Аллаха — это религия . И единственной религией, которую принимает Аллах, является Ислам.

Только Ислам является путем к Аллаху и Его довольству. И как человек относится к Исламу, так он относится и к своему Господу.

Итак, Ислам является средством достижения довольства Аллаха, но что человек должен делать для Ислама ?

На каждого человека возложено выполнение прав Ислама. И если человек выполнит эти права, то получит довольство Аллаха.

Четыре основных права Ислама, которые должен выполнить человек :

  • Изучать Ислам
  • Действовать по Исламу , поступая в соответствии с теми знаниями, которые получает
  • Распространять знание , передавая его как мусульманам, так и немусульманам
  • Усердствовать для возвышения Ислама

Эти четыре права Ислама возложены на каждого человека! При этом невозможно возвышать Ислам, действовать по знаниям и передавать их, пока человек не получил эти знания .

Философия, слепое следование (таклид), разногласия и другие заблуждения — происходят именно по той причине, что многие преподают Ислам без знания довода из Кур’ана и Сунны. Такие люди не смогут принести пользы, поскольку у них нет настоящих знаний. Подобная деятельность ведёт только к заблуждениям, нововведениям, разногласиям и взаимной неприязни.

Решением всех этих проблем является правильное понимание Ислама . Знание — это понимание Кур’ана и хадиса, в то время как всё остальное — это способы к его получению.

Изучение арабского языка, жизнеописания пророка ﷺ (сира), истории и т.д. — всё это способы к получению знания. Но есть люди, которые изучают именно эти способы, но не сами знания. Десятки лет люди тратят на то, чтобы изучить эти предметы, но на Кур’ан и Сунну у них времени не остаётся.

Необходимо понимать, что знания делятся на два вида: обязательные и желательные . Если дело, на которое указывает знание, является обязательным, то такое знание обязательно нужно приобрести. Если же дело желательное, то знать его — лишь желательно.

Например, в каждом ракаате намаза необходимо обязательно делать по два саджда, из чего следует, что знать об этом — тоже обязательно, потому как незнание в этом вопросе обернется грехом.

Аллах приказал людям получать обязательное знание . Так, передается от Анаса ибн Малика, что посланник Аллаха ﷺ сказал:

طلبُ العلمِ فَريضةٌ على كلِّ مسلمٍ

Поэтому человек не сможет сказать в Судный День, что он не знал этого, потому как Аллах приказал ему получать обязательные знания в первую очередь. А такие дела, как шевеление пальца во время ташаххуда — это желательные знания, и если человек не знал об этом деле, то на нём не будет греха, а если знал и совершал это — то получит награду.

Ислам обязал человека знать правильные убеждения. Нужно знать, что существуют общие знания об убеждения и знания детальные .

Каждому мусульманину является обязательным знать основы, которые являются условиями правильного убеждения , в то время как знать подробности и детали — лишь желательно.

Например, человек обязан знать, что у Аллаха есть создания, именуемые ангелами. Если человек не знает об этом, то совершает грех, потому как вера в ангелов входит в условия правильного убеждения и относится к общим знаниям об убеждении.

А когда человек не знает, что пророк ﷺ видел ангела Джибриля, у которого было столько-то крыльев, то это является упущением в детальных знаниях, которые являются желательными. В таком случае, никто не может сказать, что у такого человека неправильные убеждение, поскольку он не знает об этих деталях. И подобных вопросов существует множество.

Например, не все знают, что каждую пятницу ангелы приходят в мечеть, садятся у дверей, открывают тетрадь и записывают кто и когда пришёл: тот, кто пришёл раньше — получает большую награду, нежели чем тот, кто пришёл позже.

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк ﷺ сказал:

إذا كان يوم الجمعة كان على كل باب من أبواب المسجد ملائكة يكتبون الأول فالأول فإذا جلس الإمام طووا الصحف وجاؤوا يستمعون الذكر ومثل المهجر الذي يهدي البدنة ثم كالذي يهدي بقرة ثم كالذي يهدي الكبش ثم كالذى يهدي الدجاجة ثم كالذي يهدي البيضة

Этот хадис относится к знанию об ангелах, однако если человек не знает его, то это не делает его неверующим, потому как в этом хадисе заключены знания о деталях, знание о которых не является обязательным.

Вместе с этим, человек обязательно должен знать условия правильного убеждения и придерживаться их .

Есть люди, которые по 10-15 лет изучают акыду (убеждения), но не Кур’ан. Это — обман шайтана, потому как сподвижники и табиины объясняли основы акыды буквально за день!

Метод сподвижников (манхадж) — изучать акыду в оригинале, посредством Кур’ана. Сразу после того, как человек понял основы акыды, в этот же день он должен начать совершать намаз, хотя при этом детали намаза ему знать не обязательно (например, какие зикры существуют в намазе или после него). И не нужно тратить несколько лет на изучение акыды, а затем — еще несколько лет, для того чтобы изучить все тонкости совершения намаза, а только после всего этого уже начинать совершать молитву.

Если человек понял акыду в общем, то он обязан совершать намаз, выплачивать закят, соблюдать пост в месяце Рамадан и совершать хадж, если у него есть возможность.

Изучать Кур’ан — обязательно , и поэтому те люди, которые не изучают Кур’ан — получают грех. Знание Кур’ана — это фард (обязательно), и те люди, которые думают, что можно ограничиться теми книгами что у них есть помимо Кур’ана, чтобы попасть в Рай — ошибаются.

Помимо этого, человек должен знать цель Кур’ана и выполнять его права . Человеку необходимо знать, для чего он создан и что необходимо делать, чтобы получить довольство своего Господа. Невозможно получить знания Таухида и акыды без понимания Кур’ана .

При этом наша религия — это не только знание, но и его практическая реализация : человек должен действовать согласно Кур’ану. Как только человек получил знания, в этот же день он должен действовать в соответствии с этими знаниями и распространять их. И не нужно ждать, пока вы получите все знания Ислама. Весь Ислам знал только пророк Мухаммад ﷺ!

Права человека в Исламе

К сожалению, предрассудки и несправедливость, которые преследовали человечество на протяжении всей истории, продолжают существовать и ведут к невыносимым человеческим страданиям. Именно в этом контексте вопрос прав человека особенно уместен.

Что представляют собой права человека? Можем ли мы прийти к общему пониманию этих прав и свобод и тем самым обеспечить их универсальное гарантированное соблюдение для каждого члена общества? Эти вопросы стали предметным содержанием исторических документов, таких как Великая хартия вольностей, Французская декларация прав человека, Американский билль о правах и Женевская конвенция.

Также эти вопросы адресованы человечеству различными религиозными традициями. Исламская модель прав человека в особенности поражает своей строгостью, своим видением и релевантностью нашему времени.

Ценность сделанного Исламом вклада в развитие прав человек лучше всего заметна в масштабах мировой истории, но особенно актуально это в наше время. Социальное, расовое, гендерное и религиозное неравенство продолжают существовать. Экономические и социальные диспропорции привели к угнетению низших классов; расовые предрассудки были причиной покорения и порабощения людей с более темной кожей; положение женщин было отягощено шовинистическими взглядами, а распространявшиеся все шире взгляды о религиозном превосходстве привели к масштабным преследованиям людей различных вероубеждений.

Рассматривая вопрос о правах человека и Исламе, важно отличать божественно предписанные права человека в Исламе от возможных неправильно истолкованных и, как следствие, неправильно реализуемых прав и практик, применяемых несовершенными людьми. Подобно тому, как западные общества по-прежнему борются против расизма и дискриминации, многие мусульманские общества борются за полное осуществление прав, предписанных в Исламе.

Права человека в Исламе — это Божественный порядок

Отличительной чертой прав человека в Исламе является их естественная реализация в случае широкой религиозной практики, отражающейся на поступках и социальном поведении людей, так как, по мнению мусульман, законы Ислама являются божественными. Благородный Коран говорит:

Достоинство и равенство

Права человека в Исламе опираются на два основополагающих принципа: достоинство и равенство. Достоинство — это фундаментальное право каждого человека, присущее уже в силу его или ее принадлежности к человеческому роду. Благородный Коран говорит:

Что касается равенства, Коран ясно говорит:

Поэтому, одного человека от другого в глазах Аллаха отличает лишь его благочестие и страх перед Ним.

Разнообразие человечества, выраженное во множестве рас и этнических групп, является свидетельством величия и мудрости Бога. Поэтому расовое превосходство и дискриминация запрещены в Исламе и противоречат его сущности. Эта концепция проиллюстрирована в следующей пророческой традиции:

Равенство женщин

Как творение Бога женщина имеет те же духовные права, что и мужчина; она вознаграждается за ее молитвенные и благотворительные акты, и её деяния в этой жизни, будь они хорошие или плохие, также учитываются. Благородный Коран говорит:

И мужчины, и женщины несут ответственность перед своими семьями и сообществами, как ясно вытекает из следующего аята:

В соответствии с законами Ислама женщины имеют право владеть имуществом и предприятиями, заниматься финансовыми операциями, голосовать, получать наследство, получать образование и участвовать в юридических и политических делах. Тот факт, что некоторые мусульманские общества не всегда предоставляют женщинам все эти свободы, является примером того, как люди могут не полностью реализовать Божественную Волю.

Право на жизнь и безопасность

Основное право, которое должно быть обеспечено каждому человеку, — это право на жизнь. Благородный Коран признает это право, как указано в следующем аяте:

В Исламе жизнь — это святое доверение Бога и самое основное право человека. Никому не разрешается брать жизнь другого, если только это не относится к правосудию, находящемуся в ведении компетентного суда в соответствии с надлежащей правовой процедурой.

Люди не только имеют право не пострадать, но имеют право на защиту от вреда, физического или иного. Например, согласно Исламскому праву, люди несут юридическую ответственность за то, что они не защитили слепого человека от смерти в результате опасного падения, если были в состоянии спасти его.

Даже во время войны Ислам предписывает воину хорошо относится к врагу на поле битвы. В любом случае вражеские солдаты и военнопленные не должны подвергаться пыткам или искалечению. Ислам также проводит четкую линию различия между держащими оружие воинами и не участвующим в битве мирным населением. Что касается гражданских лиц, будь то женщины, дети, пожилые люди, больные и т.д., указания Пророка ﷺ следующие:

Поэтому гражданское население имеет право на жизнь, даже если их страна воюет с исламской страной.

Свобода вероисповедания

Вопреки распространенным заблуждениям, подлинное исламское правление обязано не только дозволять, но и уважать разнообразие в обществе. Таким образом, немусульманам на исламской территории разрешается совершать свои богослужения в соответствии с их религией.

Пока Испания находилась под властью мусульман, город Кордова считался интеллектуальным центром Европы, куда студенты отправлялись изучать философию, науку и медицину под руководством мусульманских, еврейских и христианских ученых.

Мусульманин имеет цельный характер и справедливо относится к каждому человеку, независимо от его этнического, национального или религиозного происхождения; другом он является или врагом. Благородный Коран говорит:

Права и взаимная ответственность

Из вышеприведенного обсуждения становится ясно, что исламское право наделило людей полномочиями в выполнении их конкретных ролей в качестве супругов, родителей, детей, родственников, соседей, друзей и даже врагов.

Распределяя права и обязанности, Ислам учитывает социальные, расовые, гендерные и религиозные аспекты, беспокоящие наше глобальное сообщество. Действительно, модель прав и взаимных обязанностей, закрепленная в исламе, обладает огромным потенциалом для индивидуальных и социальных реформ в мире.

Нормы, касающиеся прав и свобод человека в исламе, являются религиозными, нравственными нормами ислама. Эти нормы содержатся в Коране и Сунне, из чего вытекает, что права и свободы в исламе даны от Бога. Мусульманин обязуется совершать свои действия, исходя от того, что ему дозволено Кораном - основным источником мусульманского права вообще и в частности - прав и свобод человека в исламе. Содержащиеся в этих книгах юридические и теологические нормативы называются законами шариата.

Ислам - это отнюдь не монолитное и застывшее явление, он меняется, чтобы адаптироваться к требованиям современного мирового развития, для него характерно отсутствие института официальной церкви и собственно духовенства в западном понимании этого слова, а следовательно, и общеобязательной догматической регламентации, как это имеет место в христианстве. Лица, получившие религиозное образование и знание, или улемы, вправе лишь толковать и комментировать Коран и хадисы. Они могут оспорить любую точку зрения, обнародованную любым общепризнанным религиозным учреждением. Ислам демократичен в том смысле, что допускает правомерность существования различных позиций и оценок, хотя весьма подозрительно относится к концепции политической демократии, усматривая в ней попытку превознести власть человека в ущерб власти Бога.

Мусульманское право оказало глубокое влияние на историю развития права целого ряда стран Востока. Взяв за основу масштабы применения мусульманского права и степень его влияния на действующее законодательство, можно в порядке постановки вопроса предложить следующую классификацию правовых систем стран зарубежного Востока.

Первую группу составляют правовые системы Саудовской Аравии и Ирана, где мусульманское право продолжает применяться максимально широко. Вторую группу составляют правовые системы ЙАР, Ливии, Пакистана и Судана. Хотя сфера действия мусульманского права здесь не является столь всеобъемлющей как в Саудовской Аравии и Иране, но все же остается весьма существенной, а в последнее десятилетие даже обнаруживает тенденцию к расширению.

Образцом функционирования мусульманского права является Саудовская Аравия - родина ислама. Мусульманское право здесь никогда не уступало своей роли господствующего источника права и до сих пор остается стержнем правовой системы.

Мусульманское право весьма строго охраняет право частной собственности, устанавливает принцип святости заключенного договора. В то же время оно запрещает взимание процента по денежным ссудам.

По вопросам личного статуса продолжают применяться некодифицированные положения мусульманско-правовой доктрины, закрепляющие полигамию, главенствующую роль мужа в брачно-семейных отношениях.

Система наказаний в уголовном праве Саудовской Аравии включает, в частности, смертную казнь и телесные наказания.

Нормы, касающиеся прав и обязанностей человека в исламе, являются религиозными, нравственными нормами ислама. Эти нормы содержатся в Коране и Сунне, из чего вытекает, что права и обязанности в исламе даны от Бога. Нормы мусульманского права являются юридическими в том случае, если данные нормы санкционированы государством, следовательно, и нормы прав и обязанностей человека в исламе являются юридическими, если они санкционированы государством.

При анализе структуры и отраслей мусульманского права можно найти моменты, регулирующие права и свободы человека. Кодификация норм прав человека как таковая не существует в мусульманском праве. Однако большинство норм прав человека, так или иначе, содержится в источниках мусульманского права. Необходимо отметить, что мусульманское право не регулирует права и обязанности человека как отдельную отрасль права или как отдельное положение.




ислам мусульманский право инджмой

Нормы, касающиеся прав и свобод человека в исламе, являются религиозными, нравственными нормами ислама. Эти нормы содержатся в Коране и Сунне, из чего вытекает, что права и свободы в исламе даны от Бога. Мусульманин обязуется совершать свои действия, исходя от того, что ему дозволено Кораном - основным источником мусульманского права вообще и в частности - прав и свобод человека в исламе. Содержащиеся в этих книгах юридические и теологические нормативы называются законами шариата.

Ислам - это отнюдь не монолитное и застывшее явление, он меняется, чтобы адаптироваться к требованиям современного мирового развития, для него характерно отсутствие института официальной церкви и собственно духовенства в западном понимании этого слова, а следовательно, и общеобязательной догматической регламентации, как это имеет место в христианстве. Лица, получившие религиозное образование и знание, или улемы, вправе лишь толковать и комментировать Коран и хадисы. Они могут оспорить любую точку зрения, обнародованную любым общепризнанным религиозным учреждением. Ислам демократичен в том смысле, что допускает правомерность существования различных позиций и оценок, хотя весьма подозрительно относится к концепции политической демократии, усматривая в ней попытку превознести власть человека в ущерб власти Бога.

Мусульманское право оказало глубокое влияние на историю развития права целого ряда стран Востока. Взяв за основу масштабы применения мусульманского права и степень его влияния на действующее законодательство, можно в порядке постановки вопроса предложить следующую классификацию правовых систем стран зарубежного Востока.

Первую группу составляют правовые системы Саудовской Аравии и Ирана, где мусульманское право продолжает применяться максимально широко. Вторую группу составляют правовые системы ЙАР, Ливии, Пакистана и Судана. Хотя сфера действия мусульманского права здесь не является столь всеобъемлющей как в Саудовской Аравии и Иране, но все же остается весьма существенной, а в последнее десятилетие даже обнаруживает тенденцию к расширению.

Образцом функционирования мусульманского права является Саудовская Аравия - родина ислама. Мусульманское право здесь никогда не уступало своей роли господствующего источника права и до сих пор остается стержнем правовой системы.

Мусульманское право весьма строго охраняет право частной собственности, устанавливает принцип святости заключенного договора. В то же время оно запрещает взимание процента по денежным ссудам.

По вопросам личного статуса продолжают применяться некодифицированные положения мусульманско-правовой доктрины, закрепляющие полигамию, главенствующую роль мужа в брачно-семейных отношениях.

Система наказаний в уголовном праве Саудовской Аравии включает, в частности, смертную казнь и телесные наказания.

Нормы, касающиеся прав и обязанностей человека в исламе, являются религиозными, нравственными нормами ислама. Эти нормы содержатся в Коране и Сунне, из чего вытекает, что права и обязанности в исламе даны от Бога. Нормы мусульманского права являются юридическими в том случае, если данные нормы санкционированы государством, следовательно, и нормы прав и обязанностей человека в исламе являются юридическими, если они санкционированы государством.

При анализе структуры и отраслей мусульманского права можно найти моменты, регулирующие права и свободы человека. Кодификация норм прав человека как таковая не существует в мусульманском праве. Однако большинство норм прав человека, так или иначе, содержится в источниках мусульманского права. Необходимо отметить, что мусульманское право не регулирует права и обязанности человека как отдельную отрасль права или как отдельное положение.


Когда заходит речь о правах человека в Исламе, обязательно подчеркивается необходимость использования этого Божественного дара каждым человеком – рабом Божьим. При определении прав человека важное значение имеет отношение к нему самому. Каков же он, человек, о правах которого мы спорим, каково его место в этом мире? Подобные вопросы играют первостепенную роль в определении основ, на которых зиждятся права человека.

Несомненно, те, кто видит в человеке обезьяну, получившую развитие благодаря труду, постараются предоставить ему соответствующие этому пониманию права. А в Исламе уже то, что человек считается потомком обезьяны, рассматривается как вершина ущемления его прав! В представлении некоторых религий человек есть тварь, проклятая Богом за свои грехи, и находится он в этом мире лишь за тем, чтобы смыть эти грехи, для чего он подвергает себя мукам, отказываясь от мирской жизни. Соответственно, так мыслятся и его права. А по Исламу Адам, совершив грех, тут же раскаялся, и Аллах ему простил этот грех, и ныне каждый рождается безгрешным, невинным. И чем больше он сумеет внести вклад в благоустройство мира, живя в соответствии с велениями Аллаха, тем обильнее будут ему воздаяния и награды – как при жизни, так и на том свете.

В Исламе человек – это благородное создание Аллаха, которому Он вдунул душу от Своего духа и которого назначил своим наместником на земле. Это благородное назначение ясно изложено в Куръане.

Да, Всевышний Аллах Своими руками сотворил человека. И повелел ангелам сделать ему земной поклон. А Иблиса, который ослушался и не поклонился человеку, выгнал из Рая.

Да, Аллах сам выровнил сотворение человека и вдунул душу от Своего духа.

Человек – венец всех созданий Аллаха. Все, что существует в мире, сотворено Аллахом в пользу человека. Все остальное в мире Аллах создал во благо человека.

Следовательно, когда в Исламе говорится о правах человека, имеются в виду права верховного существа, созданного руками Аллаха, священного существа, одушевленного духом Аллаха и существа, которое является халифом – наместником Аллаха на земле. Рассматриваются права именно такого существа.

Когда в Исламе говорится о правах человека, имеется в виду верховное существо, которое создано для того, чтобы все сущее на земле благоприятствовало ему.

Говоря о правах человека, Ислам ведет речь о правах рода человеческого, которому Аллах определил самое уважаемое положение. Потому те, кто ущемляют права человека, выступают против воли Аллаха. И будут считаться попирающими права человека, созданного руками Аллаха, одушевленного духом Аллаха и являющегося халифом – наместником Аллаха на земле, которому Аллах определил самое уважаемое положение.

Вот уже в течение четырнадцати веков последователи Ислама единодушно отвечают, что целью Шариата является защита религии, души, разума, рода человеческого, его богатства. А разве поднимаемые сегодня вопросы о правах человека не касаются защиты перечисленных пяти важных элементов нашего бытия? Да, речь идет именно об этом.

Если Ислам велел людям что-либо, то только с целью защиты этих пяти сфер.

Если Ислам отвратил людей от чего-нибудь, то также с задачей защиты этих пяти элементов жизни.

Только общественный строй с такими высшими целями способен на должном уровне обеспечить права человека.

Ислам добился организации и осуществления этих целей, заинтересованности ими людей. Об этой великой истине свидетельствует история человечества. Только в Исламе полностью и справедливо обес­печены:

Право на свободу,

Право на свободу вероисповедания,

Право на свободомыслие и на свободу слова,

Право на образование,

Право на научные дискуссии,

Право на собственность,

Право на труд и заработок,

Право на неприкосновенность имущества,

Право на социальное обеспечение,

Право на неприкосновенность личности,

Право на проживание и убежище,

Право на бракосочетание, а также другие права. Ислам полностью и справедливо обеспечивает защиту человеческой чести и достоинства.

Из книги Ийман. Ислам. Куръан.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф.

Читайте также: