Достижения социологической мысли в россии до начала xx в кратко

Обновлено: 02.07.2024

История возникновения социологии в России. Идейно-теоретические предпосылки, выразившиеся в существовании и влиянии отдельных социальных концепций. Три вида солидарности Лаврова, их сущность и значение. Характеристика понятия исторического прогресса.

Рубрика Социология и обществознание
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 12.10.2011
Размер файла 76,7 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Социологическая мысль в России ХIХ-ХХ веках

1. Особенности становления и развития социологической мысли в России в конце ХIХ - начале ХХ в.в.

1.1 Исторические условия и предпосылки возникновения социологии в России

1.2 Периоды развития российской социологии в конце ХIХ - начале ХХ в.в.

2.Петр Лавров как представитель русской субъективной социологии

2.1 Субъективная социология в России

2.2 Жизнь и творческий путь П.Л. Лаврова

3. Сущность социологических взглядов П.Л. Лаврова

3.1 Задачи и методы социологии в учении П.Л. Лаврова

3.2 Формы и механизмы солидарности

3.3 Формула исторического прогресса

социология концепция исторический прогресс

В ведение

Социальная жизнь имеет свои особенности в регулировании повед е ния людей; человек не обладает инстинктами, подобными тем, которые н а правляют по ведение более низших животных, п о этому он сильнее зависит от социальной организации, чем любой другой вид живых с у ществ. Этим обусловлена в ы раб отка институциализированных социальных форм поведения, оказывающих определяющее влияние на человеч е ские действия. Социология - отрасль науки о человеческом поведении, ставившая своей целью раскрытие причинно - следственных связей, образующихся в пр о цессе социальных отношений между людьми, взаимодействий и взаимосвязей между индивидами и группами. Она включает в себя изучение традиций, структур и институтов, возника ю щих в ходе взаимодействия сил, которые их объединяют и осла б ляют, и тех воздействий, участие которых в группах и организациях оказыв а ет воздействие на поведение и характер людей.

Задача социологии состоит в том, чтобы выявить эти формы, исследовать, как они работают, а так же как они возникают, развиваются, усложняются, взаимодействуют друг с другом, разлагаются и исчез а ют.

История социологии позволяет приобрести системное знание об основных предпосылках и этапах возникновения, функционирования и развития социологической науки, о ведущих тенденциях ее изменения, о наиболее значительных направлениях, течениях и школах, существовавших и существующих по сей день, о крупных ученых, с именами которых связан прогресс этой науки.

Объект реферативного исследования - социологическая мысль в России ХIХ - начала ХХ века.

Предмет реферативного исследования - субъективная социология П.Л. Лаврова.

Цель реферативного исследования - рассмотреть и проанализировать развитие социологической мысли в России ХIХ - начала ХХ века на примере субъективной социологии П.Л. Лаврова.

Задачи реферативного исследования:

– изучить исторические условия и предпосылки возникновения социологии в России;

– рассмотреть периоды развития российской социологии в конце ХIХ - начале ХХ в.в.;

– охарактеризовать субъективную социологию в России;

– изучить жизнь и творческий путь П.Л. Лаврова;

– выявить задачи и методы социологии в учении П.Л. Лаврова;

– показать формы и механизмы солидарности в учении П.Л. Лаврова;

– раскрыть формулу исторического прогресса в учении П.Л. Лаврова.

Тема реферата предполагает рассмотрение развитие такого специфического направления в русской социологии как субъективное в социологическом, историческом и философском аспектах.

1. Особенности становления и развития социологической мысли в России в конце ХIХ - начале ХХ в.в.

1.1 Исторические условия и предпосылки возникновения социологии в России

Каждая из отраслей науки имеет предмет, раскрываемый в содержании, системе теорий, законов, категорий, принципов и т. п. и выполняет особые функции по отношению к практике, исследует определенную сферу общественных отношений, те или иные явления, процессы, в общем, все общество. Существует определенная взаимозависимость между предметом, содержанием и функциями науки. Если, абстрагируясь от других наук и от понимаемых в широком смысле потребностей практики, то нельзя не уяснить функции отдельной науки. Именно потребности практики выдвигают на каждом этапе жизни общества новые требования к гуманитарному знанию в целом и отдельным его отраслям. Но современное общество - не механическое соединение различных механизмов управления, властных институтов и структур, социальных сфер политики, экономики, а нечто целое. Возникает потребность именно в отрасли знаний, которая изучает общество во всех его аспектах. Такой наукой и есть социология - наука об обществе.

Что же и как изучает социология? Социология (фр. sociologie, латин. Societas - общество и греч. - Logos - наука об обществе) - наука об обществе, отдельных социальных институтах (государство, право, мораль и т. п.), процессах и общественных социальных общностях людей. Впервые понятие социология введено в научный оборот еще в середине XIX в. основоположником позитивизма, французским ученым Огюстом Контом. Первоначально социология обозначала обществоведение, но с течением времени предмет социологии непрерывно менялся и уточнялся, сопровождаясь постепенным отделением социологии от философии. Дело в том, что к середине XIX в. потребности социального развития и внутренняя логика эволюции науки об обществе требовали новых подходов, формирования типа социальных явлений. И в ответ на потребности формирования гражданского общества возникает социология [17, 25].

Социология в России возникает во второй половине XIX в., после реформы 1861 г., провозгласившей отмену крепостного права и означавшей начало новой эпохи в развитии не только экономических, но и социальных, политических, духовных процессов в жизни страны. В экономической сфере была открыта дорога развитию индустриального производства и капиталистических отношений. Стал возникать новый тип экономики, как в городе, так и в деревне, потребовавший особого теоретического осмысления, поскольку западные концепции развития капитализма не вполне подходили для российской действительности. Наличие сильных остаточных феодально-крепостнических явлений, господство сельской общины как основы экономических и социальных отношений и многое другое привели к необходимости специальных научных трактовок. В них нуждалось и объяснение процессов усложнения и изменения социальной структуры российского общества в связи с появлением новых классов и слоев городской и сельской буржуазии, городского и сельского пролетариата, разночинцев и т.д.

Произошло значительное оживление социальной жизни, связанное с появлением революционных демократов, народников и иных общественных движений, как противостоявших правящему царскому режиму, так и поддерживавших его. В качестве важного социального явления возникает общественное мнение, изучать и учитывать которое становится необходимым для всех господствовавших и оппозиционных структур. Таким образом, оказываются налицо социально-экономические и политические предпосылки появления новой для России науки - социологии.

Главную роль в возникновении социологии в России сыграли идейно-теоретические предпосылки, выразившиеся в существовании и влиянии отдельных социальных концепций, имевших как отечественное, так и зарубежное происхождение. Вначале коротко скажем о зарубежном идейно-теоретическом влиянии, а затем значительно подробнее остановимся на предсоциологическом этапе развития российской социальной мысли [19, 37].

1.2 Периоды развития российской социологии в конце ХIХ - начале ХХ в.в.

Социологическая мысль в России развивается как часть общемировой социологической науки. Испытывая влияние со стороны различных течений западной социологии, она вместе с тем выдвигает оригинальные теории, в которых отражается своеобразие развития российского общества. В развитии социологической мысли в России исследователи выделяют три основных этапа. Первый этап - с середины XIX века до 1918 года XX века, второй - с начала 20-х годов до конца 50-х годов, третий - с начала 60-х до наших дней. Кратко охарактеризуем каждый из этих этапов.

Цивилизация истолковывается субъективными социологами как сознательное историческое движение. Это движение осуществляется, прежде всего, критической мыслью. Но поскольку мысль реально осуществляется только через действия личности, постольку, рассуждают они, главной движущей силой общественного развития выступают критически мыслящие личности, передовая интеллигенция [24, 129].

В тесной связи с общесоциологической теорией находилась и методология субъективной социологии. В ней подчеркивалась мысль о существовании принципиального различия между природными и общественными явлениями. Природные - это закономерные, повторяющиеся явления, общественные - неповторимые, индивидуальные, изменяющиеся. На основу этого разграничения утверждалась необходимость использования различных методов познания - научного и социологического.

Наряду с разработкой теоретических вопросов разворачивались эмпирические социологические исследования. Центральное место в них занимают исследования по социальным и социально-психологическим проблемам труда и быта рабочих и крестьян В этой области наиболее плодотворно работали А. К. Гастев, С. Г. Струмилин, А. Ф. Журавский и др. В тот же период активно разрабатывались социальные проблемы города, народонаселения и миграции (Н. Анцифиров, А Годулов, В Смулевич и др.), социальные проблемы культуры (И. Загорский, Н. Трояновский, Р. Елизаров).

2.Петр Лавров как представитель русской субъективной социологии

2.1 Субъективная социология в России

В российской социологии одним из наиболее развитых направлений было субъективное. С конца 1860-х гг. - времени его возникновения - до начала 1920-х г.г. оно проделало значительную эволюцию. Это становится понятным, если учесть, что к числу наиболее видных представителей субъективной социологии относятся П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский, С.Н. Южаков, Н.И. Кареев.

Представители этого направления особое внимание уделяли роли такого субъекта исторического процесса, как личность, причем не просто личность, а критически мыслящая, осуществляющая творческую деятельность. Понятие личности стало центральной категорией субъективного направления. С темой личности оказались тесно сопряженными проблемы ее взаимодействия с массами, героев и толпы, социального прогресса, Характера и путей изменения общественного строя, места и роли интеллигенции в жизни общества и др. Во всей этой проблематике представители субъективного направления всегда искали и видели нравственное начало, и практическую сторону любой деятельности. Этот поиск был сопряжен с решением одной из главных задач, которую ставили перед собой российские социологи, - исследовать и выявлять такие возможности личности, такой ее потенциал, который мог бы быть направлен на улучшение, совершенствование как общества в целом, так и конкретных человеческих отношений [4, 158].

Субъективное направление, как и вся российская социология, было тесно связано с общественно-политическими течениями и движениями, в первую очередь с народничеством. Последнее представляло собой внутренне противоречивую систему самых различных взглядов, идей и ориентации (политических, экономических, философских, социологических), обращенных к народу (в России это было, прежде всего, крестьянство) с целью изменения, улучшения - нравственного, религиозного, политического, экономического - его жизни.

При этом общей идейной платформой народничества (несмотря на наличие в нем двух течений - революционного и либерального) было признание социально-экономической самобытности России и возможности, минуя капитализм как регрессивный общественный строй, перейти к социализму. Основой этого перехода считалась крестьянская община, которую многие идеологи народничества рассматривали как готовую ячейку социализма. Они не видели значительных трудностей и проблем, связанных с ее функционированием и начинающимся разложением, в том числе и тех процессов социального расслоения, которые в ней активно происходили.

2.2 Жизнь и творческий путь П.Л. Лаврова

3. Сущность социологических взглядов П.Л. Лаврова

3.1 Задачи и методы социологии в учении П.Л. Лаврова

Таким образом, согласно Лаврову, социология есть наука о солидарности сознательных особей, или о солидарных формах их взаимодействия.

Условие солидарного взаимодействия отличает общество от простого скопления особей, не составляющего тем самым непосредственно социологического явления, а условие сознательности особей исключает из области социологии формы солидарности или солидарного общения несознательных организмов, иными словами, указывает пограничную линию социальных и биологических явлений, или социологии и биологии.

Спрашивается теперь, с каких же точек зрения явления солидарности изучаются этой дисциплиной? Какие задания в этом отношении она ставит? Какими методами она их изучает? Ответ на эти вопросы приводит, прежде всего, к делению социологии на теоретическую и практическую, иными словами, к определению ее теоретических и практических задач.

Итак, резюмируем сказанное. Согласно концепции П. Л. Лаврова:

социология есть наука о солидарности сознательных особей, ее формах, фазисах ее развития и условиях, укрепляющих, ослабляющих и изменяющих солидарность;

социология ставит себе как чисто теоретические задачи, сводящиеся к познанию очерченных явлений, так и задачи практические, состоящие в выработке идеальных форм общежития, в указании средств, наиболее успешно осуществляющих их в жизни, и в самом осуществлении этих идеалов. Правда - Истина и Правда - Справедливость неразрывны. Поскольку в области первой неизбежен и законен чисто объективный метод познания, постольку в области второй столь же неизбежен и законен субъективный метод оценки - явлений в ряде случаев, указанных выше.

Таковы вкратце взгляды Лаврова на предмет, задачи и методы социологии. Пойдем дальше и посмотрим, как развернул Лавров это определение в целую систему социологической науки.

Указанным определением предрешались характер и система социологии П. Л. Лаврова с одной стороны, с другой - те основные проблемы, которые должны были концентрировать на себе его внимание. Раз задачей социологии является изучение солидарности, то развертывание социологической теории,- конкретное построение здания социологической науки - должно было сводиться к разрешению следующих проблем:

где, когда и при каких условиях возникают явления солидарности:

какая форма из этих форм является наиболее важной для мира людей, и каково основание этой важности:

каков механизм этой смены, данный в историческом процессе, и каков предел, к которому стремится развитие форм солидарности.

3.2 Формы и механизмы солидарности

В своей родовой форме начало солидарности, согласно Лаврову, надо искать в отдаленном прошлом, не только в мире людей, но и в мире животных. Потенциально начало общества, как совокупности солидарных особей, дано чуть не с началом жизни. Рельефно она проявляется в явлениях животных обществ, начиная с колоний животных и кончая ясно выраженными животными агрегатами пчел, муравьев и т.д. Таким образом, солидарность появилась задолго до человека.

солидарность общего аффективного настроения, чуждого какому бы то ни было критическому обдумыванию,

солидарность историческую, вполне осознанную или как прочное чувство близости между особями одной и той же группы, или как понятие, обусловливающее определенные задачи личной и коллективной жизни.

3.3 Формула исторического прогресса

Главнейшими видами основных потребностей являются: питания, полового совокупления, ухода за детьми, безопасности, возбуждения нервов, частным видом которой является потребность общежития. Важнейшей формой временных потребностей служит потребность развития. Каждая из этих основных потребностей имела далеко не одинаковое влияние на сближение людей и установление солидарности между ними. Наибольшее влияние в этом отношении имели потребности: питания, безопасности и возбуждения нервов. Меньшее значение имели: потребность общежития, половая и родительская привязанность. Потребность в пище лежит в основе всей экономической деятельности и эволюции экономической жизни человечества. Потребность безопасности вызвала политическую организацию людей и эволюцию последней. Потребность в нервном возбуждении является основой украшения жизни, эстетических явлений, она же вызвала в дальнейшем наслаждение процессами сознательной критики, познавания и развития мысли.

Изменение общественных отношений, вызван­ное развитием капитализма вРоссии после реформ 60— 70-х гг., порождало объективную необходимость возник­новения различных социологических школ и направле­ний. Основными из них явились — географическое (Л.И. Мечников, С.М. Соловьев, В.О. Ключевский); орга­ническое (А.И. Стронин, П.Ф. Лилиенфельд); субъективи­стское (П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский), психологиче­ское (Л.И. Петражицкий, Н.И. Кареев); многофакторное (М.М. Ковалевский), диалектико-материалистическое, марксистское (Г.В. Плеханов, В.И. Ленин) и другие. Не имея возможности даже кратко охарактеризовать каждое из них, остановимся здесь только на четырех последних как наиболее важных.

Михайловский отводил большое место учению о коопе­рации, желая выяснить, как общество через кооперацию влияет на личность. Кооперация определяет все стороны социальной жизни. Она делится на простую и сложную в зависимости от того, с какими видами разделения труда она связана. Простая кооперация наиболее отвечает есте­ственному разделению труда. Она дает людям общую цель, вызывает солидарность интересов и взаимопонима­ние. При простой кооперации каждая личность, имеет воз­можность развить все заложенные в ней богатства - фи­зические и духовные. Члены сложной кооперации утрачи­вают свою индивидуальность, делаются однороднее, при­спосабливаются к выполнению одной функции, теряя при этом связь с целым. В такой кооперации общая цель по­степенно исчезает, разбиваясь на ряд частных, обособлен­ных целей, приходит взаимное непонимание, враждеб­ность. Вместо солидаризированного общества появляются разнородные социальные группы.

К концу XIX столетия в России сложилось и стало получать все большее распространение и марксистское направление в социоло­гии, виднейшими представителями которого были Г.В. Плеханов и В.И. Ленин.

Георгий Валентинович Плеханов (1856-1918) под­верг резкой критике субъективистский подход русских на­родников к оценке общественного развития в пореформен­ной России, развивал социологические идеи марксизма в свете материалистического понимания истории, разрабо­тал вопрос о соотношении роли личности и народных масс в истории.

Плеханов, последовательно отстаивая марксистский детерминизм, выступал против волюнтаризма в истории. Он рассматривал историю человеческого общества как не­обходимый закономерный процесс и вместе с тем как про­дукт деятельности людей. Он считал, что существует тес­ная взаимосвязь между объективной и субъективной сто­ронами общественной жизни. Плеханов выступал против тех социологов, которые приписывали Марксу взгляды, согласно которым историческая необходимость якобы дей­ствует автоматически, независимо от деятельности людей.

В историю русской социологической мысли Кареев во­шел как последний крупный исследователь, который ис­пользовал в своих работах субъективный метод. Историче­ское и сравнительное изучение, говорит Кареев, подготав­ливает только материал для социологического мышления, с которым связан субъективный метод. Отдельные собы­тия, как и общество в целом, неизбежно оцениваются с точки зрения определенного идеала.

Общество в социологии Кареева выступает в абстракт­ной форме, вне его исторических, экономических и про­чих особенностей. Общество, по Карееву, есть сложная си­стема психических и практических взаимодействий лич­ностей. Оно делится на две части: на культурные группы и социальную организацию. Культурные группы есть пред­мет индивидуальной психологии. Отличительными при­знаками культурных групп являются не природные свой­ства, а те привычки, обычаи, традиции, которые возника­ют в результате воспитания. Вторая сторона общества — социальная организация — результат коллективной психологии и изучается социологией. Социальная организа­ция - это совокупность экономической, юридической и политической сред. Основанием для такой схемы у Каре­ева выступает положение личности в обществе: ее место в самой социальной организации (политический строй); за­щищаемые государственной властью частные отношения к другим лицам (право); ее роль в экономической жизни (экономический строй). Для Кареева социальная органи­зация - показатель предела личной свободы.

Ковалевский был лично знаком с Марксом, который побудил его к анализу экономического развития общества. Но верный идее многофакторности развития общества, он не абсолютизировал эту сторону. Он не принял идею Марк­са о классовой борьбе как средстве решения социальных проблем. Ему гораздо ближе были идеи гармонии труда и капитала и способности государства решать все конфлик­ты мирным путем. Поэтому и понятие социального про­гресса для Ковалевского было связано с расширением со­лидарности.

1. Какие основные направления социологии получили развитие в России до начала XX в.?

2. В чем суть субъективистского направления в социологии, особенно социологии народничества? Кто его основные представители?

3. Что характерно для марксистского направления в социологии в России конца XIX в.?

4. Что такое психологическая школа в российской социологии и в чем заслуга ее основных представителей?

5. В чем основной смысл социологической концепции М. М. Ковалевского?

Таким образом, первым этапом — этапом становления социологии в России — можно считать время распространения социологических идей, образования направлений социологической мысли, ее укоренения в системе российской науки. Этот этап продолжался с середины 60-х до середины 90-х гг. XIX в.

Второй этап развития российской социологии характеризовался ее институциализацией, т. е. признанием со стороны государства и общества, созданием кафедр и отделений, научных учреждений для подготовки специалистов и научно-педагогических кадров, основанием научных журналов, обществ и т. д. Этот этап продолжался с середины 90-х гг. XIX в. до середины 20-х гг. XX в., до тех пор пока социологические учреждения не были закрыты, а социологи-немарксисты не изгнаны из Советской России.

Председателем был избран известный социолог и историк, академик А. С. Лаппо-Данилевский. С 1917 г. начинается присуждение ученой степени по социологии. Наконец, в 1919 г. в Петрограде создается Социологический институт, получивший статус научно-исследовательского учреждения.

Четвертый, современный, этап — этап бурного развития российской социологии — наступил в середине 1980-х гг. На этом этапе социология выходит из-под опеки КПСС и исторического материализма, становится самостоятельной наукой и учебной дисциплиной, преподаваемой во всех вузах России с 1989/1990 учебного года. Это одна из самых быстро развивающихся наук, которая постепенно ликвидирует пробелы в наших знаниях об обществе и социальных отношениях, догоняет ушедшие вперед национальные социологические школы США, Великобритании, Франции, Германии, других развитых стран.

Таким образом, в России социология как самостоятельная наука возникла в первой трети XIX в. и имеет более чем 160-летнюю историю. Это сравнительно молодая, но уже достаточно оформившаяся наука, имеющая различные подходы к предмету исследования (объективный и субъективный) и направления исследования. Основные направления в истории социологии: позитивизм, материалистическое направление (марксизм), антипозитивизм (неокантианство), господствовавший в 1880–1920 гг., психологическое направление и, наконец, неопозитивизм.

Зарождение социологии как науки в России стартовало в середине 19 века. В данный момент исторического развития государства существовало множество социальных проблем. Именно этот факт стимулировал активную разработку социологических теорий, что и позволило к концу 19 века достичь уровня, не уступающего европейскому развитию данной науки.

Огромное влияние на процесс развития социологии в России оказали взгляды таких мыслителей как Огюст Конт, Эмиль Дюркгейм и Макс Вебер. Среди отечественных мыслителей, который внесли свой вклад в развития отечественной социологии можно выделить Ковалевского, Мечникова, Михайловского и Сорокина.

Следует отметить тот факт, что развитие социологической мысли в России шло по пути сочетания общих постулатов науки и особенного национального видения проблем развития социологии.

Первый этап развития социологии в России

Первым этапом развития отечественной социологической мысли считается период с середины 19 века дл 1918 года 20 века.

На данном этапе активное развитие получила субъективная социология. В данном направлении работали такие мыслители как П. Л. Лавров и Н. К. Михайловский.

Готовые работы на аналогичную тему

Второй этап развития социологии в России

Вторым этапом развития социологической мысли в России является период с начала 20-х годов до конца 50-х годов.

Данный период характеризуется активным развитием процессов институционализации и становлением социологической науки как сформированного социального института. В 1920г. в Петроградском университете на базе факультета общественных наук было создано первое социологическое отделение. Возглавлял данное отделение Питирим Александрович Сорокин.

Он являлся крупным ученым и общественным деятелем, который внес огромный вклад в процесс развития российской и мировой социологической мысли. Именно он занимался разработкой теории социальной мобильности и стратификации. Развитие данной теории позволяло отслеживать динамику протекания различных со¬циальных процессов благодаря организации процесса определения положения индивидов и групп в структуре общества.

Основным содержанием данных исследований являлось выявление соотношения истории русской социологической мысли и социологии марксизма. Помимо этого данные труды были направлены на формулирование оригинальной социологии марксизма и определение ее места в общей системе марксизма.

В 1930 годах теория марксизма окончательно утвердилась в качестве основы социологии общества, а сама социологическая наука была объявлена философской наукой. Именно в этот период времени активно развивается процесс идеологизации жизни, и науки в том числе. Социология как самостоятельный социальный институт полностью прекращает свое существование.

Третий этап развития социологии в России

С 1960 года и до современного этапа развитие социологической науки в России шло активными темпами.

Помимо этого, начиная с 1960 года, социология вновь восстановила свой статус социального института. Именно в середине 1960 года было сформировано первое социологическое учреждение, называемое отделом социологических исследований при институте философии АН СССР и первая лаборатория социологических исследований при Ленинградском госуниверситете.

На современном этапе развития социологической науки ее положение является двойственным.

Идейно-теоретический уровень социологической мысли не подвергается сомнениям, однако практический уровень ее осуществления все чаще ставится под сомнение. Многие исследователи в данный момент склоняются к тому, чтобы считать социологию скорее маргинальной социальной дисциплиной.

Несмотря на этот факт и возникающие проблемы и трудности, современный этап развития социологической мысли имеет и свои плюсы. Основным, из них является тот факт, что поле социологических исследований — как прикладных, так и теоретических, является открытым для молодых ученых, которые входят в социологическую науку, что в свою очередь является редким историческим шансом заявить о себе как об исследователе в области социологии.

Читайте также: