Роджер бэкон сущность взглядов 6 класс кратко

Обновлено: 05.07.2024

В 1256 году он становится монахом францисканского ордена, продолжает заниматься точными и естественными науками. И когда генералом францисканского ордена стал Бонавентура, то по его приказу Роджера Бэкона отправили из Парижского университета в монастырь с достаточно строгим уставом, как говорят, из-за его увлечения алхимией и астрологией.

Во многих частях этого сочинения можно увидеть прозрения, удивительные для того времени. Так, он пишет о тех временах, когда люди будут летать по воздуху, плавать под водой, поднимать с помощью приспособлений огромные тяжести, смогут разговаривать на расстоянии и т.д. Также он пишет, что изобрел некую смесь из серы, селитры и некоторых других составляющих, которые производят огромный шум и яркий блеск, что позволяет считать Роджера Бэкона изобретателем пороха. Сам Бэкон занимался не только философией, большое время уделял собственно научным опытам и исследованиям.

Главной целью и задачей философии и науки Роджер Бэкон считал три области знания: математику, физику и этику. Математика имеет огромнейшее значение, это одна из важнейших наук. Ее роль в познании мира и для существования других наук является решающей. Математика — единственная из наук, которая достоверна и ясна. Принципы математики врождены человеческому уму, потому математика — самая легкая из наук и самая доступная всем людям в силу врожденности ее принципов, поэтому обучение людей должно начинаться именно с математики. Вспоминаем здесь, что францисканцы больше тяготели к платоновской философии, чем к аристотелевской, к которой тяготели философы доминиканского ордена. Аристотель отделял математику от других наук, а Платон, наоборот, считал математику введением во все науки.

Физику Роджер Бэкон делил на ряд отдельных дисциплин, в число которых входит оптика, астрономия, алхимия, медицина, техника и другие. В отличие от Аристотеля, Роджер Бэкон совсем не ценил логику. Впервые, может быть, до эпохи нового времени была высказана мысль, что логика не дает прироста научного знания, а есть лишь наука о умении правильно выражать свои мысли, поэтому логика подобна риторике и граммматике, это лишь наука о словах.

Роджер Бэкон не обошел вниманием и общие для его времени проблемы философии. Так, в частности, решая проблему универсалий, Бэкон придерживался позиций умеренного реализма, считая, что универсалии существуют реально в самих вещах, отрицая, в отличие от Фомы Аквинского, их существование до вещей. Однако и от платоновской линии Бэкон отходит достаточно далеко и утверждает, что единичные предметы существуют реально и обладают реальным бытием. В этом отношении Роджер Бэкон приближается к номинализму, однако не делает окончательного вывода, считая, что универсалии существуют в самих вещах; так же реально и человек, познавая этот мир, познает содержащиеся в вещах универсалии.




Один из основных пунктов философии Бэкона — это его теория познания, поскольку эта теория должна была обосновать необходимость существования всех естественных наук. По Роджеру Бэкону, существуют три способа познания: вера в авторитет, рассуждение и опыт. Вера в авторитет всегда основана на некотором опыте, расуждение основывается также на некоторых опытных данных, поэтому основным источником знания для человека всегда является опыт. Опыт находится в основе всего, в том числе и такой ценимой Бэконом математики.

Опыт математики отличается от опыта других наук тем, что математика дает нам всеобщий опыт. Доказательства без опыта, по Бэкону, не имеют никакой ценности, ибо что бы мы ни доказали, наибольшую убежденность человек получит лишь тогда, когда он результат этого доказательства увидит на собственном опыте. Поэтому опытная наука является владычицей умозрительных наук.

Опыт Бэкон понимал прежде всего как постигаемый нашими органами чувств. Поэтому все познание идет от наших ощущений посредством дальнейшего восхождения в виде абстрагирования и выделения идей к рациональному познанию, к уму. Если нет ощущений, утверждает он, то нет и науки. Здесь Бэкон отходит далеко от Платона. Но если в основе всего у Бэкона лежит опыт, то непонятно, как существует метафизика и какой опыт лежит в основе религии. Здесь Бэкон указывает, что кроме чувственного опыта существует и внутренний опыт, чем-то напоминающий августиновское озарение, иллюминацию.

Кроме того, философ всегда познает, основываясь на том, что сотворено Богом, поэтому он исходит из следствия к причине. Поэтому философ всегда исходит от внешнего мира к его первопричине. Однако существует и так называемый праопыт. Этот опыт доступен уже не каждому, но Бог Своей благодатью наделяет этим опытом отдельных людей, каковыми являются пророки и святые. Благодаря этому опыту пророки и святые постигают непосредственно всю истину и излагают ее в богооткровеных книгах.

В 1256 году он становится монахом францисканского ордена, продолжает заниматься точными и естественными науками. И когда генералом францисканского ордена стал Бонавентура, то по его приказу Роджера Бэкона отправили из Парижского университета в монастырь с достаточно строгим уставом, как говорят, из-за его увлечения алхимией и астрологией.

Во многих частях этого сочинения можно увидеть прозрения, удивительные для того времени. Так, он пишет о тех временах, когда люди будут летать по воздуху, плавать под водой, поднимать с помощью приспособлений огромные тяжести, смогут разговаривать на расстоянии и т.д. Также он пишет, что изобрел некую смесь из серы, селитры и некоторых других составляющих, которые производят огромный шум и яркий блеск, что позволяет считать Роджера Бэкона изобретателем пороха. Сам Бэкон занимался не только философией, большое время уделял собственно научным опытам и исследованиям.

Главной целью и задачей философии и науки Роджер Бэкон считал три области знания: математику, физику и этику. Математика имеет огромнейшее значение, это одна из важнейших наук. Ее роль в познании мира и для существования других наук является решающей. Математика — единственная из наук, которая достоверна и ясна. Принципы математики врождены человеческому уму, потому математика — самая легкая из наук и самая доступная всем людям в силу врожденности ее принципов, поэтому обучение людей должно начинаться именно с математики. Вспоминаем здесь, что францисканцы больше тяготели к платоновской философии, чем к аристотелевской, к которой тяготели философы доминиканского ордена. Аристотель отделял математику от других наук, а Платон, наоборот, считал математику введением во все науки.

Физику Роджер Бэкон делил на ряд отдельных дисциплин, в число которых входит оптика, астрономия, алхимия, медицина, техника и другие. В отличие от Аристотеля, Роджер Бэкон совсем не ценил логику. Впервые, может быть, до эпохи нового времени была высказана мысль, что логика не дает прироста научного знания, а есть лишь наука о умении правильно выражать свои мысли, поэтому логика подобна риторике и граммматике, это лишь наука о словах.

Роджер Бэкон не обошел вниманием и общие для его времени проблемы философии. Так, в частности, решая проблему универсалий, Бэкон придерживался позиций умеренного реализма, считая, что универсалии существуют реально в самих вещах, отрицая, в отличие от Фомы Аквинского, их существование до вещей. Однако и от платоновской линии Бэкон отходит достаточно далеко и утверждает, что единичные предметы существуют реально и обладают реальным бытием. В этом отношении Роджер Бэкон приближается к номинализму, однако не делает окончательного вывода, считая, что универсалии существуют в самих вещах; так же реально и человек, познавая этот мир, познает содержащиеся в вещах универсалии.

Один из основных пунктов философии Бэкона — это его теория познания, поскольку эта теория должна была обосновать необходимость существования всех естественных наук. По Роджеру Бэкону, существуют три способа познания: вера в авторитет, рассуждение и опыт. Вера в авторитет всегда основана на некотором опыте, расуждение основывается также на некоторых опытных данных, поэтому основным источником знания для человека всегда является опыт. Опыт находится в основе всего, в том числе и такой ценимой Бэконом математики.

Опыт математики отличается от опыта других наук тем, что математика дает нам всеобщий опыт. Доказательства без опыта, по Бэкону, не имеют никакой ценности, ибо что бы мы ни доказали, наибольшую убежденность человек получит лишь тогда, когда он результат этого доказательства увидит на собственном опыте. Поэтому опытная наука является владычицей умозрительных наук.

Опыт Бэкон понимал прежде всего как постигаемый нашими органами чувств. Поэтому все познание идет от наших ощущений посредством дальнейшего восхождения в виде абстрагирования и выделения идей к рациональному познанию, к уму. Если нет ощущений, утверждает он, то нет и науки. Здесь Бэкон отходит далеко от Платона. Но если в основе всего у Бэкона лежит опыт, то непонятно, как существует метафизика и какой опыт лежит в основе религии. Здесь Бэкон указывает, что кроме чувственного опыта существует и внутренний опыт, чем-то напоминающий августиновское озарение, иллюминацию.

Кроме того, философ всегда познает, основываясь на том, что сотворено Богом, поэтому он исходит из следствия к причине. Поэтому философ всегда исходит от внешнего мира к его первопричине. Однако существует и так называемый праопыт. Этот опыт доступен уже не каждому, но Бог Своей благодатью наделяет этим опытом отдельных людей, каковыми являются пророки и святые. Благодаря этому опыту пророки и святые постигают непосредственно всю истину и излагают ее в богооткровеных книгах.

Роджер Бэкон (около 1214–1292) — английский философ и естествоиспытатель, монах-францисканец. Профессор богословия в Оксфорде, имевший глубокие познания в математике, физике и химии. Роджер Бэкон, биография которого стала символом передовой мысли, одним из первых подверг критике схоластику, призывая просвещённые умы к опытному изучению природы.

Ранние годы

Точная дата рождения философа неизвестна, предположительно это был 1214 год. Родился Бэкон в английской деревушке Илчестер, графство Сомерсет.

Семья Роджера была зажиточной и смогла обеспечить наследнику достойное по тем временам образование. Так, в детские годы он на дому прилежно изучал арифметику, геометрию, астрономию. Мальчик был хорошо знаком с произведениями античных авторов, занимался музыкой.

В возрасте 13 лет Роджера отдали на обучение в Оксфордский университет, где ему предстояло провести ближайшие 8 лет. По окончании обучения Бэкон получил ученую степень по искусству.

Поиск жизненного пути

При изучении краткой биографии Бэкона Роджера стоит отметить, что он приобрёл большую популярность среди образованных парижан благодаря своим смелым спорам со схоластами — философами-богословами, чьи убеждения были основаны не на научных познаниях, а на церковных догмах.

В 1250 году Бэкон вернулся в Оксфорд, где стал преподавать в университете. В этот же период он вступил во францисканский орден. Несмотря на то, что Бэкона подозревали в занятиях чёрной магией и отказе от Католической церкви, слава о нём быстро распространялась в округе.

Философские труды

В 1257 году лекции Бэкона в Оксфорде оказались под запретом, а сам философ получил приказ в срочном порядке оставить город и перебраться во францисканский монастырь в Париже.

В 1268 году Роджеру Бэкону разрешили вернуться в Оксфорд, где вновь продолжил заниматься науками. Особым уважением у Бэкона пользовалась математика. Он считал её наиболее достоверной и несомненной наукой, с помощью которой можно проверять данные всех остальных дисциплин. Кроме того, он утверждал, что математика — самая лёгкая из наук и доступна каждому.

В этот период Роджер Бэкон закончил работу над двумя трактатами: Communia mathematica (сочинение по математике) и Communia naturalium (сочинение по физике).

Роджер Бэкон жил во времена, когда в Европе всем заправляла религия. Однако он не боялся резко критиковать невежество и порочность духовенства, которое душило науку на корню и не давало обществу развиваться. Бэкон открыто выступал против схоластики и нелестно отзывался о популярных авторитетах современности (Фома Аквинский, Альберт Великий).

В результате Бэкон был обвинён в ереси и в 1278 году был заключён в тюрьму на 12 лет. Оказавшись на свободе, философ принялся работать над сочинением Compendium studii theologiae. Этот труд так и не был окончен и до сегодняшнего дня дошёл лишь в отрывках.

Личная жизнь

Судя по истории жизни Роджера Бэкона, его гораздо больше интересовала наука, нежели личная жизнь. Учёный никогда не был женат, не имел детей. Все свои силы он направлял на научную деятельность.

Европейское Средневековье привнес в мировую культуру много интересных философских направлений, научных открытий и изобретений, шедевров искусства и т.д. Так, Средневековая Европа породила новые философские течения; порадовала архитектурными стилями — романским и готическим; дала известные всему миру университеты; подарила изысканную рыцарскую поэзию и героические эпосы и т.д. Однако, самое главное — темные Средние века подвели Европу к эпохе Возрождения, к настоящему культурному взрыву и научному прорыву. Возрождение подарило миру такие имена, как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Донателло, Рафаэль, Боттичелли, Бернини и пр. и их незабываемые творения, которыми и сегодня гордится весь мир.

ОБРАЗОВАНИЕ И ФИЛОСОФИЯ

Вопросы в тексте параграфа

Как было организовано обучение в школах раннего Средневековья?

Организуя соборные школы, церковь решала несколько задач: подготовка священников для проповедования церковной догматики, воспитание и передача обучающимся угодного для церкви мировоззрения. В католической церкви прекрасно понимали, что в школах они должны воспитать религиозную и политическую элиту, верных борцов с ересью, а в крайнем случае – добрых и преданных прихожан. Поскольку школы в Западной Европе раннего Средневековья были лишь для церковных служителей, чиновников и аристократов, можно уверенно говорить, что образование в средневековой Западной Европе было лишь уделом избранных.

Почему города, государства, церковь с XI—XII веков стали нуждаться в грамотных людях и разнообразных знаниях?

Образованные люди нужны были церкви для ведения миссионерской деятельности и борьбы с ересями, городам – преимущественно для эффективного ведения расширяющейся торговли, юридического сопровождения сделок и медицинского обслуживания горожан, а государствам – в качестве чиновников-управленцев в формирующихся государственных аппаратах.

Работаем с документом

Учебник истории Средних веков. Е.В.Агибалова, Г.М.Донской. 6 класс. Параграф 26

1. Чем отличалось отношение к науке, познанию мира Роджера Бэкона от подхода, принятого в средневековых университетах?

2. Как вы считаете, вступал ли Бэкон, высказывая такие идеи, в конфликт с церковью?

Да, Роджер Бэкон вступал в конфликт с церковью, поскольку не признавал церковных авторитетов. Он резко высказывался об авторитетах того времени, о том же Фоме Аквинском, и критиковал распущенность духовенства. За это церковь его преследовала и даже обрекла на 12-летнее тюремное заключение.

3. Какие приборы, механизмы, которыми мы сейчас пользуемся, предвидел Роджер Бэкон?

Роджер Бэкон предвидел появление механических двигателей, автомобилей, самолетов, микроскопов и телескопов. А изобретение очков непосредственно связывают с именем Роджера Бэкона.

Обобщение информации параграфа

1. Как менялись представления средневекового человека о мире в эпоху Средних веков? С чем это было связано?

В первые столетия раннего Средневековья человек обладал крайне скудными познаниями о мире. Люди редко выезжали за пределы не столько своей страны, но и даже своего региона или деревни. Все познания о мире человек получал от тех, кто, по его мнению, лучше других знает об устройстве мира – в первую очередь от священников. Поэтому перенос ветхозаветного устройства мира в реальность был для людей очень естественен: Иерусалим – центр мира, гора с земным раем где-то на востоке, разделение всей земли по наследию сыновей Ноя и т.д. Люди раннего Средневековья считали, что вера и разум – несовместимы. Бога невозможно понять умом – в него надо верить.

Эпоха великих географических открытий кардинально перевернула мировоззрение человека. Его кругозор еще больше расширился. Более того, на фоне активизации обмена технологиями, культурой и знаниями, признания гелиоцентрической системы мира изменились представления человека о мире и о месте человека в нем. Работы врачей Парацельса и Везалия, в которых впервые после античности были предприняты попытки изучить строение человека и процессы, происходящие в нем, положили начало научной медицины. Благодаря работам Жана Бодена и Никколо Макиавелли исторические и политические процессы стали рассматриваться как результат взаимодействия людей и их интересов, а не как воля Бога. Это и многое другое, наряду с повышением интереса к античным идеалам стало причиной начала в XV веке эпохи Возрождения – эпохи, характеризующейся светским характером культуры, интересом к античности, к человеку и его деятельности. Эпоха Возрождения способствовала появлению независимого человека свободой нравственного выбора, самостоятельного и ответственного в своих суждениях и поступках.

2. Как был устроен средневековый университет? Как в нем проходило обучение?

Средневековый университет был устроен по принципу корпорации. Это была обособленная группа людей, которые занимались общим делом, подчинялись определенным правилам и распорядкам, занимали свое место в корпоративной структуре. В университетах создавались объединения по предметам – они назывались факультетами, возглавляли их деканы. Все вместе, преподаватели и студенты, избирали главу университета – ректора.

Обучение в университете проходило по такому принципу: преподаватель читал лекцию, основываясь на книгах и объясняя непонятные места, студенты конспектировали лекцию. Практические занятия проходили в форме диспутов – словесных поединков, во время которых оппоненты пытались найти слабые моменты в позиции друг друга и своими аргументами выиграть спор.

3. Докажите, что университет был корпорацией. Какие еще средневековые корпорации вы можете назвать?

Университет действительно был корпорацией. Каждый член этой корпорации, студент или преподаватель, был частью образовательной системы. Преподаватели не просто учили, а студенты не просто учились – все они были частью одного дела. Поэтому и у студентов были определенные права и обязанности, они наравне с преподавателями участвовали в жизни университета.

Подобные корпорации в Средние века можно было встретить везде. Практически все свободные люди были частью какого-либо профессионального сообщества, будь то ремесленный цех, либо торговая гильдия, либо рыцарский орден. Все эти люди в рамках корпорации подчинялись определенным правилам – уставу, кодексу и т.д., обладали правами и обязанностями. Например, во Флоренции правом голоса обладали лишь члены гильдий, и были лишены такого права бедняки, иностранцы, не входящие ни в одну гильдию, и дворяне.

Имя Годы жизни Сущность взглядов
Пьер Абеляр 1079-1142 Философ-схоласт, теолог, поэт и музыкант. Считал, что разобраться в вопросах веры можно только при помощи разума. Бог дал человеку силы для благих целей и наделил его разумом. Поэтому вера, стоит непоколебимо только на убеждении, достигнутом путём свободного мышления, а потому вера, приобретённая без разума, недостойна свободной личности.
Фома Аквинский 1225-1274 Философ и теолог. Связал христианское вероучение с философией Аристотеля. Сформулировал пять доказательств существования Бога. Признавая относительную самостоятельность естественного бытия и человеческого разума, утверждал, что высшим состоянием природы является благодать, а разума – вера.
Марко Поло 1254-1324 Не был ни ученым, ни философом, ни богословом – он был путешественником. Однако, его подробные описания восточных земель, куда еще не ступала нога европейца, стало прорывом не только для географии, но и для культурной жизни Европы.
Роджер Бэкон 1214-1294 Философ и естествоиспытатель. Занимался математикой, химией, физикой, оптикой. Разработал теории преломления лучей, перспективы и т.д. Выступал против схоластики. Считал, что для познания истины недостаточно авторитета и отвлеченных размышлений, нужны наблюдения, опыты и математические вычисления. Только с их помощью можно проверить, верны ли знания. Поскольку он резко высказывался об авторитетах того времени, о том же Фоме Аквинском, и критиковал распущенность духовенства, церковь его преследовала и обрекла на 12-летнее тюремное заключение.
Фибоначчи (Леонардо Пизанский) 1170-1250 Первый крупный математик средневековой Европы. Способствовал распространению в Европе системы счисления, основанной на арабском принципе разрядов (единицы, десятки, сотни и т.д.) с использованием индийских (арабских) цифр. Открыл числовую последовательность, названную его именем. С помощью этой последовательности можно описать многие природные явления.

5. Чем взгляды Роджера Бэкона отличались от взглядов большинства средневековых богословов, в том числе и Абеляра?

Роджер Бэкон выступал против схоластов, считая, что они разводят бессмысленные рассуждения, не подтвержденные никакими реальными исследованиями, расчетами и опытом. Он считал, что только с помощью опытов и математических вычислений можно проверить, насколько верны знания. Поэтому работы схоластов он вообще не считал научными.

6. Что такое схоластика? Как вам кажется, мешала или помогала схоластика развитию европейской науки?

Схоластика – средневековое религиозно-философское учение, стремящееся познать Бога и мир при помощи логических рассуждений, опирающихся на авторитет Священного Писания. То есть, средневековые философы-схоласты пытались ответить на вызовы своего времени, и создать доказательную базу существования Бога, основанную не на слепой вере, а с использованием мышления.

На мой взгляд схоластика была первым шагом к развитию настоящей науки средневековья – философии, ориентированной на поиск истины природных и социальных явлений, а не на Священное писание. Так и получилось. В начале схоластического периода философская мысль ещё не стоит в рабском подчинении церковному учению, но эта зависимость в дальнейшем закрепляется. Однако с доказательством различных религиозных положений схоластика переживает саму себя. Круг теологических положений, доказуемых разумом, все более сужается, пока наконец философия полностью не отделяется от христианской веры и становится самостоятельной наукой, основанной на постижении истины разумом.

Постараемся объяснить это утверждение еще проще. Церковь предлагала людям верить в Бога и не раздумывать над тем, почему они должны верить в Бога. Попытка доказать существование Бога при помощи разума со временем привела чуть ли не к обратному эффекту. Люди начали размышлять, и власть церкви пошла на убыль. И этот процесс был очень полезен для развития науки. К слову, в дальнейшем еще долгое время церковь противостояла и препятствовала развитию науки.

1. Нарисуйте карту Земли, какой ее представляли люди раннего Средневековья.

В эпоху раннего Средневековья была очень популярна карта так называемого типа Т-О. Она представляла собой схематичное изображение земли в виде колеса, окруженного океаном, причем не Индийским, как сказано в учебнике, а мировым океаном, огибающим ойкумену (весь мир, отсюда и буква О в названии типа карты). Все земли мира делились на три части: Азия, Европа и Африка. Эти части света отражали ветхозаветную традицию о трехчастном делении мира между сыновьями Ноя – Симом (Азия), Хамом (Африка) и Иафетом (Европа). На карте Азия была отделена от Африки и Европы Красным морем, а Европа от Африки отделялась Средиземным морем. Разделение морями изображалось в виде буквы Т. Азия размещалась всегда на верху карты и соответствовала восточному направлению. Также в самом верху карты изображался ветхозаветный Эдем, из которого выходило четыре реки: Фисон, Гихон, Хиддекель и Евфрат. В нашем учебнике, неизвестно по какой причине, в качестве этих библейских рек названы Тигр, Евфрат, Ганг и Нил. Схематично такая карта в период раннего Средневековья выглядела вот так:

Учебник истории Средних веков. Е.В.Агибалова, Г.М.Донской. 6 класс. Параграф 26

Если вы хотите сделать более подробную карту наподобие более поздних средневековых карт, то предлагаем вот такой вариант (эти карты можно скачать, открыв полную версию карты):

Учебник истории Средних веков. Е.В.Агибалова, Г.М.Донской. 6 класс. Параграф 26

Комментарии: Мы предлагаем небольшие пояснения по поводу названий библейских рек. Как сказано в Книге Бытия, Ветхий Завет: «Из Эдема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки. Имя одной Фисон: она обтекает всю землю Хавила, ту, где золото; и золото той земли хорошее; там бдолах и камень оникс. Имя второй реки Гихон: она обтекает всю землю Куш. Имя третьей реки Хиддекель: она протекает пред Ассириею. Четвертая река Евфрат.

Если с реками Евфрат и Хидделькель (Тигр) все понятно, известны их местоположения, то по расположению оставшихся двух рек различные толкователи Библии спорили все Средние века.

Реку Фисон на Востоке отождествляли с Гангом или Индом. Еврейские толкователи утверждали, что Фисон это Нил. Европейские ученые предполагали, что это река Фасис (нынешняя река Риони в Грузии), а земля Хавила – это земля Евилатская (Колхида), богатая золотыми приисками, куда аргонавты плыли за золотым руном (современное восточное черноморское побережье Грузии). Поздние германские ученые были уверены, что Фисон и Гихон являлись двумя восточными притоками реки Шатт-эль-Араб (Карун и Керхе), или что Фисон было названием западного канала Евфрата, на котором в древности стоял шумерский город Ур.

В любом случае отождествление Нила и Ганга с библейскими реками, как это указано в учебнике, не более чем одна из гипотез, причем самая маловероятная.

2. Из всех факультетов средневекового университета дольше всего надо было учиться на богословском. Предположите почему.

Богословие в Средние века считали вершиной наук и изучать богословие начинали лишь после прохождения первых этапов подготовки.

3. В конце XIII века в Европе были изобретены очки. О чем говорит этот факт?

Изобретение очков в XIII веке связывают с именем францисканского монаха, алхимика, философа и естествоиспытателя Роджера Бэкона. В 1260 году в одном из своих трудов он описал эффект преломления световых лучей в сегменте стеклянного шара. Шлифуя стекла, Роджер Бэкон использовал линзы во многих своих опытах и даже преподнес одну линзу с эффектом увеличения папе римскому Клименту IV. Он предложил использовать увеличительные свойства отшлифованного кварца и горного хрусталя для чтения пожилым людям со слабым зрением и с удовольствием пользовался своей находкой сам. Таким образом, изобретение очков в XIII веке говорит лишь о том, что научные знания достигли определенного уровня.

4. Проведите исследование: какие традиции средневековых университетов, названия, с ними связанные, сохранились до наших дней? Привлеките к исследованию своих родственников и знакомых, получивших высшее образование.

Сегодня, конечно, несмотря на схожесть форм обучения, современные университеты в большинстве своем сильно отличаются от средневековых. Сегодня редко какие университеты могут похвастаться своими традициями, корпоративным духом и принципами совместной деятельности учеников и преподавателей. Большинство студентов только учатся, но не принимают участие в жизни университета. Существуют лишь редкие примеры, когда выпускники университетов чувствуют корпоративную общность. Среди таких университетов старейшие учебные заведения в разных странах. Полагаем, что сегодня наиболее ярко корпоративную общность можно увидеть в древнейших университетах Европы: Болонском университете, Оксфорде, Кембридже и т.д. В нашей стране к таким университетам можно отнести учебные заведения, обладающие богатой историей, собственными традициями, а также научно-исследовательской базой: Московский государственный университет, Санкт-Петербургский государственный университет, Московский физико-технический институт, МГТУ им. Баумана и т.п.

5. Какие качества личности средневековых ученых, о которых рассказано в параграфе, показались вам привлекательными, достойными похвалы? Кто вам понравился больше других и почему?

Наиболее привлекательными для меня кажутся такие личные качества средневековых ученых, как стремление познавать новое и твердость в отстаивании своего мнения. Ради своих убеждений наиболее стойкие ученые были готовы на многое, даже на тюремное заключение или смерть. Такими качествами обладал в большей степени на мой взгляд Роджер Бэкон. Он был уверен, что слепая вера знаниям, полученным с опорой на церковных и философских авторитетов, не может быть достойной человека со свободным разумом. Лишь самостоятельно проверив знания, получив их подтверждение опытами и расчетами, можно было приблизиться к истине. Поскольку Роджер Бэкон резко высказывался об авторитетах того времени, о том же Фоме Аквинском, и критиковал распущенность духовенства, церковь его преследовала и обрекла на 12-летнее тюремное заключение.


Средневековый английский философ, естествоиспытатель и математик Роджер Бэкон (1214-1294) в зрелом возрасте вступил в орден монахов-францисканцев. Ему приходилось скрывать свой интерес к науке, тайно проводить лабораторные опыты. Знакомство с книгами, изучение природных явлений помогло ему обогнать свое время.

Кто такой Роджер Бэкон?

Он писал, что в будущем человек построит такие колесницы, которые будут двигаться самостоятельно, без участия животных, притом с невероятной скоростью.

Появятся летающие аппараты, водоплавающие машины, подводные корабли. Позднее говорили, что все эти предсказания ему навеяла отлитая им из меди голова. Это она по его приказам изрекала пророчества.

Его обвиняли в ереси, говорили, что он продал душу дьяволу, а в обмен получил секреты чародейства.

О его личной жизни мало что известно. Роджер Бэкон родился в Англии в графстве Долчестер в обеспеченной семье. Достаток позволял ему приобретать дорогие издания, разные приборы, ставить дома опыты.

Он читал сочинения греческих и римских ученых естествоиспытателей, астрономов, арабских мыслителей и медиков.

Особенно его увлекала философия Аристотеля, основоположника формальной логики, представителя научного мышления. Бэкон изучал также труды Авиценны.

У себя в доме он оборудовал физическую лабораторию.

Известно, что некоторое время Роджер учился в Оксфордском университете, затем уехал в Париж, где любил подискутировать с преподавателями.

Но чрезмерная божественность в образовательном процессе, излишнее вмешательство церковников раздражали и мешали. Разочарованный, в 1250 году он вернулся в Англию. Но и в

Оксфорде ситуация едва ли была лучше. Приходилось подавлять свою гордыню. Бэкон старался не выделяться из преподавательской среды.

Он читал лекции по философии и естествознанию, математике и медицине. Ни в его внешности, ни в высказываниях никто не замечал каких-то намеков на связи с потусторонними силами.

фото

Статуя Роджера Бэкона в Музее естественной истории Оксфордского университета

Как Роджер Бэкон стал монахом

Одно время Бэкон занимался алхимией, брал ртуть, серебро, свинец, медь, пытался их расплавить и соединить. Почему эти вещества? Потому что в те времена каждый металл сопоставлялся с небесным светилом.

Например, ртуть - Меркурий, серебро - Луна, медь - Венера, золото - Солнце. Но потом он занялся астрологией.

Подолгу в подзорную трубу рассматривал небо, пытаясь определить свою судьбу по расположению звезд, составлял гороскопы. Он старался найти разгадку тайного в самом тайном.

Но достигнутый уровень образования не удовлетворял Бэкона, да и преподавательская работа отвлекала от опытов. Тогда он решил поступить во францисканский монашеский католический орден.

Это произошло в 1257 году. Бэкону исполнилось 43 года. Это был вполне зрелый человек, авторитетный преподаватель.

Почему же он, естествоиспытатель, пошел в монахи, отвергавшие точные науки и видевшие во всем только Божественное провидение? Уж не проделки ли это дьявола? Все объяснялось очень просто.

У него возникли проблемы с материальным обеспечением. Его семья не могла больше помогать ему, университетского жалованья не хватало на его лабораторные занятия.

В свободное от службы время он мог бы заниматься своими работами. Он мечтал найти обеспеченного и увлеченного науками человека, который выделил бы деньги на печатание его работ.

Итак, он принял решение и стал францисканским монахом, надел серое рубище, подпоясался веревкой, выбрил себе тонзуру.

фото

Францисканский символ на фасаде базилики Санта-Кроче (Флоренция)

фото

Алхимик. Художник П. Лонги

Как и многие ученые того времени, Бэкон занимался алхимией.

Он писал, что алхимия есть наука о том, как приготовлять некий состав, или эликсир, который, если его прибавить к металлам неблагородным, превратит их в совершенные металлы.

Это наука о том, как возникли вещи из элементов, и обо всех неодушевленных вещах. Бэкон пытался из свинца добыть золото, но ничего не получалось.

Как ученый он начинал понимать, что добыть золото из металлов, его не содержащих, бесполезно, но отказаться от опытов, как и его коллеги-алхимики, не мог.

Католический нищенствующий монашеский орден был основан в 1208 году Франциском Ассизским, жителем итальянского города Ассизи.

Выходец из богатой семьи, прожигатель жизни Франциск еще в юности в какой-то момент понял, что богатство развращает человека не столько физически, сколько нравственно.

Христос ничем не владел, он был нищим, главным его достоинством всю жизнь оставались слово и учение.

Иисус испытывал сострадание к больным, падшим, всячески помогал им.

Этот образ нищего и страдающего Христа, призывающего следовать за ним, преобразовал суть Франциска, стал для него источником божеского откровения, принес покаяние и стремление призывать других к такому же покаянию.

Со временем у новоявленного святого появились последователи, в том числе из обеспеченной среды.

Бедность Христа давно служила укором разбогатевшему духовенству, поэтому, чтобы избавить церковь от разных кривотолков, папа Иннокентий III принял Франциска Ассизского, внимательно его выслушал и признал его право на проповеди, на образ странствующего монаха и разрешил создать орден монахов-францисканцев.

Они носили серое рубище, подпоясывались простой веревкой, на босые ноги надевали сандалии, питались подаянием.

В 1256 году папство предоставило монахам-францисканцам право преподавать в университетах. И они создали свою систему богословского образования.

Из их среды вышли многие философы, мыслители, но сами монахи опирались исключительно на догматы католицизма.

фото

Святой Франциск Ассизский в монашеском одеянии. Художник Ф. де Сурбаран

Почему Роджер Бэкон разочаровался в религии

Бэкон ошибся, когда считал, что в монашеском ордене ему дадут возможность свободно заниматься науками, он станет писать свои труды и публиковать их. Вольного ученого из него не получилось.

Монах должен молиться и трудами замаливать свои грехи и грехи паствы. Так учил Господь.

Никто из высокопоставленных священнослужителей не интересовался им, еще менее интересовались его работами представители папства.

Он оказался в совершенно чуждой ему среде людей необразованных, косных, подозрительных, ничего не желавших знать, кроме молитв и усердного служения Господу.

Более того, со временем францисканские монахи увидели в нем, высокообразованном человеке, чужеродного пришельца. Они его не понимали. Они его боялись.

Он показался им противником божественного учения, религии, вообще опасным человеком, еретиком. Он был для них хуже черта. Такого надо немедленно на костер.

Вполне возможно, что Бэкону пришлось бы предстать перед судом инквизиции, а потом взойти на эшафот, но вмешалась судьба. Ему в некотором роде повезло.

Еще будучи во Франции, Бэкон познакомился с любителем наук, советником при дворе Людовика IX Ги Фулькуа Ле Гро, бывшим рыцарем, участником многих военных походов.

В 1261 году Фулькуа назначали кардиналом, и он уехал в Англию, где встречался с Бэконом. Завязался интересный разговор. Им не хотелось расставаться.

Фулькуа попросил Бэкона передать ему сочинения для знакомства. И вот еще одно везение.

В 1265 году Ги Фулькуа неожиданно для всех стал Папой Римским и принял имя Климента IV. Это ли не повод для радости?! Бэкон был счастлив.

Он получил благословение главного священнослужителя католиков.

Бэкон принялся за работу, дописывал, исправлял и затем направил в Рим свой Большой труд. Папа обещал ученому поддержку, собирался опубликовать его труд, но в 1268 году неожиданно. умер.

Кое-кто высказал соображение, что труд еретика Бэкона свел Папу в могилу.

Для Бэкона настали черные дни. О его переписке узнали. Познакомились с Большим трудом, изложенными в нем идеями-видениями и предсказаниями.

Ученого-монаха арестовали, обвинили в ереси и бросили в тюрьму. Допрашивали, требовали признания в общении с дьяволом. Бэкону грозил эшафот.

Во Франции его давно бы казнили, сожгли на костре, но в Англии порядки были не столь репрессивны.

С Бэконом считались, он слыл хорошим преподавателем, подготовил многих толковых учеников.

Кто за него заступился, неизвестно, но до эшафота дело не дошло. В 1278 году после 14 лет сидения в застенках, его выпустили. Годы, проведенные в казематах, не сломили ученого.

Они нисколько не уменьшили его исследовательского пыла. Он с рвением принялся писать. Правда, теперь он писал совсем о другом.

Надо было покаяться перед церковью. Так появился его Свод теологических наук - оправдание религии.

Происходил из дворянского рода. Был рыцарем и участвовал в военных походах, но потом стал юристом, был советником французского короля Людовика IX.

После смерти жены Ги Фулькуа решил стать священником. В 1256 г. он уже епископ, в 1259 г.- архиепископ, а в декабре 1261 г.- кардинал-епископ Сабины.

После долгих уговоров он переехал в Перуджу, где 22 февраля 1265 г. его провозгласили Папой Римским под именем Климент IV.

фото

Ги Фулькуа Ле Гро (11901200-1268) - Папа Римский Климент IV

Что предсказывал Роджер Бэкон

В Средние века верили в абсолютную связь между всем, что происходит на небе и на земле. Планеты тем или иным образом воздействуют на природу, на ход жизни людей.

Ученые того времени, в том числе и Роджер Бэкон, были во власти представлений об одушевленности окружающего мира.

Металлы, по их мнению, тоже обладали душой, каждый своей, надо только найти подход к ней, и тогда металл откроет свои секреты.

Неслучайно алхимики объединили символы семи металлов и семи планет, которые, как считали, их породили и продолжают оказывать на них влияние.

Несовершенство простых металлов по сравнению с металлами благородными объясняется их незрелостью. Алхимик своим вмешательством ускоряет процесс их созревания.

Бэкон устроил себе каморку в стене церкви и спокойно творил там до конца своих дней. Он писал, что в будущем миром овладеют машины и человек станет прислуживать им.

Он писал о телескопе, о передаче информации на расстояния, о том, что через века все изменится на земле, мир будет другим.

Тогда-то и зародились слухи, что Бэкон подписал договор с дьяволом, продал ему всего себя, а взамен стал обладателем секретов черной магии.

Якобы этот дьявол и надоумил его взять слиток меди, отлить из него человеческую голову и вложить в нее свои мысли. Голова все переварит и выдаст ему секреты мироздания.

Ее надо гладить и шептать в уши заклинания. И тогда из открытого рта донесутся звуки, понять смысл которых сможет только эзотерик, посвященный человек.

Например, о воздействии звезд на состояние души человека он писал следующее: Сочетание небесных тел воздействует на тело человека и его душу.

Происходит это примерно так же, когда человек в окружении друзей возбуждается и может совершить разумные или глупые поступки.

Книга "Тайное тайных"

Книгу Тайное тайных так и не смогли отыскать. А если бы отыскали, то едва ли расшифровали.

Говорили, что Бэкон изобрел специальный алфавит, который без его помощи не мог бы прочесть ни один человек.

Может быть, поэтому никто точно не знает, когда умер этот ученый, впервые увидевший и предсказавший будущее, о котором до него никто не мог даже помыслить.

Не смогли отыскать и могилу Роджера Бэкона. Церковники со злорадством говорили, что дьявол отомстил ему за обман, унес его с собой в преисподнюю.

фото

Алхимик. Художник П. Брейгель Старший

Послание монаха Роджера Бэкона о тайных действиях искусства и природы и ничтожестве магии (1267) - произведение о методах технического использования различных явлений природы, а также о некоторых проектах механизмов будущего.

Бэкон собрал воедино в этом Послании математические, физические, лингвистические факты и определил взаимосвязь между магией и религией, что впоследствии стало естественными и гуманитарными направлениями в науке.

Но церковь не приняла это послание. Священнослужители посчитали его недостаточно религиозным, теософским и снова пригрозили ученому заключением.

фото

О чем писал Роджер Бэкон в своей книге Тайное тайных

Но богословское занятие не отвлекло Бэкона от главного труда всей его жизни. Он его не забросил. Слишком много знал, накопил слишком много тайн о мироздании и обществе.

Обо всем этом и многом другом ему хотелось рассказать в письменной форме.

Бэкон нашел способ, как обмануть вездесущих церковнослужителей - подготовил к выпуску свою книгу Тайное тайных, но поступил, как поступали многие до него.

Взял за основу рукописи древних арабских ученых по разным наукам.

Дополнил своими вставками, многое уточнил, расширил список глав и объявил, что в его руки якобы попал труд великого древнегреческого философа Аристотеля, в котором тот для завоевателя мира Александра Македонского раскрыл самые главные секреты успешного царствования.

И не только. В книге помимо успешных методов управления войском, сохранения здоровья, методов уничтожения врагов говорилось об обеспечении собственного благополучия.

Это был свод секретных наставлений для избранных, для царей. Бэкон в своем труде давал советы по управлению толпой, отдельными людьми, рекомендации по сохранению здоровья, рассказывал о силе действия приворота, о тайнах астрологии, о ядовитых растениях, о загадках алхимии, о силе драгоценных камней, о говорящей голове, отлитой из меди.

Это была книга универсальных предсказаний, которую еще не знал европейский мир. Бэкон утверждал, что, если человек хочет повелевать миром, хочет знать свое будущее, он должен много знать, и прежде всего тайное тайных.

Для придания научности…

Для придания научного веса книге Бэкон наполнил ее известными ему астрологическими, алхимическими и магическими сведениями. Работа была очень обширная.

Он создавал свое тайное тайных и сам незаметно для себя превращался в колдуна, в чародея. Удивительно, как он, математик, считавший эту точную науку единственно достоверной, отрекся от нее.

Он забыл о времени, о личной жизни, оказавшись во власти магических формул, тайных заклинаний, предсказаний.

Не забыл он и о своем любимом занятии алхимией, которой уделил особое внимание и высказал уверенность в скорой добыче искусственного золота.

фото

Алхимик за работой

Аристотель, как ни один древнегреческий философ, был универсален. Он изучал не только окружающий мир, природу, свойства вещей, но и развитие общества.

Он, любимый ученик Платона, не разделял идеалистических взглядов своего учителя и доказывал, что любой вещи свойственны количество, качество, отношение к другим вещам и свой образ действий.

Вещественный мир материален. Постепенно он ввел систему научной классификации, создал свою терминологию, которая используется и в наше время.

Читайте также: