Курдский вопрос на ближнем востоке кратко

Обновлено: 02.07.2024

Сущность курдского вопроса заключается в ряде моментов, определяющих его современный облик. Во-первых, это национально-освободительная борьба курдского этноса, преследующая цель признания своего права на существование (Турция и Иран) и расширения автономных прав (Сирия и Ирак). Во-вторых, курдский вопрос – классический пример противостояния двух международно-правовых тенденций: права нации на самоопределение и территориальной целостности государства. Знакомство с курдской проблемой дает возможность сказать, что в основе решения курдского вопроса лежит принцип государственного суверенитета, а не право нации на самоопределении. Правда, изменение данной тенденции в современных условиях стало более реальным. В-третьих, курдский вопрос имеет тенденцию превращаться из локального и внутригосударственного в международный конфликт. Причем, чем слабее государства, в пределах которых проживает курдская нация, тем большую активность обретают курды в стремлении к независимости.

На протяжении веков курдский вопрос приобрел ряд характеристик, которые сегодня определяют общее состояние и готовность курдов к объединительному процессу. Данные характеристики могут быть разделены на географические, политические, экономические и духовные.

Геополитическое положение Курдистана изначально создавало неблагоприятные условия для его развития и объединения. Находясь на границе сначала двух государств (Османской и Персидской империй), затем на границах четырех стран – Сирии, Ирана, Ирака и Турции, курды всегда использовались как этими государствами, там и мировыми игроками в целях достижения своих интересов. Так, любое выступление курдов в отдельной части Курдистана подавлялось войсками государства, но, как правило, поддерживалось сопредельным государством-соперником в региональной борьбе за лидерство. Для внешних же сил значение и важность геополитического положения Курдистана определялось не самостоятельно, а в контексте всего региона и в рамках границ Турции, Ирана, Ирака и Сирии. Политика внешних сил по отношению к курдскому вопросу полностью вписывается в их стратегию к региону в целом.

Важнейшей характеристикой курдского вопроса является географическая необособленность курдского пространства. Вообще Курдистан – это чисто этническое название, обозначающее территорию, на которой курды составляют большинство населения. Отсутствие четко зафиксированных границ Курдистана приводит к неравномерному распределению курдов по территории. Это приводит к общей неравномерности регионального развития. Так, Иракский Курдистан считается наиболее успешной частью Курдистана благодаря развитой системе нефтепроводов и большой плотности населения.

Необособленность и отсутствие четких границ предопределяют отсутствие у курдов ядра нации, вокруг которого можно было бы строить единое государство. Треугольник Диярбакыр – Мехабад – Эрбиль как естественный географический центр курдистанского региона геополитически разрезан и неразвит. Плотность населения здесь невелика, экономика депрессивна [68] .

Важным географическим препятствием для курдского объединения стал горный рельеф местности. Он послужил причиной внутрикурдистанской коммуникационной неразвитости, изоляции некоторых курдских регионов (Дерсим, Лурестан, Бахтиария). Горный рельеф не способствовал формированию мощного торгового центра в срединном пространстве курдского ареала, который бы способствовал этнонациональной консолидации [69] .




Политическая раздробленность ведет к тому, что курдские вооруженные силы, которые славятся бесстрашием и умением воевать, зависят от поддержки извне. Так как политически решение проблемы курдов пока не представляется возможным, курды вынуждены заявлять о себе на поле боя, организуя восстания, что требует значительных ресурсов, которых у Курдистана просто не имеется. Они поддерживаются как глобальными державами, так и государствами-соперниками в целях достижения национальных интересов. Несомненно, потребность в финансировании делает курдов зависимыми и не дает им возможности действовать в соответствие со своими надеждами и чаяниям. При этом именно вооруженная борьба является основным методом попытки добиться своих целей. Так, Рабочая партия Курдистана во главе с лишенным свободы Обдуллой Оджаланом, базирующаяся и действующая на территории Турции, избрала путь вооруженного противостояния и подрывной деятельности против легитимного турецкого правительства. Это вызывает недовольства и опасения не только региональных держав, но и глобальных игроков, что крайне опасно для курдов.

Важной политической характеристикой курдского вопроса является извечный курдский партикуляризм и наличие пережитков родоплеменного строя. Так, курды живут по преимуществу кланами, которые предпочитают организовывать свой быт без посторонней помощи. А властные структуры таких образований, как правило, аморфны и коррумпированы. Они не хотят расставаться со своими привилегиями, которые, несомненно, потеряют в случае политических и экономических изменений.

Особый интерес представляет взаимозависимость курдской проблемы и внутриполитического и внешнеполитического положения четырех стран. Курдское меньшинство в обозначенных странах является гонимым, подвергается репрессиям и отрицанию в существовании. Таким образом, курды вписаны в политическое пространство четырех стран, вынуждены приспосабливаться к любым изменениям внутри государств. Однако курдский вопрос приобретает особую важность во времена политических смут и слабости центрального правительства стран. Любое изменение в любой части Курдистана влияет на внутриполитическую стабильность внутри страны.

В связи с тем, что курды на протяжении многих веков жили в разделенном географическом пространстве, это предопределило уязвимость процесса этнонациональной консолидации курдов. Это вылилось в то, что чувство национального единства крайне слабо развито в курдах, что ведет к преобладанию интересов отдельно взятой группы над интересами всей нации. Не способствует осознанию себя как отдельной этнической группы и тот факт, что курды говорят на разных диалектах курдского языка. Курдский язык принадлежит одной из групп северо-западных подгрупп иранского языка. Так, около 60% курдов пользуются диалектом курманджи, до 30% курдов предпочитают диалект сорани, остальные привержены диалекту зазаи [70] .

Все вышеперечисленные характеристики курдского вопроса позволяют сделать вывод о том, что сами курды не готовы к образованию единого государства. Они не обладают достаточным количеством ресурсов, у них нет единой системы политических институтов, они не привыкли жить вместе, у них разная политическая культура. Даже если Курдистан появится на новой карте Большого Ближнего Востока в результате Арабской весны, данное политическое образование будет зависимым от международной помощи, фактически будет являться сателлитом того, кто будет предоставлять финансовую и идеологическую поддержку.

Курдский вопрос сегодня вышел на новый уровень развития. Так, геополитическое положение представляет не угрозу, а особое преимущество. За контроль над курдистанскими землями разворачивается серьезная борьба, что принесет курдам значительные финансовые и идеологические дивиденды.

Заметным фактором важности курдского вопроса является наличие в его недрах значительного количества нефти. Нефть имеется в районах Батмана (Северный Курдистан), Керманшаха (Восточный Курдистан) и Юго-Западного Курдистана на стыке сирийско-турецко-иракской границы. Большое значение для всего Ближнего Востока представляют также водные ресурсы, которыми богата территория курдов. В частности, речная система Месопотамии (бассейны рек Тигра и Евфрата) транспортирует воду из богатых водой регионов Восточной и Юго-Восточной Анатолии (Турецкого Курдистана) и северо-востока Месопотамии (территория Иракского Курдистана и его западная часть) в сухую зону юга и дает жизнь арабским пустыням большей части Ближнего Востока. Управление водными ресурсами трансграничных рек Тигра и Евфрата является предметом острых споров между Турцией, Сирией, Ираком. При этом сами курды не имеют достаточно сил, чтобы бороться за контроль над водными ресурсами. Однако сам факт наличия на их территории полноводных рек в ближайшем будущем сделает их участниками водных баталий, которые уже определяют конфликтный потенциал региона.

С политической точки зрения курдский вопрос представляет собой клубок противоречий двух уровней: внутригосударственного, когда речь идет о взаимодействии курдской общины и официальных представителей государства, на территории которого проживают курды, и внешнеполитический, когда курды являются участниками межгосударственных отношений четырех вышеперечисленных стран и глобальных держав.

В первом случае курдский фактор рассматривается с позиций национального вопроса четырех стран. Так, в Сирии и Иране – это единственный национальный вопрос, в Турции – главный, в Ираке – один из основных. Стоит отметить, что курдский вопрос как национальный создает проблемы для администраций четырех стран, так как связан с сохранением территориальной целостности данных стран, развивается сугубо в конфликтном русле. При этом как позитивные, так и негативные инициативы по решению курдской проблемы в отдельно взятой стране автоматически ведут к изменениям в других частях Курдистана. Так что официальные власти четырех стран всегда проявляли особый интерес к национальной политике друг друга, нередко вмешиваясь и оказывая давление.

Процесс решения курдской проблемы не всегда инициируется самим государством. История курдского народа изобилует примерами национальной, освободительной борьбы курдов. Вспыхнув в одной части Курдистана, противостояние автоматически перекидывается на другие осколки земель курдов и ведет к изменению внутриполитического и внешнеполитического положения четырех стран.

С точки зрения межгосударственных отношений, курдский фактор вышел на уровень международных отношений. При этом он четко вписан в мировые процессы. Так, при биполярном мире геополитическое объединение Курдистана было невозможным, так как курды не привлекали к себе внимание мировой общественности и являлись сугубо внутренней проблемой стран. После распада социалистического блока и взрыва этнических процессов курды стали важными игроками на региональной арене, добились внимания со стороны крупнейших держав мира.

Одной из ведущих проблем региона курдский вопрос делает географическое расселение курдов на границе четырех ведущих стран Большого Ближнего Востока. Именно география предопределила вовлеченность курдов в региональные процессы. Турция является своеобразным плацдармом западного блока НАТО в регионе, экономическим двигателем, претендующим на статус региональной державы, мостом между Западом и Востоком. Наличие курдской проблемы, причем в сравнении с другими тремя странами, в самом жестком виде – явное слабое место набирающего силу гиганта, реальный рычаг давления со стороны заинтересованных стран. Так, курдский фактор в Турции характеризуется особой напряженностью и бескомпромиссностью как со стороны турецкого правительства, так и со стороны курдов, представленных здесь Рабочей партией Курдистана (РПК), которая добивается поставленных целей вооруженным путем и террористическими действиями.

Положение Сирии в регионе на сегодняшний день претерпевает радикальные изменения. События Арабской весны стали проверкой на прочность выстроенных при Хафезе Асаде и его сыне Башаре Асаде структур и институтов. Необходимо отметить, что Сирия является одной из ключевых ближневосточных держав и активно влияет на происходящие в регионе процессы. Важность данного государства обусловлена особенностями ее расположения в центре ближневосточного ареала, активной внешней политикой, проводимой Дамаском с момента обретения им независимости в 1946 году [72] . В связи с событиями Арабской весны курдский вопрос в Сирии приобрел особое звучание. Важным поддерживающим моментом для Башара Асада стал тот факт, что курды, составляющие 10% населения страны, не поддержали ни одну из сторон и выступили за неделимую демократическую Сирию, в которой курдам будет предоставлена широкая автономия.

В международных отношениях в современном мире, в регионе Ближнего и Среднего Востока все большую роль играет Исламская республика Иран. Сегодня характер наиболее острых конфликтов на арабском востоке и основные параметры их урегулирования в немалой степени определяются политикой Ирана в данном регионе. Вне зависимости от природы политического режима Иран традиционно стремился к упрочнению своих позиций на арабском востоке, исходя из обеспечения своей безопасности и национальных интересов [73] . При этом курдский фактор для Ирана – явный минус с точки зрения внутриполитической стабильности. До президентства Хасана Роухани ситуация с курдским меньшинством в Иране была напряженной. Так, Партия свободной жизни Курдистана, имеющая тесные связи с Рабочей партией Курдистана в Турции, активно противостояла центральным властям, организовывала атаки на военнослужащих и представителей правопорядка с целью добиться признания права курдов на самоопределение и большую автономию. После прихода Роухани к власти Исламское государство Иран стремится наладить взаимодействие с курдским меньшинством страны. Однако курдский фактор потенциально продолжает быть тем рычагом влияния на ИРИ, который может значительно поколебать внутриполитическую стабильность государства.

На особом положении находится курдский вопрос в Ираке. Иракский Курдистан (Северный Курдистан) является наиболее развитой частью курдского ареала, способной стать центром всего объединительного процесса. Иракские курды уже сегодня пользуются реальным статусом широкой автономии в пределах Ирака, поддержкой США, контролируют нефтяные запасы Киркука и Мосула, принимают активное участие в государственном строительстве послевоенного Ирака. Курдские лидеры сумели занять видное политическое положение в Ираке (президентом Ирака был избран известный курд Джаляль Талабани, президентом Иракского Курдистана – Масуд Барзани). Несомненно, особое положение Северного Курдистана вызывает серьезные опасения Турции, Ирана и Сирии, стимулирует курдов других частей бороться за достижение таких же результатов.

Помимо всего сказанного стоит отметить, что на современном этапе курдский вопрос закрепил за собой статус интернационального, так как события арабской весны привели к общему ослабление четырех государств, в пределах которых проживают курды. В исторической ретроспективе курдский вопрос активизировался как раз тогда, когда страны расселения курдов испытывали дестабилизацию и дезинтеграцию внутреннего положения. Сегодня правило подтверждается, более того, курдский фактор приобрел статус нерешенного конфликта, который может взорвать хрупкое положение на Большом Ближнем Востоке.

Все сказанное выше дает возможность сделать вывод, что курдский вопрос занимает одно из центральных мест в политическом ландшафте Ближнего и Среднего Востока, имеет возможность оказывать влияние на формирование нового облика региона, способен подорвать хрупкий мир, что привлекает к нему внимание как региональных держав, так и международных игроков.

Во второй половине 1990-х годов курдский вопрос остро стоял и в Турции. Здесь курды контролировали ряд внутренних районов страны и развернули активную диверсионно-террористическую войну. 15 февраля 1999 г. лидер леворадикальной Курдской рабочей партии Абдулла Оджалан был арестован. Турецкие курды отказались от радикальных форм борьбы, но в мае 2004 г. Курдская рабочая партия вышла из соглашения о перемирии с турецкими властями.

В настоящее время курдский вопрос является одним из ключевых при обсуждении дальнейшей евроинтеграции Турции. Европа требует большей автономии для курдов, а также соблюдения их прав в соответствии с европейскими стандартами.

article image

article image

article image

article image

article image

article image

article image




Тьма не может изгнать тьму; только свет может сделать это. Ненависть не может изгнать ненависть; только любовь может сделать это. © Лютер Кинг ==> читать все изречения.

Курдский вопрос – это турецко-курдский конфликт, который возник между правительством Турции и рабочей партией Курдистана по вопросу предоставления курдам автономии в 1984 году.

До сих пор курды остаются одной из самых больших народностей, у которых нет своей государственности. Еще в 1920 году между Турцией и Антантой был заключен договор, который предоставлял Курдистану независимость. Но этот договор так и не был задействован.

В 1923 году был подписан Лозаннский договор, заменивший Севрский мирный договор 1920 года. По нему были установлены новые границы Турции после распада Османской империи. Также этот договор провозглашал мир между странами Антанты и Турцией.

20-30-е годы прошлого века прошли под попытками курдов получить независимость от турецких властей. Причиной тому стал запрет турок на использование курдского языка, и отказ от признания курдской национальности. Анкара продолжила политику угнетения, что привело к восстанию курдов в Ираке в начале 60-х годов. Начал расти курдский национализм, который привел к возникновению рабочей партии Курдистана. По сути, это была военно-политическая организация.

В 80-х годах руководство организации покинуло Турцию для подготовки баз в Сирии и Ливане. Вооруженная борьба за независимость началась в 1984 году. Изначальной целью курдов стало установление курдской государственности и получение независимости. Но в начале 90-х годов курс изменился, теперь курды ориентировались на получение автономии.

Военный подход курдов заключается в ведении партизанской войны против турок. Они сосредоточены на выводе из строя объектов инфраструктуры, на совершении диверсий. Основные базы курдов находились на севере Ирака при режиме Саддама Хусейна.

Готовые работы на аналогичную тему

Курдский вопрос в системе международных отношений на Ближнем Востоке

Курды проживают на территории Турции, Сирии, Ирака и Ирана. Война в Сирии предоставила курдскому народу новые возможности для создания автономных образований. Война также способствовала устранению многих факторов, которые ограничивали установление курдской государственности.

В Иракском Курдистане в 2017 году был проведен референдум о независимости и было принято решение о том, что необходимо создать независимое курдское государство. Но руководство не смогло реализовать волю народа, а также потеряло часть спорных территории. В Сирии положение курдов также тесно связано с необходимостью борьбы с Исламским государством. При поддержке США курдам удалось взять под контроль около 700 километров сирийско-турецкой границы. Действующий в Сирии режим не поддерживает решение курдов об автономии. Турецкий фактор также сдерживать возможности курдов. В Турции достаточно болезненно относятся к изменениям границ, и тем более к созданию на территории страны автономии.

Сегодня курды настроены решительно на достижение своей международной цели. Важным трендом стал тот факт, что внешние игроки оказывают все меньше влияния на желание курдского народа стать независимым.

Решение курдской проблемы

Иракский Курдистан, чтобы отделиться от Багдада, должен пройти все юридические процедуры. Для этого курдам необходимо провести референдум о независимости и референдум о спорных территориях. Следующим шагом станет получение подтверждения проведенных референдумов со стороны иракского правительства. На данный момент нет предпосылок для того, чтобы иракское правительство на это согласилось.

Сирийским курдам сложнее, так как референдум однозначно не поддержит Турция. Если попытка будет совершена, то Турция вполне способна использовать силу. Эксперты рассматривают для курдского народа следующие варианты:

  1. Признание Конституцией Сирии курдского народа, как второго по численности и предоставление им равных прав.
  2. Отказ от дискриминации курдов по национальному признаку.
  3. Отказ от арабизации курдов.
  4. Признание национальной и культурной автономии курдов.
  5. Социально-экономическое развитие народа.

Интересно, что все четыре страны, где живет курдский народ при всех своих разногласиях, единодушны в одном вопросе. Они полагают, что идея свободного Курдистана – это американский проект. Есть потенциал у Иракского Курдистана, который может добиться независимости и объявить себя самопровозглашенным государством. Однако, это приведет к обострению ситуации в регионе и вызовет новые конфликты.

Курдский вопрос вряд ли будет решен в ближайшее время, так как Запад вряд ли допустит создание государства с идеями, основанными на марксистско-ленинском учении. Само курдское движение разобщено. Курды не имеют опыта собственной государственности, при положительном исходе им придется строить свое государство с нуля. У них нет центра или ядра, которое могло бы стать фактором объединения народа. Также потенциальное курдское государство не будет иметь выхода к морю, что негативно повлияет на его социально-экономическое положение.


Фото: ссылка

Турецкие ВВС начали наносить удары по объектам сирийских курдов, которые ранее находились под защитой военных США. Это является началом военной операции Турции на северо-востоке Сирии.

В 1960-е годы часть турецких курдов приобщилась к прогрессу — поступила в турецкие университеты. Учились в основном на гуманитарных факультетах, став национальной интеллигенцией со своей национальной идеей — смеси племенных традиций и ленинского коммунизма. В натовской Турции курды определяли себя пролетариями, угнетёнными капиталистическими турками.

Курдов у нас традиционно со времён СССР любят, особенно с 1980-х, когда разыгралось жёсткое противостояние между Турцией и Сирией — другом Советского Союза. В середине 1980-х Фронт освобождения народов Курдистана уже насчитывал тысячи бойцов. Рабочая партия Курдистана формировала базы в Ливане и Сирии. В ходе этой войны, по самым скромным оценкам, погибло около 40 000 человек.

В середине 1980-х годов Хафез Асад мобилизовал курдского лидера Абдуллу Оджалана на партизанскую войну против Анкары, но к 1998 году под давлением Турции официальный Дамаск был вынужден отказать высокопоставленному курду в политическом убежище. К преследованию Оджалана подключились Вашингтон и Тель-Авив. Абдулла Оджалан получил временное пристанище в Греции, откуда его переправили в греческое посольство в Кении, а 15 февраля 1999 года в Найроби высадились турецкие коммандос, которые захватили у аэропорта машину с собиравшимся лететь в Нидерланды мятежным лидером. Его вывезли на личном самолёте турецкого миллионера Джефита Каглара, и сейчас он отбывает пожизненное заключение в тюрьме на острове Имралы в Мраморном море.

Анкара для налаживания диалога с курдами стала активно вовлекать их во внутреннюю политику Турции, продвигать в депутаты; территории, заселённые курдами, начали развивать: строить плотины, расширять сельхозугодья.

Северную Сирию, согласно этой концепции, поделили на кантоны, управляющиеся женщинами. Главная среди них — сопредседательница Совета Демократической Сирии Ильхам Ахмад. Это имя — что-то вроде позывного, так как никто не знает, когда и где она родилась, и кто она такая вообще! Но именно её окружение блокирует все предложения допустить русских инженеров для налаживания добычи и переработки нефти.

В Вашингтоне делают ставку на курдов, потому что американцам необходима непрерывная война на Ближнем Востоке. Израилю это тоже выгодно: пока арабы, курды, турки убивкают друг друга, они не трогают израильтян. Поэтому они тоже поддерживают курдов, но в широком спектре: от РПК до иракских барзанистов - последователей Мустафы Барзани.

В текущей ситуации острого противостояния между курдами и Турцией Россия, признавая, что курды внесли большой вклад в борьбу с запрещённым в России ИГИЛ, готова поддерживать лишь мирные инициативы по созданию курдских автономий с сохранением территориальной целостности тех государств, где проживают курды.

Теги события:

курды турция сирия ближний восток геополитическое противостояние политика главная турки и курды иран ирак Рабочая партия Курдистана война курдистан оджалан история

Читайте также: