Рогир ван дер вейден кратко

Обновлено: 02.07.2024

Рогир ван дер Вейден — нидерландский живописец XV века, один из крупнейших мастеров Северного Возрождения. Роже де ля Пастюр (так по-французски звучит имя художника) родился в 1399 или 1400 году в старинном франкоязычном городе Турне, который в XV–XVI веках располагался в Южных провинциях исторических Нидерландов. Свою художественную деятельность Рогир, сын резчика по дереву, вероятно, начал как скульптор.

В 1427 году, в возрасте около двадцати семи лет, он поступил учеником в мастерскую Робера Кампена, самого крупного художника Турне. В 1432 году ван дер Вейден был принят в местную гильдию святого Луки.

Робер Кампен
Диптих: Троица и Мадонна с Младенцем у камина
1430-е гг.

К 1435 году мастер Рогир переехал в Брюссель, бывший в то время официальной резиденцией Бургундских герцогов, а уже в 1436 году он получил должность городского художника, которую занимал до самой смерти. По заказам Церкви Рогир ван дер Вейден создавал алтарные образы, выполнял многочисленные заказы бургундского двора, писал религиозные картины для городских корпораций и частных лиц. Заказчиками живописца были представители европейской знати. Кроме картин на религиозные темы, важное место в творчестве художника занимал портрет. Ван дер Вейден, один из крупнейших портретистов своего времени, писал в основном портреты представителей аристократических кругов нидерландского общества.


Рогир ван дер Вейден Святой Лука, рисующий Мадонну Нидерланды, XV в.













В произведениях Рогира все художественные средства — эмоционально-выразительные линии, продуманное обращение к приёмам готического искусства, цвет — служили передаче чувств и духовных переживаний персонажей.

Он все работы доводил до совершенства как в смысле живости фигур, так равно и в композиции и в передаче душевных движений: печали или радости, иногда и укоризны, смотря по тому, что требовалось содержанием картины.

При жизни мастер Рогир пользовался широкой славой, которая распространилась далеко за пределами Нидерландов. В Брюсселе ван дер Вейден организовал крупную мастерскую, имел много учеников и помощников. Художественная продукция, выходившая из его брюссельской мастерской, пользовалась большим спросом во многих европейских странах. Умер Рогир ван дер Вейден в 1464 году в Брюсселе, его похоронили в церкви святой Гудулы.


Рогир ван дер Вейден (школа)
Снятие с креста
Нидерланды, пер. половина XV века

Ни одна картина мастера не подписана и не датирована. Ряд живописных произведений были определены как работы Рогира или его мастерской на основе документальных источников и стилистического анализа. Творчество Рогира ван дер Вейдена оказало огромное влияние на нидерландское искусство середины и второй половины XV века. Иконографические и композиционные схемы и живописные приёмы, разработанные мастером, использовали его многочисленные последователи, как на его родине, так и в Испании и Северной Европе.

Относится к теме


Искусство Нидерландов XV–XVI веков

1 курс, 4 видеоматериала, 1 статья

Связанные материалы

Святой Лука, рисующий Мадонну. Рогир ван дер Вейден. Рассказывает хранитель

Святой Лука, рисующий Мадонну. Рогир ван дер Вейден. Рассказывает художник-реставратор

На сайте используются материалы образовательных ресурсов Государственного Эрмитажа:


Несмотря на новаторства Яна ван Эйка в области масляной живописной техники, среди экспертов существует мнение, что принципы Северного Возрождения более полно и точно воплощены в произведениях другого влиятельного художника – Рогира ван дер Вейдена. Его творчество – это синтез готики и ванейковских инноваций, поэтому оно было близко как живописцам, оставшимся верным традициям, так и художникам, стремившимся двигаться вперёд.

Краткие биографические сведения о жизни художника

Роже де ла Пастур (таково настоящее имя Ван дер Вейдена) родился в 1399-м или 1400-м году в бургундском городке Турне́. В 1426-м году он сочетался браком Элизабет Гоффэртс, у пары было четверо детей – дочь и 3 сына.

Ранние работы Рогира ван дер Вейдена практически неотличимы от произведений Кампена. Однако с ростом мастерства художника они начинают приобретать индивидуальный стиль. О пользе копирования произведений известных художников и использовании этого метода в обучении технологии оптических просветов рассказывается в этом видео:

Главный живописец Брюсселя

Закончив обучение, Ван дер Вейден получает звание мастера, что даёт ему право набирать собственных учеников. Однако, вступив в гильдию художников Святого Луки, в Турне́ он не задержался и в 1435-м году отравился в Брюссель. Видимо, по приглашению властей, так как почти сразу по прибытии получил должность ведущего живописца города. В Брюсселе художник проживёт оставшуюся жизнь и напишет практически все свои произведения.

Влияние Ван Эйка и зачатки собственного стиля


Но несмотря на многие сходства отличия между этим двумя произведениями также прослеживаются. В картине Ван дер Вейдена больше динамики и более реалистично проработаны руки и жесты, которые после лица являются главным показателем эмоционального состояния человека. Несмотря на пока ещё недостаточно умелое пространственное построение, некоторые нарушения перспективы и отсутствие чёткого единства композиции Рогир сумел показать сложные переживания Святого Луки. Этот момент в ранней работе, пожалуй, и является отправной точкой в выработке собственного стиля Вейдена.

Духовная сфера и эмоции человека

Главные достижения художника лежат в области передачи человеческих эмоций. И если Ван Эйк был больше нацелен на гармонию мира и цельность человеческой личности, то Ван дер Вейден направляет все усилия на выявление сложной духовной сферы человека. Его стихия – драматизм сюжета. В дальнейшем, опираясь на достижения готического искусства, он уделяет много внимания передаче душевного мира людей. В этом смысле Рогир пошел дальше Ван Эйка и открыл нидерландским живописцам новые возможности.

Главные его достижения лежат в области передачи человеческих эмоций. Все свои работы он стремился сделать совершенными как по живости и эмоциональности персонажей, так и по целостности композиции. Ван дер Вейден умел мастерски передавать так называемые душевные движения: радость, страх, гнев, печаль, укоризну и т. п., заставляя зрителя сопереживать героям сюжета.


Искусствовед Лорн Кэмпбелл считает, что картина вызывает интерес и приковывает внимание не столько реализмом, сколько искажениями, от которых возникают беспокойство и тревога. Иррациональные элементы и деформированные образы, вызывают у зрителя наивысшее эмоциональное напряжение. Для концентрации внимания зрителя на переднем плане и усиления трагизма событий Ван дер Вейден помещает фигуры величиной почти в человеческий рост в ограниченное пространство и создаёт из них слитную группу.



Портретный жанр


Поездка в Италию


Будущий классик Северного Возрождения родился в 1399 или в 1400 в Турне (герцогство Бургундия) в семье ножовщика (фр. maitre-coutelier) по имени Анри. Достоверных сведений о детстве и юности будущего мастера практически не сохранилось.

О снятии с креста Иисуса (в связи с положением во гроб) упоминают все евангелисты, однако ни одна из книг Священного Писания не свидетельствует о том, что в снятии участвовали Богородица, жены-мироносицы, Иоанн Богослов, обыкновенно изображаемые в произведениях на эту тему.Идейный центр композиции — мертвый Христос и Дева Мария, упавшая в обморок. Ван дер Вейден нарушает каноны, придавая телу Девы необычное, однако, чрезвычайно эмоционально насыщенное положение, как бы рифмующееся с положением тела её Сына. Этот смелый и необычный ход как бы символизирует идею преданности Богоматери Богочеловеку. Положение рук Христа и его матери (новых Адама и Евы) направляет взгляд зрителя на череп Адама, иллюстрируя тем самым идею и сущность искупительной жертвы, принесенной Господом во имя падшего человечества.

Другим дошедшим до нас шедевром Мастера является Алтарь Девы Марии, так называемый Алтарь Мирафлорес, экспонирующийся в Берлинской картинной галерее. Считается, что эта работа была исполнена в 1445 году по заказу кастильского короля Хуана II, который, в свою очередь, передал работу в дар монастырю Мирафлорес, что неподалеку от Бургоса. Трехстворчатый алтарь рассказывает нам о трех значительнейших эпизодах из жизни Богоматери, связанных с её Сыном: умилении Богородицы, оплакивании Христа и явлении воскресшего Сына Человеческого Деве Марии.

В юбилейный 1450 г. Рогир ван дер Вейден совершил поездку в Италию и побывал в Риме, Ферраре и Флоренции. Он был тепло встречен итальянскими гуманистами (известен похвальный отзыв о нём Николая Кузанского), но сам интересовался преимущественно художниками-консерваторами вроде фра Анжелико и Джентиле да Фабриано.

Портретам кисти Рогира присущи некоторые общие черты, что в значительной степени обусловлено тем, что почти все они изображают представителей высшей знати Бургундии, на облик и манеру держаться которых наложили отпечаток общая среда, воспитание и традиции. Художник детально прорисовывает руки моделей (особенно пальцы), облагораживает и удлиняет черты их лиц.

К числу наиболее известных дошедших до нас портретов бургундской знати, атрибутируемых Мастеру, относятся изображения Филиппа Доброго (после 1450, Музей изящных искусств (Дижон)), его сыновей, Карла Смелого (Берлинская картинная галерея) и Антуана Бургундского, бастарда (Королевские музеи изящных искусств (Брюссель)), Филиппа I де Круа (1460, Королевский музей изящных искусств (Антверпен)), Лорана Фруамона (Королевские музеи изящных искусств (Брюссель)).

Художник Рогиер ван дер Вейден.

Великий фламандец Rogier van der Weyden (1399 — 1464). Снятие с Креста
Великий фламандец.Именно так назвал король Иоанн (Хуан) II Кастильский в 1445 году Рогира ван дер Вейдена (нидерл. Rogier van der Weyden, 1399/1400, Турне — 18 июня 1464, Брюссель ) выдающегося мастера нидерландской живописи. Рогир ван дер Вейден (Роже де ля Пастюр) - фигура знаменитая и загадочная. Несмотря на то, что он был одним из самых заметных художников во фламандской живописи XV века, о его жизни мы знаем очень мало. До нас не дошло ни одной подписанной им картины, а те его работы, которые упоминаются в документах, описаны настолько приблизительно, что их невозможно идентифицировать. Таким образом, приписывая мастеру ту или иную картину, искусствоведы вынуждены руководствоваться исключительно косвенными признаками. Лишь о нескольких работах Рогира ван дер Вейдена - в частности, о "Снятии со креста", хранящемся ныне в мадридском музее Прадо, - говорится в современных ему письменных источниках достаточно подробно и точно. Не прибавляет оптимизма историкам искусства и то обстоятельство, что во время Второй мировой войны погибли почти все архивы, где можно было бы отыскать что-то, касающееся жизни мастера. Чтобы воссоздать хоть сколько-нибудь полную и непротиворечивую картину творческого пути Рогира ван дер Вейдена, искусствоведам приходится по крупицам собирать разрозненные и скудные сведения о нем.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Читайте также: