Классификация судовых помещений кратко

Обновлено: 02.07.2024

Количество и место расположения судовых помещений зависят от назначения, типа и водоизмещения судна. Кроме того, при выборе места расположения помещений учитывают требования живучести судна, удобство их обслуживания и компактность, а также санитарно-гигиенические нормы. По некоторым общим признакам все судовые помещения можно разделить на группы, характерные для большинства морских судов: служебные — ходовая рубка, штурманская рубка, радиорубка, помещение почты и радиотелеграфа, канцелярия и др.;
специальные — машинное (МО) или машинно-котельное (МКО) отделение, насосное отделение, румпельное отделение, отделение вспомогательных котлов, электростанция, мастерские (механические, электромеханические) и т. д.;
грузовые — отсеки и цистерны, диптанки, грузовые трюмы, танки, бункера и т. п.;
жилые — кубрики, каюты для пассажиров, экипажа и командного состава;
культурно-бытовые — кинозалы, музыкальные салоны и салоны отдыха, библиотеки и читальные залы, спортивные залы, рестораны, кафе-закусочные, кают-компании, столовые для команд и др.;
хозяйственные — камбузы, посудомойки, буфетные, кладовые для продуктов, сапожные мастерские и т. п.;
медицинские — амбулатория, лазарет, медпункт, зубоврачебный кабинет и др.;
санитарно-гигиенические — душевые, умывальные, ванные, бассейн, бани для команды, гальюны, прачечные и т. д.;
технические кладовые — малярная, плотницкая, шкиперская, фонарная и др.

Машинные и машинно-котельные отделения располагают по возможности ближе к корме с целью уменьшения длины валопровода; габариты МО и МКО должны быть достаточными для размещения главных и вспомогательных механизмов, а также для удобства их обслуживания и ремонта. МО и МКО обеспечивают двумя выходами на верхнюю палубу, располагая их, как правило, в кормовой и носовой части отделений с разных бортов, в районе жилых помещений для пассажиров устраивают удобные и короткие проходы на шлюпочную палубу. Жилые помещения членов команды отделяют от помещений для пассажиров. Санитарно-гигиенические, культурно-бытовые и медицинские помещения обычно располагают в районе жилых помещений; технические и хозяйственные кладовые размещают в местах, наиболее удобных для пользования ими.

Судовые помещения размещают в основном корпусе, надстройках и рубках.

Надстройки и рубки

Конструкции образующие закрытые пространства, расположенные выше верхней палубы от борта до борта, называются надстройками. Конструкции не доходящие до борта на величину больше 0.04В называются рубками.

Форпик – крайний носовой отсек (между форштевнем и таранной переборкой, обычно здесь цепной ящик, а под платформой балластная цистерна, в пространстве между платформой и палубой может быть шкиперская кладовая).

Ахтерпик – крайний кормовой отсек (на платформе румпельное отделение, а под платформой - цистерна балластная).

Междудонное пространство – между днищем и вторым дном.

Трюм – пространство меду вторым дном и нижней палубой. Твиндек -на многопалубных судах это межпалубное пространство.

Грузовые люки (вырезы в палубе обнесенные комингсами могут иметь большие размеры и могут идти в один или два ряда).

Диптанк - судовая цистерна, ограниченная сверху палубой или платформой и возвыщающаяся над вторым дном.

Коффердам - пустой отсек длиной обычно в шпацию отделяющие отсеки предназначенные для хранения различных жидкостей.

МО. Размещение на судне: кормовое, среднее, смещенное в корму.

Туннель гребного вала.

Каюта - судовое помещение для размещения экипажа или пассажиров, обычно размещены в средней надстройке и надстройке юта, а на пассажирских судах и в трюме.

Это металлические или пластмассовые части корпуса, а также отдельные изделия, н евходящие в состав корпуса и не относящиеся к судовым устройствам и мебели, но необходимые для обеспечения нормальных условий эксплуатации судна.

По форме -круглые и прямоугольные. По месту расположения – бортовые, рубочные, палубные, универсальные. По конструкции – тяжелые, нормальные, облегченные.

Окна – глухие, створчатые, опускные.

Крышки сходных люков.

Двери - водогазонепроницаемые, клинкетные, легкие, противопожарные, лацпорты.

Трапы – наклонные, вертикальные и скоб-трапы и забортные трапы.

Общее расположение, назначение и оборудование судовых помещений. Дельные вещи

Судовые помещения размещают в основном корпусе, надстройках и рубках.

Надстройки и рубки

Конструкции образующие закрытые пространства, расположенные выше верхней палубы от борта до борта, называются надстройками. Конструкции не доходящие до борта на величину больше 0.04В называются рубками.

Форпик – крайний носовой отсек (между форштевнем и таранной переборкой, обычно здесь цепной ящик, а под платформой балластная цистерна, в пространстве между платформой и палубой может быть шкиперская кладовая).

Ахтерпик – крайний кормовой отсек (на платформе румпельное отделение, а под платформой - цистерна балластная).

Междудонное пространство – между днищем и вторым дном.

Трюм – пространство меду вторым дном и нижней палубой. Твиндек -на многопалубных судах это межпалубное пространство.

Грузовые люки (вырезы в палубе обнесенные комингсами могут иметь большие размеры и могут идти в один или два ряда).

Диптанк - судовая цистерна, ограниченная сверху палубой или платформой и возвыщающаяся над вторым дном.

Коффердам - пустой отсек длиной обычно в шпацию отделяющие отсеки предназначенные для хранения различных жидкостей.

МО. Размещение на судне: кормовое, среднее, смещенное в корму.

Туннель гребного вала.

Каюта - судовое помещение для размещения экипажа или пассажиров, обычно размещены в средней надстройке и надстройке юта, а на пассажирских судах и в трюме.

Это металлические или пластмассовые части корпуса, а также отдельные изделия, н евходящие в состав корпуса и не относящиеся к судовым устройствам и мебели, но необходимые для обеспечения нормальных условий эксплуатации судна.

По форме -круглые и прямоугольные. По месту расположения – бортовые, рубочные, палубные, универсальные. По конструкции – тяжелые, нормальные, облегченные.

Окна – глухие, створчатые, опускные.

Крышки сходных люков.

Двери - водогазонепроницаемые, клинкетные, легкие, противопожарные, лацпорты.

Помещения в основном корпусе, образован­ные бортами, основными переборками, палу­бами и платформами, называют отсеками.

В основном корпусе размещаются сле­дующие отсеки:

1. Форпик и ахтерпик.

2. Междудонное пространство,ограниченное настилом второго дна.

3. Трюм – грузовое пространство между вторым дном и нижней палубой.

4. Твиндек - межпалубное грузовое пространство.

5. Диптанки - цистерны, расположен­ные выше второго дна.

6. Коффердамы-сухие непроницае­мые отсеки, отделяющие топливные цистерны от смежных помещений.

7.Отсеки главных и вспомогательных механизмов.

8.Туннель гребного вала- помещение для размещения и обслуживания гребного вала на судах со средним или промежуточным расположением машинного отделения. Трюмам и твиндекам присваиваются порядковые номера от носа к корме.

Классификация судовых помещений:

1. Служебные помещения- это помещения, в которых экипаж несёт вахту и производит различные работы. В свою очередь служебные помещения разделяют на помещения:

а) управления судном:машинно-котельное отделение (МКО), рулевая рубка, радиорубка, радиолокационная, аккумуляторная, румпельное отделение;

б) административные: судовая канцелярия, бухгалтерия, кинобудка;

в) судовые мастерские:плотницкая, механическая, электро- и радиомастерские.

2. К хозяйственным помещениямотносятся:

- продовольственно - пищевые - камбуз, хлебопекарня, кондитерская, буфетная, раздаточная, сервировочная, продовольственные кладовые;

- санитарно - хозяйственные - посудомоечная, прачечная, сушильная белья, сушильная спецодежды, гладильная, кладовые чистого и грязного белья;

- помещения обслуживания пассажиров - почта, сберкасса, фотолаборатория, справочное бюро, парикмахерская, различные киоски и ателье;

- кладовые судового снабжения - шкиперская, фонарная, малярная и машинная кладовая.

3. Медицинские помещения- в них оказывается первая помощь заболевшим членам экипажа и пассажирам. К ним относятся амбулатория, изолятор, стационар, аптека, различные специализированные кабинеты (рентгеновский, зубоврачебный и т.п.), а также бытовые помещения (ванные, умывальники, туалеты).

4. Помещения экипажа и помещения пассажировна морских пассажирских судах устраивают отдельно друг от друга. Жилые помещения- это одно-, двух-, четырёхместные каюты. Каюты экипажа - одноместные; старшего комсостава (кабинет, спальня, санузел).

5. Общественные помещения- это помещения, предназначенные для отдыха или проведения различных общесудовых мероприятий. К ним относятся: кают-компании, салоны, столовые команды, курительные, буфеты, рестораны, кинозалы, библиотеки, плавательные бассейны.

6. Бытовые помещенияпредназначены для обеспечения личной гигиены и для санитарно-бытового обслуживания экипажа и пассажиров. К ним относятся умывальники, душевые, ванные, туалеты, бани, прачечные и т.д.

7. Специальные помещения. Это грузовые трюмы на грузовых судах; лаборатории на научно-исследовательских судах; цеха - для обработки рыбы на промысловых судах.

Расположение машинного отделения на судах.


Рис. 2. Расположение машинного отделения и основной жилой надстройки: а - среднее; б - промежуточное; в - кормовое.

В средней части судна:

Плюсы - упрощается удиффирентовка судна, уменьшается величина изгибающего момента на вершине волны для судна без груза и на подошве волны для судна с грузом,

Минусы - снижение грузоподъёмности из-за большой длины валопровода и туннеля, уменьшение полезного объёма кормовых трюмов и ухудшение их формы из-за проходящего в них туннеля гребного винта, затруднение центрирования валопровода большой длины и нарушения, нормальных условий работы при продолжительном изгибе судна.

В кормовой части судна:

Плюсы - лучшие объёмы предоставляются под груз, улучшаются условия размещения и эксплуатации грузового устройства на сухогрузных судах, укорачивается валопровод и отпадает необходимость в устройстве туннеля,

Минусы - ухудшаются условия удиффирентовки судна без груза, так как в носовые отсеки приходится принимать балласт. Приём балласта в носовые отсеки ухудшает мореходные качества судна, увеличивает изгибающий момент на вершине волны.

Промежуточное расположение МО, при котором за МО размещается один трюм, реже два.Коффердамы- сухие не проницаемые отсеки, отделяющие топливные цистерны от соседних помещений;

6. Отсеки главных и вспомогательных механизмов;

7. Туннель гребного вала - помещение для размещения и обслуживания гребного ва­ла на судах со средним или промежуточным расположением машинного отделения. Трюмам и твиндекам присваиваются порядковые номера от носа к корме.


Надстройки располагаются на верхней непрерывной палубе основного корпуса. Они простираются по ширине судна, или от борта до борта, или так, что их боковые стенки не­сколько отстоят от бортов, но не более чем на 0,04 ширины судна (в противном случае их называют рубками). Надстройки служат не только для размещения в них помещений, но и для улучшения мореходных качеств судна.

Носовая надстройка-(бак)-уменьшает заливаемость палубы.

Средняя надстройка-(спардек)-увеличивает запас плавучести.

Кормовая надстройка-(ют)-увеличивает надводный борт в корме, повышает запас плавучести и непотопляемости судна при повреждении кормовой оконечности и дифферен­те судна на корму.

Рубки - меньше надстроек по ширине. Их устанавливают на верхней палубе основного корпуса или палубах надстроек.

Для определения положения помещения на судне приняты следующие названия палуб и межпалубных помещений.

В основном корпусе (сверху вниз):

1. Верхняя палуба; 2. Вторая палуба; 3. Третья палуба (на многопалубных судах последнюю палубу называют нижней); 4. Второе дно.

В надстройке и рубках (снизу вверх):

1. Палуба 1 яруса надстройки (бака, юта, средней надстройки); 2. Палуба 2-го яруса рубки; 3. Палуба 3-го яруса рубки и т.д.

К эти терминам могут прибавляться названия палуб в зависимости от их назначения: прогулочная, шлюпочная, нижний (ходовой) мостик, верхний (навигационный) мостик.

Положение по длине обозначается номерами шпангоутов, а по ширине - наименова­ниями борта (правый и левый борт).

Судовые помещения образованы путем разделения корпуса судна на отсеки и разделением отсеков, надстроек и рубок палубами, платформами и выгородками на отдельные замкнутые пространства. Количество, номенклатура и расположение помещений зависят от типа и назначения судна.

Все судовые помещения по общим признакам делятся на жилые, общего пользования и служебные.

Жилые помещения располагаются в средней надстройке и надстройке юта. Они могут находиться в средней и кормовой частях основного корпуса, но с условием, что каждое жилое помещение будет иметь естественное освещение и вентиляцию через иллюминаторы. Оборудование жилых помещений пассажиров и экипажа в принципе одинаково. На пассажирских судах помещения экипажа располагаются отдельно от помещений пассажиров. Номенклатура оборудования и удобств жилых помещений зависит от служебного положения члена экипажа, а для пассажиров — от категории (классности) помещения. Комсостав судна, как правило, располагается в одноместных каютах, рядовой состав (команда)—в двух- и четырехместных каютах. На крупнотоннажных судах, где много свободного пространства, рядовые члены экипажа могут располагаться в одноместных каютах. Каюты старшего комсостава (капитана, главного механика), как правило, состоят из нескольких помещений. Расселение экипажа по каютам зависит от места несения вахты. Путь от каюты до рабочего места должен быть кратчайшим. Расположение оборудования в жилых помещениях показано на рис. 79.

Расположение оборудования в жилых помещениях

Судовые помещения

Помещения общего пользования — это помещения, которыми пользуется определенная группа людей или все лица, находящиеся на судне. К таким помещениям на грузовом судне относятся:

  • кают-компания
  • салон
  • столовая команды
  • курительная
  • библиотека
  • кинозал
  • спортзал
  • плавательный бассейн и т. д.

На пассажирских судах кроме упомянутых помещений имеются

  • рестораны
  • буфеты
  • бары
  • кафе
  • киноконцертные залы
  • музыкальные салоны
  • закрытые прогулочные палубы
  • фойе
  • вестибюли
  • коридоры
  • тамбуры и т. п.

На открытых палубах для экипажа и пассажиров оборудуются:

  • спортплощадки
  • танцплощадки
  • солярии

В данную группу помещений входят также санитарнобытовые помещения:

  • прачечные
  • сушильные
  • гладильные
  • умывальные
  • душевые
  • бани
  • ванные
  • санпропускники
  • гальюны т. д.

Некоторые помещения общего пользования показаны на рис. 79.

Служебные помещения обеспечивают нормальную эксплуатацию судна. В этих помещениях экипаж несет вахту, здесь же выполняются различные работы, хранятся судовые запасы, перевозится груз. Ниже перечисляются служебные помещения с краткой характеристикой.

К служебным помещениям относятся:

  • машинное отделение
  • рулевая рубка
  • радиорубка
  • румпельное отделение
  • каюта вахтенного штурмана
  • судовая канцелярия
  • бухгалтерия
  • кинобудка
  • плотницкая
  • механическая
  • электро- и радиомастерские
  • амбулатория
  • изолятор
  • аптека
  • специализированные медицинские кабинеты
  • камбуз
  • хлебопекарня
  • посудомоечная
  • провизионные кладовые

Принципы расположения судовых помещений на сухогрузном судне и танкере показаны на рис. 82 и 83.

Общее расположение помещений на сухогрузном судне

Общее расположение помещений на танкере

Машинные помещения. Это помещения содержащие главные механизмы, валопроводы, котлы, двигатели внутреннего сгорания, электрогенераторы и другие основные электрические механизмы, установки, рулевые машины и т. п. Главные механизмы [ энергетическая установка (ЭУ) ] предназначены для приведения в действие двигателей, вспомогательные механизмы обеспечивают работу главных механизмов, снабжение судна электроэнергией и другими видами энергии, а также функционирование систем и устройств. К машинным помещениям относят МО, котельное (или МКО), отделение холодильных машин (рефрижераторное отделение), румпельное, туннель валопровода и др. Каждое машинное помещение с механизмами общей мощностью не менее 375 кВт, работающими на жидком топливе, туннели валопроводов и трубопроводов должны иметь не менее двух выходных путей, расположенных как можно дальше друг от друга. Размещение главных и вспомогательных механизмов, оборудования, трубопроводов, арматуры и т. п. должно быть таким, чтобы был возможен свободный доступ к ним для обслуживания и аварийного ремонта при обеспечении свободного прохода шириной не менее 600 мм к выходным путям из их постов управления и мест обслуживания.

Машинное отделение (рис. 80) служит для размещения всех необходимых механизмов и агрегатов. Рациональное использование объема МО обеспечивают платформы, а удобство обслуживания — установленные в несколько ярусов решетчатые площадки с трапами и прочным леерным ограждением. Палубу настилают рифлеными металлическими листами, плотно прилегающими к металлическому каркасу. Между настилом и вторым дном прокладывают трубопровод. На малых добывающих судах получили распространение дизель-редукторные ЭУ (дизель или два дизеля — редуктор — гребной вал), на средних — одномашинные дизель-редукторные ЭУ, на больших и крупных — двухмашинные дизель-редукторные ЭУ с отбором мощности на валогенераторы (рис. 1.33). ЭУ крупных ТР — одновальные дизельные (ТР типа „Кристалл-2”) или дизель-редукторные агрегаты (ТР пр. „Атлантик-602”), крупных обрабатывающих судов — одновальные двухмашинные дизель-редукторные агрегаты с отбором мощности на валогенераторы (краборыбоконсервная плавбаза), одновальные одномашинные дизельные агрегаты [ ПБ (ПНР) ], малых обрабатывающих судов — одновальные одномашинные дизель-редукторные агрегаты (малая ПБ).

Для обеспечения электроэнергией судовой электростанции устанавливают дизель-генераторы либо дизель-генераторы и валогенераторы. Прием электроэнергии и ее подачу к потребителям обеспечивает главный распределительный щит (ГРЩ), располагаемый в ЦПУ в районе МО. В перспективе на крупнотоннажных обрабатывающих и приемно-транспортных судах возможно использование ЭУ с комбинированной двухпоточной передачей мощности на гребной винт (рис. 1.33,в). Главные двигатели могут работать непосредственно на гребной винт через вертикальные передаточные колонки и редуктор либо, при отключенных колонках, на генераторы, питающие гребной электродвигатель.

Принципиальные схемы главных ЭУ

Место расположения МО по длине судна зависит от многих причин.При расположении МО в средней части судна упрощается удифферентовка судна, уменьшается величина изгибающего момента на вершине волны для судна без груза и на подошве волны для судна с грузом. К отрицательным факторам можно отнести: использование наилучшего по расположению и форме объема корпуса не для размещения груза, снижение грузоподъемности судна из-за большой длины валопровода и наличия его туннеля, уменьшение полезного объема кормовых трюмов и ухудшение их формы из-за проходящего в них туннеля, затруднение центрования валопровода большой длины и при продольном изгибе судна нарушение нормальных условий его работы.

При расположении МО в кормовой части лучшие объемы предоставляются под груз, для сухогрузных судов улучшаются условия размещения и эксплуатации грузового устройства, укорачивается валопровод и отпадает необходимость в устройстве туннеля. Однако ухудшаются условия удифферентовки судна без груза, так как в носовые отсеки приходится принимать балласт, что улучшает мореходные качества, судна, но увеличивает изгибающий момент на вершине волны.

На современных сухогрузных судах часто наблюдается промежуточное расположение МО, при котором за МО располагается один грузовой трюм, реже два. Такое расположение МО дает возможность частично избавиться от недостатков расположения МО в средней и кормовой частях судна.

В отделении холодильных машин (рефрижераторном отделении) располагают механизмы и оборудование холодильных установок, предназначенных для производства искусственного холода. Требования, предъявляемые к рефрижераторному отделению, зависят от группы холодильного агента (ХА), на котором работают холодильные машины. К группе I относят невоспламеняющиеся ХА (R 22, R 12 и др.), к группе II — токсичные и воспламеняющиеся ХА при объемной концентрации паров в воздухе 3,5 % и более (аммиак), к группе III — взрывоопасные и воспламеняющиеся ХА при объемной концентрации паров в воздухе 3,5% (пропан, пропилен).

Холодильные машины с ХА групп II и III должны устанавливаться в отдельных газонепроницаемых помещениях, имеющих два выхода, расположенных как можно дальше друг от друга, с открывающимися наружу дверями. Эти выходы не должны вести в жилые и служебные помещения или в помещения, сообщающиеся с ними. Один из выходов должен сообщаться с открытой палубой. Отделение должно иметь автономную вентиляцию. Отделения автоматизированных холодильных машин с безвахтенным обслуживанием, работающих на ХА группы I могут не иметь второго выхода. Механизмы, аппараты и другое холодильное оборудование устанавливают на расстоянии не менее 100 мм от переборок и стенок других устройств.

Представление о расположении оборудования рефрижераторного отделения БМРТ дает рис. 1.35.

Рефрижераторное отделение БМРТ Прометей

Хранилища топлива и смазочных масел. К ним относят цистерны основного запаса, размещаемые в двойном дне и выше двойного дна, расходные, сточные, переливные и отстойные цистерны, располагаемые чаще всего в МО. Цистерны оборудуют системами заполнения-осушения, локализации пожара, предусматривают возможность их зачистки.

Производственные помещения. Это цехи, лаборатории, мастерские и т. п. На современных больших и крупных добывающих судах, обрабатывающих судах производственные помещения располагают в два-три яруса. На ярусах устанавливают легкие переборки, выгородки, образуя производственные цехи и участки. Так, на РКТМ-С типа „Антарктида” сырые разделочно-заготовительные участки размещены на верхней палубе, консервное и морозильное производство — на главной, жиромучное производство — в нижнем ярусе. Оборудование производственных помещений зависит от размеров и назначения судна, вида вырабатываемой продукции. Разнообразные специальные машины и установки (головоотсекающие, филетировочные, шкуросъемные и т. п.) увязывают средствами транспортировки в технологические линии обработки объекта промысла, технологические линии также увязывают между собой, обеспечивая полную утилизацию отходов.

Грузовые трюмы служат для размещения перевозимых грузов на судне.

Зашивка грузового трюма деревом

В трюмах сухогрузных судов (рис. 81) к флорам или настилу второго дна крепят поперечные бруски — лаги, на которые укладывают деревянный настил — пайол. По бортам в специальные скобы, приваренные к шпангоутам, укладывают доски — рыбинсы. Для предотвращения пересыпания сыпучего груза при качке в середине ширины трюма устанавливают разборные или подвесные деревянные или металлические переборки — шифтингбордсы (шифтинги) . В углах грузовых люков устанавливают съемные вертикальные трапы или стационарные скоб-трапы.

Трюмы нефтеналивных судов (танки) оборудуются люками с водогазонепроницаемыми крышками, трапами и специальными судовыми системами, которые обеспечивают нормальные условия погрузки, перевозки и выгрузки жидкого груза. Грузовые танки отделяются от других помещений в корпусе пустыми отсеками длиной в одну шпацию — коффердамами. При перевозке нефтепродуктов первого разряда коффердамы могут заполняться водой. Такие мероприятия повышают противопожарную защиту судна.

Рефрижераторные трюмы предназначены для перевозки скоропортящихся грузов. В этих трюмах устанавливают потолочные и бортовые батареи холодильной установки. Бортовые батареи ограждаются решетками. Между грузами прокладывают рейки, чтобы оставить каналы для циркуляции воздуха.

Отсеки судовых запасов и балласта располагаются в основном в междудонном пространстве. На некоторых судах имеются диптанки — высокие встроенные цистерны, располагаемые у поперечных переборок или бортов судна. В диптанках хранят топливо или в них принимают балласт. Для хранения питьевой воды имеются вкладные цистерны соответствующей вместимости. Во всех емкостях для хранения жидкостей устанавливают наливные и расходные трубопроводы с регулирующей арматурой, воздушные трубки, указатели уровня и другое необходимое оборудование. Внутренние поверхности емкостей для питьевой воды цементируют или покрывают полиэтиленом.

Литература

Устройство и основы теории морских судов - Горячев А.М., Подругин Е.М. [1983]
Устройство и основы теории судна - Бронштейн Д.Я. [1988]

Читайте также: